5. Военные атташе. История развития. Порядок назначения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
В юридической литературе вопрос о правовом урегулировании
деятельности военных атташе разработан слабо. Имеющиеся учебники
по международному праву этого вопроса не касаются. Однако
ознакомление юристов с этим достаточно важным международно-
правовым институтом, с функциями и правовым положением военных
атташе представляет несомненный интерес.
При установлении военно-дипломатических отношений в
отношении военных атташе многие государства придерживаются
практики, являющейся по существу разновидностью запроса агремана.
По прибытии в страну пребывания военный атташе представляется
военному министру и министру иностранных дел. Согласие государства
запрашивается также на помощников военного атташе.
Атташе от фр. attaché прикрепленный. Атташе - это младший
дипломатический ранг или должность дипломатического работника.
Лицо, прикомандированное к дипломатическому представительству для
изучения специальных вопросов и представляющее соответствующее
ведомство своей страны перед ведомствами страны пребывания. При
дипломатическом представительстве могут состоять военные, военно-
морские, военно-воздушные атташе и др.17. Военные, военно-морские,
военно-воздушные атташе представляют соответствующие виды (рода)
войск Вооруженных Сил своей страны перед командованием
Вооруженных Сил государства пребывания. Одновременно они
являются советниками дипломатического представителя по военным
вопросам. Необходимость включения подобных специалистов в состав
дипломатического представительства вызвана важностью обмена
сведениями военного характера между государствами. В начале 19-го
века сложилась практика официального обмена постоянными военно-
дипломатическими представителями, не входящими в состав посольств
и миссий. Началу такой практике положили Россия и Франция, которые
в 1810 году обменялись личными адъютантами монархов. Уже в 30-ые
годы 19-го века военные специалисты официально аккредитовались при
посольствах в качестве "военных полномочных представителей" и
"военных агентов" (Россия), военных секретарей посольств"
(Великобритания), "поверенных в военных делах" (Пруссия). Во
Франции прикомандированные к посольствам офицеры именовались
"военными атташе", именно это наименование было воспринято
мировой практикой. В 60-е годы 19-го века произошло международно-
правовое закрепление института военных атташе как постоянных
военно-дипломатических представителей при посольствах и миссиях.
После первой мировой войны к военным, военно-морским атташе
прибавились военно-воздушные атташе.
Российская Федерация поддерживает активные военно-
дипломатические отношения более чем с 81 государством, где
аккредитованы военно-дипломатические представители России. В свою
очередь в Российской Федерации аккредитованы военно-
дипломатические представители более чем 60-ти государств. Персонал
военно-дипломатического представительства по своему правовому
положению делится на три группы: сотрудники, имеющие
дипломатический статус и, являющиеся частью дипломатического
корпуса (военные, военно-морские, военно-воздушные атташе и члены
их семей, а также их помощники и члены их семей), административно-
технический и обслуживающий персонал.
Все военные атташе в стране пребывания аккредитуются при
военном ведомстве. Совокупность военных атташе составляет корпус
военных атташе, во главе которого стоит дуайен (старейшина).
Дуайеном является, как правило, старший по рангу, а при равных рангах
— первый по времени прибытия в данное государство. Корпус военных
атташе, так же как и дипломатический корпус, имеет представительский
характер: присутствует на военных маневрах, парадах и т.д. Дуайен
представляет военных атташе перед военным ведомством (военным
министром).
Деятельность военно-дипломатического представительства
осуществляется на основе международного права, согласно которому
сбор информации о состоянии вооруженных сил и военно-
экономическом потенциале страны пребывания должен осуществляться
только легальными средствами. Наравне с другими сотрудниками
дипломатического представительства, военные атташе обязаны уважать
законы и правила страны пребывания, не вмешиваться в её внутренние
дела.
К функциям военного атташе следует отнести представительство
своей армии и сбор информации о вооруженных силах страны
пребывания. Военный атташе представляет свои вооруженные силы и
свое командование в иностранном государстве. С этой целью он
присутствует на парадах, маневрах, посещает воинские части, военное
ведомство и т.д. Представительская функция заметно расширяется в
военное время, когда военные атташе непосредственно (а не через
посла) участвуют в переговорах с представителями страны пребывания
(например, в союзном государстве) о координации действий. Военные
атташе, находящиеся во время войны в нейтральном государстве,
наблюдают за соблюдением им нейтралитета. Значительный круг
обязанностей возлагается на военных атташе в связи с пребыванием
военных кораблей его страны во внутренних и территориальных водах
страны пребывания.
Военные атташе сносятся с военными властями страны
пребывания с помощью отдела внешних сношений военного ведомства.
В этом отделе военный атташе получает различные справки, материалы, печатные издания, интересующие военных атташе, а также разрешения
на посещение воинских частей, военных учебных заведений, учений,
маневров и др. При посещении воинских частей военного атташе, как
правило, сопровождает сотрудник отдела внешних сношений военного
ведомства.
Важной функцией, которую выполняет военный атташе, является
сбор информации об армии страны, где он работает. Военный атташе
должен в любое время предоставить послу все необходимые сведения о
вооруженных силах страны пребывания, о военном значении тех или
иных событий во внутренней жизни государства. В связи с
выполнением функции по сбору информации об армии страны
пребывания возникает вопрос об источниках получения такой
информации. Деятельность военного атташе должна соответствовать
общепризнанным нормам и принципам международного права, согласно
которым сбор подобной информации должен осуществляться только
легальными средствами. Сотрудники военного атташе обязаны уважать
законы и обычаи страны пребывания, не вмешиваться в ее внутренние
дела. Помимо официальных источников военный атташе ведет личные
наблюдения; с этой целью он присутствует на военных учениях и
маневрах, парадах, посещает военные объекты, совершает поездки по
стране с разрешения военного ведомства.
Вместе с тем при осуществлении своих служебных обязанностей
сотрудники военно-дипломатического представительства пользуются
соответствующими привилегиями и иммунитетами, предусмотренными
Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.
В юридической литературе вопрос о правовом урегулировании
деятельности военных атташе разработан слабо. Имеющиеся учебники
по международному праву этого вопроса не касаются. Однако
ознакомление юристов с этим достаточно важным международно-
правовым институтом, с функциями и правовым положением военных
атташе представляет несомненный интерес.
При установлении военно-дипломатических отношений в
отношении военных атташе многие государства придерживаются
практики, являющейся по существу разновидностью запроса агремана.
По прибытии в страну пребывания военный атташе представляется
военному министру и министру иностранных дел. Согласие государства
запрашивается также на помощников военного атташе.
Атташе от фр. attaché прикрепленный. Атташе - это младший
дипломатический ранг или должность дипломатического работника.
Лицо, прикомандированное к дипломатическому представительству для
изучения специальных вопросов и представляющее соответствующее
ведомство своей страны перед ведомствами страны пребывания. При
дипломатическом представительстве могут состоять военные, военно-
морские, военно-воздушные атташе и др.17. Военные, военно-морские,
военно-воздушные атташе представляют соответствующие виды (рода)
войск Вооруженных Сил своей страны перед командованием
Вооруженных Сил государства пребывания. Одновременно они
являются советниками дипломатического представителя по военным
вопросам. Необходимость включения подобных специалистов в состав
дипломатического представительства вызвана важностью обмена
сведениями военного характера между государствами. В начале 19-го
века сложилась практика официального обмена постоянными военно-
дипломатическими представителями, не входящими в состав посольств
и миссий. Началу такой практике положили Россия и Франция, которые
в 1810 году обменялись личными адъютантами монархов. Уже в 30-ые
годы 19-го века военные специалисты официально аккредитовались при
посольствах в качестве "военных полномочных представителей" и
"военных агентов" (Россия), военных секретарей посольств"
(Великобритания), "поверенных в военных делах" (Пруссия). Во
Франции прикомандированные к посольствам офицеры именовались
"военными атташе", именно это наименование было воспринято
мировой практикой. В 60-е годы 19-го века произошло международно-
правовое закрепление института военных атташе как постоянных
военно-дипломатических представителей при посольствах и миссиях.
После первой мировой войны к военным, военно-морским атташе
прибавились военно-воздушные атташе.
Российская Федерация поддерживает активные военно-
дипломатические отношения более чем с 81 государством, где
аккредитованы военно-дипломатические представители России. В свою
очередь в Российской Федерации аккредитованы военно-
дипломатические представители более чем 60-ти государств. Персонал
военно-дипломатического представительства по своему правовому
положению делится на три группы: сотрудники, имеющие
дипломатический статус и, являющиеся частью дипломатического
корпуса (военные, военно-морские, военно-воздушные атташе и члены
их семей, а также их помощники и члены их семей), административно-
технический и обслуживающий персонал.
Все военные атташе в стране пребывания аккредитуются при
военном ведомстве. Совокупность военных атташе составляет корпус
военных атташе, во главе которого стоит дуайен (старейшина).
Дуайеном является, как правило, старший по рангу, а при равных рангах
— первый по времени прибытия в данное государство. Корпус военных
атташе, так же как и дипломатический корпус, имеет представительский
характер: присутствует на военных маневрах, парадах и т.д. Дуайен
представляет военных атташе перед военным ведомством (военным
министром).
Деятельность военно-дипломатического представительства
осуществляется на основе международного права, согласно которому
сбор информации о состоянии вооруженных сил и военно-
экономическом потенциале страны пребывания должен осуществляться
только легальными средствами. Наравне с другими сотрудниками
дипломатического представительства, военные атташе обязаны уважать
законы и правила страны пребывания, не вмешиваться в её внутренние
дела.
К функциям военного атташе следует отнести представительство
своей армии и сбор информации о вооруженных силах страны
пребывания. Военный атташе представляет свои вооруженные силы и
свое командование в иностранном государстве. С этой целью он
присутствует на парадах, маневрах, посещает воинские части, военное
ведомство и т.д. Представительская функция заметно расширяется в
военное время, когда военные атташе непосредственно (а не через
посла) участвуют в переговорах с представителями страны пребывания
(например, в союзном государстве) о координации действий. Военные
атташе, находящиеся во время войны в нейтральном государстве,
наблюдают за соблюдением им нейтралитета. Значительный круг
обязанностей возлагается на военных атташе в связи с пребыванием
военных кораблей его страны во внутренних и территориальных водах
страны пребывания.
Военные атташе сносятся с военными властями страны
пребывания с помощью отдела внешних сношений военного ведомства.
В этом отделе военный атташе получает различные справки, материалы, печатные издания, интересующие военных атташе, а также разрешения
на посещение воинских частей, военных учебных заведений, учений,
маневров и др. При посещении воинских частей военного атташе, как
правило, сопровождает сотрудник отдела внешних сношений военного
ведомства.
Важной функцией, которую выполняет военный атташе, является
сбор информации об армии страны, где он работает. Военный атташе
должен в любое время предоставить послу все необходимые сведения о
вооруженных силах страны пребывания, о военном значении тех или
иных событий во внутренней жизни государства. В связи с
выполнением функции по сбору информации об армии страны
пребывания возникает вопрос об источниках получения такой
информации. Деятельность военного атташе должна соответствовать
общепризнанным нормам и принципам международного права, согласно
которым сбор подобной информации должен осуществляться только
легальными средствами. Сотрудники военного атташе обязаны уважать
законы и обычаи страны пребывания, не вмешиваться в ее внутренние
дела. Помимо официальных источников военный атташе ведет личные
наблюдения; с этой целью он присутствует на военных учениях и
маневрах, парадах, посещает военные объекты, совершает поездки по
стране с разрешения военного ведомства.
Вместе с тем при осуществлении своих служебных обязанностей
сотрудники военно-дипломатического представительства пользуются
соответствующими привилегиями и иммунитетами, предусмотренными
Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.