4. Налоги и их виды

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 

Налоги являются необходимым условием достаточности государственного бюджета. Если расходы на содержание бюджетных организаций, социальные выплаты составляют государственные расходы, то налоги – доход в казну государства.

Налоги – это регулярные отчисления от дохода всех экономических субъектов, которыми выступают индивиды, домашние хозяйства и фирмы. Необходимым условием процесса налогообложения является процесс определения ставки налога, т. е. его размер на единицу облагаемого объекта. Налоги, как правило, связаны с производственно-хозяйственной или коммерческой деятельностью субъектов. В соответствии с этим выделяют акцизы, налоги на прибыль, и на недвижимость и пр. Налоги изымаются на основании ст. 57 Конституции РФ и классифицируются следующим образом.

1. Прямые налоги подлежат уплате теми экономическими субъектами, которые являются владельцами какой-либо налогооблагаемой собственности (движимое или недвижимое имущество). Например, подоходный налог, налог на прибыль коммерческих и производственных организаций, налог на имущество, а также налог на полученное наследство. С налогом на прибыль тесно связано понятие теневой экономики. Очень часто предприниматели, дабы избежать уплаты налога, скрывают доходы организации. Это позволяет им большую часть выручки пустить на дальнейшее развитие и нужды фирмы. Долю теневого производства можно рассчитать, используя показатель совокупного потребления всех экономических субъектов.

Косвенный налог платит конечный потребитель товаров и услуг, которые подлежат налогообложению. Таким образом, данный налог заранее входит в стоимость реализуемой на рынке продукции, тем самым определяя розничную цену продаж. Бремя налога в итоге ложится на потребителя, а производитель избавляет себя от излишних затрат. Таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж – все это примеры косвенных налогов. Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие части вновь созданной стоимости, разницу между суммой налога, полученной предприятием посредством реализации товаров и услуг, и суммой налога, которую он был вынужден заплатить за приобретение необходимых сырья и материалов.

2. Прогрессивные налоги непосредственно связаны с величиной объекта налогообложения. Иными словами, налоговая ставка растет пропорционально увеличению данного показателя. Например, чем выше доход, тем большую сумму налога в относительном выражении должен выплатить его владелец. Если средняя заработная плата составляет около 25 тыс. руб., то предельная налоговая ставка составляет общепринятые 13 %. Когда заработная плата или иные источники дохода начинают расти, экономический субъект, помимо 13 %, платит дополнительный процент от той суммы сверхприбыли, которая получается в результате вычета из текущего дохода прежних 25 тыс. руб. Сбор налогов данным способом позволяет добиться более эффективного распределения и перераспределения доходов в экономике, однако опять же существует риск не учесть все доходы вследствие наличия теневого бизнеса.

Регрессивный налог составляет наиболее оптимальную величину абсолютно для всех экономических субъектов, из дохода которых регулярно производятся отчисления в государственную казну. Получается, что люди с высокими доходами платят меньше, чем положено, а с низкими – наоборот, большую часть собственного бюджета. Это касается, как правило, косвенных налогов, например НДС. Это связано с тем, что товар, продаваемый на рынке, имеет одинаковую стоимость независимо от покупательной способности потребителя и факта, к какому слою населения он относится. В результате покупатели по-разному в процентном отношении расходуют имеющиеся в наличии денежные средства.

Пропорциональный налог состоит из денежных отчислений, которые производятся исключительно в равной степени со всех облагаемых налогом объектов, различающихся ценовыми показателями. Сюда, к примеру, можно отнести все налоги на имущество как физических, так и юридических лиц.

Таким образом, налоги являются своеобразным регулятором экономической активности и других процессов в экономике. В зависимости от того, какая система налогообложения развита, государство может проводить либо ограничительную, сдерживающую политику, либо, наоборот, стимулировать экономический рост.

Налоги являются необходимым условием достаточности государственного бюджета. Если расходы на содержание бюджетных организаций, социальные выплаты составляют государственные расходы, то налоги – доход в казну государства.

Налоги – это регулярные отчисления от дохода всех экономических субъектов, которыми выступают индивиды, домашние хозяйства и фирмы. Необходимым условием процесса налогообложения является процесс определения ставки налога, т. е. его размер на единицу облагаемого объекта. Налоги, как правило, связаны с производственно-хозяйственной или коммерческой деятельностью субъектов. В соответствии с этим выделяют акцизы, налоги на прибыль, и на недвижимость и пр. Налоги изымаются на основании ст. 57 Конституции РФ и классифицируются следующим образом.

1. Прямые налоги подлежат уплате теми экономическими субъектами, которые являются владельцами какой-либо налогооблагаемой собственности (движимое или недвижимое имущество). Например, подоходный налог, налог на прибыль коммерческих и производственных организаций, налог на имущество, а также налог на полученное наследство. С налогом на прибыль тесно связано понятие теневой экономики. Очень часто предприниматели, дабы избежать уплаты налога, скрывают доходы организации. Это позволяет им большую часть выручки пустить на дальнейшее развитие и нужды фирмы. Долю теневого производства можно рассчитать, используя показатель совокупного потребления всех экономических субъектов.

Косвенный налог платит конечный потребитель товаров и услуг, которые подлежат налогообложению. Таким образом, данный налог заранее входит в стоимость реализуемой на рынке продукции, тем самым определяя розничную цену продаж. Бремя налога в итоге ложится на потребителя, а производитель избавляет себя от излишних затрат. Таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж – все это примеры косвенных налогов. Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие части вновь созданной стоимости, разницу между суммой налога, полученной предприятием посредством реализации товаров и услуг, и суммой налога, которую он был вынужден заплатить за приобретение необходимых сырья и материалов.

2. Прогрессивные налоги непосредственно связаны с величиной объекта налогообложения. Иными словами, налоговая ставка растет пропорционально увеличению данного показателя. Например, чем выше доход, тем большую сумму налога в относительном выражении должен выплатить его владелец. Если средняя заработная плата составляет около 25 тыс. руб., то предельная налоговая ставка составляет общепринятые 13 %. Когда заработная плата или иные источники дохода начинают расти, экономический субъект, помимо 13 %, платит дополнительный процент от той суммы сверхприбыли, которая получается в результате вычета из текущего дохода прежних 25 тыс. руб. Сбор налогов данным способом позволяет добиться более эффективного распределения и перераспределения доходов в экономике, однако опять же существует риск не учесть все доходы вследствие наличия теневого бизнеса.

Регрессивный налог составляет наиболее оптимальную величину абсолютно для всех экономических субъектов, из дохода которых регулярно производятся отчисления в государственную казну. Получается, что люди с высокими доходами платят меньше, чем положено, а с низкими – наоборот, большую часть собственного бюджета. Это касается, как правило, косвенных налогов, например НДС. Это связано с тем, что товар, продаваемый на рынке, имеет одинаковую стоимость независимо от покупательной способности потребителя и факта, к какому слою населения он относится. В результате покупатели по-разному в процентном отношении расходуют имеющиеся в наличии денежные средства.

Пропорциональный налог состоит из денежных отчислений, которые производятся исключительно в равной степени со всех облагаемых налогом объектов, различающихся ценовыми показателями. Сюда, к примеру, можно отнести все налоги на имущество как физических, так и юридических лиц.

Таким образом, налоги являются своеобразным регулятором экономической активности и других процессов в экономике. В зависимости от того, какая система налогообложения развита, государство может проводить либо ограничительную, сдерживающую политику, либо, наоборот, стимулировать экономический рост.