4. Дипломатические иммунитеты и привилегии
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
В соответствии с международным правом создаются
благоприятные условия для дипломатических представителей при
осуществлении ими своих служебных обязанностей. Это достигается
путем предоставления дипломатам определенных иммунитетов (изъятия
из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегий, то есть
льгот, которых обычные иностранцы не имеют.
Правовая природа дипломатических иммунитетов и привилегий
заключается в том, что власть одного суверенного государства не может
распространяться на другое суверенное государство, а дипломатическое
представительство и его дипломатический персонал олицетворяют
именно государство.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 года дипломатические
иммунитеты и привилегии делятся на две большие группы: на
иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и
личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала
и членов их семей.
К первой группе иммунитетов относится неприкосновенность
помещений представительства. Согласно Венской конвенции 1961 г.,
под "помещениями представительства" понимаются здания или его
части, используемые для целей представительства, включая резиденцию
главы представительства, а также обслуживающий данное здание или
его части земельный участок, в том числе сад и автостоянка.
Гражданско-правовой статус (аренда, приобретение в собственность)
здания или его части, земельного участка, в том числе сада и
автостоянки. занимаемых представительством, не влияет на иммунитеты
и привилегии последнего.
При осуществлении неприкосновенности помещений
дипломатического представительства государство обязано, согласно
ст.22 Венской конвенции 1961 года, во-первых, обеспечить
эффективную внешнюю охрану этих помещений (зданий, сооружений
или их частей, а также земельного участка, в том числе сада и
автостоянки) и, во-вторых, не допускать вступления должностных лиц
государства в эти помещения без согласия главы представительства. Под
должностными лицами, в соответствии с положениями Венской
конвенции 1961 года понимаются лица, уполномоченные совершать
принудительные действия (следователи, контролеры, пожарная охрана,
судебные исполнители и т. д.).
Помещения представительства, предметы их обстановки и другое
находящееся в них имущество, а также средства передвижения
пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других
исполнительных действий. Согласно ст. 24 Венской конвенции 1961
года архивы и документы дипломатического представительства
неприкосновенны в любое время и независимо от местонахождения. Это положение Венской конвенции 1961 г. действует и в период разрыва
дипломатических отношений и во время вооруженного конфликта
между двумя государствами.
Помещения представительства, независимо от форм
собственности, обладают фискальным иммунитетом, т.е. они
освобождаются от всех видов налогов, сборов и пошлин, кроме тех,
которые являются платой за конкретные виды обслуживания, например,
плата за электричество, или за горячее водоснабжение.
Неприкосновенность распространяется также на официальную
переписку дипломатического представительства. Для ее доставки
используются как штатные дипломатические курьеры, обладающие
иммунитетом, так и временные (ad hoc) дипломатические курьеры,
однако их иммунитет сохраняется только до момента доставки ими
дипломатической почты по назначению.
Наряду с иммунитетами Венская конвенция 1961 года
предоставляет дипломатическим представительствам определенные
привилегии. В частности, в соответствии со ст. 36 государство
пребывания разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных
пошлин предметы, предназначенные для официального пользования
дипломатического представительства.
К числу привилегий дипломатического представительства следует
отнести его право на флаг и эмблему аккредитующего государства на
помещениях представительства, включая резиденцию главы
представительства, а также на его средствах передвижения (ст. 29).
Дипломатическое представительство имеет привилегию свободы
сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими
представительствами в других государствах. В этих целях государство
может пользоваться всеми подходящими средствами, включая
использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.
Ко второй группе иммунитетов относятся личные иммунитеты и
привилегии членов дипломатического персонала и их семей. Сюда
относится неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет
от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от
гражданской и административной юрисдикции в отношении
исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные
привилегии; освобождение от личных повинностей. Из
дипломатических иммунитетов международное право допускает три
изъятия. Можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого
имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично,
иск по наследственному делу, в котором эти лица выступают в
качестве наследников и т.п., а также иск по поводу
профессиональной или коммерческой деятельности, которой они
занимаются в целях личной выгоды.
В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются
членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном
значении этого слова.
Постоянные представительства государств при международных
организациях. В соответствии со своим суверенитетом государства
создают международные организации, а для поддержания официальных
отношений с ними, создают постоянные представительства при
международных организациях, миссии постоянных наблюдателей при
них, направляют делегации в органы международных организаций и на
международные конференции. Правовой статус этих органов
определяется Венской конвенцией о представительстве государств в их
отношениях с международными организациями универсального
характера 1975 г.
На представительства государств при международных
организациях распространяется дипломатические иммунитеты и
привилегии, такие как: неприкосновенность помещений
представительства, освобождение их от налогообложения, свобода
сношений для всех официальных целей. Кроме того, сотрудники
представительства имеют личные иммунитеты и привилегии
аналогичные тем, которые имеют дипломаты. Международные
чиновники, работающие в этих организациях, выезжающие в
командировки по поручению этих организаций, пользуются во время
командировок достаточно широкими привилегиями и иммунитетами.,
хотя они значительно уже по объему в сравнении с дипломатическими.
Генеральный секретарь ООН, его заместители, и члены их семей
пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно
международному праву дипломатическим представителям.
Если государства, не являются членами международных
организаций, то они могут направить на заседания тех или иных органов
международных организаций или на международные конференции
своих наблюдателей. Правовой статус делегации наблюдателей
приравнивается к делегациям государств - членов международных
организаций и участников международных конференций.
Для нормальной деятельности международных организаций они
заключают соответствующие договоры с государствами
местопребывания, где закрепляются положения о привилегиях и
иммунитетах представителей государств и должностных лиц
соответствующих организаций. Например, ООН заключила соглашения
с США и Швейцарией о штаб-квартирах Организации на территориях
этих двух стран (соответственно соглашения от 19 апреля 1946 г. и от 26
июня 1947 г.). Специализированные учреждения ООН, в свою очередь,
имеют соглашения с государствами, на территории которых
расположены их штаб-квартиры (ЮНЕСКО - с Францией, ФАО - с
Италией и т. д.).
Правовая природа иммунитетов и привилегий международных
организаций, как и в случае с дипломатическими представительствами, кроется в суверенном праве государств на международное
представительство. Это нашло свое закрепление в международно-
правовых актах. Так, Генеральная Ассамблея ООН 13 февраля 1946 г.
приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, а 21 ноября
1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о
привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Данная
конвенция применима ко всем специализированным учреждениям
системы ООН. Конвенции закрепили иммунитет представителей
государств в международных организациях значительно шире, чем
иммунитет должностных лиц. Однако, в отличие от дипломатических
представителей, которые аккредитованы при государствах пребывания,
представители при международных организациях реализуют свои права
на международное представительство не перед государствами, в
которых находятся, а в рамках международной организации.
Аналогичное положение складывается и в отношении делегаций
государств на международных конференциях, которые также не
аккредитованы при государстве, на территории которого проводится
конференция. Никто, разумеется, не может обязать государство стать
страной пребывания международной организации. Но коль скоро
государство взяло на себя такую роль, оно обязано обеспечить
представителям государств в международных организациях и
делегациям на конференциях соответствующие привилегии и
иммунитеты, которыми, конечно же, нельзя злоупотреблять.
Правовая природа дипломатических представителей и
представителей государств при международных организациях
различается тем, что первые аккредитованы в государстве пребывания, а
вторые представляют свои государства в международной организации
(органе, на конференции). И их назначение не требует получения
агремана от организации или государства пребывания, к тому же они не
могут быть объявлены persona non grata.
Специальные миссии. Правовой статус специальных миссий
определяется Конвенцией о специальных миссиях 1969 года, в
соответствии с которой специальная миссия - это делегация,
возглавляемая главой государства, главой правительства, главой
внешнеполитического ведомства в зависимости от задач специальных
миссий Их уровень зависит от того, кто возглавляет специальную
миссию. Международная практика насчитывает свыше 20 видов
специальных миссий.
Специальные миссии отличаются от дипломатических
представительств, во-первых, ограничением во времени и целевым
назначением, во-вторых, их может возглавлять и осуществлять одно лицо.
Для успешного осуществления своих функций на специальные миссии и их
персонал конвенция о специальных миссиях 1969 г. распространила
иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их
персонала, установленные Венской конвенцией 1961 г.
В соответствии с международным правом создаются
благоприятные условия для дипломатических представителей при
осуществлении ими своих служебных обязанностей. Это достигается
путем предоставления дипломатам определенных иммунитетов (изъятия
из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегий, то есть
льгот, которых обычные иностранцы не имеют.
Правовая природа дипломатических иммунитетов и привилегий
заключается в том, что власть одного суверенного государства не может
распространяться на другое суверенное государство, а дипломатическое
представительство и его дипломатический персонал олицетворяют
именно государство.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 года дипломатические
иммунитеты и привилегии делятся на две большие группы: на
иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и
личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала
и членов их семей.
К первой группе иммунитетов относится неприкосновенность
помещений представительства. Согласно Венской конвенции 1961 г.,
под "помещениями представительства" понимаются здания или его
части, используемые для целей представительства, включая резиденцию
главы представительства, а также обслуживающий данное здание или
его части земельный участок, в том числе сад и автостоянка.
Гражданско-правовой статус (аренда, приобретение в собственность)
здания или его части, земельного участка, в том числе сада и
автостоянки. занимаемых представительством, не влияет на иммунитеты
и привилегии последнего.
При осуществлении неприкосновенности помещений
дипломатического представительства государство обязано, согласно
ст.22 Венской конвенции 1961 года, во-первых, обеспечить
эффективную внешнюю охрану этих помещений (зданий, сооружений
или их частей, а также земельного участка, в том числе сада и
автостоянки) и, во-вторых, не допускать вступления должностных лиц
государства в эти помещения без согласия главы представительства. Под
должностными лицами, в соответствии с положениями Венской
конвенции 1961 года понимаются лица, уполномоченные совершать
принудительные действия (следователи, контролеры, пожарная охрана,
судебные исполнители и т. д.).
Помещения представительства, предметы их обстановки и другое
находящееся в них имущество, а также средства передвижения
пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других
исполнительных действий. Согласно ст. 24 Венской конвенции 1961
года архивы и документы дипломатического представительства
неприкосновенны в любое время и независимо от местонахождения. Это положение Венской конвенции 1961 г. действует и в период разрыва
дипломатических отношений и во время вооруженного конфликта
между двумя государствами.
Помещения представительства, независимо от форм
собственности, обладают фискальным иммунитетом, т.е. они
освобождаются от всех видов налогов, сборов и пошлин, кроме тех,
которые являются платой за конкретные виды обслуживания, например,
плата за электричество, или за горячее водоснабжение.
Неприкосновенность распространяется также на официальную
переписку дипломатического представительства. Для ее доставки
используются как штатные дипломатические курьеры, обладающие
иммунитетом, так и временные (ad hoc) дипломатические курьеры,
однако их иммунитет сохраняется только до момента доставки ими
дипломатической почты по назначению.
Наряду с иммунитетами Венская конвенция 1961 года
предоставляет дипломатическим представительствам определенные
привилегии. В частности, в соответствии со ст. 36 государство
пребывания разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных
пошлин предметы, предназначенные для официального пользования
дипломатического представительства.
К числу привилегий дипломатического представительства следует
отнести его право на флаг и эмблему аккредитующего государства на
помещениях представительства, включая резиденцию главы
представительства, а также на его средствах передвижения (ст. 29).
Дипломатическое представительство имеет привилегию свободы
сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими
представительствами в других государствах. В этих целях государство
может пользоваться всеми подходящими средствами, включая
использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.
Ко второй группе иммунитетов относятся личные иммунитеты и
привилегии членов дипломатического персонала и их семей. Сюда
относится неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет
от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от
гражданской и административной юрисдикции в отношении
исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные
привилегии; освобождение от личных повинностей. Из
дипломатических иммунитетов международное право допускает три
изъятия. Можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого
имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично,
иск по наследственному делу, в котором эти лица выступают в
качестве наследников и т.п., а также иск по поводу
профессиональной или коммерческой деятельности, которой они
занимаются в целях личной выгоды.
В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются
членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном
значении этого слова.
Постоянные представительства государств при международных
организациях. В соответствии со своим суверенитетом государства
создают международные организации, а для поддержания официальных
отношений с ними, создают постоянные представительства при
международных организациях, миссии постоянных наблюдателей при
них, направляют делегации в органы международных организаций и на
международные конференции. Правовой статус этих органов
определяется Венской конвенцией о представительстве государств в их
отношениях с международными организациями универсального
характера 1975 г.
На представительства государств при международных
организациях распространяется дипломатические иммунитеты и
привилегии, такие как: неприкосновенность помещений
представительства, освобождение их от налогообложения, свобода
сношений для всех официальных целей. Кроме того, сотрудники
представительства имеют личные иммунитеты и привилегии
аналогичные тем, которые имеют дипломаты. Международные
чиновники, работающие в этих организациях, выезжающие в
командировки по поручению этих организаций, пользуются во время
командировок достаточно широкими привилегиями и иммунитетами.,
хотя они значительно уже по объему в сравнении с дипломатическими.
Генеральный секретарь ООН, его заместители, и члены их семей
пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно
международному праву дипломатическим представителям.
Если государства, не являются членами международных
организаций, то они могут направить на заседания тех или иных органов
международных организаций или на международные конференции
своих наблюдателей. Правовой статус делегации наблюдателей
приравнивается к делегациям государств - членов международных
организаций и участников международных конференций.
Для нормальной деятельности международных организаций они
заключают соответствующие договоры с государствами
местопребывания, где закрепляются положения о привилегиях и
иммунитетах представителей государств и должностных лиц
соответствующих организаций. Например, ООН заключила соглашения
с США и Швейцарией о штаб-квартирах Организации на территориях
этих двух стран (соответственно соглашения от 19 апреля 1946 г. и от 26
июня 1947 г.). Специализированные учреждения ООН, в свою очередь,
имеют соглашения с государствами, на территории которых
расположены их штаб-квартиры (ЮНЕСКО - с Францией, ФАО - с
Италией и т. д.).
Правовая природа иммунитетов и привилегий международных
организаций, как и в случае с дипломатическими представительствами, кроется в суверенном праве государств на международное
представительство. Это нашло свое закрепление в международно-
правовых актах. Так, Генеральная Ассамблея ООН 13 февраля 1946 г.
приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, а 21 ноября
1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о
привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Данная
конвенция применима ко всем специализированным учреждениям
системы ООН. Конвенции закрепили иммунитет представителей
государств в международных организациях значительно шире, чем
иммунитет должностных лиц. Однако, в отличие от дипломатических
представителей, которые аккредитованы при государствах пребывания,
представители при международных организациях реализуют свои права
на международное представительство не перед государствами, в
которых находятся, а в рамках международной организации.
Аналогичное положение складывается и в отношении делегаций
государств на международных конференциях, которые также не
аккредитованы при государстве, на территории которого проводится
конференция. Никто, разумеется, не может обязать государство стать
страной пребывания международной организации. Но коль скоро
государство взяло на себя такую роль, оно обязано обеспечить
представителям государств в международных организациях и
делегациям на конференциях соответствующие привилегии и
иммунитеты, которыми, конечно же, нельзя злоупотреблять.
Правовая природа дипломатических представителей и
представителей государств при международных организациях
различается тем, что первые аккредитованы в государстве пребывания, а
вторые представляют свои государства в международной организации
(органе, на конференции). И их назначение не требует получения
агремана от организации или государства пребывания, к тому же они не
могут быть объявлены persona non grata.
Специальные миссии. Правовой статус специальных миссий
определяется Конвенцией о специальных миссиях 1969 года, в
соответствии с которой специальная миссия - это делегация,
возглавляемая главой государства, главой правительства, главой
внешнеполитического ведомства в зависимости от задач специальных
миссий Их уровень зависит от того, кто возглавляет специальную
миссию. Международная практика насчитывает свыше 20 видов
специальных миссий.
Специальные миссии отличаются от дипломатических
представительств, во-первых, ограничением во времени и целевым
назначением, во-вторых, их может возглавлять и осуществлять одно лицо.
Для успешного осуществления своих функций на специальные миссии и их
персонал конвенция о специальных миссиях 1969 г. распространила
иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их
персонала, установленные Венской конвенцией 1961 г.