4. Олигополия
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Олигополия представляет собой такой тип рынка, на котором большая часть рынка контролируется группой крупнейших фирм, осуществляющих производство необходимого всем экономическим субъектам продукта. Это так называемая промежуточная форма власти между монополией и совершенной конкуренцией, которая так распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Разница состоит лишь в том, что фирма-олигополист устанавливает уровень цен не самостоятельно, а совместно с другими фирмами, с которыми тесно конкурирует, как правило, их число составляет не менее трех.
Важной особенностью олигополии является то, что фирмы, входящие в нее, принимают все решения совместно. Таким образом, решение принимается не только на основании данных о величине потребительского спроса и собственных производственных издержках, но и посредством ответной реакции на данные действия фирм-конкурентов.
Вследствие этого основными принципами построения олигополистической формы рыночной власти можно назвать следующие:
1. Товар, произведенный на рынке олигополистической конкуренции, может иметь как однородную форму, так и дифференцированную. Если товар однородный, это значит, что потребителю все равно, у какой фирмы его приобрести. Если потребительский спрос разделяется и покупатель выбирает товар именно определенного производителя, продукция носит название дифференцированной.
2. Неценовая конкуренция. Производители воздействуют на величину спроса не за счет динамики ценообразования, а путем повышения качества продукции, уровня обслуживания и многих других потребительных характеристик. Так, например, очень эффективным средством конкурентной борьбы является разработка рекламных компаний, акций и т. д.
3. Количество производителей ограничено. Олигополия включает не менее трех и не более десятка фирм, что определяется посредством анализа величин производственных издержек.
4. Другие фирмы, которые хотят попасть на данный рынок, сталкиваются с барьером. Олигополисты, т. е. фирмы, занимающие на рынке лидирующие позиции, зачастую объединяют свои усилия и разрабатывают методы уничтожения вновь появившихся фирм-конкурентов, особенно тех, которые оказываются наиболее сильными соперниками.
5. Взаимозависимость участников рынка. Как уже было сказано, действия фирмы должны осуществляться в соответствии с реакцией на них конкурентов. Это основное условие олигополистической конкуренции. Иными словами, все ее участники взаимосвязаны и взаимозависимы. Если какая-либо одна фирма выпустит слишком малый объем продукции, то цены на него превысят оптимальную рыночную цену, потому что издержки являются величиной, обратно пропорциональной объемам производства. В противном случае стоимость единицы товара снижается, что вызывает недовольство других участников рынка. Ведь для поддержания конкурентоспособности они будут вынуждены подстраиваться под новый уровень цен, перестраивая свое производство и стратегию развития.
При желании максимизации прибыли олигополисты могут объединиться в картель. Таким образом, они совместно определяют номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, устанавливают на нее цены. В этом случае общий объем реализуемой продукции невелик, что вызывает рост цен. Однако, несмотря на все преимущества картельных объединений, они, как правило, все же недолговечны.
1. Каждая фирма-олигополист обладает собственными секретами производства, поэтому имеет определенную нефиксированную величину издержек. Это является основным барьером на пути заключения соглашения, поскольку договориться о цене достаточно сложно: что выгодно для одной фирмы, может быть неприемлемо для другой. Все фирмы действуют по разным технологиям и имеют свои производственные наработки, в соответствии с чем выпускаемая продукция различается и по количеству, и по себестоимости, поэтому они могут каждый раз подстраиваться друг под друга.
2. Олигополист всегда стремится к максимизации только собственной индивидуальной прибыли и не заботится о доходности своих конкурентов, что нередко становится причиной нарушения условий договоров.
Олигополия представляет собой такой тип рынка, на котором большая часть рынка контролируется группой крупнейших фирм, осуществляющих производство необходимого всем экономическим субъектам продукта. Это так называемая промежуточная форма власти между монополией и совершенной конкуренцией, которая так распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Разница состоит лишь в том, что фирма-олигополист устанавливает уровень цен не самостоятельно, а совместно с другими фирмами, с которыми тесно конкурирует, как правило, их число составляет не менее трех.
Важной особенностью олигополии является то, что фирмы, входящие в нее, принимают все решения совместно. Таким образом, решение принимается не только на основании данных о величине потребительского спроса и собственных производственных издержках, но и посредством ответной реакции на данные действия фирм-конкурентов.
Вследствие этого основными принципами построения олигополистической формы рыночной власти можно назвать следующие:
1. Товар, произведенный на рынке олигополистической конкуренции, может иметь как однородную форму, так и дифференцированную. Если товар однородный, это значит, что потребителю все равно, у какой фирмы его приобрести. Если потребительский спрос разделяется и покупатель выбирает товар именно определенного производителя, продукция носит название дифференцированной.
2. Неценовая конкуренция. Производители воздействуют на величину спроса не за счет динамики ценообразования, а путем повышения качества продукции, уровня обслуживания и многих других потребительных характеристик. Так, например, очень эффективным средством конкурентной борьбы является разработка рекламных компаний, акций и т. д.
3. Количество производителей ограничено. Олигополия включает не менее трех и не более десятка фирм, что определяется посредством анализа величин производственных издержек.
4. Другие фирмы, которые хотят попасть на данный рынок, сталкиваются с барьером. Олигополисты, т. е. фирмы, занимающие на рынке лидирующие позиции, зачастую объединяют свои усилия и разрабатывают методы уничтожения вновь появившихся фирм-конкурентов, особенно тех, которые оказываются наиболее сильными соперниками.
5. Взаимозависимость участников рынка. Как уже было сказано, действия фирмы должны осуществляться в соответствии с реакцией на них конкурентов. Это основное условие олигополистической конкуренции. Иными словами, все ее участники взаимосвязаны и взаимозависимы. Если какая-либо одна фирма выпустит слишком малый объем продукции, то цены на него превысят оптимальную рыночную цену, потому что издержки являются величиной, обратно пропорциональной объемам производства. В противном случае стоимость единицы товара снижается, что вызывает недовольство других участников рынка. Ведь для поддержания конкурентоспособности они будут вынуждены подстраиваться под новый уровень цен, перестраивая свое производство и стратегию развития.
При желании максимизации прибыли олигополисты могут объединиться в картель. Таким образом, они совместно определяют номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, устанавливают на нее цены. В этом случае общий объем реализуемой продукции невелик, что вызывает рост цен. Однако, несмотря на все преимущества картельных объединений, они, как правило, все же недолговечны.
1. Каждая фирма-олигополист обладает собственными секретами производства, поэтому имеет определенную нефиксированную величину издержек. Это является основным барьером на пути заключения соглашения, поскольку договориться о цене достаточно сложно: что выгодно для одной фирмы, может быть неприемлемо для другой. Все фирмы действуют по разным технологиям и имеют свои производственные наработки, в соответствии с чем выпускаемая продукция различается и по количеству, и по себестоимости, поэтому они могут каждый раз подстраиваться друг под друга.
2. Олигополист всегда стремится к максимизации только собственной индивидуальной прибыли и не заботится о доходности своих конкурентов, что нередко становится причиной нарушения условий договоров.