41. Система «директ-костинг»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Система «директ-костинг» создает основу для изучения зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью. Принцип этой системы состоит в делении всех затрат на постоянные и переменные затраты. Данная система позволяет решать стратегические управленческие задачи по выпуску продукции с высокой рентабельностью.
Постоянные затраты – затраты, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от объема производства продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта. Если объем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20 %, то общие постоянные затраты не меняются. С увеличением объема производства постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются.
Переменные затраты – затраты, величина которых на данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции, а также от структуры издержек при производстве и реализации нескольких видов продукции. Если значение этого показателя увеличивается на 10 %, то соответственно общие переменные затраты также увеличиваются на 10 %. Однако при изменении объема производства переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными.
Большую роль при изучении факторов, которые влияют на сумму прибыли, играет маржинальный анализ, с его помощью изучаются соотношения показателей: объема производства (реализации) продукции, издержек, прибыли и прогнозирования суммы каждого из перечисленных показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ применяет категорию маржинального дохода, представляющий собой разность прибыли (П) и постоянных затрат экономического субъекта (Н).
Прибыль от реализации определенного вида продукции определяется по формуле:
П = К ґ (Ц – V) – Н,
где К – объем реализации продукции в натуральных показателях;
Ц – цена реализации единицы продукции, руб.;
V – переменные затраты на единицу продукции, руб.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, в то же время и от уровня цен на продукцию. Если повышаются цены, то объем реализации продукции необходимо снижать, чтобы компенсировать постоянные затраты экономического субъекта, и наоборот.
Зона безопасности (Збез) определяется по формуле:
Збез. = (Кпл – К) / Кпл × 100 %,
где Кпл – планируемый объем реализации продукции,
К – текущий объем реализации продукции.
При увеличении объема переменных и постоянных затрат на единицу продукции повышается порог рентабельности и уменьшается зона безопасности. Следовательно, каждое предприятие стремится к сокращению постоянных затрат.
Система «директ-костинг» создает основу для изучения зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью. Принцип этой системы состоит в делении всех затрат на постоянные и переменные затраты. Данная система позволяет решать стратегические управленческие задачи по выпуску продукции с высокой рентабельностью.
Постоянные затраты – затраты, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от объема производства продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта. Если объем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20 %, то общие постоянные затраты не меняются. С увеличением объема производства постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются.
Переменные затраты – затраты, величина которых на данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции, а также от структуры издержек при производстве и реализации нескольких видов продукции. Если значение этого показателя увеличивается на 10 %, то соответственно общие переменные затраты также увеличиваются на 10 %. Однако при изменении объема производства переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными.
Большую роль при изучении факторов, которые влияют на сумму прибыли, играет маржинальный анализ, с его помощью изучаются соотношения показателей: объема производства (реализации) продукции, издержек, прибыли и прогнозирования суммы каждого из перечисленных показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ применяет категорию маржинального дохода, представляющий собой разность прибыли (П) и постоянных затрат экономического субъекта (Н).
Прибыль от реализации определенного вида продукции определяется по формуле:
П = К ґ (Ц – V) – Н,
где К – объем реализации продукции в натуральных показателях;
Ц – цена реализации единицы продукции, руб.;
V – переменные затраты на единицу продукции, руб.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, в то же время и от уровня цен на продукцию. Если повышаются цены, то объем реализации продукции необходимо снижать, чтобы компенсировать постоянные затраты экономического субъекта, и наоборот.
Зона безопасности (Збез) определяется по формуле:
Збез. = (Кпл – К) / Кпл × 100 %,
где Кпл – планируемый объем реализации продукции,
К – текущий объем реализации продукции.
При увеличении объема переменных и постоянных затрат на единицу продукции повышается порог рентабельности и уменьшается зона безопасности. Следовательно, каждое предприятие стремится к сокращению постоянных затрат.