| Законность в организации и осуществлении местного самоуправленияПринцип законности – один из основных конституционных принципов российской государственности. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. 
Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления.  Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами и уставами субъектов Федерации в пределах гарантируемых государством полномочий. Это предполагает законодательное разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти, ее субъектов и муниципальными образованиями. 
Принцип законности  требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни. Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского надзора. Прокурор или его заместители приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Статья 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления конкретизирует предмет прокурорского надзора в отношении местного самоуправления: прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления. 
Обеспечение законности в организации и деятельности местного самоуправления  осуществляется также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимо также иметь в виду, что 
соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления  обеспечивается контролем представительного органа местного самоуправления за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
 Предмет муниципального права | 
Правовое регулирование муниципальных отношений | 
Муниципальные правовые нормы | 
Методы регулирования муниципальных отношений | 
Муниципально-правовые отношения | 
Муниципально-правовые отношения и их субъекты | 
Система муниципального права | 
Источники муниципального права | 
Место муниципального права в правовой системе | 
Принципы местного самоуправления | 
Функции местного самоуправления | 
Система и структура органов местного самоуправления | 
Комиссии представительного органа местного самоуправления | 
Глава муниципального образования – полномочия | 
Глава администрации муниципального образования – полномочия | 
Проведение конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования | 
Структура администрации | 
Контрольно-счетная палата как орган муниципального финансового контроля | 
Комитет по земельным ресурсам – полномочия | 
Комитет по финансам – полномочия | 
Планирование социально-экономического развития муниципальных образований | 
Комитет по капитальному строительству – полномочия | 
Комитет по архитектуре и градостроительству – полномочия | 
Комитет по ЖКХ – полномочия | 
Комитет дорожного хозяйства – полномочия | 
Комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу – полномочия | 
Комитет по общественным отношениям, анализу и информации – полномочия | 
Комитет по образованию – полномочия | 
Комитет по социальному развитию – полномочия | 
Комитет здравоохранения – полномочия | 
Комитет по физической культуре и спорту – полномочия | 
Комитет по культуре – полномочия | 
Комитет по управлению имуществом – полномочия | 
Комитет правового обеспечения – полномочия | 
Полномочия представительного органа местного самоуправления | 
Правотворческая деятельность представительного органа местного самоуправления | 
Понятие местных выборов и референдума | 
Порядок проведения местных выборов | 
Статус территориальной избирательной комиссии | 
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления | 
Понятие и виды муниципально-правовых норм | 
Правовые основы местного самоуправления | 
Территориальные основы местного самоуправления | 
Территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) | 
Местное самоуправление в городских поселениях | 
Организационные основы местного самоуправления | 
Финансовые основы местного самоуправления: общая характеристика | 
Понятие местного бюджета | 
Состав доходов бюджета муниципального образования | 
Структура бюджета муниципального образования | 
Неналоговые доходы бюджета муниципального образования | 
Расходные обязательства муниципального образования | 
Исполнение бюджета муниципального образования | 
Межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам | 
Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) | 
Программа государственных внутренних заимствований муниципальных образований | 
Блокировка расходов бюджета муниципального образования | 
Источники финансирования дефицита местного бюджета | 
Муниципальный долг | 
Бюджетные полномочия представительного органа местного самоуправления | 
Среднесрочный финансовый план | 
Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса | 
Главный распорядитель средств местного бюджета | 
Бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств | 
Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств | 
Бюджетные полномочия контрольно-счетной палаты | 
Бюджетные полномочия комитета по экономике | 
Понятие муниципального финансового контроля | 
Финансовая деятельность бюджетных учреждений | 
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений | 
Межевание земель в пределах черты муниципального образования | 
Арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности | 
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности | 
Генеральный план | 
Градостроительный регламент | 
Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений | 
Социальный наем жилого помещения | 
Управление муниципальной собственностью | 
Управление жилищным фондом муниципального образования | 
Муниципальная служба | 
Ограничения, связанные с муниципальной службой | 
Признаки и задачи муниципальной службы | 
Условия прохождения муниципальной службы | 
Понятие гарантий местного самоуправления | 
Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления | 
Гарантии, финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления | 
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина | 
Законность в организации и осуществлении местного самоуправления | 
Гласность местного самоуправления | 
Государственная гарантия местного самоуправления
 Каковкина Е.Н. Муниципальное право | Кушнир И.В. Муниципальное право
 |