3. Начало и конец дипломатической миссии

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 

Международное право придает особое значение началу и

завершению дипломатической миссии.

Обмен дипломатическими представительствами осуществляется

на основе специальной договоренности между государствами и

начинается с назначения главы дипломатического представительства.

Это связано с правовым статусом главы дипломатического

представительства, который определяется Венской конвенции 1961

года как официальное лицо, управомоченное представлять свое

государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава

дипломатического представительства обладает высшим статусом по

сравнению со всеми другими представителями данного государства в

стране пребывания.

Назначение главы дипломатического представительства проходит

в четыре стадии. На первой стадии аккредитующее государство

запрашивает агреман, т.е. согласие государства пребывания принять

назначаемое лицо в качестве главы дипломатического

представительства. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.

Получение агремана дает основание главе аккредитующего

государства назначить главу дипломатического представительства на

должность, которое в каждом государстве наряду с международным

правом определяется внутренним законодательством.

После назначения на должность глава дипломатического

представительства прибывает в страну назначения, что является третьей

стадией. Заключительная стадия - официальное вступление в должность

возможно только после вручения верительной грамоты1516.

Агреман требуется только для главы дипломатического

представительства. Факт предоставления дипломатических виз остальным сотрудникам дипломатического представительства означает

их признание в качестве дипломатов и они, после своего назначения и

прибытия в страну пребывания, считаются приступившими к

исполнению служебных обязанностей с момента уведомления

компетентных властей (обычно ведомства иностранных дел) государства

пребывания.

Все дипломатические сотрудники, работающие на территории

одной страны, и имеющие дипломатические карточки, в своей

совокупности представляют собой "дипломатический корпус" в

широком смысле слова. В узком смысле слова понятие

“дипломатический корпус” обусловлено протокольными причинами и

включает в себя совокупность всех глав иностранных дипломатических

представительств, аккредитованных в данном государстве. Возглавляет

дипломатический корпус старший по классу и по времени

аккредитования в данной стране дипломатический представитель

(дуайен, старшина). В странах, имеющих дипломатические отношения

со Святейшим Престолом, главой дипломатического корпуса обычно

является папский нунций. Подобная организация дипломатического

корпуса сложилась в соответствии с международной практикой,

предусматривающей принцип равенства дипломатических

представителей различных государств. Дуайен является представителем

дипломатического корпуса в отношениях с властями государства

пребывания при организации жизнедеятельности дипломатического

корпуса.

Однако, дипломатическая миссия, при определенных

обстоятельствах может быть прекращена. Международная практика

устанавливает различия между понятиями прекращение

дипломатической миссии и прекращением функций члена

дипломатического представительства. Существует ряд обстоятельств,

при которых дипломатическая миссия прекращается. К ним

относятся: прекращение государствами поддержания официальных

отношений без их разрыва, разрыв дипломатических отношений,

вооруженный конфликт, прекращение существования одной из сторон в

качестве субъекта международного права (например, в результате

слияния с другим государством), а также при неконституционной смене

правительства.

Наряду с прекращением дипломатической миссии могут появиться

причины, которые не позволят дипломатическому сотруднику исполнять

его функции. К ним можно отнести такие основания, как его отозвание

по тем или иным причинам государством, направившим дипломата,

объявление его правительством государством пребывания persona non

grata (нежелательным лицом), а также в случае так называемого

дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, и

инсуррекции, или отказа дипломата выполнять свои функции.

Международное право придает особое значение началу и

завершению дипломатической миссии.

Обмен дипломатическими представительствами осуществляется

на основе специальной договоренности между государствами и

начинается с назначения главы дипломатического представительства.

Это связано с правовым статусом главы дипломатического

представительства, который определяется Венской конвенции 1961

года как официальное лицо, управомоченное представлять свое

государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава

дипломатического представительства обладает высшим статусом по

сравнению со всеми другими представителями данного государства в

стране пребывания.

Назначение главы дипломатического представительства проходит

в четыре стадии. На первой стадии аккредитующее государство

запрашивает агреман, т.е. согласие государства пребывания принять

назначаемое лицо в качестве главы дипломатического

представительства. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.

Получение агремана дает основание главе аккредитующего

государства назначить главу дипломатического представительства на

должность, которое в каждом государстве наряду с международным

правом определяется внутренним законодательством.

После назначения на должность глава дипломатического

представительства прибывает в страну назначения, что является третьей

стадией. Заключительная стадия - официальное вступление в должность

возможно только после вручения верительной грамоты1516.

Агреман требуется только для главы дипломатического

представительства. Факт предоставления дипломатических виз остальным сотрудникам дипломатического представительства означает

их признание в качестве дипломатов и они, после своего назначения и

прибытия в страну пребывания, считаются приступившими к

исполнению служебных обязанностей с момента уведомления

компетентных властей (обычно ведомства иностранных дел) государства

пребывания.

Все дипломатические сотрудники, работающие на территории

одной страны, и имеющие дипломатические карточки, в своей

совокупности представляют собой "дипломатический корпус" в

широком смысле слова. В узком смысле слова понятие

“дипломатический корпус” обусловлено протокольными причинами и

включает в себя совокупность всех глав иностранных дипломатических

представительств, аккредитованных в данном государстве. Возглавляет

дипломатический корпус старший по классу и по времени

аккредитования в данной стране дипломатический представитель

(дуайен, старшина). В странах, имеющих дипломатические отношения

со Святейшим Престолом, главой дипломатического корпуса обычно

является папский нунций. Подобная организация дипломатического

корпуса сложилась в соответствии с международной практикой,

предусматривающей принцип равенства дипломатических

представителей различных государств. Дуайен является представителем

дипломатического корпуса в отношениях с властями государства

пребывания при организации жизнедеятельности дипломатического

корпуса.

Однако, дипломатическая миссия, при определенных

обстоятельствах может быть прекращена. Международная практика

устанавливает различия между понятиями прекращение

дипломатической миссии и прекращением функций члена

дипломатического представительства. Существует ряд обстоятельств,

при которых дипломатическая миссия прекращается. К ним

относятся: прекращение государствами поддержания официальных

отношений без их разрыва, разрыв дипломатических отношений,

вооруженный конфликт, прекращение существования одной из сторон в

качестве субъекта международного права (например, в результате

слияния с другим государством), а также при неконституционной смене

правительства.

Наряду с прекращением дипломатической миссии могут появиться

причины, которые не позволят дипломатическому сотруднику исполнять

его функции. К ним можно отнести такие основания, как его отозвание

по тем или иным причинам государством, направившим дипломата,

объявление его правительством государством пребывания persona non

grata (нежелательным лицом), а также в случае так называемого

дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, и

инсуррекции, или отказа дипломата выполнять свои функции.