Каковкина Е.Н. Муниципальное право

Планирование социально-экономического развития муниципальных образований

Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления, так как законодатель включил в предметы ведения местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Следует предположить, что органы местного самоуправления будут широко применять в своей практике принятие комплексных планов социально-экономического развития наряду с получившими распространение в последние годы целевыми программами: «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение».

Действующее законодательство не определяет, на какой срок должны быть рассчитаны комплексные планы социально-экономического развития муниципальных образований, целевые программы. Срок устанавливают муниципальные образования самостоятельно. Во многом это связано с экономической ситуацией в обществе: долгосрочное планирование предполагает наличие стабильно развивающейся экономики, ибо только в этом случае возможно с большой долей определенности планировать использование тех или иных финансовых источников планов и программ муниципальных образований.

Однако в процессе планирования принимают участие все отделы, управления и службы местной администрации, ибо разработка проектов планов и программ развития муниципальных образований предполагает всестороннее технико-экономическое обоснование целей и задач планов, программ.

Планы и программы развития муниципального образования должны основываться на следующих принципах:

  • ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования;
  • содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рыночных отношений в экономике;
  • приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Планы экономического и социального развития муниципальных образований должны формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения муниципальных образований и требующих своего разрешения.

К таким проблемам можно отнести следующие:

  1. финансово-экономические;
  2. социально-культурные;
  3. коммунально-бытовые, торговые и иного обслуживания населения;
  4. транспорта и связи;
  5.  природно-экономические;
  6. строительства.

Выделение проблемно-содержательных направлений в структуре планов социально-экономического развития муниципальных образований осуществляется с учетом:

  • во-первых, вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципального образования;
  • во-вторых, следует принимать во внимание проблемы, наиболее остро стоящие перед муниципальным образованием, его жителями;
  • в-третьих, необходимо учитывать также программы и планы, принимаемые на вышестоящих уровнях управления, а также сведения о проектах планов и программ развития, получаемые от предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования.

Кроме того, метод планирования используется органами местного самоуправления и для организации собственной работы.


Предмет муниципального права | Правовое регулирование муниципальных отношений | Муниципальные правовые нормы | Методы регулирования муниципальных отношений | Муниципально-правовые отношения | Муниципально-правовые отношения и их субъекты | Система муниципального права | Источники муниципального права | Место муниципального права в правовой системе | Принципы местного самоуправления | Функции местного самоуправления | Система и структура органов местного самоуправления | Комиссии представительного органа местного самоуправления | Глава муниципального образования – полномочия | Глава администрации муниципального образования – полномочия | Проведение конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования | Структура администрации | Контрольно-счетная палата как орган муниципального финансового контроля | Комитет по земельным ресурсам – полномочия | Комитет по финансам – полномочия | Планирование социально-экономического развития муниципальных образований | Комитет по капитальному строительству – полномочия | Комитет по архитектуре и градостроительству – полномочия | Комитет по ЖКХ – полномочия | Комитет дорожного хозяйства – полномочия | Комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу – полномочия | Комитет по общественным отношениям, анализу и информации – полномочия | Комитет по образованию – полномочия | Комитет по социальному развитию – полномочия | Комитет здравоохранения – полномочия | Комитет по физической культуре и спорту – полномочия | Комитет по культуре – полномочия | Комитет по управлению имуществом – полномочия | Комитет правового обеспечения – полномочия | Полномочия представительного органа местного самоуправления | Правотворческая деятельность представительного органа местного самоуправления | Понятие местных выборов и референдума | Порядок проведения местных выборов | Статус территориальной избирательной комиссии | Бюджетные полномочия органов местного самоуправления | Понятие и виды муниципально-правовых норм | Правовые основы местного самоуправления | Территориальные основы местного самоуправления | Территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) | Местное самоуправление в городских поселениях | Организационные основы местного самоуправления | Финансовые основы местного самоуправления: общая характеристика | Понятие местного бюджета | Состав доходов бюджета муниципального образования | Структура бюджета муниципального образования | Неналоговые доходы бюджета муниципального образования | Расходные обязательства муниципального образования | Исполнение бюджета муниципального образования | Межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам | Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) | Программа государственных внутренних заимствований муниципальных образований | Блокировка расходов бюджета муниципального образования | Источники финансирования дефицита местного бюджета | Муниципальный долг | Бюджетные полномочия представительного органа местного самоуправления | Среднесрочный финансовый план | Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса | Главный распорядитель средств местного бюджета | Бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств | Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств | Бюджетные полномочия контрольно-счетной палаты | Бюджетные полномочия комитета по экономике | Понятие муниципального финансового контроля | Финансовая деятельность бюджетных учреждений | Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений | Межевание земель в пределах черты муниципального образования | Арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности | Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности | Генеральный план | Градостроительный регламент | Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений | Социальный наем жилого помещения | Управление муниципальной собственностью | Управление жилищным фондом муниципального образования | Муниципальная служба | Ограничения, связанные с муниципальной службой | Признаки и задачи муниципальной службы | Условия прохождения муниципальной службы | Понятие гарантий местного самоуправления | Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления | Гарантии, финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления | Соблюдение прав и свобод человека и гражданина | Законность в организации и осуществлении местного самоуправления | Гласность местного самоуправления | Государственная гарантия местного самоуправления
Каковкина Е.Н. Муниципальное право | Кушнир И.В. Муниципальное право