5. Монополистическая конкуренция
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Монополистическая конкуренция имеет место в том случае, когда на рынке действуют несколько продавцов, производящих и реализующих дифференцированный товар. При этом всегда существует возможность появления новых фирм-конкурентов. Посредством таких факторов ценовая эластичность потребительского спроса значительно сокращается, что делает его менее зависимым от динамики рыночных цен, которые устанавливаются всеми фирмами по-разному. В данном случае покупатель имеет большой выбор товаров и услуг не только в качественном, но и стоимостном отношении. Любая фирма, освоив новые технологии и сократив издержки, может снизить цену для привлечения покупателей. В то же время, если потребитель предпочитает товар определенной торговой марки, он приобретет его в любом случае независимо от его цены. Это дает возможность повысить цену, не рискуя при этом нанести урон производству или потерять своего клиента-потребителя. Для рынка с монополистической конкуренцией, как правило, характерно наличие следующих принципов:
1. Дифференциация продукта. Производители производят и реализуют на рынке по сути одинаковый товар, который имеет определенное назначение. Но такая продукция может отличаться именно производственными, технологическими или качественными характеристиками. Например, на рынке колбасных изделий конкурируют несколько известных фирм: «Микоян», «Дубки», «Фамильные колбасы» и пр. Вышеназванные фирмы производят одноименный продукт в ассортименте, но используют при этом разные технологии, первичное сырье, специи и приправы. В результате продукция приобретает специфический вкус. Благодаря этому продукция одной их фирм является несовершенным заменителем продукции, реализуемой другими. Как следствие, потребительский спрос зависит прежде всего от вкусов, предпочтений и желаний потребителя, а не от стоимости единицы продукции. Иными словами, покупатель всегда платит любую цену, если продукт полностью удовлетворяет его потребности. Таким образом, получается, что производитель даже может повысить цены, но при этом сохранит своего покупателя.
2. На рынке монополистической конкуренции ценовой контроль значительно ограничен. В то же время фирмы имеют право устанавливать цены на свою продукцию в допустимых рамках и без учета интересов конкурентов в отличие от фирм, которые работают на рынке олигополистической конкуренции. Иными словами, все организации независимы друг от друга и не связаны никакими обязательствами. Если одна фирма решает в качестве стимуляции спроса и повышения объема продаж сделать скидки, предоставить дисконт и пр., конкуренты могут не беспокоиться за свою прибыль. Дело в том, что скидка не гарантия того, что потребитель предпочтет именно этот товар, поскольку хороший товар, как правило, продается по установленной цене, а уцененная продукция устраивает далеко не всех субъектов по ее качественным характеристикам.
3. На рынке монополистической конкуренции не существует особенных препятствий или блоков как на входе, так и на выходе. Получается, что практически любая фирма, которая решает попасть на данный рынок, имеет все возможности для этого. Конечно, монополистическую конкуренцию нельзя сравнивать с совершенной, поскольку фирма с самого начала работы сталкивается с серьезными конкурентами, которые функционируют на данном рынке, может быть, уже не один год, поэтому высока степень риска для новичков. Продукт только что появившейся фирмы не может соперничать с товарами, которые приобрели уже немалую известность в кругах покупателей и, несомненно, имеют потребительские преимущества.
4. Велика роль неценового типа конкуренции. Фирмы готовы потратить огромные средства на разработку рекламных лозунгов, акций и кампаний (рекламных), а также финансировать работу отделов, которые позволяют сделать организацию более гибкой по отношению к изменениям рыночной среды (отдел маркетинга, стратегического планирования и т. д.).
Монополистическая конкуренция имеет место в том случае, когда на рынке действуют несколько продавцов, производящих и реализующих дифференцированный товар. При этом всегда существует возможность появления новых фирм-конкурентов. Посредством таких факторов ценовая эластичность потребительского спроса значительно сокращается, что делает его менее зависимым от динамики рыночных цен, которые устанавливаются всеми фирмами по-разному. В данном случае покупатель имеет большой выбор товаров и услуг не только в качественном, но и стоимостном отношении. Любая фирма, освоив новые технологии и сократив издержки, может снизить цену для привлечения покупателей. В то же время, если потребитель предпочитает товар определенной торговой марки, он приобретет его в любом случае независимо от его цены. Это дает возможность повысить цену, не рискуя при этом нанести урон производству или потерять своего клиента-потребителя. Для рынка с монополистической конкуренцией, как правило, характерно наличие следующих принципов:
1. Дифференциация продукта. Производители производят и реализуют на рынке по сути одинаковый товар, который имеет определенное назначение. Но такая продукция может отличаться именно производственными, технологическими или качественными характеристиками. Например, на рынке колбасных изделий конкурируют несколько известных фирм: «Микоян», «Дубки», «Фамильные колбасы» и пр. Вышеназванные фирмы производят одноименный продукт в ассортименте, но используют при этом разные технологии, первичное сырье, специи и приправы. В результате продукция приобретает специфический вкус. Благодаря этому продукция одной их фирм является несовершенным заменителем продукции, реализуемой другими. Как следствие, потребительский спрос зависит прежде всего от вкусов, предпочтений и желаний потребителя, а не от стоимости единицы продукции. Иными словами, покупатель всегда платит любую цену, если продукт полностью удовлетворяет его потребности. Таким образом, получается, что производитель даже может повысить цены, но при этом сохранит своего покупателя.
2. На рынке монополистической конкуренции ценовой контроль значительно ограничен. В то же время фирмы имеют право устанавливать цены на свою продукцию в допустимых рамках и без учета интересов конкурентов в отличие от фирм, которые работают на рынке олигополистической конкуренции. Иными словами, все организации независимы друг от друга и не связаны никакими обязательствами. Если одна фирма решает в качестве стимуляции спроса и повышения объема продаж сделать скидки, предоставить дисконт и пр., конкуренты могут не беспокоиться за свою прибыль. Дело в том, что скидка не гарантия того, что потребитель предпочтет именно этот товар, поскольку хороший товар, как правило, продается по установленной цене, а уцененная продукция устраивает далеко не всех субъектов по ее качественным характеристикам.
3. На рынке монополистической конкуренции не существует особенных препятствий или блоков как на входе, так и на выходе. Получается, что практически любая фирма, которая решает попасть на данный рынок, имеет все возможности для этого. Конечно, монополистическую конкуренцию нельзя сравнивать с совершенной, поскольку фирма с самого начала работы сталкивается с серьезными конкурентами, которые функционируют на данном рынке, может быть, уже не один год, поэтому высока степень риска для новичков. Продукт только что появившейся фирмы не может соперничать с товарами, которые приобрели уже немалую известность в кругах покупателей и, несомненно, имеют потребительские преимущества.
4. Велика роль неценового типа конкуренции. Фирмы готовы потратить огромные средства на разработку рекламных лозунгов, акций и кампаний (рекламных), а также финансировать работу отделов, которые позволяют сделать организацию более гибкой по отношению к изменениям рыночной среды (отдел маркетинга, стратегического планирования и т. д.).