84. НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

Налоговая система не всегда эффективна. Она может не способствовать развитию хозяйствующих субъектов. В таких случаях последние вынуждены искать пути снижения налогового бремени. Работу в данном направлении принято называть налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация – уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Необходимо отметить, что налоговая оптимизация охватывает способы только легального снижения налогового бремени. Кроме того, в отношении налогового бремени необходимо говорить именно об оптимизации, а не о минимизации(минимизации налоговых обязательств), поскольку последняя может привести к дополнительным расходам (штрафам, пеням).

При налоговой оптимизации налогоплательщик применяет разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, фактически не нарушает законодательство. Поэтому такие действия плательщика не образуют состав налогового преступления или правонарушения, а значит, не влекут неблагоприятных последствий для него.

Выполнение принципов налоговой оптимизации позволяет повысить ее эффективность. Известны следующие принципы налоговой оптимизации:

1) разумности, который означает, что «все хорошо, что в меру» (использование грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не прощает; на практике схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей);

2) национальногозаконодательства, который предполагает недопустимость при построении метода налоговой оптимизации ориентации на зарубежный опыт в данной сфере;

3) комплексного расчета экономии и потерь, согласно которому при создании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом;

4) политичности, который означает, что при выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо принимать во внимание ряд «политических» аспектов:

– состояние бюджета территории;

– роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. п.;

5) документальногозакрепления(практика показывает, что небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, может привести к применению более обременительного для предприятия механизма налогообложения);

6) неповторимости: в процессе налогового планирования, при планировании метода налоговой оптимизации, ключевой момент которого – несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций; существенно повышает риск усиленного налогового контроля неоднократное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия;

7) конфиденциальности: при применении методов налоговой оптимизации необходимо соблюдать требования конфиденциальности.

Налоговая система не всегда эффективна. Она может не способствовать развитию хозяйствующих субъектов. В таких случаях последние вынуждены искать пути снижения налогового бремени. Работу в данном направлении принято называть налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация – уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Необходимо отметить, что налоговая оптимизация охватывает способы только легального снижения налогового бремени. Кроме того, в отношении налогового бремени необходимо говорить именно об оптимизации, а не о минимизации(минимизации налоговых обязательств), поскольку последняя может привести к дополнительным расходам (штрафам, пеням).

При налоговой оптимизации налогоплательщик применяет разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, фактически не нарушает законодательство. Поэтому такие действия плательщика не образуют состав налогового преступления или правонарушения, а значит, не влекут неблагоприятных последствий для него.

Выполнение принципов налоговой оптимизации позволяет повысить ее эффективность. Известны следующие принципы налоговой оптимизации:

1) разумности, который означает, что «все хорошо, что в меру» (использование грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не прощает; на практике схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей);

2) национальногозаконодательства, который предполагает недопустимость при построении метода налоговой оптимизации ориентации на зарубежный опыт в данной сфере;

3) комплексного расчета экономии и потерь, согласно которому при создании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом;

4) политичности, который означает, что при выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо принимать во внимание ряд «политических» аспектов:

– состояние бюджета территории;

– роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. п.;

5) документальногозакрепления(практика показывает, что небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, может привести к применению более обременительного для предприятия механизма налогообложения);

6) неповторимости: в процессе налогового планирования, при планировании метода налоговой оптимизации, ключевой момент которого – несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций; существенно повышает риск усиленного налогового контроля неоднократное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия;

7) конфиденциальности: при применении методов налоговой оптимизации необходимо соблюдать требования конфиденциальности.