2. ВИДЫ АУДИТА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Теория аудита на Западе ограничивается рассмотрением трех следующих видов аудита.
1. Операционный аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности.
2. Аудит на соответствие. Его цель – определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе те специфические процедуры или правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией), а также (если есть такой заказ от клиента) действующими нормативными актами.
3. Аудит бухгалтерской отчетности – может проводиться независимыми от проверяемого экономического субъекта аудиторами, хотя им нанятыми и оплачиваемыми. Под независимостью аудитора понимается то, что на его мнение не может быть кем-либо оказано влияние.
Аудиторская проверка, осуществленная по любому из трех перечисленных выше видов аудита, требует итоговой документации. Обычно это аудиторское заключение может быть предоставлено не только по результатам аудита, но и по результатам некоторых сопутствующих аудиторских услуг (видов деятельности).
Таким образом, услуги, оказываемые аудиторами, подразделяются на аттестуемые (требующие предоставления аудиторского заключения, прежде всего – это собственно аудит) и на неаттестуемые (не требующие представления аудиторского заключения). Помимо трех видов аудита (и прежде всего аудита бухгалтерской отчетности), к аттестуемым услугам аудиторов и аудиторских фирм относятся: а)контроль правильности с объемами проверки меньшими, чем при аудите. Контроль правильности строится на анализе эффективности внутрихозяйственного контроля проверяемого экономического субъекта или – в более редких случаях – на представлении аудитором заключения о прогнозируемых перспективах работы клиента (также основанных на проверке подробных бизнес-планов и других прогнозируемых утверждений администрации);
б) обзорная проверка. По сравнению с собственно аудитом, а также с контролем правильности она проводится по сокращенной программе. Например, обзорная проверка применяется для квартальной бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ и других экономических субъектов при аудиторском сопровождении бизнеса клиента, хотя практика показывает, что существует спрос на обзорные проверки и годовой бухгалтерской отчетности;
в) согласованные с клиентом процедуры. В соответствии с заказом клиента аудитор может проверить отдельные участки учетно-аналитической работы фирмы-клиента.
В свою очередь, к неаттестуемым (не требующим представления аудиторского заключения) относятся услуги, по которым формальная отчетность аудитора непосредственно в адрес клиента отсутствует. Среди них:
а) восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;
б) налоговое планирование и оптимизация налогообложения, составление деклараций о доходах и представление интересов клиента в налоговых службах;
в) консультационные услуги, оказываемые обычно не только в области бухгалтерского учета и налогов, но и компьютерных систем (в том числе автоматизации бухгалтерского учета и аналитических работ), технологии производства и даже по набору кандидатов на руководящие должности.
Из-за особой сложности процесса аудита нельзя быть до конца уверенным в абсолютной верности аудиторского заключения. Выражая в заключении по результатам аудита соответствующее мнение, аудитор почти всегда преодолевает определенные сомнения в том, насколько он прав.
Теория аудита на Западе ограничивается рассмотрением трех следующих видов аудита.
1. Операционный аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности.
2. Аудит на соответствие. Его цель – определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе те специфические процедуры или правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией), а также (если есть такой заказ от клиента) действующими нормативными актами.
3. Аудит бухгалтерской отчетности – может проводиться независимыми от проверяемого экономического субъекта аудиторами, хотя им нанятыми и оплачиваемыми. Под независимостью аудитора понимается то, что на его мнение не может быть кем-либо оказано влияние.
Аудиторская проверка, осуществленная по любому из трех перечисленных выше видов аудита, требует итоговой документации. Обычно это аудиторское заключение может быть предоставлено не только по результатам аудита, но и по результатам некоторых сопутствующих аудиторских услуг (видов деятельности).
Таким образом, услуги, оказываемые аудиторами, подразделяются на аттестуемые (требующие предоставления аудиторского заключения, прежде всего – это собственно аудит) и на неаттестуемые (не требующие представления аудиторского заключения). Помимо трех видов аудита (и прежде всего аудита бухгалтерской отчетности), к аттестуемым услугам аудиторов и аудиторских фирм относятся: а)контроль правильности с объемами проверки меньшими, чем при аудите. Контроль правильности строится на анализе эффективности внутрихозяйственного контроля проверяемого экономического субъекта или – в более редких случаях – на представлении аудитором заключения о прогнозируемых перспективах работы клиента (также основанных на проверке подробных бизнес-планов и других прогнозируемых утверждений администрации);
б) обзорная проверка. По сравнению с собственно аудитом, а также с контролем правильности она проводится по сокращенной программе. Например, обзорная проверка применяется для квартальной бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ и других экономических субъектов при аудиторском сопровождении бизнеса клиента, хотя практика показывает, что существует спрос на обзорные проверки и годовой бухгалтерской отчетности;
в) согласованные с клиентом процедуры. В соответствии с заказом клиента аудитор может проверить отдельные участки учетно-аналитической работы фирмы-клиента.
В свою очередь, к неаттестуемым (не требующим представления аудиторского заключения) относятся услуги, по которым формальная отчетность аудитора непосредственно в адрес клиента отсутствует. Среди них:
а) восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;
б) налоговое планирование и оптимизация налогообложения, составление деклараций о доходах и представление интересов клиента в налоговых службах;
в) консультационные услуги, оказываемые обычно не только в области бухгалтерского учета и налогов, но и компьютерных систем (в том числе автоматизации бухгалтерского учета и аналитических работ), технологии производства и даже по набору кандидатов на руководящие должности.
Из-за особой сложности процесса аудита нельзя быть до конца уверенным в абсолютной верности аудиторского заключения. Выражая в заключении по результатам аудита соответствующее мнение, аудитор почти всегда преодолевает определенные сомнения в том, насколько он прав.