3. Начало и конец дипломатической миссии
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
Международное право придает особое значение началу и
завершению дипломатической миссии.
Обмен дипломатическими представительствами осуществляется
на основе специальной договоренности между государствами и
начинается с назначения главы дипломатического представительства.
Это связано с правовым статусом главы дипломатического
представительства, который определяется Венской конвенции 1961
года как официальное лицо, управомоченное представлять свое
государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава
дипломатического представительства обладает высшим статусом по
сравнению со всеми другими представителями данного государства в
стране пребывания.
Назначение главы дипломатического представительства проходит
в четыре стадии. На первой стадии аккредитующее государство
запрашивает агреман, т.е. согласие государства пребывания принять
назначаемое лицо в качестве главы дипломатического
представительства. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.
Получение агремана дает основание главе аккредитующего
государства назначить главу дипломатического представительства на
должность, которое в каждом государстве наряду с международным
правом определяется внутренним законодательством.
После назначения на должность глава дипломатического
представительства прибывает в страну назначения, что является третьей
стадией. Заключительная стадия - официальное вступление в должность
возможно только после вручения верительной грамоты1516.
Агреман требуется только для главы дипломатического
представительства. Факт предоставления дипломатических виз остальным сотрудникам дипломатического представительства означает
их признание в качестве дипломатов и они, после своего назначения и
прибытия в страну пребывания, считаются приступившими к
исполнению служебных обязанностей с момента уведомления
компетентных властей (обычно ведомства иностранных дел) государства
пребывания.
Все дипломатические сотрудники, работающие на территории
одной страны, и имеющие дипломатические карточки, в своей
совокупности представляют собой "дипломатический корпус" в
широком смысле слова. В узком смысле слова понятие
“дипломатический корпус” обусловлено протокольными причинами и
включает в себя совокупность всех глав иностранных дипломатических
представительств, аккредитованных в данном государстве. Возглавляет
дипломатический корпус старший по классу и по времени
аккредитования в данной стране дипломатический представитель
(дуайен, старшина). В странах, имеющих дипломатические отношения
со Святейшим Престолом, главой дипломатического корпуса обычно
является папский нунций. Подобная организация дипломатического
корпуса сложилась в соответствии с международной практикой,
предусматривающей принцип равенства дипломатических
представителей различных государств. Дуайен является представителем
дипломатического корпуса в отношениях с властями государства
пребывания при организации жизнедеятельности дипломатического
корпуса.
Однако, дипломатическая миссия, при определенных
обстоятельствах может быть прекращена. Международная практика
устанавливает различия между понятиями прекращение
дипломатической миссии и прекращением функций члена
дипломатического представительства. Существует ряд обстоятельств,
при которых дипломатическая миссия прекращается. К ним
относятся: прекращение государствами поддержания официальных
отношений без их разрыва, разрыв дипломатических отношений,
вооруженный конфликт, прекращение существования одной из сторон в
качестве субъекта международного права (например, в результате
слияния с другим государством), а также при неконституционной смене
правительства.
Наряду с прекращением дипломатической миссии могут появиться
причины, которые не позволят дипломатическому сотруднику исполнять
его функции. К ним можно отнести такие основания, как его отозвание
по тем или иным причинам государством, направившим дипломата,
объявление его правительством государством пребывания persona non
grata (нежелательным лицом), а также в случае так называемого
дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, и
инсуррекции, или отказа дипломата выполнять свои функции.
Международное право придает особое значение началу и
завершению дипломатической миссии.
Обмен дипломатическими представительствами осуществляется
на основе специальной договоренности между государствами и
начинается с назначения главы дипломатического представительства.
Это связано с правовым статусом главы дипломатического
представительства, который определяется Венской конвенции 1961
года как официальное лицо, управомоченное представлять свое
государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава
дипломатического представительства обладает высшим статусом по
сравнению со всеми другими представителями данного государства в
стране пребывания.
Назначение главы дипломатического представительства проходит
в четыре стадии. На первой стадии аккредитующее государство
запрашивает агреман, т.е. согласие государства пребывания принять
назначаемое лицо в качестве главы дипломатического
представительства. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.
Получение агремана дает основание главе аккредитующего
государства назначить главу дипломатического представительства на
должность, которое в каждом государстве наряду с международным
правом определяется внутренним законодательством.
После назначения на должность глава дипломатического
представительства прибывает в страну назначения, что является третьей
стадией. Заключительная стадия - официальное вступление в должность
возможно только после вручения верительной грамоты1516.
Агреман требуется только для главы дипломатического
представительства. Факт предоставления дипломатических виз остальным сотрудникам дипломатического представительства означает
их признание в качестве дипломатов и они, после своего назначения и
прибытия в страну пребывания, считаются приступившими к
исполнению служебных обязанностей с момента уведомления
компетентных властей (обычно ведомства иностранных дел) государства
пребывания.
Все дипломатические сотрудники, работающие на территории
одной страны, и имеющие дипломатические карточки, в своей
совокупности представляют собой "дипломатический корпус" в
широком смысле слова. В узком смысле слова понятие
“дипломатический корпус” обусловлено протокольными причинами и
включает в себя совокупность всех глав иностранных дипломатических
представительств, аккредитованных в данном государстве. Возглавляет
дипломатический корпус старший по классу и по времени
аккредитования в данной стране дипломатический представитель
(дуайен, старшина). В странах, имеющих дипломатические отношения
со Святейшим Престолом, главой дипломатического корпуса обычно
является папский нунций. Подобная организация дипломатического
корпуса сложилась в соответствии с международной практикой,
предусматривающей принцип равенства дипломатических
представителей различных государств. Дуайен является представителем
дипломатического корпуса в отношениях с властями государства
пребывания при организации жизнедеятельности дипломатического
корпуса.
Однако, дипломатическая миссия, при определенных
обстоятельствах может быть прекращена. Международная практика
устанавливает различия между понятиями прекращение
дипломатической миссии и прекращением функций члена
дипломатического представительства. Существует ряд обстоятельств,
при которых дипломатическая миссия прекращается. К ним
относятся: прекращение государствами поддержания официальных
отношений без их разрыва, разрыв дипломатических отношений,
вооруженный конфликт, прекращение существования одной из сторон в
качестве субъекта международного права (например, в результате
слияния с другим государством), а также при неконституционной смене
правительства.
Наряду с прекращением дипломатической миссии могут появиться
причины, которые не позволят дипломатическому сотруднику исполнять
его функции. К ним можно отнести такие основания, как его отозвание
по тем или иным причинам государством, направившим дипломата,
объявление его правительством государством пребывания persona non
grata (нежелательным лицом), а также в случае так называемого
дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, и
инсуррекции, или отказа дипломата выполнять свои функции.