3. Излишек потребителя и излишек производителя
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Предельная полезность представляет собой ценность каждой последующей единицы потребления. По закону убывающей предельной полезности самая последняя единица продукции наименее важна для потребителя. Посредством практического анализа данной теории мы можем определить понятие «излишек потребителя». Экономический субъект, приобретая все необходимые ему товары и услуги, платит за каждый из них одну и ту же цену (если, конечно, товары однородны по структуре и применению). Вследствие этого получается, что покупатель получает абсолютно одинаковую выгоду от потребления всех товарных единиц потребительской корзины за исключением самой последней.
Предположим, что экономический субъект принимает решение приобрести определенное количество благ. За первую единицу продукции он готов заплатить 200 долларов, за вторую – чуть меньше, 150 долларов, а за третью – всего лишь 100 долларов. При этом исходя из вышеизложенного получается, что общий уровень рыночных цен по данному типу товара устанавливается непосредственно на уровне 100 долларов. Благо имеет собственную полезность, в данном примере, они равняются 200, 150 и 100 долларам, что в сумме дает 450 долларов. Однако потребитель за все три единицы товара готов заплатить только 300 долларов, в соответствии с их рыночной оценкой. Таким образом, налицо несовпадение величины общей полезности (в денежном выражении) потребительской корзины и ее реальной стоимости в соответствии с потребительскими предпочтениями. Получается, что излишек потребителя составляет ту самую разницу, которая образовалась между суммой денег, реально затраченных на покупку, и той суммой, которую он фактически готов был уплатить. В данном случае этот показатель равен 150.
Аналогично излишек производителя представлен разницей между величиной предельных издержек организации в процессе ее функционирования и осуществления одного производственного цикла и его стоимостью на рынке товаров и услуг. Любая фирма, планируя и организовывая производственный процесс, непременно должна учитывать структуру и величину средних издержек, которые необходимы для изготовления одной единицы продукта. Чтобы условие максимизации прибыли было выполнимо, данный вид затрат должен находится на уровне гораздо более низком, чем выручка от реализации этой же единицы. Это говорит о том, что каждая фирма в отдельности на основании данных о качестве, интенсивности и иных особенностях производства, устанавливает строго определенную величину, в пределах которой она желает и готова производить дополнительную единицу товара и поставлять ее на рынок. Главным определяющим фактором здесь является динамика рыночной цены, по которой продукт на рынке находит своего потребителя. Таким образом, цена товара должна быть несколько выше, чем величина предельных издержек. Только в этом случае фирма может говорить об эффективности развития и организации производства.
Излишки потребителя и производителя находят свое практическое применение, когда необходимо произвести анализ государственной политики, направленной на регулирование рыночного ценообразования. Это позволяет избежать установления монополизма. Однако, если государство в лице министерства финансов устанавливает цену на тот или иной товар ниже равновесной, это может вызвать ажиотажный спрос: он начнет расти. В то же время фирмы не хотят продавать свою продукцию по такой цене, она просто не окупит произведенных затрат, в результате масштабы производства начнут сокращаться и предложение на рынке снизится, что вызовет товарный дефицит. Производители теряют прибыль и терпят убытки, их потенциальный излишек теряется в результате снижения цены на продукцию и общего сокращения масштаба производства. Потребители приобретают продукт по более низкой цене, в сравнении с той, какую они фактически ожидали, поэтому потребительский излишек растет, и субъект рыночной сделки полностью удовлетворяет свою потребность, не осуществляя при этом излишних затрат. Соответственно, потребительский излишек теряется теми покупателями, которые по каким-либо причинам не могут приобрести данный вид товара или услуги, например вследствие ограниченности его предложения.
Таким образом, что потери производителей превышают излишек потребителей, что свидетельствует об их прямой зависимости.
Предельная полезность представляет собой ценность каждой последующей единицы потребления. По закону убывающей предельной полезности самая последняя единица продукции наименее важна для потребителя. Посредством практического анализа данной теории мы можем определить понятие «излишек потребителя». Экономический субъект, приобретая все необходимые ему товары и услуги, платит за каждый из них одну и ту же цену (если, конечно, товары однородны по структуре и применению). Вследствие этого получается, что покупатель получает абсолютно одинаковую выгоду от потребления всех товарных единиц потребительской корзины за исключением самой последней.
Предположим, что экономический субъект принимает решение приобрести определенное количество благ. За первую единицу продукции он готов заплатить 200 долларов, за вторую – чуть меньше, 150 долларов, а за третью – всего лишь 100 долларов. При этом исходя из вышеизложенного получается, что общий уровень рыночных цен по данному типу товара устанавливается непосредственно на уровне 100 долларов. Благо имеет собственную полезность, в данном примере, они равняются 200, 150 и 100 долларам, что в сумме дает 450 долларов. Однако потребитель за все три единицы товара готов заплатить только 300 долларов, в соответствии с их рыночной оценкой. Таким образом, налицо несовпадение величины общей полезности (в денежном выражении) потребительской корзины и ее реальной стоимости в соответствии с потребительскими предпочтениями. Получается, что излишек потребителя составляет ту самую разницу, которая образовалась между суммой денег, реально затраченных на покупку, и той суммой, которую он фактически готов был уплатить. В данном случае этот показатель равен 150.
Аналогично излишек производителя представлен разницей между величиной предельных издержек организации в процессе ее функционирования и осуществления одного производственного цикла и его стоимостью на рынке товаров и услуг. Любая фирма, планируя и организовывая производственный процесс, непременно должна учитывать структуру и величину средних издержек, которые необходимы для изготовления одной единицы продукта. Чтобы условие максимизации прибыли было выполнимо, данный вид затрат должен находится на уровне гораздо более низком, чем выручка от реализации этой же единицы. Это говорит о том, что каждая фирма в отдельности на основании данных о качестве, интенсивности и иных особенностях производства, устанавливает строго определенную величину, в пределах которой она желает и готова производить дополнительную единицу товара и поставлять ее на рынок. Главным определяющим фактором здесь является динамика рыночной цены, по которой продукт на рынке находит своего потребителя. Таким образом, цена товара должна быть несколько выше, чем величина предельных издержек. Только в этом случае фирма может говорить об эффективности развития и организации производства.
Излишки потребителя и производителя находят свое практическое применение, когда необходимо произвести анализ государственной политики, направленной на регулирование рыночного ценообразования. Это позволяет избежать установления монополизма. Однако, если государство в лице министерства финансов устанавливает цену на тот или иной товар ниже равновесной, это может вызвать ажиотажный спрос: он начнет расти. В то же время фирмы не хотят продавать свою продукцию по такой цене, она просто не окупит произведенных затрат, в результате масштабы производства начнут сокращаться и предложение на рынке снизится, что вызовет товарный дефицит. Производители теряют прибыль и терпят убытки, их потенциальный излишек теряется в результате снижения цены на продукцию и общего сокращения масштаба производства. Потребители приобретают продукт по более низкой цене, в сравнении с той, какую они фактически ожидали, поэтому потребительский излишек растет, и субъект рыночной сделки полностью удовлетворяет свою потребность, не осуществляя при этом излишних затрат. Соответственно, потребительский излишек теряется теми покупателями, которые по каким-либо причинам не могут приобрести данный вид товара или услуги, например вследствие ограниченности его предложения.
Таким образом, что потери производителей превышают излишек потребителей, что свидетельствует об их прямой зависимости.