82. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

Налоговая система – совокупность существующих в конкретный момент времени налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т. д.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговая система не всегда может быть эффективной.

Для хозяйствующих субъектов налоговая система – один из факторов внешней среды. Ее влияние на деятельность предприятия состоит в том, что налоговые обязательства влекут сокращение прибыли предприятия и рост некоторых его расходов. В результате эффективность хозяйственной деятельности существенно снижается.

Налог – обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически законныхдействий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Неоднозначность налогового законодательства, возможность получения льгот, противоречия в налоговом законодательстве, а также неоправданное налоговое бремя приводят хозяйствующие субъекты к необходимости формирования самостоятельной функции внутрифирменного менеджмента, содержание которой – взаимоотношения предприятий и организаций с государством.

Налоговый менеджмент как самостоятельная система управления предприятием имеет свои объект, предмет и инструменты.

Предмет налогового менеджмента – налоговая политика, которая определяет уровень налогообложения, и ее практическая реализация.

Объект – хозяйствующие субъекты, т. е. налогоплательщики.

Информационная база налогового менеджмента формируется в рамках финансового, налогового и управленческого учета.

Система налогового менеджмента включает такие составные элементы, как:

– налоговое планирование, включая международное;

– экспертизу налоговых схем;

– налоговый консалтинг;

– налоговое право, включая защиту интересов в налоговых органах и арбитражном суде.

В процессе осуществления налогового менеджмента используются стратегические и оперативные инструменты. К первым относятся:

– оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий;

– разработка учетной политики с учетом действующего законодательства, внутрифирменного стратегического менеджмента и налоговых последствий ее реализации;

– учет налоговых обязательств при разработке контрактных схем и многовариантность схем управления финансовыми и информационными потоками;

– прогноз эффективности оптимизирующих мероприятий. Ко вторым относятся:

– еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специалистов;

– регулярный налоговый анализ и оценка эффективности налогового менеджмента и т. д.

Налоговая система – совокупность существующих в конкретный момент времени налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т. д.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговая система не всегда может быть эффективной.

Для хозяйствующих субъектов налоговая система – один из факторов внешней среды. Ее влияние на деятельность предприятия состоит в том, что налоговые обязательства влекут сокращение прибыли предприятия и рост некоторых его расходов. В результате эффективность хозяйственной деятельности существенно снижается.

Налог – обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически законныхдействий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Неоднозначность налогового законодательства, возможность получения льгот, противоречия в налоговом законодательстве, а также неоправданное налоговое бремя приводят хозяйствующие субъекты к необходимости формирования самостоятельной функции внутрифирменного менеджмента, содержание которой – взаимоотношения предприятий и организаций с государством.

Налоговый менеджмент как самостоятельная система управления предприятием имеет свои объект, предмет и инструменты.

Предмет налогового менеджмента – налоговая политика, которая определяет уровень налогообложения, и ее практическая реализация.

Объект – хозяйствующие субъекты, т. е. налогоплательщики.

Информационная база налогового менеджмента формируется в рамках финансового, налогового и управленческого учета.

Система налогового менеджмента включает такие составные элементы, как:

– налоговое планирование, включая международное;

– экспертизу налоговых схем;

– налоговый консалтинг;

– налоговое право, включая защиту интересов в налоговых органах и арбитражном суде.

В процессе осуществления налогового менеджмента используются стратегические и оперативные инструменты. К первым относятся:

– оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий;

– разработка учетной политики с учетом действующего законодательства, внутрифирменного стратегического менеджмента и налоговых последствий ее реализации;

– учет налоговых обязательств при разработке контрактных схем и многовариантность схем управления финансовыми и информационными потоками;

– прогноз эффективности оптимизирующих мероприятий. Ко вторым относятся:

– еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специалистов;

– регулярный налоговый анализ и оценка эффективности налогового менеджмента и т. д.