12. Статистика доходов и расходов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Статистическое изучение доходов и расходов государственного бюджета происходит на основе рядов динамики с вычислением относительных величин динамики, интенсивности, структуры, а также роли и значения каждого из основных источников дохода или направлений расхода во всем объеме бюджета. В связи с тем, что важнейшим звеном финансовой политики в современных условиях выступают налоги, анализ их динамики требует выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы каждого вида налога.
К таким факторам относятся:
1) численность налогоплательщиков (ni);
2) объем налогооблагаемого показателя, приходящийся на одного налогоплательщика (Si);
3) процентная ставка налога (Кi).
Произведение уровней трех названных факторов дает сумму уплаченного налога (Ui):
Ui = ni × Si × Кi.
Сумма полученного налога представляет собой трехфакторную мультипликативную модель, для оценки воздействия каждого фактора применяется индексный метод анализа.
Если отсутствуют данные о численности налогоплательщиков, сумму полученного налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются сумма облагаемого дохода, процентная ставка налога. Для того чтобы оценить, насколько тесно взаимосвязаны между собой общая сумма бюджета и отдельные виды расходов, а также величина на12б ционального дохода и суммы доходов по отдельным статьям, можно использовать эмпирические коэффициенты эластичности.
Важнейшим фактором устойчивого экономического роста страны считается эффективная ее бюджетная система, так как из бюджетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, науки, образования, здравоохранения и т. д. В связи с этим необходимо постоянно проводить финансовый мониторинг бюджетной системы РФ.
Выполненные на основе данных статистики результаты анализа современного состояния и тенденций развития бюджетной системы России свидетельствуют о следующем:
1) в бюджетной системе РФ собирается значительная часть финансовых ресурсов страны;
2) финансовые ресурсы, концентрируясь в бюджетной системе РФ, имеют свойство увеличиваться;
3) сильная централизация бюджетных средств на федеральном уровне РФ;
4) особенность российской бюджетной системы состоит в превышении расходов бюджетов регионального (субфедерального) уровня над их доходами и превышении доходов федерального бюджета над его расходами. Данное явление противоречит общемировой практике, так как в большинстве стран мира (за исключением Финляндии) федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы.
Статистическое изучение доходов и расходов государственного бюджета происходит на основе рядов динамики с вычислением относительных величин динамики, интенсивности, структуры, а также роли и значения каждого из основных источников дохода или направлений расхода во всем объеме бюджета. В связи с тем, что важнейшим звеном финансовой политики в современных условиях выступают налоги, анализ их динамики требует выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы каждого вида налога.
К таким факторам относятся:
1) численность налогоплательщиков (ni);
2) объем налогооблагаемого показателя, приходящийся на одного налогоплательщика (Si);
3) процентная ставка налога (Кi).
Произведение уровней трех названных факторов дает сумму уплаченного налога (Ui):
Ui = ni × Si × Кi.
Сумма полученного налога представляет собой трехфакторную мультипликативную модель, для оценки воздействия каждого фактора применяется индексный метод анализа.
Если отсутствуют данные о численности налогоплательщиков, сумму полученного налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются сумма облагаемого дохода, процентная ставка налога. Для того чтобы оценить, насколько тесно взаимосвязаны между собой общая сумма бюджета и отдельные виды расходов, а также величина на12б ционального дохода и суммы доходов по отдельным статьям, можно использовать эмпирические коэффициенты эластичности.
Важнейшим фактором устойчивого экономического роста страны считается эффективная ее бюджетная система, так как из бюджетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, науки, образования, здравоохранения и т. д. В связи с этим необходимо постоянно проводить финансовый мониторинг бюджетной системы РФ.
Выполненные на основе данных статистики результаты анализа современного состояния и тенденций развития бюджетной системы России свидетельствуют о следующем:
1) в бюджетной системе РФ собирается значительная часть финансовых ресурсов страны;
2) финансовые ресурсы, концентрируясь в бюджетной системе РФ, имеют свойство увеличиваться;
3) сильная централизация бюджетных средств на федеральном уровне РФ;
4) особенность российской бюджетной системы состоит в превышении расходов бюджетов регионального (субфедерального) уровня над их доходами и превышении доходов федерального бюджета над его расходами. Данное явление противоречит общемировой практике, так как в большинстве стран мира (за исключением Финляндии) федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы.