82. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
Налоговая система – совокупность существующих в конкретный момент времени налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т. д.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговая система не всегда может быть эффективной.
Для хозяйствующих субъектов налоговая система – один из факторов внешней среды. Ее влияние на деятельность предприятия состоит в том, что налоговые обязательства влекут сокращение прибыли предприятия и рост некоторых его расходов. В результате эффективность хозяйственной деятельности существенно снижается.
Налог – обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически законныхдействий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Неоднозначность налогового законодательства, возможность получения льгот, противоречия в налоговом законодательстве, а также неоправданное налоговое бремя приводят хозяйствующие субъекты к необходимости формирования самостоятельной функции внутрифирменного менеджмента, содержание которой – взаимоотношения предприятий и организаций с государством.
Налоговый менеджмент как самостоятельная система управления предприятием имеет свои объект, предмет и инструменты.
Предмет налогового менеджмента – налоговая политика, которая определяет уровень налогообложения, и ее практическая реализация.
Объект – хозяйствующие субъекты, т. е. налогоплательщики.
Информационная база налогового менеджмента формируется в рамках финансового, налогового и управленческого учета.
Система налогового менеджмента включает такие составные элементы, как:
– налоговое планирование, включая международное;
– экспертизу налоговых схем;
– налоговый консалтинг;
– налоговое право, включая защиту интересов в налоговых органах и арбитражном суде.
В процессе осуществления налогового менеджмента используются стратегические и оперативные инструменты. К первым относятся:
– оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий;
– разработка учетной политики с учетом действующего законодательства, внутрифирменного стратегического менеджмента и налоговых последствий ее реализации;
– учет налоговых обязательств при разработке контрактных схем и многовариантность схем управления финансовыми и информационными потоками;
– прогноз эффективности оптимизирующих мероприятий. Ко вторым относятся:
– еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специалистов;
– регулярный налоговый анализ и оценка эффективности налогового менеджмента и т. д.
Налоговая система – совокупность существующих в конкретный момент времени налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т. д.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговая система не всегда может быть эффективной.
Для хозяйствующих субъектов налоговая система – один из факторов внешней среды. Ее влияние на деятельность предприятия состоит в том, что налоговые обязательства влекут сокращение прибыли предприятия и рост некоторых его расходов. В результате эффективность хозяйственной деятельности существенно снижается.
Налог – обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически законныхдействий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Неоднозначность налогового законодательства, возможность получения льгот, противоречия в налоговом законодательстве, а также неоправданное налоговое бремя приводят хозяйствующие субъекты к необходимости формирования самостоятельной функции внутрифирменного менеджмента, содержание которой – взаимоотношения предприятий и организаций с государством.
Налоговый менеджмент как самостоятельная система управления предприятием имеет свои объект, предмет и инструменты.
Предмет налогового менеджмента – налоговая политика, которая определяет уровень налогообложения, и ее практическая реализация.
Объект – хозяйствующие субъекты, т. е. налогоплательщики.
Информационная база налогового менеджмента формируется в рамках финансового, налогового и управленческого учета.
Система налогового менеджмента включает такие составные элементы, как:
– налоговое планирование, включая международное;
– экспертизу налоговых схем;
– налоговый консалтинг;
– налоговое право, включая защиту интересов в налоговых органах и арбитражном суде.
В процессе осуществления налогового менеджмента используются стратегические и оперативные инструменты. К первым относятся:
– оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий;
– разработка учетной политики с учетом действующего законодательства, внутрифирменного стратегического менеджмента и налоговых последствий ее реализации;
– учет налоговых обязательств при разработке контрактных схем и многовариантность схем управления финансовыми и информационными потоками;
– прогноз эффективности оптимизирующих мероприятий. Ко вторым относятся:
– еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специалистов;
– регулярный налоговый анализ и оценка эффективности налогового менеджмента и т. д.