Каковкина Е.Н. Муниципальное право

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Органы местного самоуправления обладают полномочиями в области мониторинга земель, землеустройства и земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений о земельных участках и прочно связанных с ними иных объектах недвижимого имущества, о правовом режиме земель, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В земельный кадастр входит также информация о субъектах прав на земельные участки. Функции по ведению государственного земельного кадастра осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России.

Государственный мониторинг земель – это система наблюдений за состоянием земель, которая позволяет, в частности, своевременно выявлять изменения состояния земель, прогнозировать и вырабатывать рекомендации о предупреждении и устранении последствий негативных процессов, осуществлять информационное обеспечение муниципальногоуправления земельными ресурсами.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе получать в установленном порядке от Федеральной службы земельного кадастра России статистические, аналитические и картографические материалы специального назначения, а также информацию о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования.

Выдача запрашиваемых сведений производится на основании письменного запроса на бланке органа местного самоуправления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) этого органа.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в сфере осуществления государственного мониторинга земель и ведения государственного земельного кадастра.

По инициативе органов местного самоуправления проводится землеустройство, которое включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при проведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Землеустройство, в частности, предусматривает:

  • разработку схем земельных ресурсов и схем землеустройства;
  • установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;
  • составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользование с устранением неудобств расположения земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Землеустроительные проекты составляются землеустроительными организациями и представляются соответствующим органам местного самоуправления в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отношений. Утвержденные и перенесенные в натуре на местность проекты землеустройства служат основой для выдачи собственнику земли, землепользователю документа, удостоверяющего право на земельный участок.


Предмет муниципального права | Правовое регулирование муниципальных отношений | Муниципальные правовые нормы | Методы регулирования муниципальных отношений | Муниципально-правовые отношения | Муниципально-правовые отношения и их субъекты | Система муниципального права | Источники муниципального права | Место муниципального права в правовой системе | Принципы местного самоуправления | Функции местного самоуправления | Система и структура органов местного самоуправления | Комиссии представительного органа местного самоуправления | Глава муниципального образования – полномочия | Глава администрации муниципального образования – полномочия | Проведение конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования | Структура администрации | Контрольно-счетная палата как орган муниципального финансового контроля | Комитет по земельным ресурсам – полномочия | Комитет по финансам – полномочия | Планирование социально-экономического развития муниципальных образований | Комитет по капитальному строительству – полномочия | Комитет по архитектуре и градостроительству – полномочия | Комитет по ЖКХ – полномочия | Комитет дорожного хозяйства – полномочия | Комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу – полномочия | Комитет по общественным отношениям, анализу и информации – полномочия | Комитет по образованию – полномочия | Комитет по социальному развитию – полномочия | Комитет здравоохранения – полномочия | Комитет по физической культуре и спорту – полномочия | Комитет по культуре – полномочия | Комитет по управлению имуществом – полномочия | Комитет правового обеспечения – полномочия | Полномочия представительного органа местного самоуправления | Правотворческая деятельность представительного органа местного самоуправления | Понятие местных выборов и референдума | Порядок проведения местных выборов | Статус территориальной избирательной комиссии | Бюджетные полномочия органов местного самоуправления | Понятие и виды муниципально-правовых норм | Правовые основы местного самоуправления | Территориальные основы местного самоуправления | Территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) | Местное самоуправление в городских поселениях | Организационные основы местного самоуправления | Финансовые основы местного самоуправления: общая характеристика | Понятие местного бюджета | Состав доходов бюджета муниципального образования | Структура бюджета муниципального образования | Неналоговые доходы бюджета муниципального образования | Расходные обязательства муниципального образования | Исполнение бюджета муниципального образования | Межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам | Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) | Программа государственных внутренних заимствований муниципальных образований | Блокировка расходов бюджета муниципального образования | Источники финансирования дефицита местного бюджета | Муниципальный долг | Бюджетные полномочия представительного органа местного самоуправления | Среднесрочный финансовый план | Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса | Главный распорядитель средств местного бюджета | Бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств | Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств | Бюджетные полномочия контрольно-счетной палаты | Бюджетные полномочия комитета по экономике | Понятие муниципального финансового контроля | Финансовая деятельность бюджетных учреждений | Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений | Межевание земель в пределах черты муниципального образования | Арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности | Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности | Генеральный план | Градостроительный регламент | Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений | Социальный наем жилого помещения | Управление муниципальной собственностью | Управление жилищным фондом муниципального образования | Муниципальная служба | Ограничения, связанные с муниципальной службой | Признаки и задачи муниципальной службы | Условия прохождения муниципальной службы | Понятие гарантий местного самоуправления | Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления | Гарантии, финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления | Соблюдение прав и свобод человека и гражданина | Законность в организации и осуществлении местного самоуправления | Гласность местного самоуправления | Государственная гарантия местного самоуправления
Каковкина Е.Н. Муниципальное право | Кушнир И.В. Муниципальное право