15

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Философские взгляды Анаксагора сформировались под воздействием мыслителей милетской школы и Парменида. Он написал всего лишь одно сочинение, от которого сохранилось около двадцати фрагментов, далеко не во всем ясных, но все же даюших возможность реконструировать основные положения его теории.

Сочинение Анаксагора начинается с описания первичного состояния мира - того состояния материи, в котором она находилась до начала процесса космообразования. Известна первая фраза этого сочинения: "Вместе все веши были, бесконечные и по количеству и по малости. . ." (фр. 1). Итак, начальное состояние представляло собой смесь (причем, как следует из дальнейшего, это была смесь неподвижная, лишенная каких-либо изменений) бесконечно большого числа частиц бесчисленного множества всевозможных качественно определенных веществ (гомеомерий или "подобо-частных" по Аристотелю). Эти частицы были бесконечно малыми или, как пишет Анаксагор, "бесконечными по малости". Это выражение "бесконечные цо малости" следует понимать не в приблизительном или переносном смысле, а в буквальном смысле актуальных бесконечно малых величин (не случайно в следующей вслед за первой фразе Анаксагор подчеркивает: "Ибо и малое было бесконечным"). Следовательно, частицы, из которых состояла первичная смесь, не следует трактовать как очень малые крупинки золота, крови и других веществ; нет: сколь бы мал ни был взятый нами объем, этот объем может быть подвергнут безграничному делению на все более малые объем-чики, причем каждый из этих объемчпков по-прежнему будет состоять из бесконечно большого числа бесконечно малых частиц. "И у малого ведь нет наименьшего, но всегда еще меньшее. . . Но и у большого всегда есть большее" (фр. 3). Отсюда Анаксагор делает вывод, который является фундаментальным принципом его теории материи: ". . .во всем заключается все" (или "во всем есть часть всего").

Но при всем этом первичная смесь Анаксагора не является вполне однородной. В ней имеются малые (но все же не бесконечно малые) участки, где частицы какого-то определенного вида преобладают в количественном отношении над частицами всех других видов. Эти участки различны по своей форме и обладают свойствами (цветами, запахами и т. д.), которые присущи преобладающему в них веществу. Это получается потому, что, как пишет Анаксагор, "чего всего более в каждой [вещи], тем одним он" кажется и казалась" (фр. 12) Анаксагор называет эти участки "семенами" соответствующих веществ. Это название, как мы увидим в дальнейшем, представляется вполне оправданным.

Но сказанным структура первичной смеси еще не исчерпывается. Как пишет Анаксагор все в том же первом фрагменте, в первичной смеси "все наполнял эфир и воздух. . . самые большие как по количеству, так и по величине". Эта фраза была бы совершенно непонятной, если бы под эфиром и воздухом мы понимали два сорта подобо-частных веществ. Но здесь нам на помощь приходит Аристотель. В двух важных местах, где сравниваются понятия элемента у Эмпедокла и Анаксагора (О небе, III, 3.302 а 25-302 b 5; О вози. и уничт., I, 4.314 а 20-25), Аристотель разъясняет, что так называемые стихии, в частности воздух и эфир (который у Анаксагора тождествен огню), не являются элементами, как у Эмпедокла, а представляют собой смеси всевозможных семян (панспермии). Но чем же тогда отличаются стихии друг от друга? Ответ мы находим во фр. 4, где Анаксагор снова дает характеристику первичной смеси, в которой, помимо "беспредельных по множеству семян, ни в чем не похожих друг на друга", называются три пары противоположных качеств: влажное и сухое, теплое и холодное, светлое и темное. Отсюда напрашивается заключение, что эфир и воздух суть огромные скопления семян, отличающиеся друг от друга лишь тем, что в первом случае (в эфире) семена обладают качествами сухости, теплоты, светлости, а в воздухе - противоположными им качествами влажности, холода и темноты.

 

Философские взгляды Анаксагора сформировались под воздействием мыслителей милетской школы и Парменида. Он написал всего лишь одно сочинение, от которого сохранилось около двадцати фрагментов, далеко не во всем ясных, но все же даюших возможность реконструировать основные положения его теории.

Сочинение Анаксагора начинается с описания первичного состояния мира - того состояния материи, в котором она находилась до начала процесса космообразования. Известна первая фраза этого сочинения: "Вместе все веши были, бесконечные и по количеству и по малости. . ." (фр. 1). Итак, начальное состояние представляло собой смесь (причем, как следует из дальнейшего, это была смесь неподвижная, лишенная каких-либо изменений) бесконечно большого числа частиц бесчисленного множества всевозможных качественно определенных веществ (гомеомерий или "подобо-частных" по Аристотелю). Эти частицы были бесконечно малыми или, как пишет Анаксагор, "бесконечными по малости". Это выражение "бесконечные цо малости" следует понимать не в приблизительном или переносном смысле, а в буквальном смысле актуальных бесконечно малых величин (не случайно в следующей вслед за первой фразе Анаксагор подчеркивает: "Ибо и малое было бесконечным"). Следовательно, частицы, из которых состояла первичная смесь, не следует трактовать как очень малые крупинки золота, крови и других веществ; нет: сколь бы мал ни был взятый нами объем, этот объем может быть подвергнут безграничному делению на все более малые объем-чики, причем каждый из этих объемчпков по-прежнему будет состоять из бесконечно большого числа бесконечно малых частиц. "И у малого ведь нет наименьшего, но всегда еще меньшее. . . Но и у большого всегда есть большее" (фр. 3). Отсюда Анаксагор делает вывод, который является фундаментальным принципом его теории материи: ". . .во всем заключается все" (или "во всем есть часть всего").

Но при всем этом первичная смесь Анаксагора не является вполне однородной. В ней имеются малые (но все же не бесконечно малые) участки, где частицы какого-то определенного вида преобладают в количественном отношении над частицами всех других видов. Эти участки различны по своей форме и обладают свойствами (цветами, запахами и т. д.), которые присущи преобладающему в них веществу. Это получается потому, что, как пишет Анаксагор, "чего всего более в каждой [вещи], тем одним он" кажется и казалась" (фр. 12) Анаксагор называет эти участки "семенами" соответствующих веществ. Это название, как мы увидим в дальнейшем, представляется вполне оправданным.

Но сказанным структура первичной смеси еще не исчерпывается. Как пишет Анаксагор все в том же первом фрагменте, в первичной смеси "все наполнял эфир и воздух. . . самые большие как по количеству, так и по величине". Эта фраза была бы совершенно непонятной, если бы под эфиром и воздухом мы понимали два сорта подобо-частных веществ. Но здесь нам на помощь приходит Аристотель. В двух важных местах, где сравниваются понятия элемента у Эмпедокла и Анаксагора (О небе, III, 3.302 а 25-302 b 5; О вози. и уничт., I, 4.314 а 20-25), Аристотель разъясняет, что так называемые стихии, в частности воздух и эфир (который у Анаксагора тождествен огню), не являются элементами, как у Эмпедокла, а представляют собой смеси всевозможных семян (панспермии). Но чем же тогда отличаются стихии друг от друга? Ответ мы находим во фр. 4, где Анаксагор снова дает характеристику первичной смеси, в которой, помимо "беспредельных по множеству семян, ни в чем не похожих друг на друга", называются три пары противоположных качеств: влажное и сухое, теплое и холодное, светлое и темное. Отсюда напрашивается заключение, что эфир и воздух суть огромные скопления семян, отличающиеся друг от друга лишь тем, что в первом случае (в эфире) семена обладают качествами сухости, теплоты, светлости, а в воздухе - противоположными им качествами влажности, холода и темноты.