2.3 Трудовые ценности в различных социальных группах российского населения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

            Приведенная в предыдущих разделах характеристика населения России как целого, не исключает специфики различных демографических и профессиональных групп. Можно, в частности, ожидать, что на фоне  общей пассивности нам удастся обнаружить группы, отличающиеся более активными и достижительными ориентациями, близкими по духу идеалам протестантской трудовой этики.

            В поисках подобных отличий наша сотрудница Ю.С.Аржакова проанализировала трудовые ценности мужчин и женщин, работников, различающихся по возрасту, социально-профессиональному статусу, образованию, а также по уровню доходов на члена семьи. Основной вывод из этого анализа состоит в том, что в различных группах общность преобладает над спецификой: это касается как степени распространенности отдельных ценностей, так и их соотношения (иерархии).

            Все же определенные различия между группами существуют, и особенно заметно влияют на содержание трудовых ценностей различия работников по уровню квалификации и социальному статусу. Всего сравнения проводились по 12 профессиональным группам, различающимся по социально-профессиональному статусу;  в таблице 5 приводятся данные о распространенности трудовых ценностей в четырех  укрупненных профессиональных категориях: в группе руководителей и специалистов (1), служащих средней квалификации (2), рабочих высокой и средней квалификации (3) и неквалифицированных рабочих (4).

            Сравнения показывают, что наблюдается тенденция повышения рейтинга надежного места работы (гарантий занятости), а также удобного времени и продолжительного отпуска при движении от группы руководителей и специалистов к людям с более низкой квалификацией, вплоть до неквалифицированных рабочих. В отношении таких ценностей, как инициатива, возможность достижения, интересная работа и соответствие работы способностям имеет место противоположная тенденция: чем ниже квалификация, тем реже выбираются данные ценности.

            Эти факты свидетельствуют, что чем выше квалификация и социальный статус работников, тем важнее для них содержательные и достижительные аспекты труда, а чем ниже квалификация и социальный статус, тем важнее материальные и вообще "внетрудовые" вознаграждения и условия труда. [50]

            Особого внимания заслуживает ценность хорошего заработка. Как видно из таблицы 4, частота выбора заработка - самая высокая во всех рассматриваемых группах и значимо не меняется. Значит, и в более квалифицированных профессиональных группах заработок остается  приоритетом, своеобразие же этих групп создается за счет того, что "содержательные" и достижительные ценности как бы подтягиваются к заработку. В частности, ценность интересной работы у неквалифицированных рабочих имеет ранг 5, у рабочих высокой и средней квалификации - ранг 3, а у служащих средней квалификации и специалистов - ранги 2,5. Ценность соответствия работы способностям у неквалифицированных рабочих имеет ранг 8, а во всех группах более высокого статуса - ранг 4.

* * *     

            В ходе дальнейшего поиска нам все же удалось обнаружить социально-профессиональную группу российского населения, качественно отличающуюся по своим трудовым ценностям от всех остальных. Речь идет о представителях нового социального класса - предпринимателях, сведения о ценностных приоритетах которых были получены Г.К.Булычкиной [51] . Только в этой группе достижительная ценность работы - “видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда”  - вошла в число трех, лидирующих по важности: 80% опрошенных предпринимателей заявили, что это требование к работе является для них очень важным. Напомним, что в целом по России ориентация на активность и достижения  в труде выражена весьма слабо, а по соответствующему интегральному показателю работающее население России имеет одно из самых низких значений в мире (см. таблицу 3). Даже среди руководителей и

                                                                                                            ТАБЛИЦА 5

ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

                                                            ГРУПП

Название ценности

Руководители и специалисты

     (%)

   367 чел.

Служащие средней квалификации

    (%)

105 чел.

Рабочие высокой и средней квалификации

    (%)

431 чел.

Неквалифицированные рабочие

 

     (%)

    94 чел.

Хороший заработок

    

      86

    

     77*

  

   87

    

     89

Хорошие товарищи

      73

     71

   75

     71

Отсутствие давления

(“не давят”)

      18

     17

   20

     19

Надежное место работы

      34*

     42*

   40*

     52*

Возможности для продвижения

      19

     23

   14

     12

Уважаемая работа

      38

     50

   40

     38

Удобное время

      47*

     48

    49*

     68*

Возможность проявлять инициативу

      36*

     32

   27*

     23*

Полезность обществу

      51

     50

   48

     48

Большой отпуск

      42*

     43

   48*

     62*

Возможность общения

      26

     32

   25

     32

Возможность чего-то достичь

      34*

     27

   26*

     20

Ответственная работа

      21

     23

   20

     21

Интересная работа

      77*

     70

   68*

     54*

Соответствие работы способностям

      63*

     62

   56

     43*

* - Звездочка означает, что данная частота дает значимые различия

      по строке (p<0.05) хотя бы с еще одним показателем.

специалистов “возможность чего-то достичь” в качестве важной ценности назвали всего 34% опрошенных! Российские же предприниматели, действительно, демонстрируют признаки сильной мотивации достижения, которая, как уже говорилось в начале статьи, считается психологической предпосылкой экономического подъема общества. [52]

            В связи с происходящей в России “капиталистической революцией” естественно возникает вопрос о том, формируется ли в нашей стране система трудовых ценностей, сходная по своей функции с протестантской трудовой этикой, сыгравшей существенную роль в становлении капитализма на Западе [53] . Вряд ли обязательно ожидать, что в сегодняшней России именно религиозная идеология станет источником новой трудовой морали [54] . Подобная мораль может строиться и на светской общесоциальной основе, и в этой связи примечательно, что формула “Способствовать делу возрождения России”, судя по эмпирическим данным, оказалась для предпринимателей весьма значимой [55] . Но все же ее субъективная значимость для респондентов существенно отстает от значимости стремления “видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда”. В связи с этим мы хотели бы подчеркнуть наличие третьей возможности: мотивация достижения, согласно взглядам ученых, исследовавших этот феномен и сформулировавших понятие о нем, состоит в стремлении к достижению как таковому, вне зависимости от его индивидуальной или социальной пользы [56] . И похоже, что именно данная ценность была многие годы недоступна нынешним российским предпринимателям, лишь недавно рекрутированным из госсоциалистических учреждений и предприятий, где их пребывание и даже трудовые затраты часто не сопровождались ощущением результативности своего труда. На этом фоне свобода достижения и ощущения конкретного результата, действительно, может стать для человека главной трудовой ценностью и символом новой экономической эпохи.

           

            Приведенная в предыдущих разделах характеристика населения России как целого, не исключает специфики различных демографических и профессиональных групп. Можно, в частности, ожидать, что на фоне  общей пассивности нам удастся обнаружить группы, отличающиеся более активными и достижительными ориентациями, близкими по духу идеалам протестантской трудовой этики.

            В поисках подобных отличий наша сотрудница Ю.С.Аржакова проанализировала трудовые ценности мужчин и женщин, работников, различающихся по возрасту, социально-профессиональному статусу, образованию, а также по уровню доходов на члена семьи. Основной вывод из этого анализа состоит в том, что в различных группах общность преобладает над спецификой: это касается как степени распространенности отдельных ценностей, так и их соотношения (иерархии).

            Все же определенные различия между группами существуют, и особенно заметно влияют на содержание трудовых ценностей различия работников по уровню квалификации и социальному статусу. Всего сравнения проводились по 12 профессиональным группам, различающимся по социально-профессиональному статусу;  в таблице 5 приводятся данные о распространенности трудовых ценностей в четырех  укрупненных профессиональных категориях: в группе руководителей и специалистов (1), служащих средней квалификации (2), рабочих высокой и средней квалификации (3) и неквалифицированных рабочих (4).

            Сравнения показывают, что наблюдается тенденция повышения рейтинга надежного места работы (гарантий занятости), а также удобного времени и продолжительного отпуска при движении от группы руководителей и специалистов к людям с более низкой квалификацией, вплоть до неквалифицированных рабочих. В отношении таких ценностей, как инициатива, возможность достижения, интересная работа и соответствие работы способностям имеет место противоположная тенденция: чем ниже квалификация, тем реже выбираются данные ценности.

            Эти факты свидетельствуют, что чем выше квалификация и социальный статус работников, тем важнее для них содержательные и достижительные аспекты труда, а чем ниже квалификация и социальный статус, тем важнее материальные и вообще "внетрудовые" вознаграждения и условия труда. [50]

            Особого внимания заслуживает ценность хорошего заработка. Как видно из таблицы 4, частота выбора заработка - самая высокая во всех рассматриваемых группах и значимо не меняется. Значит, и в более квалифицированных профессиональных группах заработок остается  приоритетом, своеобразие же этих групп создается за счет того, что "содержательные" и достижительные ценности как бы подтягиваются к заработку. В частности, ценность интересной работы у неквалифицированных рабочих имеет ранг 5, у рабочих высокой и средней квалификации - ранг 3, а у служащих средней квалификации и специалистов - ранги 2,5. Ценность соответствия работы способностям у неквалифицированных рабочих имеет ранг 8, а во всех группах более высокого статуса - ранг 4.

* * *     

            В ходе дальнейшего поиска нам все же удалось обнаружить социально-профессиональную группу российского населения, качественно отличающуюся по своим трудовым ценностям от всех остальных. Речь идет о представителях нового социального класса - предпринимателях, сведения о ценностных приоритетах которых были получены Г.К.Булычкиной [51] . Только в этой группе достижительная ценность работы - “видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда”  - вошла в число трех, лидирующих по важности: 80% опрошенных предпринимателей заявили, что это требование к работе является для них очень важным. Напомним, что в целом по России ориентация на активность и достижения  в труде выражена весьма слабо, а по соответствующему интегральному показателю работающее население России имеет одно из самых низких значений в мире (см. таблицу 3). Даже среди руководителей и

                                                                                                            ТАБЛИЦА 5

ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

                                                            ГРУПП

Название ценности

Руководители и специалисты

     (%)

   367 чел.

Служащие средней квалификации

    (%)

105 чел.

Рабочие высокой и средней квалификации

    (%)

431 чел.

Неквалифицированные рабочие

 

     (%)

    94 чел.

Хороший заработок

    

      86

    

     77*

  

   87

    

     89

Хорошие товарищи

      73

     71

   75

     71

Отсутствие давления

(“не давят”)

      18

     17

   20

     19

Надежное место работы

      34*

     42*

   40*

     52*

Возможности для продвижения

      19

     23

   14

     12

Уважаемая работа

      38

     50

   40

     38

Удобное время

      47*

     48

    49*

     68*

Возможность проявлять инициативу

      36*

     32

   27*

     23*

Полезность обществу

      51

     50

   48

     48

Большой отпуск

      42*

     43

   48*

     62*

Возможность общения

      26

     32

   25

     32

Возможность чего-то достичь

      34*

     27

   26*

     20

Ответственная работа

      21

     23

   20

     21

Интересная работа

      77*

     70

   68*

     54*

Соответствие работы способностям

      63*

     62

   56

     43*

* - Звездочка означает, что данная частота дает значимые различия

      по строке (p<0.05) хотя бы с еще одним показателем.

специалистов “возможность чего-то достичь” в качестве важной ценности назвали всего 34% опрошенных! Российские же предприниматели, действительно, демонстрируют признаки сильной мотивации достижения, которая, как уже говорилось в начале статьи, считается психологической предпосылкой экономического подъема общества. [52]

            В связи с происходящей в России “капиталистической революцией” естественно возникает вопрос о том, формируется ли в нашей стране система трудовых ценностей, сходная по своей функции с протестантской трудовой этикой, сыгравшей существенную роль в становлении капитализма на Западе [53] . Вряд ли обязательно ожидать, что в сегодняшней России именно религиозная идеология станет источником новой трудовой морали [54] . Подобная мораль может строиться и на светской общесоциальной основе, и в этой связи примечательно, что формула “Способствовать делу возрождения России”, судя по эмпирическим данным, оказалась для предпринимателей весьма значимой [55] . Но все же ее субъективная значимость для респондентов существенно отстает от значимости стремления “видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда”. В связи с этим мы хотели бы подчеркнуть наличие третьей возможности: мотивация достижения, согласно взглядам ученых, исследовавших этот феномен и сформулировавших понятие о нем, состоит в стремлении к достижению как таковому, вне зависимости от его индивидуальной или социальной пользы [56] . И похоже, что именно данная ценность была многие годы недоступна нынешним российским предпринимателям, лишь недавно рекрутированным из госсоциалистических учреждений и предприятий, где их пребывание и даже трудовые затраты часто не сопровождались ощущением результативности своего труда. На этом фоне свобода достижения и ощущения конкретного результата, действительно, может стать для человека главной трудовой ценностью и символом новой экономической эпохи.