3. Антимонопольное регулирование экономики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 

Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых началах. Как известно, на рынке всегда найдется не одна фирма, которая стремится завоевать наибольшую долю рынка и монопольно устанавливать цены и осуществлять контроль. Получается, что государство должно всячески способствовать устранению монополизма и ценовой дискриминации на рынке. Ведь монополист завышает цены на готовую продукцию, в то время как цены на первичное сырье для него значительно снижены. В результате такая фирма получает сверхприбыль, тем самым нарушая процесс распределения доходов в экономике. Получается, что такая фирма обладает всеми привилегиями и правами в отличие от фирм, которые не могут составить ей конкуренцию.

Действуя на основе антимонопольного законодательства и защищая интересы всех рыночных субъектов, правительство должно прежде всего учитывать следующие факторы, посредством которых определяется сам процесс формирования конкуренции:

1) либерализация цен или их отпуск (т. е. придание свободы процессу их образования) является условием снижения потребительского спроса. В результате предложение на рынке не находит своего экономического обоснования, и начинается процесс широкомасштабного снижения производства. Такая ситуация наблюдалась, например, в России в 90-е годы XX века, когда либерализация явилась первым этапом «шоковой терапии»;

2) инфляция. Если возникает инфляционный всплеск, то за этим следует резкий рост цен, что вызывает деформацию в структуре спроса. В результате это может привести к чрезмерно высоким издержкам фирм, и они начнут сокращать объемы выпуска, что в свою очередь вызывает экономический кризис;

3) либерализация внешнеэкономических связей, развитость национальной экономики и место страны на мировом рынке. Данный показатель очень важен для рыночной экономики: насколько продукция отечественного производства конкурентоспособна на мировом рынке, и какова величина импорта? Все это является факторами, влияющими на рыночные механизмы.

Антимонопольное законодательство содержит в себе ряд мер, позволяющих бороться с монополистами и их властью.

1. Существующие монополии должны быть распущены и лишены права самостоятельно устанавливать цены, все экономические отрасли должны быть очищены от фирм-монополистов. В то же время важно принимать меры по предотвращению появления вновь созданных монополий. Опять-таки эти меры не касаются естественных монополий, которые поставляют потребителям уникальный ресурс и в целом имеют большое общенациональное значение.

2. Преследование государством тех фирм, которые стараются попасть на рынок и завоевать его, намеренно завышая цены и нелегально уничтожая конкурентов. Иными словами, любые попытки осуществления ценовой дискриминации должны пресекаться.

3. Запрещение торговых фирменных блоков, поскольку они представляют собой нечестный метод борьбы с конкурентами.

4. Налаживание производства товаров-субститутов, которые позволят не только расширить ассортимент рынка, но и контролировать процесс появления группы уникальных товаров.

5. Рынок должен развиваться не только за счет качественных и количественных изменений его показателей, но и посредством налаживания международных отношений и наиболее эффективного распределения научного, творческого и трудового потенциала.

6. Налоговая политика (например, сдерживающая) характеризуется ростом налоговой ставки и сокращением государственных расходов. Это позволяет заставить монополиста снизить цены и зафиксировать их на более или менее равновесном уровне, устраивающем всех субъектов.

Следует заметить, что государство должно не только бороться с монополиями, оно должно разрабатывать стратегии по восстановлению и поддержанию совершенной конкуренции как наиболее оптимальной и перспективной и развитию предпринимательства. Совершенная конкуренция подталкивает фирмы к нововведениям, внедрени. и освоению результатов НТП и различных открытий и разработок. В условиях жесткой конкуренции, когда фирма имеет огромное число соперников, которые потенциально претендуют на право называться первыми, она наиболее стремится к совершенствованию и интенсивному развитию. Так появляются новые системы качества товаров и технологии их производства, позволяющие экономить время и факторы производства, что в целом дает реальный толчок экономике.

Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых началах. Как известно, на рынке всегда найдется не одна фирма, которая стремится завоевать наибольшую долю рынка и монопольно устанавливать цены и осуществлять контроль. Получается, что государство должно всячески способствовать устранению монополизма и ценовой дискриминации на рынке. Ведь монополист завышает цены на готовую продукцию, в то время как цены на первичное сырье для него значительно снижены. В результате такая фирма получает сверхприбыль, тем самым нарушая процесс распределения доходов в экономике. Получается, что такая фирма обладает всеми привилегиями и правами в отличие от фирм, которые не могут составить ей конкуренцию.

Действуя на основе антимонопольного законодательства и защищая интересы всех рыночных субъектов, правительство должно прежде всего учитывать следующие факторы, посредством которых определяется сам процесс формирования конкуренции:

1) либерализация цен или их отпуск (т. е. придание свободы процессу их образования) является условием снижения потребительского спроса. В результате предложение на рынке не находит своего экономического обоснования, и начинается процесс широкомасштабного снижения производства. Такая ситуация наблюдалась, например, в России в 90-е годы XX века, когда либерализация явилась первым этапом «шоковой терапии»;

2) инфляция. Если возникает инфляционный всплеск, то за этим следует резкий рост цен, что вызывает деформацию в структуре спроса. В результате это может привести к чрезмерно высоким издержкам фирм, и они начнут сокращать объемы выпуска, что в свою очередь вызывает экономический кризис;

3) либерализация внешнеэкономических связей, развитость национальной экономики и место страны на мировом рынке. Данный показатель очень важен для рыночной экономики: насколько продукция отечественного производства конкурентоспособна на мировом рынке, и какова величина импорта? Все это является факторами, влияющими на рыночные механизмы.

Антимонопольное законодательство содержит в себе ряд мер, позволяющих бороться с монополистами и их властью.

1. Существующие монополии должны быть распущены и лишены права самостоятельно устанавливать цены, все экономические отрасли должны быть очищены от фирм-монополистов. В то же время важно принимать меры по предотвращению появления вновь созданных монополий. Опять-таки эти меры не касаются естественных монополий, которые поставляют потребителям уникальный ресурс и в целом имеют большое общенациональное значение.

2. Преследование государством тех фирм, которые стараются попасть на рынок и завоевать его, намеренно завышая цены и нелегально уничтожая конкурентов. Иными словами, любые попытки осуществления ценовой дискриминации должны пресекаться.

3. Запрещение торговых фирменных блоков, поскольку они представляют собой нечестный метод борьбы с конкурентами.

4. Налаживание производства товаров-субститутов, которые позволят не только расширить ассортимент рынка, но и контролировать процесс появления группы уникальных товаров.

5. Рынок должен развиваться не только за счет качественных и количественных изменений его показателей, но и посредством налаживания международных отношений и наиболее эффективного распределения научного, творческого и трудового потенциала.

6. Налоговая политика (например, сдерживающая) характеризуется ростом налоговой ставки и сокращением государственных расходов. Это позволяет заставить монополиста снизить цены и зафиксировать их на более или менее равновесном уровне, устраивающем всех субъектов.

Следует заметить, что государство должно не только бороться с монополиями, оно должно разрабатывать стратегии по восстановлению и поддержанию совершенной конкуренции как наиболее оптимальной и перспективной и развитию предпринимательства. Совершенная конкуренция подталкивает фирмы к нововведениям, внедрени. и освоению результатов НТП и различных открытий и разработок. В условиях жесткой конкуренции, когда фирма имеет огромное число соперников, которые потенциально претендуют на право называться первыми, она наиболее стремится к совершенствованию и интенсивному развитию. Так появляются новые системы качества товаров и технологии их производства, позволяющие экономить время и факторы производства, что в целом дает реальный толчок экономике.