4. Описание системы социометрических параметров
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12В методе “Социометрия: мониторинг” на данный момент времени разработана и исследована группа социометрических параметров. В процессе мониторинга и анализа новых данных происходит дальнейшее развитие метода и, как следствие, возникает необходимость введения новых параметров. Ниже приведена система параметров, являющихся основными при исследовании разработанным методом особенностей социальной структуры класса по его социометрическому локусу, а также при интерпретации индивидуальных социометрических локусов.
1. Параметр СП.
Название – показатель меры социального признания индивида данной группой в целом.
Представляет собой среднее арифметическое номинаций, произведенных каждым членом группы по отношению к данному индивиду. Показатель СП вычисляется по формуле:
,
где СПi – мера социального признания для i–го члена группы,
n – объем группы
аji – встречная номинация, полученная i–ым индивидом от j–го члена группы
Это показатель меры потребности группы в данном индивиде, меры социального спроса на данного индивида. Учитывая, что исследуемый социум является школьной ученической группой, мы должны согласиться с тем, что наиболее популярные члены группы демонстрируют наиболее одобряемые взрослыми образцы поведения. Следовательно, показатель социального признания – это мера успешности ребенка относительно выполнения им норм, установленных в данной среде взрослыми.
Показатель рассматривается и анализируется относительно совмещенных профилей социального признания и социальной активности в целом по группе, причем профиль социального признания построен по отсортированным в порядке убывания значениям.
Рисунок 8 Профиль класса по социальному признанию (в порядке убывания значений)
Так как в данном методе нас интересует не только система отношений индивида с каждым членом группы, но более всего система соотношений всех индивидов в группе, то необходимым становится введение показателя, комплиментарного показателю СП.
2. Параметр СА.
Название – показатель меры социальной активности инди вида по отношению к данной группе.
Представляет собой среднее арифметическое номинаций, сделанных индивидом относительно всех членов группы (исключая самого себя).
Вычисляется по формуле:
,
где САi – мера социальной активности i–го члена группы,
n – объем группы,
аij – номинации i–го индивида для j–го члена группы.
Показатель СА отражает меру индивидуальной потребности индивида быть в данной социальной общности (классе), принадлежать ей; он отражает меру субъективной значимости в целом данной группы для реализации некоторого набора потребностей индивида.
Этот показатель в психологическом плане следует рассматривать как вызванную у индивида данным социумом реакцию социального влечения, всегда опосредованную нормой взрослого формального лидера. Это вызванная здесь и теперь сила. Ее нельзя рассматривать только по отношению к индивиду, это всегда система отношений ребенок – взрослый – группа.
Примечание. Формирование социальной активности находится под сильным влиянием регулирующих норм со стороны формального лидера – классного руководителя. Социальная активность учащихся наиболее контролируемый аспект в поведении детей и наиболее доступный для управления со стороны взрослых. Именно через него идет внедрение “педагогических” требований к поведению детей, осуществляется собственно нормирование. Поэтому этот показатель следует рассматривать не по схеме индивид – группа, а по схеме индивид – норма взрослого – группа. Ребенок всегда должен учитывать требования взрослых, реализуя в школе свою потребность в общении с учащимися. Он не может общаться с членами учебной группы непосредственно, то есть как хочет и когда хочет. В школе общение между детьми совершается всегда в условиях действия опосредующих его норм. Поэтому ребенок может общаться только так, как это установлено в данной школе и в данном классе. Это контролируют не только взрослые, но и все окружающие дети: успешные ученики всегда строго, назидательно, с упреком напомнят ученикам о нарушении ими принятых правил, и делают это почти как взрослые; середнячки всегда видят совершаемые кем–либо нарушения, пристально наблюдают за ними и молчат; неуспешные также всегда заметят и со смехом “ну, тебе попадет” напомнят о действующих нормах. Все это свидетельствует о глубоком проникновении (встроенности) школьных и внутриклассных норм в групповое (общественное) сознание детей.
Показатель СА должен всегда рассматриваться и анализироваться по отношению к профилю социальной активности класса в целом. Он создается графически путем представления показателя социальной активности каждого индивида в виде гистограммы. Необходимо также сопоставлять СА индивида со значениями показателя активности для лидеров и аутсайдеров группы.
На гистограмме видно, что члены группы отличаются по данному показателю не только величиной его числового значения, но и противоположностью знака величин. Таким образом данный показатель позволяет разделить всех учащихся класса на две группы: с положительной и отрицательной направленностью социальной активности. В первом случае индивид в целом направлен на взаимодействие с группой, а во втором – от нее.
Характерные черты всего профиля дают представление о состоянии интенсивности социальных контактов в классе в целом.
Рисунок 9 Совмещение профилей социального признания и социальной активности класса.
Сопоставление профилей социальной активности индивида по отношению к каждому члену группы и профиля социального признания его каждым членом группы дают представление о степени рассогласования двух взаимонаправленных субъективных пространств: индивидуального и встречного по отношению к нему группового субъективного пространства.
Полезным также является представление профиля класса в виде гистограммы упорядоченных значений разности di = СПi – СAi.
Рисунок 10 Профиль класса по “дельте” значений показателей СП и СА
Данный профиль дает представление о степени устойчивости социальной структуры в группе: чем “круче склоны” правой и левой части гистограммы и чем более влево смещено на ней место “перехода через ноль”, тем более неустойчива социальная структура класса, тем больший потенциал изменений имеет она в себе на данный момент. Это важно при анализе индивидуальных поведенческих образцов. Если педагоги жалуются на некоторых детей в аспекте их чрезмерной возбужденности, психолог должен иметь картину устойчивости социальной структуры класса в целом. Если класс, в котором пребывают такие дети, находится в состоянии высокодинамичных процессов, менее всего следует относить причины возбужденного поведения к самим детям, но более к общей атмосфере класса.
При анализе социометрического локуса индивида очень важно то, насколько индивид дифференцирует свое отношение к членам группы и насколько члены группы дифференцированно относятся к нему. (То есть насколько группа разнообразно представлена ему и насколько он разнообразно представлен группе)
Для этого вводятся показатели вариативности значений СА и СП, соответственно SA и SП.
3. Параметр SА.
Это показатель вариативности признака СА, отражающий меру дифференциорованнности в оценке индивидом группы. Вычисляется по формуле среднеквадратического отклонения для значений САi:
,
где САi – мера социальной активности i–го члена группы,
аij – номинации i–го индивида для j–го члена группы.
При малых значениях SА (сигмы) можно говорить о слабой тенденции к дифференциации ( расчленению) социума в сознании индивида, и о доминировании тенденции в отношении к нему как к целому. Здесь речь может идти о преимущественном освоении общих норм социума, устремленности к ним. В таком состоянии наблюдается своеобразная “социальная глухота” индивида по отношению к активным элементам социума, фиксированность его на спонтанном движении в социуме, малой значимости пребывания в данном элементном составе социума, выработанном автоматизме социальных реакций.
Это наблюдается у социально успешных детей, которые легко выполняют все необходимые требования. Они как бы плывут в хорошо знакомом и отлаженном процессе, “купаются” в освоенной социальной норме.
Это наблюдается и у социально неуспешных детей, которые хотят отгородиться от проблем, устали от бесконечных дифференцировок, и тогда малая сигма свидетельствует об охранительном торможении, уходе от реальности.
При больших значениях SА мы делаем вывод о высокой степени психической вовлеченности субъекта в социальные контакты, о высокой дифференцированности и расщепленности данного социума на элементы в сознании индивида, о его активном и пристрастном отношении к отдельным членам группы, тщательному перебору (проживанию) содержания индивидуальных контактов, высокой значимости каждого члена группы для индивида. Показатель SА раскрывает содержание CА, его качество, структуру, смыслы пребывания субъекта в данном социуме и позволяет дать оценку развивающему потенциалу социума для данного индивида.
Показатель SА свидетельствует и об энергетических затратах индивида, расходуемых им на “работу” с данным социумом: малая сигма – маленькие затраты, большая сигма – большие затраты.
4. Параметр SП.
Показатель вариативности признака СП, отражающий меру дифференциорованности в оценке индивида группой.
Вычисляется по формуле среднеквадратического отклонения для значений СПi:
где СПi – мера социального признания для i–го члена группы
аji – встречная номинация, полученная i–ым индивидом от j–го члена группы
Малые значения SП указывают, что индивид “явлен” группе одноаспектно: большинство членов группы видят его одинаково. Это бывает при сильной социальной (нормативной) значимости наблюдаемого группой качества индивида. Сила этого качества затмевает в индивиде все остальное, он становится невидимым в отношении всех других своих личностных аспектов.
Большие значения SП свидетельствует о максимальной проявленности индивида для членов группы, о его “прозрачности” для социума, непосредственности его поведения. Он как бы неприкрыт условностями, не обладает “защитным слоем” выработанных автоматизмов нормативного (или устойчивого асоциального) поведения.
Большое значение SП свидетельствует о наличии потенциально больших энергетических затрат индивида: сильно дифференцирующий индивида социум с течением времени непременно вызовет у индивида ответную реакцию.
При анализе социометрического локуса индивида важно сопоставление введенных 4–х показателей. Для их единовременного представления вводится следующий абстрактный объект, являющийся как бы “сверткой” социометрического локуса i–го члена группы и представляющий собой эллипс с центром в точке (САi,CПi), горизонтальным радиусом SAi и вертикальным радиусом SПi. Социометрический локус как бы “сворачивается” в эллипс, сохраняя информацию за счет его формы, размера и местоположения на плоскости. Эта фигура получила название эллипс–свертка.
В методе “Социометрия: мониторинг” эллипс–свертка фиксирует общий итоговый результат взаимодействия индивида и группы. Это все измеренное пространство систе-мы “Индивид – (взрослый) – Группа”, где взрослый проходит по умолчанию. Эллипс характеризует размерность и состояние этой системы. По характеристикам эллипса (месту расположения на социометрической плоскости, форме, размеру) определяется доминирование ценностей индивида или группы в сознании индивида, меру захваченности элемента (индивида) системой, меру его встроенности в нее. Эллипс – свертка является важным элементом компьютерной когнитивной графики, использованной в данном методе. Она помогает исследователю создать свернутый образ целостной социальной ситуации – отвзаимодействоваших индивида и группу.
Центр эллипса обозначает место центра индивидуального социометрического локуса на социометрической плоскости. Это центр “веса” всей социометрической фигуры. В зависимости от места расположения центра эллипса на социометрической плоскости делаются выводы об общем результате социализации индивида в данном классе на данный момент времени.
В каждом квадранте социометрической плоскости имеются специфичные зоны (см. табл. 2). По месту расположению эллипса в зонах плоскости делается вывод об общем результате социализации. Например, если эллипс расположен в I или II квадрантах, можно говорить о положительном результате социализации, если эллипс находится в III и IV квадрантах, то это свидетельствует об отрицательном результате социализации.
При анализе показателей SА и SП важно их сопоставление. Если горизонтальный диаметр эллипса больше вертикального, это свидетельствует о преобладании значи-мости для индивида сферы личных отношений с членами группы и освоение им действующих норм в организации.
Если вертикальный диаметр эллипса больше горизонтального, то индивид более устремлен на освоение организационных норм, чем на глубокое межличностное взаимодействие с членами группы.
Введение эллипс–свертки позволяет делать три важных вида анализа:
рассматривать социальную общность класса с учетом пола;
анализировать динамику социометрических локусов для конкретного индивида;
выявлять особенности выборок по интересующему признаку под различные исследовательские задачи (дети–инвалиды, КДН и т.п.).
Использование в практической работе по интерпретации индивидуальных и групповых социометрических локусов анализа расположения эллипс–сверток на социометрической плоскости привело к введению следующего когнитивного объекта, получившего название “диагональ адекватности”. Она представляет собой геометри-ческое место точек на социометрической плоскости, которое образуют все центры эллипсов свертки при равенстве значений показателей социальной активности и социального признания (отсюда – “адекватности”). На диаграмме это соответствует диагонали квадрата уровня числа “3” (см. рис.6), проведенной от точки (–3,–3) до точки (+3,+3):
Рисунок 11 Диагональ адекватности.
Исследование статистики распределения эллипс–сверток на социометрической плоскости показало, что существует определенная закономерность в их расположении, которую можно охарактеризовать как тенденцию к “стягиванию” эллипс–сверток к диагонали адекватности. Для количественного выражения меры “стянутости” всего социометрического локуса в целом (а не только центра его свертки) к диагонали адекватности был введен показатель RM – “расстояние до медиатора”, Так как содержательно сила, “стягивающая” социометрический локус к диагонали адекватности, интерпретируется как “социализирующая сила медиатора”.
5. Параметр RM.
Название – мера интегрированности и актуализации сен сорных систем организма индивида относительно данной социальной общности(класса).
Представляет собой меру близости к диагонали адекватности всех диадных позиций (i,j) на социометрической плоскости, образованных индивидом с остальными членами группы (аij,аji),
Удаленность занятых позиций от диагонали адекватности вычисляется по формуле:
,
где rj – расстояние от позиции, занимаемой j–ой диадой, до диагонали адекватности, rj = aij – aji,
nd – количество образованных i–ым индивидом диад в данной группе (nd может быть не равно n–1 в случае отказа от определения индивидом номинации кого–либо из группы).
Рисунок 12 Расстояния до диагонали адекватности
В том случае, когда для всех диад, образованных индивидом выполняется условие равенства прямых и встречных номинаций – аij = аji (то есть когда все занятые позиции располагаются на диагонали адекватности), значение DM минимально и равно нулю.
Так как нас интересует степень принадлежности индивида организационным нормам, сложившимся в данной социальной группе (классе), то есть мера близости образованных диад к диагонали адекватности, а не мера их удаленности, логично рассматривать обратную DM величину.
Для удобства интерпретации RM представляется в процентном виде от максимально возможного значения RMmax, таким образом окончательная формула для вычисления RM:
,
где nед – коэффициент масштабирования, равный количеству номинаций принятой шкалы, уменьшенному на единицу (в нашем случае nед=6)
В процессе осмысления психологического эквивалента параметра RM мы пришли к выводу, что он означает меру интегрированности и актуализации сенсорных систем организма индивида, вызванную пребыванием в данной социальной общности.
Примечание. Общеизвестно, что у человека в процессе жизнедеятельности работают все сенсорные системы одновременно. Любая из них, при отсутствии органической или др. видов патологий, обеспечивает оперативное восприятие, первичную обработку и передачу информации.
Ученик, находясь в классе, должен постоянно воспринимать, анализировать и передавать множество информации различного типа, различной меры значимости, качества, степени интенсивности поступления и передачи.
Ребенок находясь в классе, в школе окружен тремя (и более) видами сред: физической (естественной) – пространство класса, свет, температура и т.д., вещно–предметной (искусственной), включающей различные материальные объекты, людей, орудийно–знаковые средства и информационной (идеальной), представленной в субъективном плане индивидов.
Все эти среды в реальности представляют собой единую систему. При этом отметим, что в субъективном плане моделируется отраженная материальная среда и строятся планы поведения.
При сенсорном “сканировании” социальной ситуации ребенок отражает кто из детей с каким видом информации и в каких пространствах работает. Это важно для прогнозирования и понимания им того, по какому виду информации он может запрашиваться партнерами. От успешности этого отражения зависит его социальная успешность, так как если он по различным причинам не удовлетворяет партнеров при их обращении к нему, спрос на него все более будет падать. Умение быстро переключать свое внимание с потребностей одного индивида на потребности другого, что на переменах между уроками происходит очень быстро, обеспечивает более полное удовлетворение партнеров и повышает социальную активность и популярность. Учитывая, что каждый ребенок в классе работает в рамках своей актуальной сенсорной задачи, а также и то, что в классе численность учащихся составляет по норме 25 человек, можно сделать вывод, что такая социальная система как школьный класс является мощным социальным (сенсорным) тренажером, аналога которому во взрослой социальной реальности найти сложно.
Каждый ученик и каждый взрослый в каждый момент времени осваивает какой–то определенный участок этой целостной пространственной, временной и информационной системы. Организуясь определенным способом в социальные группы индивиды получают возможность соотнести свои образы по поводу объединяющего их пространства, тем самым возникает потребность в системе отношений друг к другу.
Дальнейшее исследование статистики распределения эллипс–сверток на социометрической плоскости показало, что существует также тенденция, обратная тенденции “стягивания” эллипс–сверток к диагонали адекватности. На диаграмме это выражается “стягиванием” эллипс–сверток к диагонали, противолежащей диагонали адекватности и получившей название “диагональ неадекватности”. Для количественного выражения меры “стянутости” всего социометрического локуса в целом к диагонали неадекватности был введен показатель RAM – “расстояние до антимедиатора”, Так как содержательно сила, “стягивающая” социометрический локус к диагонали неадекватности, интерпретируется как “сила, противостоящая социализирующей силе данного медиатора”.
7. Параметр RАM.
Название – мера представленности в сознании индивида ценностей и норм иной (относительно данной) социальной системы.
Представляет собой меру близости всех позиций (i,j) на социометрической плоскости, занятых совокупностью образованных индивидом диад с остальными членами группы (аij,аji), к диагонали неадекватности .
Удаленность занятых позиций от диагонали неадекватности вычисляется по формуле:
,
где rj – расстояние от позиции, занимаемой j–ой диадой, до диагонали неадекват ности rj = aji – aij ,
nd – количество образованных i–ым индивидом диад в данной группе (nd может быть не равно n–1 в случае отказа от определения индивидом номинации кого–либо из группы).
Рисунок 13 Расстояния до диагонали неадекватности.
Формула для вычисления RAM строится аналогично формуле вычисления RM и имеет вид:
,
При анализе характера взаимодействия индивида с системой норм в данном социуме достаточно информативным оказалось также положение проекции центра эллипс–свертки на диагоналях адекватности и неадекватности относительно точки (0,0) пересечения оси индивида и оси социума. В зависимости от того, насколько выше или ниже относительно этой точки находятся проекции эллипс–свертки на этих диагоналях, можно делать вывод о том, насколько интенсивны процессы информационного обмена индивида с членами группы и на что они направлены: на укрепление существующей системы норм в данной группе или на ее разрушение.
Для этого вводятся показатели положения проекции эллипссвертки на диагоналях адекватности.
8. Параметр RK.
Название – интенсивность процессов информационного обмена индивида с данной социальной общностью и их направленность. Представляет собой положение проекции центра эллипс–свертки на диагонали адекватности относительно точки (0,0) пересечения оси индивида и оси социума.
Вычисляется по формуле:
,
RK может принимать значения в интервале от –6 до +6.
Рисунок 14 Проекция центра локуса на диагональ адекватности.
9. Параметр RAK.
Название – степень рассогласования норм и ценностей двух систем: данной социальной общности и иной системы, представленной в сознании индивида.
Представляет собой положение проекции цетра эллипс–свертки на диагонали неадекватности относительно точки (0,0) пересечения оси индивида и оси социума. Вычисляется по формуле:
,
RAK может принимать значения в интервале от –6 до +6.
Рисунок 15 Проекция центра локуса на диагональ неадекватности.
При анализе социометрического локуса важно учитывать степень активизации основных компонентов в структуре психических процессов индивида, выражающейся в частоте контактов определенного типа (низкого, среднего, высокого) в диадном взаимодействии. Поэтому количественные показатели степени активизации компонент в структуре психических процессов основываются на вычислении процентного соотношения представленности диадных взаимодействий определенного по общей совокупности всех образованных индивидом диад.
Вся совокупность точек социометрического пространства располагается на четырех уровнях, закономерность образования которых связана с наличием в каждом из них одного из чисел социометрической шкалы по абсолютной величине (см. описание). Для каждой компоненты вводится количественный показатель ее активизации – степень относительной “заполненности” соответствующего уровня – L0, L1, L2 и L3.
10. Параметр L0.
Название – относительный размер области “слепого пятна”, образованного индивидом и группой.
Является мерой отсутствия признаков явных контактов индивида в группе и эмоциональной включенности в отношениях с партнерами, меру неиспользования возможности образования диадных связей.
Параметр L0i представляет собой процентное отношение числа диад, попавших в позицию (0,0), к общему числу числу диад, образованных i-м индивидом с остальными учащимися класса.
11. Параметр L1.
Название – мера актуализации процессов восприятия индивида, вызванных данной социальной общностью.
Является показателем степени представленности процессов восприятия в структуре психических процессов индивида.
Параметр L1i представляет собой процентное отношение числа диад, попавших на геометрическое место точек, для которых максимальный модуль координаты равен 1:
max ( | aij| , |aji| ) = 1,
к общему числу диад, образованных i-м индивидом с остальными учащимися класса.
12. Параметр L2.
Название – мера актуализации процессов мышления индивида, вызванных данной социальной общностью.
Является показателем степени представленности процессов мышления в структуре психических процессов индивида.
Представляет собой процент попадания диад на геометрическое место точек, для которых модуль хотя бы одной из координат равен 2.
13. Параметр L3.
Название – мера актуализации сферы эмоций и чувств индивида, вызванных данной социальной общностью.
Является показателем степени импульсивности, эмоциональности поведенческих реакций индивида. Представляет собой процент попадания диад на геометрическое место точек, для которых модуль хотя бы одной из координат равен 3.
Показатели L0, L1, L2 и L3 в своей совокупности отражают актуализированную структуру психических процессов, проявляющихся в поведении индивида при общении с членами данной социальной общности. Особый интерес при анализе социометрического локуса представляет сопоставление этих показателей друг с другом. Конструирование системы представленных социометрических параметров и их исследование ведется с 1993 года. В процессе интерпретации реальных данных по индивидам, а также по классам и школам в целом, ведется практическая экспертиза информативности, валидности и надежности параметров. Психологическое содержание разработанных показателей выявляется в процессе сопоставления их значений с реальной ситуацией, наблюдаемой как непосредственными организаторами и участниками учебного процесса (классным руководителем, завучами, директором, школьным психологом), так и непосредственно разработчиками, являющимися прямыми исполнителями работ по применению данного метода.
В таблице 4 представлены нормы по вышеописанной системе параметров, полученные на выборке учащихся 20 школ разных административных районов г.Ярославля за 1997/98 учебный год.
Таблица 4.
Параллель |
Социометрические параметры |
||||||||||||
|
CA |
СП |
SA |
SП |
RM |
RK |
RAM |
RAK |
L0 |
L1 |
L2 |
L3 |
|
н.ш. |
0.81 |
0.81 |
1.56 |
1.58 |
65.43 |
1.69 |
44.94 |
0 |
4.20 |
18.46 |
32.02 |
45.32 |
|
5 класс |
0.70 |
0.71 |
1.57 |
1.58 |
67.33 |
1.50 |
45.95 |
0 |
5.77 |
20.10 |
32.94 |
41.18 |
|
6 класс |
0.76 |
0.77 |
1.46 |
1.45 |
70.19 |
1.64 |
47.83 |
0 |
6.34 |
23.14 |
36.54 |
33.98 |
|
7 класс |
0.81 |
0.81 |
1.39 |
1.38 |
72.55 |
1.76 |
47.73 |
0 |
8.02 |
24.20 |
35.93 |
31.85 |
|
8 класс |
0.81 |
0.83 |
1.32 |
1.30 |
74.10 |
1.76 |
49.90 |
0 |
9.18 |
26.08 |
39.11 |
25.63 |
|
9 класс |
0.77 |
0.77 |
1.28 |
1.27 |
75.65 |
1.63 |
51.61 |
0 |
11.24 |
27.93 |
38.59 |
22.25 |
|
10 класс |
0.95 |
0.95 |
1.10 |
1.09 |
78.80 |
1.96 |
52.80 |
0 |
9.48 |
34.43 |
39.27 |
16.82 |
|
11 класс |
0.98 |
0.95 |
1.09 |
1.11 |
79.55 |
1.98 |
51.10 |
0 |
9.10 |
32.42 |
40.54 |
17.94 |
|
В рамках данной работы не представляется возможным представить результаты статистических исследований разработанных параметров в полном объеме.
Опыт практического применения.
1. Границы и условия применения метода.
Метод “Социометрия : мониторинг” предназначен для информационного обеспечения управленческой деятельности в сфере образования.
Использование метода “Социометрия:мониторинг” на практике возможно осуществлять на образовательных объектах следующих уровней:
класс одной школы,
несколько классов одной школы,
параллель одной школы,
школа в целом,
несколько школ города,
все школы одного территориального района города,
школы города в целом и более.
Уровень управления, на котором был сформирован заказ на исследовательские работы, а также цель и задачи исследования определяют масштаб проведения диагностического социометрического среза и глобальность выводов.
Авторы имели опыт получения и предоставления социометрической информации для следующих управленческих задач.
1. Постановка системы социально–психологического мониторинга на основе метода “Социометрия : мониторинг” на всех школах одного из территориально – административных районов города по заказу районного отдела образования. Заказчик определил следующий спектр управленческих задач, на решение которых ориентировались результаты мониторинговых наблюдений:
осуществление постоянного наблюдения за процессами социализации всех и каждого учащегося во всех школах района;
выявление характерных особенностей внутришкольных норм в каждой школе района;
определение социальных следствий действия выявленных типов внутришкольных норм;
определение общей по району численности детей с явлениями школьной дезадаптации (ШД);
выявление типичных особенностей феноменов ШД по каждой школе;
осуществление централизованной организации деятельности школьной психологической службы района на базе статистической информации с целью оказания оперативной адресной помощи детям с явлениями ШД и работающим с ними педагогам;
обеспечение консультативной помощью секретаря районной КДН по каждому случаю правонарушений школьников образовательных учреждений района;
проведение социально – демографического анализа контингента учащихся района и мониторинга социально – демографической ситуации;
информационное обеспечение деятельности директоров школ на базе социометрической статистической информации районного уровня;
анализ методов работы директоров школ по использованию внутришкольной социометрической информации;
оформление компьютеризированного рабочего места школьного психолога по работе с внутришкольной социометрической информацией;
cоздание единой автоматизированной информационной системы управления образованием района на основе мониторинговых информационных технологий (в том числе по социально – психологическим аспектам).
2. Проведение социально–психологического анализа состояния социальных процессов в ученической среде школы в акте аттестации школы и фронтальной проверки. Уровень заказа – Управление образования города, районные отделы образования. Результаты представляются в виде экспертных заключений и электронных баз данных.
3. Проведение исследования состояния социальных процессов в отдельных классах, представляющих трудность для педагогов в управлении деятельностью учащихся класса. Уровень заказа – образовательное учреждение, администрация школы. Результаты представляются письменно в форме экспертных заключений, и устно в форме индивидуальных консультаций и педагогических консилиумов.
4. Проведение анализа процессов социализации отдельных учащихся, обладающими резко выделяющимися особенностями в поведении, представляющими трудность в педагогическом смысле. Уровень заказа – отдельные специалисты, родители. Результаты представляются в письменной форме в виде экспертных заключений и в устной форме при проведении консультаций педагогов, родителей, школьной администрации.
5. Проведение анализа причин асоциального поведения детей, стоящих на внутришкольном учете, в комиссиях по делам несовершеннолетних, в инспекции по делам несовершеннолетних. Уровень заказа – территориальные отделы Администрации.
Результаты представляются в устном виде в форме выступления эксперта на заседании соответствующих комиссий, в форме консультирования секретарей КДН и инспекторов ДН ОВД, и в письменном виде в форме экспертных заключений для ведения личных дел.
6. Консультирование родителей, педагогов, психологов в случаях, связанных с необходимостью подготовки ребенка и соответствующих материалов к МПК. Уровень заказа – образовательное учреждение.
7. Научное исследование феноменов ШД, как результата действия стратифицирующих факторов социального института образования; выявление особенностей стратификации в системе образования города, отдельных территориальных районов, отдельных школ.
Представленный выше перечень практических задач, где находит свое применение метод “Социометрия:мониторинг”, далеко не исчерпан. Широкое внедрение метода обнаруживает все новые и новые его возможности. Это связано с тем, что явления социальной жизни в сфере образования чрезвычайно многообразны и в каждой точке социального образовательного пространства складывается совершенно уникальная социальная ситуация, непрерывно динамизирующая (изменяющаяся) во времени. Именно поэтому необходим мониторинг, осуществляемый с помощью методов, соответствующих сущности наблюдаемых явлений.
Применение метода “Социометрия:мониторинг” на практике предполагает использование ресурсов автоматизированной информационной системы управления образования, прикладных электронных баз данных и соответствующих программных продуктов. Специалисты, использующие мониторинговые методы (в том числе и метод “Социометрия: мониторинг”) на основе компьютерных информационных технологий, создавая электронные базы данных, оказываются в поле действия Закона РФ об информатизации. Использование социометрической информации необходимо осуществлять при строгом соблюдении статей данного закона.
Для использования метода “Социометрия: мониторинг” необходима разработка внутриорганизационных нормативных документов на основе законодательства РФ в области информатизации, обеспечивающих деятельность специалистов в данном направлении и определяющих юридические границы этой деятельности в рамках местного значения.
В зависимости от уровня управления заказчика в число таких документов входят: решения коллегии (районной, городской, областной) о необходимости проведения исследований массовых процессов социализации учащихся образовательных учреждений, приказ, определяющий сроки проведения работ, перечень ответственных лиц и необходимые другие условия.
Одновременно с выпуском нормативной документации на оперативных совещаниях все административные структуры, находящиеся в отношении подчинения к заказчику, информируются о целях предстоящих работ, проходят соответствующее обучение.
Проведение социометрических срезов в рамках мониторинговой деятельности по методу “Социометрия:мониторинг” осуществляется в строгом соответствии с требованиями, представленных в инструкциях, прилагаемых к программному и методическому обеспечению метода.
Для задачи выявления феноменов ШД на массовом уровне осуществляется постановка системы социально–психологического мониторинга на основе метода “Социометрия:мониторинг” в границах исследуемого объекта – образовательного пространства школы, района, города и т.д.
2. Выявление феноменов школьной дезаптации на уровне образовательного учреждения.
На уровне отдельного образовательного учреждения анализ социометрической информации в целях выявления и профилактики ШД проводится по следующей схеме:
1. Определение процента дезадаптированных детей в целом по школе на основе данных по каждому классу. (см. экранную форму ЭФ3). Определение степени выраженности феномена ШД по школе в целом относительно нормы.
Определение процента классов в школе с сильно выраженным (относительно нормы) феноменом ШД. Выделение этих классов в специальную группу для проведения мониторинга в усиленном режиме.
2. Проводится анализ направленности социальной активности по группе дезадаптированных детей. Определяется процент учащихся с положительными и отрицательными значениями показателя социальной активности по данной группе в целом по школе и каждому классу.
3. По группе детей с отрицательными значениями показателя социальной активности проводится анализ индивидуальных результатов социометрии, позволяющий:
достаточно точно определить субъективное содержание социальной позиции каждого индивида этой группы,
определить степень напряженности этой социальной позиции,
меру психической напряженности субъекта в данной позиции,
конструктивные и деструктивные факторы социальной среды класса, влияющие на формирование данной позиции,
построить прогноз на изменение ситуации в случае вмешательства в естественный ход событий и др.
4. По каждому классу определяется степень выраженности отрицательной социальной активности в группе детей–дезадаптантов относительно их возрастной нормы. Исследуется связь сформировавшихся в классе социальных норм с выраженностью данного качества. Делается вывод о результативности действий классного руководителя. Корректируется его план работы с классом и цели деятельности.
5. По группе детей–дезадаптантов с положительной социальной активностью проводится анализ содержания этой активности, степень ее выраженности относительно статистических норм, выстраиваются гипотезы относительно мотивов положительной социальной активности данных субъектов, осуществляется прогноз на степень ее устойчивости (и др).
6. В целях обеспечения деятельности школьных социальных педагогов, секретарей КДН, инспекторов ИДН собирается информация о детях, стоящих на различных видах учета: внутришкольном, в КДН и ИДН (ОПП РОВД). На основе полученных списков формируется соответствующая выборка из базы данных по социометрии. Проводится сопоставление социометрических данных группы детей со школьной дезадаптацией и аналогичными по группам детей, стоящих на учете.
7. Результаты анализа социометрической информации с рекомендациями классным руководителям, заместителя директора по воспитательной работе и планом работы психолога школы представляются директору школы. Он планирует на их основе систему мероприятий с учетом конкретных организационных возможностей и социальной ситуации в педагогическом коллективе. Так как социометрическая информация позволяет выявлять характер личностных влияний классных руководителей на процессы нормообразования в классах, то ответственность за некорректное использование этой информации лежит полностью на директоре школы. Это обуславливает необходимость формирования норм доступа специалистов к электронным базам данных и программному обеспечению метода “Социометрия: мониторинг”. Внутренним распоряжением директора определяется круг лиц, имеющих доступ к социометрической информации.
2.1. Работа школьного психолога с массовой социометрической информацией.
Использование метода “Социометрия: мониторинг” в работе школьного психолога позволяет значительно усилить включенность данного специалиста в деятельность педагогического коллектива и расширить сферу его влияния на процессы принятия управленческих решений.
Опыт показывает, что внедрение метода в практику работы школьных психологов ведет за собой целый ряд изменений в организации его рабочего места, в годовом планировании, в содержании практических задач.
Так как сбор социометрической информации по методу “Социометрия: Мониторинг” производится во всех классах школы в течение двух–трех дней, то специалист получает возможность за короткое время сделать анализ состояния детской социальной системы школы и оперативно выявить все имеющиеся в ней проблемные зоны.
Работа школьного психолога с методом “Социометрия: мониторинг” включает несколько этапов:
1. Подготовка к проведению социометрического среза.
Подготовительные работы к проведению массового социометрического среза необходимо начинать за две недели до первого дня замеров.
На данном этапе психолог осуществляет организационную, техническую и методическую подготовку.
Организационная подготовка предполагает:
участие специалиста в создании проекта приказа по школе о проведении социометрического среза;
контроль соблюдения метрологических условий проведения среза;
информирование педагогического коллектива о предстоящей работе; – подготовка операторов к деятельности по вводу данных.
Техническая подготовка предполагает:
проверку готовности компьютера к вводу данных на предмет исправности техники и наличие в ней соответствующего программного обеспечения;
установление связи с инженером–электроником на случай возникновения технических неисправностей;
установление связи с ведущим программистом на случай сбоя в работе программы;
исключение возможности свободного доступа в базу данных социометрической информации.
Методическая подготовка предполагает:
изучение текста методических рекомендаций;
свободное владение математическим аппаратом метода;
свободное пользование программным продуктом.
2. Проведение социометрического среза.
В методе “Социометрия: мониторинг” предполагается глобальный (тотальный) и локальный виды мониторинга. Глобальный вид предполагает осуществление мониторинга состояния всей детской (ученической) социальной системы школы; локальный вид предполагает наблюдение за состоянием социальных процессов в отдельных классах.
В целях глобального мониторинга проводится два массовых среза в течение учебного года: в конце первой учебной четверти и в конце третьей. Для особых управленческих задач допускается проведение массовых срезов четыре раза в год.
Определение режима проведения съемов для локального мониторинга зависит от сложности состояния социальных процессов в классах и от частоты планируемых управленческих воздействий. Максимально возможная частота проведения локальных наблюдений не должна превышать одного раза в неделю.
Массовые социометрические срезы рекомендуется проводить за две–три недели до окончания учебной четверти. Локальные наблюдения могут проводиться в любое время в течение учебного года.
Социометрический срез проводит только психолог школы. Для этого он специально планирует свое рабочее время. Опыт показывает, что для получения социометрической информации по школе с числом учащихся 1500 человек при наличии всех необходимых условий психолог затрачивает при интенсивной работе до пяти дней, при не интенсивной работе от 5 до 10 дней. К интенсивной работе мы относим проведение социометрического среза в объеме 14 классов за один учебный день. Так как работа с одним классом занимает у психолога 20 минут, то соответственно за один урок можно успеть снять информацию в двух классах.
При определении порядка съема данных в первую очередь психолог работает в классах, имеющих так называемые “окна” в расписании текущего дня.
3. Организация ввода информации в компьютер.
Ввод социометрической информации в компьютер осуществляется оператором. Психолог следит за качеством ввода информации, осуществляя выборочную проверку занесенных данных.
В случае часто встречающихся ошибок необходимо перепроверить всю внесенную в компьютер информацию и (по возможности) произвести замену оператора.
По мере заполнения базы данных психолог следит за обязательным проведением ее резервного копирования. Созданные базы данных регистрируются психологом в специальном журнале.
4. Поведение анализа массовой социометрической информации.
Анализ социометрической информации проводится психологом по следующей схеме:
осуществляется просмотр экранных форм по каждому классу в целях определения благополучности сложившейся в них социальной ситуации;
все классы делятся психологом на две группы: с устойчивой социальной ситуацией и неустойчивой, (высоко динамичной);
в каждой из этих групп проводится дополнительное разбиение классов по принципу положительного или отрицательного прогноза на развитие ситуации и качеству происходящих в них социальных явлений;
по результатам анализа делается вывод о типичных явлениях в социальной системе школы в целом на основании преобладания тех или иных тенденций во всех или большинстве классах.
По окончании просмотра социометрии всех классов школы психолог выделяет те из них, на которых требуется установить систему локального мониторинга. Здесь же определяются режимы его проведения для каждого класса отдельно.
Далее психолог переходит на уровень индивидуального анализа.
Компьютерная программа предусматривает формирование списка детей с социометрическими показателями, относящимися к феномену школьной дезадаптации. Это все дети, имеющие отрицательные значения по параметру социального признания. Процент таких детей в разных школах бывает разным и колеблется в пределах от 15% до 35%.
Психолог просматривает индивидуальные социометрические локусы каждого из этих детей и разбивает их на три группы:
к первой группе он относит детей, требующих экстренной помощи со стороны взрослых (родителей, педагогов, психолога);
ко второй группе относятся дети, социальная ситуация которых может быть скорректирована действиями классных руководителей при консультативной помощи психолога;
к третьей группе относятся дети со слабо выраженной ситуацией школьной дезадаптации.
По отношению к ним психологом не планируется никаких действий, но устанавливает режим мониторинговых наблюдений. По результатам мониторинга в случае нарастания деструктивных тенденций психолог предпринимает меры, направленные на коррекцию социальной ситуации.
В методе “Социометрия: мониторинг” на данный момент времени разработана и исследована группа социометрических параметров. В процессе мониторинга и анализа новых данных происходит дальнейшее развитие метода и, как следствие, возникает необходимость введения новых параметров. Ниже приведена система параметров, являющихся основными при исследовании разработанным методом особенностей социальной структуры класса по его социометрическому локусу, а также при интерпретации индивидуальных социометрических локусов.
1. Параметр СП.
Название – показатель меры социального признания индивида данной группой в целом.
Представляет собой среднее арифметическое номинаций, произведенных каждым членом группы по отношению к данному индивиду. Показатель СП вычисляется по формуле:
,
где СПi – мера социального признания для i–го члена группы,
n – объем группы
аji – встречная номинация, полученная i–ым индивидом от j–го члена группы
Это показатель меры потребности группы в данном индивиде, меры социального спроса на данного индивида. Учитывая, что исследуемый социум является школьной ученической группой, мы должны согласиться с тем, что наиболее популярные члены группы демонстрируют наиболее одобряемые взрослыми образцы поведения. Следовательно, показатель социального признания – это мера успешности ребенка относительно выполнения им норм, установленных в данной среде взрослыми.
Показатель рассматривается и анализируется относительно совмещенных профилей социального признания и социальной активности в целом по группе, причем профиль социального признания построен по отсортированным в порядке убывания значениям.
Рисунок 8 Профиль класса по социальному признанию (в порядке убывания значений)
Так как в данном методе нас интересует не только система отношений индивида с каждым членом группы, но более всего система соотношений всех индивидов в группе, то необходимым становится введение показателя, комплиментарного показателю СП.
2. Параметр СА.
Название – показатель меры социальной активности инди вида по отношению к данной группе.
Представляет собой среднее арифметическое номинаций, сделанных индивидом относительно всех членов группы (исключая самого себя).
Вычисляется по формуле:
,
где САi – мера социальной активности i–го члена группы,
n – объем группы,
аij – номинации i–го индивида для j–го члена группы.
Показатель СА отражает меру индивидуальной потребности индивида быть в данной социальной общности (классе), принадлежать ей; он отражает меру субъективной значимости в целом данной группы для реализации некоторого набора потребностей индивида.
Этот показатель в психологическом плане следует рассматривать как вызванную у индивида данным социумом реакцию социального влечения, всегда опосредованную нормой взрослого формального лидера. Это вызванная здесь и теперь сила. Ее нельзя рассматривать только по отношению к индивиду, это всегда система отношений ребенок – взрослый – группа.
Примечание. Формирование социальной активности находится под сильным влиянием регулирующих норм со стороны формального лидера – классного руководителя. Социальная активность учащихся наиболее контролируемый аспект в поведении детей и наиболее доступный для управления со стороны взрослых. Именно через него идет внедрение “педагогических” требований к поведению детей, осуществляется собственно нормирование. Поэтому этот показатель следует рассматривать не по схеме индивид – группа, а по схеме индивид – норма взрослого – группа. Ребенок всегда должен учитывать требования взрослых, реализуя в школе свою потребность в общении с учащимися. Он не может общаться с членами учебной группы непосредственно, то есть как хочет и когда хочет. В школе общение между детьми совершается всегда в условиях действия опосредующих его норм. Поэтому ребенок может общаться только так, как это установлено в данной школе и в данном классе. Это контролируют не только взрослые, но и все окружающие дети: успешные ученики всегда строго, назидательно, с упреком напомнят ученикам о нарушении ими принятых правил, и делают это почти как взрослые; середнячки всегда видят совершаемые кем–либо нарушения, пристально наблюдают за ними и молчат; неуспешные также всегда заметят и со смехом “ну, тебе попадет” напомнят о действующих нормах. Все это свидетельствует о глубоком проникновении (встроенности) школьных и внутриклассных норм в групповое (общественное) сознание детей.
Показатель СА должен всегда рассматриваться и анализироваться по отношению к профилю социальной активности класса в целом. Он создается графически путем представления показателя социальной активности каждого индивида в виде гистограммы. Необходимо также сопоставлять СА индивида со значениями показателя активности для лидеров и аутсайдеров группы.
На гистограмме видно, что члены группы отличаются по данному показателю не только величиной его числового значения, но и противоположностью знака величин. Таким образом данный показатель позволяет разделить всех учащихся класса на две группы: с положительной и отрицательной направленностью социальной активности. В первом случае индивид в целом направлен на взаимодействие с группой, а во втором – от нее.
Характерные черты всего профиля дают представление о состоянии интенсивности социальных контактов в классе в целом.
Рисунок 9 Совмещение профилей социального признания и социальной активности класса.
Сопоставление профилей социальной активности индивида по отношению к каждому члену группы и профиля социального признания его каждым членом группы дают представление о степени рассогласования двух взаимонаправленных субъективных пространств: индивидуального и встречного по отношению к нему группового субъективного пространства.
Полезным также является представление профиля класса в виде гистограммы упорядоченных значений разности di = СПi – СAi.
Рисунок 10 Профиль класса по “дельте” значений показателей СП и СА
Данный профиль дает представление о степени устойчивости социальной структуры в группе: чем “круче склоны” правой и левой части гистограммы и чем более влево смещено на ней место “перехода через ноль”, тем более неустойчива социальная структура класса, тем больший потенциал изменений имеет она в себе на данный момент. Это важно при анализе индивидуальных поведенческих образцов. Если педагоги жалуются на некоторых детей в аспекте их чрезмерной возбужденности, психолог должен иметь картину устойчивости социальной структуры класса в целом. Если класс, в котором пребывают такие дети, находится в состоянии высокодинамичных процессов, менее всего следует относить причины возбужденного поведения к самим детям, но более к общей атмосфере класса.
При анализе социометрического локуса индивида очень важно то, насколько индивид дифференцирует свое отношение к членам группы и насколько члены группы дифференцированно относятся к нему. (То есть насколько группа разнообразно представлена ему и насколько он разнообразно представлен группе)
Для этого вводятся показатели вариативности значений СА и СП, соответственно SA и SП.
3. Параметр SА.
Это показатель вариативности признака СА, отражающий меру дифференциорованнности в оценке индивидом группы. Вычисляется по формуле среднеквадратического отклонения для значений САi:
,
где САi – мера социальной активности i–го члена группы,
аij – номинации i–го индивида для j–го члена группы.
При малых значениях SА (сигмы) можно говорить о слабой тенденции к дифференциации ( расчленению) социума в сознании индивида, и о доминировании тенденции в отношении к нему как к целому. Здесь речь может идти о преимущественном освоении общих норм социума, устремленности к ним. В таком состоянии наблюдается своеобразная “социальная глухота” индивида по отношению к активным элементам социума, фиксированность его на спонтанном движении в социуме, малой значимости пребывания в данном элементном составе социума, выработанном автоматизме социальных реакций.
Это наблюдается у социально успешных детей, которые легко выполняют все необходимые требования. Они как бы плывут в хорошо знакомом и отлаженном процессе, “купаются” в освоенной социальной норме.
Это наблюдается и у социально неуспешных детей, которые хотят отгородиться от проблем, устали от бесконечных дифференцировок, и тогда малая сигма свидетельствует об охранительном торможении, уходе от реальности.
При больших значениях SА мы делаем вывод о высокой степени психической вовлеченности субъекта в социальные контакты, о высокой дифференцированности и расщепленности данного социума на элементы в сознании индивида, о его активном и пристрастном отношении к отдельным членам группы, тщательному перебору (проживанию) содержания индивидуальных контактов, высокой значимости каждого члена группы для индивида. Показатель SА раскрывает содержание CА, его качество, структуру, смыслы пребывания субъекта в данном социуме и позволяет дать оценку развивающему потенциалу социума для данного индивида.
Показатель SА свидетельствует и об энергетических затратах индивида, расходуемых им на “работу” с данным социумом: малая сигма – маленькие затраты, большая сигма – большие затраты.
4. Параметр SП.
Показатель вариативности признака СП, отражающий меру дифференциорованности в оценке индивида группой.
Вычисляется по формуле среднеквадратического отклонения для значений СПi:
где СПi – мера социального признания для i–го члена группы
аji – встречная номинация, полученная i–ым индивидом от j–го члена группы
Малые значения SП указывают, что индивид “явлен” группе одноаспектно: большинство членов группы видят его одинаково. Это бывает при сильной социальной (нормативной) значимости наблюдаемого группой качества индивида. Сила этого качества затмевает в индивиде все остальное, он становится невидимым в отношении всех других своих личностных аспектов.
Большие значения SП свидетельствует о максимальной проявленности индивида для членов группы, о его “прозрачности” для социума, непосредственности его поведения. Он как бы неприкрыт условностями, не обладает “защитным слоем” выработанных автоматизмов нормативного (или устойчивого асоциального) поведения.
Большое значение SП свидетельствует о наличии потенциально больших энергетических затрат индивида: сильно дифференцирующий индивида социум с течением времени непременно вызовет у индивида ответную реакцию.
При анализе социометрического локуса индивида важно сопоставление введенных 4–х показателей. Для их единовременного представления вводится следующий абстрактный объект, являющийся как бы “сверткой” социометрического локуса i–го члена группы и представляющий собой эллипс с центром в точке (САi,CПi), горизонтальным радиусом SAi и вертикальным радиусом SПi. Социометрический локус как бы “сворачивается” в эллипс, сохраняя информацию за счет его формы, размера и местоположения на плоскости. Эта фигура получила название эллипс–свертка.
В методе “Социометрия: мониторинг” эллипс–свертка фиксирует общий итоговый результат взаимодействия индивида и группы. Это все измеренное пространство систе-мы “Индивид – (взрослый) – Группа”, где взрослый проходит по умолчанию. Эллипс характеризует размерность и состояние этой системы. По характеристикам эллипса (месту расположения на социометрической плоскости, форме, размеру) определяется доминирование ценностей индивида или группы в сознании индивида, меру захваченности элемента (индивида) системой, меру его встроенности в нее. Эллипс – свертка является важным элементом компьютерной когнитивной графики, использованной в данном методе. Она помогает исследователю создать свернутый образ целостной социальной ситуации – отвзаимодействоваших индивида и группу.
Центр эллипса обозначает место центра индивидуального социометрического локуса на социометрической плоскости. Это центр “веса” всей социометрической фигуры. В зависимости от места расположения центра эллипса на социометрической плоскости делаются выводы об общем результате социализации индивида в данном классе на данный момент времени.
В каждом квадранте социометрической плоскости имеются специфичные зоны (см. табл. 2). По месту расположению эллипса в зонах плоскости делается вывод об общем результате социализации. Например, если эллипс расположен в I или II квадрантах, можно говорить о положительном результате социализации, если эллипс находится в III и IV квадрантах, то это свидетельствует об отрицательном результате социализации.
При анализе показателей SА и SП важно их сопоставление. Если горизонтальный диаметр эллипса больше вертикального, это свидетельствует о преобладании значи-мости для индивида сферы личных отношений с членами группы и освоение им действующих норм в организации.
Если вертикальный диаметр эллипса больше горизонтального, то индивид более устремлен на освоение организационных норм, чем на глубокое межличностное взаимодействие с членами группы.
Введение эллипс–свертки позволяет делать три важных вида анализа:
рассматривать социальную общность класса с учетом пола;
анализировать динамику социометрических локусов для конкретного индивида;
выявлять особенности выборок по интересующему признаку под различные исследовательские задачи (дети–инвалиды, КДН и т.п.).
Использование в практической работе по интерпретации индивидуальных и групповых социометрических локусов анализа расположения эллипс–сверток на социометрической плоскости привело к введению следующего когнитивного объекта, получившего название “диагональ адекватности”. Она представляет собой геометри-ческое место точек на социометрической плоскости, которое образуют все центры эллипсов свертки при равенстве значений показателей социальной активности и социального признания (отсюда – “адекватности”). На диаграмме это соответствует диагонали квадрата уровня числа “3” (см. рис.6), проведенной от точки (–3,–3) до точки (+3,+3):
Рисунок 11 Диагональ адекватности.
Исследование статистики распределения эллипс–сверток на социометрической плоскости показало, что существует определенная закономерность в их расположении, которую можно охарактеризовать как тенденцию к “стягиванию” эллипс–сверток к диагонали адекватности. Для количественного выражения меры “стянутости” всего социометрического локуса в целом (а не только центра его свертки) к диагонали адекватности был введен показатель RM – “расстояние до медиатора”, Так как содержательно сила, “стягивающая” социометрический локус к диагонали адекватности, интерпретируется как “социализирующая сила медиатора”.
5. Параметр RM.
Название – мера интегрированности и актуализации сен сорных систем организма индивида относительно данной социальной общности(класса).
Представляет собой меру близости к диагонали адекватности всех диадных позиций (i,j) на социометрической плоскости, образованных индивидом с остальными членами группы (аij,аji),
Удаленность занятых позиций от диагонали адекватности вычисляется по формуле:
,
где rj – расстояние от позиции, занимаемой j–ой диадой, до диагонали адекватности, rj = aij – aji,
nd – количество образованных i–ым индивидом диад в данной группе (nd может быть не равно n–1 в случае отказа от определения индивидом номинации кого–либо из группы).
Рисунок 12 Расстояния до диагонали адекватности
В том случае, когда для всех диад, образованных индивидом выполняется условие равенства прямых и встречных номинаций – аij = аji (то есть когда все занятые позиции располагаются на диагонали адекватности), значение DM минимально и равно нулю.
Так как нас интересует степень принадлежности индивида организационным нормам, сложившимся в данной социальной группе (классе), то есть мера близости образованных диад к диагонали адекватности, а не мера их удаленности, логично рассматривать обратную DM величину.
Для удобства интерпретации RM представляется в процентном виде от максимально возможного значения RMmax, таким образом окончательная формула для вычисления RM:
,
где nед – коэффициент масштабирования, равный количеству номинаций принятой шкалы, уменьшенному на единицу (в нашем случае nед=6)
В процессе осмысления психологического эквивалента параметра RM мы пришли к выводу, что он означает меру интегрированности и актуализации сенсорных систем организма индивида, вызванную пребыванием в данной социальной общности.
Примечание. Общеизвестно, что у человека в процессе жизнедеятельности работают все сенсорные системы одновременно. Любая из них, при отсутствии органической или др. видов патологий, обеспечивает оперативное восприятие, первичную обработку и передачу информации.
Ученик, находясь в классе, должен постоянно воспринимать, анализировать и передавать множество информации различного типа, различной меры значимости, качества, степени интенсивности поступления и передачи.
Ребенок находясь в классе, в школе окружен тремя (и более) видами сред: физической (естественной) – пространство класса, свет, температура и т.д., вещно–предметной (искусственной), включающей различные материальные объекты, людей, орудийно–знаковые средства и информационной (идеальной), представленной в субъективном плане индивидов.
Все эти среды в реальности представляют собой единую систему. При этом отметим, что в субъективном плане моделируется отраженная материальная среда и строятся планы поведения.
При сенсорном “сканировании” социальной ситуации ребенок отражает кто из детей с каким видом информации и в каких пространствах работает. Это важно для прогнозирования и понимания им того, по какому виду информации он может запрашиваться партнерами. От успешности этого отражения зависит его социальная успешность, так как если он по различным причинам не удовлетворяет партнеров при их обращении к нему, спрос на него все более будет падать. Умение быстро переключать свое внимание с потребностей одного индивида на потребности другого, что на переменах между уроками происходит очень быстро, обеспечивает более полное удовлетворение партнеров и повышает социальную активность и популярность. Учитывая, что каждый ребенок в классе работает в рамках своей актуальной сенсорной задачи, а также и то, что в классе численность учащихся составляет по норме 25 человек, можно сделать вывод, что такая социальная система как школьный класс является мощным социальным (сенсорным) тренажером, аналога которому во взрослой социальной реальности найти сложно.
Каждый ученик и каждый взрослый в каждый момент времени осваивает какой–то определенный участок этой целостной пространственной, временной и информационной системы. Организуясь определенным способом в социальные группы индивиды получают возможность соотнести свои образы по поводу объединяющего их пространства, тем самым возникает потребность в системе отношений друг к другу.
Дальнейшее исследование статистики распределения эллипс–сверток на социометрической плоскости показало, что существует также тенденция, обратная тенденции “стягивания” эллипс–сверток к диагонали адекватности. На диаграмме это выражается “стягиванием” эллипс–сверток к диагонали, противолежащей диагонали адекватности и получившей название “диагональ неадекватности”. Для количественного выражения меры “стянутости” всего социометрического локуса в целом к диагонали неадекватности был введен показатель RAM – “расстояние до антимедиатора”, Так как содержательно сила, “стягивающая” социометрический локус к диагонали неадекватности, интерпретируется как “сила, противостоящая социализирующей силе данного медиатора”.
7. Параметр RАM.
Название – мера представленности в сознании индивида ценностей и норм иной (относительно данной) социальной системы.
Представляет собой меру близости всех позиций (i,j) на социометрической плоскости, занятых совокупностью образованных индивидом диад с остальными членами группы (аij,аji), к диагонали неадекватности .
Удаленность занятых позиций от диагонали неадекватности вычисляется по формуле:
,
где rj – расстояние от позиции, занимаемой j–ой диадой, до диагонали неадекват ности rj = aji – aij ,
nd – количество образованных i–ым индивидом диад в данной группе (nd может быть не равно n–1 в случае отказа от определения индивидом номинации кого–либо из группы).
Рисунок 13 Расстояния до диагонали неадекватности.
Формула для вычисления RAM строится аналогично формуле вычисления RM и имеет вид:
,
При анализе характера взаимодействия индивида с системой норм в данном социуме достаточно информативным оказалось также положение проекции центра эллипс–свертки на диагоналях адекватности и неадекватности относительно точки (0,0) пересечения оси индивида и оси социума. В зависимости от того, насколько выше или ниже относительно этой точки находятся проекции эллипс–свертки на этих диагоналях, можно делать вывод о том, насколько интенсивны процессы информационного обмена индивида с членами группы и на что они направлены: на укрепление существующей системы норм в данной группе или на ее разрушение.
Для этого вводятся показатели положения проекции эллипссвертки на диагоналях адекватности.
8. Параметр RK.
Название – интенсивность процессов информационного обмена индивида с данной социальной общностью и их направленность. Представляет собой положение проекции центра эллипс–свертки на диагонали адекватности относительно точки (0,0) пересечения оси индивида и оси социума.
Вычисляется по формуле:
,
RK может принимать значения в интервале от –6 до +6.
Рисунок 14 Проекция центра локуса на диагональ адекватности.
9. Параметр RAK.
Название – степень рассогласования норм и ценностей двух систем: данной социальной общности и иной системы, представленной в сознании индивида.
Представляет собой положение проекции цетра эллипс–свертки на диагонали неадекватности относительно точки (0,0) пересечения оси индивида и оси социума. Вычисляется по формуле:
,
RAK может принимать значения в интервале от –6 до +6.
Рисунок 15 Проекция центра локуса на диагональ неадекватности.
При анализе социометрического локуса важно учитывать степень активизации основных компонентов в структуре психических процессов индивида, выражающейся в частоте контактов определенного типа (низкого, среднего, высокого) в диадном взаимодействии. Поэтому количественные показатели степени активизации компонент в структуре психических процессов основываются на вычислении процентного соотношения представленности диадных взаимодействий определенного по общей совокупности всех образованных индивидом диад.
Вся совокупность точек социометрического пространства располагается на четырех уровнях, закономерность образования которых связана с наличием в каждом из них одного из чисел социометрической шкалы по абсолютной величине (см. описание). Для каждой компоненты вводится количественный показатель ее активизации – степень относительной “заполненности” соответствующего уровня – L0, L1, L2 и L3.
10. Параметр L0.
Название – относительный размер области “слепого пятна”, образованного индивидом и группой.
Является мерой отсутствия признаков явных контактов индивида в группе и эмоциональной включенности в отношениях с партнерами, меру неиспользования возможности образования диадных связей.
Параметр L0i представляет собой процентное отношение числа диад, попавших в позицию (0,0), к общему числу числу диад, образованных i-м индивидом с остальными учащимися класса.
11. Параметр L1.
Название – мера актуализации процессов восприятия индивида, вызванных данной социальной общностью.
Является показателем степени представленности процессов восприятия в структуре психических процессов индивида.
Параметр L1i представляет собой процентное отношение числа диад, попавших на геометрическое место точек, для которых максимальный модуль координаты равен 1:
max ( | aij| , |aji| ) = 1,
к общему числу диад, образованных i-м индивидом с остальными учащимися класса.
12. Параметр L2.
Название – мера актуализации процессов мышления индивида, вызванных данной социальной общностью.
Является показателем степени представленности процессов мышления в структуре психических процессов индивида.
Представляет собой процент попадания диад на геометрическое место точек, для которых модуль хотя бы одной из координат равен 2.
13. Параметр L3.
Название – мера актуализации сферы эмоций и чувств индивида, вызванных данной социальной общностью.
Является показателем степени импульсивности, эмоциональности поведенческих реакций индивида. Представляет собой процент попадания диад на геометрическое место точек, для которых модуль хотя бы одной из координат равен 3.
Показатели L0, L1, L2 и L3 в своей совокупности отражают актуализированную структуру психических процессов, проявляющихся в поведении индивида при общении с членами данной социальной общности. Особый интерес при анализе социометрического локуса представляет сопоставление этих показателей друг с другом. Конструирование системы представленных социометрических параметров и их исследование ведется с 1993 года. В процессе интерпретации реальных данных по индивидам, а также по классам и школам в целом, ведется практическая экспертиза информативности, валидности и надежности параметров. Психологическое содержание разработанных показателей выявляется в процессе сопоставления их значений с реальной ситуацией, наблюдаемой как непосредственными организаторами и участниками учебного процесса (классным руководителем, завучами, директором, школьным психологом), так и непосредственно разработчиками, являющимися прямыми исполнителями работ по применению данного метода.
В таблице 4 представлены нормы по вышеописанной системе параметров, полученные на выборке учащихся 20 школ разных административных районов г.Ярославля за 1997/98 учебный год.
Таблица 4.
Параллель |
Социометрические параметры |
||||||||||||
|
CA |
СП |
SA |
SП |
RM |
RK |
RAM |
RAK |
L0 |
L1 |
L2 |
L3 |
|
н.ш. |
0.81 |
0.81 |
1.56 |
1.58 |
65.43 |
1.69 |
44.94 |
0 |
4.20 |
18.46 |
32.02 |
45.32 |
|
5 класс |
0.70 |
0.71 |
1.57 |
1.58 |
67.33 |
1.50 |
45.95 |
0 |
5.77 |
20.10 |
32.94 |
41.18 |
|
6 класс |
0.76 |
0.77 |
1.46 |
1.45 |
70.19 |
1.64 |
47.83 |
0 |
6.34 |
23.14 |
36.54 |
33.98 |
|
7 класс |
0.81 |
0.81 |
1.39 |
1.38 |
72.55 |
1.76 |
47.73 |
0 |
8.02 |
24.20 |
35.93 |
31.85 |
|
8 класс |
0.81 |
0.83 |
1.32 |
1.30 |
74.10 |
1.76 |
49.90 |
0 |
9.18 |
26.08 |
39.11 |
25.63 |
|
9 класс |
0.77 |
0.77 |
1.28 |
1.27 |
75.65 |
1.63 |
51.61 |
0 |
11.24 |
27.93 |
38.59 |
22.25 |
|
10 класс |
0.95 |
0.95 |
1.10 |
1.09 |
78.80 |
1.96 |
52.80 |
0 |
9.48 |
34.43 |
39.27 |
16.82 |
|
11 класс |
0.98 |
0.95 |
1.09 |
1.11 |
79.55 |
1.98 |
51.10 |
0 |
9.10 |
32.42 |
40.54 |
17.94 |
|
В рамках данной работы не представляется возможным представить результаты статистических исследований разработанных параметров в полном объеме.
Опыт практического применения.
1. Границы и условия применения метода.
Метод “Социометрия : мониторинг” предназначен для информационного обеспечения управленческой деятельности в сфере образования.
Использование метода “Социометрия:мониторинг” на практике возможно осуществлять на образовательных объектах следующих уровней:
класс одной школы,
несколько классов одной школы,
параллель одной школы,
школа в целом,
несколько школ города,
все школы одного территориального района города,
школы города в целом и более.
Уровень управления, на котором был сформирован заказ на исследовательские работы, а также цель и задачи исследования определяют масштаб проведения диагностического социометрического среза и глобальность выводов.
Авторы имели опыт получения и предоставления социометрической информации для следующих управленческих задач.
1. Постановка системы социально–психологического мониторинга на основе метода “Социометрия : мониторинг” на всех школах одного из территориально – административных районов города по заказу районного отдела образования. Заказчик определил следующий спектр управленческих задач, на решение которых ориентировались результаты мониторинговых наблюдений:
осуществление постоянного наблюдения за процессами социализации всех и каждого учащегося во всех школах района;
выявление характерных особенностей внутришкольных норм в каждой школе района;
определение социальных следствий действия выявленных типов внутришкольных норм;
определение общей по району численности детей с явлениями школьной дезадаптации (ШД);
выявление типичных особенностей феноменов ШД по каждой школе;
осуществление централизованной организации деятельности школьной психологической службы района на базе статистической информации с целью оказания оперативной адресной помощи детям с явлениями ШД и работающим с ними педагогам;
обеспечение консультативной помощью секретаря районной КДН по каждому случаю правонарушений школьников образовательных учреждений района;
проведение социально – демографического анализа контингента учащихся района и мониторинга социально – демографической ситуации;
информационное обеспечение деятельности директоров школ на базе социометрической статистической информации районного уровня;
анализ методов работы директоров школ по использованию внутришкольной социометрической информации;
оформление компьютеризированного рабочего места школьного психолога по работе с внутришкольной социометрической информацией;
cоздание единой автоматизированной информационной системы управления образованием района на основе мониторинговых информационных технологий (в том числе по социально – психологическим аспектам).
2. Проведение социально–психологического анализа состояния социальных процессов в ученической среде школы в акте аттестации школы и фронтальной проверки. Уровень заказа – Управление образования города, районные отделы образования. Результаты представляются в виде экспертных заключений и электронных баз данных.
3. Проведение исследования состояния социальных процессов в отдельных классах, представляющих трудность для педагогов в управлении деятельностью учащихся класса. Уровень заказа – образовательное учреждение, администрация школы. Результаты представляются письменно в форме экспертных заключений, и устно в форме индивидуальных консультаций и педагогических консилиумов.
4. Проведение анализа процессов социализации отдельных учащихся, обладающими резко выделяющимися особенностями в поведении, представляющими трудность в педагогическом смысле. Уровень заказа – отдельные специалисты, родители. Результаты представляются в письменной форме в виде экспертных заключений и в устной форме при проведении консультаций педагогов, родителей, школьной администрации.
5. Проведение анализа причин асоциального поведения детей, стоящих на внутришкольном учете, в комиссиях по делам несовершеннолетних, в инспекции по делам несовершеннолетних. Уровень заказа – территориальные отделы Администрации.
Результаты представляются в устном виде в форме выступления эксперта на заседании соответствующих комиссий, в форме консультирования секретарей КДН и инспекторов ДН ОВД, и в письменном виде в форме экспертных заключений для ведения личных дел.
6. Консультирование родителей, педагогов, психологов в случаях, связанных с необходимостью подготовки ребенка и соответствующих материалов к МПК. Уровень заказа – образовательное учреждение.
7. Научное исследование феноменов ШД, как результата действия стратифицирующих факторов социального института образования; выявление особенностей стратификации в системе образования города, отдельных территориальных районов, отдельных школ.
Представленный выше перечень практических задач, где находит свое применение метод “Социометрия:мониторинг”, далеко не исчерпан. Широкое внедрение метода обнаруживает все новые и новые его возможности. Это связано с тем, что явления социальной жизни в сфере образования чрезвычайно многообразны и в каждой точке социального образовательного пространства складывается совершенно уникальная социальная ситуация, непрерывно динамизирующая (изменяющаяся) во времени. Именно поэтому необходим мониторинг, осуществляемый с помощью методов, соответствующих сущности наблюдаемых явлений.
Применение метода “Социометрия:мониторинг” на практике предполагает использование ресурсов автоматизированной информационной системы управления образования, прикладных электронных баз данных и соответствующих программных продуктов. Специалисты, использующие мониторинговые методы (в том числе и метод “Социометрия: мониторинг”) на основе компьютерных информационных технологий, создавая электронные базы данных, оказываются в поле действия Закона РФ об информатизации. Использование социометрической информации необходимо осуществлять при строгом соблюдении статей данного закона.
Для использования метода “Социометрия: мониторинг” необходима разработка внутриорганизационных нормативных документов на основе законодательства РФ в области информатизации, обеспечивающих деятельность специалистов в данном направлении и определяющих юридические границы этой деятельности в рамках местного значения.
В зависимости от уровня управления заказчика в число таких документов входят: решения коллегии (районной, городской, областной) о необходимости проведения исследований массовых процессов социализации учащихся образовательных учреждений, приказ, определяющий сроки проведения работ, перечень ответственных лиц и необходимые другие условия.
Одновременно с выпуском нормативной документации на оперативных совещаниях все административные структуры, находящиеся в отношении подчинения к заказчику, информируются о целях предстоящих работ, проходят соответствующее обучение.
Проведение социометрических срезов в рамках мониторинговой деятельности по методу “Социометрия:мониторинг” осуществляется в строгом соответствии с требованиями, представленных в инструкциях, прилагаемых к программному и методическому обеспечению метода.
Для задачи выявления феноменов ШД на массовом уровне осуществляется постановка системы социально–психологического мониторинга на основе метода “Социометрия:мониторинг” в границах исследуемого объекта – образовательного пространства школы, района, города и т.д.
2. Выявление феноменов школьной дезаптации на уровне образовательного учреждения.
На уровне отдельного образовательного учреждения анализ социометрической информации в целях выявления и профилактики ШД проводится по следующей схеме:
1. Определение процента дезадаптированных детей в целом по школе на основе данных по каждому классу. (см. экранную форму ЭФ3). Определение степени выраженности феномена ШД по школе в целом относительно нормы.
Определение процента классов в школе с сильно выраженным (относительно нормы) феноменом ШД. Выделение этих классов в специальную группу для проведения мониторинга в усиленном режиме.
2. Проводится анализ направленности социальной активности по группе дезадаптированных детей. Определяется процент учащихся с положительными и отрицательными значениями показателя социальной активности по данной группе в целом по школе и каждому классу.
3. По группе детей с отрицательными значениями показателя социальной активности проводится анализ индивидуальных результатов социометрии, позволяющий:
достаточно точно определить субъективное содержание социальной позиции каждого индивида этой группы,
определить степень напряженности этой социальной позиции,
меру психической напряженности субъекта в данной позиции,
конструктивные и деструктивные факторы социальной среды класса, влияющие на формирование данной позиции,
построить прогноз на изменение ситуации в случае вмешательства в естественный ход событий и др.
4. По каждому классу определяется степень выраженности отрицательной социальной активности в группе детей–дезадаптантов относительно их возрастной нормы. Исследуется связь сформировавшихся в классе социальных норм с выраженностью данного качества. Делается вывод о результативности действий классного руководителя. Корректируется его план работы с классом и цели деятельности.
5. По группе детей–дезадаптантов с положительной социальной активностью проводится анализ содержания этой активности, степень ее выраженности относительно статистических норм, выстраиваются гипотезы относительно мотивов положительной социальной активности данных субъектов, осуществляется прогноз на степень ее устойчивости (и др).
6. В целях обеспечения деятельности школьных социальных педагогов, секретарей КДН, инспекторов ИДН собирается информация о детях, стоящих на различных видах учета: внутришкольном, в КДН и ИДН (ОПП РОВД). На основе полученных списков формируется соответствующая выборка из базы данных по социометрии. Проводится сопоставление социометрических данных группы детей со школьной дезадаптацией и аналогичными по группам детей, стоящих на учете.
7. Результаты анализа социометрической информации с рекомендациями классным руководителям, заместителя директора по воспитательной работе и планом работы психолога школы представляются директору школы. Он планирует на их основе систему мероприятий с учетом конкретных организационных возможностей и социальной ситуации в педагогическом коллективе. Так как социометрическая информация позволяет выявлять характер личностных влияний классных руководителей на процессы нормообразования в классах, то ответственность за некорректное использование этой информации лежит полностью на директоре школы. Это обуславливает необходимость формирования норм доступа специалистов к электронным базам данных и программному обеспечению метода “Социометрия: мониторинг”. Внутренним распоряжением директора определяется круг лиц, имеющих доступ к социометрической информации.
2.1. Работа школьного психолога с массовой социометрической информацией.
Использование метода “Социометрия: мониторинг” в работе школьного психолога позволяет значительно усилить включенность данного специалиста в деятельность педагогического коллектива и расширить сферу его влияния на процессы принятия управленческих решений.
Опыт показывает, что внедрение метода в практику работы школьных психологов ведет за собой целый ряд изменений в организации его рабочего места, в годовом планировании, в содержании практических задач.
Так как сбор социометрической информации по методу “Социометрия: Мониторинг” производится во всех классах школы в течение двух–трех дней, то специалист получает возможность за короткое время сделать анализ состояния детской социальной системы школы и оперативно выявить все имеющиеся в ней проблемные зоны.
Работа школьного психолога с методом “Социометрия: мониторинг” включает несколько этапов:
1. Подготовка к проведению социометрического среза.
Подготовительные работы к проведению массового социометрического среза необходимо начинать за две недели до первого дня замеров.
На данном этапе психолог осуществляет организационную, техническую и методическую подготовку.
Организационная подготовка предполагает:
участие специалиста в создании проекта приказа по школе о проведении социометрического среза;
контроль соблюдения метрологических условий проведения среза;
информирование педагогического коллектива о предстоящей работе; – подготовка операторов к деятельности по вводу данных.
Техническая подготовка предполагает:
проверку готовности компьютера к вводу данных на предмет исправности техники и наличие в ней соответствующего программного обеспечения;
установление связи с инженером–электроником на случай возникновения технических неисправностей;
установление связи с ведущим программистом на случай сбоя в работе программы;
исключение возможности свободного доступа в базу данных социометрической информации.
Методическая подготовка предполагает:
изучение текста методических рекомендаций;
свободное владение математическим аппаратом метода;
свободное пользование программным продуктом.
2. Проведение социометрического среза.
В методе “Социометрия: мониторинг” предполагается глобальный (тотальный) и локальный виды мониторинга. Глобальный вид предполагает осуществление мониторинга состояния всей детской (ученической) социальной системы школы; локальный вид предполагает наблюдение за состоянием социальных процессов в отдельных классах.
В целях глобального мониторинга проводится два массовых среза в течение учебного года: в конце первой учебной четверти и в конце третьей. Для особых управленческих задач допускается проведение массовых срезов четыре раза в год.
Определение режима проведения съемов для локального мониторинга зависит от сложности состояния социальных процессов в классах и от частоты планируемых управленческих воздействий. Максимально возможная частота проведения локальных наблюдений не должна превышать одного раза в неделю.
Массовые социометрические срезы рекомендуется проводить за две–три недели до окончания учебной четверти. Локальные наблюдения могут проводиться в любое время в течение учебного года.
Социометрический срез проводит только психолог школы. Для этого он специально планирует свое рабочее время. Опыт показывает, что для получения социометрической информации по школе с числом учащихся 1500 человек при наличии всех необходимых условий психолог затрачивает при интенсивной работе до пяти дней, при не интенсивной работе от 5 до 10 дней. К интенсивной работе мы относим проведение социометрического среза в объеме 14 классов за один учебный день. Так как работа с одним классом занимает у психолога 20 минут, то соответственно за один урок можно успеть снять информацию в двух классах.
При определении порядка съема данных в первую очередь психолог работает в классах, имеющих так называемые “окна” в расписании текущего дня.
3. Организация ввода информации в компьютер.
Ввод социометрической информации в компьютер осуществляется оператором. Психолог следит за качеством ввода информации, осуществляя выборочную проверку занесенных данных.
В случае часто встречающихся ошибок необходимо перепроверить всю внесенную в компьютер информацию и (по возможности) произвести замену оператора.
По мере заполнения базы данных психолог следит за обязательным проведением ее резервного копирования. Созданные базы данных регистрируются психологом в специальном журнале.
4. Поведение анализа массовой социометрической информации.
Анализ социометрической информации проводится психологом по следующей схеме:
осуществляется просмотр экранных форм по каждому классу в целях определения благополучности сложившейся в них социальной ситуации;
все классы делятся психологом на две группы: с устойчивой социальной ситуацией и неустойчивой, (высоко динамичной);
в каждой из этих групп проводится дополнительное разбиение классов по принципу положительного или отрицательного прогноза на развитие ситуации и качеству происходящих в них социальных явлений;
по результатам анализа делается вывод о типичных явлениях в социальной системе школы в целом на основании преобладания тех или иных тенденций во всех или большинстве классах.
По окончании просмотра социометрии всех классов школы психолог выделяет те из них, на которых требуется установить систему локального мониторинга. Здесь же определяются режимы его проведения для каждого класса отдельно.
Далее психолог переходит на уровень индивидуального анализа.
Компьютерная программа предусматривает формирование списка детей с социометрическими показателями, относящимися к феномену школьной дезадаптации. Это все дети, имеющие отрицательные значения по параметру социального признания. Процент таких детей в разных школах бывает разным и колеблется в пределах от 15% до 35%.
Психолог просматривает индивидуальные социометрические локусы каждого из этих детей и разбивает их на три группы:
к первой группе он относит детей, требующих экстренной помощи со стороны взрослых (родителей, педагогов, психолога);
ко второй группе относятся дети, социальная ситуация которых может быть скорректирована действиями классных руководителей при консультативной помощи психолога;
к третьей группе относятся дети со слабо выраженной ситуацией школьной дезадаптации.
По отношению к ним психологом не планируется никаких действий, но устанавливает режим мониторинговых наблюдений. По результатам мониторинга в случае нарастания деструктивных тенденций психолог предпринимает меры, направленные на коррекцию социальной ситуации.