ГЕРЦЕН
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Леонтьев никогда с Герценом не встречался, но постоянно его читал, даже в келье афонского монастыря; и он часто о нем упоминает, считает его своим союзником — не в политике, а в эстетике.
Наиболее исчерпывающую характеристику «своего» Герцена он дает в посмертной статье «Средний европеец» (начатой им еще на Афоне).
«Герцену как гениальному эстету 40-х гг. претил прежде всего самый образ этой средней европейской фигуры в цилиндре и сюртучной паре, мелконастойчивой, трудолюбивой, самодовольной, по-своему, пожалуй, и стоической и во многих случаях, несомненно, честной, но и в груди не носящей другого идеала, кроме претворения всех и вся в нечто себе подобное <.„> Герцен был настолько смел и благороден, что этой своей аристократической брезгливости не скрывал. И за это ему честь и слава. Он был специалист, так сказать, по части жизненной реальной эстетики, эксперт по части изящества и выразительности самой жизни...» И именно поэтому ему так нравилась скитальческая жизнь Байрона.
«Герцен — самая лучшая антитеза Прудона».
«Прудону до эстетики жизни нет дела; для Герцена эта эстетика все».
«Как скоро Герцен увидал, что и сам рабочий французский, которого он сначала так жалел и на которого так надеялся (для возбуждения новых эстетических веяний в истории) — ничего большего не желает, как стать поскорее по-прудоновски самому мелким буржуа, что в душе этого рабочего загадочного нет уж ровно ничего и что в представлениях ее ничего нет оригинального и действительно нового, так Герцен остыл и к рабочему и отвернулся от него, как и ото всей Европы, и стал верить больше после этого в Россию и ее оригинальное, не европейское и не буржуазное будущее».
В письмах к Владимиру Соловьеву Леонтьев говорит, что, читая Хомякова, Аксакова, даже Каткова, «в голову бы не пришло ненавидеть всесветную буржуазию (в которую, в сущности, стремится перейти и работник западный); Герцен же издевался прямо над этим общим и подавляющим типом человеческого развития. И, последуя за ним по сродству "природы", я придумал, позднее и выражение "средний человек, средний европеец" и т. д.». Так что здесь Леонтьев сам говорит о влиянии на него Герцена, которого он «в начале 60-х годов ненавидел и даже не уважал...»
Характеристика Леонтьева — блестящая, но спорная; Герцен не сознавал себя эстетом, хотя и чувствовал — воспринимал эстетически. Леонтьев, многое в нем верно угадав, очень уж его стилизовал — сделал героем своей поэмы жизни, как и Аполлона Григорьева. Замечательно также, что никого из других современных русских писателей или деятелей он в герои не возводил! В письмах и записках он издевался над Аксаковым, Катковым, Победоносцевым; в Тургеневе, кумире юности, он разочаровался и не любил Гоголя, Толстого, Достоевского, Лескова. Статья П. Ф. Преображенского о Герцене и Леонтьеве (1922) малоинтересна: он их характеризует как философов культурного умирания... Очень значительна другая статья — о. Георгия Флоровского — «Тупики романтизма» (на немецком языке). Он утверждает, что Герцен и Леонтьев сродны друг другу: у них обоих одностороннее эстетическое восприятие жизни. При этом Леонтьев был в вере — неверующим скептиком и эстетом, который томился по истинной вере, но бессилен был возродиться (ohnmachtig blieb fur eine Erneuerung), тогда как Герцен был религиозен и в неверии и, несмотря на свои кощунственные сомнения, никогда не мог угасить в своей душе (in seinem Innern) таинственные тревоги (geheimnissvolle Ùnruhe). Но ведь и в томлении Леонтьева по вере — тоже была таинственная тревога, было беспокойство, и мы увидим, как он духовно мучился, рвался...
Существенно также, что Герцена и Леонтьева роднит их открытость — при всех своих «убеждениях», «тенденциях» они свободны, открыты всем новым впечатлениям бытия. Они сходны и по стилю — неровному, иногда даже неграмматичному, но всегда очень выразительному. Наконец, можно утверждать, что по сравнению с другими русскими мыслителями XIX века они наименее провинциальны, наиболее универсальны: их тревожила судьба если не всего мира, то всей Европы, включая Россию. Цели, упования были у них разные, непохожие, но они часто видели вблизи то же самое: нивелирующие процессы в современном буржуазно-пролетарском обществе, социальную энтропию, которой они оба противились.
См.: Леонтьев К, Несколько мыслей о покойном Ал. Григорьеве// Русская мысль, 1915, IX, 108-124. ** Там же, 114-119.
Об Ал. Григорьеве: Блок А. Судьба Григорьева (1915) // Собр. соч. (1962), V, 287-518; Отец Г.Флоровский. Пути русского богословия (1937), 1, 305-307; Отец В.Зеньковский. История русской философии (1948), 1, 405-410; Григорьев Аполлон. Воспоминания (1930).
И. А. Пиотровский (1841—1862).
Александров А. // Русский вестник, 1892, IV, 255-285.
Mill J. S. On Liberty, ch. III.
Александров, указ, соч., 266-268.
Там же, 298. Там же Милькеев говорит: «Поэзия есть высший долг».
Несколько примеров общего и областного просторечия «В своем краю»: живмя живет, ядренее, бессемянка, некалка упрямая (у Даля «некалка» — тот, кто ни с кем не соглашается) или шавера (дрянные люди). Эти народные выражения, как и подробности в описаниях, Леонтьев называл позднее «натуралистическими мухами» (в очерке о Толстом, в конце 80-х гг.).
Салтыков-Щедрин М.Е. Поли. собр. соч. (1937), V, 395-400. Впервые — в «Современнике» (1864, № 10).
Отечеств, записки, 1867 (под названием «Ай-Бурун»).
Русский вестник, 1892, IV, 270-271.
Там же, 333-334. Но вторую строчку (дымок мой!) можно считать
ямбической (с «женским» окончанием).
Архимандрит Киприан <Керн>. Из неизданных писем К. Леонтьева. Париж, 1959.
Карцое Ю.С. Семь лет на Балканах (1906).
Блонт — John Elijah Blunt, f 1916. В продолжение 10 лет был вице-консулом в Адрианополе (с 1862 г.). Данные получены от Sir Richard Allen и Mr. В. R. Pearn (Foreign Office, London).
Достоевский Ф.М. Собр. соч. (1957), VII, 257.
Христианская мысль, 1916, IV, 113.
Mrs. J. Е. Blunt, жена британского вице-консула в Адрианополе, см. предыдущую главу. О ней же в письме к Губастову от 29 февр. 1868 г. (Памяти К. Л., 196)): «...только пользуясь ее благосклон ностью, можно постичь вполне все силы и все дарования, которые в ней кроются. А ее царственный вид и оболочка мнимой холодности? А ее патриархальное обращение и доброта с прислугою? и т. д.»
Грифцов Б.А. // Русская мысль, 1913, II, 72. См. выше.
Грифцов Б. А., указ, соч., 1913, I, 87; Филиппов Б. А. Страстное письмо с неверным адресом// Мосты, 1962, IX, 216; также предисловие Филиппова к книге К. Леонтьева «Египетский голубь» (1954), 31-32.
Розанов В. В., Литературные изгнанники (1913), 324.
Памяти К. Л., 213 (письмо от 16 янв. 1873 г.)
Там же, 197 (письмо от 29 февр. 1868 г.)
Памяти К. Л., 183 (письмо от 26 апр. 1868 г.).
См. гл. «Аполлон Григорьев», ч. 1.
Русское обозрение, X, 880-881.
Памяти К. Л., 194 (письмо от 29 сент. 1867 г.).
Подробности в гл. «Любимый брат», ч. 1.
Памяти К. Л., 202-203 (письмо к Губастову от июня 1868 г.).
Русский вестник, 1903, V, 180 (письмо от 27 мая 1891 г.).
Об этом сообщает А. Коноплянцев: Памяти К. Л., 70.
См. мой очерк «Янина»: Новое русское слово, 13 июня 1963 г. Летом 1962 г. я побывал в этом городе и описал все леонтьевские места в Янине.
Byron George. Childe Harold's Pilgrimage, Canto II, 47.
Л II, 184 (Паликар-Костаки); см. также о Байроне — там же, 275 («Аспазия Ламприди»).
Лучшее греческое издание его стихотворений — 1963 г. (Икарос). См. также: The complète poems of Cavafty, introduction by W. H. Auden, 1961.
Русский вестник, 1873, VI-VIII; 1876, I-III; 1882, VIII.
Иванов В. Cor Ardens (1911), 203.
Пушкин А. С. Евгений Онегин, 7, XXIV.
Эйхенбаум Б.М. Л.Толстой, кн. 1 (1928), 81.
Гоголь Н. В. Сочинения, т. 7, 230 (Несколько слов о Пушкине, 1832—1834, Арабески, 1).
Русский вестник, 1876, VI-VII.
Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. (1935), т. 85, 308 и 313.
Предисловие А. Александрова к книге К. Леонтьева «О романах гр. Л.Н. Толстого» (1911), 7.
Россия, 1885, № 1, 3-10. Иногда Леонтьев дает другое название этому роману: «Генерал Матвеев».
Анна Каренина», ч. 3, гл. XX-XXI (о Вронском и Серпуховском).
Марина из романа Б. М. Маркевича «Марина из Алого Рога» (1873) тоже «обращенная» нигилистка, как и Соня в «Двух избранницах» К. Леонтьева.
Памяти К. Л., 208 (письмо от 15 окт. 1869 г.).
Русский вестник, 1903, VI, 420-423 (письмо от 14 авг. 1891 г.).
Богословский вестник, 1914, И, 231-232.
Булгаков С. Тихие думы (1918), 116 («Победитель-Побежденный», статья о К. Леонтьеве).
Русский вестник, 1903, VI, 422.
Пушкин, Подражания Корану (1824), III.
Ср.: Розанов В. // Русский вестник, 1903. IV, 637.
Филиппов Б.А. Страстное письмо с неверным адресом// Мосты, 1962, IX, 212.
Дмитриевский Алексей. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности архимандрита Макария (Сушкина) (1895).
Воспоминания об архимандрите Макарии // Гражданин, 1889, № 196. Но я цитирую по очерку А. Коноплянцева «Памяти К. Л.», 83-84.
Русь, 1882, 22 и 26. Все цитаты из второй части этого очерка, т. е. из № 26, от 26 июня.
Четыре письма с Афона// Богословский вестник, 1912, X, XII.
Лермонтов М.Ю. Собр. соч (1961), I, 543-544.
Богословский вестник, 1912, XII, 709.
Письма к А. Александрову // Богословский вестник, 1914, III, 456
(письмо от 24 июля 1887 г.).
Богословский вестник, 1912, XII, 707.
Воспоминания К, А. Губастова в сборнике «Памяти К. Л.»; Карцев Юрий. Семь лет на Ближнем Востоке, 1879—1886 (1906).
Русское обозрение, 1897, III, 443. Мария Владимировна — племянница К. Л.
Л IX, 111, см. выше главу «Гоголь» (часть 1).
Памяти К. Л., 187. О М. А. Хитрово в «Лит. наследстве», указ, соч., 474-475.
Ломоносов М.В. Сочинения (1957), 104 (Ода, выбранная из Иова).
Архимандрит Киприан. Из неизданных писем К. Л. (1959), 11.
Русское обозрение, 1897, VII, 423-424 (письмо от 25 марта 1891 г.), также в «Лит. наследстве», указ, соч., 475.
Племянник Константина Николаевича В. В. Леонтьев опубликовал послание М. А. Хитрово («Другу детства»), помеченное 8 мая 1882 г. Может быть, шуточные стихи лучше удавались Хитрово, но это его стихотворение, посвященное Леонтьеву, ничем не примечательно и состоит из одних общих мест (Русское обозрение, 1896, VIII, 828).
Мочульский В. К. В. Соловьев (1936), 104.
Соловьев В. С. Стихотворения (190...), 66.
Лит. насл. указ, соч., 434-435.
Карцев, указ, соч., 13-15 (в семье Ону). Карцев, указ, соч., 13-15 (в семье Ону).
Данные о семье Ону в книге архимандрита Киприана, указ, соч., 55-69.
Архимандрит Киприан, указ, соч., 13-14.
Отрывок из этого письма 1873 г. Л. А. Ону дается в переводе с французского: Архимандрит Киприан, указ, соч., 18.
Головин К.Ф, Мои воспоминания, 1, 1908, 302-308.
Лит. насл. XXII, 474, «Русский биогр. словарь», VIII (1897).
Византизм и славянство (Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1875, III).
Данилевский Н. Россия и Европа, 453-454.
Соловьев B.C. Собр. соч., V, 76-78.
Wilhelm Windelband (1848—1915); Heinrich Rickert (1863—1936). См.: о.Василий Зеньковский. История русской философии (1948), т. 1, 453-454.
Виктор Тепляков (1804—1842). Из «фракийских элегий» // Поэты 1820—1830 гг. (1961), 233. Эти стихи цитировал Пушкин в статье о Теплякове.
Там же, 433. См. мою вступительную статью к новому изданию «России и Европы» Н. Я. Данилевского (I960).
Баратынский Е.А. Стихотворения (1957), 197-199.
Л V, 248 («Византинизм и славянство»).
Цитирую по книге: Spring Gerald. The vitalism of count de Gobineau (1932), 198.
Rowbotham Arnold H. The life and works of count de Gobineau (1929), 156.
Riffaterre Michel. Le style des Pléiades de Gobineau (1957), 4-5.
Gobineau J.A. de. Akrivie Phrangopoulo. Trois nouvelles (1932).
Герцен А. И. Собр. соч. (1955), т. VI. гл. VIII: Доносо Кортец... 132-142 (1850). А. В. Королев в статье «Культурно-исторические воззрения К. Л.» сопоставляет Доносо и Леонтьева (Памяти К. Л., 355-356).
Просмотренная литература о Donoso Cortés: E. Schramm (1935); Cari Schmidt (1950); J.M.Hocht (1953); J.ChaixRuy (1956). Мне же, к сожалению, с его трудами познакомиться не удалось.
Л VII, 28-29 (в статье «Средний европеец...»).
Там же, 336 (очерк «Письма к Вл. С. Соловьеву...»).
Преображенский П.Ф. А.Герцен и К.Леонтьев// Печать и революция, 1922, 87.
Florovskij G. Die Sackgassen der Romantik// Orient und Occident, 1930, IV, 14-37.
* Впервые: Варшавский Дневник. 1880. № 150, 155. Здесь по: КНЛ "Восток, Россия и Славянство". С. 278-288.
Леонтьев никогда с Герценом не встречался, но постоянно его читал, даже в келье афонского монастыря; и он часто о нем упоминает, считает его своим союзником — не в политике, а в эстетике.
Наиболее исчерпывающую характеристику «своего» Герцена он дает в посмертной статье «Средний европеец» (начатой им еще на Афоне).
«Герцену как гениальному эстету 40-х гг. претил прежде всего самый образ этой средней европейской фигуры в цилиндре и сюртучной паре, мелконастойчивой, трудолюбивой, самодовольной, по-своему, пожалуй, и стоической и во многих случаях, несомненно, честной, но и в груди не носящей другого идеала, кроме претворения всех и вся в нечто себе подобное <.„> Герцен был настолько смел и благороден, что этой своей аристократической брезгливости не скрывал. И за это ему честь и слава. Он был специалист, так сказать, по части жизненной реальной эстетики, эксперт по части изящества и выразительности самой жизни...» И именно поэтому ему так нравилась скитальческая жизнь Байрона.
«Герцен — самая лучшая антитеза Прудона».
«Прудону до эстетики жизни нет дела; для Герцена эта эстетика все».
«Как скоро Герцен увидал, что и сам рабочий французский, которого он сначала так жалел и на которого так надеялся (для возбуждения новых эстетических веяний в истории) — ничего большего не желает, как стать поскорее по-прудоновски самому мелким буржуа, что в душе этого рабочего загадочного нет уж ровно ничего и что в представлениях ее ничего нет оригинального и действительно нового, так Герцен остыл и к рабочему и отвернулся от него, как и ото всей Европы, и стал верить больше после этого в Россию и ее оригинальное, не европейское и не буржуазное будущее».
В письмах к Владимиру Соловьеву Леонтьев говорит, что, читая Хомякова, Аксакова, даже Каткова, «в голову бы не пришло ненавидеть всесветную буржуазию (в которую, в сущности, стремится перейти и работник западный); Герцен же издевался прямо над этим общим и подавляющим типом человеческого развития. И, последуя за ним по сродству "природы", я придумал, позднее и выражение "средний человек, средний европеец" и т. д.». Так что здесь Леонтьев сам говорит о влиянии на него Герцена, которого он «в начале 60-х годов ненавидел и даже не уважал...»
Характеристика Леонтьева — блестящая, но спорная; Герцен не сознавал себя эстетом, хотя и чувствовал — воспринимал эстетически. Леонтьев, многое в нем верно угадав, очень уж его стилизовал — сделал героем своей поэмы жизни, как и Аполлона Григорьева. Замечательно также, что никого из других современных русских писателей или деятелей он в герои не возводил! В письмах и записках он издевался над Аксаковым, Катковым, Победоносцевым; в Тургеневе, кумире юности, он разочаровался и не любил Гоголя, Толстого, Достоевского, Лескова. Статья П. Ф. Преображенского о Герцене и Леонтьеве (1922) малоинтересна: он их характеризует как философов культурного умирания... Очень значительна другая статья — о. Георгия Флоровского — «Тупики романтизма» (на немецком языке). Он утверждает, что Герцен и Леонтьев сродны друг другу: у них обоих одностороннее эстетическое восприятие жизни. При этом Леонтьев был в вере — неверующим скептиком и эстетом, который томился по истинной вере, но бессилен был возродиться (ohnmachtig blieb fur eine Erneuerung), тогда как Герцен был религиозен и в неверии и, несмотря на свои кощунственные сомнения, никогда не мог угасить в своей душе (in seinem Innern) таинственные тревоги (geheimnissvolle Ùnruhe). Но ведь и в томлении Леонтьева по вере — тоже была таинственная тревога, было беспокойство, и мы увидим, как он духовно мучился, рвался...
Существенно также, что Герцена и Леонтьева роднит их открытость — при всех своих «убеждениях», «тенденциях» они свободны, открыты всем новым впечатлениям бытия. Они сходны и по стилю — неровному, иногда даже неграмматичному, но всегда очень выразительному. Наконец, можно утверждать, что по сравнению с другими русскими мыслителями XIX века они наименее провинциальны, наиболее универсальны: их тревожила судьба если не всего мира, то всей Европы, включая Россию. Цели, упования были у них разные, непохожие, но они часто видели вблизи то же самое: нивелирующие процессы в современном буржуазно-пролетарском обществе, социальную энтропию, которой они оба противились.
См.: Леонтьев К, Несколько мыслей о покойном Ал. Григорьеве// Русская мысль, 1915, IX, 108-124. ** Там же, 114-119.
Об Ал. Григорьеве: Блок А. Судьба Григорьева (1915) // Собр. соч. (1962), V, 287-518; Отец Г.Флоровский. Пути русского богословия (1937), 1, 305-307; Отец В.Зеньковский. История русской философии (1948), 1, 405-410; Григорьев Аполлон. Воспоминания (1930).
И. А. Пиотровский (1841—1862).
Александров А. // Русский вестник, 1892, IV, 255-285.
Mill J. S. On Liberty, ch. III.
Александров, указ, соч., 266-268.
Там же, 298. Там же Милькеев говорит: «Поэзия есть высший долг».
Несколько примеров общего и областного просторечия «В своем краю»: живмя живет, ядренее, бессемянка, некалка упрямая (у Даля «некалка» — тот, кто ни с кем не соглашается) или шавера (дрянные люди). Эти народные выражения, как и подробности в описаниях, Леонтьев называл позднее «натуралистическими мухами» (в очерке о Толстом, в конце 80-х гг.).
Салтыков-Щедрин М.Е. Поли. собр. соч. (1937), V, 395-400. Впервые — в «Современнике» (1864, № 10).
Отечеств, записки, 1867 (под названием «Ай-Бурун»).
Русский вестник, 1892, IV, 270-271.
Там же, 333-334. Но вторую строчку (дымок мой!) можно считать
ямбической (с «женским» окончанием).
Архимандрит Киприан <Керн>. Из неизданных писем К. Леонтьева. Париж, 1959.
Карцое Ю.С. Семь лет на Балканах (1906).
Блонт — John Elijah Blunt, f 1916. В продолжение 10 лет был вице-консулом в Адрианополе (с 1862 г.). Данные получены от Sir Richard Allen и Mr. В. R. Pearn (Foreign Office, London).
Достоевский Ф.М. Собр. соч. (1957), VII, 257.
Христианская мысль, 1916, IV, 113.
Mrs. J. Е. Blunt, жена британского вице-консула в Адрианополе, см. предыдущую главу. О ней же в письме к Губастову от 29 февр. 1868 г. (Памяти К. Л., 196)): «...только пользуясь ее благосклон ностью, можно постичь вполне все силы и все дарования, которые в ней кроются. А ее царственный вид и оболочка мнимой холодности? А ее патриархальное обращение и доброта с прислугою? и т. д.»
Грифцов Б.А. // Русская мысль, 1913, II, 72. См. выше.
Грифцов Б. А., указ, соч., 1913, I, 87; Филиппов Б. А. Страстное письмо с неверным адресом// Мосты, 1962, IX, 216; также предисловие Филиппова к книге К. Леонтьева «Египетский голубь» (1954), 31-32.
Розанов В. В., Литературные изгнанники (1913), 324.
Памяти К. Л., 213 (письмо от 16 янв. 1873 г.)
Там же, 197 (письмо от 29 февр. 1868 г.)
Памяти К. Л., 183 (письмо от 26 апр. 1868 г.).
См. гл. «Аполлон Григорьев», ч. 1.
Русское обозрение, X, 880-881.
Памяти К. Л., 194 (письмо от 29 сент. 1867 г.).
Подробности в гл. «Любимый брат», ч. 1.
Памяти К. Л., 202-203 (письмо к Губастову от июня 1868 г.).
Русский вестник, 1903, V, 180 (письмо от 27 мая 1891 г.).
Об этом сообщает А. Коноплянцев: Памяти К. Л., 70.
См. мой очерк «Янина»: Новое русское слово, 13 июня 1963 г. Летом 1962 г. я побывал в этом городе и описал все леонтьевские места в Янине.
Byron George. Childe Harold's Pilgrimage, Canto II, 47.
Л II, 184 (Паликар-Костаки); см. также о Байроне — там же, 275 («Аспазия Ламприди»).
Лучшее греческое издание его стихотворений — 1963 г. (Икарос). См. также: The complète poems of Cavafty, introduction by W. H. Auden, 1961.
Русский вестник, 1873, VI-VIII; 1876, I-III; 1882, VIII.
Иванов В. Cor Ardens (1911), 203.
Пушкин А. С. Евгений Онегин, 7, XXIV.
Эйхенбаум Б.М. Л.Толстой, кн. 1 (1928), 81.
Гоголь Н. В. Сочинения, т. 7, 230 (Несколько слов о Пушкине, 1832—1834, Арабески, 1).
Русский вестник, 1876, VI-VII.
Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. (1935), т. 85, 308 и 313.
Предисловие А. Александрова к книге К. Леонтьева «О романах гр. Л.Н. Толстого» (1911), 7.
Россия, 1885, № 1, 3-10. Иногда Леонтьев дает другое название этому роману: «Генерал Матвеев».
Анна Каренина», ч. 3, гл. XX-XXI (о Вронском и Серпуховском).
Марина из романа Б. М. Маркевича «Марина из Алого Рога» (1873) тоже «обращенная» нигилистка, как и Соня в «Двух избранницах» К. Леонтьева.
Памяти К. Л., 208 (письмо от 15 окт. 1869 г.).
Русский вестник, 1903, VI, 420-423 (письмо от 14 авг. 1891 г.).
Богословский вестник, 1914, И, 231-232.
Булгаков С. Тихие думы (1918), 116 («Победитель-Побежденный», статья о К. Леонтьеве).
Русский вестник, 1903, VI, 422.
Пушкин, Подражания Корану (1824), III.
Ср.: Розанов В. // Русский вестник, 1903. IV, 637.
Филиппов Б.А. Страстное письмо с неверным адресом// Мосты, 1962, IX, 212.
Дмитриевский Алексей. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности архимандрита Макария (Сушкина) (1895).
Воспоминания об архимандрите Макарии // Гражданин, 1889, № 196. Но я цитирую по очерку А. Коноплянцева «Памяти К. Л.», 83-84.
Русь, 1882, 22 и 26. Все цитаты из второй части этого очерка, т. е. из № 26, от 26 июня.
Четыре письма с Афона// Богословский вестник, 1912, X, XII.
Лермонтов М.Ю. Собр. соч (1961), I, 543-544.
Богословский вестник, 1912, XII, 709.
Письма к А. Александрову // Богословский вестник, 1914, III, 456
(письмо от 24 июля 1887 г.).
Богословский вестник, 1912, XII, 707.
Воспоминания К, А. Губастова в сборнике «Памяти К. Л.»; Карцев Юрий. Семь лет на Ближнем Востоке, 1879—1886 (1906).
Русское обозрение, 1897, III, 443. Мария Владимировна — племянница К. Л.
Л IX, 111, см. выше главу «Гоголь» (часть 1).
Памяти К. Л., 187. О М. А. Хитрово в «Лит. наследстве», указ, соч., 474-475.
Ломоносов М.В. Сочинения (1957), 104 (Ода, выбранная из Иова).
Архимандрит Киприан. Из неизданных писем К. Л. (1959), 11.
Русское обозрение, 1897, VII, 423-424 (письмо от 25 марта 1891 г.), также в «Лит. наследстве», указ, соч., 475.
Племянник Константина Николаевича В. В. Леонтьев опубликовал послание М. А. Хитрово («Другу детства»), помеченное 8 мая 1882 г. Может быть, шуточные стихи лучше удавались Хитрово, но это его стихотворение, посвященное Леонтьеву, ничем не примечательно и состоит из одних общих мест (Русское обозрение, 1896, VIII, 828).
Мочульский В. К. В. Соловьев (1936), 104.
Соловьев В. С. Стихотворения (190...), 66.
Лит. насл. указ, соч., 434-435.
Карцев, указ, соч., 13-15 (в семье Ону). Карцев, указ, соч., 13-15 (в семье Ону).
Данные о семье Ону в книге архимандрита Киприана, указ, соч., 55-69.
Архимандрит Киприан, указ, соч., 13-14.
Отрывок из этого письма 1873 г. Л. А. Ону дается в переводе с французского: Архимандрит Киприан, указ, соч., 18.
Головин К.Ф, Мои воспоминания, 1, 1908, 302-308.
Лит. насл. XXII, 474, «Русский биогр. словарь», VIII (1897).
Византизм и славянство (Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1875, III).
Данилевский Н. Россия и Европа, 453-454.
Соловьев B.C. Собр. соч., V, 76-78.
Wilhelm Windelband (1848—1915); Heinrich Rickert (1863—1936). См.: о.Василий Зеньковский. История русской философии (1948), т. 1, 453-454.
Виктор Тепляков (1804—1842). Из «фракийских элегий» // Поэты 1820—1830 гг. (1961), 233. Эти стихи цитировал Пушкин в статье о Теплякове.
Там же, 433. См. мою вступительную статью к новому изданию «России и Европы» Н. Я. Данилевского (I960).
Баратынский Е.А. Стихотворения (1957), 197-199.
Л V, 248 («Византинизм и славянство»).
Цитирую по книге: Spring Gerald. The vitalism of count de Gobineau (1932), 198.
Rowbotham Arnold H. The life and works of count de Gobineau (1929), 156.
Riffaterre Michel. Le style des Pléiades de Gobineau (1957), 4-5.
Gobineau J.A. de. Akrivie Phrangopoulo. Trois nouvelles (1932).
Герцен А. И. Собр. соч. (1955), т. VI. гл. VIII: Доносо Кортец... 132-142 (1850). А. В. Королев в статье «Культурно-исторические воззрения К. Л.» сопоставляет Доносо и Леонтьева (Памяти К. Л., 355-356).
Просмотренная литература о Donoso Cortés: E. Schramm (1935); Cari Schmidt (1950); J.M.Hocht (1953); J.ChaixRuy (1956). Мне же, к сожалению, с его трудами познакомиться не удалось.
Л VII, 28-29 (в статье «Средний европеец...»).
Там же, 336 (очерк «Письма к Вл. С. Соловьеву...»).
Преображенский П.Ф. А.Герцен и К.Леонтьев// Печать и революция, 1922, 87.
Florovskij G. Die Sackgassen der Romantik// Orient und Occident, 1930, IV, 14-37.
* Впервые: Варшавский Дневник. 1880. № 150, 155. Здесь по: КНЛ "Восток, Россия и Славянство". С. 278-288.