10.1. Проверяющие органы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Сегодня успешному развивающемуся предприятию недостаточно только производить конкурентоспособную продукцию и развивать внутреннюю корпоративную культуру. Любая производственная или торгующая фирма давно перестала быть замкнутой системой, а открытые условия существования диктуют свои собственные законы. От грамотно выстроенной работы с окружающей средой зависит, насколько успешным сможет быть не только развитие, но и само существование предприятия. И если о работе с конкурентами, клиентами и поставщиками говорилось в предыдущих главах, то сейчас самое время остановиться на построении прочных взаимоотношений с одними из самых значительных и влиятельных источников внешнего воздействия – государственно-административной системой и массовыми средствами информации. Первые отвечают за безопасность вашего бизнеса, а вторые формирует его общественное лицо. Именно от того, каким предстанет ваш бизнес в глазах деловой общественности, насколько сможет грамотно выстроить свои отношения с чиновниками и проверяющими органами, настолько легко или трудно вам будет привлечь дополнительные инвестиции, выигрывать или проигрывать тендеры на государственные заказы, привлекать или нет дополнительные необходимые вам ресурсы с рынком материалов, капитала, рабочей силы, сможете ли вы найти силы и защиту, если понадобится защитить ваше дело.
В нашей стране административно-государственный аппарат остается одной из основных угроз бизнеса. Бесконечные проверки, многочисленные административные штрафы, коррумпированность чиновников, которая проявляется во всей красе, как только вам нужно продлить ваше право на торговлю, аренду, лицензию, могут свести на нет деятельность практически любого предприятия. При этом практически невозможно выполнять сегодня все предписанные различными инструкциями и постановлениями правила, нарушения все равно, как правило, находятся, и штрафа зачастую не избежать. Поэтому сегодня многие растущие фирмы обеспечивают себе безопасность самыми разными способами – кто-то заводит штатную должность юриста, кто-то создает службу безопасности и ставит во главе ее выходца из рядов МВД, обязательно с умением договариваться со «своими», наличием связей в нужных кругах.
Но что делать начинающему предпринимателю, у которого попросту нет доходов на обзаведение такой роскошью, как личный внутрифирменный юрист? А проверять предпринимателя может несколько десятков разного рода инстанций (от налоговой инспекции, до соответствующих органов милиции, не говоря уже о пожарниках или санэпиднадзоре). Когда я пришла в наше первое семейное предприятие, а это было еще до 2001 года, проверкам не было конца. Каждая неделя, проведенная без очередного визита одного из отделов милиции, считалась маленькой удачей. А раз уж проверка пришла, то, как объясняли сами проверяющие, ничего не найти мы не можем, нас просто свои не поймут. Поэтому уж не обессудьте, давайте, чтобы мы у вас тут не копались, скажите сразу, что не так, мы напишем протокол, заплатите минимальный штраф, и вам спокойно, и нас не трогают.
Первое время мы исправно платили, и тогда проверки стали приходить все чаще (два раза в неделю, а один раз – три разных отдела три дня подряд). Вот тогда терпению настал конец. Сначала мы пробовали «надавить на совесть», нас только вчера проверяли. На что нам резонно отвечали, что количество проверок не регламентировано, могут хоть по два раза на день приходить, на что имеют полное право. Вот тогда нам и пришлось самим начать изучение наших законов, потому что только юридические знания позволяли нам законно отстоять свои права и не дать задавить себя штрафами.
Со временем методом проб и ошибок у нас выработалась своя тактика проведения переговоров с проверяющими, нас стали уважать и посещать гораздо реже, а проверки проводить не так тотально. Поэтому я на своем собственном опыте поняла, что в современном деловом мире необходимо быть хорошим специалистом в области юриспруденции, иметь у себя под рукой несколько основных кодексов, уметь грамотно проводить деловые переговоры с проверяющими органами. Истерия, страх и ссоры с проверяющими органами приводили к более негативным последствиям, чем тактичное указание на свои права, улыбка на лице и уважительное обращения по имени отчеству.
Сегодня, к счастью, количество проверок ограничено принятым Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», согласно которому плановая проверка не может проводиться чаще 1 раза в 2 года. При этом, что самое отрадное, плановые проверки не проводятся во вновь открывшихся фирмах первые три года их существования. Но данный закон имеет ограничения и не распространяется на проведение налоговых проверок или лицензионного контроля.
Для проведения внеплановой проверки предприятия должны быть основательные причины, например жалоба какого-либо человека или организации о нарушении их потребительских прав. При этом обращение не может быть анонимным. Проверка проводится также при обоснованных подозрениях об угрозе со стороны предприятия жизни и здоровью людей или экологии района.
Чем грозит проверка? Как правило, это финансовые потери, причем как в виде штрафа, который можно попытаться оспорить в суде, так и потерянных рабочих часов в результате вынужденного простоя, возможная конфискация документов и имущества (например, проб продаваемого вами товара), психологическое напряжение и испорченное настроение. Помню, после ряда проведенных проверок у продавцов порой сдавали нервы, они еще целый день приходили в себя, поэтому о доброжелательной работе с покупателями приходилось только говорить.
При проверке важно знать, какие документы должны иметь при себе проверяющие для начала проверки, какие документы, помещения, товары они могут проверит у вас, какие документы должны составить по факту проверки, какие у вас есть права, если действия проверяющих вам покажутся незаконными, а постановления – необоснованными.
Первое, что вы должны знать: если вы работаете в сфере обслуживания населения, то у вас должен быть оформлен уголок потребителя, или уголок покупателя, на котором в обязательном порядке вывешиваются следующие данные: Свидетельство о государственной регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя;
– актуальное издание Федерального закона «О защите прав потребителей»;
– копии лицензий, если ваша деятельность входит в перечень обязательно лицензируемых;
– адреса и телефоны проверяющих органов и обществ по защите прав потребителей.
Наличие такого уголка, во-первых, избавит вас от штрафа со стороны Роспотребнадзора, а во-вторых, снимет вопросы покупателей о правомерности осуществляемой вами деятельности.
Если у вас торговая точка, то список обязательных документов, которые должны находиться в месте обслуживания покупателей, заметно расширяется:
– ИНН индивидуального предпринимателя или юридического лица;
– договор об аренде, если помещение не в собственности;
– кассовый аппарат (ККМ) или (если это не противоречит перечню товаров, продаваемых без выдачи кассового чека) бланки строгой отчетности, называемые товарным чеком;
– если есть ККМ, то контрольно-кассовый журнал с вложенной в него карточкой регистрации вашей машины;
– медицинская книжка работника, если он работает с пищевыми продуктами, его трудовой договор и паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
– сертификаты и гигиенические заключения на продаваемую продукцию. При этом вместо сертификата может быть заверенная копия или указание на место его хранения в накладной на товар;
– накладная;
– санитарный паспорт;
– журнал учета проведения плановых проверок.
Это необходимо в интересах самого предпринимателя. Дело в том, что количество плановых проверок каждой торговой точки теперь ограничено, поэтому в том случае, если к вам снова придут проверяющие, у вас будет полное право объяснить им, что проверка проводилась, и показать журнал. В том случае, если у проверяющих на руках будет предписание на проведение именно плановой проверки, они не смогут нарушать закон, и будут вынуждены удалиться.
Основными проверяющими органами на сегодняшний день являются: налоговая инспекция, милиция, Роспотребнадзор, торговая инспекция, санэпиднадзор, противопожарная служба, трудовая инспекция, общество по защите прав потребителей и некоторые другие.
На моем опыте и опыте моих знакомых могу сказать, что самыми частыми гостями у малого предпринимательства бывает милиция. При этом чуть ли не все ее подразделения. Однажды в течение недели к нам пожаловали ОБЭП, паспортно-визовая служба и розыскной отдел. И все, на удивление, искали просроченную продукцию, проверяли правильность заполнения сертификатов, наличие документов на алкогольную продукцию. Как правило, милиция любила брать «на страх». Все равно найдем нарушение, давайте сократим неприятную процедуру до минимума. При проведении проверки милицией важно соблюдать корректное поведение, ни в коем случае не хамить и не грубить. Ругательство и оскорбление может стоить вашему предприятию несколько тысяч рублей, это особенно оскорбительно для наших правоохранительных органов, и они начинают «закручивать» гайки». При этом в ход могут пойти совершенно уж мошеннические действия, такие как отклеенная акцизная марка, пропавшая накладная с ценами, исчезнувший сертификат. Не знаю, изменились ли действия предприимчивых проверяющих за последние четыре года, но в 2004 году такие способы были в ходу. На грубость часто в ответ получаешь не меньшую грубость, как следствие – накаленную атмосферу и стрессовую ситуацию. Поэтому первое правило – встретить проверяющих приветливо. Конечно, можно не бросаться в крайности и чай с кофе не предлагать, но, как минимум, пригласить в кабинет. Как правило, это если и не помогает договориться, то уж точно разряжает обстановку. Второе, что вы выигрываете: проверяющие, «растаяв», начинают опускать некоторые обязательные процедуры, делающие саму проверку и ее результаты недействительными. Так, например, при заборе образцов и составлении акта могут не пригласить понятых, могут не предупредить вас об ответственности, могут не дать вам копию протокола или не выписать его вообще. Ваша задача – заметить все эти упущения, и тогда, если дело дойдет до штрафа, вы сможете опротестовать решение и выиграть дело в суде. Если штраф будет существенным, дело того стоит, а за вами дополнительно закрепиться имидж юридически подкованного предприятия, что не преминут заметить и сами проверяющие. У нас после некоторых таких юридических нюансов количество проверок снизилось в разы, более того, сама милиция стала предлагать свою помощь в разрешении дел о недостаче.
Первое, что стоит проверить – это наличие предписания. Оно должно быть выдано на проверку по конкретному адресу и с указанием конкретных причин этой проверки. Например, такая стандартная ситуация. У вас в пределах одного квартала две торговые точки, например «Тульская, 21» и «Тульская, 40». Предписание выдано на ТОЧКУ «Тульская, 21». А проверяющие заодно решили проверить и вторую точку. Тогда проверка второй точки осуществляется незаконно, и протокол юридической силы иметь не будет, даже если будут обнаружены правонарушения.
Проверять милиция может почти все – сертификаты, патенты, свидетельства о государственной регистрации, лицензии, кассовый журнал, снимать кассовый остаток, могут заинтересоваться накладными. При этом они могут изъять ряд документов, касающихся материальных ценностей, денег или кассы, но сделать это по определенной процедуре, и только если именно эти документы являются объектом выявленного нарушения. Например, не совпадают транспортно-товарные накладные на спиртные напитки с количеством находящейся продукции на складе, что говорит о продаже неучтенной алкогольной продукции.
Единственное, что не могут проверить милиционеры – это медицинские книжки ваших сотрудников, так как эту прерогативу оставил за собой Роспотребнадзор, который их и выдает.
При составлении протокола со своей стороны проявите максимум внимания, обязательно возьмите копию протокола или проставьте во всех свободных графах прочерки, иначе можете затем столкнуться с тем, что там вписано много вам незнакомого. Протокол лучше всего подписать, при этом, если вы не согласны, то так и пишите, что не согласны, обязательно поставьте число и подпись. Затем с копией протокола обязательно сходите к юристу – он подскажет, на что можно обратить внимание для признания протокола недействительным.
Налоговая инспекция имеет право на проверку только по предъявлении постановления о проведении выездной проверки. По своему опыту могу сказать, что именно проверки налоговой инспекцией были самыми безобидными. Их действительно интересовал вопрос, не нарушаем ли мы контрольно-кассовый режим, правильно ли указаны цены на товар, не торгуем ли спиртным без соответствующих разрешений. Ни медицинских книг, ни сертификатов на продукцию, ни контрольного взвешивания они не проводили, и если не находили правонарушений, то делали запись к журнале проверок и уходили. Как видно, плана по обязательному привлечению предпринимателей за правонарушения у них не было. Если налоговая инспекция хочет сделать проверку бухгалтерской отчетности вашего предприятия, обычно ей для этого совершенно не обязательно выезжать к вам на предприятие. Она может запросить нужные документы к себе. При этом вам доставят уведомление о необходимости предоставить документы, и в пятидневный срок вы обязаны предъявить копии документов. Можете не отвозить их, а отправить по почте с описью вложения. День предоставления при этом определяется по почтовому штемпелю. Пожалуй, налоговую можно отнести к достаточно лояльно настроенной проверяющей инстанции, ей главное – чтобы вы налоги уплачивали в полном объеме и в срок. При этом штрафы для индивидуальных предпринимателей за неправильно составленные отчеты достаточно невелики – в среднем от 100 до 300 рублей, за не-пробитый чек и торговлю без соответствующих документов уже больше, на физическое лицо – от 1500 до 2000 рублей, на должностное лицо – от 3000 до 4000 рублей. Правда, это при лояльном подходе к организации. Если штраф будет наложен в отношении самой организации, то суммы значительно возрастут – до 30 000-40 000 рублей, что уже ставит под угрозу сам факт существования небольшой торговой точки или магазина. Налоговой инспекции, как правило, закрытие магазина ни к чему – снизятся поступления в бюджет, поэтому, как правило, при правильно построенных взаимоотношениях штрафы накладываются на продавца.
Теперь несколько слов о Роспотребнадзоре. В отличие от всех остальных проверяющих они имеют право приходить и проверять ваши помещения без всякого предписания. При этом могут забрать образцы продукции для проведения анализа, брать соскобы, проверять, выполняются ли иные предписания, есть ли запас дезинфицирующих средств, правильно ли составлены хлорирующие растворы, есть ли в полном наличии необходимые для санитарной обработки инструменты. Кроме этого, эти органы проверяют наличие и правильность оформления гигиенических сертификатов, доброкачественность продуктов, наличие и правильность заполнения медицинских книжек, соблюдение температурных режимом хранения продуктов. Роспотребнадзор, как правило, беспокоят вопросы соблюдения санитарного законодательства, они всегда готовы консультировать, проводить дополнительные занятия. Если вы хотя бы минимально выполняете санитарные нормы и правила, штрафы с этой стороны вам не грозят. Главное – ежедневная уборка и содержание рабочего инвентаря и рабочей одежды в чистоте.
Достаточно большие штрафы, до 10 000 рублей, грозят организации за нарушение требований пожарной безопасности, например за отсутствие или нерабочее состояние пожарной сигнализации, отсутствие должного количества огнетушителей, нарушения в проведении плановых замеров электропроводки. Если остальные проверки должны проходить в дневное время суток и при обязательном присутствии руководителя организации, то пожарник может проверить ваше предприятие и в ночную смену, в выходной, если есть подозрение в нарушении правил пожарной безопасности. И если факт нарушения подтвердиться, в отдельных случаях возможно полное прекращение эксплуатации производственного или торгового помещения. Пожарники, как правило, сначала выдают предписания (с указанием необходимых ваших действий), выполнить их вы должны в десятидневный срок. Затем в любой момент может пройти контрольная проверка, и если предписание не выполнено, то вам грозит штраф.
Кроме перечисленных организаций, самыми частыми гостями у нас были представители общества по защите прав потребителей. Они любили проверять все: от сертификатов, в которых, как правило, мало что понимали, так как были студентами-волонтерами, до пробития чека и правил хранения продуктов питания. Особенных прав на проверку у этих обществ не больше, чем у обычных покупателей, штрафы и протоколы они выписывать не могут, поэтому после двух вежливых переговоров с ними о неэтичном и порой противозаконном поведении представителей организации визиты их прекратились.
Как правило, они должны приходить с обязательным направлением на проверку и служебным удостоверением. Проверяют они только соблюдение прав потребителей, в этом у них ничуть не больше прав, чем у обычного покупателя – могут попросить вас перевзвесить товар, показать накладную или сертификат на продукт, но заходить за прилавок и обследовать содержимое ваших складов права не имеют.
И наконец, раз в два года вас может посетить торговая инспекция или Роспотребнадзор. Проверяют они, как правило, одно и то же – работу с ККМ, наличие сертификатов, соблюдение ценовой политики, могут взять товары на проведение исследований их качества. Судя по моему опыту, они действительно действуют грамотно, не преступая закон и не пытаясь найти правонарушение там, где его нет. Но если у вас есть просроченный товар, вы торгуете с нарушением (без соответствующего качественного удостоверения, ваш товар недоброкачественен), штрафа вам избежать не удастся.
Как уже говорилось, практически все проверки должны проходить по предъявлении соответствующего распоряжения. В нем должны быть заполнены определенные данные, без которых распоряжение считается недействительным:
– распоряжение должно иметь номер и дату составления; на бланке должно присутствовать наименование органа, выдавшего данное распоряжение;
– название организации или физического лица, у которого предполагается проведение проверки;
– ФИО и должность лица, которое будет эту проверку осуществлять;
– цели и задачи проведения проверки. Именно это чаще всего опускается;
– основания проведения проверки;
– вид проводимой проверки (плановая или внеплановая). При проведении внеплановой проверки обоснования ее проведения;
– дата начала и окончания мероприятия;
– объект проверки.
Само распоряжение обязательно должно быть подписано руководителем или его замом, и если направления нет или оно неправильно составлено, это дает шанс признать данную проверку недействительной или вообще ее не проводить.
При проведении проверки должны быть составлены следующие документы – акт проверки, протокол об административном правонарушении, объяснения предпринимателя (составляются только по его желанию), при изъятии образцов – акт изъятия вещей и документов. При этом необходимо помнить, что любые конфискованные вещи должны быть после проведения исследования возвращены владельцу на реализацию или конфискованы и уничтожены. Они не могут просто так раствориться в воздухе или потеряться. А это на практике часто случается. У нас в магазине на экспертизу ушли три бутылки марочного вина, основанием для изъятия послужило якобы выпадение осадка, что, впрочем, совершенно допустимо по ГОСТу. Забрал, как всегда, районный ОБЭП, было это накануне ноябрьских праздников. Больше мы не видели и не слышали о нашем товаре ничего, ни возврата, ни результата экспертизы. Правда, с тех пор мы откровенно заявили, что до возвращения тех бутылок, изъятых с полным нарушением процедуры, без оставления акта изъятия, без понятых, а только с указанием в акте проверки об изъятых бутылках, на экспертизу мы ничего предоставлять не будем. А при насильственном заборе опротестуем и этот случай, и прошлый, с предъявлением соответствующих документов. Больше у нас товара не забирали. При этом вы поняли слабое место нашей милиции – полное пренебрежение законностью своих действий, процессуальные нарушения, постоянно допускаемые ими. Именно они, а не предприниматель, являются главными нарушителями, за что, согласно своим внутренним законам, могут достаточно сильно поплатиться. Поэтому, если вы обнаружите знание закона о милиции, рамках должностных полномочий, они, как правило, с этим не спорят, особенно если у вас в руках такой солидный аргумент, как сам «Закон о милиции», а перед ними стоит не трясущийся от страха продавец, а вооруженный знаниями юрист.
Акт проверки должен содержать следующие данные:
– дату, время и место составления документа, название органа, его составившего;
– ФИО и должность лица, проводившего проверку, ФИО представителя организации, в которой поверку проводили;
– результат проверки;
– подписи сторон.
Если в ходе проверки выявлены административные правонарушения, то на месте составляется протокол об административном правонарушении, который затем рассматривается соответствующим проверяющим органом. Если в ходе проведения проверки или составления протокола были допущены нарушения, то сама проверка и ее итог могут быть признаны недействительными. Главное – вовремя заметить и предъявить свои доказательства в арбитражном суде, по крайней мере прецеденты по выигрыванию таких дел есть.
Самые частые правонарушения проверяющих:
– не вручается копия протокола;
– дело рассматривается без присутствия правонарушителя, и он не извещается о времени и месте рассмотрения;
– протокол не составляется на месте, между совершением правонарушения и составлением протокола проходит достаточное количество времени, больше недели;
– неправильно называется правонарушение и соответствующая статья;
– протокол не составляется вообще или составляется без соответствующих данных о месте составления, ФИО и должности составляющего, личности нарушителя, ответственности за совершенное правонарушение;
– протокол составляется в отсутствие должностного лица, подписывается продавцом.
Любое такое правонарушение в составлении соответствующего документа увеличивают ваш шанс выиграть дело в суде по признанию протокола и проведения проверки недействительными. Для этого юридические лица обращаются в арбитражный суд с иском, а физические – в государственный с соответствующей жалобой.
Сегодня успешному развивающемуся предприятию недостаточно только производить конкурентоспособную продукцию и развивать внутреннюю корпоративную культуру. Любая производственная или торгующая фирма давно перестала быть замкнутой системой, а открытые условия существования диктуют свои собственные законы. От грамотно выстроенной работы с окружающей средой зависит, насколько успешным сможет быть не только развитие, но и само существование предприятия. И если о работе с конкурентами, клиентами и поставщиками говорилось в предыдущих главах, то сейчас самое время остановиться на построении прочных взаимоотношений с одними из самых значительных и влиятельных источников внешнего воздействия – государственно-административной системой и массовыми средствами информации. Первые отвечают за безопасность вашего бизнеса, а вторые формирует его общественное лицо. Именно от того, каким предстанет ваш бизнес в глазах деловой общественности, насколько сможет грамотно выстроить свои отношения с чиновниками и проверяющими органами, настолько легко или трудно вам будет привлечь дополнительные инвестиции, выигрывать или проигрывать тендеры на государственные заказы, привлекать или нет дополнительные необходимые вам ресурсы с рынком материалов, капитала, рабочей силы, сможете ли вы найти силы и защиту, если понадобится защитить ваше дело.
В нашей стране административно-государственный аппарат остается одной из основных угроз бизнеса. Бесконечные проверки, многочисленные административные штрафы, коррумпированность чиновников, которая проявляется во всей красе, как только вам нужно продлить ваше право на торговлю, аренду, лицензию, могут свести на нет деятельность практически любого предприятия. При этом практически невозможно выполнять сегодня все предписанные различными инструкциями и постановлениями правила, нарушения все равно, как правило, находятся, и штрафа зачастую не избежать. Поэтому сегодня многие растущие фирмы обеспечивают себе безопасность самыми разными способами – кто-то заводит штатную должность юриста, кто-то создает службу безопасности и ставит во главе ее выходца из рядов МВД, обязательно с умением договариваться со «своими», наличием связей в нужных кругах.
Но что делать начинающему предпринимателю, у которого попросту нет доходов на обзаведение такой роскошью, как личный внутрифирменный юрист? А проверять предпринимателя может несколько десятков разного рода инстанций (от налоговой инспекции, до соответствующих органов милиции, не говоря уже о пожарниках или санэпиднадзоре). Когда я пришла в наше первое семейное предприятие, а это было еще до 2001 года, проверкам не было конца. Каждая неделя, проведенная без очередного визита одного из отделов милиции, считалась маленькой удачей. А раз уж проверка пришла, то, как объясняли сами проверяющие, ничего не найти мы не можем, нас просто свои не поймут. Поэтому уж не обессудьте, давайте, чтобы мы у вас тут не копались, скажите сразу, что не так, мы напишем протокол, заплатите минимальный штраф, и вам спокойно, и нас не трогают.
Первое время мы исправно платили, и тогда проверки стали приходить все чаще (два раза в неделю, а один раз – три разных отдела три дня подряд). Вот тогда терпению настал конец. Сначала мы пробовали «надавить на совесть», нас только вчера проверяли. На что нам резонно отвечали, что количество проверок не регламентировано, могут хоть по два раза на день приходить, на что имеют полное право. Вот тогда нам и пришлось самим начать изучение наших законов, потому что только юридические знания позволяли нам законно отстоять свои права и не дать задавить себя штрафами.
Со временем методом проб и ошибок у нас выработалась своя тактика проведения переговоров с проверяющими, нас стали уважать и посещать гораздо реже, а проверки проводить не так тотально. Поэтому я на своем собственном опыте поняла, что в современном деловом мире необходимо быть хорошим специалистом в области юриспруденции, иметь у себя под рукой несколько основных кодексов, уметь грамотно проводить деловые переговоры с проверяющими органами. Истерия, страх и ссоры с проверяющими органами приводили к более негативным последствиям, чем тактичное указание на свои права, улыбка на лице и уважительное обращения по имени отчеству.
Сегодня, к счастью, количество проверок ограничено принятым Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», согласно которому плановая проверка не может проводиться чаще 1 раза в 2 года. При этом, что самое отрадное, плановые проверки не проводятся во вновь открывшихся фирмах первые три года их существования. Но данный закон имеет ограничения и не распространяется на проведение налоговых проверок или лицензионного контроля.
Для проведения внеплановой проверки предприятия должны быть основательные причины, например жалоба какого-либо человека или организации о нарушении их потребительских прав. При этом обращение не может быть анонимным. Проверка проводится также при обоснованных подозрениях об угрозе со стороны предприятия жизни и здоровью людей или экологии района.
Чем грозит проверка? Как правило, это финансовые потери, причем как в виде штрафа, который можно попытаться оспорить в суде, так и потерянных рабочих часов в результате вынужденного простоя, возможная конфискация документов и имущества (например, проб продаваемого вами товара), психологическое напряжение и испорченное настроение. Помню, после ряда проведенных проверок у продавцов порой сдавали нервы, они еще целый день приходили в себя, поэтому о доброжелательной работе с покупателями приходилось только говорить.
При проверке важно знать, какие документы должны иметь при себе проверяющие для начала проверки, какие документы, помещения, товары они могут проверит у вас, какие документы должны составить по факту проверки, какие у вас есть права, если действия проверяющих вам покажутся незаконными, а постановления – необоснованными.
Первое, что вы должны знать: если вы работаете в сфере обслуживания населения, то у вас должен быть оформлен уголок потребителя, или уголок покупателя, на котором в обязательном порядке вывешиваются следующие данные: Свидетельство о государственной регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя;
– актуальное издание Федерального закона «О защите прав потребителей»;
– копии лицензий, если ваша деятельность входит в перечень обязательно лицензируемых;
– адреса и телефоны проверяющих органов и обществ по защите прав потребителей.
Наличие такого уголка, во-первых, избавит вас от штрафа со стороны Роспотребнадзора, а во-вторых, снимет вопросы покупателей о правомерности осуществляемой вами деятельности.
Если у вас торговая точка, то список обязательных документов, которые должны находиться в месте обслуживания покупателей, заметно расширяется:
– ИНН индивидуального предпринимателя или юридического лица;
– договор об аренде, если помещение не в собственности;
– кассовый аппарат (ККМ) или (если это не противоречит перечню товаров, продаваемых без выдачи кассового чека) бланки строгой отчетности, называемые товарным чеком;
– если есть ККМ, то контрольно-кассовый журнал с вложенной в него карточкой регистрации вашей машины;
– медицинская книжка работника, если он работает с пищевыми продуктами, его трудовой договор и паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
– сертификаты и гигиенические заключения на продаваемую продукцию. При этом вместо сертификата может быть заверенная копия или указание на место его хранения в накладной на товар;
– накладная;
– санитарный паспорт;
– журнал учета проведения плановых проверок.
Это необходимо в интересах самого предпринимателя. Дело в том, что количество плановых проверок каждой торговой точки теперь ограничено, поэтому в том случае, если к вам снова придут проверяющие, у вас будет полное право объяснить им, что проверка проводилась, и показать журнал. В том случае, если у проверяющих на руках будет предписание на проведение именно плановой проверки, они не смогут нарушать закон, и будут вынуждены удалиться.
Основными проверяющими органами на сегодняшний день являются: налоговая инспекция, милиция, Роспотребнадзор, торговая инспекция, санэпиднадзор, противопожарная служба, трудовая инспекция, общество по защите прав потребителей и некоторые другие.
На моем опыте и опыте моих знакомых могу сказать, что самыми частыми гостями у малого предпринимательства бывает милиция. При этом чуть ли не все ее подразделения. Однажды в течение недели к нам пожаловали ОБЭП, паспортно-визовая служба и розыскной отдел. И все, на удивление, искали просроченную продукцию, проверяли правильность заполнения сертификатов, наличие документов на алкогольную продукцию. Как правило, милиция любила брать «на страх». Все равно найдем нарушение, давайте сократим неприятную процедуру до минимума. При проведении проверки милицией важно соблюдать корректное поведение, ни в коем случае не хамить и не грубить. Ругательство и оскорбление может стоить вашему предприятию несколько тысяч рублей, это особенно оскорбительно для наших правоохранительных органов, и они начинают «закручивать» гайки». При этом в ход могут пойти совершенно уж мошеннические действия, такие как отклеенная акцизная марка, пропавшая накладная с ценами, исчезнувший сертификат. Не знаю, изменились ли действия предприимчивых проверяющих за последние четыре года, но в 2004 году такие способы были в ходу. На грубость часто в ответ получаешь не меньшую грубость, как следствие – накаленную атмосферу и стрессовую ситуацию. Поэтому первое правило – встретить проверяющих приветливо. Конечно, можно не бросаться в крайности и чай с кофе не предлагать, но, как минимум, пригласить в кабинет. Как правило, это если и не помогает договориться, то уж точно разряжает обстановку. Второе, что вы выигрываете: проверяющие, «растаяв», начинают опускать некоторые обязательные процедуры, делающие саму проверку и ее результаты недействительными. Так, например, при заборе образцов и составлении акта могут не пригласить понятых, могут не предупредить вас об ответственности, могут не дать вам копию протокола или не выписать его вообще. Ваша задача – заметить все эти упущения, и тогда, если дело дойдет до штрафа, вы сможете опротестовать решение и выиграть дело в суде. Если штраф будет существенным, дело того стоит, а за вами дополнительно закрепиться имидж юридически подкованного предприятия, что не преминут заметить и сами проверяющие. У нас после некоторых таких юридических нюансов количество проверок снизилось в разы, более того, сама милиция стала предлагать свою помощь в разрешении дел о недостаче.
Первое, что стоит проверить – это наличие предписания. Оно должно быть выдано на проверку по конкретному адресу и с указанием конкретных причин этой проверки. Например, такая стандартная ситуация. У вас в пределах одного квартала две торговые точки, например «Тульская, 21» и «Тульская, 40». Предписание выдано на ТОЧКУ «Тульская, 21». А проверяющие заодно решили проверить и вторую точку. Тогда проверка второй точки осуществляется незаконно, и протокол юридической силы иметь не будет, даже если будут обнаружены правонарушения.
Проверять милиция может почти все – сертификаты, патенты, свидетельства о государственной регистрации, лицензии, кассовый журнал, снимать кассовый остаток, могут заинтересоваться накладными. При этом они могут изъять ряд документов, касающихся материальных ценностей, денег или кассы, но сделать это по определенной процедуре, и только если именно эти документы являются объектом выявленного нарушения. Например, не совпадают транспортно-товарные накладные на спиртные напитки с количеством находящейся продукции на складе, что говорит о продаже неучтенной алкогольной продукции.
Единственное, что не могут проверить милиционеры – это медицинские книжки ваших сотрудников, так как эту прерогативу оставил за собой Роспотребнадзор, который их и выдает.
При составлении протокола со своей стороны проявите максимум внимания, обязательно возьмите копию протокола или проставьте во всех свободных графах прочерки, иначе можете затем столкнуться с тем, что там вписано много вам незнакомого. Протокол лучше всего подписать, при этом, если вы не согласны, то так и пишите, что не согласны, обязательно поставьте число и подпись. Затем с копией протокола обязательно сходите к юристу – он подскажет, на что можно обратить внимание для признания протокола недействительным.
Налоговая инспекция имеет право на проверку только по предъявлении постановления о проведении выездной проверки. По своему опыту могу сказать, что именно проверки налоговой инспекцией были самыми безобидными. Их действительно интересовал вопрос, не нарушаем ли мы контрольно-кассовый режим, правильно ли указаны цены на товар, не торгуем ли спиртным без соответствующих разрешений. Ни медицинских книг, ни сертификатов на продукцию, ни контрольного взвешивания они не проводили, и если не находили правонарушений, то делали запись к журнале проверок и уходили. Как видно, плана по обязательному привлечению предпринимателей за правонарушения у них не было. Если налоговая инспекция хочет сделать проверку бухгалтерской отчетности вашего предприятия, обычно ей для этого совершенно не обязательно выезжать к вам на предприятие. Она может запросить нужные документы к себе. При этом вам доставят уведомление о необходимости предоставить документы, и в пятидневный срок вы обязаны предъявить копии документов. Можете не отвозить их, а отправить по почте с описью вложения. День предоставления при этом определяется по почтовому штемпелю. Пожалуй, налоговую можно отнести к достаточно лояльно настроенной проверяющей инстанции, ей главное – чтобы вы налоги уплачивали в полном объеме и в срок. При этом штрафы для индивидуальных предпринимателей за неправильно составленные отчеты достаточно невелики – в среднем от 100 до 300 рублей, за не-пробитый чек и торговлю без соответствующих документов уже больше, на физическое лицо – от 1500 до 2000 рублей, на должностное лицо – от 3000 до 4000 рублей. Правда, это при лояльном подходе к организации. Если штраф будет наложен в отношении самой организации, то суммы значительно возрастут – до 30 000-40 000 рублей, что уже ставит под угрозу сам факт существования небольшой торговой точки или магазина. Налоговой инспекции, как правило, закрытие магазина ни к чему – снизятся поступления в бюджет, поэтому, как правило, при правильно построенных взаимоотношениях штрафы накладываются на продавца.
Теперь несколько слов о Роспотребнадзоре. В отличие от всех остальных проверяющих они имеют право приходить и проверять ваши помещения без всякого предписания. При этом могут забрать образцы продукции для проведения анализа, брать соскобы, проверять, выполняются ли иные предписания, есть ли запас дезинфицирующих средств, правильно ли составлены хлорирующие растворы, есть ли в полном наличии необходимые для санитарной обработки инструменты. Кроме этого, эти органы проверяют наличие и правильность оформления гигиенических сертификатов, доброкачественность продуктов, наличие и правильность заполнения медицинских книжек, соблюдение температурных режимом хранения продуктов. Роспотребнадзор, как правило, беспокоят вопросы соблюдения санитарного законодательства, они всегда готовы консультировать, проводить дополнительные занятия. Если вы хотя бы минимально выполняете санитарные нормы и правила, штрафы с этой стороны вам не грозят. Главное – ежедневная уборка и содержание рабочего инвентаря и рабочей одежды в чистоте.
Достаточно большие штрафы, до 10 000 рублей, грозят организации за нарушение требований пожарной безопасности, например за отсутствие или нерабочее состояние пожарной сигнализации, отсутствие должного количества огнетушителей, нарушения в проведении плановых замеров электропроводки. Если остальные проверки должны проходить в дневное время суток и при обязательном присутствии руководителя организации, то пожарник может проверить ваше предприятие и в ночную смену, в выходной, если есть подозрение в нарушении правил пожарной безопасности. И если факт нарушения подтвердиться, в отдельных случаях возможно полное прекращение эксплуатации производственного или торгового помещения. Пожарники, как правило, сначала выдают предписания (с указанием необходимых ваших действий), выполнить их вы должны в десятидневный срок. Затем в любой момент может пройти контрольная проверка, и если предписание не выполнено, то вам грозит штраф.
Кроме перечисленных организаций, самыми частыми гостями у нас были представители общества по защите прав потребителей. Они любили проверять все: от сертификатов, в которых, как правило, мало что понимали, так как были студентами-волонтерами, до пробития чека и правил хранения продуктов питания. Особенных прав на проверку у этих обществ не больше, чем у обычных покупателей, штрафы и протоколы они выписывать не могут, поэтому после двух вежливых переговоров с ними о неэтичном и порой противозаконном поведении представителей организации визиты их прекратились.
Как правило, они должны приходить с обязательным направлением на проверку и служебным удостоверением. Проверяют они только соблюдение прав потребителей, в этом у них ничуть не больше прав, чем у обычного покупателя – могут попросить вас перевзвесить товар, показать накладную или сертификат на продукт, но заходить за прилавок и обследовать содержимое ваших складов права не имеют.
И наконец, раз в два года вас может посетить торговая инспекция или Роспотребнадзор. Проверяют они, как правило, одно и то же – работу с ККМ, наличие сертификатов, соблюдение ценовой политики, могут взять товары на проведение исследований их качества. Судя по моему опыту, они действительно действуют грамотно, не преступая закон и не пытаясь найти правонарушение там, где его нет. Но если у вас есть просроченный товар, вы торгуете с нарушением (без соответствующего качественного удостоверения, ваш товар недоброкачественен), штрафа вам избежать не удастся.
Как уже говорилось, практически все проверки должны проходить по предъявлении соответствующего распоряжения. В нем должны быть заполнены определенные данные, без которых распоряжение считается недействительным:
– распоряжение должно иметь номер и дату составления; на бланке должно присутствовать наименование органа, выдавшего данное распоряжение;
– название организации или физического лица, у которого предполагается проведение проверки;
– ФИО и должность лица, которое будет эту проверку осуществлять;
– цели и задачи проведения проверки. Именно это чаще всего опускается;
– основания проведения проверки;
– вид проводимой проверки (плановая или внеплановая). При проведении внеплановой проверки обоснования ее проведения;
– дата начала и окончания мероприятия;
– объект проверки.
Само распоряжение обязательно должно быть подписано руководителем или его замом, и если направления нет или оно неправильно составлено, это дает шанс признать данную проверку недействительной или вообще ее не проводить.
При проведении проверки должны быть составлены следующие документы – акт проверки, протокол об административном правонарушении, объяснения предпринимателя (составляются только по его желанию), при изъятии образцов – акт изъятия вещей и документов. При этом необходимо помнить, что любые конфискованные вещи должны быть после проведения исследования возвращены владельцу на реализацию или конфискованы и уничтожены. Они не могут просто так раствориться в воздухе или потеряться. А это на практике часто случается. У нас в магазине на экспертизу ушли три бутылки марочного вина, основанием для изъятия послужило якобы выпадение осадка, что, впрочем, совершенно допустимо по ГОСТу. Забрал, как всегда, районный ОБЭП, было это накануне ноябрьских праздников. Больше мы не видели и не слышали о нашем товаре ничего, ни возврата, ни результата экспертизы. Правда, с тех пор мы откровенно заявили, что до возвращения тех бутылок, изъятых с полным нарушением процедуры, без оставления акта изъятия, без понятых, а только с указанием в акте проверки об изъятых бутылках, на экспертизу мы ничего предоставлять не будем. А при насильственном заборе опротестуем и этот случай, и прошлый, с предъявлением соответствующих документов. Больше у нас товара не забирали. При этом вы поняли слабое место нашей милиции – полное пренебрежение законностью своих действий, процессуальные нарушения, постоянно допускаемые ими. Именно они, а не предприниматель, являются главными нарушителями, за что, согласно своим внутренним законам, могут достаточно сильно поплатиться. Поэтому, если вы обнаружите знание закона о милиции, рамках должностных полномочий, они, как правило, с этим не спорят, особенно если у вас в руках такой солидный аргумент, как сам «Закон о милиции», а перед ними стоит не трясущийся от страха продавец, а вооруженный знаниями юрист.
Акт проверки должен содержать следующие данные:
– дату, время и место составления документа, название органа, его составившего;
– ФИО и должность лица, проводившего проверку, ФИО представителя организации, в которой поверку проводили;
– результат проверки;
– подписи сторон.
Если в ходе проверки выявлены административные правонарушения, то на месте составляется протокол об административном правонарушении, который затем рассматривается соответствующим проверяющим органом. Если в ходе проведения проверки или составления протокола были допущены нарушения, то сама проверка и ее итог могут быть признаны недействительными. Главное – вовремя заметить и предъявить свои доказательства в арбитражном суде, по крайней мере прецеденты по выигрыванию таких дел есть.
Самые частые правонарушения проверяющих:
– не вручается копия протокола;
– дело рассматривается без присутствия правонарушителя, и он не извещается о времени и месте рассмотрения;
– протокол не составляется на месте, между совершением правонарушения и составлением протокола проходит достаточное количество времени, больше недели;
– неправильно называется правонарушение и соответствующая статья;
– протокол не составляется вообще или составляется без соответствующих данных о месте составления, ФИО и должности составляющего, личности нарушителя, ответственности за совершенное правонарушение;
– протокол составляется в отсутствие должностного лица, подписывается продавцом.
Любое такое правонарушение в составлении соответствующего документа увеличивают ваш шанс выиграть дело в суде по признанию протокола и проведения проверки недействительными. Для этого юридические лица обращаются в арбитражный суд с иском, а физические – в государственный с соответствующей жалобой.