2. История возникновения государственных и муниципальных финансов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха.
С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином подразумевался доход.
В европейских странах ближе к XVIII в. финансы включали совокупность доходов, расходов, долга государства. Изначально финансы рассматривались в качестве денежных фондов. Несколько позднее понятие «финансы» стало включать в себя и местные финансы.
Благодаря развитию науки финансов государство стало подходить к формированию финансов более осмысленно. Финансы рассматривались как совокупность налоговых сборов, имущества, формирования бюджета и его расходования на более широкие цели.
В мировой практике выделяются две теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая.
Классическая теория подразумевает господство государства над финансами.
Неоклассики представляют другое видение финансовой системы. Они полностью отходят от господства государства во всех сферах, в том числе выделяют финансы как независимую категорию.
Классическая теория представляет мысли, касающиеся налоговой политики государства. В этой связи прославился Адам Смит.
В современных налоговых отношениях эти правила тоже находят свое отражение, например в Налоговом кодексе РФ.
Термин «финансы» в России стал применяться с XVIII в. и его трактовка была такова: «Финансы – это все то, что касается прихода, расхода государства» (В. И. Даль).
Возглавлял Министерство министр финансов, при котором формировались совет и канцелярия. Само Министерство состояло из департаментов, отделений, столов.
Император назначал министра, который подчинялся только ему. Таким образом, в управлении министерствами лежал принцип единоначалия. Структура министерств была построена по французской аналогии.
Министерство финансов играло важную роль в рассмотрении «каждогодних» финансовых отчетов, поступавших из других министерств.
В структуре Министерства находилась комиссия погашения долгов. В ее компетенцию входили обследование и решение вопросов по сокращению внутреннего и внешнего государственного долга.
Министерство финансов состояло из шести департаментов. В их число входили: Департамент горных и соляных дел, Департамент разных податей и сборов, Департамент государственных имуществ, Департамент мануфактур, Департамент внутренней торговли, Государственное казначейство.
На базе Коммерческого, Заемного банков был образован Государственный банк. В 1882 г. образовался Крестьянский поземельный банк. Основу его деятельности составляло посредничество в приобретении земель у дворян и продаже кулаку. Крах финансовой системы в России начался с приходом Е. Ф. Канкрина. Под его руководством в 1839–1843 гг. была проведена денежная реформа.
Знаменательными моментами в отечественной истории стали Крестьянская реформа 1861 г. и выкупная операция. Это повлекло за собой расширение госаппарата и увеличение роли Министерства финансов.
Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха.
С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином подразумевался доход.
В европейских странах ближе к XVIII в. финансы включали совокупность доходов, расходов, долга государства. Изначально финансы рассматривались в качестве денежных фондов. Несколько позднее понятие «финансы» стало включать в себя и местные финансы.
Благодаря развитию науки финансов государство стало подходить к формированию финансов более осмысленно. Финансы рассматривались как совокупность налоговых сборов, имущества, формирования бюджета и его расходования на более широкие цели.
В мировой практике выделяются две теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая.
Классическая теория подразумевает господство государства над финансами.
Неоклассики представляют другое видение финансовой системы. Они полностью отходят от господства государства во всех сферах, в том числе выделяют финансы как независимую категорию.
Классическая теория представляет мысли, касающиеся налоговой политики государства. В этой связи прославился Адам Смит.
В современных налоговых отношениях эти правила тоже находят свое отражение, например в Налоговом кодексе РФ.
Термин «финансы» в России стал применяться с XVIII в. и его трактовка была такова: «Финансы – это все то, что касается прихода, расхода государства» (В. И. Даль).
Возглавлял Министерство министр финансов, при котором формировались совет и канцелярия. Само Министерство состояло из департаментов, отделений, столов.
Император назначал министра, который подчинялся только ему. Таким образом, в управлении министерствами лежал принцип единоначалия. Структура министерств была построена по французской аналогии.
Министерство финансов играло важную роль в рассмотрении «каждогодних» финансовых отчетов, поступавших из других министерств.
В структуре Министерства находилась комиссия погашения долгов. В ее компетенцию входили обследование и решение вопросов по сокращению внутреннего и внешнего государственного долга.
Министерство финансов состояло из шести департаментов. В их число входили: Департамент горных и соляных дел, Департамент разных податей и сборов, Департамент государственных имуществ, Департамент мануфактур, Департамент внутренней торговли, Государственное казначейство.
На базе Коммерческого, Заемного банков был образован Государственный банк. В 1882 г. образовался Крестьянский поземельный банк. Основу его деятельности составляло посредничество в приобретении земель у дворян и продаже кулаку. Крах финансовой системы в России начался с приходом Е. Ф. Канкрина. Под его руководством в 1839–1843 гг. была проведена денежная реформа.
Знаменательными моментами в отечественной истории стали Крестьянская реформа 1861 г. и выкупная операция. Это повлекло за собой расширение госаппарата и увеличение роли Министерства финансов.