2. ВИДЫ АУДИТА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Теория аудита на Западе ограничивается рассмотрением трех следующих видов аудита.

1. Операционный аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности.

2. Аудит на соответствие. Его цель – определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе те специфические процедуры или правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией), а также (если есть такой заказ от клиента) действующими нормативными актами.

3. Аудит бухгалтерской отчетности – может проводиться независимыми от проверяемого экономического субъекта аудиторами, хотя им нанятыми и оплачиваемыми. Под независимостью аудитора понимается то, что на его мнение не может быть кем-либо оказано влияние.

Аудиторская проверка, осуществленная по любому из трех перечисленных выше видов аудита, требует итоговой документации. Обычно это аудиторское заключение может быть предоставлено не только по результатам аудита, но и по результатам некоторых сопутствующих аудиторских услуг (видов деятельности).

Таким образом, услуги, оказываемые аудиторами, подразделяются на аттестуемые (требующие предоставления аудиторского заключения, прежде всего – это собственно аудит) и на неаттестуемые (не требующие представления аудиторского заключения). Помимо трех видов аудита (и прежде всего аудита бухгалтерской отчетности), к аттестуемым услугам аудиторов и аудиторских фирм относятся: а)контроль правильности с объемами проверки меньшими, чем при аудите. Контроль правильности строится на анализе эффективности внутрихозяйственного контроля проверяемого экономического субъекта или – в более редких случаях – на представлении аудитором заключения о прогнозируемых перспективах работы клиента (также основанных на проверке подробных бизнес-планов и других прогнозируемых утверждений администрации);

б) обзорная проверка. По сравнению с собственно аудитом, а также с контролем правильности она проводится по сокращенной программе. Например, обзорная проверка применяется для квартальной бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ и других экономических субъектов при аудиторском сопровождении бизнеса клиента, хотя практика показывает, что существует спрос на обзорные проверки и годовой бухгалтерской отчетности;

в) согласованные с клиентом процедуры. В соответствии с заказом клиента аудитор может проверить отдельные участки учетно-аналитической работы фирмы-клиента.

В свою очередь, к неаттестуемым (не требующим представления аудиторского заключения) относятся услуги, по которым формальная отчетность аудитора непосредственно в адрес клиента отсутствует. Среди них:

а) восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;

б) налоговое планирование и оптимизация налогообложения, составление деклараций о доходах и представление интересов клиента в налоговых службах;

в) консультационные услуги, оказываемые обычно не только в области бухгалтерского учета и налогов, но и компьютерных систем (в том числе автоматизации бухгалтерского учета и аналитических работ), технологии производства и даже по набору кандидатов на руководящие должности.

Из-за особой сложности процесса аудита нельзя быть до конца уверенным в абсолютной верности аудиторского заключения. Выражая в заключении по результатам аудита соответствующее мнение, аудитор почти всегда преодолевает определенные сомнения в том, насколько он прав.

Теория аудита на Западе ограничивается рассмотрением трех следующих видов аудита.

1. Операционный аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности.

2. Аудит на соответствие. Его цель – определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе те специфические процедуры или правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией), а также (если есть такой заказ от клиента) действующими нормативными актами.

3. Аудит бухгалтерской отчетности – может проводиться независимыми от проверяемого экономического субъекта аудиторами, хотя им нанятыми и оплачиваемыми. Под независимостью аудитора понимается то, что на его мнение не может быть кем-либо оказано влияние.

Аудиторская проверка, осуществленная по любому из трех перечисленных выше видов аудита, требует итоговой документации. Обычно это аудиторское заключение может быть предоставлено не только по результатам аудита, но и по результатам некоторых сопутствующих аудиторских услуг (видов деятельности).

Таким образом, услуги, оказываемые аудиторами, подразделяются на аттестуемые (требующие предоставления аудиторского заключения, прежде всего – это собственно аудит) и на неаттестуемые (не требующие представления аудиторского заключения). Помимо трех видов аудита (и прежде всего аудита бухгалтерской отчетности), к аттестуемым услугам аудиторов и аудиторских фирм относятся: а)контроль правильности с объемами проверки меньшими, чем при аудите. Контроль правильности строится на анализе эффективности внутрихозяйственного контроля проверяемого экономического субъекта или – в более редких случаях – на представлении аудитором заключения о прогнозируемых перспективах работы клиента (также основанных на проверке подробных бизнес-планов и других прогнозируемых утверждений администрации);

б) обзорная проверка. По сравнению с собственно аудитом, а также с контролем правильности она проводится по сокращенной программе. Например, обзорная проверка применяется для квартальной бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ и других экономических субъектов при аудиторском сопровождении бизнеса клиента, хотя практика показывает, что существует спрос на обзорные проверки и годовой бухгалтерской отчетности;

в) согласованные с клиентом процедуры. В соответствии с заказом клиента аудитор может проверить отдельные участки учетно-аналитической работы фирмы-клиента.

В свою очередь, к неаттестуемым (не требующим представления аудиторского заключения) относятся услуги, по которым формальная отчетность аудитора непосредственно в адрес клиента отсутствует. Среди них:

а) восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;

б) налоговое планирование и оптимизация налогообложения, составление деклараций о доходах и представление интересов клиента в налоговых службах;

в) консультационные услуги, оказываемые обычно не только в области бухгалтерского учета и налогов, но и компьютерных систем (в том числе автоматизации бухгалтерского учета и аналитических работ), технологии производства и даже по набору кандидатов на руководящие должности.

Из-за особой сложности процесса аудита нельзя быть до конца уверенным в абсолютной верности аудиторского заключения. Выражая в заключении по результатам аудита соответствующее мнение, аудитор почти всегда преодолевает определенные сомнения в том, насколько он прав.