74. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПУТЕМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕМА ПРОДАЖ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
Финансовые прогнозы могут составляться с помощью различных методов. При этом необходимо соблюдать следующее правило: затраты на прогнозирование не должны превышать эффект от использования прогнозов.
Поскольку прогнозы достаточно условны, часть предприятий в своей хозяйственной практике при составлении таковых идут по пути «наименьшего сопротивления». Однако экономия на прогнозировании нередко приводит к снижению точности получаемых прогнозов и, как следствие, неоправданным финансовым решениям. Задача прогнозирования состоит не в том, чтобы дать финансовым менеджерам максимально точную информацию, а в том, чтобы показать примерное развитие событий.
Один из методов, позволяющих сделать более-менее точные прогнозы при минимуме затрат, – метод прогнозирования пропорционально объему продаж. Суть его состоит в том, что на основе выявленной в прошлых периодах зависимости финансовых показателей предприятия до того или иного объема продаж делается предположение о сохранении данной зависимости в будущем. Считается, что сложившиеся зависимости финансовых показателей от объемов продаж являются оптимальными. Поэтому исходя из прогнозного объема продаж и полученных зависимостей прогнозируются значения финансовых показателей.
Алгоритм использования данного метода:
1. Определение статей отчета о прибылях и убытках и баланса, значения которых определяются в той же зависимости, что и объем продаж. Как правило, напрямую от изменения объема реализации зависят все статьи указанного отчета, кроме процентов по кредитам. Это связано с тем, что в основе выручки и себестоимости объективно лежат натуральные показатели продаж.
В отношении бухгалтерского баланса зависимость неоднозначна. Если объем реализации возрастает, то как основные, так и оборотные фонды предприятия потребуют увеличения. Также больше денежных средств будет необходимо для заключения сделок по закупке сырья и материалов, возрастут значения дебиторской задолженности при сохранении прежней финансовой политики, станет необходимым размещение дополнительных запасов на складах, возникнет необходимость введения новых производственных мощностей. Значения таких активов, как ценные бумаги, напрямую не связаны с объемом продаж.
2. Корректировка статей бухгалтерской отчетности, по которой в зависимости от изменения объемов реализации составляется прогноз.
Использование указанного метода делает необходимым учет зависимостей потребности в финансировании от различных факторов. Необходимо знать, что этот показатель определяется в последнюю очередь, т. е. тогда, когда уже составлены прогнозные значения активов и пассивов предприятия.
Размер потребности во внешнем финансировании рассчитывается путем сопоставления активов и пассивов предприятия. Он может складываться под воздействием следующих основных факторов:
– темпа роста продаж: чем быстрее растут продажи, тем больше предприятию требуются дополнительные активы (причем если у предприятия производственные мощности загружены не полностью, то потребность в дополнительных активах меньше, и наоборот);
– капиталоемкости продукции: чем больше предприятие тратит средств на производство единицы продукции, тем больше у него потребность в дополнительных источниках финансирования при росте объемов продаж, и наоборот.
Финансовые прогнозы могут составляться с помощью различных методов. При этом необходимо соблюдать следующее правило: затраты на прогнозирование не должны превышать эффект от использования прогнозов.
Поскольку прогнозы достаточно условны, часть предприятий в своей хозяйственной практике при составлении таковых идут по пути «наименьшего сопротивления». Однако экономия на прогнозировании нередко приводит к снижению точности получаемых прогнозов и, как следствие, неоправданным финансовым решениям. Задача прогнозирования состоит не в том, чтобы дать финансовым менеджерам максимально точную информацию, а в том, чтобы показать примерное развитие событий.
Один из методов, позволяющих сделать более-менее точные прогнозы при минимуме затрат, – метод прогнозирования пропорционально объему продаж. Суть его состоит в том, что на основе выявленной в прошлых периодах зависимости финансовых показателей предприятия до того или иного объема продаж делается предположение о сохранении данной зависимости в будущем. Считается, что сложившиеся зависимости финансовых показателей от объемов продаж являются оптимальными. Поэтому исходя из прогнозного объема продаж и полученных зависимостей прогнозируются значения финансовых показателей.
Алгоритм использования данного метода:
1. Определение статей отчета о прибылях и убытках и баланса, значения которых определяются в той же зависимости, что и объем продаж. Как правило, напрямую от изменения объема реализации зависят все статьи указанного отчета, кроме процентов по кредитам. Это связано с тем, что в основе выручки и себестоимости объективно лежат натуральные показатели продаж.
В отношении бухгалтерского баланса зависимость неоднозначна. Если объем реализации возрастает, то как основные, так и оборотные фонды предприятия потребуют увеличения. Также больше денежных средств будет необходимо для заключения сделок по закупке сырья и материалов, возрастут значения дебиторской задолженности при сохранении прежней финансовой политики, станет необходимым размещение дополнительных запасов на складах, возникнет необходимость введения новых производственных мощностей. Значения таких активов, как ценные бумаги, напрямую не связаны с объемом продаж.
2. Корректировка статей бухгалтерской отчетности, по которой в зависимости от изменения объемов реализации составляется прогноз.
Использование указанного метода делает необходимым учет зависимостей потребности в финансировании от различных факторов. Необходимо знать, что этот показатель определяется в последнюю очередь, т. е. тогда, когда уже составлены прогнозные значения активов и пассивов предприятия.
Размер потребности во внешнем финансировании рассчитывается путем сопоставления активов и пассивов предприятия. Он может складываться под воздействием следующих основных факторов:
– темпа роста продаж: чем быстрее растут продажи, тем больше предприятию требуются дополнительные активы (причем если у предприятия производственные мощности загружены не полностью, то потребность в дополнительных активах меньше, и наоборот);
– капиталоемкости продукции: чем больше предприятие тратит средств на производство единицы продукции, тем больше у него потребность в дополнительных источниках финансирования при росте объемов продаж, и наоборот.