7.2. Влияние теорий управления на природу человека
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Д. Макгрегор в своих работах определил параметры, которые может контролировать менеджер, определяющий эффективность работы подчиненного:
kvvad получаемое задание;
kvvad качество выполнения задания;
kvvad время получения задания;
kvvad время выполнения задания;
kvvad средства для выполнения задания;
kvvad коллектив;
kvvad инструкция;
kvvad убеждение подчиненного в вознаграждении за работу;
kvvad размер вознаграждения за работу.
Д. Макгрегор показал, что на основе указанных параметров возможно применение двух различных подходов к управлению, которые он отразил в двух теориях – теории «X» и теория «У» (табл. 7.3).
Таблица 7.2
Изменения в системе управления человеческими ресурсами
Таблица 7.3
Два подхода к управлению
Свое понимание вопроса предложил У. Оучи, сформулировав теории «А» и «Z», которые во многом характеризовали японскую и американскую модели управления людскими ресурсами (табл. 7.4).
Таблица 7.4
Японская и американская модели управления
Современные подходы к управлению персоналом воплощены в теориях «А» и «Z», хотя в чистом виде эти теории не встречаются.
В последнее время преуспевающие менеджеры стремятся к полному делегированию полномочий, когда руководитель передает полностью и права и ответственность за принятие решений в конкретном направлении одному из работников предприятия. Наиболее точно концепцию делегирования определяет калифорнийский профессор Д. Стокман (рис. 7.2).
Важным участком деятельности менеджера, определяющим во многом достижение организацией стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных, самонастраивающихся структур, которые называют командой.
Команда – тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое.
Рис. 7.2. Концепция делегирования Д. Стокмана
При формировании команды должны быть учтены следующие требования:
• каждый участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед коллективом. Оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся команда;
• команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носит коллективный, а не индивидуальный характер;
• любой участник команды должен постоянно совершенствовать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными, энциклопедическими в своей сфере знаниями, трудовыми навыками. Он должен быть способен в любое время оказать помощь в этом нуждающемуся члену коллектива, постоянно взаимодействовать со всеми членами коллектива. В то же время команда не может диктовать состоящим в ней партнерам свою волю – каждый сохраняет собственную самостоятельность;
• все члены команды имеют равные права в ее работе, планируя свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива, участвуя в формировании плана работы каждого члена команды;
• подбор участников командного коллектива осуществляется, в первую очередь, по психологической совместимости;
• обязанности каждого участника команды уточняются, но достаточно гибко. В процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, постоянно изменяется;
• управление командой осуществляется коллективно. За руководителем закрепляются функции координации и представления интересов команды во внешней среде.
Для совершенствования управления персоналом можно рекомендовать следующие направления работы:
kvvad улучшение организации рабочих мест;
kvvad обеспечение более рационального планирования и использования имеющихся служебных помещений;
kvvad систематическое проведение переподготовки и повышения квалификации всех сотрудников организации;
kvvad создание условий для стабильной занятости;
kvvad разработка и успешная реализация различных социально-экономических проблем.
Американский ученый М. Ле Беф открыл основополагающий принцип менеджмента человеческих ресурсов: «Делается то, что вознаграждается».
Эффективный менеджмент позволяет определить, что необходимо вознаграждать, чтобы использовать человеческие ресурсы наилучшим образом.
Д. Макгрегор в своих работах определил параметры, которые может контролировать менеджер, определяющий эффективность работы подчиненного:
kvvad получаемое задание;
kvvad качество выполнения задания;
kvvad время получения задания;
kvvad время выполнения задания;
kvvad средства для выполнения задания;
kvvad коллектив;
kvvad инструкция;
kvvad убеждение подчиненного в вознаграждении за работу;
kvvad размер вознаграждения за работу.
Д. Макгрегор показал, что на основе указанных параметров возможно применение двух различных подходов к управлению, которые он отразил в двух теориях – теории «X» и теория «У» (табл. 7.3).
Таблица 7.2
Изменения в системе управления человеческими ресурсами
Таблица 7.3
Два подхода к управлению
Свое понимание вопроса предложил У. Оучи, сформулировав теории «А» и «Z», которые во многом характеризовали японскую и американскую модели управления людскими ресурсами (табл. 7.4).
Таблица 7.4
Японская и американская модели управления
Современные подходы к управлению персоналом воплощены в теориях «А» и «Z», хотя в чистом виде эти теории не встречаются.
В последнее время преуспевающие менеджеры стремятся к полному делегированию полномочий, когда руководитель передает полностью и права и ответственность за принятие решений в конкретном направлении одному из работников предприятия. Наиболее точно концепцию делегирования определяет калифорнийский профессор Д. Стокман (рис. 7.2).
Важным участком деятельности менеджера, определяющим во многом достижение организацией стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных, самонастраивающихся структур, которые называют командой.
Команда – тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое.
Рис. 7.2. Концепция делегирования Д. Стокмана
При формировании команды должны быть учтены следующие требования:
• каждый участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед коллективом. Оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся команда;
• команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носит коллективный, а не индивидуальный характер;
• любой участник команды должен постоянно совершенствовать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными, энциклопедическими в своей сфере знаниями, трудовыми навыками. Он должен быть способен в любое время оказать помощь в этом нуждающемуся члену коллектива, постоянно взаимодействовать со всеми членами коллектива. В то же время команда не может диктовать состоящим в ней партнерам свою волю – каждый сохраняет собственную самостоятельность;
• все члены команды имеют равные права в ее работе, планируя свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива, участвуя в формировании плана работы каждого члена команды;
• подбор участников командного коллектива осуществляется, в первую очередь, по психологической совместимости;
• обязанности каждого участника команды уточняются, но достаточно гибко. В процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, постоянно изменяется;
• управление командой осуществляется коллективно. За руководителем закрепляются функции координации и представления интересов команды во внешней среде.
Для совершенствования управления персоналом можно рекомендовать следующие направления работы:
kvvad улучшение организации рабочих мест;
kvvad обеспечение более рационального планирования и использования имеющихся служебных помещений;
kvvad систематическое проведение переподготовки и повышения квалификации всех сотрудников организации;
kvvad создание условий для стабильной занятости;
kvvad разработка и успешная реализация различных социально-экономических проблем.
Американский ученый М. Ле Беф открыл основополагающий принцип менеджмента человеческих ресурсов: «Делается то, что вознаграждается».
Эффективный менеджмент позволяет определить, что необходимо вознаграждать, чтобы использовать человеческие ресурсы наилучшим образом.