ГЕРЦЕН

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

Леонтьев никогда с Герценом не встречался, но постоянно его читал, даже в келье афонского монастыря; и он часто о нем упоминает, считает его своим союзником — не в политике, а в эстетике.

Наиболее исчерпывающую характеристику «своего» Герцена он дает в посмертной статье «Средний европеец» (начатой им еще на Афоне).

«Герцену как гениальному эстету 40-х гг. претил прежде всего самый образ этой средней европейской фигуры в цилиндре и сюртучной паре, мелконастойчивой, трудолюбивой, самодовольной, по-своему, пожалуй, и стоической и во многих случаях, несомненно, честной, но и в груди не носящей другого идеала, кроме претворения всех и вся в нечто себе подобное <.„> Герцен был настолько смел и благороден, что этой своей аристократической брезгливости не скрывал. И за это ему честь и слава. Он был специалист, так сказать, по части жизненной реальной эстетики, эксперт по части изящества и выразительности самой жизни...» И именно поэтому ему так нравилась скитальческая жизнь Байрона.

«Герцен — самая лучшая антитеза Прудона».

«Прудону до эстетики жизни нет дела; для Герцена эта эстетика все».

«Как скоро Герцен увидал, что и сам рабочий французский, которого он сначала так жалел и на которого так надеялся (для возбуждения новых эстетических веяний в истории) — ничего большего не желает, как стать поскорее по-прудоновски самому мелким буржуа, что в душе этого рабочего загадочного нет уж ровно ничего и что в представлениях ее ничего нет оригинального и действительно нового, так Герцен остыл и к рабочему и отвернулся от него, как и ото всей Европы, и стал верить больше после этого в Россию и ее оригинальное, не европейское и не буржуазное будущее».

В письмах к Владимиру Соловьеву Леонтьев говорит, что, читая Хомякова, Аксакова, даже Каткова, «в голову бы не пришло ненавидеть всесветную буржуазию (в которую, в сущности, стремится перейти и работник западный); Герцен же издевался прямо над этим общим и подавляющим типом человеческого развития. И, последуя за ним по сродству "природы", я придумал, позднее и выражение "средний человек, средний европеец" и т. д.». Так что здесь Леонтьев сам говорит о влиянии на него Герцена, которого он «в начале 60-х годов ненавидел и даже не уважал...»

Характеристика Леонтьева — блестящая, но спорная; Герцен не сознавал себя эстетом, хотя и чувствовал — воспринимал эстетически. Леонтьев, многое в нем верно угадав, очень уж его стилизовал — сделал героем своей поэмы жизни, как и Аполлона Григорьева. Замечательно также, что никого из других современных русских писателей или деятелей он в герои не возводил! В письмах и записках он издевался над Аксаковым, Катковым, Победоносцевым; в Тургеневе, кумире юности, он разочаровался и не любил Гоголя, Толстого, Достоевского, Лескова. Статья П. Ф. Преображенского о Герцене и Леонтьеве (1922) малоинтересна: он их характеризует как философов культурного умирания... Очень значительна другая статья — о. Георгия Флоровского — «Тупики романтизма» (на немецком языке). Он утверждает, что Герцен и Леонтьев сродны друг другу: у них обоих одностороннее эстетическое восприятие жизни. При этом Леонтьев был в вере — неверующим скептиком и эстетом, который томился по истинной вере, но бессилен был возродиться (ohnmachtig blieb fur eine Erneuerung), тогда как Герцен был религиозен и в неверии и, несмотря на свои кощунственные сомнения, никогда не мог угасить в своей душе (in seinem Innern) таинственные тревоги (geheimnissvolle Ùnruhe). Но ведь и в томлении Леонтьева по вере — тоже была таинственная тревога, было беспокойство, и мы увидим, как он духовно мучился, рвался...

Существенно также, что Герцена и Леонтьева роднит их открытость — при всех своих «убеждениях», «тенденциях» они свободны, открыты всем новым впечатлениям бытия. Они сходны и по стилю — неровному, иногда даже неграмматичному, но всегда очень выразительному. Наконец, можно утверждать, что по сравнению с другими русскими мыслителями XIX века они наименее провинциальны, наиболее универсальны: их тревожила судьба если не всего мира, то всей Европы, включая Россию. Цели, упования были у них разные, непохожие, но они часто видели вблизи то же самое: нивелирующие процессы в современном буржуазно-пролетарском обществе, социальную энтропию, которой они оба противились.

См.: Леонтьев К, Несколько мыслей о покойном Ал. Григорьеве// Русская мысль, 1915, IX, 108-124. ** Там же, 114-119.

Там же, 114-119.

Там же, 114.

Об Ал. Григорьеве: Блок А. Судьба Григорьева (1915) // Собр. соч. (1962), V, 287-518; Отец Г.Флоровский. Пути русского богословия (1937), 1, 305-307; Отец В.Зеньковский. История русской философии (1948), 1, 405-410; Григорьев Аполлон. Воспоминания (1930).

И. А. Пиотровский (1841—1862).

Александров А. // Русский вестник, 1892, IV, 255-285.

Mill J. S. On Liberty, ch. III.

Александров, указ, соч., 266-268.

Там же, 265.

Там же.

Л I, 298-299.

Там же, 420.

Там же, 282.

Там же, 305.

Там же, 396.

Там же, 415.

Там же, 298. Там же Милькеев говорит: «Поэзия есть высший долг».

Там же, 414.

Там же, 415.

Там же, 393.

Там же, 417-418.

Там же, 426.

Там же, 427.

Там же, 360.

Там же, 334.

Там же, 441, 579.

Там же, 400.

Несколько примеров общего и областного просторечия «В своем краю»: живмя живет, ядренее, бессемянка, некалка упрямая (у Даля «некалка» — тот, кто ни с кем не соглашается) или шавера (дрянные люди). Эти народные выражения, как и подробности в описаниях, Леонтьев называл позднее «натуралистическими мухами» (в очерке о Толстом, в конце 80-х гг.).

Салтыков-Щедрин М.Е. Поли. собр. соч. (1937), V, 395-400. Впервые — в «Современнике» (1864, № 10).

Там же, 399 и 397.

Л I, 302.

Там же, 444.

Там же, 491.

Там же, 600.

Отечеств, записки, 1867 (под названием «Ай-Бурун»).

Л I, 632.

Там же, 632.

Там же, 664.

Л II. 28.

Л III, 12.

Л II, 11.

Л III, 7.

Л II, 21.

Там же, 4.

Л III, 61.

Л II, 37.

Там же, 45.

Там же, 156.

Там же, 159.

Там же, 162.

Там же, 179.

Русский вестник, 1892, IV, 270-271.

Русская мысль, 1913, I, 97.

Там же, 87.

Л III, 325.

Там же, 327-328.

Л IX, 255-256.

Там же, 251-254.

Там же, 284-286.

Л III, 332.

Там же, 368.

Там же, 333-334. Но вторую строчку (дымок мой!) можно считать

ямбической (с «женским» окончанием).

Архимандрит Киприан <Керн>. Из неизданных писем К. Леонтьева. Париж, 1959.

Карцое Ю.С. Семь лет на Балканах (1906).

Л IX, 268.

Там же, 270-271.

Л IX, 274.

Там же, 302-303.

Л III, 436.

Л IX, 261.

Там же, 296-297.

Там же, 294.

Л III, 328.

Л IX, 299.

Блонт — John Elijah Blunt, f 1916. В продолжение 10 лет был вице-консулом в Адрианополе (с 1862 г.). Данные получены от Sir Richard Allen и Mr. В. R. Pearn (Foreign Office, London).

Л III, 434.

Достоевский Ф.М. Собр. соч. (1957), VII, 257.

Л III, 379.

Памяти К. Л., 63-64.

Христианская мысль, 1916, IV, 113.

Памяти К. Л., 196-197.

Л III, 354.

Там же, 309-312.

Там же, 276-277.

Mrs. J. Е. Blunt, жена британского вице-консула в Адрианополе, см. предыдущую главу. О ней же в письме к Губастову от 29 февр. 1868 г. (Памяти К. Л., 196)): «...только пользуясь ее благосклон ностью, можно постичь вполне все силы и все дарования, которые в ней кроются. А ее царственный вид и оболочка мнимой холодности? А ее патриархальное обращение и доброта с прислугою? и т. д.»

Л III, 435-437.

Грифцов Б.А. // Русская мысль, 1913, II, 72. См. выше.

Л III, 323.

Л III, 329.

Там же, 413-415.

Грифцов Б. А., указ, соч., 1913, I, 87; Филиппов Б. А. Страстное письмо с неверным адресом// Мосты, 1962, IX, 216; также предисловие Филиппова к книге К. Леонтьева «Египетский голубь» (1954), 31-32.

Л III, 456-457.

Л III, 457.

Там же, 345.

Там же, 346-349; 437.

Памяти К. Л., 63.

Розанов В. В., Литературные изгнанники (1913), 324.

Л IX, 328.

Там же, 329.

Памяти К. Л., 213 (письмо от 16 янв. 1873 г.)

Там же, 197 (письмо от 29 февр. 1868 г.)

Бердяев, К. Л., 62.

Л IX, 345.

Там же, 382.

Там же, 358.

Памяти К. Л., 183.

Л IX, 347.

Памяти К. Л., 183 (письмо от 26 апр. 1868 г.).

Л IX, 349.

Л VII, 48-50.

Там же, 378.

Там же, 405.

«Заря», кн. 11 и 12.

Л VII, 27-28.

См. гл. «Аполлон Григорьев», ч. 1.

Там же, 29-31.

Там же, 31-35.

Там же, 35-37

Там же, 34.

Русское обозрение, X, 880-881.

Л VII, 44.

Там же, 23.

Л IX, 336-337.

Памяти К. Л., 194 (письмо от 29 сент. 1867 г.).

Лит. насл., ХХII, 494.

Подробности в гл. «Любимый брат», ч. 1.

Памяти К. Л., 202-203 (письмо к Губастову от июня 1868 г.).

Русский вестник, 1903, V, 180 (письмо от 27 мая 1891 г.).

Об этом сообщает А. Коноплянцев: Памяти К. Л., 70.

См. мой очерк «Янина»: Новое русское слово, 13 июня 1963 г. Летом 1962 г. я побывал в этом городе и описал все леонтьевские места в Янине.

Л II, 302.

Л IV, 481.

Там же, 106.

Byron George. Childe Harold's Pilgrimage, Canto II, 47.

Л II, 184 (Паликар-Костаки); см. также о Байроне — там же, 275 («Аспазия Ламприди»).

Там же, 94, 127.

Там же, 93.

Там же, 139.

Памяти К. Л., 178.

Л II, 152.

Там же, 109.

Там же, 197.

Лучшее греческое издание его стихотворений — 1963 г. (Икарос). См. также: The complète poems of Cavafty, introduction by W. H. Auden, 1961.

Русский вестник, 1873, VI-VIII; 1876, I-III; 1882, VIII.

Лит. насл. XXII, 433.

Л IV, 579.

Лит. насл. 433, 474-475.

Там же, 433.

См. гл. «Нарцисс», ч. 1.

Л IV, 73-74.

Там же, 418.

Там же, 433; также 606.

Пушкин А. С. Поэту (1830).

Иванов В. Cor Ardens (1911), 203.

Л IV, 494.

Там же, 258-264.

Пушкин А. С. Евгений Онегин, 7, XXIV.

Л IV, 100.

Там же, 180.

Там же, 182, 183.

Л IX, 270-273.

Л IV, 440.

Л II, 284-285.

Там же, 403.

Эйхенбаум Б.М. Л.Толстой, кн. 1 (1928), 81.

Гоголь Н. В. Сочинения, т. 7, 230 (Несколько слов о Пушкине, 1832—1834, Арабески, 1).

Л Ш, 139.

Там же, 251.

Там же, 271.

Русский вестник, 1876, VI-VII.

Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. (1935), т. 85, 308 и 313.

Предисловие А. Александрова к книге К. Леонтьева «О романах гр. Л.Н. Толстого» (1911), 7.

Россия, 1885, № 1, 3-10. Иногда Леонтьев дает другое название этому роману: «Генерал Матвеев».

Анна Каренина», ч. 3, гл. XX-XXI (о Вронском и Серпуховском).

Марина из романа Б. М. Маркевича «Марина из Алого Рога» (1873) тоже «обращенная» нигилистка, как и Соня в «Двух избранницах» К. Леонтьева.

Лит. насл. XXII, 484.

Памяти К. Л., 208 (письмо от 15 окт. 1869 г.).

Бердяев, К. Л., 70.

Памяти К. Л., 210.

Русский вестник, 1903, VI, 420-423 (письмо от 14 авг. 1891 г.).

Бердяев, К. Л., 9.

Богословский вестник, 1914, И, 231-232.

См. предыдущее примеч.

Там же, 233.

Памяти К. Л., 232.

Булгаков С. Тихие думы (1918), 116 («Победитель-Побежденный», статья о К. Леонтьеве).

Русский вестник, 1903, VI, 422.

Булгаков С. Там же, 130.

Бердяев, К. Л., 222.

Пушкин, Подражания Корану (1824), III.

Л VII, 266-271.

Ср.: Розанов В. // Русский вестник, 1903. IV, 637.

Булгаков С. Там же, 132.

Филиппов Б.А. Страстное письмо с неверным адресом// Мосты, 1962, IX, 212.

Русский вестник, 1873, IV.

Л V, 93.

Там же, 52-63, 68-69.

Там же, 85.

Там же, 84-85.

Там же, 84.

Дмитриевский Алексей. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности архимандрита Макария (Сушкина) (1895).

Воспоминания об архимандрите Макарии // Гражданин, 1889, № 196. Но я цитирую по очерку А. Коноплянцева «Памяти К. Л.», 83-84.

Русь, 1882, 22 и 26. Все цитаты из второй части этого очерка, т. е. из № 26, от 26 июня.

Четыре письма с Афона// Богословский вестник, 1912, X, XII.

Лермонтов М.Ю. Собр. соч (1961), I, 543-544.

Богословский вестник, 1912, XII, 709.

Письма к А. Александрову // Богословский вестник, 1914, III, 456

(письмо от 24 июля 1887 г.).

Богословский вестник, 1912, XII, 707.

Л IX, 11.

Там же, 12.

Русский вестник, 1900, IX.

Л IX, 13.

Памяти К. Л., 84-85.

Воспоминания К, А. Губастова в сборнике «Памяти К. Л.»; Карцев Юрий. Семь лет на Ближнем Востоке, 1879—1886 (1906).

Л Ш, 295.

Памяти К. Л., 88.

Русское обозрение, 1897, III, 443. Мария Владимировна — племянница К. Л.

Памяти К. Л., 188.

Л IX, 111, см. выше главу «Гоголь» (часть 1).

Лит. наел. XXII, 435.

См. гл. «Друг» (часть 1).»

Памяти К. Л., 187. О М. А. Хитрово в «Лит. наследстве», указ, соч., 474-475.

Ломоносов М.В. Сочинения (1957), 104 (Ода, выбранная из Иова).

Архимандрит Киприан. Из неизданных писем К. Л. (1959), 11.

Лит. насл., указ, соч., 435.

Там же, 475.

Русское обозрение, 1897, VII, 423-424 (письмо от 25 марта 1891 г.), также в «Лит. наследстве», указ, соч., 475.

Племянник Константина Николаевича В. В. Леонтьев опубликовал послание М. А. Хитрово («Другу детства»), помеченное 8 мая 1882 г. Может быть, шуточные стихи лучше удавались Хитрово, но это его стихотворение, посвященное Леонтьеву, ничем не примечательно и состоит из одних общих мест (Русское обозрение, 1896, VIII, 828).

  Мочульский В. К. В. Соловьев (1936), 104.

Соловьев В. С. Стихотворения (190...), 66.

Лит. насл. указ, соч., 434-435.

Там же.

Карцев, указ, соч., 13-15 (в семье Ону). Карцев, указ, соч., 13-15 (в семье Ону).

Лит. насл. указ. соч., 437.

Данные о семье Ону в книге архимандрита Киприана, указ, соч., 55-69.

Памяти К. Л., 277.

Архимандрит Киприан, указ, соч., 13-14.

Отрывок из этого письма 1873 г. Л. А. Ону дается в переводе с французского: Архимандрит Киприан, указ, соч., 18.

Лит. насл. XXII, 474.

Головин К.Ф, Мои воспоминания, 1, 1908, 302-308.

Карцев, указ, соч., 146.

Лит. насл. XXII, 474, «Русский биогр. словарь», VIII (1897).

Византизм и славянство (Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1875, III).

Л V, 202-203.

Там же, 197-198.

Л V, 113-114.

Там же, 121.

Там же, 221.

Там же, 134.

Там же, 172.

Там же, 254-255.

Л I, 420.

Л V, 245.

Там же, 184.

Там же, 141.

Там же, 208.

Там же.

Там же, 200.

Там же, 223.

Там же, 235.

Там же, 233.

Там же, 258.

Там же, 254.

Там же, 252-253.

Там же, 130.

См. предыдущее примеч.

Данилевский Н. Россия и Европа, 453-454.

Соловьев B.C. Собр. соч., V, 76-78.

Wilhelm Windelband (1848—1915); Heinrich Rickert (1863—1936). См.: о.Василий Зеньковский. История русской философии (1948), т. 1, 453-454.

Бердяев, К. Л., 262.

Там же, 124.

Виктор Тепляков (1804—1842). Из «фракийских элегий» // Поэты 1820—1830 гг. (1961), 233. Эти стихи цитировал Пушкин в статье о Теплякове.

Грифцов, указ, соч., 88.

Л V, 225-226.

Там же, 433. См. мою вступительную статью к новому изданию «России и Европы» Н. Я. Данилевского (I960).

  Баратынский Е.А. Стихотворения (1957), 197-199.

Л V, 248 («Византинизм и славянство»).

Les Pléiades (1924), 21.

Цитирую по книге: Spring Gerald. The vitalism of count de Gobineau (1932), 198.

Rowbotham Arnold H. The life and works of count de Gobineau (1929), 156.

Riffaterre Michel. Le style des Pléiades de Gobineau (1957), 4-5.

  Л V, 146.

Там же, 182.

Gobineau J.A. de. Akrivie Phrangopoulo. Trois nouvelles (1932).

Герцен А. И. Собр. соч. (1955), т. VI. гл. VIII: Доносо Кортец... 132-142 (1850). А. В. Королев в статье «Культурно-исторические воззрения К. Л.» сопоставляет Доносо и Леонтьева (Памяти К. Л., 355-356).

Просмотренная литература о Donoso Cortés: E. Schramm (1935); Cari Schmidt (1950); J.M.Hocht (1953); J.ChaixRuy (1956). Мне же, к сожалению, с его трудами познакомиться не удалось.

  Л VII, 28-29 (в статье «Средний европеец...»).

Там же, 336 (очерк «Письма к Вл. С. Соловьеву...»).

Преображенский П.Ф. А.Герцен и К.Леонтьев// Печать и революция, 1922, 87.

Florovskij G. Die Sackgassen der Romantik// Orient und Occident, 1930, IV, 14-37.


* Впервые: Варшавский Дневник. 1880. № 150, 155. Здесь по: КНЛ "Восток, Россия и Славянство". С. 278-288.

Леонтьев никогда с Герценом не встречался, но постоянно его читал, даже в келье афонского монастыря; и он часто о нем упоминает, считает его своим союзником — не в политике, а в эстетике.

Наиболее исчерпывающую характеристику «своего» Герцена он дает в посмертной статье «Средний европеец» (начатой им еще на Афоне).

«Герцену как гениальному эстету 40-х гг. претил прежде всего самый образ этой средней европейской фигуры в цилиндре и сюртучной паре, мелконастойчивой, трудолюбивой, самодовольной, по-своему, пожалуй, и стоической и во многих случаях, несомненно, честной, но и в груди не носящей другого идеала, кроме претворения всех и вся в нечто себе подобное <.„> Герцен был настолько смел и благороден, что этой своей аристократической брезгливости не скрывал. И за это ему честь и слава. Он был специалист, так сказать, по части жизненной реальной эстетики, эксперт по части изящества и выразительности самой жизни...» И именно поэтому ему так нравилась скитальческая жизнь Байрона.

«Герцен — самая лучшая антитеза Прудона».

«Прудону до эстетики жизни нет дела; для Герцена эта эстетика все».

«Как скоро Герцен увидал, что и сам рабочий французский, которого он сначала так жалел и на которого так надеялся (для возбуждения новых эстетических веяний в истории) — ничего большего не желает, как стать поскорее по-прудоновски самому мелким буржуа, что в душе этого рабочего загадочного нет уж ровно ничего и что в представлениях ее ничего нет оригинального и действительно нового, так Герцен остыл и к рабочему и отвернулся от него, как и ото всей Европы, и стал верить больше после этого в Россию и ее оригинальное, не европейское и не буржуазное будущее».

В письмах к Владимиру Соловьеву Леонтьев говорит, что, читая Хомякова, Аксакова, даже Каткова, «в голову бы не пришло ненавидеть всесветную буржуазию (в которую, в сущности, стремится перейти и работник западный); Герцен же издевался прямо над этим общим и подавляющим типом человеческого развития. И, последуя за ним по сродству "природы", я придумал, позднее и выражение "средний человек, средний европеец" и т. д.». Так что здесь Леонтьев сам говорит о влиянии на него Герцена, которого он «в начале 60-х годов ненавидел и даже не уважал...»

Характеристика Леонтьева — блестящая, но спорная; Герцен не сознавал себя эстетом, хотя и чувствовал — воспринимал эстетически. Леонтьев, многое в нем верно угадав, очень уж его стилизовал — сделал героем своей поэмы жизни, как и Аполлона Григорьева. Замечательно также, что никого из других современных русских писателей или деятелей он в герои не возводил! В письмах и записках он издевался над Аксаковым, Катковым, Победоносцевым; в Тургеневе, кумире юности, он разочаровался и не любил Гоголя, Толстого, Достоевского, Лескова. Статья П. Ф. Преображенского о Герцене и Леонтьеве (1922) малоинтересна: он их характеризует как философов культурного умирания... Очень значительна другая статья — о. Георгия Флоровского — «Тупики романтизма» (на немецком языке). Он утверждает, что Герцен и Леонтьев сродны друг другу: у них обоих одностороннее эстетическое восприятие жизни. При этом Леонтьев был в вере — неверующим скептиком и эстетом, который томился по истинной вере, но бессилен был возродиться (ohnmachtig blieb fur eine Erneuerung), тогда как Герцен был религиозен и в неверии и, несмотря на свои кощунственные сомнения, никогда не мог угасить в своей душе (in seinem Innern) таинственные тревоги (geheimnissvolle Ùnruhe). Но ведь и в томлении Леонтьева по вере — тоже была таинственная тревога, было беспокойство, и мы увидим, как он духовно мучился, рвался...

Существенно также, что Герцена и Леонтьева роднит их открытость — при всех своих «убеждениях», «тенденциях» они свободны, открыты всем новым впечатлениям бытия. Они сходны и по стилю — неровному, иногда даже неграмматичному, но всегда очень выразительному. Наконец, можно утверждать, что по сравнению с другими русскими мыслителями XIX века они наименее провинциальны, наиболее универсальны: их тревожила судьба если не всего мира, то всей Европы, включая Россию. Цели, упования были у них разные, непохожие, но они часто видели вблизи то же самое: нивелирующие процессы в современном буржуазно-пролетарском обществе, социальную энтропию, которой они оба противились.

См.: Леонтьев К, Несколько мыслей о покойном Ал. Григорьеве// Русская мысль, 1915, IX, 108-124. ** Там же, 114-119.

Там же, 114-119.

Там же, 114.

Об Ал. Григорьеве: Блок А. Судьба Григорьева (1915) // Собр. соч. (1962), V, 287-518; Отец Г.Флоровский. Пути русского богословия (1937), 1, 305-307; Отец В.Зеньковский. История русской философии (1948), 1, 405-410; Григорьев Аполлон. Воспоминания (1930).

И. А. Пиотровский (1841—1862).

Александров А. // Русский вестник, 1892, IV, 255-285.

Mill J. S. On Liberty, ch. III.

Александров, указ, соч., 266-268.

Там же, 265.

Там же.

Л I, 298-299.

Там же, 420.

Там же, 282.

Там же, 305.

Там же, 396.

Там же, 415.

Там же, 298. Там же Милькеев говорит: «Поэзия есть высший долг».

Там же, 414.

Там же, 415.

Там же, 393.

Там же, 417-418.

Там же, 426.

Там же, 427.

Там же, 360.

Там же, 334.

Там же, 441, 579.

Там же, 400.

Несколько примеров общего и областного просторечия «В своем краю»: живмя живет, ядренее, бессемянка, некалка упрямая (у Даля «некалка» — тот, кто ни с кем не соглашается) или шавера (дрянные люди). Эти народные выражения, как и подробности в описаниях, Леонтьев называл позднее «натуралистическими мухами» (в очерке о Толстом, в конце 80-х гг.).

Салтыков-Щедрин М.Е. Поли. собр. соч. (1937), V, 395-400. Впервые — в «Современнике» (1864, № 10).

Там же, 399 и 397.

Л I, 302.

Там же, 444.

Там же, 491.

Там же, 600.

Отечеств, записки, 1867 (под названием «Ай-Бурун»).

Л I, 632.

Там же, 632.

Там же, 664.

Л II. 28.

Л III, 12.

Л II, 11.

Л III, 7.

Л II, 21.

Там же, 4.

Л III, 61.

Л II, 37.

Там же, 45.

Там же, 156.

Там же, 159.

Там же, 162.

Там же, 179.

Русский вестник, 1892, IV, 270-271.

Русская мысль, 1913, I, 97.

Там же, 87.

Л III, 325.

Там же, 327-328.

Л IX, 255-256.

Там же, 251-254.

Там же, 284-286.

Л III, 332.

Там же, 368.

Там же, 333-334. Но вторую строчку (дымок мой!) можно считать

ямбической (с «женским» окончанием).

Архимандрит Киприан <Керн>. Из неизданных писем К. Леонтьева. Париж, 1959.

Карцое Ю.С. Семь лет на Балканах (1906).

Л IX, 268.

Там же, 270-271.

Л IX, 274.

Там же, 302-303.

Л III, 436.

Л IX, 261.

Там же, 296-297.

Там же, 294.

Л III, 328.

Л IX, 299.

Блонт — John Elijah Blunt, f 1916. В продолжение 10 лет был вице-консулом в Адрианополе (с 1862 г.). Данные получены от Sir Richard Allen и Mr. В. R. Pearn (Foreign Office, London).

Л III, 434.

Достоевский Ф.М. Собр. соч. (1957), VII, 257.

Л III, 379.

Памяти К. Л., 63-64.

Христианская мысль, 1916, IV, 113.

Памяти К. Л., 196-197.

Л III, 354.

Там же, 309-312.

Там же, 276-277.

Mrs. J. Е. Blunt, жена британского вице-консула в Адрианополе, см. предыдущую главу. О ней же в письме к Губастову от 29 февр. 1868 г. (Памяти К. Л., 196)): «...только пользуясь ее благосклон ностью, можно постичь вполне все силы и все дарования, которые в ней кроются. А ее царственный вид и оболочка мнимой холодности? А ее патриархальное обращение и доброта с прислугою? и т. д.»

Л III, 435-437.

Грифцов Б.А. // Русская мысль, 1913, II, 72. См. выше.

Л III, 323.

Л III, 329.

Там же, 413-415.

Грифцов Б. А., указ, соч., 1913, I, 87; Филиппов Б. А. Страстное письмо с неверным адресом// Мосты, 1962, IX, 216; также предисловие Филиппова к книге К. Леонтьева «Египетский голубь» (1954), 31-32.

Л III, 456-457.

Л III, 457.

Там же, 345.

Там же, 346-349; 437.

Памяти К. Л., 63.

Розанов В. В., Литературные изгнанники (1913), 324.

Л IX, 328.

Там же, 329.

Памяти К. Л., 213 (письмо от 16 янв. 1873 г.)

Там же, 197 (письмо от 29 февр. 1868 г.)

Бердяев, К. Л., 62.

Л IX, 345.

Там же, 382.

Там же, 358.

Памяти К. Л., 183.

Л IX, 347.

Памяти К. Л., 183 (письмо от 26 апр. 1868 г.).

Л IX, 349.

Л VII, 48-50.

Там же, 378.

Там же, 405.

«Заря», кн. 11 и 12.

Л VII, 27-28.

См. гл. «Аполлон Григорьев», ч. 1.

Там же, 29-31.

Там же, 31-35.

Там же, 35-37

Там же, 34.

Русское обозрение, X, 880-881.

Л VII, 44.

Там же, 23.

Л IX, 336-337.

Памяти К. Л., 194 (письмо от 29 сент. 1867 г.).

Лит. насл., ХХII, 494.

Подробности в гл. «Любимый брат», ч. 1.

Памяти К. Л., 202-203 (письмо к Губастову от июня 1868 г.).

Русский вестник, 1903, V, 180 (письмо от 27 мая 1891 г.).

Об этом сообщает А. Коноплянцев: Памяти К. Л., 70.

См. мой очерк «Янина»: Новое русское слово, 13 июня 1963 г. Летом 1962 г. я побывал в этом городе и описал все леонтьевские места в Янине.

Л II, 302.

Л IV, 481.

Там же, 106.

Byron George. Childe Harold's Pilgrimage, Canto II, 47.

Л II, 184 (Паликар-Костаки); см. также о Байроне — там же, 275 («Аспазия Ламприди»).

Там же, 94, 127.

Там же, 93.

Там же, 139.

Памяти К. Л., 178.

Л II, 152.

Там же, 109.

Там же, 197.

Лучшее греческое издание его стихотворений — 1963 г. (Икарос). См. также: The complète poems of Cavafty, introduction by W. H. Auden, 1961.

Русский вестник, 1873, VI-VIII; 1876, I-III; 1882, VIII.

Лит. насл. XXII, 433.

Л IV, 579.

Лит. насл. 433, 474-475.

Там же, 433.

См. гл. «Нарцисс», ч. 1.

Л IV, 73-74.

Там же, 418.

Там же, 433; также 606.

Пушкин А. С. Поэту (1830).

Иванов В. Cor Ardens (1911), 203.

Л IV, 494.

Там же, 258-264.

Пушкин А. С. Евгений Онегин, 7, XXIV.

Л IV, 100.

Там же, 180.

Там же, 182, 183.

Л IX, 270-273.

Л IV, 440.

Л II, 284-285.

Там же, 403.

Эйхенбаум Б.М. Л.Толстой, кн. 1 (1928), 81.

Гоголь Н. В. Сочинения, т. 7, 230 (Несколько слов о Пушкине, 1832—1834, Арабески, 1).

Л Ш, 139.

Там же, 251.

Там же, 271.

Русский вестник, 1876, VI-VII.

Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. (1935), т. 85, 308 и 313.

Предисловие А. Александрова к книге К. Леонтьева «О романах гр. Л.Н. Толстого» (1911), 7.

Россия, 1885, № 1, 3-10. Иногда Леонтьев дает другое название этому роману: «Генерал Матвеев».

Анна Каренина», ч. 3, гл. XX-XXI (о Вронском и Серпуховском).

Марина из романа Б. М. Маркевича «Марина из Алого Рога» (1873) тоже «обращенная» нигилистка, как и Соня в «Двух избранницах» К. Леонтьева.

Лит. насл. XXII, 484.

Памяти К. Л., 208 (письмо от 15 окт. 1869 г.).

Бердяев, К. Л., 70.

Памяти К. Л., 210.

Русский вестник, 1903, VI, 420-423 (письмо от 14 авг. 1891 г.).

Бердяев, К. Л., 9.

Богословский вестник, 1914, И, 231-232.

См. предыдущее примеч.

Там же, 233.

Памяти К. Л., 232.

Булгаков С. Тихие думы (1918), 116 («Победитель-Побежденный», статья о К. Леонтьеве).

Русский вестник, 1903, VI, 422.

Булгаков С. Там же, 130.

Бердяев, К. Л., 222.

Пушкин, Подражания Корану (1824), III.

Л VII, 266-271.

Ср.: Розанов В. // Русский вестник, 1903. IV, 637.

Булгаков С. Там же, 132.

Филиппов Б.А. Страстное письмо с неверным адресом// Мосты, 1962, IX, 212.

Русский вестник, 1873, IV.

Л V, 93.

Там же, 52-63, 68-69.

Там же, 85.

Там же, 84-85.

Там же, 84.

Дмитриевский Алексей. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности архимандрита Макария (Сушкина) (1895).

Воспоминания об архимандрите Макарии // Гражданин, 1889, № 196. Но я цитирую по очерку А. Коноплянцева «Памяти К. Л.», 83-84.

Русь, 1882, 22 и 26. Все цитаты из второй части этого очерка, т. е. из № 26, от 26 июня.

Четыре письма с Афона// Богословский вестник, 1912, X, XII.

Лермонтов М.Ю. Собр. соч (1961), I, 543-544.

Богословский вестник, 1912, XII, 709.

Письма к А. Александрову // Богословский вестник, 1914, III, 456

(письмо от 24 июля 1887 г.).

Богословский вестник, 1912, XII, 707.

Л IX, 11.

Там же, 12.

Русский вестник, 1900, IX.

Л IX, 13.

Памяти К. Л., 84-85.

Воспоминания К, А. Губастова в сборнике «Памяти К. Л.»; Карцев Юрий. Семь лет на Ближнем Востоке, 1879—1886 (1906).

Л Ш, 295.

Памяти К. Л., 88.

Русское обозрение, 1897, III, 443. Мария Владимировна — племянница К. Л.

Памяти К. Л., 188.

Л IX, 111, см. выше главу «Гоголь» (часть 1).

Лит. наел. XXII, 435.

См. гл. «Друг» (часть 1).»

Памяти К. Л., 187. О М. А. Хитрово в «Лит. наследстве», указ, соч., 474-475.

Ломоносов М.В. Сочинения (1957), 104 (Ода, выбранная из Иова).

Архимандрит Киприан. Из неизданных писем К. Л. (1959), 11.

Лит. насл., указ, соч., 435.

Там же, 475.

Русское обозрение, 1897, VII, 423-424 (письмо от 25 марта 1891 г.), также в «Лит. наследстве», указ, соч., 475.

Племянник Константина Николаевича В. В. Леонтьев опубликовал послание М. А. Хитрово («Другу детства»), помеченное 8 мая 1882 г. Может быть, шуточные стихи лучше удавались Хитрово, но это его стихотворение, посвященное Леонтьеву, ничем не примечательно и состоит из одних общих мест (Русское обозрение, 1896, VIII, 828).

  Мочульский В. К. В. Соловьев (1936), 104.

Соловьев В. С. Стихотворения (190...), 66.

Лит. насл. указ, соч., 434-435.

Там же.

Карцев, указ, соч., 13-15 (в семье Ону). Карцев, указ, соч., 13-15 (в семье Ону).

Лит. насл. указ. соч., 437.

Данные о семье Ону в книге архимандрита Киприана, указ, соч., 55-69.

Памяти К. Л., 277.

Архимандрит Киприан, указ, соч., 13-14.

Отрывок из этого письма 1873 г. Л. А. Ону дается в переводе с французского: Архимандрит Киприан, указ, соч., 18.

Лит. насл. XXII, 474.

Головин К.Ф, Мои воспоминания, 1, 1908, 302-308.

Карцев, указ, соч., 146.

Лит. насл. XXII, 474, «Русский биогр. словарь», VIII (1897).

Византизм и славянство (Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1875, III).

Л V, 202-203.

Там же, 197-198.

Л V, 113-114.

Там же, 121.

Там же, 221.

Там же, 134.

Там же, 172.

Там же, 254-255.

Л I, 420.

Л V, 245.

Там же, 184.

Там же, 141.

Там же, 208.

Там же.

Там же, 200.

Там же, 223.

Там же, 235.

Там же, 233.

Там же, 258.

Там же, 254.

Там же, 252-253.

Там же, 130.

См. предыдущее примеч.

Данилевский Н. Россия и Европа, 453-454.

Соловьев B.C. Собр. соч., V, 76-78.

Wilhelm Windelband (1848—1915); Heinrich Rickert (1863—1936). См.: о.Василий Зеньковский. История русской философии (1948), т. 1, 453-454.

Бердяев, К. Л., 262.

Там же, 124.

Виктор Тепляков (1804—1842). Из «фракийских элегий» // Поэты 1820—1830 гг. (1961), 233. Эти стихи цитировал Пушкин в статье о Теплякове.

Грифцов, указ, соч., 88.

Л V, 225-226.

Там же, 433. См. мою вступительную статью к новому изданию «России и Европы» Н. Я. Данилевского (I960).

  Баратынский Е.А. Стихотворения (1957), 197-199.

Л V, 248 («Византинизм и славянство»).

Les Pléiades (1924), 21.

Цитирую по книге: Spring Gerald. The vitalism of count de Gobineau (1932), 198.

Rowbotham Arnold H. The life and works of count de Gobineau (1929), 156.

Riffaterre Michel. Le style des Pléiades de Gobineau (1957), 4-5.

  Л V, 146.

Там же, 182.

Gobineau J.A. de. Akrivie Phrangopoulo. Trois nouvelles (1932).

Герцен А. И. Собр. соч. (1955), т. VI. гл. VIII: Доносо Кортец... 132-142 (1850). А. В. Королев в статье «Культурно-исторические воззрения К. Л.» сопоставляет Доносо и Леонтьева (Памяти К. Л., 355-356).

Просмотренная литература о Donoso Cortés: E. Schramm (1935); Cari Schmidt (1950); J.M.Hocht (1953); J.ChaixRuy (1956). Мне же, к сожалению, с его трудами познакомиться не удалось.

  Л VII, 28-29 (в статье «Средний европеец...»).

Там же, 336 (очерк «Письма к Вл. С. Соловьеву...»).

Преображенский П.Ф. А.Герцен и К.Леонтьев// Печать и революция, 1922, 87.

Florovskij G. Die Sackgassen der Romantik// Orient und Occident, 1930, IV, 14-37.


* Впервые: Варшавский Дневник. 1880. № 150, 155. Здесь по: КНЛ "Восток, Россия и Славянство". С. 278-288.