Штрафы и пени
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1235. Визит инспектора на фирму, помимо временных затрат для персонала,
может также привести к дополнительным расходам в виде штрафов, пени,
изъятия товаров, приостановки деятельности и т.д. Денежные затраты фирмы по
большинству приведенных измерений подсчитать трудно. Тем не менее, мы
можем оценить вероятность наложения штрафов для фирмы и среднюю сумму
штрафов и пени. Риск штрафа велик для фирм нашей выборки. В целом свыше
30% фирм было оштрафовано тем или иным инспектором в течение года. Хотя
этот риск выше в некоторых регионах и выше для более крупных фирм с
различной специализацией, ни для одной фирмы этот риск не опускался ниже
20% (см. таблицу 14).
Таблица 14. Доля оштрафованных в течение года фирм с разбивкой по
регионам, видам деятельности и размеру
Область
% оштра-
фованных
фирм
Вид деятельности
% оштра-
фованных
фирм
Размер
% оштра-
фованных
фирм
Нижегородская 47,0 Производство 25,7 < 5 сотр. 23,8
Ленинградская 29,8 Торговля 33,5 6-10 сотр. 30,6
г. Магадан 27,3 Услуги 23,5 11-20 сотр. 31,5
Иркутская 34,1 Строительство 22,7 21-50 сотр. 33,7
Ростовская 15,9 Многоотраслевая 39,7 >50 сотр. 42,7
Томская 31,6
Сахалинская 32,8
В среднем 30,7 30,7 30,7
36. В таблице 15 показано, что и регулярность проверок, и вероятность быть
оштрафованным различаются в зависимости от вида проверки. Наиболее частые
визитеры – налоговые инспекторы, реже приходят проверяющие из пожарной
инспекции и санитарные инспекторы. Однако шансы быть оштрафованным
(после визита) наиболее велики в случае налоговой и торговой проверки (свыше
одной четверти случаев). Иными словами, очевидно, что общее бремя по
различным проверкам варьируется по видам деятельности: например, половину
торговых фирм посещают торговые инспекторы, и одна четвертая их часть
штрафуется. Для других фирм вероятность посещения торгового инспектора
намного ниже.
37. Средний размер штрафов и пени различен для различных проверок: самый
высокий по налоговым проверкам и самый низкий по пожарной инспекции (см.
таблицу 16). В среднем, если фирма оштрафована (один или несколько раз в год),
то общая средняя сумма штрафов составляет примерно 8500 руб. Если исходить
из того, что вероятность наложения штрафа одинакова для каждой фирмы, и
ежегодно 30% фирм штрафуется, то средние годовые затраты для фирмы
составляют 2600 руб.
Таблица 15. Доля фирм, прошедших проверку и оштрафованных по
результатам проверки
%
проверенных
фирм
%
оштрафованных
фирм
Налоговые органы 63,6 27,9
Государственные внебюджетные социальные фонды 47,7 10,5
Пожарная инспекция 57,2 15,6
Санитарно-эпидемиологическая инспекция 44,1 13,0
Милиция 31,9 7,9
Экологический контроль 13,8 7,5
Архитектурная/строительная инспекция 8,8 5,9
Торговая инспекция 29,8 26,5
Местные органы исполнительной власти (мэрия,
управления и т.д.) 13,9 1,6
Таблица 16. Средний размер штрафов и пени, выплаченных фирмой по
результатам проверок
Проверки Число
наблюдений
Средний штраф
(руб.)
Налоговая инспекция 548 9898
Государственные внебюджетные социальные фонды 156 3010
Пожарная инспекция 278 1710
Санитарно-эпидемиологическая инспекция 181 2374
Милиция 78 2413
Экологический контроль 33 6610
Архитектурная/строительная инспекция 16 6694
Торговая инспекция 245 2802
Местные органы исполнительной власти (мэрия,
управления и т.д.) 29 5556
Всего уплаченных штрафов, в среднем 957 8525
38. Другой вид затрат в связи с проверками – это неофициальные платежи
(взятки, подарки и т.д.). Несмотря на то, что такие данные, скорее всего,
занижены, наши данные позволяют предположить, что эти платежи не столь часто
встречаются, как штрафы, хотя нельзя сказать, что они редки: 23,3%
обследованных фирм сообщили о факте неофициальных платежей в ходе
проверок. В среднем неофициальные платежи (если вообще был факт
неофициальных платежей) по всем инспекциям составляет около 5000 руб. В
целом одна фирма нашей выборки ежегодно отдавала 890 руб. в виде
неофициального платежа.
39. Итак, средние совокупные годовые затраты в связи с проверками для
одного малого предприятия рассчитаны следующим образом:
труд-затраты фактор производства+штрафы и пени +неофициальные
платежи = 8600 руб.
40. Распределение совокупных затрат в связи с проверками по регионам,
видам деятельности и размерам представлено в таблице 17.
Таблица 17. Совокупные затраты в связи с проверками по регионам, видам
деятельности и размеру
Область Число
набл. Руб. Вид
деятельности
Число
набл. Руб. Размер Число
набл. Руб.
Нижегородская 587 14440 Производство 276 17261 < 5
сотр. 766 3229,6
Ленинградская 774 3728 Торговля 1377 6906 6-10
сотр. 715 5174,8
г. Магадан 150 8254 Услуги 750 4990 11-20
сотр. 735 8004,4
Иркутская 368 13570 Строительство 193 10076 21-50
сотр. 672 11986,0
Ростовская 693 5206 Многоотраслевая 521 13485 >50
сотр. 234 29405
Томская 361 8769
Сахалинская 189 13889
В среднем 3122 8646
35. Визит инспектора на фирму, помимо временных затрат для персонала,
может также привести к дополнительным расходам в виде штрафов, пени,
изъятия товаров, приостановки деятельности и т.д. Денежные затраты фирмы по
большинству приведенных измерений подсчитать трудно. Тем не менее, мы
можем оценить вероятность наложения штрафов для фирмы и среднюю сумму
штрафов и пени. Риск штрафа велик для фирм нашей выборки. В целом свыше
30% фирм было оштрафовано тем или иным инспектором в течение года. Хотя
этот риск выше в некоторых регионах и выше для более крупных фирм с
различной специализацией, ни для одной фирмы этот риск не опускался ниже
20% (см. таблицу 14).
Таблица 14. Доля оштрафованных в течение года фирм с разбивкой по
регионам, видам деятельности и размеру
Область
% оштра-
фованных
фирм
Вид деятельности
% оштра-
фованных
фирм
Размер
% оштра-
фованных
фирм
Нижегородская 47,0 Производство 25,7 < 5 сотр. 23,8
Ленинградская 29,8 Торговля 33,5 6-10 сотр. 30,6
г. Магадан 27,3 Услуги 23,5 11-20 сотр. 31,5
Иркутская 34,1 Строительство 22,7 21-50 сотр. 33,7
Ростовская 15,9 Многоотраслевая 39,7 >50 сотр. 42,7
Томская 31,6
Сахалинская 32,8
В среднем 30,7 30,7 30,7
36. В таблице 15 показано, что и регулярность проверок, и вероятность быть
оштрафованным различаются в зависимости от вида проверки. Наиболее частые
визитеры – налоговые инспекторы, реже приходят проверяющие из пожарной
инспекции и санитарные инспекторы. Однако шансы быть оштрафованным
(после визита) наиболее велики в случае налоговой и торговой проверки (свыше
одной четверти случаев). Иными словами, очевидно, что общее бремя по
различным проверкам варьируется по видам деятельности: например, половину
торговых фирм посещают торговые инспекторы, и одна четвертая их часть
штрафуется. Для других фирм вероятность посещения торгового инспектора
намного ниже.
37. Средний размер штрафов и пени различен для различных проверок: самый
высокий по налоговым проверкам и самый низкий по пожарной инспекции (см.
таблицу 16). В среднем, если фирма оштрафована (один или несколько раз в год),
то общая средняя сумма штрафов составляет примерно 8500 руб. Если исходить
из того, что вероятность наложения штрафа одинакова для каждой фирмы, и
ежегодно 30% фирм штрафуется, то средние годовые затраты для фирмы
составляют 2600 руб.
Таблица 15. Доля фирм, прошедших проверку и оштрафованных по
результатам проверки
%
проверенных
фирм
%
оштрафованных
фирм
Налоговые органы 63,6 27,9
Государственные внебюджетные социальные фонды 47,7 10,5
Пожарная инспекция 57,2 15,6
Санитарно-эпидемиологическая инспекция 44,1 13,0
Милиция 31,9 7,9
Экологический контроль 13,8 7,5
Архитектурная/строительная инспекция 8,8 5,9
Торговая инспекция 29,8 26,5
Местные органы исполнительной власти (мэрия,
управления и т.д.) 13,9 1,6
Таблица 16. Средний размер штрафов и пени, выплаченных фирмой по
результатам проверок
Проверки Число
наблюдений
Средний штраф
(руб.)
Налоговая инспекция 548 9898
Государственные внебюджетные социальные фонды 156 3010
Пожарная инспекция 278 1710
Санитарно-эпидемиологическая инспекция 181 2374
Милиция 78 2413
Экологический контроль 33 6610
Архитектурная/строительная инспекция 16 6694
Торговая инспекция 245 2802
Местные органы исполнительной власти (мэрия,
управления и т.д.) 29 5556
Всего уплаченных штрафов, в среднем 957 8525
38. Другой вид затрат в связи с проверками – это неофициальные платежи
(взятки, подарки и т.д.). Несмотря на то, что такие данные, скорее всего,
занижены, наши данные позволяют предположить, что эти платежи не столь часто
встречаются, как штрафы, хотя нельзя сказать, что они редки: 23,3%
обследованных фирм сообщили о факте неофициальных платежей в ходе
проверок. В среднем неофициальные платежи (если вообще был факт
неофициальных платежей) по всем инспекциям составляет около 5000 руб. В
целом одна фирма нашей выборки ежегодно отдавала 890 руб. в виде
неофициального платежа.
39. Итак, средние совокупные годовые затраты в связи с проверками для
одного малого предприятия рассчитаны следующим образом:
труд-затраты фактор производства+штрафы и пени +неофициальные
платежи = 8600 руб.
40. Распределение совокупных затрат в связи с проверками по регионам,
видам деятельности и размерам представлено в таблице 17.
Таблица 17. Совокупные затраты в связи с проверками по регионам, видам
деятельности и размеру
Область Число
набл. Руб. Вид
деятельности
Число
набл. Руб. Размер Число
набл. Руб.
Нижегородская 587 14440 Производство 276 17261 < 5
сотр. 766 3229,6
Ленинградская 774 3728 Торговля 1377 6906 6-10
сотр. 715 5174,8
г. Магадан 150 8254 Услуги 750 4990 11-20
сотр. 735 8004,4
Иркутская 368 13570 Строительство 193 10076 21-50
сотр. 672 11986,0
Ростовская 693 5206 Многоотраслевая 521 13485 >50
сотр. 234 29405
Томская 361 8769
Сахалинская 189 13889
В среднем 3122 8646