Глава 9. Конфронтация и конфликт
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
У человека есть две основные трудности в жизни:
1) найти баланс между своими биологическими потребностями и своими же социальными;
2) найти баланс между своими личными потребностями и требованиями общества.
Жизнь — игра командная…
Здесь крайне важно найти способ, форму взаимодействия с другими людьми, в которой этот баланс возможен: как, удовлетворяя свои личные потребности, не переступать за границу личной территории других людей.
Человека, который так переступает границу территории другого человека, что он оказывается с ним в остром конфликте, называют преступником. Другая крайность — когда человек отходит назад, внутрь своей территории и допускает вторжение других, которые перегружают его своими требованиями. Если человек дает обществу побуждать и формировать себя, он страдает и не может быть счастливым. Он не умеет ясно видеть свои потребности и удовлетворять их, ясно отличать себя от остального мира, ставит общество выше самой жизни, а себя — ниже. Преступник так же не может отличать себя от остального мира, из-за чего он не видит потребности других и пренебрегает ими, но он, в противоположность нашему несчастливцу, ставит себя выше жизни, а общество — ниже.
Когда человек испытывает в одно и то же время разные потребности (и быть одному, и отличаться от других, и быть с другими) и не может решить, какая из них главная в этот момент, возникает внутренний конфликт. В ситуации конфликта потребностей человеку необходимо принять ясное и определенное решение. Приняв такое решение, он либо остается в контакте с другими, либо уходит. Он временно должен пожертвовать менее важной потребностью ради более важной. Ни для него, ни для окружающих это не связано со значительными последствиями. Если же он не может различить, какая
потребность в данную минуту главная, и не может принять решение или если его не удовлетворяет то решение, которое он принимает, он не может ни полноценно находиться в контакте с другими, ни полноценно уйти. И это отрицательно действует и на него, и на окружающих.
Будучи вежливыми по отношению к другим, мы невежливы по отношению к самим себе, мы лишаем себя возможности заняться другими (своими) делами, которые действительно важны и интересны для нас, в пользу поддержания своего имиджа как человека с хорошими манерами.
В связи со всем этим первым правилом, помогающим понимать, как выходить из конфликта, является следующее.
У человека есть две основные трудности в жизни:
1) найти баланс между своими биологическими потребностями и своими же социальными;
2) найти баланс между своими личными потребностями и требованиями общества.
Жизнь — игра командная…
Здесь крайне важно найти способ, форму взаимодействия с другими людьми, в которой этот баланс возможен: как, удовлетворяя свои личные потребности, не переступать за границу личной территории других людей.
Человека, который так переступает границу территории другого человека, что он оказывается с ним в остром конфликте, называют преступником. Другая крайность — когда человек отходит назад, внутрь своей территории и допускает вторжение других, которые перегружают его своими требованиями. Если человек дает обществу побуждать и формировать себя, он страдает и не может быть счастливым. Он не умеет ясно видеть свои потребности и удовлетворять их, ясно отличать себя от остального мира, ставит общество выше самой жизни, а себя — ниже. Преступник так же не может отличать себя от остального мира, из-за чего он не видит потребности других и пренебрегает ими, но он, в противоположность нашему несчастливцу, ставит себя выше жизни, а общество — ниже.
Когда человек испытывает в одно и то же время разные потребности (и быть одному, и отличаться от других, и быть с другими) и не может решить, какая из них главная в этот момент, возникает внутренний конфликт. В ситуации конфликта потребностей человеку необходимо принять ясное и определенное решение. Приняв такое решение, он либо остается в контакте с другими, либо уходит. Он временно должен пожертвовать менее важной потребностью ради более важной. Ни для него, ни для окружающих это не связано со значительными последствиями. Если же он не может различить, какая
потребность в данную минуту главная, и не может принять решение или если его не удовлетворяет то решение, которое он принимает, он не может ни полноценно находиться в контакте с другими, ни полноценно уйти. И это отрицательно действует и на него, и на окружающих.
Будучи вежливыми по отношению к другим, мы невежливы по отношению к самим себе, мы лишаем себя возможности заняться другими (своими) делами, которые действительно важны и интересны для нас, в пользу поддержания своего имиджа как человека с хорошими манерами.
В связи со всем этим первым правилом, помогающим понимать, как выходить из конфликта, является следующее.