4.3. Административно-правовые методы менеджмента
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.
Административно-правовые методы опираются на следующие системы:
• систему законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения;
• систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;
• систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;
• систему оперативного руководства (власти). Данная система включает:
– распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
– популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;
– делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;
– участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.
Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:
kvvad организационное воздействие (регламентирование и нормирование);
kvvad распорядительное воздействие;
kvvad организационно-распорядительное воздействие.
Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 4.2.
Рис. 4.2
Административное воздействие определяется объемом полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным – способ усиления власти менеджера (рис. 4.3). Цели административного воздействия:
kvvad регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников;
Рис. 4.3. Эффективное делегирование полномочий
Рис. 4.4. Характеристика организационного воздействия
kvvad постановка задач исполнителям;
kvvad контроль за выполнением задач.
Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов (рис. 4.4).
Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Характеристика распорядительного воздействия
Рис. 4.6. Характеристика организационно-распорядительного воздействия
Особую роль играет организационно-распределительное воздействие (рис. 4.6).
Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.
Административно-правовые методы опираются на следующие системы:
• систему законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения;
• систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;
• систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;
• систему оперативного руководства (власти). Данная система включает:
– распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
– популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;
– делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;
– участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.
Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:
kvvad организационное воздействие (регламентирование и нормирование);
kvvad распорядительное воздействие;
kvvad организационно-распорядительное воздействие.
Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 4.2.
Рис. 4.2
Административное воздействие определяется объемом полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным – способ усиления власти менеджера (рис. 4.3). Цели административного воздействия:
kvvad регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников;
Рис. 4.3. Эффективное делегирование полномочий
Рис. 4.4. Характеристика организационного воздействия
kvvad постановка задач исполнителям;
kvvad контроль за выполнением задач.
Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов (рис. 4.4).
Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Характеристика распорядительного воздействия
Рис. 4.6. Характеристика организационно-распорядительного воздействия
Особую роль играет организационно-распределительное воздействие (рис. 4.6).
Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.