9.2. Нормирование работ по обслуживанию и управлению
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64
Нормирование управленческой деятельности стало разрабатываться в 70─е годы в связи с автоматизацией управленческого труда, внедрение которой подтверждает выводы ученых о возможности нормирования значительной доли управленческих работ, имеющих определенную последовательность, повторяемость и правила выполнения.
Продуктом труда в данной области выступает информация, которая не является материально-вещественным элементом как у производственных рабочих. Трудовые затраты на ее получение, подбор, обработку, хранение, передачу составляют до 80% всех затрат труда, что вполне корреллирует с оценками специалистов по нормированию труда, оценивающих объем типовых управленческих работ в тех же пределах: 80─85%. Средством управленческого труда является организационная техника.
Структура управленческого труда может быть представлена в виде комплекса конкретных работ (по данным наблюдений до 180─220 отдельных видов работ), состоящих из отдельных элементов, а элементы ─ из микроэлементов.
Нормирование труда управленческого персонала основано на использовании следующих основных видов норм:
нормы времени (выработки);
нормы обслуживания;
нормы управляемости;
нормативы численности.
Нормирование управленческого труда является частью регламентирования, которое предполагает разработку не только количественных (при нормировании), но и качественных параметров управленческих процессов. К методам регламентирования управленческого труда относят:
1.Опытный метод основан на изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных системах, внесение предложений на основе анализа фактически сложившейся ситуации и ориентацию на коллективный опыт работников;
2.Экспертный метод основан на заключении экспертов, использующих соответствующую методологию получения обобщенного результата;
3.Нормативный метод основан на использовании нормативов, к их числу относят:
нормы управляемости (соотношение между количеством руководителей и подчиненных им работников);
предельные величины численности работников для формирования самостоятельных отделов, бюро и т.п.;
соотношение между численностью рабочих и количеством управленческого персонала.
4.Параметрический метод основан на установлении взаимосвязанных параметров, характеризующих управляемый объект и управляющую систему. При этом, как правило, устанавливаются параметрические зависимости, оказывающие влияние трех-четырех факторов на работу управляющей системы.
5. Методы математического моделирования, в частности, имитационное моделирование. В этих методах используются модели, характеризующие динамику отдельных показателей объекта управления, взаимоувязанных в виде моделей. Некоторые модели могут иметь оптимизационное значение, то есть определять достижение оптимальных результатов под влиянием внешних воздействий или сдвигов в соотношении различных элементов самого объекта управления.
Нормирование управленческой деятельности стало разрабатываться в 70─е годы в связи с автоматизацией управленческого труда, внедрение которой подтверждает выводы ученых о возможности нормирования значительной доли управленческих работ, имеющих определенную последовательность, повторяемость и правила выполнения.
Продуктом труда в данной области выступает информация, которая не является материально-вещественным элементом как у производственных рабочих. Трудовые затраты на ее получение, подбор, обработку, хранение, передачу составляют до 80% всех затрат труда, что вполне корреллирует с оценками специалистов по нормированию труда, оценивающих объем типовых управленческих работ в тех же пределах: 80─85%. Средством управленческого труда является организационная техника.
Структура управленческого труда может быть представлена в виде комплекса конкретных работ (по данным наблюдений до 180─220 отдельных видов работ), состоящих из отдельных элементов, а элементы ─ из микроэлементов.
Нормирование труда управленческого персонала основано на использовании следующих основных видов норм:
нормы времени (выработки);
нормы обслуживания;
нормы управляемости;
нормативы численности.
Нормирование управленческого труда является частью регламентирования, которое предполагает разработку не только количественных (при нормировании), но и качественных параметров управленческих процессов. К методам регламентирования управленческого труда относят:
1.Опытный метод основан на изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных системах, внесение предложений на основе анализа фактически сложившейся ситуации и ориентацию на коллективный опыт работников;
2.Экспертный метод основан на заключении экспертов, использующих соответствующую методологию получения обобщенного результата;
3.Нормативный метод основан на использовании нормативов, к их числу относят:
нормы управляемости (соотношение между количеством руководителей и подчиненных им работников);
предельные величины численности работников для формирования самостоятельных отделов, бюро и т.п.;
соотношение между численностью рабочих и количеством управленческого персонала.
4.Параметрический метод основан на установлении взаимосвязанных параметров, характеризующих управляемый объект и управляющую систему. При этом, как правило, устанавливаются параметрические зависимости, оказывающие влияние трех-четырех факторов на работу управляющей системы.
5. Методы математического моделирования, в частности, имитационное моделирование. В этих методах используются модели, характеризующие динамику отдельных показателей объекта управления, взаимоувязанных в виде моделей. Некоторые модели могут иметь оптимизационное значение, то есть определять достижение оптимальных результатов под влиянием внешних воздействий или сдвигов в соотношении различных элементов самого объекта управления.