49. ПРИБЫЛЬ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
Большая часть собственного капитала предприятия должна формироваться за счет внутренних источников, один из которых – прибыль.
Прибыль предприятия – важнейшая экономическая категория; основная цель деятельности любой коммерческой организации; чистый доход, созданный в сфере материального производства.
Значение прибыли состоит в том, что она выступает основным финансовым показателем. Однако это не означает, что последний уникален, поскольку у некоторых хозяйствующих субъектов наблюдается стремление извлечь как можно более высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда, что приводит к торможению развития производства и социального развития предприятия и коллектива.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие использует различные факторы производства. Результат соединения – готовая продукция. На стадии продажи выявляется стоимость товара, которая включает стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. При этом стоимость последнего характеризует вновь созданную стоимость и в таком виде распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции (т. е. для каждого предпринимателя она выступает частью издержек). Вторая же часть характеризует чистый доход, получаемый только в результате продажи продукции.
Прибыль предприятия – финансовый результат деятельности. Предприятия на рынке товаров – относительно обособленные товаропроизводители. Так, установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая таким образом денежную выручку. Но это не означает получения прибыли. С целью выявления финансового результата следует соотнести полученную выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Если выручка превышает себестоимость, предприятие получает прибыль. Если затраты превышают выручку, то предприятие несет убытки, т. е. отрицательный финансовый результат.
Таким образом, прибыль – показатель, наиболее полно отражающий эффективность деятельности предприятия. Значение прибыли усиливается с переходом к рыночной экономике. Это связано с тем, что акционерные, арендные, частные и другие формы собственности предприятия, получив финансовую самостоятельность и независимость, могут самостоятельно решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остающуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. В рамках финансового менеджмента все инструменты управления в той или иной мере ориентированы на максимизацию прибыли.
Максимизация прибыли – одно из основных условий функционирования предприятия. Только при постоянном росте прибыли предприятие может иметь возможность осуществления финансовых и прямых инвестиций. Однако предприятие должно стремиться к максимизации прибыли в долгосрочном плане. В краткосрочном плане она может приводить к снижению темпов развития, поскольку предприятие может максимизировать прибыль только путем снижения своих расходов, в том числе и на инвестиции.
Прибыль может рассматриваться в качестве критерия отбора финансовых и инвестиционных решений в долгосрочном и краткосрочном понимании.
Большая часть собственного капитала предприятия должна формироваться за счет внутренних источников, один из которых – прибыль.
Прибыль предприятия – важнейшая экономическая категория; основная цель деятельности любой коммерческой организации; чистый доход, созданный в сфере материального производства.
Значение прибыли состоит в том, что она выступает основным финансовым показателем. Однако это не означает, что последний уникален, поскольку у некоторых хозяйствующих субъектов наблюдается стремление извлечь как можно более высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда, что приводит к торможению развития производства и социального развития предприятия и коллектива.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие использует различные факторы производства. Результат соединения – готовая продукция. На стадии продажи выявляется стоимость товара, которая включает стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. При этом стоимость последнего характеризует вновь созданную стоимость и в таком виде распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции (т. е. для каждого предпринимателя она выступает частью издержек). Вторая же часть характеризует чистый доход, получаемый только в результате продажи продукции.
Прибыль предприятия – финансовый результат деятельности. Предприятия на рынке товаров – относительно обособленные товаропроизводители. Так, установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая таким образом денежную выручку. Но это не означает получения прибыли. С целью выявления финансового результата следует соотнести полученную выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Если выручка превышает себестоимость, предприятие получает прибыль. Если затраты превышают выручку, то предприятие несет убытки, т. е. отрицательный финансовый результат.
Таким образом, прибыль – показатель, наиболее полно отражающий эффективность деятельности предприятия. Значение прибыли усиливается с переходом к рыночной экономике. Это связано с тем, что акционерные, арендные, частные и другие формы собственности предприятия, получив финансовую самостоятельность и независимость, могут самостоятельно решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остающуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. В рамках финансового менеджмента все инструменты управления в той или иной мере ориентированы на максимизацию прибыли.
Максимизация прибыли – одно из основных условий функционирования предприятия. Только при постоянном росте прибыли предприятие может иметь возможность осуществления финансовых и прямых инвестиций. Однако предприятие должно стремиться к максимизации прибыли в долгосрочном плане. В краткосрочном плане она может приводить к снижению темпов развития, поскольку предприятие может максимизировать прибыль только путем снижения своих расходов, в том числе и на инвестиции.
Прибыль может рассматриваться в качестве критерия отбора финансовых и инвестиционных решений в долгосрочном и краткосрочном понимании.