8.1. Экономическая безопасность предприятия

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

На сегодняшний день любая созданная фирма неминуемо оказывается на рынке с остро развитой конкуренцией. Это совсем не плохо, конкурентная борьба развивает рыночные отношения, повышает качество продукта, улучшает сервис. В стремлении завоевать клиента фирмы предлагают скидки, рассрочки, подарки. Выигрываем все мы как главные потребители. Но в конкуренции – как в спорте (кто-то побеждает честно, усердно трудясь до седьмого пота на снарядах, а кто-то, принимая допинги, выискивая нужные связи, подкупая судей). Победителей, как говорится, не судят. Увы, и в бизнесе возможно как сотрудничество, так и соперничество, порой доходящее до откровенных промышленных войн, со всеми атрибутами боевых действий (захватами фирмы, терроризмом по отношению к топ-менеджерам, разведками, шпионажем). Лакомыми кусочками, как всегда, оказываются самые привлекательные с точки зрения доходности фирмы, с большим потенциалом роста и развития, самые успешные компании. Поэтому многие мои знакомые не стремятся развивать свой бизнес, как говорится, пусть мал доход, да свой, вряд ли кто захочет на него покуситься.

Исходя из сложившейся ситуации, если вы решили избрать путь борьбы за процветание и успешное развитие вашего бизнеса, если вы хотите прочно занять свое место на рынке и побеждать в конкурентной борьбе, вы должны принять правила игры и постараться научиться играть так, чтобы побеждать. Для этого, разумеется, нужен хороший тренер, и сегодня развивающиеся предприятия, выходя на уровень средней фирмы с оборотом свыше 1 млн. руб в месяц и штатом сотрудников свыше 50 человек, организовывают службу безопасности. Но прежде чем пригласить тренера, нужно понять, где и в какую игру вы играете, одно дело – гольф, другое дело – футбол. Так, угрозы безопасности банку, в основном работающего с проблемными клиентами и невозвратами долгов, отличаются от угроз интернет-фирме, которую в первую очередь нужно защищать от интернет-атак хакеров. Прежде чем организовывать службу безопасности, неплохо бы понять, а что, собственно говоря, и от кого нужно охранять. Например, на комбинате, где я проработала около 4 лет, служба безопасности была организована для борьбы с собственным персоналом (воровством, нарушениями дисциплины, мошенничеством). Целый отдел усердно день ото дня трудился над этой проблемой, каким способом еще можно обнаружить выносимые книги, если закон разрешает личный досмотр только представителями органов МВД. Поэтому ставили камеры, пытались заглянуть, насколько могли, в сумки, обыскивали шкафчики в раздевалках. А то, что невозвратные долги клиентов могли составлять несколько миллионов, а на складе по нескольку лет лежал некондиционный товар, пришедший в негодность опять же у клиентов, службу экономической безопасности не беспокоило. Поэтому именно руководитель исходя из задач своего бизнеса должен решить, какие из угроз представляют для него реальную опасность.

Согласно модели американского профессора, преподававшего в Гарвардской Бизнес-Школе, на рынке существует пять источников угроз. В нашей российской действительности к ним добавляется шестой, свойственный только нашему варианту рыночной экономики.

1. Конкуренты. Конкуренты производят аналогичную продукцию, борются за одного и того же клиента и кровно заинтересованы в вашем ослаблении. Поэтому зачастую ведут борьбу методами недобросовестной конкуренции. Это и получение налоговых льгот и преференций, и дезинформация о благонадежности вашей фирмы и подрыв репутации, и похищение информации о вашей технологии, подкуп и переманивание вашего персонала, организация филиалов в офшорных зонах, демпинг, срыв сделок.

2. Товары-заменители. Появление товаров-заменителей, отличающихся от ваших, но ориентированных на тот же круг клиентов и удовлетворяющих те же потребности, опасно тем, что способно своей новизной или иными характеристиками полностью вытеснить ваш товар с рынка. Например, появившиеся газированные морсы и сокосодержащие напитки являются товарами-заменителями обычной газированной воды. Появившийся в продаже квас является товаром-заменителем тех же газированных сладких напитков и морсов. Так, из продажи уже исчезли растворимые «Юппи» или «Зуко», на очереди – современные «Дюшесы» и «Буратино».

3. Новые фирмы на рынке. Появление новых фирм на рынке усиливает конкуренцию, борьбу за своего потенциального клиента, и поэтому представляет угрозу.

4. Поставщики. Поставщики могут поставить некачественный товар, сорвать сроки, повысить отпускные цены, и поэтому тоже являются источником угрозы для вашей фирмы. Нередко бывает сговор нескольких поставщиков для очередного повышения цены. А если ваш поставщик – монополист, то он и вовсе может диктовать вам свои условия, деваться вам будет особенно некуда. Кроме того, ваши поставщики знают ваше оборудование, объем производства, и поэтому являются ценными информаторами для ваших конкурентов.

5. Заказчики. Заказчики представляют угрозу в силу того, что в сфере делового бизнеса сильно развита финансовая услуга в виде товарного кредита. Зачастую товар отпускается под «честное слово», под расписку. Именно клиенты являются постоянной головной болью экономической службы безопасности. Некоторые фирмы, возглавляющие тайные черные списки руководителей служб безопасности, планомерно занимаются получением кредитов, товаров в долг, выводом своих активов и последующим намеренным банкротством своих компаний. Для небольшого семейного предприятия пары-тройки таких клиентов достаточно, чтобы самим дойти до полного банкротства за счет огромной дебиторской задолженности. Поэтому заказчики, при всей их нужности и ценности, являются основным источником угрозы. Они же являются и основными владельцами сведений о вашей фирме, чем дольше вы с ними работаете, тем больше информации им о вас становится известно.

6. Чиновники всех уровней и криминал. Это чисто русский вариант угрозы бизнесу. Многим из нас помнятся 90-е годы с вымогательствами и «наездами» на бизнесменов, на сегодняшний день бизнесмены больше страдают от произвола чиновников, изменения налогового законодательства, принятие различных локальных административных законов, которые могут свести ваше дело «на нет». Достаточно вспомнить закон об изменении условий лицензирования торговли алкогольной продукцией, запретивший всем индивидуальным предпринимателям заниматься этой сферой деятельности.

Источником возникновения угрозы может выступать также экономика страны, действия иностранных государств, природные катаклизмы и собственная некомпетентность управляющего состава.

Таким образом, обобщив, можно говорить о 10 базовых угрозах современного российского предприятия:

1) нестабильность государственной экономики всегда повышает риски предпринимательства;

2) конкурентная борьба;

3) коммерческие партнеры (как клиенты, так и ваши поставщики);

4) политика собственной страны (например, по изменению законодательства);

5) политика других стран, которая может грозить поглощением вашего предприятия, особенно если оно работает в области добычи и переработки полезных ископаемых;

6) коррупция государственных чиновников;

7) некомпетентность собственных сотрудников;

8) криминальные структуры;

9) ваша управленческая некомпетентность;

10) техногенные и природные катаклизмы.

От всех окружающих вас угроз вы должны построить прочную крепость вашей корпоративной защиты. В идеале она должна быть круговой, т. е. защищать все сферы вашего бизнеса – от информации до финансов. Но, с другой стороны, такая безопасность стоит неоправданно дорого, поэтому, как правило, в зависимости от специфики вашего бизнеса руководитель выбирает две-три наиболее уязвимые подсистемы вашей компании. Итак, в идеале целостная защита должна состоять из следующих частей:

1) информационной безопасности, связанной с защитой серверов, интернет-сайтов компании от атак хакеров, взломов, вирусов, в большом количестве рассылаемых с электронным спамом;

2) инженерно-технической безопасности, обеспечиваемой комплексом противопожарных мер, в том числе установкой сигнализаций. Видеокамеры отслеживают поток посетителей предприятия, контрольно-пропускной режим охраняет предприятие от свободного доступа. Охрана фирмы по периметру особенно актуальна для производственных компаний, производящих продукцию, представляющую определенную потребительскую ценность (от сливочного масла до подшипников);

3) экономической безопасности, напрямую связанной с бизнес-разведкой, управлением рисками, защитой от поглощения, что в первую очередь касается достаточно крупных предприятий;

4) кадровой безопасности. Это зачастую самое слабое звено, по статистике, до 85 % всех проблем, мешающих стабильному существованию вашей фирмы, может оставить ваш собственный персонал, как работающий, так и уволенный. Тогда как на все остальные способы получения информации о вашем бизнесе приходится всего лишь 15 %. Именно с обеспечением предприятия кадровой безопасностью напрямую связано конфиденциальное производство и сохранение коммерческой тайны, о чем речь пойдет чуть ниже.

Итак, при построении системы безопасности учитываются главные потенциальные угрозы, выбирается оптимальный набор мер и вводится в действие. Главное – защита должна быть надежной, своевременной, специализированной именно под ваш бизнес, целесообразной.

Экономическая безопасность фирмы сегодня занимает одно из ведущих направлений в построении корпоративной защиты. От IT-угроз фирма может оградить себя, просто отключив Интернет. Безусловно, убытки грозят достаточно крупные, но фирма пережить их сможет. Тогда как нескольких крупных финансовых мошенничеств бывает достаточно, чтобы бизнес прекратил свое существование. Конкуренция, в свою очередь, постоянно ставит препоны в развитии бизнеса, не дает ему развернуться и стать успешным. Сегодня удачлив тот, кто успел первым, кто сделал лучше и дешевле. Именно обеспечением вашего конкурентного преимущества и занимается деловая или бизнес разведка, которой обычно занимается специальное подразделение предприятия – маркетинг, или один специалист-маркетолог. С появления маркетолога и специалиста по безопасности и начинается, собственно говоря, построение системы безопасности современной небольшой фирмы.

В ходе своей работы эти два сотрудника должны обеспечивать:

– своевременное прогнозирование изменения тенденций рынка. Предприятие должно производить продукцию и оказывать услуги, которые пользуются спросом. Иначе это грозит фирме убытками и даже банкротством. Например, вы производите колготки в тонкую сеточку, ориентированные на молодых модниц. А тут писком сезона становятся прозрачные колготки с цветочным рисунком, тогда как сеточка оказывается «прошлым веком». Весь ваш складской запас, если его и удастся реализовать по более низкой цене, неминуемо приведет к убыткам. Еще хуже дело обстоит в издательском бизнесе, где порой никто не знает, когда читателю наскучит тот или иной автор, и он переключит свое внимание на что-то другое;

– предвидение действий конкурентов. Например, ваш прямой конкурент готовит новую распродажу или рекламную акцию по продвижению своего продукта. Для вас главное в этом случае – не опоздать и развернуть свою, чтобы не дать переманить большинство ваших клиентов. Так часто делают иностранные фирмы, сравните рекламные акции основных мировых конкурентов «Пепси» и «Колы», «Avon» и «Oriflame». Только в одной фирме появится знаменитость, рекламирующая их продукцю, – тут же появляется другая не менее заметная фигура и во второй. А так как заключение контрактов и подготовка акций – дело не пяти минут, тут должна срабатывать деловая разведка, докладывающая о готовящихся действий ваших прямых конкурентов. Допустим, у вас небольшое кафе по продаже мороженого. Такое же кафе в двух кварталах от вас. У них готовится акция «Купи два мороженных – и получи кофе бесплатно». Вам стоит призадуматься, какой ответный ход вы можете предложить вашим клиентам. Возможно – скидку на каждое второе посещение, третье пирожное в подарок или что-то другое на выбор;

– изучение успехов и неудач конкурентов. Тогда вы сможете повторить их успешный путь или избежать их ошибок. Например, не заключите сделку с опасным партнером, узнав, что он не расплатился или иначе подвел ваших конкурентов;

– проверку благонадежности и кредитоспособности вашего партнера. Это может спасти вам не один миллион рублей, поэтому именно этому вопросу нужно уделять повышенное внимание. Порой дебиторская задолженность может привести к краху вполне стабильную компанию;

– поиск и сбор информации о ваших потенциальных партнерах, которая поможет провести деловые переговоры;

– поиск новых управленческих решений, технологий. Это поможет вашему бизнесу воспользоваться самыми совершенными наработками в современной деловой среде и извлечь дополнительную выгоду;

– анализ возможного расширения сбытового рынка. Бизнес-разведка может проводиться кабинетными методами: мониторинг Интернет-сайтов, СМИ, компакт-дисков, изучение различных отраслевых справочников, отчетов о маркетинговых исследованиях. Полевые методы связаны в первую очередь с проведением различных опросов, посещением специализированных выставок, наблюдением, шпионажем у конкурентов. Для этого достаточно прийти, например, наниматься к ним на определенную вакансию и подробно расспрашивать о предприятии, подробно касаясь тем, которые вас сильнее всего интересуют. Если это сделать достаточно грамотно, информации вы сможете выведать достаточно много. У меня была одна подруга, которая именно таким способом получила достаточно полную информацию о деятельности конкурентов по клирингу, прийдя устраиваться к ним уборщицей. Ей рассказали об основных клиентах компании, спектре оказания услуг, средней зарплате рабочего персонала, использовании чистящих и моющих профессиональных средств. Можно сделать и наоборот – пригласить к себе якобы на собеседование на определенную должность человека из компании конкурента и уже на своей территории задавать интересующие вас вопросы. Главное – делать это легко и ненавязчиво, чтобы он не заподозрил подвоха. Наконец, можно обратиться в какую-либо консалтинговую контору, которая занимается бизнес-разведкой профессионально и знает все тонкости дела.

Второе направление построения экономической безопасности – работа по предупреждению совершения различных неправомерных сделок, разного рода мошенничеств со стороны юридических или физических лиц. Самыми распространенными являются следующие виды неправомочных действий:

– подделка документов, печатей, подписей для получения материальных ценностей, заключения договоров;

– создание фирм-однодневок специально для того, чтобы набрать товарных кредитов и затем исчезнуть. Или, если фирма производственная, поступают еще хитрее – берут предоплату, ничего не производят и исчезают;

– следующий вид мошенничества достаточно трудно распознать. Если к новой фирме какое-то время относятся настороженно, то своего постоянного партнера уже не проверяют. Поэтому некоторые дельцы покупают такую фирму со сложившейся репутацией в деловом мире, набирают от ее лица кредиты или предоплату и теряют деньги вместе с исчезновением фирмы. В этом случае продажа фирмы осуществляется, как правило, без огласки, и число пострадавших, также как и украденная сумма, обычно на порядок больше, чем у фирм-однодневок;

– выдача фальшивых векселей. Это может быть и неправильно оформленный вексель, с неверно заполненными реквизитами, перепутанными цифрами, неверно указанными данными или с подписью лица, у которого нет права подписывать финансовые документы.

Для того, чтобы не попасться на удочку подобных мошенников, необходимо соблюдать определенные правила:

– если есть возможность, не платить за товар или услугу до ее получения. Как вариант, можно вставить аккредитив с условием его раскрытия после получения товара;

– если после пары маленьких сделок в кредит партнер просит отгрузить ему товар на сумму в несколько раз большую, чем до этого, не делайте поспешных шагов, потребуйте половинную предоплату. Тогда ваш риск невозврата денег будет меньше в 2 раза;

– при заключении договоров обязательно ознакомьтесь с учредительными документами ваших новых партнеров, образцами их подписи, правом заниматься предусмотренным в договоре видом деятельности. Обратите внимание, кто по уставу или согласно доверенностям имеет право подписи на документе. Проверьте подлинность подписи на выданной доверенности. Если возможно, всегда просите показать баланс предприятия. Тогда ваш финансовый риск уменьшается;

– по возможности обязательно проверяйте паспорт и полномочия лица, подписывающего договор. Попробуйте проверить подлинность оттиска печати, правильность написания на ней предприятия, совпадение этого названия с учредительными документами. Особенно серьезно необходимо относиться к таким «мелочам» при заключении крупных контрактов с острочкой платежа;

– при заключении контрактов с вашими поставщиками прописывайте штрафные санкции, связанные с несвоевременным обеспечением вас необходимыми комплектующими или материалами;

– работая в производственной сфере, старайтесь использовать предоплату за материалы. Предусматривайте в договоре штрафные санкции при задержке перечисления денег за готовую продукцию. Не стесняйтесь требовать оплату за хранение товара у вас на складе, происходящее по вине вашего заказчика;

– обращайте внимание на совпадение в договоре названий фирмы-плательщика и адресата продукции, особенно если адресат не известен, а фирма, заключающая договор, обладает определенной деловой репутацией. Вполне возможно, ее именем воспользовались мошенники, разузнав реквизиты и подделав печать;

– если вы даете деньги или товар под поручительство, не поленитесь лишний раз проверить поручителя, его состоятельность и платежеспособность, уточните непосредственно у самого поручителя, давал ли он гарантии. Бывают случаи, когда именем поручителя пользовались для совершения махинаций;

– сверяйте количество отгруженного и полученного товара. При необходимости оформляйте акты недостачи;

– не мешает обратить внимание и на собственных сотрудников на предмет их возможной вербовки вашим конкурентом. Для этого соблюдайте экономические интересы вашего персонала, поощряйте лояльность и честность в работе. Например, ваш сотрудник заметил заведомо неправильно оформленную доверенность на получение товара. В случае произошедшей отгрузки товар ушел бы к неизвестному «предпринимателю». В таком случае за бдительность сотрудника необходимо его поощрить. Иначе в следующий раз товар может уйти, а прибыль поделится пополам с вашим же кладовщиком.

В поисках необходимой информации о ваших партнерах в первую очередь вы можете попросить их самих предоставить информацию о себе. А также получить ее альтернативным путем в государственных инстанциях. Например, в торгово-промышленной палате, в налоговой инспекции по месту постановки на учет, в медицинском, пенсионном фондах. Также можно попробовать достать данные в БТИ по поводу имущества партнера, у правоохранительных органов, в банке, в крайнем случае можно обратиться в детективное агентство.

О благонадежности вашего будущего партнера свидетельствуют следующие данные:

– фирма не один год существует на рынке;

– учредитель фирмы зарегистрирован и постоянно поживает в данном районе, а не приехал из другого региона. Его материальное положение вполне соответствует его статусу владельца предприятия. Если учредителем является студент или пенсионер, не имеющий в собственности ни машины, ни другого имущества, от крупных сделок с таким партнером лучше воздержаться;

– наличие у организации солидных долговременных партнеров свидетельствует в пользу ее благонадежности. Рекомендации со стороны постоянных партнеров также свидетельствуют только в пользу фирмы;

– наличие у фирмы имущества, оборудования, товара подтверждает надежность фирмы;

– постоянное местонахождение фирмы в течение длительного срока также говорит в пользу этой компании;

– постоянный состав учредителей, отсутствие смены руководства;

– соблюдение договорных обязательств по выплате долгов всегда повышает рейтинг доверия к фирме.

Если ваш партнер обладает этими качествами, ваш риск потерпеть экономические убытки достаточно низкий, а 100 %-ной гарантии в бизнесе не существует.

Но если ваш партнер суетится и торопится, завышает свои реальные возможности, не один раз повторяет свою способность заплатить за поставленный товар, много рассказывает о своей значимости, но не представляет никаких доказательств, если его формулировки о деловых связях и партнерах размывчаты и не сопровождаются называнием конкретных имен, если он не представляет надежных гарантий возврата денег или товара, то несколько раз подумайте, прежде чем доверять материальные ценности вашей фирмы сомнительному партнеру.

На сегодняшний день любая созданная фирма неминуемо оказывается на рынке с остро развитой конкуренцией. Это совсем не плохо, конкурентная борьба развивает рыночные отношения, повышает качество продукта, улучшает сервис. В стремлении завоевать клиента фирмы предлагают скидки, рассрочки, подарки. Выигрываем все мы как главные потребители. Но в конкуренции – как в спорте (кто-то побеждает честно, усердно трудясь до седьмого пота на снарядах, а кто-то, принимая допинги, выискивая нужные связи, подкупая судей). Победителей, как говорится, не судят. Увы, и в бизнесе возможно как сотрудничество, так и соперничество, порой доходящее до откровенных промышленных войн, со всеми атрибутами боевых действий (захватами фирмы, терроризмом по отношению к топ-менеджерам, разведками, шпионажем). Лакомыми кусочками, как всегда, оказываются самые привлекательные с точки зрения доходности фирмы, с большим потенциалом роста и развития, самые успешные компании. Поэтому многие мои знакомые не стремятся развивать свой бизнес, как говорится, пусть мал доход, да свой, вряд ли кто захочет на него покуситься.

Исходя из сложившейся ситуации, если вы решили избрать путь борьбы за процветание и успешное развитие вашего бизнеса, если вы хотите прочно занять свое место на рынке и побеждать в конкурентной борьбе, вы должны принять правила игры и постараться научиться играть так, чтобы побеждать. Для этого, разумеется, нужен хороший тренер, и сегодня развивающиеся предприятия, выходя на уровень средней фирмы с оборотом свыше 1 млн. руб в месяц и штатом сотрудников свыше 50 человек, организовывают службу безопасности. Но прежде чем пригласить тренера, нужно понять, где и в какую игру вы играете, одно дело – гольф, другое дело – футбол. Так, угрозы безопасности банку, в основном работающего с проблемными клиентами и невозвратами долгов, отличаются от угроз интернет-фирме, которую в первую очередь нужно защищать от интернет-атак хакеров. Прежде чем организовывать службу безопасности, неплохо бы понять, а что, собственно говоря, и от кого нужно охранять. Например, на комбинате, где я проработала около 4 лет, служба безопасности была организована для борьбы с собственным персоналом (воровством, нарушениями дисциплины, мошенничеством). Целый отдел усердно день ото дня трудился над этой проблемой, каким способом еще можно обнаружить выносимые книги, если закон разрешает личный досмотр только представителями органов МВД. Поэтому ставили камеры, пытались заглянуть, насколько могли, в сумки, обыскивали шкафчики в раздевалках. А то, что невозвратные долги клиентов могли составлять несколько миллионов, а на складе по нескольку лет лежал некондиционный товар, пришедший в негодность опять же у клиентов, службу экономической безопасности не беспокоило. Поэтому именно руководитель исходя из задач своего бизнеса должен решить, какие из угроз представляют для него реальную опасность.

Согласно модели американского профессора, преподававшего в Гарвардской Бизнес-Школе, на рынке существует пять источников угроз. В нашей российской действительности к ним добавляется шестой, свойственный только нашему варианту рыночной экономики.

1. Конкуренты. Конкуренты производят аналогичную продукцию, борются за одного и того же клиента и кровно заинтересованы в вашем ослаблении. Поэтому зачастую ведут борьбу методами недобросовестной конкуренции. Это и получение налоговых льгот и преференций, и дезинформация о благонадежности вашей фирмы и подрыв репутации, и похищение информации о вашей технологии, подкуп и переманивание вашего персонала, организация филиалов в офшорных зонах, демпинг, срыв сделок.

2. Товары-заменители. Появление товаров-заменителей, отличающихся от ваших, но ориентированных на тот же круг клиентов и удовлетворяющих те же потребности, опасно тем, что способно своей новизной или иными характеристиками полностью вытеснить ваш товар с рынка. Например, появившиеся газированные морсы и сокосодержащие напитки являются товарами-заменителями обычной газированной воды. Появившийся в продаже квас является товаром-заменителем тех же газированных сладких напитков и морсов. Так, из продажи уже исчезли растворимые «Юппи» или «Зуко», на очереди – современные «Дюшесы» и «Буратино».

3. Новые фирмы на рынке. Появление новых фирм на рынке усиливает конкуренцию, борьбу за своего потенциального клиента, и поэтому представляет угрозу.

4. Поставщики. Поставщики могут поставить некачественный товар, сорвать сроки, повысить отпускные цены, и поэтому тоже являются источником угрозы для вашей фирмы. Нередко бывает сговор нескольких поставщиков для очередного повышения цены. А если ваш поставщик – монополист, то он и вовсе может диктовать вам свои условия, деваться вам будет особенно некуда. Кроме того, ваши поставщики знают ваше оборудование, объем производства, и поэтому являются ценными информаторами для ваших конкурентов.

5. Заказчики. Заказчики представляют угрозу в силу того, что в сфере делового бизнеса сильно развита финансовая услуга в виде товарного кредита. Зачастую товар отпускается под «честное слово», под расписку. Именно клиенты являются постоянной головной болью экономической службы безопасности. Некоторые фирмы, возглавляющие тайные черные списки руководителей служб безопасности, планомерно занимаются получением кредитов, товаров в долг, выводом своих активов и последующим намеренным банкротством своих компаний. Для небольшого семейного предприятия пары-тройки таких клиентов достаточно, чтобы самим дойти до полного банкротства за счет огромной дебиторской задолженности. Поэтому заказчики, при всей их нужности и ценности, являются основным источником угрозы. Они же являются и основными владельцами сведений о вашей фирме, чем дольше вы с ними работаете, тем больше информации им о вас становится известно.

6. Чиновники всех уровней и криминал. Это чисто русский вариант угрозы бизнесу. Многим из нас помнятся 90-е годы с вымогательствами и «наездами» на бизнесменов, на сегодняшний день бизнесмены больше страдают от произвола чиновников, изменения налогового законодательства, принятие различных локальных административных законов, которые могут свести ваше дело «на нет». Достаточно вспомнить закон об изменении условий лицензирования торговли алкогольной продукцией, запретивший всем индивидуальным предпринимателям заниматься этой сферой деятельности.

Источником возникновения угрозы может выступать также экономика страны, действия иностранных государств, природные катаклизмы и собственная некомпетентность управляющего состава.

Таким образом, обобщив, можно говорить о 10 базовых угрозах современного российского предприятия:

1) нестабильность государственной экономики всегда повышает риски предпринимательства;

2) конкурентная борьба;

3) коммерческие партнеры (как клиенты, так и ваши поставщики);

4) политика собственной страны (например, по изменению законодательства);

5) политика других стран, которая может грозить поглощением вашего предприятия, особенно если оно работает в области добычи и переработки полезных ископаемых;

6) коррупция государственных чиновников;

7) некомпетентность собственных сотрудников;

8) криминальные структуры;

9) ваша управленческая некомпетентность;

10) техногенные и природные катаклизмы.

От всех окружающих вас угроз вы должны построить прочную крепость вашей корпоративной защиты. В идеале она должна быть круговой, т. е. защищать все сферы вашего бизнеса – от информации до финансов. Но, с другой стороны, такая безопасность стоит неоправданно дорого, поэтому, как правило, в зависимости от специфики вашего бизнеса руководитель выбирает две-три наиболее уязвимые подсистемы вашей компании. Итак, в идеале целостная защита должна состоять из следующих частей:

1) информационной безопасности, связанной с защитой серверов, интернет-сайтов компании от атак хакеров, взломов, вирусов, в большом количестве рассылаемых с электронным спамом;

2) инженерно-технической безопасности, обеспечиваемой комплексом противопожарных мер, в том числе установкой сигнализаций. Видеокамеры отслеживают поток посетителей предприятия, контрольно-пропускной режим охраняет предприятие от свободного доступа. Охрана фирмы по периметру особенно актуальна для производственных компаний, производящих продукцию, представляющую определенную потребительскую ценность (от сливочного масла до подшипников);

3) экономической безопасности, напрямую связанной с бизнес-разведкой, управлением рисками, защитой от поглощения, что в первую очередь касается достаточно крупных предприятий;

4) кадровой безопасности. Это зачастую самое слабое звено, по статистике, до 85 % всех проблем, мешающих стабильному существованию вашей фирмы, может оставить ваш собственный персонал, как работающий, так и уволенный. Тогда как на все остальные способы получения информации о вашем бизнесе приходится всего лишь 15 %. Именно с обеспечением предприятия кадровой безопасностью напрямую связано конфиденциальное производство и сохранение коммерческой тайны, о чем речь пойдет чуть ниже.

Итак, при построении системы безопасности учитываются главные потенциальные угрозы, выбирается оптимальный набор мер и вводится в действие. Главное – защита должна быть надежной, своевременной, специализированной именно под ваш бизнес, целесообразной.

Экономическая безопасность фирмы сегодня занимает одно из ведущих направлений в построении корпоративной защиты. От IT-угроз фирма может оградить себя, просто отключив Интернет. Безусловно, убытки грозят достаточно крупные, но фирма пережить их сможет. Тогда как нескольких крупных финансовых мошенничеств бывает достаточно, чтобы бизнес прекратил свое существование. Конкуренция, в свою очередь, постоянно ставит препоны в развитии бизнеса, не дает ему развернуться и стать успешным. Сегодня удачлив тот, кто успел первым, кто сделал лучше и дешевле. Именно обеспечением вашего конкурентного преимущества и занимается деловая или бизнес разведка, которой обычно занимается специальное подразделение предприятия – маркетинг, или один специалист-маркетолог. С появления маркетолога и специалиста по безопасности и начинается, собственно говоря, построение системы безопасности современной небольшой фирмы.

В ходе своей работы эти два сотрудника должны обеспечивать:

– своевременное прогнозирование изменения тенденций рынка. Предприятие должно производить продукцию и оказывать услуги, которые пользуются спросом. Иначе это грозит фирме убытками и даже банкротством. Например, вы производите колготки в тонкую сеточку, ориентированные на молодых модниц. А тут писком сезона становятся прозрачные колготки с цветочным рисунком, тогда как сеточка оказывается «прошлым веком». Весь ваш складской запас, если его и удастся реализовать по более низкой цене, неминуемо приведет к убыткам. Еще хуже дело обстоит в издательском бизнесе, где порой никто не знает, когда читателю наскучит тот или иной автор, и он переключит свое внимание на что-то другое;

– предвидение действий конкурентов. Например, ваш прямой конкурент готовит новую распродажу или рекламную акцию по продвижению своего продукта. Для вас главное в этом случае – не опоздать и развернуть свою, чтобы не дать переманить большинство ваших клиентов. Так часто делают иностранные фирмы, сравните рекламные акции основных мировых конкурентов «Пепси» и «Колы», «Avon» и «Oriflame». Только в одной фирме появится знаменитость, рекламирующая их продукцю, – тут же появляется другая не менее заметная фигура и во второй. А так как заключение контрактов и подготовка акций – дело не пяти минут, тут должна срабатывать деловая разведка, докладывающая о готовящихся действий ваших прямых конкурентов. Допустим, у вас небольшое кафе по продаже мороженого. Такое же кафе в двух кварталах от вас. У них готовится акция «Купи два мороженных – и получи кофе бесплатно». Вам стоит призадуматься, какой ответный ход вы можете предложить вашим клиентам. Возможно – скидку на каждое второе посещение, третье пирожное в подарок или что-то другое на выбор;

– изучение успехов и неудач конкурентов. Тогда вы сможете повторить их успешный путь или избежать их ошибок. Например, не заключите сделку с опасным партнером, узнав, что он не расплатился или иначе подвел ваших конкурентов;

– проверку благонадежности и кредитоспособности вашего партнера. Это может спасти вам не один миллион рублей, поэтому именно этому вопросу нужно уделять повышенное внимание. Порой дебиторская задолженность может привести к краху вполне стабильную компанию;

– поиск и сбор информации о ваших потенциальных партнерах, которая поможет провести деловые переговоры;

– поиск новых управленческих решений, технологий. Это поможет вашему бизнесу воспользоваться самыми совершенными наработками в современной деловой среде и извлечь дополнительную выгоду;

– анализ возможного расширения сбытового рынка. Бизнес-разведка может проводиться кабинетными методами: мониторинг Интернет-сайтов, СМИ, компакт-дисков, изучение различных отраслевых справочников, отчетов о маркетинговых исследованиях. Полевые методы связаны в первую очередь с проведением различных опросов, посещением специализированных выставок, наблюдением, шпионажем у конкурентов. Для этого достаточно прийти, например, наниматься к ним на определенную вакансию и подробно расспрашивать о предприятии, подробно касаясь тем, которые вас сильнее всего интересуют. Если это сделать достаточно грамотно, информации вы сможете выведать достаточно много. У меня была одна подруга, которая именно таким способом получила достаточно полную информацию о деятельности конкурентов по клирингу, прийдя устраиваться к ним уборщицей. Ей рассказали об основных клиентах компании, спектре оказания услуг, средней зарплате рабочего персонала, использовании чистящих и моющих профессиональных средств. Можно сделать и наоборот – пригласить к себе якобы на собеседование на определенную должность человека из компании конкурента и уже на своей территории задавать интересующие вас вопросы. Главное – делать это легко и ненавязчиво, чтобы он не заподозрил подвоха. Наконец, можно обратиться в какую-либо консалтинговую контору, которая занимается бизнес-разведкой профессионально и знает все тонкости дела.

Второе направление построения экономической безопасности – работа по предупреждению совершения различных неправомерных сделок, разного рода мошенничеств со стороны юридических или физических лиц. Самыми распространенными являются следующие виды неправомочных действий:

– подделка документов, печатей, подписей для получения материальных ценностей, заключения договоров;

– создание фирм-однодневок специально для того, чтобы набрать товарных кредитов и затем исчезнуть. Или, если фирма производственная, поступают еще хитрее – берут предоплату, ничего не производят и исчезают;

– следующий вид мошенничества достаточно трудно распознать. Если к новой фирме какое-то время относятся настороженно, то своего постоянного партнера уже не проверяют. Поэтому некоторые дельцы покупают такую фирму со сложившейся репутацией в деловом мире, набирают от ее лица кредиты или предоплату и теряют деньги вместе с исчезновением фирмы. В этом случае продажа фирмы осуществляется, как правило, без огласки, и число пострадавших, также как и украденная сумма, обычно на порядок больше, чем у фирм-однодневок;

– выдача фальшивых векселей. Это может быть и неправильно оформленный вексель, с неверно заполненными реквизитами, перепутанными цифрами, неверно указанными данными или с подписью лица, у которого нет права подписывать финансовые документы.

Для того, чтобы не попасться на удочку подобных мошенников, необходимо соблюдать определенные правила:

– если есть возможность, не платить за товар или услугу до ее получения. Как вариант, можно вставить аккредитив с условием его раскрытия после получения товара;

– если после пары маленьких сделок в кредит партнер просит отгрузить ему товар на сумму в несколько раз большую, чем до этого, не делайте поспешных шагов, потребуйте половинную предоплату. Тогда ваш риск невозврата денег будет меньше в 2 раза;

– при заключении договоров обязательно ознакомьтесь с учредительными документами ваших новых партнеров, образцами их подписи, правом заниматься предусмотренным в договоре видом деятельности. Обратите внимание, кто по уставу или согласно доверенностям имеет право подписи на документе. Проверьте подлинность подписи на выданной доверенности. Если возможно, всегда просите показать баланс предприятия. Тогда ваш финансовый риск уменьшается;

– по возможности обязательно проверяйте паспорт и полномочия лица, подписывающего договор. Попробуйте проверить подлинность оттиска печати, правильность написания на ней предприятия, совпадение этого названия с учредительными документами. Особенно серьезно необходимо относиться к таким «мелочам» при заключении крупных контрактов с острочкой платежа;

– при заключении контрактов с вашими поставщиками прописывайте штрафные санкции, связанные с несвоевременным обеспечением вас необходимыми комплектующими или материалами;

– работая в производственной сфере, старайтесь использовать предоплату за материалы. Предусматривайте в договоре штрафные санкции при задержке перечисления денег за готовую продукцию. Не стесняйтесь требовать оплату за хранение товара у вас на складе, происходящее по вине вашего заказчика;

– обращайте внимание на совпадение в договоре названий фирмы-плательщика и адресата продукции, особенно если адресат не известен, а фирма, заключающая договор, обладает определенной деловой репутацией. Вполне возможно, ее именем воспользовались мошенники, разузнав реквизиты и подделав печать;

– если вы даете деньги или товар под поручительство, не поленитесь лишний раз проверить поручителя, его состоятельность и платежеспособность, уточните непосредственно у самого поручителя, давал ли он гарантии. Бывают случаи, когда именем поручителя пользовались для совершения махинаций;

– сверяйте количество отгруженного и полученного товара. При необходимости оформляйте акты недостачи;

– не мешает обратить внимание и на собственных сотрудников на предмет их возможной вербовки вашим конкурентом. Для этого соблюдайте экономические интересы вашего персонала, поощряйте лояльность и честность в работе. Например, ваш сотрудник заметил заведомо неправильно оформленную доверенность на получение товара. В случае произошедшей отгрузки товар ушел бы к неизвестному «предпринимателю». В таком случае за бдительность сотрудника необходимо его поощрить. Иначе в следующий раз товар может уйти, а прибыль поделится пополам с вашим же кладовщиком.

В поисках необходимой информации о ваших партнерах в первую очередь вы можете попросить их самих предоставить информацию о себе. А также получить ее альтернативным путем в государственных инстанциях. Например, в торгово-промышленной палате, в налоговой инспекции по месту постановки на учет, в медицинском, пенсионном фондах. Также можно попробовать достать данные в БТИ по поводу имущества партнера, у правоохранительных органов, в банке, в крайнем случае можно обратиться в детективное агентство.

О благонадежности вашего будущего партнера свидетельствуют следующие данные:

– фирма не один год существует на рынке;

– учредитель фирмы зарегистрирован и постоянно поживает в данном районе, а не приехал из другого региона. Его материальное положение вполне соответствует его статусу владельца предприятия. Если учредителем является студент или пенсионер, не имеющий в собственности ни машины, ни другого имущества, от крупных сделок с таким партнером лучше воздержаться;

– наличие у организации солидных долговременных партнеров свидетельствует в пользу ее благонадежности. Рекомендации со стороны постоянных партнеров также свидетельствуют только в пользу фирмы;

– наличие у фирмы имущества, оборудования, товара подтверждает надежность фирмы;

– постоянное местонахождение фирмы в течение длительного срока также говорит в пользу этой компании;

– постоянный состав учредителей, отсутствие смены руководства;

– соблюдение договорных обязательств по выплате долгов всегда повышает рейтинг доверия к фирме.

Если ваш партнер обладает этими качествами, ваш риск потерпеть экономические убытки достаточно низкий, а 100 %-ной гарантии в бизнесе не существует.

Но если ваш партнер суетится и торопится, завышает свои реальные возможности, не один раз повторяет свою способность заплатить за поставленный товар, много рассказывает о своей значимости, но не представляет никаких доказательств, если его формулировки о деловых связях и партнерах размывчаты и не сопровождаются называнием конкретных имен, если он не представляет надежных гарантий возврата денег или товара, то несколько раз подумайте, прежде чем доверять материальные ценности вашей фирмы сомнительному партнеру.