3. Антимонопольное регулирование экономики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых началах. Как известно, на рынке всегда найдется не одна фирма, которая стремится завоевать наибольшую долю рынка и монопольно устанавливать цены и осуществлять контроль. Получается, что государство должно всячески способствовать устранению монополизма и ценовой дискриминации на рынке. Ведь монополист завышает цены на готовую продукцию, в то время как цены на первичное сырье для него значительно снижены. В результате такая фирма получает сверхприбыль, тем самым нарушая процесс распределения доходов в экономике. Получается, что такая фирма обладает всеми привилегиями и правами в отличие от фирм, которые не могут составить ей конкуренцию.
Действуя на основе антимонопольного законодательства и защищая интересы всех рыночных субъектов, правительство должно прежде всего учитывать следующие факторы, посредством которых определяется сам процесс формирования конкуренции:
1) либерализация цен или их отпуск (т. е. придание свободы процессу их образования) является условием снижения потребительского спроса. В результате предложение на рынке не находит своего экономического обоснования, и начинается процесс широкомасштабного снижения производства. Такая ситуация наблюдалась, например, в России в 90-е годы XX века, когда либерализация явилась первым этапом «шоковой терапии»;
2) инфляция. Если возникает инфляционный всплеск, то за этим следует резкий рост цен, что вызывает деформацию в структуре спроса. В результате это может привести к чрезмерно высоким издержкам фирм, и они начнут сокращать объемы выпуска, что в свою очередь вызывает экономический кризис;
3) либерализация внешнеэкономических связей, развитость национальной экономики и место страны на мировом рынке. Данный показатель очень важен для рыночной экономики: насколько продукция отечественного производства конкурентоспособна на мировом рынке, и какова величина импорта? Все это является факторами, влияющими на рыночные механизмы.
Антимонопольное законодательство содержит в себе ряд мер, позволяющих бороться с монополистами и их властью.
1. Существующие монополии должны быть распущены и лишены права самостоятельно устанавливать цены, все экономические отрасли должны быть очищены от фирм-монополистов. В то же время важно принимать меры по предотвращению появления вновь созданных монополий. Опять-таки эти меры не касаются естественных монополий, которые поставляют потребителям уникальный ресурс и в целом имеют большое общенациональное значение.
2. Преследование государством тех фирм, которые стараются попасть на рынок и завоевать его, намеренно завышая цены и нелегально уничтожая конкурентов. Иными словами, любые попытки осуществления ценовой дискриминации должны пресекаться.
3. Запрещение торговых фирменных блоков, поскольку они представляют собой нечестный метод борьбы с конкурентами.
4. Налаживание производства товаров-субститутов, которые позволят не только расширить ассортимент рынка, но и контролировать процесс появления группы уникальных товаров.
5. Рынок должен развиваться не только за счет качественных и количественных изменений его показателей, но и посредством налаживания международных отношений и наиболее эффективного распределения научного, творческого и трудового потенциала.
6. Налоговая политика (например, сдерживающая) характеризуется ростом налоговой ставки и сокращением государственных расходов. Это позволяет заставить монополиста снизить цены и зафиксировать их на более или менее равновесном уровне, устраивающем всех субъектов.
Следует заметить, что государство должно не только бороться с монополиями, оно должно разрабатывать стратегии по восстановлению и поддержанию совершенной конкуренции как наиболее оптимальной и перспективной и развитию предпринимательства. Совершенная конкуренция подталкивает фирмы к нововведениям, внедрени. и освоению результатов НТП и различных открытий и разработок. В условиях жесткой конкуренции, когда фирма имеет огромное число соперников, которые потенциально претендуют на право называться первыми, она наиболее стремится к совершенствованию и интенсивному развитию. Так появляются новые системы качества товаров и технологии их производства, позволяющие экономить время и факторы производства, что в целом дает реальный толчок экономике.
Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых началах. Как известно, на рынке всегда найдется не одна фирма, которая стремится завоевать наибольшую долю рынка и монопольно устанавливать цены и осуществлять контроль. Получается, что государство должно всячески способствовать устранению монополизма и ценовой дискриминации на рынке. Ведь монополист завышает цены на готовую продукцию, в то время как цены на первичное сырье для него значительно снижены. В результате такая фирма получает сверхприбыль, тем самым нарушая процесс распределения доходов в экономике. Получается, что такая фирма обладает всеми привилегиями и правами в отличие от фирм, которые не могут составить ей конкуренцию.
Действуя на основе антимонопольного законодательства и защищая интересы всех рыночных субъектов, правительство должно прежде всего учитывать следующие факторы, посредством которых определяется сам процесс формирования конкуренции:
1) либерализация цен или их отпуск (т. е. придание свободы процессу их образования) является условием снижения потребительского спроса. В результате предложение на рынке не находит своего экономического обоснования, и начинается процесс широкомасштабного снижения производства. Такая ситуация наблюдалась, например, в России в 90-е годы XX века, когда либерализация явилась первым этапом «шоковой терапии»;
2) инфляция. Если возникает инфляционный всплеск, то за этим следует резкий рост цен, что вызывает деформацию в структуре спроса. В результате это может привести к чрезмерно высоким издержкам фирм, и они начнут сокращать объемы выпуска, что в свою очередь вызывает экономический кризис;
3) либерализация внешнеэкономических связей, развитость национальной экономики и место страны на мировом рынке. Данный показатель очень важен для рыночной экономики: насколько продукция отечественного производства конкурентоспособна на мировом рынке, и какова величина импорта? Все это является факторами, влияющими на рыночные механизмы.
Антимонопольное законодательство содержит в себе ряд мер, позволяющих бороться с монополистами и их властью.
1. Существующие монополии должны быть распущены и лишены права самостоятельно устанавливать цены, все экономические отрасли должны быть очищены от фирм-монополистов. В то же время важно принимать меры по предотвращению появления вновь созданных монополий. Опять-таки эти меры не касаются естественных монополий, которые поставляют потребителям уникальный ресурс и в целом имеют большое общенациональное значение.
2. Преследование государством тех фирм, которые стараются попасть на рынок и завоевать его, намеренно завышая цены и нелегально уничтожая конкурентов. Иными словами, любые попытки осуществления ценовой дискриминации должны пресекаться.
3. Запрещение торговых фирменных блоков, поскольку они представляют собой нечестный метод борьбы с конкурентами.
4. Налаживание производства товаров-субститутов, которые позволят не только расширить ассортимент рынка, но и контролировать процесс появления группы уникальных товаров.
5. Рынок должен развиваться не только за счет качественных и количественных изменений его показателей, но и посредством налаживания международных отношений и наиболее эффективного распределения научного, творческого и трудового потенциала.
6. Налоговая политика (например, сдерживающая) характеризуется ростом налоговой ставки и сокращением государственных расходов. Это позволяет заставить монополиста снизить цены и зафиксировать их на более или менее равновесном уровне, устраивающем всех субъектов.
Следует заметить, что государство должно не только бороться с монополиями, оно должно разрабатывать стратегии по восстановлению и поддержанию совершенной конкуренции как наиболее оптимальной и перспективной и развитию предпринимательства. Совершенная конкуренция подталкивает фирмы к нововведениям, внедрени. и освоению результатов НТП и различных открытий и разработок. В условиях жесткой конкуренции, когда фирма имеет огромное число соперников, которые потенциально претендуют на право называться первыми, она наиболее стремится к совершенствованию и интенсивному развитию. Так появляются новые системы качества товаров и технологии их производства, позволяющие экономить время и факторы производства, что в целом дает реальный толчок экономике.