9.2. Способы борьбы со стрессом

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

Бизнес – всегда дополнительный фактор возникновения стресса, это обуславливается его спецификой, действиями в состоянии неопределенности и повышенного риска. В то же время имидж преуспевающего бизнесмена и главы семейства не позволяет человеку проявлять свои «взрывы», выпускать пар на своих близких на работе, ни тем более «отрываться» на них дома. Чтобы стать по-настоящему сильным и успешным человеком, необходимо владеть не только приемами тайм-менеджмента, которые, безусловно, являются прекрасным средством упорядочить свою жизнь и снизить фактор непредсказуемости, но и техниками саморегуляции, которые помогают справиться с любой стрессовой ситуацией без последствий для вашего организма. Для этого нужно понять свои сильные и слабые стороны и уметь контролировать свое состояние в стрессовой ситуации. Кстати, ученые изучили последствия влияния на организм человека постоянных стрессовых факторов и пришли к ужасающим выводам, что всего лишь десять лет постоянного напряжения способны истощить организм человека до предела, последствия можно приравнять к перенесенному инфаркту.

В любой работе, а особенно в предпринимательской деятельности, постоянно встречаются стрессовые ситуации. Переизбыток информации, ее недостоверность, многозначность, искаженность, порой недостаток вызывают информационный стресс, когда кажется, что голова сейчас лопнет от количества полученных сведений. Как результат – постоянные головные боли, раздражение, угрюмость или, наоборот, взвинченность и нервозность.

Занятие бизнесом – это постоянная работа с людьми, переговоры с заказчиками, поставщиками, партнерами и сотрудниками, разрешение конфликтных ситуаций, споры и дискуссии, совещания. У каждого человека свое мнение, своя позиция и свои взгляды. В результате взаимодействия вам просто необходимо прийти к определенным соглашениям, которые устроят и вас, и их. Постоянное давление в этой области приводит к развитию коммуникационного стресса. И наконец, человек по природе своей эмоционален, кто в большей степени, кто в меньшей. Поэтому возникающие у нас переживания, чувство гнева или обиды может привести к эмоциональному стрессу.

Первый способ эффективной борьбы со стрессом – пересмотреть свой взгляд на возникшую ситуацию, принять ее и найти положительные стороны, при этом по максимуму опираться на ваш ум, логику, знания, а не эмоциональность, которая здесь может только повредить. Например, у вас сорвались переговоры с крупным заказчиком или вы только что проиграли тендер. Разочарование, обида, возмущение, злость на себя грозят вам эмоциональным стрессом. Попробуйте применять в данных случаях техники позитивного переформулирования:

– сформулируйте позитивную формулировку. Я проиграл тендер. Это свершившийся факт;

– позитивная формулировка должна быть выражена четко и ясно. Тендер проигран окончательно, и изменить ход события я не смогу, даже если начну топать ногами;

– формулировка должна быть составлена с учетом вашей индивидуальности, так как только вы как никто другой знаете себя и слова, которые на вас подействуют;

– ориентация на действие и результат. Нужно готовиться к следующему этапу переговоров или к новому тендеру;

– не просто примите ситуацию как она есть но и признайте свою ответственность за случившееся. Это моя недоработка;

– в данном упражнении не разбрасывайтесь словами, соблюдайте принцип лаконичности, используйте в среднем 5–6 предложений.

Упражнение необходимо повторять 10–15 минут, и вы заметите, как ваша обида или гнев быстро уступают место желанию двигаться дальше, ситуация перестанет казаться вам катастрофической. У моей начальницы была следующая коронная фраза для борьбы со стрессом, когда она чувствовала, что результат ее кропотливой работы за полгода летит в «тартарары» стараниями нашего производства: «У нас в стране 4500 издательств. Поэтому потеря одного из них, даже самого большого, не смертельна. Конечно, мы виноваты, исправимся. Будем работать с оставшимися 4499 издательствами». Это была ее рабочая мантра всего из четырех предложений, позволявшая справиться с наваливающейся стрессовой ситуацией.

Следующим эффективным средством по выработке навыков самоконтроля, снятия переутомления, повышенного напряжения, выступает визуальная психотехника. При выполнении этого упражнения вы специально создаете визуальный образ, который наполняете самыми приятными и теплыми воспоминаниями, добрыми образами любимых людей и вещей.

При выполнении данного упражнения необходимо помнить, что только следование определенным правилам позволит вам достичь успеха. Упражнение должно повторяться регулярно, каждый день, иначе эффект не будет достигнут. Упражнение не должно доставлять вам чувства дискомфорта, оно должно казаться нужным и приятным. Упражнение нужно применять сразу после сна или вечером до засыпания, в течение дня оно должно повторяться в моменты возникновения напряженных моментов. Длительность упражнений должна быть от 5 до 15 минут. Меньше – не подействует, а больше – приведет к переутомлению и может вызвать эффект отторжения. Итак, приступим:

– первое, что вы должны сделать, это сесть поудобнее, откинуться в кресле и закрыть глаза.

– мысленно сформулируйте проблему, которая не дает вам покоя. Слов должно быть минимальное количество, в идеале два-три;

– вспомните, как и с кем вы обсуждали эту проблему. Представьте себе обстановку, лицо человека, мысленно повторите слова, которые говорили друг другу;

– теперь посмотрите на ситуацию со стороны, займите место наблюдателя за беседой двух людей или представьте, что вы видите отражения себя и вашего собеседника в зеркале Окружите себя другими людьми, например вашими коллегами, знакомыми. Представьте себе их жизненные и рабочие проблемы;

– постепенно увеличивайте количество окружающих вас людей, вовлекая сначала город, затем страну, наконец, всю Землю. Постепенно в вашем представлении нарисуется безграничный Космос с солнечной системой, многочисленными звездами и галактиками. Снова подумайте о своей проблеме, которая просто потонет в безграничности открывшегося вам пространства.

Вернувшись, вы почувствуете, что проблема, в сущности, мала и вполне решаема.

Главное в борьбе со стрессом – это ежеминутная работа над собой, которая должна войти у вас в привычку, как, например, еда. Упражнения по созданию и поддержанию ровного, оптимистичного настроения нужно проводить не менее двух раз в день – утром и вечером, а также в момент возникновения напряженных и неприятных ситуаций

Для начала борьбы со стрессом хорошо использовать техники создания прекрасного настроения. Делается это обязательно в утренние часы, сразу после пробуждения. Помните, как вы утро проведете, так у вас и день пройдет. Поэтому для пребывания весь день в позитивном, оптимистичном и доброжелательном настрое, придерживайтесь следующих весьма несложных правил:

– не будите себя резкими и пронзительными звуками, иначе ваш день начнется со стресса, который испытает ваш организм. Конечно, вы подскочите на своей кровати и быстро пробудитесь ото сна, но настроение будет испорчено. Начните свой день с приятных звуков, например поставьте мягкую мелодию, которая нежно разбудит вас;

– встаньте заранее, чтобы не торопиться и не метаться по всему дому в поисках нужных вещей. Опоздание и стремление наверстать упущенное время – тоже источник возникновения стрессовой ситуации, которая неминуемо повлияет на ваше настроение на весь день;

– постарайтесь отучить себя от привычки вставать резко с кровати. Лучше немного полежать, закрыв глаза, потянуться, посмотреть в окно, порадоваться погоде, улыбнуться и только после этого подниматься;

– первая мысль утром должна быть приятной. К этому надо себя приучать. Тогда и день пройдет удачно;

– домашняя одежда должна быть удобной, мягкой, желательно ярких расцветок, чтобы заметно поднимала настроение;

– несколько несложных гимнастических упражнений помогут стать энергичней, размять «косточки» и приятно напрячь мышцы. Хорошо помогает растяжка или несколько упражнений из йоги;

– после упражнений прекрасно стимулирует тело прохладный душ с приятным гелем. Прекрасно, если комната будет наполнена бодрящим ароматом ароматического масла;

– встреченное по дороге зеркало должно сказать вам только комплименты по поводу вашей внешности;

– на завтрак готовьте только легкие и любимые блюда. Лучше всего, если это будут молочные продукты или свежесваренная каша. Некоторые любят мюсли с молоком. Если вы консерватор – тогда бутерброд с чаем;

– выезжайте на дорогу с определенным запасом времени, чтобы возникшая задержка в пути не смогла улетучить ваше прекрасное настроение и вся ваша утренняя психогимнастика не пошла насмарку.

Когда вы попадаете на работу, текущая производственная деятельность может преподнести вам ни одну стрессовую ситуацию за день. То клиент поскандалил, то станок сломался, то у подчиненного нервы не выдержали, и он стал при всех спорить с вами. Здесь главное – не дать конфликтной ситуации повлиять на вашу нервную систему и как можно скорее прекратить воздействие стрессового фактора. Следующие подсказки помогут правильно выйти из ситуации.

1. Если у вас возник неприятный спор или вы почувствовали, что эмоции начинают захлестывать вас, сделайте паузу в переговорах, общении. Это можно сделать фразой: «Сейчас мы с вами не можем прийти к обоюдному соглашению, давайте перенесем наши переговоры, дискуссию».

2. Можно просто покинуть комнату, главное в этой ситуации – прекратить воздействие стрессового фактора, сменить обстановку.

3. Если вы чувствуете, как в вас клокочет ярость или раздражение, начните перебирать свои бумаги, можете несколько ненужных порвать на мелкие клочья, очень помогает снять напряжение.

4. Можно начать поливать цветы, убирать шкаф, развешивать рамки. Любая физическая работа быстро снимает эмоциональное напряжение и помогает успокоиться. Поэтому дома, если чувствуете, что вас сейчас «разорвет», лучший способ – взять лопату или грабли и отправиться в сад. В квартире можно заняться ремонтом балкона или облагораживанием двора.

5. Если в коридоре вам встретятся люди, которые вам симпатичны, поговорите с ними о пустяках, пошутите.

6. Можно полюбоваться погодой, природой, посмотреть на проходящих людей. Отвлеките свое внимание, переключите его на что-то приятное или нейтральное, мысленно смените обстановку.

7. Если нужно быстро прийти в себя, и на любование погодой нет времени, опустите ладони рук под льющуюся холодную струю воды, в ряде случаев это помогает.

А после работы у вас начинается вечер, который тоже необходимо правильно провести, не дать мыслям о работе мешать полноценному отдыху, подготовке ко сну. Для того чтобы вечер прошел приятно, воспользуйтесь следующими советами.

1. Вернуть себе покой после рабочего дня поможет прогулка по воздуху, теплая ванна, тихая музыка.

2. Позвольте себе немного расслабиться и поваляться на диване с газетой, посмотрите приятную комедию.

3. Закончите день приятными эмоциями, вспомните перед сном самое позитивное, самые счастливые моменты дня или своей жизни, приятных и любимых людей, похвалите себя за успешно проведенный день.

4. Перед сном спланируете свой завтрашний день в позитивном ключе, отмечая свои несомненные достижения и достоинства.

Но самое главное – в течение дня постарайтесь не делать поступков, за которые будет неудобно или стыдно, потому что природа человеческого организма такова, что все переживания нарастают к вечеру, мешают полноценному отдыху, и на следующее утро вы проснетесь угрюмым и раздраженным.

Ведя свой бизнес, люди очень часто превращаются в трудоголиков, работая по 11 – 14 часов в день, забывая про выходные, оставляя для отдыха одну неделю в году, да и то, как правило, проводят ее с телефоном в руках. И возвращаются на работу еще более усталые, чем до отпуска. Несколько лет такого труда, и у человека развивается «синдром хронической усталости», или «профессионального выгорания», который характеризуется постоянной депрессией, непреходящей головной болью, вялостью, неспособностью сконцентрировать свое внимание, нежеланием даже пальцем пошевелить, не говоря о том, чтобы сделать что-то более серьезное. Развивается апатия, возникают постоянные нервные срывы, беспокойство, пессимизм.

В таком случае необходимо пересмотреть свой подход к бизнесу, срочно отдохнуть, заняться приятным хобби, начать общаться только с приятными вам людьми, но самое главное – отоспаться и снизить свою рабочую нагрузку. Бизнес – важная составляющая нашей жизни, но не сама жизнь. К большому сожалению, многие бизнесмены именно об этом и забывают. Итак, ниже приводятся несколько советов психологов, как можно поменять свой взгляд на бизнес.

1. Ошибка – хороший учитель.

2. Неудача в бизнесе – не конец жизни, а скорее игра со своими взлетами и падениями.

3. Отнеситесь к бизнесу как к военным действиям, проиг-раное сражение – не есть проигранная война, всегда можно отступить, собрать силы и снова ринуться в атаку.

4. Не проявляйте излишних эмоций по поводу поражений или побед, так как они ослабляют организм и являются стрессом. Лучший способ уйти от эмоций – сразу же переключиться на другое дело, загрузить себя.

5. Всегда поддерживайте свои связи. Созванивайтесь с людьми, поздравляйте с праздниками, желайте им успехов. Контакты в бизнесе важны как нигде.

6. Про своих партнеров и конкурентов говорите всегда только приятные вещи, как бы вам не хотелось их ругать.

7. Разделите семью и работу. Не говорите на работе о семейных проблемах, а тем более – дома о делах.

Бизнес – всегда дополнительный фактор возникновения стресса, это обуславливается его спецификой, действиями в состоянии неопределенности и повышенного риска. В то же время имидж преуспевающего бизнесмена и главы семейства не позволяет человеку проявлять свои «взрывы», выпускать пар на своих близких на работе, ни тем более «отрываться» на них дома. Чтобы стать по-настоящему сильным и успешным человеком, необходимо владеть не только приемами тайм-менеджмента, которые, безусловно, являются прекрасным средством упорядочить свою жизнь и снизить фактор непредсказуемости, но и техниками саморегуляции, которые помогают справиться с любой стрессовой ситуацией без последствий для вашего организма. Для этого нужно понять свои сильные и слабые стороны и уметь контролировать свое состояние в стрессовой ситуации. Кстати, ученые изучили последствия влияния на организм человека постоянных стрессовых факторов и пришли к ужасающим выводам, что всего лишь десять лет постоянного напряжения способны истощить организм человека до предела, последствия можно приравнять к перенесенному инфаркту.

В любой работе, а особенно в предпринимательской деятельности, постоянно встречаются стрессовые ситуации. Переизбыток информации, ее недостоверность, многозначность, искаженность, порой недостаток вызывают информационный стресс, когда кажется, что голова сейчас лопнет от количества полученных сведений. Как результат – постоянные головные боли, раздражение, угрюмость или, наоборот, взвинченность и нервозность.

Занятие бизнесом – это постоянная работа с людьми, переговоры с заказчиками, поставщиками, партнерами и сотрудниками, разрешение конфликтных ситуаций, споры и дискуссии, совещания. У каждого человека свое мнение, своя позиция и свои взгляды. В результате взаимодействия вам просто необходимо прийти к определенным соглашениям, которые устроят и вас, и их. Постоянное давление в этой области приводит к развитию коммуникационного стресса. И наконец, человек по природе своей эмоционален, кто в большей степени, кто в меньшей. Поэтому возникающие у нас переживания, чувство гнева или обиды может привести к эмоциональному стрессу.

Первый способ эффективной борьбы со стрессом – пересмотреть свой взгляд на возникшую ситуацию, принять ее и найти положительные стороны, при этом по максимуму опираться на ваш ум, логику, знания, а не эмоциональность, которая здесь может только повредить. Например, у вас сорвались переговоры с крупным заказчиком или вы только что проиграли тендер. Разочарование, обида, возмущение, злость на себя грозят вам эмоциональным стрессом. Попробуйте применять в данных случаях техники позитивного переформулирования:

– сформулируйте позитивную формулировку. Я проиграл тендер. Это свершившийся факт;

– позитивная формулировка должна быть выражена четко и ясно. Тендер проигран окончательно, и изменить ход события я не смогу, даже если начну топать ногами;

– формулировка должна быть составлена с учетом вашей индивидуальности, так как только вы как никто другой знаете себя и слова, которые на вас подействуют;

– ориентация на действие и результат. Нужно готовиться к следующему этапу переговоров или к новому тендеру;

– не просто примите ситуацию как она есть но и признайте свою ответственность за случившееся. Это моя недоработка;

– в данном упражнении не разбрасывайтесь словами, соблюдайте принцип лаконичности, используйте в среднем 5–6 предложений.

Упражнение необходимо повторять 10–15 минут, и вы заметите, как ваша обида или гнев быстро уступают место желанию двигаться дальше, ситуация перестанет казаться вам катастрофической. У моей начальницы была следующая коронная фраза для борьбы со стрессом, когда она чувствовала, что результат ее кропотливой работы за полгода летит в «тартарары» стараниями нашего производства: «У нас в стране 4500 издательств. Поэтому потеря одного из них, даже самого большого, не смертельна. Конечно, мы виноваты, исправимся. Будем работать с оставшимися 4499 издательствами». Это была ее рабочая мантра всего из четырех предложений, позволявшая справиться с наваливающейся стрессовой ситуацией.

Следующим эффективным средством по выработке навыков самоконтроля, снятия переутомления, повышенного напряжения, выступает визуальная психотехника. При выполнении этого упражнения вы специально создаете визуальный образ, который наполняете самыми приятными и теплыми воспоминаниями, добрыми образами любимых людей и вещей.

При выполнении данного упражнения необходимо помнить, что только следование определенным правилам позволит вам достичь успеха. Упражнение должно повторяться регулярно, каждый день, иначе эффект не будет достигнут. Упражнение не должно доставлять вам чувства дискомфорта, оно должно казаться нужным и приятным. Упражнение нужно применять сразу после сна или вечером до засыпания, в течение дня оно должно повторяться в моменты возникновения напряженных моментов. Длительность упражнений должна быть от 5 до 15 минут. Меньше – не подействует, а больше – приведет к переутомлению и может вызвать эффект отторжения. Итак, приступим:

– первое, что вы должны сделать, это сесть поудобнее, откинуться в кресле и закрыть глаза.

– мысленно сформулируйте проблему, которая не дает вам покоя. Слов должно быть минимальное количество, в идеале два-три;

– вспомните, как и с кем вы обсуждали эту проблему. Представьте себе обстановку, лицо человека, мысленно повторите слова, которые говорили друг другу;

– теперь посмотрите на ситуацию со стороны, займите место наблюдателя за беседой двух людей или представьте, что вы видите отражения себя и вашего собеседника в зеркале Окружите себя другими людьми, например вашими коллегами, знакомыми. Представьте себе их жизненные и рабочие проблемы;

– постепенно увеличивайте количество окружающих вас людей, вовлекая сначала город, затем страну, наконец, всю Землю. Постепенно в вашем представлении нарисуется безграничный Космос с солнечной системой, многочисленными звездами и галактиками. Снова подумайте о своей проблеме, которая просто потонет в безграничности открывшегося вам пространства.

Вернувшись, вы почувствуете, что проблема, в сущности, мала и вполне решаема.

Главное в борьбе со стрессом – это ежеминутная работа над собой, которая должна войти у вас в привычку, как, например, еда. Упражнения по созданию и поддержанию ровного, оптимистичного настроения нужно проводить не менее двух раз в день – утром и вечером, а также в момент возникновения напряженных и неприятных ситуаций

Для начала борьбы со стрессом хорошо использовать техники создания прекрасного настроения. Делается это обязательно в утренние часы, сразу после пробуждения. Помните, как вы утро проведете, так у вас и день пройдет. Поэтому для пребывания весь день в позитивном, оптимистичном и доброжелательном настрое, придерживайтесь следующих весьма несложных правил:

– не будите себя резкими и пронзительными звуками, иначе ваш день начнется со стресса, который испытает ваш организм. Конечно, вы подскочите на своей кровати и быстро пробудитесь ото сна, но настроение будет испорчено. Начните свой день с приятных звуков, например поставьте мягкую мелодию, которая нежно разбудит вас;

– встаньте заранее, чтобы не торопиться и не метаться по всему дому в поисках нужных вещей. Опоздание и стремление наверстать упущенное время – тоже источник возникновения стрессовой ситуации, которая неминуемо повлияет на ваше настроение на весь день;

– постарайтесь отучить себя от привычки вставать резко с кровати. Лучше немного полежать, закрыв глаза, потянуться, посмотреть в окно, порадоваться погоде, улыбнуться и только после этого подниматься;

– первая мысль утром должна быть приятной. К этому надо себя приучать. Тогда и день пройдет удачно;

– домашняя одежда должна быть удобной, мягкой, желательно ярких расцветок, чтобы заметно поднимала настроение;

– несколько несложных гимнастических упражнений помогут стать энергичней, размять «косточки» и приятно напрячь мышцы. Хорошо помогает растяжка или несколько упражнений из йоги;

– после упражнений прекрасно стимулирует тело прохладный душ с приятным гелем. Прекрасно, если комната будет наполнена бодрящим ароматом ароматического масла;

– встреченное по дороге зеркало должно сказать вам только комплименты по поводу вашей внешности;

– на завтрак готовьте только легкие и любимые блюда. Лучше всего, если это будут молочные продукты или свежесваренная каша. Некоторые любят мюсли с молоком. Если вы консерватор – тогда бутерброд с чаем;

– выезжайте на дорогу с определенным запасом времени, чтобы возникшая задержка в пути не смогла улетучить ваше прекрасное настроение и вся ваша утренняя психогимнастика не пошла насмарку.

Когда вы попадаете на работу, текущая производственная деятельность может преподнести вам ни одну стрессовую ситуацию за день. То клиент поскандалил, то станок сломался, то у подчиненного нервы не выдержали, и он стал при всех спорить с вами. Здесь главное – не дать конфликтной ситуации повлиять на вашу нервную систему и как можно скорее прекратить воздействие стрессового фактора. Следующие подсказки помогут правильно выйти из ситуации.

1. Если у вас возник неприятный спор или вы почувствовали, что эмоции начинают захлестывать вас, сделайте паузу в переговорах, общении. Это можно сделать фразой: «Сейчас мы с вами не можем прийти к обоюдному соглашению, давайте перенесем наши переговоры, дискуссию».

2. Можно просто покинуть комнату, главное в этой ситуации – прекратить воздействие стрессового фактора, сменить обстановку.

3. Если вы чувствуете, как в вас клокочет ярость или раздражение, начните перебирать свои бумаги, можете несколько ненужных порвать на мелкие клочья, очень помогает снять напряжение.

4. Можно начать поливать цветы, убирать шкаф, развешивать рамки. Любая физическая работа быстро снимает эмоциональное напряжение и помогает успокоиться. Поэтому дома, если чувствуете, что вас сейчас «разорвет», лучший способ – взять лопату или грабли и отправиться в сад. В квартире можно заняться ремонтом балкона или облагораживанием двора.

5. Если в коридоре вам встретятся люди, которые вам симпатичны, поговорите с ними о пустяках, пошутите.

6. Можно полюбоваться погодой, природой, посмотреть на проходящих людей. Отвлеките свое внимание, переключите его на что-то приятное или нейтральное, мысленно смените обстановку.

7. Если нужно быстро прийти в себя, и на любование погодой нет времени, опустите ладони рук под льющуюся холодную струю воды, в ряде случаев это помогает.

А после работы у вас начинается вечер, который тоже необходимо правильно провести, не дать мыслям о работе мешать полноценному отдыху, подготовке ко сну. Для того чтобы вечер прошел приятно, воспользуйтесь следующими советами.

1. Вернуть себе покой после рабочего дня поможет прогулка по воздуху, теплая ванна, тихая музыка.

2. Позвольте себе немного расслабиться и поваляться на диване с газетой, посмотрите приятную комедию.

3. Закончите день приятными эмоциями, вспомните перед сном самое позитивное, самые счастливые моменты дня или своей жизни, приятных и любимых людей, похвалите себя за успешно проведенный день.

4. Перед сном спланируете свой завтрашний день в позитивном ключе, отмечая свои несомненные достижения и достоинства.

Но самое главное – в течение дня постарайтесь не делать поступков, за которые будет неудобно или стыдно, потому что природа человеческого организма такова, что все переживания нарастают к вечеру, мешают полноценному отдыху, и на следующее утро вы проснетесь угрюмым и раздраженным.

Ведя свой бизнес, люди очень часто превращаются в трудоголиков, работая по 11 – 14 часов в день, забывая про выходные, оставляя для отдыха одну неделю в году, да и то, как правило, проводят ее с телефоном в руках. И возвращаются на работу еще более усталые, чем до отпуска. Несколько лет такого труда, и у человека развивается «синдром хронической усталости», или «профессионального выгорания», который характеризуется постоянной депрессией, непреходящей головной болью, вялостью, неспособностью сконцентрировать свое внимание, нежеланием даже пальцем пошевелить, не говоря о том, чтобы сделать что-то более серьезное. Развивается апатия, возникают постоянные нервные срывы, беспокойство, пессимизм.

В таком случае необходимо пересмотреть свой подход к бизнесу, срочно отдохнуть, заняться приятным хобби, начать общаться только с приятными вам людьми, но самое главное – отоспаться и снизить свою рабочую нагрузку. Бизнес – важная составляющая нашей жизни, но не сама жизнь. К большому сожалению, многие бизнесмены именно об этом и забывают. Итак, ниже приводятся несколько советов психологов, как можно поменять свой взгляд на бизнес.

1. Ошибка – хороший учитель.

2. Неудача в бизнесе – не конец жизни, а скорее игра со своими взлетами и падениями.

3. Отнеситесь к бизнесу как к военным действиям, проиг-раное сражение – не есть проигранная война, всегда можно отступить, собрать силы и снова ринуться в атаку.

4. Не проявляйте излишних эмоций по поводу поражений или побед, так как они ослабляют организм и являются стрессом. Лучший способ уйти от эмоций – сразу же переключиться на другое дело, загрузить себя.

5. Всегда поддерживайте свои связи. Созванивайтесь с людьми, поздравляйте с праздниками, желайте им успехов. Контакты в бизнесе важны как нигде.

6. Про своих партнеров и конкурентов говорите всегда только приятные вещи, как бы вам не хотелось их ругать.

7. Разделите семью и работу. Не говорите на работе о семейных проблемах, а тем более – дома о делах.