7.4. Человек и организация

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 

Взаимодействие человека и организации может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 7.5).

В менеджменте существует два подхода к установлению взаимодействия человека и организации.

Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции:

kvvad описание работы;

kvvad определение квалификационных требований;

kvvad отбор кандидатов по квалификационным требованиям;

kvvad назначение человека на определенную работу.

Работа или функция подбирается для человека:

kvvad изучение возможностей и стремлений человека;

kvvad закрепление за человеком определенного местав организации;

kvvad подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека;

kvvad закрепление работы за человеком.

Человек выполняет работу в окружении людей и является одновременно исполнителем некоторой роли в организации и членом группы, в рамках которой он действует.

Группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

Взаимодействие членов группы базируется на некотором общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, позволяющими ей вступать во взаимодействие с внешней средой и адаптироваться к возможным изменениям.

Группы в организации могут быть:

• формальные – выделяются как структурные подразделения в организации;

• неформальные – создаются членами организации в соответствии с взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т.п.

Факторы, влияющие на функционирование группы, – это характеристики членов группы:

kvvad личностные характеристики человека, его способности;

Рис. 7.5. Человек и организация

kvvad образование;

kvvad жизненный опыт;

структурные характеристики группы: S коммуникации в группе и нормы поведения;

kvvad статус и роли;

kvvad личные симпатии и антипатии между членами группы;

kvvad влияние друг на друга;

ситуационные характеристики:

kvvad размер группы;

kvvad задачи, решаемые группой;

kvvad система вознаграждения в группе.

На современных предприятиях используются различные формы работы в группе.

– совместное решение частичных задач;

– автономные и полуавтономные бригады;

– целевые, проектные группы;

– «кружки качества».

Менеджеры признают, что хорошо организованные группы позволяют аккумулировать большой объем знаний, обеспечивают лучшее восприятие и понимание проблем, выявление альтернативных приемов в процессе подготовки и принятия решений.

Менеджер должен учитывать роль группы в построении работы предприятия, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как:

–> индивида, обладающего набором определенных характеристик;

–> специалиста, призванного выполнять определенную работу;

–> члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении;

–> человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с полученными знаниями.

В деятельности относительно самостоятельных подразделений следует использовать предпринимательский стиль ведения работ.

Взаимодействие человека и организации может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 7.5).

В менеджменте существует два подхода к установлению взаимодействия человека и организации.

Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции:

kvvad описание работы;

kvvad определение квалификационных требований;

kvvad отбор кандидатов по квалификационным требованиям;

kvvad назначение человека на определенную работу.

Работа или функция подбирается для человека:

kvvad изучение возможностей и стремлений человека;

kvvad закрепление за человеком определенного местав организации;

kvvad подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека;

kvvad закрепление работы за человеком.

Человек выполняет работу в окружении людей и является одновременно исполнителем некоторой роли в организации и членом группы, в рамках которой он действует.

Группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

Взаимодействие членов группы базируется на некотором общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, позволяющими ей вступать во взаимодействие с внешней средой и адаптироваться к возможным изменениям.

Группы в организации могут быть:

• формальные – выделяются как структурные подразделения в организации;

• неформальные – создаются членами организации в соответствии с взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т.п.

Факторы, влияющие на функционирование группы, – это характеристики членов группы:

kvvad личностные характеристики человека, его способности;

Рис. 7.5. Человек и организация

kvvad образование;

kvvad жизненный опыт;

структурные характеристики группы: S коммуникации в группе и нормы поведения;

kvvad статус и роли;

kvvad личные симпатии и антипатии между членами группы;

kvvad влияние друг на друга;

ситуационные характеристики:

kvvad размер группы;

kvvad задачи, решаемые группой;

kvvad система вознаграждения в группе.

На современных предприятиях используются различные формы работы в группе.

– совместное решение частичных задач;

– автономные и полуавтономные бригады;

– целевые, проектные группы;

– «кружки качества».

Менеджеры признают, что хорошо организованные группы позволяют аккумулировать большой объем знаний, обеспечивают лучшее восприятие и понимание проблем, выявление альтернативных приемов в процессе подготовки и принятия решений.

Менеджер должен учитывать роль группы в построении работы предприятия, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как:

–> индивида, обладающего набором определенных характеристик;

–> специалиста, призванного выполнять определенную работу;

–> члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении;

–> человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с полученными знаниями.

В деятельности относительно самостоятельных подразделений следует использовать предпринимательский стиль ведения работ.