Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
Принцип законности – один из основных конституционных принципов российской государственности. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами и уставами субъектов Федерации в пределах гарантируемых государством полномочий. Это предполагает законодательное разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти, ее субъектов и муниципальными образованиями.
Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни. Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского надзора. Прокурор или его заместители приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Статья 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления конкретизирует предмет прокурорского надзора в отношении местного самоуправления: прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления.
Обеспечение законности в организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимо также иметь в виду, что
соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается контролем представительного органа местного самоуправления за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Предмет муниципального права |
Правовое регулирование муниципальных отношений |
Муниципальные правовые нормы |
Методы регулирования муниципальных отношений |
Муниципально-правовые отношения |
Муниципально-правовые отношения и их субъекты |
Система муниципального права |
Источники муниципального права |
Место муниципального права в правовой системе |
Принципы местного самоуправления |
Функции местного самоуправления |
Система и структура органов местного самоуправления |
Комиссии представительного органа местного самоуправления |
Глава муниципального образования – полномочия |
Глава администрации муниципального образования – полномочия |
Проведение конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования |
Структура администрации |
Контрольно-счетная палата как орган муниципального финансового контроля |
Комитет по земельным ресурсам – полномочия |
Комитет по финансам – полномочия |
Планирование социально-экономического развития муниципальных образований |
Комитет по капитальному строительству – полномочия |
Комитет по архитектуре и градостроительству – полномочия |
Комитет по ЖКХ – полномочия |
Комитет дорожного хозяйства – полномочия |
Комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу – полномочия |
Комитет по общественным отношениям, анализу и информации – полномочия |
Комитет по образованию – полномочия |
Комитет по социальному развитию – полномочия |
Комитет здравоохранения – полномочия |
Комитет по физической культуре и спорту – полномочия |
Комитет по культуре – полномочия |
Комитет по управлению имуществом – полномочия |
Комитет правового обеспечения – полномочия |
Полномочия представительного органа местного самоуправления |
Правотворческая деятельность представительного органа местного самоуправления |
Понятие местных выборов и референдума |
Порядок проведения местных выборов |
Статус территориальной избирательной комиссии |
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления |
Понятие и виды муниципально-правовых норм |
Правовые основы местного самоуправления |
Территориальные основы местного самоуправления |
Территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) |
Местное самоуправление в городских поселениях |
Организационные основы местного самоуправления |
Финансовые основы местного самоуправления: общая характеристика |
Понятие местного бюджета |
Состав доходов бюджета муниципального образования |
Структура бюджета муниципального образования |
Неналоговые доходы бюджета муниципального образования |
Расходные обязательства муниципального образования |
Исполнение бюджета муниципального образования |
Межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам |
Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) |
Программа государственных внутренних заимствований муниципальных образований |
Блокировка расходов бюджета муниципального образования |
Источники финансирования дефицита местного бюджета |
Муниципальный долг |
Бюджетные полномочия представительного органа местного самоуправления |
Среднесрочный финансовый план |
Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса |
Главный распорядитель средств местного бюджета |
Бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств |
Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств |
Бюджетные полномочия контрольно-счетной палаты |
Бюджетные полномочия комитета по экономике |
Понятие муниципального финансового контроля |
Финансовая деятельность бюджетных учреждений |
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений |
Межевание земель в пределах черты муниципального образования |
Арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности |
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности |
Генеральный план |
Градостроительный регламент |
Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений |
Социальный наем жилого помещения |
Управление муниципальной собственностью |
Управление жилищным фондом муниципального образования |
Муниципальная служба |
Ограничения, связанные с муниципальной службой |
Признаки и задачи муниципальной службы |
Условия прохождения муниципальной службы |
Понятие гарантий местного самоуправления |
Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления |
Гарантии, финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления |
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина |
Законность в организации и осуществлении местного самоуправления |
Гласность местного самоуправления |
Государственная гарантия местного самоуправления
Каковкина Е.Н. Муниципальное право | Кушнир И.В. Муниципальное право
|