4.3. Необходимые ресурсы и выбранная технология

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

Следующий раздел вашего плана посвящается основным вопросам производства, необходимым ресурсам и сущности самого технологического процесса. В данном разделе плана рассказывается, где находится ваш производственный комплекс, даже если он из одного офисного помещения, его адрес, площадь, оборудование, которым оно оснащено. Подробно останавливаетесь на производственных мощностях данного оборудования. Например, в случае с открытием кадрового агентства, состоящего из единственного офиса, это может звучать так: офис в 50 кв. м расположен на одной из самых людных улиц города – проспекте Ленина. Перепланировка офиса предполагает его переоборудование и построение стеклянной панели, разделяющее офис на две самостоятельный части, что позволит одновременно вести телефонные переговоры с потенциальными работодателями, проводить личные переговоры и одновременно принимать всех желающих обратиться за помощью в трудоустройстве. Помещение располагается в самом центре города, на улице Ленина, вблизи крупной транспортной остановки. Подобное положение здания позволяет рассчитывать на высокую посещаемость агентства от 50 до 200 человек в день. Помещение расположено на первом этаже 9-этажного здания, имеет один вход со стороны улицы Ленина. Если вы открываете производственный полиграфический комплекс, состоящий из офиса и двух цехов, то дополнительно описываете структуру вашего предприятия. При этом в сфере услуг и front-офисах производственных комплексов и различных фирм основное внимание уделяется интерьеру и удобству расположения помещения, близости к остановкам. Учитывается направление близлежащих людских потоков. При открытии производственных комплексов по производству различных товаров больше внимания уделяется близости необходимых для производства коммуникаций, удобству подъездных путей, возможности для дополнительного строительства при возможном расширении комплекса. Особое внимание при описании именно производственных предприятий необходимо обратить на то, каким образом будет организовано обеспечение производства сырьем, складирование готовой продукции, отгрузка. Отдельно описывается необходимое для производства оборудование, его сбалансированность по мощностям. Это позволит представить ваш проект потенциальным инвесторам как продуманный и надежный. Приведу свой пример из жизни, почему так важна именно сбалансированность производственных мощностей.

Когда мои знакомые ребята открывали свою небольшую типографию, они совершенно не продумали этот вопрос. Разумеется, никакого бизнес-плана у них также не было. В результате закупили две печатные машины и три брошюровочных аппарата. Мощность печатных машин была 5 тыс. брошюр в смену, и то только в том случае, если брошюры были черно-белыми, тогда как каждый проволокошвейный агрегат мог производить до 15 000 брошюр в ту же смену. Практически, две машины были лишними, а одна работала в треть своей мощности. В то же время последняя операция подрезки брошюры производилась на полуручной одноножевой машине и позволяла в лучшем случае производить не более 3 000 брошюр в смену. Таким образом, эта последняя машина ограничивала производительность всего комплекса и не позволяла выпускать продукции больше чем 3 000, несмотря на мощь всего остального оборудования. К сожалению, подобная несбалансированность характерна не только для малых семейных предприятий, но и для крупных промышленных комплексов, что вызывает простой половины оборудования и непомерную нагрузку на другую половину. Формируя эту часть плана, необходимо просчитать потребность в материалах и его запасах, учесть необходимые средства на закупку сырья.

Подробно остановитесь на описании всего технологического процесса, так как это позволит грамотно выстроить производственную цепочку и избежать срывов, когда ваш комплекс заработает. Отдельно продумайте вопрос, где вы будете держать полуфабрикаты, особенно если процесс изготовления достаточно длинен. Иначе можно столкнуться с такого рода проблемой: необходимые комплектующие не смогут вовремя подвозиться из-за занятых проходов. Желательно привлечь к написанию этой части плана вашего технического директора или главного технолога, заодно вместе с вами он на начальном этапе планирования сможет заранее грамотно выстроить все производственные поточные линии, когда вы получите средства на покупку оборудования, вам не прийдется ломать голову, как его поставить. Я не раз видела ситуацию, когда место под оборудование, не важно, были ли это новый шкаф со столом или станок, начинали искать по прибытии этого самого оборудования. При этом приобретение не раз передвигалось, переносилось, еще раз переставлялось, что приводило к напрасной потере времени и сил.

В конце данной части подведите финансовый итог: сколько денег требуется на оборудование и ремонт, сколько вы планируете получить от продажи товара.

После того как вы описали структуру вашего предприятия, самое время перейти следующему необходимому в любом деле ресурсу – работникам. В этой части вы описываете, какую форму организации собственного бизнеса вы избрали, какое штатное расписание составили, сколько у вас будет трудиться человек, какими функциональными обязанностями они будут заниматься. При этом прописываются все коммуникативные потоки и иерархия предприятия. Особенно важно не пренебречь этой частью плана семейным предприятиям, даже если бизнес план создается для внутрифирменного потребления. Именно грамотно выстроенная структура подчинения и заранее составленные должностные инструкции каждой штатной единицы заранее позволят развести семейные проблемы и рабочие моменты в бизнесе, разрешат «в колыбели» источники многих производственных конфликтов. Написав свой бизнес-план, дайте прочитать его вашим коллегам-родственникам. Это позволит создать вам внутрисемейный имидж заботливого и умного и дальновидного руководителя, придаст авторитетность вашим действиям, позволит с самого начала занять лидерство. С другой стороны, именно написание функциональных обязанностей позволит вам еще раз продумать назначение того или иного члена семьи на его пост или должность, соотнести способности каждого вашего члена семьи с необходимыми навыками, умениями, особенностями характера.

При написании данной части плана особое внимание следует уделить описанию топ-менеджерского состава, если он у вас будет. Как правило, в семейном бизнесе топ-менеджер один, он же и глава семейства. Не лишним будет указать уровень образования, имеющийся профессиональный управленческий опыт, если он есть. Это, как правило, делается только в том случае, если вы собираетесь с помощью бизнес-плана привлечь сторонних инвесторов. Подробное описание команды управленцев или портрета главы фирмы помогает сформировать доверие «бизнес-ангелов» к вашему предприятию. Если вы будете в работе привлекать сторонних консультантов, то это тоже можно прописать для повышения рейтинга доверия.

В конце раздела указывается заработная плата сотрудников (как оклады, так и иные формы поощрения), планируемые повышения заработной платы, возможное расширение штата, привлечение внештатных сотрудников.

Последний раздел деловой части плана посвящен перспективам развития вашего бизнеса, оценке рисков нового бизнеса, возможным проблемам и способу их разрешения.

Здесь необходимо предусмотреть варианты снижения издержек, если план продаж не будет соответствовать запланированному. Если поломается оборудование, необходимо предусмотреть варианты его быстрой замены или привлечения сторонних партнеров, при срыве поставок материалов вашими постоянными поставщиками у вас должны быть альтернативные варианты. Если возможно, вам лучше предусмотреть варианты увольнения ключевого сотрудника. Надо заметить, что открытие своего семейного бизнеса во многом позволяет обезопасить себя от рисков, связанных именно с персоналом предприятия, сманивания их в фирму конкурента. И все же рисков остается много, и все предусмотреть невозможно, но предусмотренные варианты выхода из кризиса похожи на учебные тренировки летчиков или пожарных – появляется навык разрешения внештатных ситуаций, приобретается опыт и знания, как исправить или куда отступить, когда возникнет чрезвычайная ситуация. Особое внимание следует уделить получению финансирования на возврат полученных займов из альтернативных источников на случай, если продажи не покроют всех необходимых расходов. В данном случае это могут быть дополнительные вливания учредителей, спонсорская помощь, поручительства и гарантии ваших родственников. Предусмотрите возможность страхования рисков, здесь возможны варианты страхования имущества, страхования от поставки некачественного оборудования, сырья, от последствий стихийных бедствий, от затопления складских помещений. На моей памяти однажды на крупном производственном предприятии протекли отопительные трубы и залили хранящуюся на складе бумагу, нанеся убыток более чем на полмиллиона рублей. Естественно, как у нас это часто бывает, имущество застраховано не было, предприятие понесло прямые убытки.

Следующий раздел вашего плана посвящается основным вопросам производства, необходимым ресурсам и сущности самого технологического процесса. В данном разделе плана рассказывается, где находится ваш производственный комплекс, даже если он из одного офисного помещения, его адрес, площадь, оборудование, которым оно оснащено. Подробно останавливаетесь на производственных мощностях данного оборудования. Например, в случае с открытием кадрового агентства, состоящего из единственного офиса, это может звучать так: офис в 50 кв. м расположен на одной из самых людных улиц города – проспекте Ленина. Перепланировка офиса предполагает его переоборудование и построение стеклянной панели, разделяющее офис на две самостоятельный части, что позволит одновременно вести телефонные переговоры с потенциальными работодателями, проводить личные переговоры и одновременно принимать всех желающих обратиться за помощью в трудоустройстве. Помещение располагается в самом центре города, на улице Ленина, вблизи крупной транспортной остановки. Подобное положение здания позволяет рассчитывать на высокую посещаемость агентства от 50 до 200 человек в день. Помещение расположено на первом этаже 9-этажного здания, имеет один вход со стороны улицы Ленина. Если вы открываете производственный полиграфический комплекс, состоящий из офиса и двух цехов, то дополнительно описываете структуру вашего предприятия. При этом в сфере услуг и front-офисах производственных комплексов и различных фирм основное внимание уделяется интерьеру и удобству расположения помещения, близости к остановкам. Учитывается направление близлежащих людских потоков. При открытии производственных комплексов по производству различных товаров больше внимания уделяется близости необходимых для производства коммуникаций, удобству подъездных путей, возможности для дополнительного строительства при возможном расширении комплекса. Особое внимание при описании именно производственных предприятий необходимо обратить на то, каким образом будет организовано обеспечение производства сырьем, складирование готовой продукции, отгрузка. Отдельно описывается необходимое для производства оборудование, его сбалансированность по мощностям. Это позволит представить ваш проект потенциальным инвесторам как продуманный и надежный. Приведу свой пример из жизни, почему так важна именно сбалансированность производственных мощностей.

Когда мои знакомые ребята открывали свою небольшую типографию, они совершенно не продумали этот вопрос. Разумеется, никакого бизнес-плана у них также не было. В результате закупили две печатные машины и три брошюровочных аппарата. Мощность печатных машин была 5 тыс. брошюр в смену, и то только в том случае, если брошюры были черно-белыми, тогда как каждый проволокошвейный агрегат мог производить до 15 000 брошюр в ту же смену. Практически, две машины были лишними, а одна работала в треть своей мощности. В то же время последняя операция подрезки брошюры производилась на полуручной одноножевой машине и позволяла в лучшем случае производить не более 3 000 брошюр в смену. Таким образом, эта последняя машина ограничивала производительность всего комплекса и не позволяла выпускать продукции больше чем 3 000, несмотря на мощь всего остального оборудования. К сожалению, подобная несбалансированность характерна не только для малых семейных предприятий, но и для крупных промышленных комплексов, что вызывает простой половины оборудования и непомерную нагрузку на другую половину. Формируя эту часть плана, необходимо просчитать потребность в материалах и его запасах, учесть необходимые средства на закупку сырья.

Подробно остановитесь на описании всего технологического процесса, так как это позволит грамотно выстроить производственную цепочку и избежать срывов, когда ваш комплекс заработает. Отдельно продумайте вопрос, где вы будете держать полуфабрикаты, особенно если процесс изготовления достаточно длинен. Иначе можно столкнуться с такого рода проблемой: необходимые комплектующие не смогут вовремя подвозиться из-за занятых проходов. Желательно привлечь к написанию этой части плана вашего технического директора или главного технолога, заодно вместе с вами он на начальном этапе планирования сможет заранее грамотно выстроить все производственные поточные линии, когда вы получите средства на покупку оборудования, вам не прийдется ломать голову, как его поставить. Я не раз видела ситуацию, когда место под оборудование, не важно, были ли это новый шкаф со столом или станок, начинали искать по прибытии этого самого оборудования. При этом приобретение не раз передвигалось, переносилось, еще раз переставлялось, что приводило к напрасной потере времени и сил.

В конце данной части подведите финансовый итог: сколько денег требуется на оборудование и ремонт, сколько вы планируете получить от продажи товара.

После того как вы описали структуру вашего предприятия, самое время перейти следующему необходимому в любом деле ресурсу – работникам. В этой части вы описываете, какую форму организации собственного бизнеса вы избрали, какое штатное расписание составили, сколько у вас будет трудиться человек, какими функциональными обязанностями они будут заниматься. При этом прописываются все коммуникативные потоки и иерархия предприятия. Особенно важно не пренебречь этой частью плана семейным предприятиям, даже если бизнес план создается для внутрифирменного потребления. Именно грамотно выстроенная структура подчинения и заранее составленные должностные инструкции каждой штатной единицы заранее позволят развести семейные проблемы и рабочие моменты в бизнесе, разрешат «в колыбели» источники многих производственных конфликтов. Написав свой бизнес-план, дайте прочитать его вашим коллегам-родственникам. Это позволит создать вам внутрисемейный имидж заботливого и умного и дальновидного руководителя, придаст авторитетность вашим действиям, позволит с самого начала занять лидерство. С другой стороны, именно написание функциональных обязанностей позволит вам еще раз продумать назначение того или иного члена семьи на его пост или должность, соотнести способности каждого вашего члена семьи с необходимыми навыками, умениями, особенностями характера.

При написании данной части плана особое внимание следует уделить описанию топ-менеджерского состава, если он у вас будет. Как правило, в семейном бизнесе топ-менеджер один, он же и глава семейства. Не лишним будет указать уровень образования, имеющийся профессиональный управленческий опыт, если он есть. Это, как правило, делается только в том случае, если вы собираетесь с помощью бизнес-плана привлечь сторонних инвесторов. Подробное описание команды управленцев или портрета главы фирмы помогает сформировать доверие «бизнес-ангелов» к вашему предприятию. Если вы будете в работе привлекать сторонних консультантов, то это тоже можно прописать для повышения рейтинга доверия.

В конце раздела указывается заработная плата сотрудников (как оклады, так и иные формы поощрения), планируемые повышения заработной платы, возможное расширение штата, привлечение внештатных сотрудников.

Последний раздел деловой части плана посвящен перспективам развития вашего бизнеса, оценке рисков нового бизнеса, возможным проблемам и способу их разрешения.

Здесь необходимо предусмотреть варианты снижения издержек, если план продаж не будет соответствовать запланированному. Если поломается оборудование, необходимо предусмотреть варианты его быстрой замены или привлечения сторонних партнеров, при срыве поставок материалов вашими постоянными поставщиками у вас должны быть альтернативные варианты. Если возможно, вам лучше предусмотреть варианты увольнения ключевого сотрудника. Надо заметить, что открытие своего семейного бизнеса во многом позволяет обезопасить себя от рисков, связанных именно с персоналом предприятия, сманивания их в фирму конкурента. И все же рисков остается много, и все предусмотреть невозможно, но предусмотренные варианты выхода из кризиса похожи на учебные тренировки летчиков или пожарных – появляется навык разрешения внештатных ситуаций, приобретается опыт и знания, как исправить или куда отступить, когда возникнет чрезвычайная ситуация. Особое внимание следует уделить получению финансирования на возврат полученных займов из альтернативных источников на случай, если продажи не покроют всех необходимых расходов. В данном случае это могут быть дополнительные вливания учредителей, спонсорская помощь, поручительства и гарантии ваших родственников. Предусмотрите возможность страхования рисков, здесь возможны варианты страхования имущества, страхования от поставки некачественного оборудования, сырья, от последствий стихийных бедствий, от затопления складских помещений. На моей памяти однажды на крупном производственном предприятии протекли отопительные трубы и залили хранящуюся на складе бумагу, нанеся убыток более чем на полмиллиона рублей. Естественно, как у нас это часто бывает, имущество застраховано не было, предприятие понесло прямые убытки.