Штрафы и пени

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

35. Визит инспектора на фирму, помимо временных затрат для персонала,

может также привести к дополнительным расходам в виде штрафов, пени,

изъятия товаров, приостановки деятельности и т.д. Денежные затраты фирмы по

большинству приведенных измерений подсчитать трудно. Тем не менее, мы

можем оценить вероятность наложения штрафов для фирмы и среднюю сумму

штрафов и пени. Риск штрафа велик для фирм нашей выборки. В целом свыше

30% фирм было оштрафовано тем или иным инспектором в течение года. Хотя

этот риск выше в некоторых регионах и выше для более крупных фирм с

различной специализацией, ни для одной фирмы этот риск не опускался ниже

20% (см. таблицу 14).

Таблица 14. Доля оштрафованных в течение года фирм с разбивкой по

регионам, видам деятельности и размеру

Область

% оштра-

фованных

фирм

Вид деятельности

% оштра-

фованных

фирм

Размер

% оштра-

фованных

фирм

Нижегородская 47,0 Производство 25,7 < 5 сотр. 23,8

Ленинградская 29,8 Торговля 33,5 6-10 сотр. 30,6

г. Магадан 27,3 Услуги 23,5 11-20 сотр. 31,5

Иркутская 34,1 Строительство 22,7 21-50 сотр. 33,7

Ростовская 15,9 Многоотраслевая 39,7 >50 сотр. 42,7

Томская 31,6

Сахалинская 32,8

В среднем 30,7 30,7 30,7

36. В таблице 15 показано, что и регулярность проверок, и вероятность быть

оштрафованным различаются в зависимости от вида проверки. Наиболее частые

визитеры – налоговые инспекторы, реже приходят проверяющие из пожарной

инспекции и санитарные инспекторы. Однако шансы быть оштрафованным

(после визита) наиболее велики в случае налоговой и торговой проверки (свыше

одной четверти случаев). Иными словами, очевидно, что общее бремя по

различным проверкам варьируется по видам деятельности: например, половину

торговых фирм посещают торговые инспекторы, и одна четвертая их часть

штрафуется. Для других фирм вероятность посещения торгового инспектора

намного ниже.

37. Средний размер штрафов и пени различен для различных проверок: самый

высокий по налоговым проверкам и самый низкий по пожарной инспекции (см.

таблицу 16). В среднем, если фирма оштрафована (один или несколько раз в год),

то общая средняя сумма штрафов составляет примерно 8500 руб. Если исходить

из того, что вероятность наложения штрафа одинакова для каждой фирмы, и

ежегодно 30% фирм штрафуется, то средние годовые затраты для фирмы

составляют 2600 руб.

Таблица 15. Доля фирм, прошедших проверку и оштрафованных по

результатам проверки

%

проверенных

фирм

%

оштрафованных

фирм

Налоговые органы 63,6 27,9

Государственные внебюджетные социальные фонды 47,7 10,5

Пожарная инспекция 57,2 15,6

Санитарно-эпидемиологическая инспекция 44,1 13,0

Милиция 31,9 7,9

Экологический контроль 13,8 7,5

Архитектурная/строительная инспекция 8,8 5,9

Торговая инспекция 29,8 26,5

Местные органы исполнительной власти (мэрия,

управления и т.д.) 13,9 1,6

Таблица 16. Средний размер штрафов и пени, выплаченных фирмой по

результатам проверок

Проверки Число

наблюдений

Средний штраф

(руб.)

Налоговая инспекция 548 9898

Государственные внебюджетные социальные фонды 156 3010

Пожарная инспекция 278 1710

Санитарно-эпидемиологическая инспекция 181 2374

Милиция 78 2413

Экологический контроль 33 6610

Архитектурная/строительная инспекция 16 6694

Торговая инспекция 245 2802

Местные органы исполнительной власти (мэрия,

управления и т.д.) 29 5556

Всего уплаченных штрафов, в среднем 957 8525

38. Другой вид затрат в связи с проверками – это неофициальные платежи

(взятки, подарки и т.д.). Несмотря на то, что такие данные, скорее всего,

занижены, наши данные позволяют предположить, что эти платежи не столь часто

встречаются, как штрафы, хотя нельзя сказать, что они редки: 23,3%

обследованных фирм сообщили о факте неофициальных платежей в ходе

проверок. В среднем неофициальные платежи (если вообще был факт

неофициальных платежей) по всем инспекциям составляет около 5000 руб. В

целом одна фирма нашей выборки ежегодно отдавала 890 руб. в виде

неофициального платежа.

39. Итак, средние совокупные годовые затраты в связи с проверками для

одного малого предприятия рассчитаны следующим образом:

труд-затраты фактор производства+штрафы и пени +неофициальные

платежи = 8600 руб.

40. Распределение совокупных затрат в связи с проверками по регионам,

видам деятельности и размерам представлено в таблице 17.

Таблица 17. Совокупные затраты в связи с проверками по регионам, видам

деятельности и размеру

Область Число

набл. Руб. Вид

деятельности

Число

набл. Руб. Размер Число

набл. Руб.

Нижегородская 587 14440 Производство 276 17261 < 5

сотр. 766 3229,6

Ленинградская 774 3728 Торговля 1377 6906 6-10

сотр. 715 5174,8

г. Магадан 150 8254 Услуги 750 4990 11-20

сотр. 735 8004,4

Иркутская 368 13570 Строительство 193 10076 21-50

сотр. 672 11986,0

Ростовская 693 5206 Многоотраслевая 521 13485 >50

сотр. 234 29405

Томская 361 8769

Сахалинская 189 13889

В среднем 3122 8646

35. Визит инспектора на фирму, помимо временных затрат для персонала,

может также привести к дополнительным расходам в виде штрафов, пени,

изъятия товаров, приостановки деятельности и т.д. Денежные затраты фирмы по

большинству приведенных измерений подсчитать трудно. Тем не менее, мы

можем оценить вероятность наложения штрафов для фирмы и среднюю сумму

штрафов и пени. Риск штрафа велик для фирм нашей выборки. В целом свыше

30% фирм было оштрафовано тем или иным инспектором в течение года. Хотя

этот риск выше в некоторых регионах и выше для более крупных фирм с

различной специализацией, ни для одной фирмы этот риск не опускался ниже

20% (см. таблицу 14).

Таблица 14. Доля оштрафованных в течение года фирм с разбивкой по

регионам, видам деятельности и размеру

Область

% оштра-

фованных

фирм

Вид деятельности

% оштра-

фованных

фирм

Размер

% оштра-

фованных

фирм

Нижегородская 47,0 Производство 25,7 < 5 сотр. 23,8

Ленинградская 29,8 Торговля 33,5 6-10 сотр. 30,6

г. Магадан 27,3 Услуги 23,5 11-20 сотр. 31,5

Иркутская 34,1 Строительство 22,7 21-50 сотр. 33,7

Ростовская 15,9 Многоотраслевая 39,7 >50 сотр. 42,7

Томская 31,6

Сахалинская 32,8

В среднем 30,7 30,7 30,7

36. В таблице 15 показано, что и регулярность проверок, и вероятность быть

оштрафованным различаются в зависимости от вида проверки. Наиболее частые

визитеры – налоговые инспекторы, реже приходят проверяющие из пожарной

инспекции и санитарные инспекторы. Однако шансы быть оштрафованным

(после визита) наиболее велики в случае налоговой и торговой проверки (свыше

одной четверти случаев). Иными словами, очевидно, что общее бремя по

различным проверкам варьируется по видам деятельности: например, половину

торговых фирм посещают торговые инспекторы, и одна четвертая их часть

штрафуется. Для других фирм вероятность посещения торгового инспектора

намного ниже.

37. Средний размер штрафов и пени различен для различных проверок: самый

высокий по налоговым проверкам и самый низкий по пожарной инспекции (см.

таблицу 16). В среднем, если фирма оштрафована (один или несколько раз в год),

то общая средняя сумма штрафов составляет примерно 8500 руб. Если исходить

из того, что вероятность наложения штрафа одинакова для каждой фирмы, и

ежегодно 30% фирм штрафуется, то средние годовые затраты для фирмы

составляют 2600 руб.

Таблица 15. Доля фирм, прошедших проверку и оштрафованных по

результатам проверки

%

проверенных

фирм

%

оштрафованных

фирм

Налоговые органы 63,6 27,9

Государственные внебюджетные социальные фонды 47,7 10,5

Пожарная инспекция 57,2 15,6

Санитарно-эпидемиологическая инспекция 44,1 13,0

Милиция 31,9 7,9

Экологический контроль 13,8 7,5

Архитектурная/строительная инспекция 8,8 5,9

Торговая инспекция 29,8 26,5

Местные органы исполнительной власти (мэрия,

управления и т.д.) 13,9 1,6

Таблица 16. Средний размер штрафов и пени, выплаченных фирмой по

результатам проверок

Проверки Число

наблюдений

Средний штраф

(руб.)

Налоговая инспекция 548 9898

Государственные внебюджетные социальные фонды 156 3010

Пожарная инспекция 278 1710

Санитарно-эпидемиологическая инспекция 181 2374

Милиция 78 2413

Экологический контроль 33 6610

Архитектурная/строительная инспекция 16 6694

Торговая инспекция 245 2802

Местные органы исполнительной власти (мэрия,

управления и т.д.) 29 5556

Всего уплаченных штрафов, в среднем 957 8525

38. Другой вид затрат в связи с проверками – это неофициальные платежи

(взятки, подарки и т.д.). Несмотря на то, что такие данные, скорее всего,

занижены, наши данные позволяют предположить, что эти платежи не столь часто

встречаются, как штрафы, хотя нельзя сказать, что они редки: 23,3%

обследованных фирм сообщили о факте неофициальных платежей в ходе

проверок. В среднем неофициальные платежи (если вообще был факт

неофициальных платежей) по всем инспекциям составляет около 5000 руб. В

целом одна фирма нашей выборки ежегодно отдавала 890 руб. в виде

неофициального платежа.

39. Итак, средние совокупные годовые затраты в связи с проверками для

одного малого предприятия рассчитаны следующим образом:

труд-затраты фактор производства+штрафы и пени +неофициальные

платежи = 8600 руб.

40. Распределение совокупных затрат в связи с проверками по регионам,

видам деятельности и размерам представлено в таблице 17.

Таблица 17. Совокупные затраты в связи с проверками по регионам, видам

деятельности и размеру

Область Число

набл. Руб. Вид

деятельности

Число

набл. Руб. Размер Число

набл. Руб.

Нижегородская 587 14440 Производство 276 17261 < 5

сотр. 766 3229,6

Ленинградская 774 3728 Торговля 1377 6906 6-10

сотр. 715 5174,8

г. Магадан 150 8254 Услуги 750 4990 11-20

сотр. 735 8004,4

Иркутская 368 13570 Строительство 193 10076 21-50

сотр. 672 11986,0

Ростовская 693 5206 Многоотраслевая 521 13485 >50

сотр. 234 29405

Томская 361 8769

Сахалинская 189 13889

В среднем 3122 8646