XXXIII. Анализ чувствительности проекта
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Основным риском проекта является снижение объема заказов по сравнению с запланированным уровнем. На объем заказов влияет большинство рыночных факторов – изменения курсов валют, уровень доходов населения, внешнеэкономическая ситуация, изменение цен, изменение предпочтений заказчиков и т.д. Остальные факторы, не связанные с объемом заказов, влияют на показатели проекта косвенно, так что невозможно отследить их влияние на плановые показатели, либо так, что это приводит к пропорциональному изменению всех показателей плана. Так например увеличение цены на сырье повлечет за собой увеличение цен на всем рынке, следовательно, рынок увеличит цены на продукцию. При незначительном повышении цен это просто увеличит затраты и прибыль одновременно, а в случае высокого повышения – приведет к сокращению спроса и, соответственно, сокращению числа заказов. Поэтому в качестве параметра при анализ чувствительности проекта использовался именно объем заказов.
Изменение объема заказов в сторону увеличения рассматривался для оценки возможного ухудшения показателей проекта. Анализ показал, что при увеличении объема заказов показатели проекта не ухудшаются, дополнительных вложений в оборотные средства при этом не требуется.
При уменьшении объема заказов в первую очередь определялся его критический уровень – превышение затрат над доходами от реализации. Для стратегии «Лидер» этот уровень составляет 43% от запланированного объема заказов, для стратегии «Сильный конкурент» - 56%, для стратегии «Мелкий субподрядчик» - 83%. Это означает, что стратегии, направленные на создание крупного производства менее рискованные, чем ориентированные на небольшие объемы работ. Учитывая, что в финансовом плане рассматривался объем работ на 25% ниже вероятного, а затраты скорей завышены по сравнению с ожидаемыми, можно говорить о том, что крупное производство окупится даже в случае, если объем заказов составит менее 1/3 прогнозируемого в плане уровня мощности.
Стратегия «Мелкий субподрядчик» чрезвычайно чувствительна к сокращению объема заказов, поэтому при ее выборе основная задача ляжет на маркетинговую составляющую управления предприятием. Возможно, потребуются дополнительные вложения в рекламу для увеличения объема заказов.
Сравнительный анализ финансового плана для различных стратегий
Таблица 35. Основные показатели финансового плана для различных стратегий
Показатель |
Лидер |
Сильный конкурент |
Мелкий субподрядчик |
Объем инвестиций |
250 000 |
150 000 |
31 000 |
Чистая прибыль на конец периода |
633 294 |
443 885 |
139 087 |
Рентабельность производства на конец периода |
10.86% |
10.86% |
10.86% |
Свободные ДС на конец периода |
379 369 |
271 738 |
103 576 |
Дисконтированный ЧПДС на конец периода |
364 413 |
282 821 |
118 794 |
Дисконтированная остаточная стоимость проекта на конец периода |
49 916 |
18 012 |
-24 422 |
NPV на конец периода |
414 329 |
300 833 |
94 372 |
Внутренняя норма доходности |
54.70% |
81.12% |
93.61% |
Дисконтированный срок окупаемости, лет |
1.54 |
1.37 |
1.01 |
Дивиденды, выплаченные за период |
292 579 |
205 736 |
64 974 |
В % от объема инвестиций |
117% |
137% |
210% |
Прогнозируемая годовая доходность инвестиций по окончании периода |
116% |
130% |
177% |
Ежемесячный приток средств |
20 782 |
13 992 |
3 946 |
Критический уровень объема заказов |
43% |
56% |
83% |
Доходность инвестиций по каждой стратегии превышает уровень нормальной прибыли от инвестиций в производство. Чем выше доходность инвестиций, тем выше риск, связанный с сокращением объема заказов.
В целом на основе финансового плана проект можно охарактеризовать как доходный, причем доходы от него могут поступать инвестору не на ограниченном промежутке времени, а в течении всего срока деятельности предприятия.
Основным риском проекта является снижение объема заказов по сравнению с запланированным уровнем. На объем заказов влияет большинство рыночных факторов – изменения курсов валют, уровень доходов населения, внешнеэкономическая ситуация, изменение цен, изменение предпочтений заказчиков и т.д. Остальные факторы, не связанные с объемом заказов, влияют на показатели проекта косвенно, так что невозможно отследить их влияние на плановые показатели, либо так, что это приводит к пропорциональному изменению всех показателей плана. Так например увеличение цены на сырье повлечет за собой увеличение цен на всем рынке, следовательно, рынок увеличит цены на продукцию. При незначительном повышении цен это просто увеличит затраты и прибыль одновременно, а в случае высокого повышения – приведет к сокращению спроса и, соответственно, сокращению числа заказов. Поэтому в качестве параметра при анализ чувствительности проекта использовался именно объем заказов.
Изменение объема заказов в сторону увеличения рассматривался для оценки возможного ухудшения показателей проекта. Анализ показал, что при увеличении объема заказов показатели проекта не ухудшаются, дополнительных вложений в оборотные средства при этом не требуется.
При уменьшении объема заказов в первую очередь определялся его критический уровень – превышение затрат над доходами от реализации. Для стратегии «Лидер» этот уровень составляет 43% от запланированного объема заказов, для стратегии «Сильный конкурент» - 56%, для стратегии «Мелкий субподрядчик» - 83%. Это означает, что стратегии, направленные на создание крупного производства менее рискованные, чем ориентированные на небольшие объемы работ. Учитывая, что в финансовом плане рассматривался объем работ на 25% ниже вероятного, а затраты скорей завышены по сравнению с ожидаемыми, можно говорить о том, что крупное производство окупится даже в случае, если объем заказов составит менее 1/3 прогнозируемого в плане уровня мощности.
Стратегия «Мелкий субподрядчик» чрезвычайно чувствительна к сокращению объема заказов, поэтому при ее выборе основная задача ляжет на маркетинговую составляющую управления предприятием. Возможно, потребуются дополнительные вложения в рекламу для увеличения объема заказов.
Сравнительный анализ финансового плана для различных стратегий
Таблица 35. Основные показатели финансового плана для различных стратегий
Показатель |
Лидер |
Сильный конкурент |
Мелкий субподрядчик |
Объем инвестиций |
250 000 |
150 000 |
31 000 |
Чистая прибыль на конец периода |
633 294 |
443 885 |
139 087 |
Рентабельность производства на конец периода |
10.86% |
10.86% |
10.86% |
Свободные ДС на конец периода |
379 369 |
271 738 |
103 576 |
Дисконтированный ЧПДС на конец периода |
364 413 |
282 821 |
118 794 |
Дисконтированная остаточная стоимость проекта на конец периода |
49 916 |
18 012 |
-24 422 |
NPV на конец периода |
414 329 |
300 833 |
94 372 |
Внутренняя норма доходности |
54.70% |
81.12% |
93.61% |
Дисконтированный срок окупаемости, лет |
1.54 |
1.37 |
1.01 |
Дивиденды, выплаченные за период |
292 579 |
205 736 |
64 974 |
В % от объема инвестиций |
117% |
137% |
210% |
Прогнозируемая годовая доходность инвестиций по окончании периода |
116% |
130% |
177% |
Ежемесячный приток средств |
20 782 |
13 992 |
3 946 |
Критический уровень объема заказов |
43% |
56% |
83% |
Доходность инвестиций по каждой стратегии превышает уровень нормальной прибыли от инвестиций в производство. Чем выше доходность инвестиций, тем выше риск, связанный с сокращением объема заказов.
В целом на основе финансового плана проект можно охарактеризовать как доходный, причем доходы от него могут поступать инвестору не на ограниченном промежутке времени, а в течении всего срока деятельности предприятия.