Аннотация

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Опубликовано в журнале "Мир России", № 4, 1998. С.113-144.

В.С. Магун

РОССИЙСКИЕ ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ: ИДЕОЛОГИЯ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

            Социально-экономический уклад российского общества претерпевает сегодня фундаментальные изменения. И в этой связи закономерно усиливается интерес к тому, как люди относятся к своему труду.  Основа этого  интереса - открытие М.Вебера, показавшего, что фундаментальные социально-экономические сдвиги, связанные с возникновением капитализма, не могли бы осуществиться без новой трудовой  этики. Развивая эту идею, Д. Макклелланд на большом эмпирическом материале убедительно продемонстрировал зависимость экономических успехов общества от выраженности у людей, образующих это общество, мотивации достижения [1] .

            Задача данной работы состоит в том, чтобы проанализировать два типа ценностно-нормативных и ценностно-мотивационных образований, регулирующих трудовую деятельность населения, - те, которые задаются официальной идеологией общества, и те, что характеризуют массовые  установки людей относительно важности для них труда в целом и отдельных его сторон.

            В анализе идеологических ценностей будет подробно  представлена социалистическая модель, господствовавшая в России в недавнем прошлом. Ее беспристрастный анализ необходим для понимания исходных культурных конструкций, в оппозиции к которым формируется новая трудовая идеология. Кроме того, социалистические ценности оказались достаточно живучи и по-прежнему привлекают заметную часть российского населения.   Массовые же ценности различных групп населения более подробно будут рассмотрены применительно к сегодняшнему - постсоциалистическому - этапу развития России, и изложение в этом разделе будет основываться на материалах социологических исследований.

                                               

Опубликовано в журнале "Мир России", № 4, 1998. С.113-144.

В.С. Магун

РОССИЙСКИЕ ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ: ИДЕОЛОГИЯ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

            Социально-экономический уклад российского общества претерпевает сегодня фундаментальные изменения. И в этой связи закономерно усиливается интерес к тому, как люди относятся к своему труду.  Основа этого  интереса - открытие М.Вебера, показавшего, что фундаментальные социально-экономические сдвиги, связанные с возникновением капитализма, не могли бы осуществиться без новой трудовой  этики. Развивая эту идею, Д. Макклелланд на большом эмпирическом материале убедительно продемонстрировал зависимость экономических успехов общества от выраженности у людей, образующих это общество, мотивации достижения [1] .

            Задача данной работы состоит в том, чтобы проанализировать два типа ценностно-нормативных и ценностно-мотивационных образований, регулирующих трудовую деятельность населения, - те, которые задаются официальной идеологией общества, и те, что характеризуют массовые  установки людей относительно важности для них труда в целом и отдельных его сторон.

            В анализе идеологических ценностей будет подробно  представлена социалистическая модель, господствовавшая в России в недавнем прошлом. Ее беспристрастный анализ необходим для понимания исходных культурных конструкций, в оппозиции к которым формируется новая трудовая идеология. Кроме того, социалистические ценности оказались достаточно живучи и по-прежнему привлекают заметную часть российского населения.   Массовые же ценности различных групп населения более подробно будут рассмотрены применительно к сегодняшнему - постсоциалистическому - этапу развития России, и изложение в этом разделе будет основываться на материалах социологических исследований.