11. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
Основная цель деятельности любого коммерческого предприятия – прибыль, получение которой выступает основным мотивом предпринимателя и собственника. Прибыль может быть стратегической целью предприятия. Ее размер используется при расчетах цены на продукцию и обосновании эффективности инвестиционных проектов. Однако необходимо постоянно знать размер прибыли. Более того, необходимо знать возможность ее увеличения, факты положительного и отрицательного воздействия на нее. Прибыль предприятия в финансовой науке представляется финансовым результатом, который, помимо прибыли, может иметь форму убытка.
Прибыль (убытки) формируется как сумма финансовых результатов основной (обычной) и операционной (финансовой) деятельности предприятия; от внереализационных операций;от действия чрезвычайных обстоятельств.
Анализ финансового результата ведется по следующим направлениям.
Анализ формирования и использования прибыли. В рамках данного направления определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых из прибыли, их динамика и структура.
По Налоговому кодексу Российской Федерации налог на прибыль уплачивается в бюджет не со всей суммы прибыли отчетного года, а с так называемой «налоговой прибыли» (налогооблагаемой). Чтобы ее рассчитать, необходимо из прибыли отчетного года исключить некоторые доходы, облагаемые по иной ставке, чем налог на прибыль (операции с ценными бумагами), или которые носят характер льгот. Полученная таким образом расчетная величина прибыли служит основой для взноса налога на прибыль.
После уплаты налога на прибыль оставшаяся сумма считается чистой прибылью. В данном направлении анализируются пути распределения прибыли. В качестве таковых могу рассматриваться:
– выплата дивидендов по ценным бумагам;
– образование резервного фонда;
– образование фондов специального назначения;
– внесение в бюджет штрафных санкций и расходов по возмещению ущерба из-за нарушения требований охраны окружающей среды;
– другие отвлечения.
Распределение прибыли в эти фонды осуществляется на основе заранее разработанных, согласованных и утвержденных смет расходов. Размер расходов в данных сметах планируется исходя из плановых значений чистой прибыли и нужд предприятия.
Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов. По данным формы № 2 бухгалтерского баланса проводятся горизонтальный и вертикальный анализы показателей прибыли.
Горизонтальный анализ – оценка изменений показателей прибыли за отчетный период в абсолютной сумме и процентах. Он позволяет проследить тенденции в изменениях показателей прибыли.
Вертикальный анализ – оценка изменений структуры показателей прибыли.
Считается, что горизонтальный анализ проводится самим предприятием, а вертикальный – внешними пользователями.
Финансовый результат предприятия – результативный показатель, поэтому на его значение могут оказывать влияние разные факторы. Для того чтобы их выявить, проводится факторный анализ. При этом используются методы элиминирования, выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты предприятия.
Факторный анализ проводится по таким показателям, как:
– валовая прибыль;
– прибыль от реализации;
– результаты прочей реализации.
Основная цель деятельности любого коммерческого предприятия – прибыль, получение которой выступает основным мотивом предпринимателя и собственника. Прибыль может быть стратегической целью предприятия. Ее размер используется при расчетах цены на продукцию и обосновании эффективности инвестиционных проектов. Однако необходимо постоянно знать размер прибыли. Более того, необходимо знать возможность ее увеличения, факты положительного и отрицательного воздействия на нее. Прибыль предприятия в финансовой науке представляется финансовым результатом, который, помимо прибыли, может иметь форму убытка.
Прибыль (убытки) формируется как сумма финансовых результатов основной (обычной) и операционной (финансовой) деятельности предприятия; от внереализационных операций;от действия чрезвычайных обстоятельств.
Анализ финансового результата ведется по следующим направлениям.
Анализ формирования и использования прибыли. В рамках данного направления определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых из прибыли, их динамика и структура.
По Налоговому кодексу Российской Федерации налог на прибыль уплачивается в бюджет не со всей суммы прибыли отчетного года, а с так называемой «налоговой прибыли» (налогооблагаемой). Чтобы ее рассчитать, необходимо из прибыли отчетного года исключить некоторые доходы, облагаемые по иной ставке, чем налог на прибыль (операции с ценными бумагами), или которые носят характер льгот. Полученная таким образом расчетная величина прибыли служит основой для взноса налога на прибыль.
После уплаты налога на прибыль оставшаяся сумма считается чистой прибылью. В данном направлении анализируются пути распределения прибыли. В качестве таковых могу рассматриваться:
– выплата дивидендов по ценным бумагам;
– образование резервного фонда;
– образование фондов специального назначения;
– внесение в бюджет штрафных санкций и расходов по возмещению ущерба из-за нарушения требований охраны окружающей среды;
– другие отвлечения.
Распределение прибыли в эти фонды осуществляется на основе заранее разработанных, согласованных и утвержденных смет расходов. Размер расходов в данных сметах планируется исходя из плановых значений чистой прибыли и нужд предприятия.
Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов. По данным формы № 2 бухгалтерского баланса проводятся горизонтальный и вертикальный анализы показателей прибыли.
Горизонтальный анализ – оценка изменений показателей прибыли за отчетный период в абсолютной сумме и процентах. Он позволяет проследить тенденции в изменениях показателей прибыли.
Вертикальный анализ – оценка изменений структуры показателей прибыли.
Считается, что горизонтальный анализ проводится самим предприятием, а вертикальный – внешними пользователями.
Финансовый результат предприятия – результативный показатель, поэтому на его значение могут оказывать влияние разные факторы. Для того чтобы их выявить, проводится факторный анализ. При этом используются методы элиминирования, выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты предприятия.
Факторный анализ проводится по таким показателям, как:
– валовая прибыль;
– прибыль от реализации;
– результаты прочей реализации.