2.3. Основные черты лидера семейного бизнеса
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Очевидно, чтобы возглавить семейную фирму и вывести ее к успеху, главе фирмы мало быть грамотным руководителем, наделенным определенными полномочиями и ответственностью, ему совершенно необходимо обладать ярко выраженными лидерскими качествами, т. е. способностью влиять на людей и сподвигнуть их на работу во имя общего дела. Это возможно только в том случае, если в фирме удастся создать атмосферу доверия. Чтобы стать успешным лидером в семейной фирме, какого бы размера она не была, необходимо твердо придерживаться в руководстве принципа мерократии: должность занимается не согласно родственным связям и степени родства, а только благодаря деловой компетенции. Второе, что необходимо помнить любому руководителю собственного бизнеса: доверие создается постепенно, открытым, порядочным и последовательным поведением. Чтобы стать настоящим главой семейного дела, достаточно придерживаться нескольких правил.
Правильно используйте сильные, а не слабые стороны человека, только это поспособствует общему успеху дела. Вряд ли приведет к успеху назначение талантливого дизайнера в качестве повышения на должность главного инженера. Самолюбию это сначала польстит, но неопытность и некомпетентность приведут к неумолимым ошибкам и насмешкам над «слишком высоко взлетевшей птицей». Если человек талантливо организовывает дело, не делайте из него экономиста-аналитика, а из грамотного пиарщика – усидчивого маркетолога. К успеху это не приведет. Соотносите должность с психическими особенностями личности. Как это грамотно сделать – читайте в главе, посвященной подбору персонала.
Продолжайте доверять людям, даже если это кажется вам слишком рискованным шагом, доверяйте, несмотря на ошибки. Только доверие позволит вам расширить и укрепить бизнес. Иначе ваш удел – работать в одиночку. К сожалению, существует много примеров, когда развитие семейного бизнеса останавливалось именно из-за этого. Побоявшись привлечь сотрудников и капитал извне, многие ставили крест на дальнейшем развитии бизнеса, так и оставив его в колыбели. Обратите внимание – как часто частный извозчик так и остается несколько лет частным извозчиком, не превратившись в логистическую компанию, а торговцы в ракушке на рынке так и не смогли стать владельцами магазина. Буквально на днях я спросила одну молодую предпринимательницу, организовавшую свое небольшое дело, почему ее процветающая фирма по продаже аквалангов и снаряжения для подводного плавания вдруг закрылась. Ответ не удивил оригинальностью: «Я устала работать без отдыха, когда и продаю сама, и закупаю сама, и отчеты сдаю сама». На мой вопрос, почему она не наняла сотрудников и не переложила ответственность на них, она ответила: «Кто же лучше меня справится, пока их обучишь, проще закрыться. Да и как доверять чужим!». Но до сих пор она жалеет, что закрыла дело, так как оно действительно получалось и приносило ей настоящую радость.
Доверие создается постепенно, для этого говорите людям всегда правду, выражайте вашу уверенность в их силах и не пеняйте за неудачи, а дайте еще один шанс. Часто мы слишком злимся на ошибки сотрудников, будь они наши родственники или нет. И предпочитаем все делать сами – сами перезваниваем за них заказчикам, сами доделываем срывающиеся сделки, сами дописываем отчеты и сдаем их. Неудача и отстранение от работы расхолаживает сотрудника, и он теряет мотивировку к труду. В бизнесе порой как в спорте – если упал, надо подняться и тут же попробовать еще раз, иначе не сможешь потом. Поэтому, если у вашего сотрудника вдруг сорвались переговоры, обсудите ситуацию вместе с ним, разберите причины провала и дайте ему шанс все исправить. Во-первых, после этого обретается потерянная уверенность в собственных силах, а во-вторых, успех дела всегда создает плацдарм для будущих еще больших успехов. Высота обязательно должна браться – тогда планку можно будет повышать.
Всегда говорите, почему приняли то или иное решение, иначе пересуды за вашей спиной быстро убьют созданное доверие. По моему опыту, распоряжение, не прокомментированное и не разъясненное, оставалось не выполненным, а авторитет руководителя неизменно понижался.
Ответственность, предоставленная сотрудникам, всегда должна быть им по плечу, но не меньше той, на которую они рассчитывают и готовы вынести, иначе они сделают вывод, что вы им не доверяете. Простой пример: вы знаете, что готовы успешно осуществить проект и взять на себя за него ответственность. Но над вами назначают руководителя, который должен вас подстраховать. В результате вы полностью утрачиваете инициативу и самостоятельность, предпочитая четко следовать инструкции начальника, даже если знаете, что ваше решение было бы успешнее. Из-за соблюдения этого принципа я никогда не навязываю своим подчиненным моего решения проблемы, предпочитая дать им попробовать свое, довести его до конца.
И всегда помните: пока люди доверяют вам – они ваши единомышленники и союзники, но с утратой доверия вы перестаете для них быть лидером и становитесь помехой на их пути. Лучшее, что может случиться при этом – ваши родственники покинут ваш бизнес. Худшее – они постараются его подорвать. Лидерские качества в определенной степени закладываются при рождении, воспитываются в детстве, но развиваются на протяжении всей жизни человека. Поэтому при открытии своего бизнеса всегда помните – развивать в себе лидерские качества необходимо постоянными тренировками, контролем над своими поступками, мимикой, жестами, поведением.
В нашей российской действительности успешному семейному предпринимателю, кроме выраженных лидерских качеств, необходимо обладать определенными чисто российскими специфическими деловыми способностями, чтобы бизнес рос, развивался и был жизнеспособен не одно поколение. В наших отечественных реалиях они несколько отличаются от качеств, необходимых в западном или американском мире, так как отличается сама наша социальная действительность. Пуританская мораль с ее уважением к труду, терпению, постепенному накоплению богатства и бережному его сохранению из поколения в поколение привела к тому, что в мировой практике сложился определенный тип преуспевающего бизнесмена. Это уважаемый обществом семьянин, рациональный, с полученным бизнес-образованием, подтверждающим высокий интеллект бизнесмена. Как правило, это новатор со стратегическим видением развития собственного бизнеса на несколько лет вперед. Он прекрасно ориентируется в реалиях современного мирового рынка, знает экономические закономерности подъема и спада спроса и предложения на товар, умеет оперировать финансовыми показателями деятельности, знает основы бухгалтерского и финансового учета, умеет планировать деятельность предприятия на несколько лет вперед. В психологическом плане это спокойный выдержанный человек, не позволяющий поддаваться перепадам своего настроения, самостоятельный и независимый в своих суждениях, энергичный, активный и ответственный. При этом это добросовестный член общества, умеющий держать данное обещание, любое его слово смело можно приравнивать к печатному документу.
А кроме этого, европейский бизнесмен активно занимается спортом, постоянно заботится о своем имидже, обладает непререкаемым авторитетом и без сомнения способен повлиять на других людей. Как правило, предприниматель отличается огромной самодисциплиной, верой в свои силы, он готов держать любой удар, не пасовать перед трудностями. Любой преуспевающий бизнесмен удостоен в западном, а особенно американском обществе социального одобрения и уважения, полон желания передать свое преуспевающее дело и свое социальное положение в обществе своим наследникам, которых специально готовит к этой миссии. При всем этом он обладает несомненной законопослушностью и уважению к своему закону и государственным устоям и придерживается семи основных правил: уважает власть, частную собственность, любит и уважает своего ближнего, всегда верен своему слову, придерживается принципов честности и правдивости, стремится всегда жить по средствам и двигаться к выбранной цели.
К сожалению, наша социальная действительность предъявляет к предпринимателям, желающим стать успешными лидерами семейного бизнеса, несколько иные требования. Прежде всего, успешный российский бизнесмен должен обладать умением находить нужные связи в административных и правоохранительных кругах. Не секрет, что наше малое предпринимательство находится под пристальным вниманием различных проверяющих органов, желающих получить свой кусок пирога. Налоговая инспекция зорко следит, чтобы все налоги предприниматель уплатил в максимальном объеме и в самый короткий срок, чтобы не утаил части прибыли на развитие собственного дела, милиция охраняет честных граждан от всевозможных злоупотреблений бизнесмена и для охраны правопорядка наведывается к предпринимателям не реже раза в неделю. К сожалению, только в нашей стране стала возможной ситуация, когда государственно-административные учреждения и чиновники относятся к потенциальным угрозам существования бизнеса наряду с конкурентами, и открывать сегодня свой малый семейный бизнес, а особенно развивать его и укрупнять попросту небезопасно, если у вас нет связей в определенных государственных учреждениях. Поэтому, начиная свое дело, постарайтесь заручиться необходимой поддержкой в нужных кругах, иначе бесконечные визиты «гостей» вам обеспечены. Когда я впервые пошла работать в семейную торговую компанию своего брата, то нередко замечала, как отвозились сумки с подарками в различные инстанции – от администрации до санитарно-эпидимеологической станции, по простому – СЭС, о подарках для налоговой или милиции и говорить не приходилось – они дарились к любой торжественной дате или празднику. При этом связь поддерживалась и обычными телефонными разговорами «по душам» с нужными людьми, и посильной помощью милиции в предоставлении автотранспорта для их личных нужд, и поставкой бумаги и других необходимых канцтоваров. После этого я работала на достаточно крупном предприятии полиграфической промышленности, но «дружба» с нужными органами наблюдалась и там, только в виде спонсорской помощи и совершенно на другие суммы. Перейдя снова в частный бизнес и поговорив с рядом предпринимателей, я убедилась, что за четыре года ничего не изменилось, и дружба с «органами» сегодня так же необходима, как и четыре года назад. Поэтому, открывая издание новой газеты, наш директор взяла в долю человека с нужными связями, дабы обезопасить наш малый бизнес, а когда нас просят подобрать персонал на должность руководителя службы безопасности, необходимыми условиями ставят непременный стаж работы более четырех лет в органах и наличие у человека нужных связей.
Второе необходимое качество успешного российского бизнесмена – изворотливость ума, комбинаторский дар не хуже, чем у Остапа Бендера, гибкость характера. Умение договориться с партнером, поставщиком, клиентом – совершенно необходимое качество русского бизнесмена в силу явной недостаточности оборотного капитала и ликвидности у предприятия, если проще – постоянный недостаток денежной наличности. У нас отсутствует сколь-нибудь значимая поддержка предпринимательства со стороны государства, русские бизнесмены оказываются один на один со своими проблемами и пытаются решить их сообща с помощью взаимной поддержки и взаимовыручки. Поэтому от коммуникативных способностей и гибкости в проведении переговоров так много зависит в сфере малого предпринимательства. Когда я работала в крупном производстве и общалась как с книготорговцами, так и с издателями, они не раз рассказывали мне, на какие чудеса взаимовыручки им порой приходится идти. Малые издательства объединяются для продажи тиражей, магазины договариваются с издателями на годовые отсрочки платежей или полную реализацию товара, даже типографии порой производят продукцию в долг, предоставляя своим партнерам рассрочку платежей на несколько месяцев вперед. Товарный или коммерческий кредит стал реалией нашей деловой действительности, и от умения предпринимателя договориться во многом зависит, насколько успешно будет развиваться его бизнес, насколько будут скоординированы притоки и оттоки денежных средств.
Российская действительность предъявляет еще одно, свойственное только нашей стране качество, требуемое успешному предпринимателю, – способность игнорировать общественное мнение и хладнокровно идти собственным путем, несмотря на осуждающие взгляды соседей и «шушуканье» за спиной. В нашей стране быть предпринимателем, а особенно успешным предпринимателем – значит, осудить себя на нелюбовь окружающего социума. Не секрет, что в нашей стране не любят богатых и преуспевающих людей. До сих пор зачастую можно услышать в разговорах: «ясно, как он добыл эти деньги, наворовал, бандитом был, ограбил». Один из социологических опросов на тему «Как получили бизнесмены свой капитал?» показал следующие результаты: почти половина респондентов (45 %) ответили, что «путем махинаций или воровства», еще 10 % были убеждены, что «за счет взяток», и только 7 % предположили, что «благодаря удачливости и предприимчивости». О подобном настрое своих сограждан знают и сами бизнесмены, половина опрошенных предпринимателей на вопрос «как вы думаете, что думают о вас окружающие» ответили, что «их считают жуликами и мошенниками».
Зависть к чужой удаче и счастью людей на протяжении десятилетий воспитывалась советской моралью «всем поровну», заработанное богатство четко ассоциировалось с неправедно нажитым добром. Несколько в другой форме это было и в дореволюционной России, где купеческий класс предпринимателей подвергался как осуждению дворянства, так и русской интеллигенции. Возможно, именно привитому обществом чувству вины за свое богатство мы и обязаны за небывалый расцвет меценатства русского купечества, его помощь стране во время военных действий, огромные суммы на благотворительность. Воспитанное нашей религией и советским укладом жизни отношение к торговле как делу мало почтительному, в чем-то даже грязному, вряд ли могло измениться за 20 лет, хотя отношение к предпринимательству все же достаточно сильно меняется за последнее время в положительную сторону.
Таким образом, в нашей стране, чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо обладать умением вести практически партизанскую жизнь и лишний раз не маячить перед глазами государственных структур, уметь договариваться с людьми совершенно разных уровней – от грузчиков, которых необходимо порой попросить отработать без зарплаты, до министров, которые не хотят подписывать очередной патент или лицензию. При этом необходимо научиться не только держать удар противника, но и уметь проявлять необходимую гибкость в разговоре. И наконец, обладать ярко выраженной способностью к риску и оптимизмом.
При всем этом лидер семейного бизнеса должен обладать выдержанным характером, не поддаваться на манипуляции близких родственников, уметь брать на себя ответственность и принимать абсолютно самостоятельные решения. Именно это дается нашим предпринимателям труднее всего. Мы не умеем, как правило, делать три вещи – правильно планировать, принимать рациональные и взвешенные решения и отвечать за свои поступки. Этому способствует наша правовая неграмотность, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная нестабильность. И все же, если вы хотите преуспеть, то первое, что вы должны научиться делать – планировать свою собственную деятельность, поэтапно выстраивать план производства и продаж и придерживаться его как можно точнее. Только так можно не просто сохранить фирму, но и стать по-настоящему преуспевающим бизнесменом. Недостаток планирования приводит к определенным казусам и накладкам в работе. За примером далеко ходить не надо. Однажды мне позвонил директор детского издательства, выпускающего картонные книги для малышей, и обратился с довольно странной просьбой – посодействовать хранению на нашем складе только что выпущенных тиражей. Я удивилась – новый тираж согласно выбранной тактике данного издательства всегда поступал в продажу, и они торопили нас с изготовлением именно новых книг, а не повторов предыдущих. В этот раз он просил придержать три месяца именно такой новый тираж. На мое недоумение он признался, что заказал данный тираж нам и другой типографии, а два тиража одновременно совершенно не помещались на его небольшом по величине складе. Недостаток элементарного планирования привел к замораживанию средств в товарных запасах более чем на полгода, а сумма для издательства была немалая – около 100 000 руб., при том, что оборотных средств у заказчика часто недоставало, и на счету был каждый рубль. Кроме всего остального, ему пришлось дополнительно заплатить нам за хранение книг, т. е. он понес очевидные и достаточно ощутимые для среднего по величине издательства убытки. К таким результатам может привести наше чисто российское нежелание планировать и документировать свою деятельность.
И наконец, главное, чему должен научиться по-настоящему успешный владелец семейного бизнеса – любить свое дело и гордиться тем, что оно высокорентабельно, перестать считать прибыль чем-то второстепенным. В предпринимательской среде риск – это плата за прибыльность бизнеса. Чем выше риск – тем большая денежная отдача должна приходиться на каждый вложенный рубль. Поэтому для любого успешного предпринимателя получение денег – главный критерий оценки успешности бизнеса, только научившись уважать себя и свое дело, человек сможет стать настоящим лидером своей кампании и занять первые места в своей отрасли. Нашим предпринимателям для успеха чаще всего не хватает скорее веры в себя и амбициозности, чем умений и капитала. И необходимо помнить, что постоянное развитие и повышение своего кругозора и знаний позволяет не только совершенствовать свои руководящие качества, но и увидеть новые перспективы развития своего бизнеса. Не жалейте сил и денег на самое престижное бизнес-образование для себя и членов вашей семьи, потому что знания часто помогают обрести уверенность в себе.
Очевидно, чтобы возглавить семейную фирму и вывести ее к успеху, главе фирмы мало быть грамотным руководителем, наделенным определенными полномочиями и ответственностью, ему совершенно необходимо обладать ярко выраженными лидерскими качествами, т. е. способностью влиять на людей и сподвигнуть их на работу во имя общего дела. Это возможно только в том случае, если в фирме удастся создать атмосферу доверия. Чтобы стать успешным лидером в семейной фирме, какого бы размера она не была, необходимо твердо придерживаться в руководстве принципа мерократии: должность занимается не согласно родственным связям и степени родства, а только благодаря деловой компетенции. Второе, что необходимо помнить любому руководителю собственного бизнеса: доверие создается постепенно, открытым, порядочным и последовательным поведением. Чтобы стать настоящим главой семейного дела, достаточно придерживаться нескольких правил.
Правильно используйте сильные, а не слабые стороны человека, только это поспособствует общему успеху дела. Вряд ли приведет к успеху назначение талантливого дизайнера в качестве повышения на должность главного инженера. Самолюбию это сначала польстит, но неопытность и некомпетентность приведут к неумолимым ошибкам и насмешкам над «слишком высоко взлетевшей птицей». Если человек талантливо организовывает дело, не делайте из него экономиста-аналитика, а из грамотного пиарщика – усидчивого маркетолога. К успеху это не приведет. Соотносите должность с психическими особенностями личности. Как это грамотно сделать – читайте в главе, посвященной подбору персонала.
Продолжайте доверять людям, даже если это кажется вам слишком рискованным шагом, доверяйте, несмотря на ошибки. Только доверие позволит вам расширить и укрепить бизнес. Иначе ваш удел – работать в одиночку. К сожалению, существует много примеров, когда развитие семейного бизнеса останавливалось именно из-за этого. Побоявшись привлечь сотрудников и капитал извне, многие ставили крест на дальнейшем развитии бизнеса, так и оставив его в колыбели. Обратите внимание – как часто частный извозчик так и остается несколько лет частным извозчиком, не превратившись в логистическую компанию, а торговцы в ракушке на рынке так и не смогли стать владельцами магазина. Буквально на днях я спросила одну молодую предпринимательницу, организовавшую свое небольшое дело, почему ее процветающая фирма по продаже аквалангов и снаряжения для подводного плавания вдруг закрылась. Ответ не удивил оригинальностью: «Я устала работать без отдыха, когда и продаю сама, и закупаю сама, и отчеты сдаю сама». На мой вопрос, почему она не наняла сотрудников и не переложила ответственность на них, она ответила: «Кто же лучше меня справится, пока их обучишь, проще закрыться. Да и как доверять чужим!». Но до сих пор она жалеет, что закрыла дело, так как оно действительно получалось и приносило ей настоящую радость.
Доверие создается постепенно, для этого говорите людям всегда правду, выражайте вашу уверенность в их силах и не пеняйте за неудачи, а дайте еще один шанс. Часто мы слишком злимся на ошибки сотрудников, будь они наши родственники или нет. И предпочитаем все делать сами – сами перезваниваем за них заказчикам, сами доделываем срывающиеся сделки, сами дописываем отчеты и сдаем их. Неудача и отстранение от работы расхолаживает сотрудника, и он теряет мотивировку к труду. В бизнесе порой как в спорте – если упал, надо подняться и тут же попробовать еще раз, иначе не сможешь потом. Поэтому, если у вашего сотрудника вдруг сорвались переговоры, обсудите ситуацию вместе с ним, разберите причины провала и дайте ему шанс все исправить. Во-первых, после этого обретается потерянная уверенность в собственных силах, а во-вторых, успех дела всегда создает плацдарм для будущих еще больших успехов. Высота обязательно должна браться – тогда планку можно будет повышать.
Всегда говорите, почему приняли то или иное решение, иначе пересуды за вашей спиной быстро убьют созданное доверие. По моему опыту, распоряжение, не прокомментированное и не разъясненное, оставалось не выполненным, а авторитет руководителя неизменно понижался.
Ответственность, предоставленная сотрудникам, всегда должна быть им по плечу, но не меньше той, на которую они рассчитывают и готовы вынести, иначе они сделают вывод, что вы им не доверяете. Простой пример: вы знаете, что готовы успешно осуществить проект и взять на себя за него ответственность. Но над вами назначают руководителя, который должен вас подстраховать. В результате вы полностью утрачиваете инициативу и самостоятельность, предпочитая четко следовать инструкции начальника, даже если знаете, что ваше решение было бы успешнее. Из-за соблюдения этого принципа я никогда не навязываю своим подчиненным моего решения проблемы, предпочитая дать им попробовать свое, довести его до конца.
И всегда помните: пока люди доверяют вам – они ваши единомышленники и союзники, но с утратой доверия вы перестаете для них быть лидером и становитесь помехой на их пути. Лучшее, что может случиться при этом – ваши родственники покинут ваш бизнес. Худшее – они постараются его подорвать. Лидерские качества в определенной степени закладываются при рождении, воспитываются в детстве, но развиваются на протяжении всей жизни человека. Поэтому при открытии своего бизнеса всегда помните – развивать в себе лидерские качества необходимо постоянными тренировками, контролем над своими поступками, мимикой, жестами, поведением.
В нашей российской действительности успешному семейному предпринимателю, кроме выраженных лидерских качеств, необходимо обладать определенными чисто российскими специфическими деловыми способностями, чтобы бизнес рос, развивался и был жизнеспособен не одно поколение. В наших отечественных реалиях они несколько отличаются от качеств, необходимых в западном или американском мире, так как отличается сама наша социальная действительность. Пуританская мораль с ее уважением к труду, терпению, постепенному накоплению богатства и бережному его сохранению из поколения в поколение привела к тому, что в мировой практике сложился определенный тип преуспевающего бизнесмена. Это уважаемый обществом семьянин, рациональный, с полученным бизнес-образованием, подтверждающим высокий интеллект бизнесмена. Как правило, это новатор со стратегическим видением развития собственного бизнеса на несколько лет вперед. Он прекрасно ориентируется в реалиях современного мирового рынка, знает экономические закономерности подъема и спада спроса и предложения на товар, умеет оперировать финансовыми показателями деятельности, знает основы бухгалтерского и финансового учета, умеет планировать деятельность предприятия на несколько лет вперед. В психологическом плане это спокойный выдержанный человек, не позволяющий поддаваться перепадам своего настроения, самостоятельный и независимый в своих суждениях, энергичный, активный и ответственный. При этом это добросовестный член общества, умеющий держать данное обещание, любое его слово смело можно приравнивать к печатному документу.
А кроме этого, европейский бизнесмен активно занимается спортом, постоянно заботится о своем имидже, обладает непререкаемым авторитетом и без сомнения способен повлиять на других людей. Как правило, предприниматель отличается огромной самодисциплиной, верой в свои силы, он готов держать любой удар, не пасовать перед трудностями. Любой преуспевающий бизнесмен удостоен в западном, а особенно американском обществе социального одобрения и уважения, полон желания передать свое преуспевающее дело и свое социальное положение в обществе своим наследникам, которых специально готовит к этой миссии. При всем этом он обладает несомненной законопослушностью и уважению к своему закону и государственным устоям и придерживается семи основных правил: уважает власть, частную собственность, любит и уважает своего ближнего, всегда верен своему слову, придерживается принципов честности и правдивости, стремится всегда жить по средствам и двигаться к выбранной цели.
К сожалению, наша социальная действительность предъявляет к предпринимателям, желающим стать успешными лидерами семейного бизнеса, несколько иные требования. Прежде всего, успешный российский бизнесмен должен обладать умением находить нужные связи в административных и правоохранительных кругах. Не секрет, что наше малое предпринимательство находится под пристальным вниманием различных проверяющих органов, желающих получить свой кусок пирога. Налоговая инспекция зорко следит, чтобы все налоги предприниматель уплатил в максимальном объеме и в самый короткий срок, чтобы не утаил части прибыли на развитие собственного дела, милиция охраняет честных граждан от всевозможных злоупотреблений бизнесмена и для охраны правопорядка наведывается к предпринимателям не реже раза в неделю. К сожалению, только в нашей стране стала возможной ситуация, когда государственно-административные учреждения и чиновники относятся к потенциальным угрозам существования бизнеса наряду с конкурентами, и открывать сегодня свой малый семейный бизнес, а особенно развивать его и укрупнять попросту небезопасно, если у вас нет связей в определенных государственных учреждениях. Поэтому, начиная свое дело, постарайтесь заручиться необходимой поддержкой в нужных кругах, иначе бесконечные визиты «гостей» вам обеспечены. Когда я впервые пошла работать в семейную торговую компанию своего брата, то нередко замечала, как отвозились сумки с подарками в различные инстанции – от администрации до санитарно-эпидимеологической станции, по простому – СЭС, о подарках для налоговой или милиции и говорить не приходилось – они дарились к любой торжественной дате или празднику. При этом связь поддерживалась и обычными телефонными разговорами «по душам» с нужными людьми, и посильной помощью милиции в предоставлении автотранспорта для их личных нужд, и поставкой бумаги и других необходимых канцтоваров. После этого я работала на достаточно крупном предприятии полиграфической промышленности, но «дружба» с нужными органами наблюдалась и там, только в виде спонсорской помощи и совершенно на другие суммы. Перейдя снова в частный бизнес и поговорив с рядом предпринимателей, я убедилась, что за четыре года ничего не изменилось, и дружба с «органами» сегодня так же необходима, как и четыре года назад. Поэтому, открывая издание новой газеты, наш директор взяла в долю человека с нужными связями, дабы обезопасить наш малый бизнес, а когда нас просят подобрать персонал на должность руководителя службы безопасности, необходимыми условиями ставят непременный стаж работы более четырех лет в органах и наличие у человека нужных связей.
Второе необходимое качество успешного российского бизнесмена – изворотливость ума, комбинаторский дар не хуже, чем у Остапа Бендера, гибкость характера. Умение договориться с партнером, поставщиком, клиентом – совершенно необходимое качество русского бизнесмена в силу явной недостаточности оборотного капитала и ликвидности у предприятия, если проще – постоянный недостаток денежной наличности. У нас отсутствует сколь-нибудь значимая поддержка предпринимательства со стороны государства, русские бизнесмены оказываются один на один со своими проблемами и пытаются решить их сообща с помощью взаимной поддержки и взаимовыручки. Поэтому от коммуникативных способностей и гибкости в проведении переговоров так много зависит в сфере малого предпринимательства. Когда я работала в крупном производстве и общалась как с книготорговцами, так и с издателями, они не раз рассказывали мне, на какие чудеса взаимовыручки им порой приходится идти. Малые издательства объединяются для продажи тиражей, магазины договариваются с издателями на годовые отсрочки платежей или полную реализацию товара, даже типографии порой производят продукцию в долг, предоставляя своим партнерам рассрочку платежей на несколько месяцев вперед. Товарный или коммерческий кредит стал реалией нашей деловой действительности, и от умения предпринимателя договориться во многом зависит, насколько успешно будет развиваться его бизнес, насколько будут скоординированы притоки и оттоки денежных средств.
Российская действительность предъявляет еще одно, свойственное только нашей стране качество, требуемое успешному предпринимателю, – способность игнорировать общественное мнение и хладнокровно идти собственным путем, несмотря на осуждающие взгляды соседей и «шушуканье» за спиной. В нашей стране быть предпринимателем, а особенно успешным предпринимателем – значит, осудить себя на нелюбовь окружающего социума. Не секрет, что в нашей стране не любят богатых и преуспевающих людей. До сих пор зачастую можно услышать в разговорах: «ясно, как он добыл эти деньги, наворовал, бандитом был, ограбил». Один из социологических опросов на тему «Как получили бизнесмены свой капитал?» показал следующие результаты: почти половина респондентов (45 %) ответили, что «путем махинаций или воровства», еще 10 % были убеждены, что «за счет взяток», и только 7 % предположили, что «благодаря удачливости и предприимчивости». О подобном настрое своих сограждан знают и сами бизнесмены, половина опрошенных предпринимателей на вопрос «как вы думаете, что думают о вас окружающие» ответили, что «их считают жуликами и мошенниками».
Зависть к чужой удаче и счастью людей на протяжении десятилетий воспитывалась советской моралью «всем поровну», заработанное богатство четко ассоциировалось с неправедно нажитым добром. Несколько в другой форме это было и в дореволюционной России, где купеческий класс предпринимателей подвергался как осуждению дворянства, так и русской интеллигенции. Возможно, именно привитому обществом чувству вины за свое богатство мы и обязаны за небывалый расцвет меценатства русского купечества, его помощь стране во время военных действий, огромные суммы на благотворительность. Воспитанное нашей религией и советским укладом жизни отношение к торговле как делу мало почтительному, в чем-то даже грязному, вряд ли могло измениться за 20 лет, хотя отношение к предпринимательству все же достаточно сильно меняется за последнее время в положительную сторону.
Таким образом, в нашей стране, чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо обладать умением вести практически партизанскую жизнь и лишний раз не маячить перед глазами государственных структур, уметь договариваться с людьми совершенно разных уровней – от грузчиков, которых необходимо порой попросить отработать без зарплаты, до министров, которые не хотят подписывать очередной патент или лицензию. При этом необходимо научиться не только держать удар противника, но и уметь проявлять необходимую гибкость в разговоре. И наконец, обладать ярко выраженной способностью к риску и оптимизмом.
При всем этом лидер семейного бизнеса должен обладать выдержанным характером, не поддаваться на манипуляции близких родственников, уметь брать на себя ответственность и принимать абсолютно самостоятельные решения. Именно это дается нашим предпринимателям труднее всего. Мы не умеем, как правило, делать три вещи – правильно планировать, принимать рациональные и взвешенные решения и отвечать за свои поступки. Этому способствует наша правовая неграмотность, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная нестабильность. И все же, если вы хотите преуспеть, то первое, что вы должны научиться делать – планировать свою собственную деятельность, поэтапно выстраивать план производства и продаж и придерживаться его как можно точнее. Только так можно не просто сохранить фирму, но и стать по-настоящему преуспевающим бизнесменом. Недостаток планирования приводит к определенным казусам и накладкам в работе. За примером далеко ходить не надо. Однажды мне позвонил директор детского издательства, выпускающего картонные книги для малышей, и обратился с довольно странной просьбой – посодействовать хранению на нашем складе только что выпущенных тиражей. Я удивилась – новый тираж согласно выбранной тактике данного издательства всегда поступал в продажу, и они торопили нас с изготовлением именно новых книг, а не повторов предыдущих. В этот раз он просил придержать три месяца именно такой новый тираж. На мое недоумение он признался, что заказал данный тираж нам и другой типографии, а два тиража одновременно совершенно не помещались на его небольшом по величине складе. Недостаток элементарного планирования привел к замораживанию средств в товарных запасах более чем на полгода, а сумма для издательства была немалая – около 100 000 руб., при том, что оборотных средств у заказчика часто недоставало, и на счету был каждый рубль. Кроме всего остального, ему пришлось дополнительно заплатить нам за хранение книг, т. е. он понес очевидные и достаточно ощутимые для среднего по величине издательства убытки. К таким результатам может привести наше чисто российское нежелание планировать и документировать свою деятельность.
И наконец, главное, чему должен научиться по-настоящему успешный владелец семейного бизнеса – любить свое дело и гордиться тем, что оно высокорентабельно, перестать считать прибыль чем-то второстепенным. В предпринимательской среде риск – это плата за прибыльность бизнеса. Чем выше риск – тем большая денежная отдача должна приходиться на каждый вложенный рубль. Поэтому для любого успешного предпринимателя получение денег – главный критерий оценки успешности бизнеса, только научившись уважать себя и свое дело, человек сможет стать настоящим лидером своей кампании и занять первые места в своей отрасли. Нашим предпринимателям для успеха чаще всего не хватает скорее веры в себя и амбициозности, чем умений и капитала. И необходимо помнить, что постоянное развитие и повышение своего кругозора и знаний позволяет не только совершенствовать свои руководящие качества, но и увидеть новые перспективы развития своего бизнеса. Не жалейте сил и денег на самое престижное бизнес-образование для себя и членов вашей семьи, потому что знания часто помогают обрести уверенность в себе.