Государственная гарантия местного самоуправления
Местное самоуправление согласно Европейской хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. Принцип местного самоуправления, гласит ст. 2 Хартии, должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства. Конституция РФ, определяя Российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Конституция РФ, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом,
закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.
Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления. Принцип местного самоуправления должен быть закреплен в конституциях (уставах) субъектов Федерации, которые,
признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.
Предмет муниципального права |
Правовое регулирование муниципальных отношений |
Муниципальные правовые нормы |
Методы регулирования муниципальных отношений |
Муниципально-правовые отношения |
Муниципально-правовые отношения и их субъекты |
Система муниципального права |
Источники муниципального права |
Место муниципального права в правовой системе |
Принципы местного самоуправления |
Функции местного самоуправления |
Система и структура органов местного самоуправления |
Комиссии представительного органа местного самоуправления |
Глава муниципального образования – полномочия |
Глава администрации муниципального образования – полномочия |
Проведение конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования |
Структура администрации |
Контрольно-счетная палата как орган муниципального финансового контроля |
Комитет по земельным ресурсам – полномочия |
Комитет по финансам – полномочия |
Планирование социально-экономического развития муниципальных образований |
Комитет по капитальному строительству – полномочия |
Комитет по архитектуре и градостроительству – полномочия |
Комитет по ЖКХ – полномочия |
Комитет дорожного хозяйства – полномочия |
Комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу – полномочия |
Комитет по общественным отношениям, анализу и информации – полномочия |
Комитет по образованию – полномочия |
Комитет по социальному развитию – полномочия |
Комитет здравоохранения – полномочия |
Комитет по физической культуре и спорту – полномочия |
Комитет по культуре – полномочия |
Комитет по управлению имуществом – полномочия |
Комитет правового обеспечения – полномочия |
Полномочия представительного органа местного самоуправления |
Правотворческая деятельность представительного органа местного самоуправления |
Понятие местных выборов и референдума |
Порядок проведения местных выборов |
Статус территориальной избирательной комиссии |
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления |
Понятие и виды муниципально-правовых норм |
Правовые основы местного самоуправления |
Территориальные основы местного самоуправления |
Территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) |
Местное самоуправление в городских поселениях |
Организационные основы местного самоуправления |
Финансовые основы местного самоуправления: общая характеристика |
Понятие местного бюджета |
Состав доходов бюджета муниципального образования |
Структура бюджета муниципального образования |
Неналоговые доходы бюджета муниципального образования |
Расходные обязательства муниципального образования |
Исполнение бюджета муниципального образования |
Межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам |
Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) |
Программа государственных внутренних заимствований муниципальных образований |
Блокировка расходов бюджета муниципального образования |
Источники финансирования дефицита местного бюджета |
Муниципальный долг |
Бюджетные полномочия представительного органа местного самоуправления |
Среднесрочный финансовый план |
Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса |
Главный распорядитель средств местного бюджета |
Бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств |
Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств |
Бюджетные полномочия контрольно-счетной палаты |
Бюджетные полномочия комитета по экономике |
Понятие муниципального финансового контроля |
Финансовая деятельность бюджетных учреждений |
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений |
Межевание земель в пределах черты муниципального образования |
Арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности |
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности |
Генеральный план |
Градостроительный регламент |
Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений |
Социальный наем жилого помещения |
Управление муниципальной собственностью |
Управление жилищным фондом муниципального образования |
Муниципальная служба |
Ограничения, связанные с муниципальной службой |
Признаки и задачи муниципальной службы |
Условия прохождения муниципальной службы |
Понятие гарантий местного самоуправления |
Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления |
Гарантии, финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления |
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина |
Законность в организации и осуществлении местного самоуправления |
Гласность местного самоуправления |
Государственная гарантия местного самоуправления
Каковкина Е.Н. Муниципальное право | Кушнир И.В. Муниципальное право
|