1. Теоретические основы метода “Социометрия: Мониторинг”.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12Метод социометрии определяется его автором Морено Дж. как “математическое изучение психологических свойств населения”, где под “психологическим свойством” понимается состояние “влечения и отвращения между различными лицами”, возникающее в “организованном движении” [ 9, с.39]. В последующих работах было показано, что социометрия как метод исследования является “эффективным инструментом социально–психологического изучения структуры малых групп” [16]. Объектом исследования в социометрии является социальная группа, а предметом – ее структура, межличностные отношения в группе.
Метод социометрии в его традиционном варианте достаточно широко используется для решения проблем психологической и педагогической практики, однако для динамичного контроля в режиме мониторинга требуется специальная модификация метода.
Одной из широко используемых социометрических процедур является графическое изображение структуры межличностных отношений между индивидами в группе в виде социограммы–схемы. Большинство исследователей–социометристов пользуются этой процедурой как единственно доступной для структурального анализа коллектива. Однако для задач мониторинга такая методика выстраивания социограмм непригодна. Это обусловлено тем, что техника в виде графических схем не требует от исследователя при моделировании связей математически точно определять вектор “влечения – отвращения”, проецированный в социальное пространство. Можно считать, что моделирование структуры таким способом не отвечает математическим условиям применения геометрии пространства. Сам автор видел ограниченность “ручной” техники графического отображения структуры социальной группы и указывал на ее преходящее значение. По мнению Дж.Морено, “социальные конфигурации, отображенные на социограммах, элементарны и грубы, по сравнению со сложными отношениями, ритмами и темпами, действующими внутри живого социального организма. С разработкой социометрической техники и с улучшением существующих инструментов постепенно станут понятнее более тонкие и зрелые процессы, действующие внутри социальных организаций “ [9, с.89].
Новые методические подходы к проведению социометрии в целях мониторинга заключаются в следующем.
Во-первых, социометрическая методика была изменена таким образом, что в условиях мониторинга ведущим приемом анализа становится статистический анализ взаимооценок партнеров по диаде. Этот прием позволяет преодолеть сложившийся стереотип структурального подхода к анализу социометрической информации и выйти на новый тип ее графического представления и качественной интерпретации.
Во-вторых, в условиях мониторинга существует необходимость сбора, хранения и систематизации большого количества информации. Наличие объемных информационных массивов требует внедрения компьютерных методов обработки. Это обеспечивает не только скорость, точность и надежность обработки данных, но и становится средством качественно другого способа моделирования социометрических объектов.
В-третьих, условия мониторинга более чем другие приемы создают возможность снимать ту широкую ситуацию или внеиндивидуальную структуру социальных сетей (Дж. Морено), в рамках которых получают определенную направленность и динамику эмоциональные отношения и чувства лиц, вовлеченных в эту систему связей.
Мы можем сказать, что мониторинг образовательной среды объективизирует социально организованную составляющую обучения, которая, с одной стороны, модифицирует взаимооценки участников процесса обучения, а с другой стороны, сама в них объективно проявляется.
Следовательно, если мы не связываем природу чувства (отношения), возникающего у одного индивидуума, с его внутренней структурой, а рассматриваем его как связанное со встречными по отношению к нему чувствами других индивидов, то возникают основания полагать, что характер значений совокупности всех диадных сочетаний отражает действие макрофактора – внеиндивидуальной , организационной структуры.
Ничто не остается незамеченным в поведении детей для педагогов. В репликах, замечаниях, высказываемых суждениях и оценках педагоги осуществляют постоянный процесс нормирования отношений между детьми. Их высказывания, поступки, переживания конфликтов через мнение педагогов получают свое значение. Можно сказать, что непрерывное поле взаимодействий детей друг с другом собственно и является воспитательно–педагогическим поприщем учителей.
В связи с изложенными особенностями взаимодействий в системах отношений: “учащийся–учащийся”, “учащийся–учитель”, “родитель–учащийся–учитель” социометрический тест для задач мониторинга должен быть построен так, “чтобы он соответствовал критерию, вокруг которого сложилась группа” . Ученические группы в школе создаются для взаимодействия детей с учителями – квалифицированными специалистами в области знаний и организационных норм института образования. Поэтому социометрическим критерием в методе “Социометрия : мониторинг” выступает мера включенности учащегося в нормы этого организованного взаимодействия.
Метод социометрии определяется его автором Морено Дж. как “математическое изучение психологических свойств населения”, где под “психологическим свойством” понимается состояние “влечения и отвращения между различными лицами”, возникающее в “организованном движении” [ 9, с.39]. В последующих работах было показано, что социометрия как метод исследования является “эффективным инструментом социально–психологического изучения структуры малых групп” [16]. Объектом исследования в социометрии является социальная группа, а предметом – ее структура, межличностные отношения в группе.
Метод социометрии в его традиционном варианте достаточно широко используется для решения проблем психологической и педагогической практики, однако для динамичного контроля в режиме мониторинга требуется специальная модификация метода.
Одной из широко используемых социометрических процедур является графическое изображение структуры межличностных отношений между индивидами в группе в виде социограммы–схемы. Большинство исследователей–социометристов пользуются этой процедурой как единственно доступной для структурального анализа коллектива. Однако для задач мониторинга такая методика выстраивания социограмм непригодна. Это обусловлено тем, что техника в виде графических схем не требует от исследователя при моделировании связей математически точно определять вектор “влечения – отвращения”, проецированный в социальное пространство. Можно считать, что моделирование структуры таким способом не отвечает математическим условиям применения геометрии пространства. Сам автор видел ограниченность “ручной” техники графического отображения структуры социальной группы и указывал на ее преходящее значение. По мнению Дж.Морено, “социальные конфигурации, отображенные на социограммах, элементарны и грубы, по сравнению со сложными отношениями, ритмами и темпами, действующими внутри живого социального организма. С разработкой социометрической техники и с улучшением существующих инструментов постепенно станут понятнее более тонкие и зрелые процессы, действующие внутри социальных организаций “ [9, с.89].
Новые методические подходы к проведению социометрии в целях мониторинга заключаются в следующем.
Во-первых, социометрическая методика была изменена таким образом, что в условиях мониторинга ведущим приемом анализа становится статистический анализ взаимооценок партнеров по диаде. Этот прием позволяет преодолеть сложившийся стереотип структурального подхода к анализу социометрической информации и выйти на новый тип ее графического представления и качественной интерпретации.
Во-вторых, в условиях мониторинга существует необходимость сбора, хранения и систематизации большого количества информации. Наличие объемных информационных массивов требует внедрения компьютерных методов обработки. Это обеспечивает не только скорость, точность и надежность обработки данных, но и становится средством качественно другого способа моделирования социометрических объектов.
В-третьих, условия мониторинга более чем другие приемы создают возможность снимать ту широкую ситуацию или внеиндивидуальную структуру социальных сетей (Дж. Морено), в рамках которых получают определенную направленность и динамику эмоциональные отношения и чувства лиц, вовлеченных в эту систему связей.
Мы можем сказать, что мониторинг образовательной среды объективизирует социально организованную составляющую обучения, которая, с одной стороны, модифицирует взаимооценки участников процесса обучения, а с другой стороны, сама в них объективно проявляется.
Следовательно, если мы не связываем природу чувства (отношения), возникающего у одного индивидуума, с его внутренней структурой, а рассматриваем его как связанное со встречными по отношению к нему чувствами других индивидов, то возникают основания полагать, что характер значений совокупности всех диадных сочетаний отражает действие макрофактора – внеиндивидуальной , организационной структуры.
Ничто не остается незамеченным в поведении детей для педагогов. В репликах, замечаниях, высказываемых суждениях и оценках педагоги осуществляют постоянный процесс нормирования отношений между детьми. Их высказывания, поступки, переживания конфликтов через мнение педагогов получают свое значение. Можно сказать, что непрерывное поле взаимодействий детей друг с другом собственно и является воспитательно–педагогическим поприщем учителей.
В связи с изложенными особенностями взаимодействий в системах отношений: “учащийся–учащийся”, “учащийся–учитель”, “родитель–учащийся–учитель” социометрический тест для задач мониторинга должен быть построен так, “чтобы он соответствовал критерию, вокруг которого сложилась группа” . Ученические группы в школе создаются для взаимодействия детей с учителями – квалифицированными специалистами в области знаний и организационных норм института образования. Поэтому социометрическим критерием в методе “Социометрия : мониторинг” выступает мера включенности учащегося в нормы этого организованного взаимодействия.