3.4. Социометрическая шкала времени

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

“Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи” [20, c. 542].

Необходимость введения социометрической шкалы времени связана с требованиями системы мониторинга. Шкала времени связана с функцией управления поведением социометрического объекта. Она создается на основе эмпирических и теоретических знаний об основных закономерностях “бытия” объекта и на основе опыта наблюдений за его ситуативными состояниями.

Шкала времени должна удовлетворять следующим условиям:

1. Временные интервалы социометрических съемов должны соответствовать периоду управленческого цикла работы с объектом. Социометрическая информация должна быть безотлагательно и оперативно обработана, проанализирована и включена в систему принятия управленческих решений. На основе результатов социометрического среза проектируется деятельность специалистов, обслуживающих работу системы “класс”, производятся необходимые действия с этим объектом с целью получения желаемых характеристик в его поведении (состояний).

Время проведения следующего социометрического среза устанавливается с учетом прогноза на то, как быстро должны произойти изменения после воздействий на объект.

2. Шкала времени должна соответствовать сензитивным моментам развития социометрического объекта “класс”. Независимо от управляющих воздействий в объекте “класс” с течением времени закономерно развивается множество процессов как объективного, так и субъективного плана. Например, изменения в возрасте детей оказывают существенное влияние на характер коммуникативных контактов в “классах”. В приложении даны социометрические локусы трех типичных объектов “класс”, полученных в начальной, средней и старшей школе. Они наглядно демонстрируют, что частота диадных контактов и их направленность с течением времени закономерно изменяются. Социальные процессы в старших классах отличаются почти полным отсутствием динамики, в то время как в начальной и средней школе темп динамических изменений социометрических признаков очень высок.

3. Шкала времени должна быть максимально ориентирована на характерные особенности динамики объекта “класс”. Для целей мониторинга не должна содержать интервалов менее недели, так как это не соответствует ритму естественных изменений в объекте “класс” и может вызвать отказ или намеренное искажение информации со стороны учащихся (см. уровни использования информации).

4. Опытным путем установлено, что наиболее оптимален режим проведения социометрических срезов четыре раза в год. Этот режим соответствует искусственно заданному организационными нормами образовательных учреждений управленческому циклу и соответствует длительности учебной четверти. Рекомендуется проводить социометрический срез одновременно по всем объектам “ класс” (в школе, районе, городе)  за 2 – 3 недели до конца четверти.

5. Шкала времени предполагает режим постоянного проектирования и перепроектирования системы средств работы специалистов с объектом “класс”.

6. Шкала социометрического времени связывает социометрическую информацию с единым информационным потоком в образовательной системе.

7. Шкала социометрического времени продуцируется в системе взаимосвязанных действий большого числа специалистов, учащихся, педагогов, руководителей всех уровней.

 

“Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи” [20, c. 542].

Необходимость введения социометрической шкалы времени связана с требованиями системы мониторинга. Шкала времени связана с функцией управления поведением социометрического объекта. Она создается на основе эмпирических и теоретических знаний об основных закономерностях “бытия” объекта и на основе опыта наблюдений за его ситуативными состояниями.

Шкала времени должна удовлетворять следующим условиям:

1. Временные интервалы социометрических съемов должны соответствовать периоду управленческого цикла работы с объектом. Социометрическая информация должна быть безотлагательно и оперативно обработана, проанализирована и включена в систему принятия управленческих решений. На основе результатов социометрического среза проектируется деятельность специалистов, обслуживающих работу системы “класс”, производятся необходимые действия с этим объектом с целью получения желаемых характеристик в его поведении (состояний).

Время проведения следующего социометрического среза устанавливается с учетом прогноза на то, как быстро должны произойти изменения после воздействий на объект.

2. Шкала времени должна соответствовать сензитивным моментам развития социометрического объекта “класс”. Независимо от управляющих воздействий в объекте “класс” с течением времени закономерно развивается множество процессов как объективного, так и субъективного плана. Например, изменения в возрасте детей оказывают существенное влияние на характер коммуникативных контактов в “классах”. В приложении даны социометрические локусы трех типичных объектов “класс”, полученных в начальной, средней и старшей школе. Они наглядно демонстрируют, что частота диадных контактов и их направленность с течением времени закономерно изменяются. Социальные процессы в старших классах отличаются почти полным отсутствием динамики, в то время как в начальной и средней школе темп динамических изменений социометрических признаков очень высок.

3. Шкала времени должна быть максимально ориентирована на характерные особенности динамики объекта “класс”. Для целей мониторинга не должна содержать интервалов менее недели, так как это не соответствует ритму естественных изменений в объекте “класс” и может вызвать отказ или намеренное искажение информации со стороны учащихся (см. уровни использования информации).

4. Опытным путем установлено, что наиболее оптимален режим проведения социометрических срезов четыре раза в год. Этот режим соответствует искусственно заданному организационными нормами образовательных учреждений управленческому циклу и соответствует длительности учебной четверти. Рекомендуется проводить социометрический срез одновременно по всем объектам “ класс” (в школе, районе, городе)  за 2 – 3 недели до конца четверти.

5. Шкала времени предполагает режим постоянного проектирования и перепроектирования системы средств работы специалистов с объектом “класс”.

6. Шкала социометрического времени связывает социометрическую информацию с единым информационным потоком в образовательной системе.

7. Шкала социометрического времени продуцируется в системе взаимосвязанных действий большого числа специалистов, учащихся, педагогов, руководителей всех уровней.