5.2. Организация и планирование трудовой деятельности работников по обслуживанию и управлению предприятием
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64
Организационные формы регламентирования управленческого труда:
централизация функций управленческого труда в специализированных подразделениях предприятия (отделы управления персоналом, АСУ и др.);
децентрализация функций управленческого труда по разным функциональным подразделениям предприятия (специалисты функциональных отделов или управлений);
концентрация функций управленческого труда в самостоятельных специализированных предприятиях и организациях (консалтинговые фирмы).
В практике встречаются и смешанные формы.
Регламентирование труда управленческого персонала основано на применении дух методов:
разработка регламентирующей документации ─качественные регламенты;
нормирование труда ─ количественные регламенты (Вопросы нормирования труда будут рассмотрены в гл.9).
Наиболее важными регламентирующими документами на предприятии являются положения об отделах и должностные инструкции. Основными нормативными документами в данной области являются:
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Госкомитетом по труду и социальным вопросам в 1986г. В него включены квалификационные характеристики («Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования») по 132должностям, общим для всех отраслей промышленности, в том числе по 62 должностям руководителей, по 51 ─ специалистов, по 19 ─ служащих;
типовые положения и должностные инструкции, разработанные отраслевыми органами руководства.
Использование указанных руководящих материалов на предприятиях затруднительно ввиду отсутствия инструментария разработки должностных инструкций и механизма оценки управленческого персонала.
Зарубежные исследователи предлагают достаточно проработанный методический аппарат для разработки регламентирующей документации, рекомендуя осуществлять ее поэтапно:
1.Этап сбора информации. Опыт фирм США, Японии, Германии, Англии, а также некоторых российских предприятий предлагает следующие методы:
саморегистрация ─ работник сам отбирает информацию о работе и заносит ее в форме должностного описания;
интервьюирование ─ собеседование с работником по соответсвующему структурированному полностью или частично набору вопросов;
метод «контрольные списки вопросов» ─ работник отвечает на жестко структурированный перечень вопросов;
опросники ─ аналог предыдущего метода. Разрабатываются в фирмах, возможно использование стандартных форм. Эффективны в случае, когда много людей выполняет однотипную работу;
метод «рабочие дневники» ─ ведение ежедневных записей о трудовой деятельности работника и затраченного на них времени;
групповые методы ─ разновидность интервьюирования, организованного на групповой основе;
метод «наблюдения» ─ процесс занесения информации о работе на бумагу или видеокамеру с записью комментария;
метод «участия ли активное наблюдение» ─ основан на активном вовлечении работника, занятого анализом, в процесс выполнении работы;
метод «существующей записи» ─ сбор информации из имеющихся документальных записей;
2.Этап анализа информации. Методы, используемые при анализе информации:
функциональный анализ должностей ─ информация, полученная методом интервьюирования в слабо структурированном варианте и наблюдения, анализируется по трем параметрам: данные, персонал, предметы деятельности;
структурированный «опросник для анализа должностей» ─ вопросы группируются: входная информация, мыслительные процессы, сопровождающие исполнение должности, результат деятельности и др. Каждый вопрос ранжируется по шкале: важность для работы, степень использования, детализация и др., что позволяет количественно описать должности в терминах трудовых операций работников;
метод критических ситуаций ─ позволяет анализировать информацию, собранную методом собеседования или дневника критических ситуаций. Метод полезен для разработки систем подготовки, оценки деятельности и отбора работников.
3.Этап составления документов. Жесткие методы здесь отсутствуют, но используются методические документы: контрольные списки вопросов, необходимых для включения в должностные инструкции и для отбора кандидатов на должность.
Анализ отечественного и зарубежного опыта организации управленческого труда позволяет сделать важный вывод о необходимости синтеза уникального подхода к каждому работнику и применении методического аппарата при проектировании для них регламентирующей документации.
Организационные формы регламентирования управленческого труда:
централизация функций управленческого труда в специализированных подразделениях предприятия (отделы управления персоналом, АСУ и др.);
децентрализация функций управленческого труда по разным функциональным подразделениям предприятия (специалисты функциональных отделов или управлений);
концентрация функций управленческого труда в самостоятельных специализированных предприятиях и организациях (консалтинговые фирмы).
В практике встречаются и смешанные формы.
Регламентирование труда управленческого персонала основано на применении дух методов:
разработка регламентирующей документации ─качественные регламенты;
нормирование труда ─ количественные регламенты (Вопросы нормирования труда будут рассмотрены в гл.9).
Наиболее важными регламентирующими документами на предприятии являются положения об отделах и должностные инструкции. Основными нормативными документами в данной области являются:
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Госкомитетом по труду и социальным вопросам в 1986г. В него включены квалификационные характеристики («Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования») по 132должностям, общим для всех отраслей промышленности, в том числе по 62 должностям руководителей, по 51 ─ специалистов, по 19 ─ служащих;
типовые положения и должностные инструкции, разработанные отраслевыми органами руководства.
Использование указанных руководящих материалов на предприятиях затруднительно ввиду отсутствия инструментария разработки должностных инструкций и механизма оценки управленческого персонала.
Зарубежные исследователи предлагают достаточно проработанный методический аппарат для разработки регламентирующей документации, рекомендуя осуществлять ее поэтапно:
1.Этап сбора информации. Опыт фирм США, Японии, Германии, Англии, а также некоторых российских предприятий предлагает следующие методы:
саморегистрация ─ работник сам отбирает информацию о работе и заносит ее в форме должностного описания;
интервьюирование ─ собеседование с работником по соответсвующему структурированному полностью или частично набору вопросов;
метод «контрольные списки вопросов» ─ работник отвечает на жестко структурированный перечень вопросов;
опросники ─ аналог предыдущего метода. Разрабатываются в фирмах, возможно использование стандартных форм. Эффективны в случае, когда много людей выполняет однотипную работу;
метод «рабочие дневники» ─ ведение ежедневных записей о трудовой деятельности работника и затраченного на них времени;
групповые методы ─ разновидность интервьюирования, организованного на групповой основе;
метод «наблюдения» ─ процесс занесения информации о работе на бумагу или видеокамеру с записью комментария;
метод «участия ли активное наблюдение» ─ основан на активном вовлечении работника, занятого анализом, в процесс выполнении работы;
метод «существующей записи» ─ сбор информации из имеющихся документальных записей;
2.Этап анализа информации. Методы, используемые при анализе информации:
функциональный анализ должностей ─ информация, полученная методом интервьюирования в слабо структурированном варианте и наблюдения, анализируется по трем параметрам: данные, персонал, предметы деятельности;
структурированный «опросник для анализа должностей» ─ вопросы группируются: входная информация, мыслительные процессы, сопровождающие исполнение должности, результат деятельности и др. Каждый вопрос ранжируется по шкале: важность для работы, степень использования, детализация и др., что позволяет количественно описать должности в терминах трудовых операций работников;
метод критических ситуаций ─ позволяет анализировать информацию, собранную методом собеседования или дневника критических ситуаций. Метод полезен для разработки систем подготовки, оценки деятельности и отбора работников.
3.Этап составления документов. Жесткие методы здесь отсутствуют, но используются методические документы: контрольные списки вопросов, необходимых для включения в должностные инструкции и для отбора кандидатов на должность.
Анализ отечественного и зарубежного опыта организации управленческого труда позволяет сделать важный вывод о необходимости синтеза уникального подхода к каждому работнику и применении методического аппарата при проектировании для них регламентирующей документации.