Заключение: процветание или апокалипсис ?                     

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

Много тысячелетий тому назад из дремучих лесов, опираясь на палку, прикрыв свое тело шкурами животных,  на извилистую и труднопроходимую дорогу истории вышел Человек. Это было еще почти беспомощное перед грозными силами природы существо. Страх , холод и голод сопровождали его в пути. Но смотрите! Он уже привязал лианой к палке камень и его походка стала немного увереннее. В пути он вначале останавливается в естественных пещерах, где уже разводит огонь, а потом строит из веток деревьев  примитивное жилище. Сквозь эпоху своей дикости он пробирается к варварству, когда начинает изготавливать на своем пути по трудной дороге истории орудия своего труда – рубила и скребла вначале из камня, затем из кости. Вот он  начинает изготовлять орудия земледелия и охоты уже из металла, его уже не устраивают ухабы естественной дороги и он начинает ее выпрямлять, а затем и мостить, он сбрасывает с себя звериные шкуры и надевает сшитую им одежду, возводит городские поселения, изобретает письменность и вступает на широкую дорогу цивилизации. Движения Человека прерывают, иногда надолго, природные катаклизмы –наводнения и ураганы, пожары и засухи. Часто ему приходиться отбиваться  от своих сородичей, вступая с ними в вооруженную борьбу, которая отнимает у него много сил. Но он, пытливо познавая окружающее, упорно движется вперед.

Дорога истории приводит Человека к средневековым замкам и монастырям. Там он открывает селитру, ртуть и другие неизвестные вещества и, совершенствуя свои материальные средства жизни, строя водяные мельницы, изобретая очки, компас и бумагопечатание,  сквозь мракобесие и войны упорно идет дальше. Вот он наладил уже крупные мастерские, назвав их мануфактурами, создал шедевры искусства, вооружился успехами научного познания природы и все в большей степени использует силы природы – воду, ветер, а затем строит и паровой котел.

 Шаги Человека стали еще более уверенными, он понял, что его знания представляет собой силу, которой он может подчинить окружающей его мир, улучшить свой исторический путь. Он создает фабрики и заводы, открывает и подчиняет себя новую природную силу - электричество. Это дает Человеку возможность создать новые машины, телефон и радио, автомобиль и самолет.

На дороге всемирной истории он встречает страшную таящуюся в глубине природы  энергию – внутриатомную и использует ее. Он изобретает машины, могущие работать без его непосредственного присутствия и невиданные средства передачи и обработки информации. Автоматика и робототехника, мехатроника и компьютеры, телевидение и факсы сопровождают сегодня движения Человека на путях к принципиально новой форме человеческого общежития – информационного общества.

Но дорога Человека сегодня пролегает сквозь развалины Первой и Второй мировых войн, Хиросимы, военные столкновения в Афганистане, Иране и Югославии, голод и нищету огромной части населения, промышленные отходы, задымленные города и загрязненные реки. Атомная энергия и информационная техника стали угрожать самой жизни планеты Земля. Ни одна живая тварь не причинила столько зла людям и природе, как сами люди с их могучими научно-техническими средствами, с их могуществом, зачастую направленном на порабощение, социальное насилие, уничтожение материальных и интеллектуальных ценностей.

Человек начинает сомневаться в правильности выбранного им исторической трассы. Он видит, что пути, ведущие в будущее информационное общество  разнообразны, противоречивы и опасны еще в большей степени, чем та дорога, по которой он начал свое историческое движение. Человек получил в свое распоряжение могущественные силы и от него зависит как он использует эти силы, принесут они ему благо и процветание или уничтожение всего живого на Земле, в том числе и самого Человека. Человек все больше обеспокоен тем, что «могучие силы современной автоматизации служат для получения еще больших прибылей или используются в целях развязывания ядерной войны с ее апокалиптическими ужасами»( Винер Н. Творец и робот. М.,1996, с. 62). Будем надеяться, что опыт, знания и нравственные ценности, которые приобрел Человек во время своего движения по многовековому историческому пути, выработают в нем мудрое решение.

Дорогой читатель! Мы далеки от мысли, что смогли осветить все извилины сложного пути становления информационного общества. Напротив, в процессе нашей работы над этой книгой вопросов возникло гораздо больше, чем ответов. Чем более мы углубляемся в исследование той или иной проблемы, чем более сильным является желание охватить все стороны, все грани изучаемого, тем все более новые грани открываются для познания. Невольно вспоминаешь слова великого труженика на ниве философии истории Дж.Тойнби: «Ученого, который стремится к интеллектуальному всеведению, поджидает та же судьба, что и душу, стремящуюся к духовному совершенству. Каждый новый шаг в неведомое, вместо того чтобы прояснить путь и приблизить к цели, еще более затуманивает и удаляет идеал. Как стремящийся к святости все более и более убеждается в собственной греховности по мере духовного прозрения, так и стремящийся к всеведению все яснее видит собственное невежество по мере накопления знаний» (Тойнби Дж. Постижение истории.., с. 514). Поэтому, дорогой читатель, не жди ответов на все, возникающие в ходе чтения этой книги, вопросы. Но если она поможет тебе самостоятельно разобраться в том тернистом пути, по которому идет человечество к информационному обществу, значит ты не напрасно потерял время, затраченное на чтение этой книги.

Много тысячелетий тому назад из дремучих лесов, опираясь на палку, прикрыв свое тело шкурами животных,  на извилистую и труднопроходимую дорогу истории вышел Человек. Это было еще почти беспомощное перед грозными силами природы существо. Страх , холод и голод сопровождали его в пути. Но смотрите! Он уже привязал лианой к палке камень и его походка стала немного увереннее. В пути он вначале останавливается в естественных пещерах, где уже разводит огонь, а потом строит из веток деревьев  примитивное жилище. Сквозь эпоху своей дикости он пробирается к варварству, когда начинает изготавливать на своем пути по трудной дороге истории орудия своего труда – рубила и скребла вначале из камня, затем из кости. Вот он  начинает изготовлять орудия земледелия и охоты уже из металла, его уже не устраивают ухабы естественной дороги и он начинает ее выпрямлять, а затем и мостить, он сбрасывает с себя звериные шкуры и надевает сшитую им одежду, возводит городские поселения, изобретает письменность и вступает на широкую дорогу цивилизации. Движения Человека прерывают, иногда надолго, природные катаклизмы –наводнения и ураганы, пожары и засухи. Часто ему приходиться отбиваться  от своих сородичей, вступая с ними в вооруженную борьбу, которая отнимает у него много сил. Но он, пытливо познавая окружающее, упорно движется вперед.

Дорога истории приводит Человека к средневековым замкам и монастырям. Там он открывает селитру, ртуть и другие неизвестные вещества и, совершенствуя свои материальные средства жизни, строя водяные мельницы, изобретая очки, компас и бумагопечатание,  сквозь мракобесие и войны упорно идет дальше. Вот он наладил уже крупные мастерские, назвав их мануфактурами, создал шедевры искусства, вооружился успехами научного познания природы и все в большей степени использует силы природы – воду, ветер, а затем строит и паровой котел.

 Шаги Человека стали еще более уверенными, он понял, что его знания представляет собой силу, которой он может подчинить окружающей его мир, улучшить свой исторический путь. Он создает фабрики и заводы, открывает и подчиняет себя новую природную силу - электричество. Это дает Человеку возможность создать новые машины, телефон и радио, автомобиль и самолет.

На дороге всемирной истории он встречает страшную таящуюся в глубине природы  энергию – внутриатомную и использует ее. Он изобретает машины, могущие работать без его непосредственного присутствия и невиданные средства передачи и обработки информации. Автоматика и робототехника, мехатроника и компьютеры, телевидение и факсы сопровождают сегодня движения Человека на путях к принципиально новой форме человеческого общежития – информационного общества.

Но дорога Человека сегодня пролегает сквозь развалины Первой и Второй мировых войн, Хиросимы, военные столкновения в Афганистане, Иране и Югославии, голод и нищету огромной части населения, промышленные отходы, задымленные города и загрязненные реки. Атомная энергия и информационная техника стали угрожать самой жизни планеты Земля. Ни одна живая тварь не причинила столько зла людям и природе, как сами люди с их могучими научно-техническими средствами, с их могуществом, зачастую направленном на порабощение, социальное насилие, уничтожение материальных и интеллектуальных ценностей.

Человек начинает сомневаться в правильности выбранного им исторической трассы. Он видит, что пути, ведущие в будущее информационное общество  разнообразны, противоречивы и опасны еще в большей степени, чем та дорога, по которой он начал свое историческое движение. Человек получил в свое распоряжение могущественные силы и от него зависит как он использует эти силы, принесут они ему благо и процветание или уничтожение всего живого на Земле, в том числе и самого Человека. Человек все больше обеспокоен тем, что «могучие силы современной автоматизации служат для получения еще больших прибылей или используются в целях развязывания ядерной войны с ее апокалиптическими ужасами»( Винер Н. Творец и робот. М.,1996, с. 62). Будем надеяться, что опыт, знания и нравственные ценности, которые приобрел Человек во время своего движения по многовековому историческому пути, выработают в нем мудрое решение.

Дорогой читатель! Мы далеки от мысли, что смогли осветить все извилины сложного пути становления информационного общества. Напротив, в процессе нашей работы над этой книгой вопросов возникло гораздо больше, чем ответов. Чем более мы углубляемся в исследование той или иной проблемы, чем более сильным является желание охватить все стороны, все грани изучаемого, тем все более новые грани открываются для познания. Невольно вспоминаешь слова великого труженика на ниве философии истории Дж.Тойнби: «Ученого, который стремится к интеллектуальному всеведению, поджидает та же судьба, что и душу, стремящуюся к духовному совершенству. Каждый новый шаг в неведомое, вместо того чтобы прояснить путь и приблизить к цели, еще более затуманивает и удаляет идеал. Как стремящийся к святости все более и более убеждается в собственной греховности по мере духовного прозрения, так и стремящийся к всеведению все яснее видит собственное невежество по мере накопления знаний» (Тойнби Дж. Постижение истории.., с. 514). Поэтому, дорогой читатель, не жди ответов на все, возникающие в ходе чтения этой книги, вопросы. Но если она поможет тебе самостоятельно разобраться в том тернистом пути, по которому идет человечество к информационному обществу, значит ты не напрасно потерял время, затраченное на чтение этой книги.