3. Описание метода “Социометрия: мониторинг”

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Для обеспечения массовых социометрических исследований социальной разновозрастной иерархической организации “класс” разработаны метод и программная система “Социометрия: мониторинг”. При ее создании использовалась объектно – ориентированная методология [1], позволяющая на основе объектного подхода анализировать и моделировать сложные системы.

Объект с точки зрения восприятия человеком “представляет собой особый опозна-ваемый предмет, блок или сущность (реальную или абстрактную), имеющую важное функциональное назначение в данной предметной области” [1, с.77,]. Объект обладает состоянием, поведением и индивидуальностью, что в полной мере может быть применено к предмету нашего исследования.

При разработке метода “Социометрия: мониторинг” нами был введен специальный объект – “диада”, которая возникает при наличии двух субъектов, участвующих в организованной (учебной) деятельности социальной организации “класс”. В данном конкретном случае для целей мониторинга рассматривается диада, образованная двумя учениками одного класса, и берутся две характеристики диады – оценки субъективных образов диады, сформировавшихся на текущий момент у каждого из участников диады, по определенной числовой шкале, значениями которой являются целые числа от –3 до +3.

В методе “Социометрия:мониторинг” используется система измерительных средств, организованных иерархично: социометрическая линейная шкала, социометрическая плоскость, социометрическое пространство, шкала социометрического времени. Ниже представлено описание каждого средства измерения.

Для обеспечения массовых социометрических исследований социальной разновозрастной иерархической организации “класс” разработаны метод и программная система “Социометрия: мониторинг”. При ее создании использовалась объектно – ориентированная методология [1], позволяющая на основе объектного подхода анализировать и моделировать сложные системы.

Объект с точки зрения восприятия человеком “представляет собой особый опозна-ваемый предмет, блок или сущность (реальную или абстрактную), имеющую важное функциональное назначение в данной предметной области” [1, с.77,]. Объект обладает состоянием, поведением и индивидуальностью, что в полной мере может быть применено к предмету нашего исследования.

При разработке метода “Социометрия: мониторинг” нами был введен специальный объект – “диада”, которая возникает при наличии двух субъектов, участвующих в организованной (учебной) деятельности социальной организации “класс”. В данном конкретном случае для целей мониторинга рассматривается диада, образованная двумя учениками одного класса, и берутся две характеристики диады – оценки субъективных образов диады, сформировавшихся на текущий момент у каждого из участников диады, по определенной числовой шкале, значениями которой являются целые числа от –3 до +3.

В методе “Социометрия:мониторинг” используется система измерительных средств, организованных иерархично: социометрическая линейная шкала, социометрическая плоскость, социометрическое пространство, шкала социометрического времени. Ниже представлено описание каждого средства измерения.