2.3. Основные черты лидера семейного бизнеса

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

Очевидно, чтобы возглавить семейную фирму и вывести ее к успеху, главе фирмы мало быть грамотным руководителем, наделенным определенными полномочиями и ответственностью, ему совершенно необходимо обладать ярко выраженными лидерскими качествами, т. е. способностью влиять на людей и сподвигнуть их на работу во имя общего дела. Это возможно только в том случае, если в фирме удастся создать атмосферу доверия. Чтобы стать успешным лидером в семейной фирме, какого бы размера она не была, необходимо твердо придерживаться в руководстве принципа мерократии: должность занимается не согласно родственным связям и степени родства, а только благодаря деловой компетенции. Второе, что необходимо помнить любому руководителю собственного бизнеса: доверие создается постепенно, открытым, порядочным и последовательным поведением. Чтобы стать настоящим главой семейного дела, достаточно придерживаться нескольких правил.

Правильно используйте сильные, а не слабые стороны человека, только это поспособствует общему успеху дела. Вряд ли приведет к успеху назначение талантливого дизайнера в качестве повышения на должность главного инженера. Самолюбию это сначала польстит, но неопытность и некомпетентность приведут к неумолимым ошибкам и насмешкам над «слишком высоко взлетевшей птицей». Если человек талантливо организовывает дело, не делайте из него экономиста-аналитика, а из грамотного пиарщика – усидчивого маркетолога. К успеху это не приведет. Соотносите должность с психическими особенностями личности. Как это грамотно сделать – читайте в главе, посвященной подбору персонала.

Продолжайте доверять людям, даже если это кажется вам слишком рискованным шагом, доверяйте, несмотря на ошибки. Только доверие позволит вам расширить и укрепить бизнес. Иначе ваш удел – работать в одиночку. К сожалению, существует много примеров, когда развитие семейного бизнеса останавливалось именно из-за этого. Побоявшись привлечь сотрудников и капитал извне, многие ставили крест на дальнейшем развитии бизнеса, так и оставив его в колыбели. Обратите внимание – как часто частный извозчик так и остается несколько лет частным извозчиком, не превратившись в логистическую компанию, а торговцы в ракушке на рынке так и не смогли стать владельцами магазина. Буквально на днях я спросила одну молодую предпринимательницу, организовавшую свое небольшое дело, почему ее процветающая фирма по продаже аквалангов и снаряжения для подводного плавания вдруг закрылась. Ответ не удивил оригинальностью: «Я устала работать без отдыха, когда и продаю сама, и закупаю сама, и отчеты сдаю сама». На мой вопрос, почему она не наняла сотрудников и не переложила ответственность на них, она ответила: «Кто же лучше меня справится, пока их обучишь, проще закрыться. Да и как доверять чужим!». Но до сих пор она жалеет, что закрыла дело, так как оно действительно получалось и приносило ей настоящую радость.

Доверие создается постепенно, для этого говорите людям всегда правду, выражайте вашу уверенность в их силах и не пеняйте за неудачи, а дайте еще один шанс. Часто мы слишком злимся на ошибки сотрудников, будь они наши родственники или нет. И предпочитаем все делать сами – сами перезваниваем за них заказчикам, сами доделываем срывающиеся сделки, сами дописываем отчеты и сдаем их. Неудача и отстранение от работы расхолаживает сотрудника, и он теряет мотивировку к труду. В бизнесе порой как в спорте – если упал, надо подняться и тут же попробовать еще раз, иначе не сможешь потом. Поэтому, если у вашего сотрудника вдруг сорвались переговоры, обсудите ситуацию вместе с ним, разберите причины провала и дайте ему шанс все исправить. Во-первых, после этого обретается потерянная уверенность в собственных силах, а во-вторых, успех дела всегда создает плацдарм для будущих еще больших успехов. Высота обязательно должна браться – тогда планку можно будет повышать.

Всегда говорите, почему приняли то или иное решение, иначе пересуды за вашей спиной быстро убьют созданное доверие. По моему опыту, распоряжение, не прокомментированное и не разъясненное, оставалось не выполненным, а авторитет руководителя неизменно понижался.

Ответственность, предоставленная сотрудникам, всегда должна быть им по плечу, но не меньше той, на которую они рассчитывают и готовы вынести, иначе они сделают вывод, что вы им не доверяете. Простой пример: вы знаете, что готовы успешно осуществить проект и взять на себя за него ответственность. Но над вами назначают руководителя, который должен вас подстраховать. В результате вы полностью утрачиваете инициативу и самостоятельность, предпочитая четко следовать инструкции начальника, даже если знаете, что ваше решение было бы успешнее. Из-за соблюдения этого принципа я никогда не навязываю своим подчиненным моего решения проблемы, предпочитая дать им попробовать свое, довести его до конца.

И всегда помните: пока люди доверяют вам – они ваши единомышленники и союзники, но с утратой доверия вы перестаете для них быть лидером и становитесь помехой на их пути. Лучшее, что может случиться при этом – ваши родственники покинут ваш бизнес. Худшее – они постараются его подорвать. Лидерские качества в определенной степени закладываются при рождении, воспитываются в детстве, но развиваются на протяжении всей жизни человека. Поэтому при открытии своего бизнеса всегда помните – развивать в себе лидерские качества необходимо постоянными тренировками, контролем над своими поступками, мимикой, жестами, поведением.

В нашей российской действительности успешному семейному предпринимателю, кроме выраженных лидерских качеств, необходимо обладать определенными чисто российскими специфическими деловыми способностями, чтобы бизнес рос, развивался и был жизнеспособен не одно поколение. В наших отечественных реалиях они несколько отличаются от качеств, необходимых в западном или американском мире, так как отличается сама наша социальная действительность. Пуританская мораль с ее уважением к труду, терпению, постепенному накоплению богатства и бережному его сохранению из поколения в поколение привела к тому, что в мировой практике сложился определенный тип преуспевающего бизнесмена. Это уважаемый обществом семьянин, рациональный, с полученным бизнес-образованием, подтверждающим высокий интеллект бизнесмена. Как правило, это новатор со стратегическим видением развития собственного бизнеса на несколько лет вперед. Он прекрасно ориентируется в реалиях современного мирового рынка, знает экономические закономерности подъема и спада спроса и предложения на товар, умеет оперировать финансовыми показателями деятельности, знает основы бухгалтерского и финансового учета, умеет планировать деятельность предприятия на несколько лет вперед. В психологическом плане это спокойный выдержанный человек, не позволяющий поддаваться перепадам своего настроения, самостоятельный и независимый в своих суждениях, энергичный, активный и ответственный. При этом это добросовестный член общества, умеющий держать данное обещание, любое его слово смело можно приравнивать к печатному документу.

А кроме этого, европейский бизнесмен активно занимается спортом, постоянно заботится о своем имидже, обладает непререкаемым авторитетом и без сомнения способен повлиять на других людей. Как правило, предприниматель отличается огромной самодисциплиной, верой в свои силы, он готов держать любой удар, не пасовать перед трудностями. Любой преуспевающий бизнесмен удостоен в западном, а особенно американском обществе социального одобрения и уважения, полон желания передать свое преуспевающее дело и свое социальное положение в обществе своим наследникам, которых специально готовит к этой миссии. При всем этом он обладает несомненной законопослушностью и уважению к своему закону и государственным устоям и придерживается семи основных правил: уважает власть, частную собственность, любит и уважает своего ближнего, всегда верен своему слову, придерживается принципов честности и правдивости, стремится всегда жить по средствам и двигаться к выбранной цели.

К сожалению, наша социальная действительность предъявляет к предпринимателям, желающим стать успешными лидерами семейного бизнеса, несколько иные требования. Прежде всего, успешный российский бизнесмен должен обладать умением находить нужные связи в административных и правоохранительных кругах. Не секрет, что наше малое предпринимательство находится под пристальным вниманием различных проверяющих органов, желающих получить свой кусок пирога. Налоговая инспекция зорко следит, чтобы все налоги предприниматель уплатил в максимальном объеме и в самый короткий срок, чтобы не утаил части прибыли на развитие собственного дела, милиция охраняет честных граждан от всевозможных злоупотреблений бизнесмена и для охраны правопорядка наведывается к предпринимателям не реже раза в неделю. К сожалению, только в нашей стране стала возможной ситуация, когда государственно-административные учреждения и чиновники относятся к потенциальным угрозам существования бизнеса наряду с конкурентами, и открывать сегодня свой малый семейный бизнес, а особенно развивать его и укрупнять попросту небезопасно, если у вас нет связей в определенных государственных учреждениях. Поэтому, начиная свое дело, постарайтесь заручиться необходимой поддержкой в нужных кругах, иначе бесконечные визиты «гостей» вам обеспечены. Когда я впервые пошла работать в семейную торговую компанию своего брата, то нередко замечала, как отвозились сумки с подарками в различные инстанции – от администрации до санитарно-эпидимеологической станции, по простому – СЭС, о подарках для налоговой или милиции и говорить не приходилось – они дарились к любой торжественной дате или празднику. При этом связь поддерживалась и обычными телефонными разговорами «по душам» с нужными людьми, и посильной помощью милиции в предоставлении автотранспорта для их личных нужд, и поставкой бумаги и других необходимых канцтоваров. После этого я работала на достаточно крупном предприятии полиграфической промышленности, но «дружба» с нужными органами наблюдалась и там, только в виде спонсорской помощи и совершенно на другие суммы. Перейдя снова в частный бизнес и поговорив с рядом предпринимателей, я убедилась, что за четыре года ничего не изменилось, и дружба с «органами» сегодня так же необходима, как и четыре года назад. Поэтому, открывая издание новой газеты, наш директор взяла в долю человека с нужными связями, дабы обезопасить наш малый бизнес, а когда нас просят подобрать персонал на должность руководителя службы безопасности, необходимыми условиями ставят непременный стаж работы более четырех лет в органах и наличие у человека нужных связей.

Второе необходимое качество успешного российского бизнесмена – изворотливость ума, комбинаторский дар не хуже, чем у Остапа Бендера, гибкость характера. Умение договориться с партнером, поставщиком, клиентом – совершенно необходимое качество русского бизнесмена в силу явной недостаточности оборотного капитала и ликвидности у предприятия, если проще – постоянный недостаток денежной наличности. У нас отсутствует сколь-нибудь значимая поддержка предпринимательства со стороны государства, русские бизнесмены оказываются один на один со своими проблемами и пытаются решить их сообща с помощью взаимной поддержки и взаимовыручки. Поэтому от коммуникативных способностей и гибкости в проведении переговоров так много зависит в сфере малого предпринимательства. Когда я работала в крупном производстве и общалась как с книготорговцами, так и с издателями, они не раз рассказывали мне, на какие чудеса взаимовыручки им порой приходится идти. Малые издательства объединяются для продажи тиражей, магазины договариваются с издателями на годовые отсрочки платежей или полную реализацию товара, даже типографии порой производят продукцию в долг, предоставляя своим партнерам рассрочку платежей на несколько месяцев вперед. Товарный или коммерческий кредит стал реалией нашей деловой действительности, и от умения предпринимателя договориться во многом зависит, насколько успешно будет развиваться его бизнес, насколько будут скоординированы притоки и оттоки денежных средств.

Российская действительность предъявляет еще одно, свойственное только нашей стране качество, требуемое успешному предпринимателю, – способность игнорировать общественное мнение и хладнокровно идти собственным путем, несмотря на осуждающие взгляды соседей и «шушуканье» за спиной. В нашей стране быть предпринимателем, а особенно успешным предпринимателем – значит, осудить себя на нелюбовь окружающего социума. Не секрет, что в нашей стране не любят богатых и преуспевающих людей. До сих пор зачастую можно услышать в разговорах: «ясно, как он добыл эти деньги, наворовал, бандитом был, ограбил». Один из социологических опросов на тему «Как получили бизнесмены свой капитал?» показал следующие результаты: почти половина респондентов (45 %) ответили, что «путем махинаций или воровства», еще 10 % были убеждены, что «за счет взяток», и только 7 % предположили, что «благодаря удачливости и предприимчивости». О подобном настрое своих сограждан знают и сами бизнесмены, половина опрошенных предпринимателей на вопрос «как вы думаете, что думают о вас окружающие» ответили, что «их считают жуликами и мошенниками».

Зависть к чужой удаче и счастью людей на протяжении десятилетий воспитывалась советской моралью «всем поровну», заработанное богатство четко ассоциировалось с неправедно нажитым добром. Несколько в другой форме это было и в дореволюционной России, где купеческий класс предпринимателей подвергался как осуждению дворянства, так и русской интеллигенции. Возможно, именно привитому обществом чувству вины за свое богатство мы и обязаны за небывалый расцвет меценатства русского купечества, его помощь стране во время военных действий, огромные суммы на благотворительность. Воспитанное нашей религией и советским укладом жизни отношение к торговле как делу мало почтительному, в чем-то даже грязному, вряд ли могло измениться за 20 лет, хотя отношение к предпринимательству все же достаточно сильно меняется за последнее время в положительную сторону.

Таким образом, в нашей стране, чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо обладать умением вести практически партизанскую жизнь и лишний раз не маячить перед глазами государственных структур, уметь договариваться с людьми совершенно разных уровней – от грузчиков, которых необходимо порой попросить отработать без зарплаты, до министров, которые не хотят подписывать очередной патент или лицензию. При этом необходимо научиться не только держать удар противника, но и уметь проявлять необходимую гибкость в разговоре. И наконец, обладать ярко выраженной способностью к риску и оптимизмом.

При всем этом лидер семейного бизнеса должен обладать выдержанным характером, не поддаваться на манипуляции близких родственников, уметь брать на себя ответственность и принимать абсолютно самостоятельные решения. Именно это дается нашим предпринимателям труднее всего. Мы не умеем, как правило, делать три вещи – правильно планировать, принимать рациональные и взвешенные решения и отвечать за свои поступки. Этому способствует наша правовая неграмотность, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная нестабильность. И все же, если вы хотите преуспеть, то первое, что вы должны научиться делать – планировать свою собственную деятельность, поэтапно выстраивать план производства и продаж и придерживаться его как можно точнее. Только так можно не просто сохранить фирму, но и стать по-настоящему преуспевающим бизнесменом. Недостаток планирования приводит к определенным казусам и накладкам в работе. За примером далеко ходить не надо. Однажды мне позвонил директор детского издательства, выпускающего картонные книги для малышей, и обратился с довольно странной просьбой – посодействовать хранению на нашем складе только что выпущенных тиражей. Я удивилась – новый тираж согласно выбранной тактике данного издательства всегда поступал в продажу, и они торопили нас с изготовлением именно новых книг, а не повторов предыдущих. В этот раз он просил придержать три месяца именно такой новый тираж. На мое недоумение он признался, что заказал данный тираж нам и другой типографии, а два тиража одновременно совершенно не помещались на его небольшом по величине складе. Недостаток элементарного планирования привел к замораживанию средств в товарных запасах более чем на полгода, а сумма для издательства была немалая – около 100 000 руб., при том, что оборотных средств у заказчика часто недоставало, и на счету был каждый рубль. Кроме всего остального, ему пришлось дополнительно заплатить нам за хранение книг, т. е. он понес очевидные и достаточно ощутимые для среднего по величине издательства убытки. К таким результатам может привести наше чисто российское нежелание планировать и документировать свою деятельность.

И наконец, главное, чему должен научиться по-настоящему успешный владелец семейного бизнеса – любить свое дело и гордиться тем, что оно высокорентабельно, перестать считать прибыль чем-то второстепенным. В предпринимательской среде риск – это плата за прибыльность бизнеса. Чем выше риск – тем большая денежная отдача должна приходиться на каждый вложенный рубль. Поэтому для любого успешного предпринимателя получение денег – главный критерий оценки успешности бизнеса, только научившись уважать себя и свое дело, человек сможет стать настоящим лидером своей кампании и занять первые места в своей отрасли. Нашим предпринимателям для успеха чаще всего не хватает скорее веры в себя и амбициозности, чем умений и капитала. И необходимо помнить, что постоянное развитие и повышение своего кругозора и знаний позволяет не только совершенствовать свои руководящие качества, но и увидеть новые перспективы развития своего бизнеса. Не жалейте сил и денег на самое престижное бизнес-образование для себя и членов вашей семьи, потому что знания часто помогают обрести уверенность в себе.

Очевидно, чтобы возглавить семейную фирму и вывести ее к успеху, главе фирмы мало быть грамотным руководителем, наделенным определенными полномочиями и ответственностью, ему совершенно необходимо обладать ярко выраженными лидерскими качествами, т. е. способностью влиять на людей и сподвигнуть их на работу во имя общего дела. Это возможно только в том случае, если в фирме удастся создать атмосферу доверия. Чтобы стать успешным лидером в семейной фирме, какого бы размера она не была, необходимо твердо придерживаться в руководстве принципа мерократии: должность занимается не согласно родственным связям и степени родства, а только благодаря деловой компетенции. Второе, что необходимо помнить любому руководителю собственного бизнеса: доверие создается постепенно, открытым, порядочным и последовательным поведением. Чтобы стать настоящим главой семейного дела, достаточно придерживаться нескольких правил.

Правильно используйте сильные, а не слабые стороны человека, только это поспособствует общему успеху дела. Вряд ли приведет к успеху назначение талантливого дизайнера в качестве повышения на должность главного инженера. Самолюбию это сначала польстит, но неопытность и некомпетентность приведут к неумолимым ошибкам и насмешкам над «слишком высоко взлетевшей птицей». Если человек талантливо организовывает дело, не делайте из него экономиста-аналитика, а из грамотного пиарщика – усидчивого маркетолога. К успеху это не приведет. Соотносите должность с психическими особенностями личности. Как это грамотно сделать – читайте в главе, посвященной подбору персонала.

Продолжайте доверять людям, даже если это кажется вам слишком рискованным шагом, доверяйте, несмотря на ошибки. Только доверие позволит вам расширить и укрепить бизнес. Иначе ваш удел – работать в одиночку. К сожалению, существует много примеров, когда развитие семейного бизнеса останавливалось именно из-за этого. Побоявшись привлечь сотрудников и капитал извне, многие ставили крест на дальнейшем развитии бизнеса, так и оставив его в колыбели. Обратите внимание – как часто частный извозчик так и остается несколько лет частным извозчиком, не превратившись в логистическую компанию, а торговцы в ракушке на рынке так и не смогли стать владельцами магазина. Буквально на днях я спросила одну молодую предпринимательницу, организовавшую свое небольшое дело, почему ее процветающая фирма по продаже аквалангов и снаряжения для подводного плавания вдруг закрылась. Ответ не удивил оригинальностью: «Я устала работать без отдыха, когда и продаю сама, и закупаю сама, и отчеты сдаю сама». На мой вопрос, почему она не наняла сотрудников и не переложила ответственность на них, она ответила: «Кто же лучше меня справится, пока их обучишь, проще закрыться. Да и как доверять чужим!». Но до сих пор она жалеет, что закрыла дело, так как оно действительно получалось и приносило ей настоящую радость.

Доверие создается постепенно, для этого говорите людям всегда правду, выражайте вашу уверенность в их силах и не пеняйте за неудачи, а дайте еще один шанс. Часто мы слишком злимся на ошибки сотрудников, будь они наши родственники или нет. И предпочитаем все делать сами – сами перезваниваем за них заказчикам, сами доделываем срывающиеся сделки, сами дописываем отчеты и сдаем их. Неудача и отстранение от работы расхолаживает сотрудника, и он теряет мотивировку к труду. В бизнесе порой как в спорте – если упал, надо подняться и тут же попробовать еще раз, иначе не сможешь потом. Поэтому, если у вашего сотрудника вдруг сорвались переговоры, обсудите ситуацию вместе с ним, разберите причины провала и дайте ему шанс все исправить. Во-первых, после этого обретается потерянная уверенность в собственных силах, а во-вторых, успех дела всегда создает плацдарм для будущих еще больших успехов. Высота обязательно должна браться – тогда планку можно будет повышать.

Всегда говорите, почему приняли то или иное решение, иначе пересуды за вашей спиной быстро убьют созданное доверие. По моему опыту, распоряжение, не прокомментированное и не разъясненное, оставалось не выполненным, а авторитет руководителя неизменно понижался.

Ответственность, предоставленная сотрудникам, всегда должна быть им по плечу, но не меньше той, на которую они рассчитывают и готовы вынести, иначе они сделают вывод, что вы им не доверяете. Простой пример: вы знаете, что готовы успешно осуществить проект и взять на себя за него ответственность. Но над вами назначают руководителя, который должен вас подстраховать. В результате вы полностью утрачиваете инициативу и самостоятельность, предпочитая четко следовать инструкции начальника, даже если знаете, что ваше решение было бы успешнее. Из-за соблюдения этого принципа я никогда не навязываю своим подчиненным моего решения проблемы, предпочитая дать им попробовать свое, довести его до конца.

И всегда помните: пока люди доверяют вам – они ваши единомышленники и союзники, но с утратой доверия вы перестаете для них быть лидером и становитесь помехой на их пути. Лучшее, что может случиться при этом – ваши родственники покинут ваш бизнес. Худшее – они постараются его подорвать. Лидерские качества в определенной степени закладываются при рождении, воспитываются в детстве, но развиваются на протяжении всей жизни человека. Поэтому при открытии своего бизнеса всегда помните – развивать в себе лидерские качества необходимо постоянными тренировками, контролем над своими поступками, мимикой, жестами, поведением.

В нашей российской действительности успешному семейному предпринимателю, кроме выраженных лидерских качеств, необходимо обладать определенными чисто российскими специфическими деловыми способностями, чтобы бизнес рос, развивался и был жизнеспособен не одно поколение. В наших отечественных реалиях они несколько отличаются от качеств, необходимых в западном или американском мире, так как отличается сама наша социальная действительность. Пуританская мораль с ее уважением к труду, терпению, постепенному накоплению богатства и бережному его сохранению из поколения в поколение привела к тому, что в мировой практике сложился определенный тип преуспевающего бизнесмена. Это уважаемый обществом семьянин, рациональный, с полученным бизнес-образованием, подтверждающим высокий интеллект бизнесмена. Как правило, это новатор со стратегическим видением развития собственного бизнеса на несколько лет вперед. Он прекрасно ориентируется в реалиях современного мирового рынка, знает экономические закономерности подъема и спада спроса и предложения на товар, умеет оперировать финансовыми показателями деятельности, знает основы бухгалтерского и финансового учета, умеет планировать деятельность предприятия на несколько лет вперед. В психологическом плане это спокойный выдержанный человек, не позволяющий поддаваться перепадам своего настроения, самостоятельный и независимый в своих суждениях, энергичный, активный и ответственный. При этом это добросовестный член общества, умеющий держать данное обещание, любое его слово смело можно приравнивать к печатному документу.

А кроме этого, европейский бизнесмен активно занимается спортом, постоянно заботится о своем имидже, обладает непререкаемым авторитетом и без сомнения способен повлиять на других людей. Как правило, предприниматель отличается огромной самодисциплиной, верой в свои силы, он готов держать любой удар, не пасовать перед трудностями. Любой преуспевающий бизнесмен удостоен в западном, а особенно американском обществе социального одобрения и уважения, полон желания передать свое преуспевающее дело и свое социальное положение в обществе своим наследникам, которых специально готовит к этой миссии. При всем этом он обладает несомненной законопослушностью и уважению к своему закону и государственным устоям и придерживается семи основных правил: уважает власть, частную собственность, любит и уважает своего ближнего, всегда верен своему слову, придерживается принципов честности и правдивости, стремится всегда жить по средствам и двигаться к выбранной цели.

К сожалению, наша социальная действительность предъявляет к предпринимателям, желающим стать успешными лидерами семейного бизнеса, несколько иные требования. Прежде всего, успешный российский бизнесмен должен обладать умением находить нужные связи в административных и правоохранительных кругах. Не секрет, что наше малое предпринимательство находится под пристальным вниманием различных проверяющих органов, желающих получить свой кусок пирога. Налоговая инспекция зорко следит, чтобы все налоги предприниматель уплатил в максимальном объеме и в самый короткий срок, чтобы не утаил части прибыли на развитие собственного дела, милиция охраняет честных граждан от всевозможных злоупотреблений бизнесмена и для охраны правопорядка наведывается к предпринимателям не реже раза в неделю. К сожалению, только в нашей стране стала возможной ситуация, когда государственно-административные учреждения и чиновники относятся к потенциальным угрозам существования бизнеса наряду с конкурентами, и открывать сегодня свой малый семейный бизнес, а особенно развивать его и укрупнять попросту небезопасно, если у вас нет связей в определенных государственных учреждениях. Поэтому, начиная свое дело, постарайтесь заручиться необходимой поддержкой в нужных кругах, иначе бесконечные визиты «гостей» вам обеспечены. Когда я впервые пошла работать в семейную торговую компанию своего брата, то нередко замечала, как отвозились сумки с подарками в различные инстанции – от администрации до санитарно-эпидимеологической станции, по простому – СЭС, о подарках для налоговой или милиции и говорить не приходилось – они дарились к любой торжественной дате или празднику. При этом связь поддерживалась и обычными телефонными разговорами «по душам» с нужными людьми, и посильной помощью милиции в предоставлении автотранспорта для их личных нужд, и поставкой бумаги и других необходимых канцтоваров. После этого я работала на достаточно крупном предприятии полиграфической промышленности, но «дружба» с нужными органами наблюдалась и там, только в виде спонсорской помощи и совершенно на другие суммы. Перейдя снова в частный бизнес и поговорив с рядом предпринимателей, я убедилась, что за четыре года ничего не изменилось, и дружба с «органами» сегодня так же необходима, как и четыре года назад. Поэтому, открывая издание новой газеты, наш директор взяла в долю человека с нужными связями, дабы обезопасить наш малый бизнес, а когда нас просят подобрать персонал на должность руководителя службы безопасности, необходимыми условиями ставят непременный стаж работы более четырех лет в органах и наличие у человека нужных связей.

Второе необходимое качество успешного российского бизнесмена – изворотливость ума, комбинаторский дар не хуже, чем у Остапа Бендера, гибкость характера. Умение договориться с партнером, поставщиком, клиентом – совершенно необходимое качество русского бизнесмена в силу явной недостаточности оборотного капитала и ликвидности у предприятия, если проще – постоянный недостаток денежной наличности. У нас отсутствует сколь-нибудь значимая поддержка предпринимательства со стороны государства, русские бизнесмены оказываются один на один со своими проблемами и пытаются решить их сообща с помощью взаимной поддержки и взаимовыручки. Поэтому от коммуникативных способностей и гибкости в проведении переговоров так много зависит в сфере малого предпринимательства. Когда я работала в крупном производстве и общалась как с книготорговцами, так и с издателями, они не раз рассказывали мне, на какие чудеса взаимовыручки им порой приходится идти. Малые издательства объединяются для продажи тиражей, магазины договариваются с издателями на годовые отсрочки платежей или полную реализацию товара, даже типографии порой производят продукцию в долг, предоставляя своим партнерам рассрочку платежей на несколько месяцев вперед. Товарный или коммерческий кредит стал реалией нашей деловой действительности, и от умения предпринимателя договориться во многом зависит, насколько успешно будет развиваться его бизнес, насколько будут скоординированы притоки и оттоки денежных средств.

Российская действительность предъявляет еще одно, свойственное только нашей стране качество, требуемое успешному предпринимателю, – способность игнорировать общественное мнение и хладнокровно идти собственным путем, несмотря на осуждающие взгляды соседей и «шушуканье» за спиной. В нашей стране быть предпринимателем, а особенно успешным предпринимателем – значит, осудить себя на нелюбовь окружающего социума. Не секрет, что в нашей стране не любят богатых и преуспевающих людей. До сих пор зачастую можно услышать в разговорах: «ясно, как он добыл эти деньги, наворовал, бандитом был, ограбил». Один из социологических опросов на тему «Как получили бизнесмены свой капитал?» показал следующие результаты: почти половина респондентов (45 %) ответили, что «путем махинаций или воровства», еще 10 % были убеждены, что «за счет взяток», и только 7 % предположили, что «благодаря удачливости и предприимчивости». О подобном настрое своих сограждан знают и сами бизнесмены, половина опрошенных предпринимателей на вопрос «как вы думаете, что думают о вас окружающие» ответили, что «их считают жуликами и мошенниками».

Зависть к чужой удаче и счастью людей на протяжении десятилетий воспитывалась советской моралью «всем поровну», заработанное богатство четко ассоциировалось с неправедно нажитым добром. Несколько в другой форме это было и в дореволюционной России, где купеческий класс предпринимателей подвергался как осуждению дворянства, так и русской интеллигенции. Возможно, именно привитому обществом чувству вины за свое богатство мы и обязаны за небывалый расцвет меценатства русского купечества, его помощь стране во время военных действий, огромные суммы на благотворительность. Воспитанное нашей религией и советским укладом жизни отношение к торговле как делу мало почтительному, в чем-то даже грязному, вряд ли могло измениться за 20 лет, хотя отношение к предпринимательству все же достаточно сильно меняется за последнее время в положительную сторону.

Таким образом, в нашей стране, чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо обладать умением вести практически партизанскую жизнь и лишний раз не маячить перед глазами государственных структур, уметь договариваться с людьми совершенно разных уровней – от грузчиков, которых необходимо порой попросить отработать без зарплаты, до министров, которые не хотят подписывать очередной патент или лицензию. При этом необходимо научиться не только держать удар противника, но и уметь проявлять необходимую гибкость в разговоре. И наконец, обладать ярко выраженной способностью к риску и оптимизмом.

При всем этом лидер семейного бизнеса должен обладать выдержанным характером, не поддаваться на манипуляции близких родственников, уметь брать на себя ответственность и принимать абсолютно самостоятельные решения. Именно это дается нашим предпринимателям труднее всего. Мы не умеем, как правило, делать три вещи – правильно планировать, принимать рациональные и взвешенные решения и отвечать за свои поступки. Этому способствует наша правовая неграмотность, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная нестабильность. И все же, если вы хотите преуспеть, то первое, что вы должны научиться делать – планировать свою собственную деятельность, поэтапно выстраивать план производства и продаж и придерживаться его как можно точнее. Только так можно не просто сохранить фирму, но и стать по-настоящему преуспевающим бизнесменом. Недостаток планирования приводит к определенным казусам и накладкам в работе. За примером далеко ходить не надо. Однажды мне позвонил директор детского издательства, выпускающего картонные книги для малышей, и обратился с довольно странной просьбой – посодействовать хранению на нашем складе только что выпущенных тиражей. Я удивилась – новый тираж согласно выбранной тактике данного издательства всегда поступал в продажу, и они торопили нас с изготовлением именно новых книг, а не повторов предыдущих. В этот раз он просил придержать три месяца именно такой новый тираж. На мое недоумение он признался, что заказал данный тираж нам и другой типографии, а два тиража одновременно совершенно не помещались на его небольшом по величине складе. Недостаток элементарного планирования привел к замораживанию средств в товарных запасах более чем на полгода, а сумма для издательства была немалая – около 100 000 руб., при том, что оборотных средств у заказчика часто недоставало, и на счету был каждый рубль. Кроме всего остального, ему пришлось дополнительно заплатить нам за хранение книг, т. е. он понес очевидные и достаточно ощутимые для среднего по величине издательства убытки. К таким результатам может привести наше чисто российское нежелание планировать и документировать свою деятельность.

И наконец, главное, чему должен научиться по-настоящему успешный владелец семейного бизнеса – любить свое дело и гордиться тем, что оно высокорентабельно, перестать считать прибыль чем-то второстепенным. В предпринимательской среде риск – это плата за прибыльность бизнеса. Чем выше риск – тем большая денежная отдача должна приходиться на каждый вложенный рубль. Поэтому для любого успешного предпринимателя получение денег – главный критерий оценки успешности бизнеса, только научившись уважать себя и свое дело, человек сможет стать настоящим лидером своей кампании и занять первые места в своей отрасли. Нашим предпринимателям для успеха чаще всего не хватает скорее веры в себя и амбициозности, чем умений и капитала. И необходимо помнить, что постоянное развитие и повышение своего кругозора и знаний позволяет не только совершенствовать свои руководящие качества, но и увидеть новые перспективы развития своего бизнеса. Не жалейте сил и денег на самое престижное бизнес-образование для себя и членов вашей семьи, потому что знания часто помогают обрести уверенность в себе.