2.3 Трудовые ценности в различных социальных группах российского населения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12Приведенная в предыдущих разделах характеристика населения России как целого, не исключает специфики различных демографических и профессиональных групп. Можно, в частности, ожидать, что на фоне общей пассивности нам удастся обнаружить группы, отличающиеся более активными и достижительными ориентациями, близкими по духу идеалам протестантской трудовой этики.
В поисках подобных отличий наша сотрудница Ю.С.Аржакова проанализировала трудовые ценности мужчин и женщин, работников, различающихся по возрасту, социально-профессиональному статусу, образованию, а также по уровню доходов на члена семьи. Основной вывод из этого анализа состоит в том, что в различных группах общность преобладает над спецификой: это касается как степени распространенности отдельных ценностей, так и их соотношения (иерархии).
Все же определенные различия между группами существуют, и особенно заметно влияют на содержание трудовых ценностей различия работников по уровню квалификации и социальному статусу. Всего сравнения проводились по 12 профессиональным группам, различающимся по социально-профессиональному статусу; в таблице 5 приводятся данные о распространенности трудовых ценностей в четырех укрупненных профессиональных категориях: в группе руководителей и специалистов (1), служащих средней квалификации (2), рабочих высокой и средней квалификации (3) и неквалифицированных рабочих (4).
Сравнения показывают, что наблюдается тенденция повышения рейтинга надежного места работы (гарантий занятости), а также удобного времени и продолжительного отпуска при движении от группы руководителей и специалистов к людям с более низкой квалификацией, вплоть до неквалифицированных рабочих. В отношении таких ценностей, как инициатива, возможность достижения, интересная работа и соответствие работы способностям имеет место противоположная тенденция: чем ниже квалификация, тем реже выбираются данные ценности.
Эти факты свидетельствуют, что чем выше квалификация и социальный статус работников, тем важнее для них содержательные и достижительные аспекты труда, а чем ниже квалификация и социальный статус, тем важнее материальные и вообще "внетрудовые" вознаграждения и условия труда. [50]
Особого внимания заслуживает ценность хорошего заработка. Как видно из таблицы 4, частота выбора заработка - самая высокая во всех рассматриваемых группах и значимо не меняется. Значит, и в более квалифицированных профессиональных группах заработок остается приоритетом, своеобразие же этих групп создается за счет того, что "содержательные" и достижительные ценности как бы подтягиваются к заработку. В частности, ценность интересной работы у неквалифицированных рабочих имеет ранг 5, у рабочих высокой и средней квалификации - ранг 3, а у служащих средней квалификации и специалистов - ранги 2,5. Ценность соответствия работы способностям у неквалифицированных рабочих имеет ранг 8, а во всех группах более высокого статуса - ранг 4.
* * *
В ходе дальнейшего поиска нам все же удалось обнаружить социально-профессиональную группу российского населения, качественно отличающуюся по своим трудовым ценностям от всех остальных. Речь идет о представителях нового социального класса - предпринимателях, сведения о ценностных приоритетах которых были получены Г.К.Булычкиной [51] . Только в этой группе достижительная ценность работы - “видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда” - вошла в число трех, лидирующих по важности: 80% опрошенных предпринимателей заявили, что это требование к работе является для них очень важным. Напомним, что в целом по России ориентация на активность и достижения в труде выражена весьма слабо, а по соответствующему интегральному показателю работающее население России имеет одно из самых низких значений в мире (см. таблицу 3). Даже среди руководителей и
ТАБЛИЦА 5
ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ГРУПП
Название ценности |
Руководители и специалисты (%) 367 чел. |
Служащие средней квалификации (%) 105 чел. |
Рабочие высокой и средней квалификации (%) 431 чел. |
Неквалифицированные рабочие
(%) 94 чел. |
Хороший заработок |
86 |
77* |
87 |
89 |
Хорошие товарищи |
73 |
71 |
75 |
71 |
Отсутствие давления (“не давят”) |
18 |
17 |
20 |
19 |
Надежное место работы |
34* |
42* |
40* |
52* |
Возможности для продвижения |
19 |
23 |
14 |
12 |
Уважаемая работа |
38 |
50 |
40 |
38 |
Удобное время |
47* |
48 |
49* |
68* |
Возможность проявлять инициативу |
36* |
32 |
27* |
23* |
Полезность обществу |
51 |
50 |
48 |
48 |
Большой отпуск |
42* |
43 |
48* |
62* |
Возможность общения |
26 |
32 |
25 |
32 |
Возможность чего-то достичь |
34* |
27 |
26* |
20 |
Ответственная работа |
21 |
23 |
20 |
21 |
Интересная работа |
77* |
70 |
68* |
54* |
Соответствие работы способностям |
63* |
62 |
56 |
43* |
* - Звездочка означает, что данная частота дает значимые различия
по строке (p<0.05) хотя бы с еще одним показателем.
специалистов “возможность чего-то достичь” в качестве важной ценности назвали всего 34% опрошенных! Российские же предприниматели, действительно, демонстрируют признаки сильной мотивации достижения, которая, как уже говорилось в начале статьи, считается психологической предпосылкой экономического подъема общества. [52]
В связи с происходящей в России “капиталистической революцией” естественно возникает вопрос о том, формируется ли в нашей стране система трудовых ценностей, сходная по своей функции с протестантской трудовой этикой, сыгравшей существенную роль в становлении капитализма на Западе [53] . Вряд ли обязательно ожидать, что в сегодняшней России именно религиозная идеология станет источником новой трудовой морали [54] . Подобная мораль может строиться и на светской общесоциальной основе, и в этой связи примечательно, что формула “Способствовать делу возрождения России”, судя по эмпирическим данным, оказалась для предпринимателей весьма значимой [55] . Но все же ее субъективная значимость для респондентов существенно отстает от значимости стремления “видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда”. В связи с этим мы хотели бы подчеркнуть наличие третьей возможности: мотивация достижения, согласно взглядам ученых, исследовавших этот феномен и сформулировавших понятие о нем, состоит в стремлении к достижению как таковому, вне зависимости от его индивидуальной или социальной пользы [56] . И похоже, что именно данная ценность была многие годы недоступна нынешним российским предпринимателям, лишь недавно рекрутированным из госсоциалистических учреждений и предприятий, где их пребывание и даже трудовые затраты часто не сопровождались ощущением результативности своего труда. На этом фоне свобода достижения и ощущения конкретного результата, действительно, может стать для человека главной трудовой ценностью и символом новой экономической эпохи.
Приведенная в предыдущих разделах характеристика населения России как целого, не исключает специфики различных демографических и профессиональных групп. Можно, в частности, ожидать, что на фоне общей пассивности нам удастся обнаружить группы, отличающиеся более активными и достижительными ориентациями, близкими по духу идеалам протестантской трудовой этики.
В поисках подобных отличий наша сотрудница Ю.С.Аржакова проанализировала трудовые ценности мужчин и женщин, работников, различающихся по возрасту, социально-профессиональному статусу, образованию, а также по уровню доходов на члена семьи. Основной вывод из этого анализа состоит в том, что в различных группах общность преобладает над спецификой: это касается как степени распространенности отдельных ценностей, так и их соотношения (иерархии).
Все же определенные различия между группами существуют, и особенно заметно влияют на содержание трудовых ценностей различия работников по уровню квалификации и социальному статусу. Всего сравнения проводились по 12 профессиональным группам, различающимся по социально-профессиональному статусу; в таблице 5 приводятся данные о распространенности трудовых ценностей в четырех укрупненных профессиональных категориях: в группе руководителей и специалистов (1), служащих средней квалификации (2), рабочих высокой и средней квалификации (3) и неквалифицированных рабочих (4).
Сравнения показывают, что наблюдается тенденция повышения рейтинга надежного места работы (гарантий занятости), а также удобного времени и продолжительного отпуска при движении от группы руководителей и специалистов к людям с более низкой квалификацией, вплоть до неквалифицированных рабочих. В отношении таких ценностей, как инициатива, возможность достижения, интересная работа и соответствие работы способностям имеет место противоположная тенденция: чем ниже квалификация, тем реже выбираются данные ценности.
Эти факты свидетельствуют, что чем выше квалификация и социальный статус работников, тем важнее для них содержательные и достижительные аспекты труда, а чем ниже квалификация и социальный статус, тем важнее материальные и вообще "внетрудовые" вознаграждения и условия труда. [50]
Особого внимания заслуживает ценность хорошего заработка. Как видно из таблицы 4, частота выбора заработка - самая высокая во всех рассматриваемых группах и значимо не меняется. Значит, и в более квалифицированных профессиональных группах заработок остается приоритетом, своеобразие же этих групп создается за счет того, что "содержательные" и достижительные ценности как бы подтягиваются к заработку. В частности, ценность интересной работы у неквалифицированных рабочих имеет ранг 5, у рабочих высокой и средней квалификации - ранг 3, а у служащих средней квалификации и специалистов - ранги 2,5. Ценность соответствия работы способностям у неквалифицированных рабочих имеет ранг 8, а во всех группах более высокого статуса - ранг 4.
* * *
В ходе дальнейшего поиска нам все же удалось обнаружить социально-профессиональную группу российского населения, качественно отличающуюся по своим трудовым ценностям от всех остальных. Речь идет о представителях нового социального класса - предпринимателях, сведения о ценностных приоритетах которых были получены Г.К.Булычкиной [51] . Только в этой группе достижительная ценность работы - “видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда” - вошла в число трех, лидирующих по важности: 80% опрошенных предпринимателей заявили, что это требование к работе является для них очень важным. Напомним, что в целом по России ориентация на активность и достижения в труде выражена весьма слабо, а по соответствующему интегральному показателю работающее население России имеет одно из самых низких значений в мире (см. таблицу 3). Даже среди руководителей и
ТАБЛИЦА 5
ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ГРУПП
Название ценности |
Руководители и специалисты (%) 367 чел. |
Служащие средней квалификации (%) 105 чел. |
Рабочие высокой и средней квалификации (%) 431 чел. |
Неквалифицированные рабочие
(%) 94 чел. |
Хороший заработок |
86 |
77* |
87 |
89 |
Хорошие товарищи |
73 |
71 |
75 |
71 |
Отсутствие давления (“не давят”) |
18 |
17 |
20 |
19 |
Надежное место работы |
34* |
42* |
40* |
52* |
Возможности для продвижения |
19 |
23 |
14 |
12 |
Уважаемая работа |
38 |
50 |
40 |
38 |
Удобное время |
47* |
48 |
49* |
68* |
Возможность проявлять инициативу |
36* |
32 |
27* |
23* |
Полезность обществу |
51 |
50 |
48 |
48 |
Большой отпуск |
42* |
43 |
48* |
62* |
Возможность общения |
26 |
32 |
25 |
32 |
Возможность чего-то достичь |
34* |
27 |
26* |
20 |
Ответственная работа |
21 |
23 |
20 |
21 |
Интересная работа |
77* |
70 |
68* |
54* |
Соответствие работы способностям |
63* |
62 |
56 |
43* |
* - Звездочка означает, что данная частота дает значимые различия
по строке (p<0.05) хотя бы с еще одним показателем.
специалистов “возможность чего-то достичь” в качестве важной ценности назвали всего 34% опрошенных! Российские же предприниматели, действительно, демонстрируют признаки сильной мотивации достижения, которая, как уже говорилось в начале статьи, считается психологической предпосылкой экономического подъема общества. [52]
В связи с происходящей в России “капиталистической революцией” естественно возникает вопрос о том, формируется ли в нашей стране система трудовых ценностей, сходная по своей функции с протестантской трудовой этикой, сыгравшей существенную роль в становлении капитализма на Западе [53] . Вряд ли обязательно ожидать, что в сегодняшней России именно религиозная идеология станет источником новой трудовой морали [54] . Подобная мораль может строиться и на светской общесоциальной основе, и в этой связи примечательно, что формула “Способствовать делу возрождения России”, судя по эмпирическим данным, оказалась для предпринимателей весьма значимой [55] . Но все же ее субъективная значимость для респондентов существенно отстает от значимости стремления “видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда”. В связи с этим мы хотели бы подчеркнуть наличие третьей возможности: мотивация достижения, согласно взглядам ученых, исследовавших этот феномен и сформулировавших понятие о нем, состоит в стремлении к достижению как таковому, вне зависимости от его индивидуальной или социальной пользы [56] . И похоже, что именно данная ценность была многие годы недоступна нынешним российским предпринимателям, лишь недавно рекрутированным из госсоциалистических учреждений и предприятий, где их пребывание и даже трудовые затраты часто не сопровождались ощущением результативности своего труда. На этом фоне свобода достижения и ощущения конкретного результата, действительно, может стать для человека главной трудовой ценностью и символом новой экономической эпохи.