Затраты в связи с внешнеэкономической деятельностью
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1251. Малые предприятия России не проявляют активности во
внешнеэкономических операциях. Менее 3% респондентов были
зарегистрированы в качестве участников внешнеэкономической деятельности, и
примерно такая же доля импортировала любые виды товаров либо из СНГ, либо
из других стран, и только 29 фирм занимались импортом регулярно (минимум раз
в месяц). Только 2,3% фирм что-либо экспортировали. Поэтому для генеральной
совокупности МСП затраты на АБ при осуществлении внешнеэкономической
деятельности не могут быть значительными. У нас слишком мало наблюдений по
фактическим затратам на АБ при осуществлении внешнеэкономической
деятельности: только 30 фирм сообщили о затратах на регистрацию в качестве
участников внешнеэкономической деятельности, 1 фирма информировала о
неофициальных затратах в связи с этой процедурой. Мы только отметим здесь,
что средние затраты на регистрацию составляют примерно 100.000 руб. Затраты
на таможенную очистку товаров в среднем составляют 70.000 руб. на операцию.
52. Поскольку данные неточные, мы не включаем затраты в связи с
внешнеэкономической деятельностью в данный анализ.
Затраты на административные процедуры, связанные с землей и
недвижимостью
53. Обследовались следующие процедуры, касающиеся прав на недвижимое
имущество:
получение выделенного земельного участка под строительство;
получение предварительного разрешения на проектно-строительную
документацию для строительства;
процедура приемки построенного объекта до ввода в эксплуатацию;
процедура аренды земельных участков собственниками зданий и строений,
возведенных на таких земельных участках;
процедуры аренды муниципальных зданий и помещений.
54. Хотя каждая процедура касается в целом не очень большой доли фирм,
проблемы с недвижимостью вполне распространенное явление –36% МСП имели
опыт прохождения минимум одной из перечисленных процедур. Тем не менее,
мы не знаем, когда и как часто фирмы сталкивались с конкретным барьером. Мы
также не может рассчитать полную занятость для прохождения этих процедур, и
некоторых из них (особенно это касается выделения земельного участка)
занимают продолжительное календарное время, поэтому невозможно
предположить полную занятость персонала, ответственного за весь период. В
силу этих препон практически невозможно оценить годовые затраты по
указанным процедурам. Чтобы просто показать относительный масштаб
проблемы, мы приводим средние официальные и средние неофициальные затраты
на прохождение процедур по выделению земельного участка и строительству, а
также аренду муниципальной недвижимости (см. таблицу 20). Мы не включаем
эти затраты в совокупные затраты на этом этапе.
Таблица 20. Официальные и неофициальные затраты в среднем на
процедуры по недвижимости
Официальные
платежи
Неофициальные
Процедура платежи
Число
набл.
Сумма
(руб.)
Число
набл.
Сумма
(руб.)
Процедуры выделения земли, утверждение
предпроектной и проектной документации
на строительные работы, строительство и
приемка объектов
149 85127 48 30740
Процедуры аренды земельных участков
собственниками расположенных на них
зданий (помещений, строений)
180 27882 25 11096
Процедуры аренды муниципальной
недвижимости 142 17059 22 16964
Совокупные затраты на преодоление административных барьеров
55. Показатель совокупных затрат на АБ мы рассчитаем на основе ряда
предположений. Мы добавим частичные показатели по большинству общих
барьеров, то есть затраты времени руководства, затраты на налоговый учет,
затраты в связи с проверками, затраты на лицензии, затраты на регистрацию.
Поскольку мы стремимся к консервативным расчетам общих затрат на АБ, то мы
рассматриваем отсутствующие данные следующим образом:
- мы опускаем потери времени главного бухгалтера на прохождение
обязательных процедур, поскольку мы полагаем, что это отражено в
затратах на налоговые проверки, расчет налогов и т.д.;
- если о затратах времени руководства не сообщалось, то мы ставим
напротив соответствующих затрат ноль;
- мы проставляем ноль для затрат в связи с проверками, если ни о каких
затратах на проверки не сообщается;
- мы проставляем ноль для затрат на лицензирование, если за последнее
время процедуры лицензирования отсутствовали;
- мы проставляем ноль для затрат на регистрацию, если за последнее время
процедуры регистрации отсутствовали;
- если отсутствуют сведения о затратах на налоговый учет, то мы считаем,
что затраты на одного нанятого человека равны среднему показателю по
выборке (700 руб. на сотрудника).
56. Средние совокупные затраты на фирму и разбивка по составляющим
представлены в таблице 21. Данные о дифференциации общих затрат по
регионам, отраслям и размерам групп см. в таблице 20.
Таблица 21. Средние затраты на преодоление административных
барьеров на фирму
Переменная Наблюдения В среднем
(руб.) %
Всего затраты на АБ 3125 54.259 100,0%
Затраты в связи с временными
затратами руководства 3125 21.087 38,9%
Затраты на налоговый учет 3125 15.370 28,3%
Затраты в связи с проверками 3125 10.865 20,0%
Затраты на лицензирование 3125 6104 11,3%
Затраты на регистрацию 3125 833 1,5%
Рисунок 4. Состав затрат на преодоление административных барьеров
57. Доля затрат на потерю рабочего времени руководства представляется
слишком высокой, что можно объяснить тем, что респонденты завышают свои
затраты времени или, что более вероятно, тем, что эти временные потери
полностью или частично включены в другие статьи. Например, руководитель
небольшой фирмы может дважды посчитать временные затраты на проверки: (a)
при ответе на вопрос об общих временных затратах по обязательным процедурам
и (b) при подсчете временных затрат на саму проверку. Таким образом, с высокой
степенью вероятности мы имеем дело с двойным подсчетом в наших оценках.
58. Нет простого способа отделить затраты времени руководства, уже
учтенные в расчетах затрат на другие процедуры. Поскольку мы нацелены на
получение консервативных, то есть низких расчетов по затратам на АБ, то мы
предлагаем следующую процедуру для корректировки затрат времени
руководства:
(a) мы исходим из того, что руководители участвуют в обязательных
процедурах, которые мы включаем в наши расчеты: подготовка и
проведение проверок, получение лицензий, регистрация. Иными словами,
время руководителей учитывается в соответствующих затратах на эти
процедуры;
28%
20%
39%
11% 2%
Налоговый учет
Затраты на проверки
Время руководства
Лицензии
Регистрация
(b) мы исходим из того, что руководители (кроме главного бухгалтера) не
участвуют в повседневной деятельности по расчету налогов;
(c) мы вычитаем все временные затраты на упомянутые в подпункте (a)
процедуры из совокупных временных затрат руководства;
(d) если получившиеся затраты времени равны нулю или имеют
отрицательное значение, то мы исходим из того, что все затраты времени
руководства были учтены в других статьях затрат;
(e) если, с другой стороны, совокупные затраты времени руководства выше
совокупных временных затрат на учтенные обязательные процедуры, то
мы исходим из того, что они связаны с другими обязательными
процедурами, которые мы не включили в другие статьи затрат.
59. Таким образом, формула расчета общих затрат на АБ выглядит
следующим образом:
Всего затраты на АБ = Затраты в связи с проверками + затраты в
связи с лицензиями + затраты в связи с регистрацией +затраты в
связи с потерей времени руководства, превышающие совокупные
затраты времени по упомянутым процедурам.
60. Результаты скорректированных расчетов представлены в таблице 22.
Таблица 22. Средние затраты на преодоление административных барьеров
в расчете на фирму, скорректированные по двойному учету
Переменные В среднем
(тыс. руб.) %
Всего затраты на АБ 46,1 100,00%
Затраты в связи с временными затратами руководства 13,1 28,29%
Затраты на налоговый учет 15,4 33,32%
Затраты в связи с проверками 10,9 23,55%
Затраты на лицензирование 6,1 13,23%
Затраты на регистрацию 0,8 1,81%
61. Скорректированные затраты в связи с потерей времени руководства
снизились примерно на 40%, а совокупные затраты сократились на 15%.
Получается, что основная статья затрат – это затраты на налоговый учет
(примерно одна треть совокупных затрат на АБ). Затраты на регистрацию по-
прежнему невелики (менее 2% совокупных затрат на АБ), однако необходимо
отметить, что это происходит потому, что менее 10% фирм понесли такие
затраты. Для вновь зарегистрированных фирм затраты в связи с процедурами
регистрации составляли свыше 25% совокупных годовых затрат на АБ. В таблице
23 показаны расхождения показателей общих затрат по регионам, видам
деятельности, размеру группы.
Таблица 23. Затраты на преодоление административных барьеров
по регионам, видам деятельности и размеру
Область Тыс.руб. Деятельность Тыс.руб Размер Тыс.руб
Нижегородская 57,6 Производство 57,7 < 5 сотрудников 19,6
Ленинградская 27,2 Торговля 35,9 6-10 сотрудников 31,2
г. Магадан 43,8 Услуги 35,5 11-20 сотрудников 42,9
Иркутская 60,6 Строительство 68,4 21-50 сотрудников 70,0
Ростовская 36,5 многоотраслевая 60,8 >50 сотрудников 90,0
Томская 40,6
Сахалинская 70,1
62. Поскольку абсолютные показатели дают слабое представление из-за
различий в структурах выборки, то мы рассчитываем на душу населения
показатели затрат на АБ в расчете на сотрудника и затраты на АБ в процентной
доле от продаж. Необходимо отметить, что показатель в расчете на продажи
менее точен, поскольку отмечено много отсутствующих данных и ошибок. Кроме
того, малые предприятия в России широко известны своей ォтеневойサ
деятельностью, и представленные данные по продажам, вероятно, занижены.10
63. Разброс по рассчитанным переменным из-за неверных подсчетов со
стороны респондентов и, возможно некоторых обследователей/занесение
ошибочных данных, имеет удивительно ォдлинный хвостサ. Иными словами, мы
получили много невероятных значений, например сотни тысяч рублей в виде
затрат на сотрудника, или в процентном отношении к продажам свыше 100%.
Показатели обрабатывались по методу Винсора (см. ТП 3). Получившиеся
значения затрат в расчете на сотрудника и в расчете на продажи, а также разброс
по регионам, видам деятельности и размеру фирм можно видеть в таблицах 24-26.
64. Из таблиц 24-26 можно видеть, что показатели на душу населения
существенно различаются по регионам, размерам и в меньшей степени по видам
деятельности. Чтобы понять, в какой степени структурные характеристики (то
есть отрасль, размер, местоположение) определяют затраты на АБ, мы проводим
простую регрессию OLS наших показателей на душу населения относительно
моделей для регионов, отраслей и размеров фирм, а также относительно
организационно-правовых форм предприятия (юридическое лицо или
индивидуальных предприниматель). Полностью результаты представлены в
Приложении. Здесь мы подытоживаем основные результаты обследования.
10 Данные обследования ставят вопрос о процентной доле теневого оборота. Респондентов
просили оценить теневой оборот для сферы своей деятельности в целом (не для своей фирмы).
Следовательно, их ответы нельзя использовать для переоценки продаж для конкретной фирмы.
Однако эти данные могут служить индикатором среднего занижения оборота в секторе МСП в
России. Средний теневой оборот в секторе МСП оценивается респондентами на уровне
примерно 20%, однако даже это может оказаться занижением. Удивительно, но этот показатель
практически неизменен по видам деятельности, размеру и даже по регионам, расхождение
только от 18,6% в Нижегородской области до 26,6% в Магадане. И все же эти данные также
недостаточно надежны, чтобы корректировать общий объем продаж простым увеличением на
20%.
Таблица 24. Затраты на административные барьеры
на душу населения по регионам
Область Число
наблюдений
Затраты на
АБ в расчете
на одного
сотрудника
(тыс. руб.)
Число
наблюдений
Затраты на
АБ в
процентном
отношении к
продажам
Нижегородская 586 3,39 398 0,4%
Ленинградская 774 2,94 447 0,33%
г. Магадан 150 2,85 78 0,59%
Иркутская 370 4,47 230 0,46%
Ростовская 694 2,49 524 0,25%
Томская 361 3,24 317 0,31%
Сахалинская 187 3,17 139 0,49%
В среднем 3122 3,37 2133 0,35%
Таблица 25. Затраты на преодоление административных барьеров
на душу населения по видам деятельности
Деятельность Число
наблюдений
Затраты на
АБ в расчете
на одного
сотрудника
(тыс. руб.)
Число
наблюдений
Затраты на
АБ в
процентном
отношении к
продажам
Производство 276 2,75 174 0,29%
Торговля 1378 3,52 982 0,31%
Услуги 749 3,55 505 0,46%
Строительство 194 3,23 126 0,41%
Многоотраслевая 520 3,07 342 0,34%
Таблица 26. Затраты на преодоление административных барьеров
по размеру фирмы
Размер Число
наблюдений
Затраты на
АБ в расчете
на одного
сотрудника
(тыс. руб.)
Число
наблюдений
Затраты на
АБ в
процентном
отношении к
продажам
< 5 сотр. 765 5,60 525 0,53%
6-10 сотр. 715 3,41 508 0,35%
11-20 сотр. 737 2,73 535 0,30%
21-50 сотр. 671 2,18 412 0,27%
>50 сотр. 234 1,33 153 0,20%
65. Прежде всего, необходимо отметить, что затраты на АБ в расчете на
сотрудника в значительной степени зависят от выбора структурных факторов.
Общий R-квадрат (R-squared) составляет 25%, что представляет собой весьма
высокий уровень для межотраслевой выборки на уровне нашей. Самые высокие
затраты на АБ (при учете всех прочих факторов) несут фирмы в сфере
строительства. Другие отрасли явно находятся в лучшем положении
(статистически значимое превосходство). Даже производственные фирмы
чувствуют себя лучше, хотя их положение сложнее, чем в торговле и услугах.
Крупные фирмы имеют значительно более низкие затраты на душу населения. В
целом чем меньше фирма, тем выше затраты на душу населения, хотя не отмечено
существенных различий между фирмами в категориях групп 6-10 и 11-200.
Последние результаты показывают, что затраты на АБ в расчете на сотрудника
значительно выше у индивидуального предпринимателя, чем у малых фирм. К
этому факту необходимо относиться с осторожностью, поскольку теневая
занятость в этом виде бизнеса намного более распространенное явление, чем на
фирмах, организованных в качестве юридических лиц. В некотором роде эта
трактовка подтверждается тем обстоятельством, что затраты на АБ в процентном
отношении к продаже индивидуального предпринимателя значительно выше, чем
у малых фирм.
66. Результаты регрессии по затратам на АБ в расчете на продажу в целом
соотносятся с затратами на АБ в расчете на сотрудника. Правда, из-за менее
точных данных и меньшего числа наблюдений, R-квадрат составляет лишь 10%, а
некоторые коэффициенты незначительны (см. Приложение).
Экстраполяция ____________результатов обследования по затратам на административные
барьеры для российской экономики
67. Чтобы распространить наши результаты на сектор малых предприятий
России, мы должны использовать официальную статистику по этому сектору.
Необходимо подчеркнуть, что эти данные не очень надежные. Прежде всего,
последняя перепись МСП проводилась в 2000 году, и ежегодные данные
основаны на обследованиях с выборкой примерно 8% генеральной совокупности
малых фирм. Далее, для индивидуальных предпринимателей постоянные
статистические данные не собираются. К концу 2004 года зарегистрированное
число таких бизнесменов в России составляло около 4,6 млн. Однако, по
информации налоговых органов, активны, то есть фактически функционируют, не
более 50%. Данные налоговой службы и некоторых других регистрирующих
органов (в частности, данные о размерах фирм) являются конфиденциальной
ォзакрытойサ информацией и не предоставляются исследователям. Мы будем
использовать данные Росстата за 2004 год для экстраполяции результатов нашего
обследования с применением основных показателей, например число фирм,
общая занятость и продажи.
68. Общие затраты рассчитываются в качестве затрат малых фирм
(юридические лица, по которым у нас имеется хоть какая-то информация о
распределении по отрасли и регионам) и сектора индивидуальных
предпринимателей, по которым у нас имеются только общие оценки (из 4,6 млн.
зарегистрированных примерно 2,3 млн. являются активными).
69. Индивидуальные предприниматели во многом отличаются от фирм,
главным образом, по размеру, но и по абсолютному уровню и показателям на
душу населения с точки зрения затрат на АБ (см. таблицу 27). Поскольку у нас нет надежных данных по индивидуальным предпринимателям в России (продажи,
занятость), по распределению по регионам, отраслям и т.д., то затраты на АБ по
этому подсектору рассчитываются путем умножения расчетного числа активных
индивидуальных предпринимателей на средние затраты на АБ для
индивидуальных предпринимателей в нашей выборке. Таким образом, мы
полагаем, что совокупные затраты на АБ в этом подсекторе России составляют
2,3 млн. предпринимателей __________* 28.400 руб. = 65,4 млрд. руб. в 2004 году, или 2,3
млрд. долл. США.
Таблица 27. Различия между малыми фирмами и индивидуальными
предпринимателями
Число
набл.
Затраты
на АБ
(тыс. руб.)
Число
набл.
Затраты на АБ
в расчете на
сотрудника
(тыс. руб.)
Число
набл.
Затраты на АБ
в процентном
отношении к
продажам
Фирма 2143 54,2 2143 3,1 1381 0,31%
Индивидуальный
предприниматель 979 28,4 979 4,0 752 0,44%
Затраты на преодоление административных барьеров для малых фирм
70. У нас три базовых показателя, которые можно использовать для оценки
показателей национального уровня:
Средние затраты на фирму;
Средние затраты на сотрудника;
Среднее соотношение затрат и продаж.
71. У нас также имеется распределение этих значений по видам деятельности
фирм и по размеру. Попробуем сравнить результаты нескольких прямых оценок,
основанных на данных о МСП в России за 2004 год. Мы использовали данные о
количестве МСП в России, объеме их продаж и занятости за 2004 год, а также
структурные данные по распределению фирм по отраслям.
72. Прежде чем приступить к расчетам затрат на АБ по всей России,
необходимо отметить несколько моментов относительно нашей выборки,
поскольку они могут вызвать отклонения:
(a) наша выборка не репрезентативная для общероссийской совокупности
малых фирм. Она охватывает только 7 регионов из 89 субъектов и не
включает Москву или Санкт-Петербург. Она также не покрывает все
отрасли (к примеру, отсутствует сельское хозяйство);
(b) наши определения отрасли могут не совпадать с официальными: мы
спрашивали о фактической сфере деятельности фирм, а не об их
официальных кодах;
(c) мы используем значения по продажам и занятости, которые сообщают
сами респонденты и которые могут серьезно разниться с
официальными цифрами.
73. В таблице 28 представлены некоторые общие параметры нашей выборки и
генеральной совокупности малых фирм в Российской Федерации. Мы составили специальную колонку с показателями России без Москвы, поскольку в силу
понятных причин мы не будем обсуждать в данной работе сектор МСП Москвы,
который является ォособымサ и подлежит отдельному анализу.
Таблица 28. Сопоставление выборки и генеральной совокупности фирм
Генеральная совокупность Выборка
Продажи
в расчете
на фирму
(млн.
руб.)
Продажи в
расчете на
сотрудника
(млн. руб.)
Занятость
в расчете
на фирму
(чел.)
Продажи
в расчете
на фирму
(млн.
руб.)
Продажи в
расчете на
сотрудника
(млн. руб.)
Занятость
в расчете
на фирму
(чел.)
Россия 9,2 0,6 14,4 22,5 0,7 30,5
Россия без
Москвы 3,6 0,3 11,4 5,3 0,5 16,9
Область 5,4 0,6 9,1 10,1 0,3 20,7
Нижегородская 7,83,6 0,9 9,1 8,2 0,50 20,9
Ленинградская 8,5 1,1 7,6 6,9 0,4 24,4
г. Магадан 7,0 0,8 9,3 20,4 0,6 26,4
Иркутская 5,2 0,6 9,4 13,0 0,4 31,9
Ростовская 9,2 0,6 14,4 22,5 0,7 30,5
Томская 3,6 0,3 11,4 5,3 0,5 16,9
Сахалинская 5,4 0,6 9,1 10,1 0,3 20,7
74. Можно убедиться, что (a) наши фирмы более чем в два раза крупнее с
точки зрения занятости и примерно на 50% больше объемы продаж. В некоторых
регионах расхождения еще разительнее. Эти данные подкрепляют наши догадки
о том, что данные по продажам в нашем обследовании несколько занижены. В
определенной степени это можно объяснить тем, что наши данные по продажам
собраны за 2003 год и нуждаются в корректировке минимум с поправкой на
инфляцию. Однако даже с учетом этих корректировок показатель продаж в
расчете на работника будет по-прежнему на 20-25% ниже, чем по
общероссийской совокупности МСП. Распределение фирм по отрасли, несмотря
на различия в определении, существенно не разнится. Производственные фирмы
составляют 13% в нашей выборке и 11% в генеральной совокупности, торговля –
41% и 46%, строительство 7% и 11% соответственно. Услуги насчитывают 23%
как по выборке, так и по генеральной совокупности.
75. В идеале нам бы хотелось контролировать следующие виды отклонений:
различия в размере, различия в отраслевой структуре, расхождения в данных по
продажам. Огромные расхождения по размеру могут повлечь за собой ошибки.
Мы уже показывали, что затраты на АБ в абсолютном значении и в расчете на
душу населения в значительной степени зависят от размера фирмы. Это означает,
что если мы используем наше среднее абсолютное значение из выборки для
экстраполяции на совокупные затраты российского сектора МСП, то мы
неизменно завышаем эти показатели. С другой стороны, если мы используем
данные по затратам в расчете на одного сотрудника, которые выше по малым
фирмам, то мы неизменно занижаем общие затраты. Аналогичное утверждение справедливо, если мы используем показатель затрат на продажи, который
составляет 0,2% для самых крупных МСП и почти 0,5% для микрофирм.
76. На этом этапе мы используем шесть различных методов и разных способов
коррекции отклонений, чтобы получить широкий интервал для общероссийских
оценок по потерям предприятий из-за административных барьеров. Описание
методов представлено в таблице 29, результаты оценок показаны в таблице 30.
Таблица 29. Оценка методов по общим затратам сектора российскихМСП
на преодоление административных барьеров
№ Описание метода
1 Мы исходим из того, что наш средний показатель по выборке общих затрат находится на
уровне среднероссийского. Таким образом,
Число МСП*средние затраты
Высокие значения, если применять средний показатель по выборке;
Низкое значение, если корректировать по размеру (т.е. применять средний показатель для
более мелких фирм)
2 Мы исходим из того, что средние затраты на сотрудника МСП выборки справедливы для
общенационального среднего показателя.
Таким образом,
Число сотрудников*средние затраты на сотрудника
Высокое значение, если корректировать по размеру (т.е. применять средний показатель
для более мелких фирм)
Низкие значения, если применять средний показатель по выборке
3 Мы исходим из того, что средние затраты в процентном отношении к продажам по выборке
справедливы для среднего общенационального показателя. Таким образом,
Продажи МСП*среднее соотношение затрат на АБ/продажи
Высокое значение, если корректировать по размеру (т.е. применять средний показатель
для более мелких фирм)
Низкие значения, если применять средний показатель по выборке;
4 Мы применяем наши среднеотраслевые величины совокупных затрат на сотрудника и
структуру российских МСП, т.е.
(N фирм в Отрасли* затраты на АБ для Производства+ N фирм в торговле* затраты
на АБ по Торговле + N фирм в строительстве*затраты на АБ в строительстве) +
(остальные МСП в России *средние затраты на АБ по выборке)
Высокие значения, если мы применяем средний показатель по выборке;
Низкое значение, если мы корректируем по размеру (т.е. применяем средний показатель
для более мелких фирм)
5 Мы применяем наши среднеотраслевые величины совокупных затрат на сотрудника и
структуру российских МСП, т.е.
(N фирм в Отрасли* затраты на АБ_на Товары+ N фирм в Торговле* затраты на
АБ_pe по торговле + N фирм в строительстве*затраты на АБ_pe по строительству) +
(остальные МСП в России *средние затраты на АБ_pe по выборке)
Высокие значения, если мы применяем средний показатель по выборке;
Низкое значение, если мы корректируем по размеру (т.е. применяем средний показатель
для более мелких фирм)
6 Мы применяем наши среднеотраслевые величины совокупных затрат на продажу и
структуру российских МСП, т.е.
(N фирм в Отрасли* затраты на АБ_ps для Производства + N фирм в Торговле*
затраты на АБ_ps по торговле + N фирм в строительстве*затраты на АБ_ps по
строительству) +
(остальные МСП в России *средние затраты на АБ_ps по выборке)
Высокие значения, если мы применяем средний показатель по выборке;
Низкое значение, если мы корректируем по размеру (т.е. применяем средний показатель
для более мелких фирм)
Таблица 30. Расчеты совокупных затрат сектора российскихМСП на
преодоление административных барьеров
Расчет по МСП
(млрд. руб.)
Всего (включая
индивидуальных
предпринимателей
(млрд. руб.)
Всего (включая
индивидуальных
предпринимателей,
(млрд. долл. США)
Низкий Высокий Низкий Высокий Низкий Высокий
Метод 1 35,4 51,7 100,8 117,1 3,5 4,1
Метод 2 25,5 27,9 90,9 93,3 3,2 3,2
Метод 3 26,0 32,4 91,4 97,8 3,2 3,4
Метод 4 35,8 50,0 101,2 115,4 3,5 4,0
Метод 5 27,0 34,0 92,4 99,4 3,2 3,5
Метод 6 22,2 24,5 87,6 89,9 3,0 3,1
77. В результате мы получили не столько широкий, как можно было ожидать,
спектр оценок от 3,0 млрд. долл. США до 4,1 млрд. долл. США годовых затрат на
АБ для российских МСП. Даже вблизи верхнего уровня эта цифра все же мало
впечатляет: 0,5-0,7 процента российского ВВП за 2004 год. С другой стороны,
сектор МСП в России сам по себе недостаточно развит с точки зрения своих
масштабов в сравнении с другими странами и в целом не отличается
продуктивностью. Доля сектора в ВВП меньше 10%, так что такие затраты для
него более ощутимы. Значительные региональные расхождения позволяют
предположить, что в некоторых регионах затраты на АБ чрезмерны и могут быть
уменьшены. Если мы, к примеру, предположим, что в обследованных регионах с
относительно высоким соотношением затрат на АБ и продаж возможно снижение
до нынешних средних значений, то затраты на АБ для обследованных МСП были
бы примерно на 15% ниже. В национальном масштабе это означало бы примерно
0,5 млрд. долл. США дополнительных финансовых ресурсов. В сравнении с
примерно 3,3 млрд. долл. США совокупных инвестиций МСП в России в 2004
году, возможное увеличение на уровне 15% не выглядит незначительным.
78. Мы полагаем, что проблема административных барьеров лежит не столько
в средних затратах на АБ, сколько в высоких затратах для некоторых фирм. Хотя
средние затраты на АБ в расчете на сотрудника составляют в выборке примерно
3000 руб., минимум для 10% фирм эта цифра в 2,5 раза выше. Для некоторых
фирм высокие затраты могут оказаться слишком обременительными и вынудить
их покинуть рынок. Необходимо отметить, что затраты на АБ не имеют
отношения к “рыночной конъюнктуре” и конкурентоспособности. И если фирма
существует на рынке только в силу высоких затрат на АБ, мы не можем быть
уверены в том, что выживают лучшие фирмы – может оказаться, что это фирмы
“с лучшими связями”, которые остаются на плаву.
79. Помимо погрешностей в сторону заниженных оценок в отношении затрат
на АБ, которые мы уже обсуждали, важно понимать, что любое обследование
наподобие нашего имеет “естественные” отклонения, поскольку мы обследуем
только существующие фирмы, то есть те, которые смогли преодолеть
административные барьеры, приступить к бизнесу и выжить. Мы не можем
судить, сколько потенциальных предпринимателей так и не вышли на рынок или
покинули его только потому, что затраты с точки зрения времени и денег показались им слишком высокими. К примеру, хотя мы не смогли включить в
свои оценки барьеров затраты, связанные с недвижимостью и землей, они
представляются весьма серьезными в основном не с точки зрения денег, а с точки
зрения времени. Для получения выделенного земельного участка в среднем
необходимо более полугода, для аренды – более 4 месяцев. Даже процедура
получения в аренду муниципальной недвижимости в среднем имеет
продолжительность в 5 недель. Потери для бизнеса в этих случаях нельзя
измерить денежными затратами в форме официальных платежей, взяток,
зарплаты персонала и т.д. Потери для экономики должны также включать не
произведенные товары и услуги, не созданные рабочие места из-за проволочек
или отказа предпринимателя от расширения своего бизнеса.
51. Малые предприятия России не проявляют активности во
внешнеэкономических операциях. Менее 3% респондентов были
зарегистрированы в качестве участников внешнеэкономической деятельности, и
примерно такая же доля импортировала любые виды товаров либо из СНГ, либо
из других стран, и только 29 фирм занимались импортом регулярно (минимум раз
в месяц). Только 2,3% фирм что-либо экспортировали. Поэтому для генеральной
совокупности МСП затраты на АБ при осуществлении внешнеэкономической
деятельности не могут быть значительными. У нас слишком мало наблюдений по
фактическим затратам на АБ при осуществлении внешнеэкономической
деятельности: только 30 фирм сообщили о затратах на регистрацию в качестве
участников внешнеэкономической деятельности, 1 фирма информировала о
неофициальных затратах в связи с этой процедурой. Мы только отметим здесь,
что средние затраты на регистрацию составляют примерно 100.000 руб. Затраты
на таможенную очистку товаров в среднем составляют 70.000 руб. на операцию.
52. Поскольку данные неточные, мы не включаем затраты в связи с
внешнеэкономической деятельностью в данный анализ.
Затраты на административные процедуры, связанные с землей и
недвижимостью
53. Обследовались следующие процедуры, касающиеся прав на недвижимое
имущество:
получение выделенного земельного участка под строительство;
получение предварительного разрешения на проектно-строительную
документацию для строительства;
процедура приемки построенного объекта до ввода в эксплуатацию;
процедура аренды земельных участков собственниками зданий и строений,
возведенных на таких земельных участках;
процедуры аренды муниципальных зданий и помещений.
54. Хотя каждая процедура касается в целом не очень большой доли фирм,
проблемы с недвижимостью вполне распространенное явление –36% МСП имели
опыт прохождения минимум одной из перечисленных процедур. Тем не менее,
мы не знаем, когда и как часто фирмы сталкивались с конкретным барьером. Мы
также не может рассчитать полную занятость для прохождения этих процедур, и
некоторых из них (особенно это касается выделения земельного участка)
занимают продолжительное календарное время, поэтому невозможно
предположить полную занятость персонала, ответственного за весь период. В
силу этих препон практически невозможно оценить годовые затраты по
указанным процедурам. Чтобы просто показать относительный масштаб
проблемы, мы приводим средние официальные и средние неофициальные затраты
на прохождение процедур по выделению земельного участка и строительству, а
также аренду муниципальной недвижимости (см. таблицу 20). Мы не включаем
эти затраты в совокупные затраты на этом этапе.
Таблица 20. Официальные и неофициальные затраты в среднем на
процедуры по недвижимости
Официальные
платежи
Неофициальные
Процедура платежи
Число
набл.
Сумма
(руб.)
Число
набл.
Сумма
(руб.)
Процедуры выделения земли, утверждение
предпроектной и проектной документации
на строительные работы, строительство и
приемка объектов
149 85127 48 30740
Процедуры аренды земельных участков
собственниками расположенных на них
зданий (помещений, строений)
180 27882 25 11096
Процедуры аренды муниципальной
недвижимости 142 17059 22 16964
Совокупные затраты на преодоление административных барьеров
55. Показатель совокупных затрат на АБ мы рассчитаем на основе ряда
предположений. Мы добавим частичные показатели по большинству общих
барьеров, то есть затраты времени руководства, затраты на налоговый учет,
затраты в связи с проверками, затраты на лицензии, затраты на регистрацию.
Поскольку мы стремимся к консервативным расчетам общих затрат на АБ, то мы
рассматриваем отсутствующие данные следующим образом:
- мы опускаем потери времени главного бухгалтера на прохождение
обязательных процедур, поскольку мы полагаем, что это отражено в
затратах на налоговые проверки, расчет налогов и т.д.;
- если о затратах времени руководства не сообщалось, то мы ставим
напротив соответствующих затрат ноль;
- мы проставляем ноль для затрат в связи с проверками, если ни о каких
затратах на проверки не сообщается;
- мы проставляем ноль для затрат на лицензирование, если за последнее
время процедуры лицензирования отсутствовали;
- мы проставляем ноль для затрат на регистрацию, если за последнее время
процедуры регистрации отсутствовали;
- если отсутствуют сведения о затратах на налоговый учет, то мы считаем,
что затраты на одного нанятого человека равны среднему показателю по
выборке (700 руб. на сотрудника).
56. Средние совокупные затраты на фирму и разбивка по составляющим
представлены в таблице 21. Данные о дифференциации общих затрат по
регионам, отраслям и размерам групп см. в таблице 20.
Таблица 21. Средние затраты на преодоление административных
барьеров на фирму
Переменная Наблюдения В среднем
(руб.) %
Всего затраты на АБ 3125 54.259 100,0%
Затраты в связи с временными
затратами руководства 3125 21.087 38,9%
Затраты на налоговый учет 3125 15.370 28,3%
Затраты в связи с проверками 3125 10.865 20,0%
Затраты на лицензирование 3125 6104 11,3%
Затраты на регистрацию 3125 833 1,5%
Рисунок 4. Состав затрат на преодоление административных барьеров
57. Доля затрат на потерю рабочего времени руководства представляется
слишком высокой, что можно объяснить тем, что респонденты завышают свои
затраты времени или, что более вероятно, тем, что эти временные потери
полностью или частично включены в другие статьи. Например, руководитель
небольшой фирмы может дважды посчитать временные затраты на проверки: (a)
при ответе на вопрос об общих временных затратах по обязательным процедурам
и (b) при подсчете временных затрат на саму проверку. Таким образом, с высокой
степенью вероятности мы имеем дело с двойным подсчетом в наших оценках.
58. Нет простого способа отделить затраты времени руководства, уже
учтенные в расчетах затрат на другие процедуры. Поскольку мы нацелены на
получение консервативных, то есть низких расчетов по затратам на АБ, то мы
предлагаем следующую процедуру для корректировки затрат времени
руководства:
(a) мы исходим из того, что руководители участвуют в обязательных
процедурах, которые мы включаем в наши расчеты: подготовка и
проведение проверок, получение лицензий, регистрация. Иными словами,
время руководителей учитывается в соответствующих затратах на эти
процедуры;
28%
20%
39%
11% 2%
Налоговый учет
Затраты на проверки
Время руководства
Лицензии
Регистрация
(b) мы исходим из того, что руководители (кроме главного бухгалтера) не
участвуют в повседневной деятельности по расчету налогов;
(c) мы вычитаем все временные затраты на упомянутые в подпункте (a)
процедуры из совокупных временных затрат руководства;
(d) если получившиеся затраты времени равны нулю или имеют
отрицательное значение, то мы исходим из того, что все затраты времени
руководства были учтены в других статьях затрат;
(e) если, с другой стороны, совокупные затраты времени руководства выше
совокупных временных затрат на учтенные обязательные процедуры, то
мы исходим из того, что они связаны с другими обязательными
процедурами, которые мы не включили в другие статьи затрат.
59. Таким образом, формула расчета общих затрат на АБ выглядит
следующим образом:
Всего затраты на АБ = Затраты в связи с проверками + затраты в
связи с лицензиями + затраты в связи с регистрацией +затраты в
связи с потерей времени руководства, превышающие совокупные
затраты времени по упомянутым процедурам.
60. Результаты скорректированных расчетов представлены в таблице 22.
Таблица 22. Средние затраты на преодоление административных барьеров
в расчете на фирму, скорректированные по двойному учету
Переменные В среднем
(тыс. руб.) %
Всего затраты на АБ 46,1 100,00%
Затраты в связи с временными затратами руководства 13,1 28,29%
Затраты на налоговый учет 15,4 33,32%
Затраты в связи с проверками 10,9 23,55%
Затраты на лицензирование 6,1 13,23%
Затраты на регистрацию 0,8 1,81%
61. Скорректированные затраты в связи с потерей времени руководства
снизились примерно на 40%, а совокупные затраты сократились на 15%.
Получается, что основная статья затрат – это затраты на налоговый учет
(примерно одна треть совокупных затрат на АБ). Затраты на регистрацию по-
прежнему невелики (менее 2% совокупных затрат на АБ), однако необходимо
отметить, что это происходит потому, что менее 10% фирм понесли такие
затраты. Для вновь зарегистрированных фирм затраты в связи с процедурами
регистрации составляли свыше 25% совокупных годовых затрат на АБ. В таблице
23 показаны расхождения показателей общих затрат по регионам, видам
деятельности, размеру группы.
Таблица 23. Затраты на преодоление административных барьеров
по регионам, видам деятельности и размеру
Область Тыс.руб. Деятельность Тыс.руб Размер Тыс.руб
Нижегородская 57,6 Производство 57,7 < 5 сотрудников 19,6
Ленинградская 27,2 Торговля 35,9 6-10 сотрудников 31,2
г. Магадан 43,8 Услуги 35,5 11-20 сотрудников 42,9
Иркутская 60,6 Строительство 68,4 21-50 сотрудников 70,0
Ростовская 36,5 многоотраслевая 60,8 >50 сотрудников 90,0
Томская 40,6
Сахалинская 70,1
62. Поскольку абсолютные показатели дают слабое представление из-за
различий в структурах выборки, то мы рассчитываем на душу населения
показатели затрат на АБ в расчете на сотрудника и затраты на АБ в процентной
доле от продаж. Необходимо отметить, что показатель в расчете на продажи
менее точен, поскольку отмечено много отсутствующих данных и ошибок. Кроме
того, малые предприятия в России широко известны своей ォтеневойサ
деятельностью, и представленные данные по продажам, вероятно, занижены.10
63. Разброс по рассчитанным переменным из-за неверных подсчетов со
стороны респондентов и, возможно некоторых обследователей/занесение
ошибочных данных, имеет удивительно ォдлинный хвостサ. Иными словами, мы
получили много невероятных значений, например сотни тысяч рублей в виде
затрат на сотрудника, или в процентном отношении к продажам свыше 100%.
Показатели обрабатывались по методу Винсора (см. ТП 3). Получившиеся
значения затрат в расчете на сотрудника и в расчете на продажи, а также разброс
по регионам, видам деятельности и размеру фирм можно видеть в таблицах 24-26.
64. Из таблиц 24-26 можно видеть, что показатели на душу населения
существенно различаются по регионам, размерам и в меньшей степени по видам
деятельности. Чтобы понять, в какой степени структурные характеристики (то
есть отрасль, размер, местоположение) определяют затраты на АБ, мы проводим
простую регрессию OLS наших показателей на душу населения относительно
моделей для регионов, отраслей и размеров фирм, а также относительно
организационно-правовых форм предприятия (юридическое лицо или
индивидуальных предприниматель). Полностью результаты представлены в
Приложении. Здесь мы подытоживаем основные результаты обследования.
10 Данные обследования ставят вопрос о процентной доле теневого оборота. Респондентов
просили оценить теневой оборот для сферы своей деятельности в целом (не для своей фирмы).
Следовательно, их ответы нельзя использовать для переоценки продаж для конкретной фирмы.
Однако эти данные могут служить индикатором среднего занижения оборота в секторе МСП в
России. Средний теневой оборот в секторе МСП оценивается респондентами на уровне
примерно 20%, однако даже это может оказаться занижением. Удивительно, но этот показатель
практически неизменен по видам деятельности, размеру и даже по регионам, расхождение
только от 18,6% в Нижегородской области до 26,6% в Магадане. И все же эти данные также
недостаточно надежны, чтобы корректировать общий объем продаж простым увеличением на
20%.
Таблица 24. Затраты на административные барьеры
на душу населения по регионам
Область Число
наблюдений
Затраты на
АБ в расчете
на одного
сотрудника
(тыс. руб.)
Число
наблюдений
Затраты на
АБ в
процентном
отношении к
продажам
Нижегородская 586 3,39 398 0,4%
Ленинградская 774 2,94 447 0,33%
г. Магадан 150 2,85 78 0,59%
Иркутская 370 4,47 230 0,46%
Ростовская 694 2,49 524 0,25%
Томская 361 3,24 317 0,31%
Сахалинская 187 3,17 139 0,49%
В среднем 3122 3,37 2133 0,35%
Таблица 25. Затраты на преодоление административных барьеров
на душу населения по видам деятельности
Деятельность Число
наблюдений
Затраты на
АБ в расчете
на одного
сотрудника
(тыс. руб.)
Число
наблюдений
Затраты на
АБ в
процентном
отношении к
продажам
Производство 276 2,75 174 0,29%
Торговля 1378 3,52 982 0,31%
Услуги 749 3,55 505 0,46%
Строительство 194 3,23 126 0,41%
Многоотраслевая 520 3,07 342 0,34%
Таблица 26. Затраты на преодоление административных барьеров
по размеру фирмы
Размер Число
наблюдений
Затраты на
АБ в расчете
на одного
сотрудника
(тыс. руб.)
Число
наблюдений
Затраты на
АБ в
процентном
отношении к
продажам
< 5 сотр. 765 5,60 525 0,53%
6-10 сотр. 715 3,41 508 0,35%
11-20 сотр. 737 2,73 535 0,30%
21-50 сотр. 671 2,18 412 0,27%
>50 сотр. 234 1,33 153 0,20%
65. Прежде всего, необходимо отметить, что затраты на АБ в расчете на
сотрудника в значительной степени зависят от выбора структурных факторов.
Общий R-квадрат (R-squared) составляет 25%, что представляет собой весьма
высокий уровень для межотраслевой выборки на уровне нашей. Самые высокие
затраты на АБ (при учете всех прочих факторов) несут фирмы в сфере
строительства. Другие отрасли явно находятся в лучшем положении
(статистически значимое превосходство). Даже производственные фирмы
чувствуют себя лучше, хотя их положение сложнее, чем в торговле и услугах.
Крупные фирмы имеют значительно более низкие затраты на душу населения. В
целом чем меньше фирма, тем выше затраты на душу населения, хотя не отмечено
существенных различий между фирмами в категориях групп 6-10 и 11-200.
Последние результаты показывают, что затраты на АБ в расчете на сотрудника
значительно выше у индивидуального предпринимателя, чем у малых фирм. К
этому факту необходимо относиться с осторожностью, поскольку теневая
занятость в этом виде бизнеса намного более распространенное явление, чем на
фирмах, организованных в качестве юридических лиц. В некотором роде эта
трактовка подтверждается тем обстоятельством, что затраты на АБ в процентном
отношении к продаже индивидуального предпринимателя значительно выше, чем
у малых фирм.
66. Результаты регрессии по затратам на АБ в расчете на продажу в целом
соотносятся с затратами на АБ в расчете на сотрудника. Правда, из-за менее
точных данных и меньшего числа наблюдений, R-квадрат составляет лишь 10%, а
некоторые коэффициенты незначительны (см. Приложение).
Экстраполяция ____________результатов обследования по затратам на административные
барьеры для российской экономики
67. Чтобы распространить наши результаты на сектор малых предприятий
России, мы должны использовать официальную статистику по этому сектору.
Необходимо подчеркнуть, что эти данные не очень надежные. Прежде всего,
последняя перепись МСП проводилась в 2000 году, и ежегодные данные
основаны на обследованиях с выборкой примерно 8% генеральной совокупности
малых фирм. Далее, для индивидуальных предпринимателей постоянные
статистические данные не собираются. К концу 2004 года зарегистрированное
число таких бизнесменов в России составляло около 4,6 млн. Однако, по
информации налоговых органов, активны, то есть фактически функционируют, не
более 50%. Данные налоговой службы и некоторых других регистрирующих
органов (в частности, данные о размерах фирм) являются конфиденциальной
ォзакрытойサ информацией и не предоставляются исследователям. Мы будем
использовать данные Росстата за 2004 год для экстраполяции результатов нашего
обследования с применением основных показателей, например число фирм,
общая занятость и продажи.
68. Общие затраты рассчитываются в качестве затрат малых фирм
(юридические лица, по которым у нас имеется хоть какая-то информация о
распределении по отрасли и регионам) и сектора индивидуальных
предпринимателей, по которым у нас имеются только общие оценки (из 4,6 млн.
зарегистрированных примерно 2,3 млн. являются активными).
69. Индивидуальные предприниматели во многом отличаются от фирм,
главным образом, по размеру, но и по абсолютному уровню и показателям на
душу населения с точки зрения затрат на АБ (см. таблицу 27). Поскольку у нас нет надежных данных по индивидуальным предпринимателям в России (продажи,
занятость), по распределению по регионам, отраслям и т.д., то затраты на АБ по
этому подсектору рассчитываются путем умножения расчетного числа активных
индивидуальных предпринимателей на средние затраты на АБ для
индивидуальных предпринимателей в нашей выборке. Таким образом, мы
полагаем, что совокупные затраты на АБ в этом подсекторе России составляют
2,3 млн. предпринимателей __________* 28.400 руб. = 65,4 млрд. руб. в 2004 году, или 2,3
млрд. долл. США.
Таблица 27. Различия между малыми фирмами и индивидуальными
предпринимателями
Число
набл.
Затраты
на АБ
(тыс. руб.)
Число
набл.
Затраты на АБ
в расчете на
сотрудника
(тыс. руб.)
Число
набл.
Затраты на АБ
в процентном
отношении к
продажам
Фирма 2143 54,2 2143 3,1 1381 0,31%
Индивидуальный
предприниматель 979 28,4 979 4,0 752 0,44%
Затраты на преодоление административных барьеров для малых фирм
70. У нас три базовых показателя, которые можно использовать для оценки
показателей национального уровня:
Средние затраты на фирму;
Средние затраты на сотрудника;
Среднее соотношение затрат и продаж.
71. У нас также имеется распределение этих значений по видам деятельности
фирм и по размеру. Попробуем сравнить результаты нескольких прямых оценок,
основанных на данных о МСП в России за 2004 год. Мы использовали данные о
количестве МСП в России, объеме их продаж и занятости за 2004 год, а также
структурные данные по распределению фирм по отраслям.
72. Прежде чем приступить к расчетам затрат на АБ по всей России,
необходимо отметить несколько моментов относительно нашей выборки,
поскольку они могут вызвать отклонения:
(a) наша выборка не репрезентативная для общероссийской совокупности
малых фирм. Она охватывает только 7 регионов из 89 субъектов и не
включает Москву или Санкт-Петербург. Она также не покрывает все
отрасли (к примеру, отсутствует сельское хозяйство);
(b) наши определения отрасли могут не совпадать с официальными: мы
спрашивали о фактической сфере деятельности фирм, а не об их
официальных кодах;
(c) мы используем значения по продажам и занятости, которые сообщают
сами респонденты и которые могут серьезно разниться с
официальными цифрами.
73. В таблице 28 представлены некоторые общие параметры нашей выборки и
генеральной совокупности малых фирм в Российской Федерации. Мы составили специальную колонку с показателями России без Москвы, поскольку в силу
понятных причин мы не будем обсуждать в данной работе сектор МСП Москвы,
который является ォособымサ и подлежит отдельному анализу.
Таблица 28. Сопоставление выборки и генеральной совокупности фирм
Генеральная совокупность Выборка
Продажи
в расчете
на фирму
(млн.
руб.)
Продажи в
расчете на
сотрудника
(млн. руб.)
Занятость
в расчете
на фирму
(чел.)
Продажи
в расчете
на фирму
(млн.
руб.)
Продажи в
расчете на
сотрудника
(млн. руб.)
Занятость
в расчете
на фирму
(чел.)
Россия 9,2 0,6 14,4 22,5 0,7 30,5
Россия без
Москвы 3,6 0,3 11,4 5,3 0,5 16,9
Область 5,4 0,6 9,1 10,1 0,3 20,7
Нижегородская 7,83,6 0,9 9,1 8,2 0,50 20,9
Ленинградская 8,5 1,1 7,6 6,9 0,4 24,4
г. Магадан 7,0 0,8 9,3 20,4 0,6 26,4
Иркутская 5,2 0,6 9,4 13,0 0,4 31,9
Ростовская 9,2 0,6 14,4 22,5 0,7 30,5
Томская 3,6 0,3 11,4 5,3 0,5 16,9
Сахалинская 5,4 0,6 9,1 10,1 0,3 20,7
74. Можно убедиться, что (a) наши фирмы более чем в два раза крупнее с
точки зрения занятости и примерно на 50% больше объемы продаж. В некоторых
регионах расхождения еще разительнее. Эти данные подкрепляют наши догадки
о том, что данные по продажам в нашем обследовании несколько занижены. В
определенной степени это можно объяснить тем, что наши данные по продажам
собраны за 2003 год и нуждаются в корректировке минимум с поправкой на
инфляцию. Однако даже с учетом этих корректировок показатель продаж в
расчете на работника будет по-прежнему на 20-25% ниже, чем по
общероссийской совокупности МСП. Распределение фирм по отрасли, несмотря
на различия в определении, существенно не разнится. Производственные фирмы
составляют 13% в нашей выборке и 11% в генеральной совокупности, торговля –
41% и 46%, строительство 7% и 11% соответственно. Услуги насчитывают 23%
как по выборке, так и по генеральной совокупности.
75. В идеале нам бы хотелось контролировать следующие виды отклонений:
различия в размере, различия в отраслевой структуре, расхождения в данных по
продажам. Огромные расхождения по размеру могут повлечь за собой ошибки.
Мы уже показывали, что затраты на АБ в абсолютном значении и в расчете на
душу населения в значительной степени зависят от размера фирмы. Это означает,
что если мы используем наше среднее абсолютное значение из выборки для
экстраполяции на совокупные затраты российского сектора МСП, то мы
неизменно завышаем эти показатели. С другой стороны, если мы используем
данные по затратам в расчете на одного сотрудника, которые выше по малым
фирмам, то мы неизменно занижаем общие затраты. Аналогичное утверждение справедливо, если мы используем показатель затрат на продажи, который
составляет 0,2% для самых крупных МСП и почти 0,5% для микрофирм.
76. На этом этапе мы используем шесть различных методов и разных способов
коррекции отклонений, чтобы получить широкий интервал для общероссийских
оценок по потерям предприятий из-за административных барьеров. Описание
методов представлено в таблице 29, результаты оценок показаны в таблице 30.
Таблица 29. Оценка методов по общим затратам сектора российскихМСП
на преодоление административных барьеров
№ Описание метода
1 Мы исходим из того, что наш средний показатель по выборке общих затрат находится на
уровне среднероссийского. Таким образом,
Число МСП*средние затраты
Высокие значения, если применять средний показатель по выборке;
Низкое значение, если корректировать по размеру (т.е. применять средний показатель для
более мелких фирм)
2 Мы исходим из того, что средние затраты на сотрудника МСП выборки справедливы для
общенационального среднего показателя.
Таким образом,
Число сотрудников*средние затраты на сотрудника
Высокое значение, если корректировать по размеру (т.е. применять средний показатель
для более мелких фирм)
Низкие значения, если применять средний показатель по выборке
3 Мы исходим из того, что средние затраты в процентном отношении к продажам по выборке
справедливы для среднего общенационального показателя. Таким образом,
Продажи МСП*среднее соотношение затрат на АБ/продажи
Высокое значение, если корректировать по размеру (т.е. применять средний показатель
для более мелких фирм)
Низкие значения, если применять средний показатель по выборке;
4 Мы применяем наши среднеотраслевые величины совокупных затрат на сотрудника и
структуру российских МСП, т.е.
(N фирм в Отрасли* затраты на АБ для Производства+ N фирм в торговле* затраты
на АБ по Торговле + N фирм в строительстве*затраты на АБ в строительстве) +
(остальные МСП в России *средние затраты на АБ по выборке)
Высокие значения, если мы применяем средний показатель по выборке;
Низкое значение, если мы корректируем по размеру (т.е. применяем средний показатель
для более мелких фирм)
5 Мы применяем наши среднеотраслевые величины совокупных затрат на сотрудника и
структуру российских МСП, т.е.
(N фирм в Отрасли* затраты на АБ_на Товары+ N фирм в Торговле* затраты на
АБ_pe по торговле + N фирм в строительстве*затраты на АБ_pe по строительству) +
(остальные МСП в России *средние затраты на АБ_pe по выборке)
Высокие значения, если мы применяем средний показатель по выборке;
Низкое значение, если мы корректируем по размеру (т.е. применяем средний показатель
для более мелких фирм)
6 Мы применяем наши среднеотраслевые величины совокупных затрат на продажу и
структуру российских МСП, т.е.
(N фирм в Отрасли* затраты на АБ_ps для Производства + N фирм в Торговле*
затраты на АБ_ps по торговле + N фирм в строительстве*затраты на АБ_ps по
строительству) +
(остальные МСП в России *средние затраты на АБ_ps по выборке)
Высокие значения, если мы применяем средний показатель по выборке;
Низкое значение, если мы корректируем по размеру (т.е. применяем средний показатель
для более мелких фирм)
Таблица 30. Расчеты совокупных затрат сектора российскихМСП на
преодоление административных барьеров
Расчет по МСП
(млрд. руб.)
Всего (включая
индивидуальных
предпринимателей
(млрд. руб.)
Всего (включая
индивидуальных
предпринимателей,
(млрд. долл. США)
Низкий Высокий Низкий Высокий Низкий Высокий
Метод 1 35,4 51,7 100,8 117,1 3,5 4,1
Метод 2 25,5 27,9 90,9 93,3 3,2 3,2
Метод 3 26,0 32,4 91,4 97,8 3,2 3,4
Метод 4 35,8 50,0 101,2 115,4 3,5 4,0
Метод 5 27,0 34,0 92,4 99,4 3,2 3,5
Метод 6 22,2 24,5 87,6 89,9 3,0 3,1
77. В результате мы получили не столько широкий, как можно было ожидать,
спектр оценок от 3,0 млрд. долл. США до 4,1 млрд. долл. США годовых затрат на
АБ для российских МСП. Даже вблизи верхнего уровня эта цифра все же мало
впечатляет: 0,5-0,7 процента российского ВВП за 2004 год. С другой стороны,
сектор МСП в России сам по себе недостаточно развит с точки зрения своих
масштабов в сравнении с другими странами и в целом не отличается
продуктивностью. Доля сектора в ВВП меньше 10%, так что такие затраты для
него более ощутимы. Значительные региональные расхождения позволяют
предположить, что в некоторых регионах затраты на АБ чрезмерны и могут быть
уменьшены. Если мы, к примеру, предположим, что в обследованных регионах с
относительно высоким соотношением затрат на АБ и продаж возможно снижение
до нынешних средних значений, то затраты на АБ для обследованных МСП были
бы примерно на 15% ниже. В национальном масштабе это означало бы примерно
0,5 млрд. долл. США дополнительных финансовых ресурсов. В сравнении с
примерно 3,3 млрд. долл. США совокупных инвестиций МСП в России в 2004
году, возможное увеличение на уровне 15% не выглядит незначительным.
78. Мы полагаем, что проблема административных барьеров лежит не столько
в средних затратах на АБ, сколько в высоких затратах для некоторых фирм. Хотя
средние затраты на АБ в расчете на сотрудника составляют в выборке примерно
3000 руб., минимум для 10% фирм эта цифра в 2,5 раза выше. Для некоторых
фирм высокие затраты могут оказаться слишком обременительными и вынудить
их покинуть рынок. Необходимо отметить, что затраты на АБ не имеют
отношения к “рыночной конъюнктуре” и конкурентоспособности. И если фирма
существует на рынке только в силу высоких затрат на АБ, мы не можем быть
уверены в том, что выживают лучшие фирмы – может оказаться, что это фирмы
“с лучшими связями”, которые остаются на плаву.
79. Помимо погрешностей в сторону заниженных оценок в отношении затрат
на АБ, которые мы уже обсуждали, важно понимать, что любое обследование
наподобие нашего имеет “естественные” отклонения, поскольку мы обследуем
только существующие фирмы, то есть те, которые смогли преодолеть
административные барьеры, приступить к бизнесу и выжить. Мы не можем
судить, сколько потенциальных предпринимателей так и не вышли на рынок или
покинули его только потому, что затраты с точки зрения времени и денег показались им слишком высокими. К примеру, хотя мы не смогли включить в
свои оценки барьеров затраты, связанные с недвижимостью и землей, они
представляются весьма серьезными в основном не с точки зрения денег, а с точки
зрения времени. Для получения выделенного земельного участка в среднем
необходимо более полугода, для аренды – более 4 месяцев. Даже процедура
получения в аренду муниципальной недвижимости в среднем имеет
продолжительность в 5 недель. Потери для бизнеса в этих случаях нельзя
измерить денежными затратами в форме официальных платежей, взяток,
зарплаты персонала и т.д. Потери для экономики должны также включать не
произведенные товары и услуги, не созданные рабочие места из-за проволочек
или отказа предпринимателя от расширения своего бизнеса.