XVIII. Косвенная оценка спроса

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 

Врядли имеется необходимость проводить полномасштабное исследование объема спроса, в то время как его можно оценить по косвенным признакам.

О превышении спроса над предложением свидетельствуют следующие факты:

Предприятия-конкуренты, которые активно рекламируют свою продукцию, принимают заказы на 2003 год. Их мощность не позволяет начать их выполнение в ближайшее время.

Московские фирмы, занимающиеся размещением заказов, утверждают, что те производители, с которыми они работали до недавнего времени, не справляются с предлагаемыми объемами работ.

Предприятия, которые производили дома из оцилиндрованных бревен, получают заказы на дома ручной рубки и спешно разворачивают их производство. Нехватка соответствующих мощностей – их основная проблема.

О наличии скрытого спроса можно судить по следующим фактам:

В результате участия в Московской выставке, один из конкурентов в течение 3 дней подписал договора на производство 10 000 м2 срубов общей стоимостью свыше полутора миллионов долларов.

Из тех мест, где появляется рубленый дом соответствующего качества, в течение полугода поступает еще от 5 до 10 заказов на аналогичные дома.

Возможный рост спроса можно оценить исходя из следующих утверждений:

Мода на рубленые дома в Западной Европе рано или поздно придет и в Россию.

Тенденции к возрождению русских традиций, стремление к старине уже сейчас имеют существенное значение на рынке.

Даже медленный экономический рост рано или поздно обеспечит формирование т.н. «среднего класса», которые являются основными потребителями домов этого качества.

Загородное строительство становится одним из приоритетных направлений в строительстве, особенно в Москве и отчасти в Санкт-Петербурге. Причем речь идет не только об индивидуальном домостроении, но и о развитии гостиничного и туристического бизнеса.

Эластичность спроса

Рассматривать эластичность спроса по цене можно в двух ракурсах – в разрезе всего рынка и в разрезе одного предприятия.

В разрезе одного предприятия спрос будет обладать довольно высокой эластичностью, т.к. однородную продукцию с одинаковым качеством предлагает несколько предприятий. Как правило, дилеры осведомлены о ценах на различных предприятиях, и зачастую выбирают именно того производителя, который при прочих равных условиях предлагает более низкую цену. Примерный график эластичности спроса по цене для отдельно взятого предприятия представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Эластичность спроса по цене для отдельно взятого предприятия

Для рынка в целом эластичность спроса по цене определяется совершенно другими причинами. Интересы покупателей в области недвижимости не сильно меняются с изменением цен на них. Если человек хочет жить в рубленом доме определенного качества, он не перестанет хотеть в нем жить, если цена на него возрастет. Если модно встречать Новый год в рубленом гостиничном коттедже, это и останется модным.

Для конечных потребителей - юридических лиц спрос по цене практически неэластичен до того момента, пока рубленый дом остается дешевле кирпичного в сторону увеличения цены. Уменьшение цены можно не рассматривать – точка безубыточности лежит на прямом, неэластичном участке.

Для конечных потребителей - физических лиц эластичность спроса определяется кривой уровня доходов. При этом количество заказчиков при росте цены сократится только для той категории покупателей, которые выбирают рубленый дом исходя из его стоимости и сумма, выделенная на строительство дома, ограничена. Поскольку таких заказчиков немного, с одной стороны, и существуют способы снижения сметной стоимости, отличные от снижения цены – с другой, можно говорить о небольшой эластичности спроса по цене до ее подъема на определенный уровень.

Для рынка Западной Европы спрос по цене неэластичен до уровня, когда российская продукция несравнима по цене с зарубежными аналогами.

Эластичность спроса для отдельно взятого предприятия следует учитывать при определении политики ценообразования, в то время как эластичность спроса на рынке в целом характеризует устойчивость работы предприятия при рыночных изменениях, таких как рост цен на сырье, трудовые ресурсы, ужесточение налогового гнета и проч.

Сегментация рынка

Врядли имеется необходимость проводить полномасштабное исследование объема спроса, в то время как его можно оценить по косвенным признакам.

О превышении спроса над предложением свидетельствуют следующие факты:

Предприятия-конкуренты, которые активно рекламируют свою продукцию, принимают заказы на 2003 год. Их мощность не позволяет начать их выполнение в ближайшее время.

Московские фирмы, занимающиеся размещением заказов, утверждают, что те производители, с которыми они работали до недавнего времени, не справляются с предлагаемыми объемами работ.

Предприятия, которые производили дома из оцилиндрованных бревен, получают заказы на дома ручной рубки и спешно разворачивают их производство. Нехватка соответствующих мощностей – их основная проблема.

О наличии скрытого спроса можно судить по следующим фактам:

В результате участия в Московской выставке, один из конкурентов в течение 3 дней подписал договора на производство 10 000 м2 срубов общей стоимостью свыше полутора миллионов долларов.

Из тех мест, где появляется рубленый дом соответствующего качества, в течение полугода поступает еще от 5 до 10 заказов на аналогичные дома.

Возможный рост спроса можно оценить исходя из следующих утверждений:

Мода на рубленые дома в Западной Европе рано или поздно придет и в Россию.

Тенденции к возрождению русских традиций, стремление к старине уже сейчас имеют существенное значение на рынке.

Даже медленный экономический рост рано или поздно обеспечит формирование т.н. «среднего класса», которые являются основными потребителями домов этого качества.

Загородное строительство становится одним из приоритетных направлений в строительстве, особенно в Москве и отчасти в Санкт-Петербурге. Причем речь идет не только об индивидуальном домостроении, но и о развитии гостиничного и туристического бизнеса.

Эластичность спроса

Рассматривать эластичность спроса по цене можно в двух ракурсах – в разрезе всего рынка и в разрезе одного предприятия.

В разрезе одного предприятия спрос будет обладать довольно высокой эластичностью, т.к. однородную продукцию с одинаковым качеством предлагает несколько предприятий. Как правило, дилеры осведомлены о ценах на различных предприятиях, и зачастую выбирают именно того производителя, который при прочих равных условиях предлагает более низкую цену. Примерный график эластичности спроса по цене для отдельно взятого предприятия представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Эластичность спроса по цене для отдельно взятого предприятия

Для рынка в целом эластичность спроса по цене определяется совершенно другими причинами. Интересы покупателей в области недвижимости не сильно меняются с изменением цен на них. Если человек хочет жить в рубленом доме определенного качества, он не перестанет хотеть в нем жить, если цена на него возрастет. Если модно встречать Новый год в рубленом гостиничном коттедже, это и останется модным.

Для конечных потребителей - юридических лиц спрос по цене практически неэластичен до того момента, пока рубленый дом остается дешевле кирпичного в сторону увеличения цены. Уменьшение цены можно не рассматривать – точка безубыточности лежит на прямом, неэластичном участке.

Для конечных потребителей - физических лиц эластичность спроса определяется кривой уровня доходов. При этом количество заказчиков при росте цены сократится только для той категории покупателей, которые выбирают рубленый дом исходя из его стоимости и сумма, выделенная на строительство дома, ограничена. Поскольку таких заказчиков немного, с одной стороны, и существуют способы снижения сметной стоимости, отличные от снижения цены – с другой, можно говорить о небольшой эластичности спроса по цене до ее подъема на определенный уровень.

Для рынка Западной Европы спрос по цене неэластичен до уровня, когда российская продукция несравнима по цене с зарубежными аналогами.

Эластичность спроса для отдельно взятого предприятия следует учитывать при определении политики ценообразования, в то время как эластичность спроса на рынке в целом характеризует устойчивость работы предприятия при рыночных изменениях, таких как рост цен на сырье, трудовые ресурсы, ужесточение налогового гнета и проч.

Сегментация рынка