| Планирование социально-экономического развития муниципальных образованийЗакон об общих принципах организации местного самоуправления относит принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления, так как законодатель включил в предметы ведения местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Следует предположить, что органы местного самоуправления будут широко применять в своей практике принятие комплексных планов социально-экономического развития наряду с получившими распространение в последние годы целевыми программами: 
«Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение».   Действующее законодательство не определяет, на какой срок должны быть рассчитаны комплексные планы социально-экономического развития муниципальных образований, целевые программы. Срок устанавливают муниципальные образования самостоятельно. Во многом это связано с экономической ситуацией в обществе: долгосрочное планирование предполагает наличие стабильно развивающейся экономики, ибо только в этом случае возможно с большой долей определенности планировать использование тех или иных финансовых источников планов и программ муниципальных образований. Однако в процессе планирования принимают участие все отделы, управления и службы местной администрации, ибо разработка проектов планов и программ развития муниципальных образований предполагает всестороннее технико-экономическое обоснование целей и задач планов, программ. Планы и программы развития муниципального образования должны основываться на следующих принципах: ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования;содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рыночных отношений в экономике;приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципального образования.
 Планы экономического и социального развития муниципальных образований должны формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения муниципальных образований и требующих своего разрешения. К таким проблемам можно отнести следующие: финансово-экономические;социально-культурные;коммунально-бытовые, торговые и иного обслуживания населения;транспорта и связи; природно-экономические;строительства.
 Выделение проблемно-содержательных направлений в структуре 
планов социально-экономического развития муниципальных образований  осуществляется с учетом: во-первых, вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципального образования;во-вторых, следует принимать во внимание проблемы, наиболее остро стоящие перед муниципальным образованием, его жителями;в-третьих, необходимо учитывать также программы и планы, принимаемые на вышестоящих уровнях управления, а также сведения о проектах планов и программ развития, получаемые от предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования.
 Кроме того, метод планирования используется органами местного самоуправления и для организации собственной работы.
 Предмет муниципального права | 
Правовое регулирование муниципальных отношений | 
Муниципальные правовые нормы | 
Методы регулирования муниципальных отношений | 
Муниципально-правовые отношения | 
Муниципально-правовые отношения и их субъекты | 
Система муниципального права | 
Источники муниципального права | 
Место муниципального права в правовой системе | 
Принципы местного самоуправления | 
Функции местного самоуправления | 
Система и структура органов местного самоуправления | 
Комиссии представительного органа местного самоуправления | 
Глава муниципального образования – полномочия | 
Глава администрации муниципального образования – полномочия | 
Проведение конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования | 
Структура администрации | 
Контрольно-счетная палата как орган муниципального финансового контроля | 
Комитет по земельным ресурсам – полномочия | 
Комитет по финансам – полномочия | 
Планирование социально-экономического развития муниципальных образований | 
Комитет по капитальному строительству – полномочия | 
Комитет по архитектуре и градостроительству – полномочия | 
Комитет по ЖКХ – полномочия | 
Комитет дорожного хозяйства – полномочия | 
Комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу – полномочия | 
Комитет по общественным отношениям, анализу и информации – полномочия | 
Комитет по образованию – полномочия | 
Комитет по социальному развитию – полномочия | 
Комитет здравоохранения – полномочия | 
Комитет по физической культуре и спорту – полномочия | 
Комитет по культуре – полномочия | 
Комитет по управлению имуществом – полномочия | 
Комитет правового обеспечения – полномочия | 
Полномочия представительного органа местного самоуправления | 
Правотворческая деятельность представительного органа местного самоуправления | 
Понятие местных выборов и референдума | 
Порядок проведения местных выборов | 
Статус территориальной избирательной комиссии | 
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления | 
Понятие и виды муниципально-правовых норм | 
Правовые основы местного самоуправления | 
Территориальные основы местного самоуправления | 
Территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) | 
Местное самоуправление в городских поселениях | 
Организационные основы местного самоуправления | 
Финансовые основы местного самоуправления: общая характеристика | 
Понятие местного бюджета | 
Состав доходов бюджета муниципального образования | 
Структура бюджета муниципального образования | 
Неналоговые доходы бюджета муниципального образования | 
Расходные обязательства муниципального образования | 
Исполнение бюджета муниципального образования | 
Межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам | 
Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) | 
Программа государственных внутренних заимствований муниципальных образований | 
Блокировка расходов бюджета муниципального образования | 
Источники финансирования дефицита местного бюджета | 
Муниципальный долг | 
Бюджетные полномочия представительного органа местного самоуправления | 
Среднесрочный финансовый план | 
Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса | 
Главный распорядитель средств местного бюджета | 
Бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств | 
Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств | 
Бюджетные полномочия контрольно-счетной палаты | 
Бюджетные полномочия комитета по экономике | 
Понятие муниципального финансового контроля | 
Финансовая деятельность бюджетных учреждений | 
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений | 
Межевание земель в пределах черты муниципального образования | 
Арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности | 
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности | 
Генеральный план | 
Градостроительный регламент | 
Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений | 
Социальный наем жилого помещения | 
Управление муниципальной собственностью | 
Управление жилищным фондом муниципального образования | 
Муниципальная служба | 
Ограничения, связанные с муниципальной службой | 
Признаки и задачи муниципальной службы | 
Условия прохождения муниципальной службы | 
Понятие гарантий местного самоуправления | 
Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления | 
Гарантии, финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления | 
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина | 
Законность в организации и осуществлении местного самоуправления | 
Гласность местного самоуправления | 
Государственная гарантия местного самоуправления
 Каковкина Е.Н. Муниципальное право | Кушнир И.В. Муниципальное право
 |