9.2. Нормирование работ по обслуживанию и управлению

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 

Нормирование  управленческой деятельности стало разрабатываться в 70─е годы в связи с автоматизацией управленческого труда, внедрение  которой подтверждает выводы ученых о возможности нормирования значительной доли управленческих работ, имеющих определенную последовательность, повторяемость и правила выполнения. 

Продуктом труда в данной области выступает информация, которая не является  материально-вещественным элементом как у производственных рабочих. Трудовые затраты на ее получение, подбор, обработку, хранение, передачу составляют до 80% всех затрат труда, что вполне корреллирует с оценками специалистов по нормированию труда, оценивающих объем типовых управленческих работ в тех же пределах: 80─85%. Средством управленческого труда является организационная техника.

Структура управленческого труда может быть представлена в виде комплекса конкретных работ (по данным наблюдений до 180─220 отдельных видов работ), состоящих из отдельных элементов, а  элементы ─ из микроэлементов.

Нормирование труда управленческого персонала основано на использовании следующих основных  видов норм:

нормы времени (выработки);

нормы обслуживания;

нормы управляемости;

нормативы численности.

Нормирование управленческого труда является частью регламентирования, которое предполагает разработку не только количественных (при нормировании), но и качественных параметров управленческих процессов. К методам регламентирования управленческого труда относят:

1.Опытный метод  основан на изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных системах, внесение предложений на основе анализа фактически сложившейся ситуации и ориентацию на коллективный опыт работников;

2.Экспертный метод  основан на заключении экспертов, использующих соответствующую методологию получения обобщенного результата;

3.Нормативный метод основан на использовании нормативов, к их числу относят:

нормы управляемости (соотношение между количеством руководителей и подчиненных им работников);

предельные величины численности работников для формирования самостоятельных отделов, бюро и т.п.;

соотношение между численностью рабочих и количеством управленческого персонала.  

4.Параметрический метод основан на установлении взаимосвязанных параметров, характеризующих управляемый объект и управляющую систему. При этом, как правило, устанавливаются параметрические зависимости, оказывающие влияние трех-четырех факторов на работу управляющей системы.

5. Методы математического моделирования, в частности, имитационное моделирование. В этих методах используются модели, характеризующие динамику отдельных показателей объекта управления, взаимоувязанных в виде моделей. Некоторые модели могут иметь оптимизационное значение, то есть определять достижение оптимальных результатов под влиянием внешних воздействий или сдвигов в соотношении различных элементов самого объекта управления.   

 

Нормирование  управленческой деятельности стало разрабатываться в 70─е годы в связи с автоматизацией управленческого труда, внедрение  которой подтверждает выводы ученых о возможности нормирования значительной доли управленческих работ, имеющих определенную последовательность, повторяемость и правила выполнения. 

Продуктом труда в данной области выступает информация, которая не является  материально-вещественным элементом как у производственных рабочих. Трудовые затраты на ее получение, подбор, обработку, хранение, передачу составляют до 80% всех затрат труда, что вполне корреллирует с оценками специалистов по нормированию труда, оценивающих объем типовых управленческих работ в тех же пределах: 80─85%. Средством управленческого труда является организационная техника.

Структура управленческого труда может быть представлена в виде комплекса конкретных работ (по данным наблюдений до 180─220 отдельных видов работ), состоящих из отдельных элементов, а  элементы ─ из микроэлементов.

Нормирование труда управленческого персонала основано на использовании следующих основных  видов норм:

нормы времени (выработки);

нормы обслуживания;

нормы управляемости;

нормативы численности.

Нормирование управленческого труда является частью регламентирования, которое предполагает разработку не только количественных (при нормировании), но и качественных параметров управленческих процессов. К методам регламентирования управленческого труда относят:

1.Опытный метод  основан на изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных системах, внесение предложений на основе анализа фактически сложившейся ситуации и ориентацию на коллективный опыт работников;

2.Экспертный метод  основан на заключении экспертов, использующих соответствующую методологию получения обобщенного результата;

3.Нормативный метод основан на использовании нормативов, к их числу относят:

нормы управляемости (соотношение между количеством руководителей и подчиненных им работников);

предельные величины численности работников для формирования самостоятельных отделов, бюро и т.п.;

соотношение между численностью рабочих и количеством управленческого персонала.  

4.Параметрический метод основан на установлении взаимосвязанных параметров, характеризующих управляемый объект и управляющую систему. При этом, как правило, устанавливаются параметрические зависимости, оказывающие влияние трех-четырех факторов на работу управляющей системы.

5. Методы математического моделирования, в частности, имитационное моделирование. В этих методах используются модели, характеризующие динамику отдельных показателей объекта управления, взаимоувязанных в виде моделей. Некоторые модели могут иметь оптимизационное значение, то есть определять достижение оптимальных результатов под влиянием внешних воздействий или сдвигов в соотношении различных элементов самого объекта управления.