5. Субъекты международного права; понятие, виды
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
Понятие субъекта права по существу тождественно понятию
субъекта правоотношения. Субъект правоотношения - необходимая
составная часть, обязательный элемент правоотношения. Право - всегда
кому-либо принадлежит, обязанность также всегда есть чья-либо
обязанность. Именно поэтому правоотношение включает в свой состав
субъектов права. Это отношение не между правом и обязанностью,
оторванными от их носителей, а между двумя субъектами права.
Субъектом международного отношения является лицо, участвующее или
могущее участвовать в международных отношениях, в силу чего оно
является субъектом международного права.
Другими словами, субъекты международного права - это стороны,
участвующие или способные участвовать в отношении,
урегулированном нормами международного права.
Круг субъектов международного права определяется их
способностью участвовать в международных отношениях,
регулируемых международным правом.
Важнейшей чертой, характеризующей субъект международного
права, является его способность иметь международные права,
реализовать их и нести обязанности, а также участвовать в
правоотношениях. Такая способность, характеризующая субъект
международного права, определяется термином правосубъектность.
"Всякая правосубъектность включает в себя способность как обладать
правами и обязанностями, так и их осуществлять".4
Субъекты международного права делятся по видам. Каждый вид
обладает характерными чертами, присущими только ему.
Так, одни субъекты международного права обладают
суверенитетом, например, государства, колониальные народы и нации,
борющиеся за свое освобождение. При этом колониальные народы и
нации, борющиеся за свое освобождение, признаются субъектом
международного права при условии, что они имеют, во-первых,
национальную территорию, во-вторых, орган, возглавляющий
освободительное движение и, в-третьих, освободительное движение
поддерживается основной частью населения.
Другие субъекты международного права не обладают
суверенитетом, например, международные межгосударственные
организации или квазигосударственные образования. Примером может
служить ООН или Ватикан.
Субъекты международного права могут характеризоваться по
природе правосубъектности. С этой позиции субъекты международного
права делятся на первичные, к ним относятся государства и
колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение, и вторичные, создаваемые первичными. К ним относятся международные
организации и квазигосударственные образования.
Еще одна черта, характеризующая субъект международного права
-это объем его правосубъектности.
По объему правосубъектности субъект международного права
делятся на государства, обладающие полной правосубъектности и
субъекты международного права, обладающие специальной
правосубъектностью. К ним относятся: колониальные народы и нации,
борющиеся за свое освобождение, а также международные организации
и квазигосударственные образования.
Отличительной чертой субъектов международного права
государств является их суверенность. Под суверенностью государства
государственным суверенитетом - понимается присущее государству
верховенство на своей территории и независимость в международных
отношениях.
Такое свойство суверенности присуще исключительно
государствам. Оно определяет их главные характерные особенности как
субъектов международного права.
В силу своей суверенности государства ipso facto - лишь в
результате одного факта своего существования - являются субъектами
международного права. Международная правосубъектность государства
не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников
международных отношений. Один лишь факт образования нового
государства делает его субъектом международно-правовых отношений
независимо от воли любых других субъектов международного права.
Международная правосубъектность государства существует в
полном объеме на продолжении всего периода существования
государства. Она прекращается лишь с прекращением данного
государства в связи, например, с его вхождением в состав нового
государства или разъединением на два или несколько независимых
государств.
Признание - односторонний добровольный акт государства,
исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву
государства заявлять о признании соответствующего государства, в
котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как
субъект международного права и намерено поддерживать с ним
официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся
неконституционным путем в государстве достаточно эффективной,
чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель
этого государства либо населения соответствующей территории.
Новое государство имеет право на международное признание.
Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и
взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной
целостности и невмешательства во внутренние дела.
Объектами (дестинаторами) признания могут быть государства,
правительства, правительства в изгнании, повстанцы (в качестве
воюющей стороны) и др.
Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда
государство возникло в результате: а) социальной революции,
приведшей к замене одного общественного строя другим; б)
образования государств в ходе национально-освободительной борьбы,
когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали
независимые государства; в) слияния двух или более государств или
разъединения одного государства на два или более.
Признание правительств имеет место обычно в тех случаях, когда
к власти неконституционным путем приходит новое правительство. При
его признании другие государства учитывают, как правило, насколько
эффективно фактически контролирует новое правительство территорию
и власть в стране; какова степень поддержки нового правительства
населением страны; готовность и способность нового правительства
выполнять свои международные обязательства. Здесь, пожалуй, можно
говорить о “политическом” характере признания, т.е. воздерживающееся
от признания правительства государство не желает иметь нормальные
отношения с существующим режимом. Однако непризнание этого
режима не означает, что соответствующее государство не обладает
признаками государственности.
Критерием признания правительства в изгнании является
эффективность его действий, которые должны выражаться в
поддержании тесной связи со своим народом, в руководстве борьбой с
оккупантами, в осуществлении регулярного контроля над воинскими
формированиями, которые могут действовать самостоятельно или в
составе союзных армий. Так, Советский Союз признавал польское
правительство в эмиграции (в Лондоне) во время Второй мировой
войны, правительство Кувейта в эмиграции (в 1990 г.).
Признание воюющей стороны. Воюющая сторона — это участник
международно-правовых отношений, регулируемых правом
вооруженных конфликтов и возникающих в связи с началом
вооруженной борьбы. Различают воюющую сторону в международном
вооруженном конфликте (государства и борющиеся за независимость
народы и нации) и в вооруженном конфликте немеждународного
характера (стороны в гражданской войне). Признание воюющей стороны
в международном вооруженном конфликте возникает, например, в
случае вооруженной борьбы против вторгшегося противника. Так, во
время. Второй мировой войны в качестве воюющей стороны была
признана Франция (“Сражающаяся Франция”).
Признание воюющей стороны в гражданской войне дает ей возможность пользоваться правами, признаваемыми в международном
праве, например, вступать в договорные отношения с другими
субъектами международного права. Государство, на территории
которого происходит внутренний вооруженный конфликт, как правило,
отказывается признавать повстанцев в качестве самостоятельного
субъекта международного права. Международно-правовая практика
признает повстанцев в качестве воюющей стороны, в случае, если они:
а) имеют свою организацию; б) имеют во главе движения лиц,
ответственных за их действия; в) установили свою власть на
определенной территории и эффективно ею пользуются; г) соблюдают в
своих действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов.
Признание повстанцев воюющей стороной исключает применение
к ним уголовных законов; будучи захваченными, они не могут быть
судимы за участие в восстании, а должны содержаться как
военнопленные. После того как повстанцы добиваются отделения части
территории, возникает вопрос о признании нового государства, а после
того как они собственными силами, без поддержки извне, свергают
центральное правительство и устанавливают свой контроль над всей
государственной территорией, речь идет уже о признании
правительства.
Признание может быть полным, окончательным и официальным.
Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное
признание именуется de facto.
Признание de jure (официальное) выражается в официальных
актах, например, заявлении об установлении дипломатических
отношений, что является классической формой признания государства,
даже если в предложении об установлении таких отношений не
содержится заявления об официальном признании, заключении
договоров по политическим, экономическим, культурным и иным
вопросам. Признание de jure имеет обратную силу, т.е. признающее
государство обязуется (фактом признания) уважать законодательство
признанного субъекта международного права, изданное им до его
признания.
Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда
у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого
субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя
временным образованием. Этот вид признания может быть реализован,
например, путем участия признаваемых субъектов в международных
конференциях, многосторонних договорах, международных
организациях. Признание de facto, как правило, не влечет за собой
установление дипломатических отношений. Между государствами
устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не
происходит обмена дипломатическими представительствами. Следует
заметить, что международные суды при доказательстве наличия
эффективного правительства придают одинаковую силу признаниям de facto и de jure. Указанное различие имеет место исключительно в
политическом контексте признания правительств.
Признание ad hoc - это временное или разовое признание,
признание для данного случая, данной цели.
Некоторые юристы-международники в прошлом (Г. Трипель, Д.
Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек и др.) и некоторые из числа
современных (Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт) развивали так называемую
конститутивную теорию признания, согласно которой признание
государства является конститутивным актом, от которого зависит его
международная правосубъектность.5 Однако эта теория полностью
опрокидывается фактами реальной действительности, наглядно
подтверждающей, что любое государство независимо от признания или
непризнания его другими государствами способно иметь и эффективно
осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и
обязанности. Другие участники международного общения обязаны
независимо от признания или непризнания ими данного государства строго
соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные
нормы международного права.
Государство в отличие от других субъектов международного права
обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в
отношении предмета международно-правого регулирования, ни во
времени, поскольку государство существует.
Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее
большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что признание
не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует
возникновение нового субъекта международного права и облегчает
осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю
независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и
существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартене. - Признанием его
лишь констатируется его рождение"6. Л.А. Моджорян отмечает, что
признание "не создает нового субъекта международного права".
Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права
наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства,
пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа,
"будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием
или нет"7.
Признание или непризнание не влияет на существование нового
государства. Признание носит декларативный характер.
Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных
им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами,
юридическим последствием международного признания является
признание юридической силы за законами и подзаконными актами
признанного государства.
Понятие субъекта права по существу тождественно понятию
субъекта правоотношения. Субъект правоотношения - необходимая
составная часть, обязательный элемент правоотношения. Право - всегда
кому-либо принадлежит, обязанность также всегда есть чья-либо
обязанность. Именно поэтому правоотношение включает в свой состав
субъектов права. Это отношение не между правом и обязанностью,
оторванными от их носителей, а между двумя субъектами права.
Субъектом международного отношения является лицо, участвующее или
могущее участвовать в международных отношениях, в силу чего оно
является субъектом международного права.
Другими словами, субъекты международного права - это стороны,
участвующие или способные участвовать в отношении,
урегулированном нормами международного права.
Круг субъектов международного права определяется их
способностью участвовать в международных отношениях,
регулируемых международным правом.
Важнейшей чертой, характеризующей субъект международного
права, является его способность иметь международные права,
реализовать их и нести обязанности, а также участвовать в
правоотношениях. Такая способность, характеризующая субъект
международного права, определяется термином правосубъектность.
"Всякая правосубъектность включает в себя способность как обладать
правами и обязанностями, так и их осуществлять".4
Субъекты международного права делятся по видам. Каждый вид
обладает характерными чертами, присущими только ему.
Так, одни субъекты международного права обладают
суверенитетом, например, государства, колониальные народы и нации,
борющиеся за свое освобождение. При этом колониальные народы и
нации, борющиеся за свое освобождение, признаются субъектом
международного права при условии, что они имеют, во-первых,
национальную территорию, во-вторых, орган, возглавляющий
освободительное движение и, в-третьих, освободительное движение
поддерживается основной частью населения.
Другие субъекты международного права не обладают
суверенитетом, например, международные межгосударственные
организации или квазигосударственные образования. Примером может
служить ООН или Ватикан.
Субъекты международного права могут характеризоваться по
природе правосубъектности. С этой позиции субъекты международного
права делятся на первичные, к ним относятся государства и
колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение, и вторичные, создаваемые первичными. К ним относятся международные
организации и квазигосударственные образования.
Еще одна черта, характеризующая субъект международного права
-это объем его правосубъектности.
По объему правосубъектности субъект международного права
делятся на государства, обладающие полной правосубъектности и
субъекты международного права, обладающие специальной
правосубъектностью. К ним относятся: колониальные народы и нации,
борющиеся за свое освобождение, а также международные организации
и квазигосударственные образования.
Отличительной чертой субъектов международного права
государств является их суверенность. Под суверенностью государства
государственным суверенитетом - понимается присущее государству
верховенство на своей территории и независимость в международных
отношениях.
Такое свойство суверенности присуще исключительно
государствам. Оно определяет их главные характерные особенности как
субъектов международного права.
В силу своей суверенности государства ipso facto - лишь в
результате одного факта своего существования - являются субъектами
международного права. Международная правосубъектность государства
не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников
международных отношений. Один лишь факт образования нового
государства делает его субъектом международно-правовых отношений
независимо от воли любых других субъектов международного права.
Международная правосубъектность государства существует в
полном объеме на продолжении всего периода существования
государства. Она прекращается лишь с прекращением данного
государства в связи, например, с его вхождением в состав нового
государства или разъединением на два или несколько независимых
государств.
Признание - односторонний добровольный акт государства,
исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву
государства заявлять о признании соответствующего государства, в
котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как
субъект международного права и намерено поддерживать с ним
официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся
неконституционным путем в государстве достаточно эффективной,
чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель
этого государства либо населения соответствующей территории.
Новое государство имеет право на международное признание.
Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и
взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной
целостности и невмешательства во внутренние дела.
Объектами (дестинаторами) признания могут быть государства,
правительства, правительства в изгнании, повстанцы (в качестве
воюющей стороны) и др.
Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда
государство возникло в результате: а) социальной революции,
приведшей к замене одного общественного строя другим; б)
образования государств в ходе национально-освободительной борьбы,
когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали
независимые государства; в) слияния двух или более государств или
разъединения одного государства на два или более.
Признание правительств имеет место обычно в тех случаях, когда
к власти неконституционным путем приходит новое правительство. При
его признании другие государства учитывают, как правило, насколько
эффективно фактически контролирует новое правительство территорию
и власть в стране; какова степень поддержки нового правительства
населением страны; готовность и способность нового правительства
выполнять свои международные обязательства. Здесь, пожалуй, можно
говорить о “политическом” характере признания, т.е. воздерживающееся
от признания правительства государство не желает иметь нормальные
отношения с существующим режимом. Однако непризнание этого
режима не означает, что соответствующее государство не обладает
признаками государственности.
Критерием признания правительства в изгнании является
эффективность его действий, которые должны выражаться в
поддержании тесной связи со своим народом, в руководстве борьбой с
оккупантами, в осуществлении регулярного контроля над воинскими
формированиями, которые могут действовать самостоятельно или в
составе союзных армий. Так, Советский Союз признавал польское
правительство в эмиграции (в Лондоне) во время Второй мировой
войны, правительство Кувейта в эмиграции (в 1990 г.).
Признание воюющей стороны. Воюющая сторона — это участник
международно-правовых отношений, регулируемых правом
вооруженных конфликтов и возникающих в связи с началом
вооруженной борьбы. Различают воюющую сторону в международном
вооруженном конфликте (государства и борющиеся за независимость
народы и нации) и в вооруженном конфликте немеждународного
характера (стороны в гражданской войне). Признание воюющей стороны
в международном вооруженном конфликте возникает, например, в
случае вооруженной борьбы против вторгшегося противника. Так, во
время. Второй мировой войны в качестве воюющей стороны была
признана Франция (“Сражающаяся Франция”).
Признание воюющей стороны в гражданской войне дает ей возможность пользоваться правами, признаваемыми в международном
праве, например, вступать в договорные отношения с другими
субъектами международного права. Государство, на территории
которого происходит внутренний вооруженный конфликт, как правило,
отказывается признавать повстанцев в качестве самостоятельного
субъекта международного права. Международно-правовая практика
признает повстанцев в качестве воюющей стороны, в случае, если они:
а) имеют свою организацию; б) имеют во главе движения лиц,
ответственных за их действия; в) установили свою власть на
определенной территории и эффективно ею пользуются; г) соблюдают в
своих действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов.
Признание повстанцев воюющей стороной исключает применение
к ним уголовных законов; будучи захваченными, они не могут быть
судимы за участие в восстании, а должны содержаться как
военнопленные. После того как повстанцы добиваются отделения части
территории, возникает вопрос о признании нового государства, а после
того как они собственными силами, без поддержки извне, свергают
центральное правительство и устанавливают свой контроль над всей
государственной территорией, речь идет уже о признании
правительства.
Признание может быть полным, окончательным и официальным.
Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное
признание именуется de facto.
Признание de jure (официальное) выражается в официальных
актах, например, заявлении об установлении дипломатических
отношений, что является классической формой признания государства,
даже если в предложении об установлении таких отношений не
содержится заявления об официальном признании, заключении
договоров по политическим, экономическим, культурным и иным
вопросам. Признание de jure имеет обратную силу, т.е. признающее
государство обязуется (фактом признания) уважать законодательство
признанного субъекта международного права, изданное им до его
признания.
Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда
у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого
субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя
временным образованием. Этот вид признания может быть реализован,
например, путем участия признаваемых субъектов в международных
конференциях, многосторонних договорах, международных
организациях. Признание de facto, как правило, не влечет за собой
установление дипломатических отношений. Между государствами
устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не
происходит обмена дипломатическими представительствами. Следует
заметить, что международные суды при доказательстве наличия
эффективного правительства придают одинаковую силу признаниям de facto и de jure. Указанное различие имеет место исключительно в
политическом контексте признания правительств.
Признание ad hoc - это временное или разовое признание,
признание для данного случая, данной цели.
Некоторые юристы-международники в прошлом (Г. Трипель, Д.
Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек и др.) и некоторые из числа
современных (Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт) развивали так называемую
конститутивную теорию признания, согласно которой признание
государства является конститутивным актом, от которого зависит его
международная правосубъектность.5 Однако эта теория полностью
опрокидывается фактами реальной действительности, наглядно
подтверждающей, что любое государство независимо от признания или
непризнания его другими государствами способно иметь и эффективно
осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и
обязанности. Другие участники международного общения обязаны
независимо от признания или непризнания ими данного государства строго
соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные
нормы международного права.
Государство в отличие от других субъектов международного права
обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в
отношении предмета международно-правого регулирования, ни во
времени, поскольку государство существует.
Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее
большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что признание
не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует
возникновение нового субъекта международного права и облегчает
осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю
независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и
существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартене. - Признанием его
лишь констатируется его рождение"6. Л.А. Моджорян отмечает, что
признание "не создает нового субъекта международного права".
Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права
наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства,
пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа,
"будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием
или нет"7.
Признание или непризнание не влияет на существование нового
государства. Признание носит декларативный характер.
Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных
им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами,
юридическим последствием международного признания является
признание юридической силы за законами и подзаконными актами
признанного государства.