4. Естественный и искусственный интеллекты.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15Искусственный интеллект, возможности его создания и его возможности, функции и значимость человеческой деятельности в случае появления искусственного “разума” - эти вопросы являются настолько злободневными, что не сходят со страниц не только солидных научных изданий, но и публицистической и художественной литературы.
Поскольку в этом случае речь идет об автоматизации умственных способностей человека, точнее об имитации естественного интеллекта, правомочно вначале выяснить что понимается под естественным интеллектом. И здесь мы сталкиваемся с тем обстоятельством, что термин "интеллект" можно понимать в различных аспектах. Действительно, в литературе можно встретить мнение о том, что "не существует однозначного определения и понимания интеллекта естественного" ( Ракитов А. И. Философия компьютерной революции.., с. 167).
Платон определяет интеллект (нус) как то, что отличает человеческую душу от животных. В дальнейшем ранг интеллекта как бы все время ограничивался. В средневековой западноевропейской схоластике это понятие употреблялось для обозначения высшей познавательной способности ( сверхчувств, постижения духовных сущностей) в противоположность разуму . В немецкой классической философии (Кант, Гегель) термином интеллект (нем. Verstand) обозначал способность образования понятий. В дальнейшем интеллект рассматривается как врожденная или благоприобретенная способность человека к познанию, мыслительная способность человека. В прагматистской трактовке интеллект - это способность справляться с соответствующими с заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к различным обстоятельствам жизни. При этом в психологии отмечается существование трех разновидностей в понимании функции интеллекта : 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей действительности. Таким образом, интеллект нередко трактуют как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, использовать ранее приобретенный опыт, т.е. интеллект в этом случае фактически отождествляется со способностью к обучению. Самое существенное что отмечается при этом состоит в том, что человеческий интеллект отражает закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
В связи с успехами в развитии новых направлений научной мысли - кибернетики, теории систем, теории информации наметилась тенденция понимать интеллект как интегральную двуязычную систему, которая имеет своей функцией перевод с языка пространственно-временных изображений на символически-операторный язык речевых символов. В этом случае интеллект предстает как познавательная деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию.
Видимо понимание, а отсюда и определение интеллекта зависят от специфики активности индивида в той или иное сфере человеческой деятельности. Одно понимание интеллекта будет у ученого, другое у политика, третье у инженера и т.д. Если обобщить все существующие точки зрения на сущность интеллекта в аспекте философии техники, то можно заключить, что интеллект (от лат. intellektus - понимание, разум, ум) - в широком смысле вся познавательная деятельность человека, в более узком - мышление, а также способность рационального познания в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувства, воля, интуиция, воображение и т.п. Человеческий (естественный) интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, связанная с рациональным познанием и позволяющая ему анализировать и оценивать себя и окружающую реальность, определять цели деятельности, принимать решения для реализации этих целей, предвидеть некоторые события. Зачатки интеллекта есть уже у животных, но человеческий интеллект это нечто качественно новое. Он позволяет человеку не только формулировать цели своей деятельности, но отличать плохое от хорошего, изобретать, совершать открытия, устанавливать причинные связи между событиями. Однако главным свойством интеллекта, что мы и пытались отразить в его определении, это способность к абстрактному мышлению, благодаря которому у человека возникает самосознание, способность оценивать себя как бы со стороны, в ракурсе своего отношения с другими индивидами. Воплотить все это в техническом устройстве дело довольно трудное, если не безнадежное.
Однако людей уже давно волновала идея о возможности создания мыслящих машин "человеческого типа". Еще древние египтяне и римляне испытывали благоговейный ужас перед культовыми статуями, которые жестикулировали и изрекали пророчества (разумеется, не без помощи жрецов). Средневековые летописи полны рассказов об автоматах, способных говорить и двигаться так же, как их хозяева-люди. В средние века и даже позднее ходили слухи о том, что у кого-то из мудрецов есть гомункулы (маленькие искусственные человечки) - настоящие живые, способные чувствовать существа. Парацельс оставил руководство по изготовлению гомункула. Все это отражает стремление человека познать мыслительные процессы и имитировать их на специально созданных устройствах. Однако главным моментом качественно нового этапа в развитии этой проблемы явилось создание ЭВМ, выполняющей в автономном режиме, без вмешательства человека ( в соответствии с разработанной программой), ряд функций абстрактного мышления человека.
Постепенно возникло два крайних взгляда на проблему создания искусственного интеллекта - коннективизм и символизм - обогащающие друг друга в процессе своего развития.
Коннективизм вырос из разработок в области персептронов и первоначально стоял в стороне от компьютеров. Персептрон создавался как информационная модель нейронной сети в терминах кибернетики. Такие модели строятся на сетях микропроцессоров. При этом подходе искусственный интеллект понимается как процесс, возникающий при передаче информации. Методом коннективизма является численное моделирование распространения активности по сети большего числа простейших пороговых элементов со случайными связями. Это - физически активный подход к созданию искусственного интеллекта. Но чтобы получить гарантию правильного поведения такой системы нужно не только учитывать вероятность процессов внутри нее, но и структурность восприятия. Это создает сложности в работе с такими системами , необходимость воспитания и обучения самого оператора.
Символизм трактует искусственный интеллект как целенаправленную обработку информации (манипулирование символами). Методом такого подхода является логическое программирование компьютера. Его достижением считают уточнение понятия алгоритма. Символический подход позволил структурировать когнитивные процессы в сетях параллельной обработки информации.
Указанные два направления в работах по созданию теории искусственного интеллекта породили бионический и програмно-прагматический подходы к решению этой проблемы. Первое интересовалось проблемами искусственного воспроизведения тех структур и процессов, которые характерны для живого человеческого мозга и которые лежат в основе процесса решения задач человеком. Это направление имеет четко выраженный фундаментальный характер и его развитие невозможно без глубокого изучения мозга специфическими нейрофизиологическими, морфологическими и психологическими методами. В частности. определенное внимание при этом обращается на различие в работе правого полушария мозга, нацеленного на предметное восприятие, и левого - на абстрактное мышление. Что касается программно-прагматического направления, то оно занималось созданием программ, с помощью которых можно было решать интеллектуальные задачи. Проблема создания искусственного интеллекта рассматривается как часть общей теории программирования. При этом программы искусственного интеллекта ориентируются не только и не столько на решение конкретных интеллектуальных задач, сколько на создание средств, позволяющих автоматически строить программы на решения, когда в таких программах возникнет необходимость.
Таким образом, если одно направление создания искусственного интеллекта интересует в основном чистая наука и для них компьютер - лишь инструмент, обеспечивающий возможность экспериментальной проверки теорий процессов мышления, то интересы второй группы лежат в области техники: они стремятся расширить сферу применения компьютеров и облегчить пользование ими. Многие представители второй группы мало заботятся о выяснении механизма мышления - они полагают, что для их работы это едва ли более полезно, чем изучение полета птиц для изучения самолетостроения.
Заметим, что в последнее время развивается так называемый гомеостатический подход, когда мозг рассматривается как гомеостатическая система, представляющая собой совокупность противоборствующих подсистем в результате функционирования которых обеспечивается нужное равновесие всей системы в условиях постоянно меняющихся воздействий внешней среды.
Все существующие подходы к решению проблемы создания искусственного интеллекта основаны на тех знаниях о мыслительной деятельности человека, психологии и логике этой деятельности, которые выработала научная мысль на протяжении своей истории. Основы построения и описания познавательного и мыслительного процессов были заложены еще в Древней Греции. Софисты выработали приемы построения логических цепочек вопросов на основании ответов. Аристотель создал теорию силлогизмов. Как продолжение логики Аристотеля было появление в средние века герменевтики, сформулировавшей совокупность утверждений, истинность которых принималась большинством людей, и применяла к ним специальные методы. После введения Ф.Бэконом понятия индукции пришла логика Дж.Буля (булевая алгебра). Ее автор показал, что логические утверждения можно закодировать в виде единиц и нулей, где единица соответствует истинному высказыванию, а нуль - ложному, после чего этими утверждениями можно манипулировать, как обычными числами.
Развитие булевой алгебры к первой трети 20 века привело к формулировке идеи формальной системы и, таким образом, была создана платформа теории логических рассуждений. Эта теория в совокупности с идеей о строгом языке знаний стимулировала создание теории искусственного интеллекта. В 30-е годы 20 века ряд ученых - пионеров информатики, а особенно К.Шеннон поняли, что двоичные единица и нуль вполне соответствуют двум состояниям электрической цепи (включено-выключено), поэтому двоичная система идеально подходит для электронных вычислительных устройств. С. Маккалох и У. Питс предложили конструкцию сети из электронный «нейронов» и показали, что подобная сеть может выполнять практически любые вообразимые числовые или логические операции. Далее они предположили, что такая сеть в состоянии также обучаться, распознавать образы, обобщать, т.е. она обладает основными элементами интеллекта. Конечная цель виделась в создании "адаптивной цепи", "самоорганизующейся системы" или "обучающейся машины" - все эти названия разные исследователи использовали для обозначения устройств, способных следить за окружающей обстановкой и с помощью обратной связи изменять свое поведение, т.е. вести себя так же, как живые организмы.
Эти идеи в дальнейшем находят свое техническое решение. В 1958 году, молодой американский ученый Ф.Розенблат демонстрирует компьютерную модель электронного устройства, названного им персептроном и программирует один из самых мощных компьютеров того времени ИБМ-704 так, чтобы он моделировал действие электронной схемы персептрона. "Нельзя сказать, что мы точно воспроизвели работу человеческого мозга,- признавал Ф.Розенблат,- но пока персептрон ближе всего к истине" (Компьютер обретает разум. М., 1990, с. 14). Через два года была торжественно продемонстрирована его первая действующая машина "Марк-1.
Искусственный интеллект - одна из новейших наук, появившаяся во второй половине ХХ века на базе вычислительной техники, математической логики, программирования, психологии, лингвистики, нейрофизиологии и других отраслей знания. Само название новой науки возникло в конце 60-х годов, а в 1969 г. в Вашингтоне ( США) состоялась первая Всемирная конференция по искусственному интеллекту.
В то же время под искусственным интеллектом понимаются не только теория, но технические системы, компьютеры, обладающие определенными характеристиками и функциями. По мере своего совершенствования компьютеры стали принимать участие в творческих процессах: сочинять музыкальные мелодии, стихотворения и сказки, осуществлять перевод текста с одного языка на другой, распознавать образы, доказывать теоремы. Оказалось, что с помощью компьютеров и соответствующих программ можно автоматизировать интеллектуальные виды человеческой деятельности. Для этого нужно было прежде всего создать программы для решения не вычислительных задач. Об интеллекте компьютера можно было говорить, если бы он сам на основании собственных знаний сумел бы составить программу решения не вычислительных задач. Следовательно, в создании искусственного интеллекта основной задачей становится реализация машинными средствами тех метапроцедур, которые используются в интеллектуальной творческой деятельности человека.
Термин "искусственный интеллект" был введен Дж. Маккарти в 1956 году. Искусственный интеллект (ИИ) - это метафора и , по признанию специалистов, не совсем удачная, используемая для обозначения технических систем, способных к адаптивному (т.е. приспособляющемуся к данным условиях и изменяющемуся под влиянием изменения внешней среды) поведению. В основе искусственного интеллекта лежит моделирование отдельных аспектов и свойств мыслительной деятельности человека. Искусственный интеллект по содержанию представляет собой кибернетические системы и их логико-математическое обеспечение, предназначенное для решения всех тех задач, которые требуют интеллектуальных способностей человека. Искусственный интеллект ставит своей целью создание програмно-аппаратных средств компьютеров, позволяющих : 1) имитировать на компьютере отдельные элементы творческого процесса, 2) автоматизировать целенаправленное поведение роботов, 3) обеспечивать диалоговое общение с компьютером пользователей на языке их предметной области, создавать экспертные системы. В теорию искусственного интеллекта как научного направления входит теория программирования, включая теорию самих компьютеров. Обобщающую концепцию искусственного интеллекта формулируют следующим образом: «под искусственным интеллектом подразумевается набор программных и аппаратных средств, использование которых должно было бы приводить к тем же результатам, к которым при решении данного класса задач приходит интеллектуальная деятельность человека»( Ракитов А. И. Философия компьютерной революции.., с. 167). К числу этого класса задач включают игру в шахматы, доказательство теорем, общение с человеком на естественном языке, перевод с одного языка на другой, способность программ к обучению и самообучению, автоматическую коррекцию, самоконтроль, наконец, способность вырабатывать новые знания и подготавливать их для принятия ответственных решений. На первый план выдвигается организация знаний в системах искусственного интеллекта, организация диалового общения компьютера с человеком, создание систем гибридного интеллекта, объединяющих мыслительные способности людей с возможностями компьютера.
Особое значение имеет создание систем гибридного интеллекта, объединяющего мыслительные способности людей с возможностями искусственного интеллекта. Дело в том, что во всех прошлых технических устройствах связь человека с техникой была односторонней - от человека к машине. Обратная связь - от машины к человеку или отсутствовала, или была весьма незначительная. В человеко - машинных системах ( а такими являются системы “Человек-компьютер”) человек и машина - партнеры, решающие общую задачу по эргономическому принципу преимущественных возможностей: человек делает то, что он может делать лучше машины, а машина то, что она может делать лучше человека. Для этого нужно организовать диалоговое общение между человеком и машиной (компьютером) и спланировать их совместную деятельность с корректировкой ее продолжения в зависимости от полученных результатов.
Но это требует наличия языка общения, механизма перевода языковых сообщений человека на язык внутренних представлений об окружающем мире компьютера. Необходимо также умение пользователя находить в компьютере нужную в данный момент информацию, умение согласовывать движение глаз с речевыми и текстовыми сообщениями, наличие специальных механизмов для построения умозаключений и организации диалога между человеком и машиной – интерфейса.
Интерфейсом называется комплекс технических или программных средств, которые использует человек для общения с техническим устройством и для сопряжения различных аппаратных средств между собой. В интерфейсах первого уровня, использующих стандартные формы ответов, общение происходит в режиме "меню", которое требует лингвистический процессор, обеспечивающий несложный синтаксический анализ реплик человека. Второй уровень общения состоит в том, что для получения ответа надо найти в тексте соответствующе место и сформулировать ответ на вопрос, взяв из текста соответствующую фразу или ее кусок. Здесь процессор должен быть более мощным и строить содержательные связи между входящими в предложение словами. На третьем уровне общения поиск ответа связан с рассуждениями о пространстве и времени и о законах окружающей среды. Из этой системы с помощью знаний, содержащихся в тексте, получают новые знания. Четвертый уровень общения расширяет специальные механизмы для поиска релятивной информации. Что касается пятого уровня общения, то здесь привлекается не только текст, написанный или произнесенный на естественном языке, но и зрительная информация. Имеются и более высокие, например аллегорические уровни общения, но пока реализованы лишь первые три уровня общения. Для улучшения качества общения в человеко-машинных системах ближайшего будущего предполагается использовать развитые средства графики, а также речевой ввод-вывод.
Таким образом, искусственный интеллект не есть нечто, существующее независимо от естественного интеллекта. Он является техническим, инструментальным продолжением последнего, усилителем интеллектуальных человеческих способностей. В связи с этим возникает вопрос о соотношении естественного и искусственного интеллектов.
Ответ на него не однозначен. Одни, составляющие лагерь технократических оптимистов, считают что различие между этими двумя видами интеллекта не качественное, а чисто количественное, преодолеваемое в ходе стремительного развития пятого поколения компьютеров. Другие - технократические пессимисты - напротив, утверждают, что между естественным и искусственным интеллектом лежит "китайская стена" не преодолеваемая ни в каком будущем в принципе. Чтобы найти правильное решение этой довольно таки сложной проблемы, посмотрим, что общего имеется для естественного и искусственного интеллектов и в чем их различие.
Сходства естественного и искусственного интеллектов следует искать в тезисе что интеллектуальная деятельность имеет машинно-операционную природу. Такой тезис выдвинул Р. Декарт, указывая, что число есть качество (атрибут или модус) мышления. В этом тезисе берет свое начало компьютерный оптимизм. Последний считает человека просто системой для обработки информации, а его мозг- машиной для мяса. Приверженцы этого взгляда не видят никакого качественного различия между мозгом человека и компьютером. По их мнению, здесь различие чисто количественное и если создать компьютер с числом запоминающих ячеек равному числу нейронов головного мозга ( примерно 16 млрд. клеток), то качественное различие между человеком и компьютеров якобы исчезает.
Суть вопроса состоит в том, что мышление можно рассматривать как тип вычисления. Под вычислением в теории алгоритмов понимается последовательность сменяющих друг друга по определенному закону состояний алгоритмической системы ( или языка программирования). Каждое из этих состояний представляет собой две позиции - состояние программы и состояние памяти. Конечное состояние памяти называется результатом вычисления. Если говорить упрощенно, то вычисление - это определенная в соответствии с заданным алгоритмом последовательность операций, осуществляемая над входными данными, дающая в результате выходные данные - результат вычисления.
Э.Пилишин в книге "Вычисление и познание" пишет, что познавательная деятельность , осуществляемая мозгом, заключается в решении тех или иных задач через соответствующие операции и процедуры. Последние являются набором элементарных операций и состоящих из них алгоритмов. Но компьютер также реализуют программы - систему правил и алгоритмов которые могут быть представлены через соответствующие вычисления и вычислительные процедуры. Поэтому вычисление можно рассматривать как модель и даже эквивалент познания." То, что делает возможным для людей действовать на базе представлений, - пишет З.Пилишин, -это то, что они реализуют такие представления физически, как когнитивные коды, а их поведение есть причинная последовательность операций, выполняемых на основании этих кодов. Так как это то же самое, что делает компьютер, то мое заключение сводится к тому, что познание есть тип вычисления" (Цит.по: Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.., с. 178). Но поскольку познание не является простым отображением объективной реальности, З.Пилишин выдвигает тезис о функциональных архитектурах - наборе определенным образом структурированных операций, выполняемых устройством, осуществляющим познавательный , интеллектуальный процесс. Таким устройством может быть мозг или компьютер.
Приведем еще одну точку зрения на сходство естественного и искусственного интеллектов. Она основывается на понимании интеллекта как единой двуязычной системы, работа которой опирается на взаимодействие языка "симулятивных пространственно-предметных структур" и "символически-операторного языка речевых сигналов". Как отмечает Л.М.Веккер, если из этой системы исключить язык речевых сигналов, то "мы получим чисто перцептивный уровень познавательных процессов; если же из нее исключить еще и язык "симулятивных пространственно-предметных структур", то в итоге получится "общекодовая форма информационных процессов", осуществляемая в современных информационно-технических системах. И именно эта форма объединяет естественный и искусственный интеллекты "на основе единого общекибернетического принципа организации" (Интеллект человека и программа ЭВМ. М., 1971,с. 199).
Следовательно, сходство естественного и искусственного интеллектов вытекает из утверждения о принципиальной идентичности элементарных операций человеческого и машинного «мышления». Процессы познания, чувственные образы могут быть более или менее адекватно смоделированы и реализованы на дискретных электронных вычислительных системах. Такие системы по определенным параметрам вполне адекватны аналоговым устройствам. Правда, некоторые сторонники этой точки зрения сомневаются в том, что человеческий мозг работает по принципу аналогового устройства и утверждают, что мышление можно моделировать на компьютере до некоторой степени адекватности, которая со временем буде возрастать а, следовательно, будет возрастать степень приближения искусственного интеллекта к естественному.
Итак, основной тезис, определяющий сходство естественного и искусственного интеллектов, заключается в возможности трактовки мышления как определенного типа вычисления. Этому тезису противостоит ряд положений, характеризующих качественное различие этих интеллектов.
Наиболее общий и пожалуй наиболее принципиальное различие между естественным и искусственным интеллектами имеет глубоко философский смысл. (это подтверждает мысль о том, что “связь искусственного интеллекта, компьютерного моделирования и распознавания образов с традиционными философскими вопросами очевидна” (Человек в системе наук. М., 1980, с. 34). Суть этого различия вытекает из философского понимания взаимоотношения различных форм движения материи, которые не только взаимосвязаны друг с другом, но и качественно различны. С философской точки зрения поэтому нельзя более высшие формы движения материи ( в данном случае - социальной, к которой принадлежит человек с его сознанием) сводить к более низшим (механической, физической, наконец, биологической), к которым могут принадлежать процессы, протекающие в компьютере.
Различие между естественным и искусственным интеллектом усматривается и в отличии их материальных субстратов. Материальным субстратом естественного интеллекта является живое вещество, в котором происходит непрерывный обмен веществ. В процессе этого обмена субстрат естественного интеллекта, каждая его молекула, каждый атом неоднократно видоизменяются и самообновляются с сохранением структуры. Сама природа живого диалектически противоречива, включает в себя противоположные процессы - непрерывные изменения и воспроизведения. Обмен веществ - непременное условие сохранения живого. Обмен веществ в неживом приводит его к разрушению и гибели. Поэтому функционирование искусственного интеллекта как неживого не может быть основана на обмене веществ. Естественный интеллект как свойство человека принадлежит к высшим формам движения материи. Работа компьютера с его искусственным интеллектам к более низшим - механической, физической, наконец, к биологической.
В этом случае важным является различать вопрос о том, может ли машина мыслить и о том, можно ли искусственным путем создать мыслящий объект. По нашему мнению, если неразумная природа создала человеческий разум, то почему последний не может создать мыслящий объект? Но это будет уже не модель человеческого мозга, а искусственно созданный мозг. Однако искусственный интеллект не синоним искусственного разума. Модель же мозга, а именно о моделировании человеческого мозга, вернее его мыслительных способностей идет речь в случае создания искусственного интеллекта, всегда будет отличаться от естественного интеллекта как модель от модулируемого объекта.
Вполне очевидно, что естественный и искусственный интеллекты имеют различные основы своего происхождения. Интеллектуальные способности человека есть результат длительной биологической и социальной эволюции. Из этого вытекает уникальность человека, его биосоциальная природа и социальная сущность. Как живой организм человек возникает естественно, путем дифференциации единого материального зародыша и подчинен биологическим факторам. Мышление человека связано с телесностью, человек мыслит не только мозгом, на процесс интеллектуальной деятельности человека влияют все телесные свойства его организма. В этот процесс включаются эмоции и настроения, чувства и волевые акты. Все это придает интеллектуальной деятельности человека психологическую окраску. Эта психологическая окраска мышления в сочетании с его социальным характером вырабатывает у человека осознанное отношение к миру. Более того, человек как социальное существо живет и мыслит в определенном коллективе и этот коллектив не может не влиять на индивидуальную мыслительную деятельность человека, обогащая его приобретенными предшествующими и существующим поколениями знаниями и жизненным опытом, придавая естественному интеллекту индивида социальную ориентацию, нормы и правила. Возникает кооперативный эффект. Поэтому по существу мыслит не изолированный индивид, а коллективный разум.
Что касается искусственного интеллекта, то он есть результат научно-технического развития общества и возникает путем искусственного соединения человеком заранее подготовленным им же различных элементов, деталей. Поэтому он является именно искусственным, т.е. вторичным, производным по отношению к деятельности человека. Никаких чувств, эмоций, настроений , никакого осознанного отношения к миру, социальной ориентации у искусственного интеллекта нет. Компьютерное мышление представляет собой имитацию интеллектуальной деятельности человека. Создание сетей Интернет или ”Главной магистрали” является простой суммой различной информации и поэтому ни о каком кооперативном эффекте здесь речи быть не может.
Имеется различие и в содержании естественного и искусственного интеллектов. Естественный интеллект выражается в образной, формально и диалектически логической формах. Он разрешает противоречия, стоящие на его пути. Что касается искусственного интеллекта, то он находит свое выражение лишь в форме вычислений, фиксации, но не разрешении противоречий. Естественный интеллект имеет дело со знанием, искусственный - с информацией, а это (как мы уже старались показать) это далеко не одно и тоже. Знание как результат предметно-практической деятельности присуще лишь интеллекту человека и как элемент человеческого сознания органически связано с другими элементами сознания и оно социально обусловлено. Что касается информации, то она представляет собой превращенную форму знания, оторванную от человека и не имеющая поэтому многих истинно “человеческих” качеств. Бессознательная деятельность и эмоции, интуиция и воля не могут быть формализованы и представлены в виде информации. Поэтому естественный интеллект, имеющий дело со знанием как элементом человеческого сознания, намного богаче по своему содержанию, чем искусственный интеллект, функционирование которого основано на информации как той части человеческого знания, которая может быть формализована и представлена в виде компьютерных программ.
Можно отметить еще некоторые отличия естественного интеллекта от искусственного. Мозг человека - принципиально аналоговое устройство. Его психика является органически целостным процессом. Здесь нет отделенных друг от друга частей. Компьютер же - дискретно-цифровое устройство, и он может лишь отчасти моделировать более сложную по своей природе аналоговую деятельность мозга. Дело в том, что компьютерная техника и человеческое мышление основаны на принципиально различных типах взаимосвязей между их компонентами. Мышление человека функционируют на основе сознательного и бессознательного. Психика изначально включена в непрерывное и динамичное взаимодействие человека с миром, является процессом этого непрерывного, постоянно изменяющегося и развивающегося взаимодействия. Отражая непрерывную изменчивость условий жизни, психика человека является непрерывной и практической. Что касается компьютера, то он работает с перерывами, его можно включить или выключить и он не имеет собственно своего практического отношения к миру, это отношение задается пользователем или программистом. Человек способен мотивировано, т.е. целенаправленно, в зависимости от конкретных условий изменять программу своих действий, притом так, что новая программа строго логично не вытекает из старой. Главное в процессе мышления - умение ставить задачу и самостоятельно найти пути ее решения. Искусственный интеллект может ныне решать довольно сложные задачи или проблемы, но он не может ее поставить.
В силу качественного отличия естественного интеллекта от искусственного - по содержанию, происхождению, своим функциям, наконец, по своей сущности хотя множество действий традиционно связанных с человеческим интеллектом уже переданы компьютерам и ими выполняются, за человеком остается некое истинно человеческое интеллектуальное поле. По всей видимости «человеческий интеллект можно будет определить как нечто, что нельзя сделать с помощью машин» - пишет Г.Кан (Новая технократическая волна на Западе. М., 1986, с. 202). То интеллектуальное, что со временем перейдет к машине, перестает быть таковым и становится искусственным. То, что является интеллектуальным, остается вне функций компьютера. Машина не решает за нас человеческих проблем - любви и дружбы, радости и печали.
В создании искусственного интеллекта, как модели некоторых свойств и функций искусственного интеллекта, информатика достигла больших успехов. Разработаны программ - эксперты, формирующие общие правила для решения частичных задач, обучающие программы, диагностические экспертные системы, программы для перевода текстов с одного языка на другой, программы различного рода игр (шахматы, шашки, домино, различные игры в карты и др), проводятся большие работы в области «машинного зрения», т.е. распознавания образов. Однако усложнение интеллектуальных функций компьютеров имеет свои границы, связанные не только с огромной сложностью устройства человеческого мозга как продукта многомиллионной биологической эволюции, но и с социальной природой естественного интеллекта. Правда, определить эти границы довольно трудно и те, кто пытался это сделать по отношению к существующим в их время научным открытиям и техническим изобретениям часто оказались не правы. Хорошо известна ошибка открывшего радиоволны Герца, который отрицал возможность в даже отдаленном будущем их практическое применение. А. Тоффлер в своей книге «Футурошок» приводит ряд высказываний на подобную тему. Так, в 1865 году редактор одной из американских газет заявил: «хорошо информированные люди знают, что невозможно передать голос по проводам», американский ученый С. Ньюком отрицал возможность создания машины для полета по воздуху, Резерфорд утверждал, что энергия атомного ядра никогда не будет освобождена и т.д. Жизнь опровергла эти научно-технические ограничения деятельности человека. Поэтому трудно предсказать ныне будущее искусственного интеллекта. Одно лишь очевидно, что даже самая совершенная компьютерная техника всегда была и будет лишь средством деятельности человека, который определяет цель функционирования этой техники. Это предположение вытекает из той роли, которую играет информатика в развитии и функционировании современной техники, характерной чертой которой является все шире разворачивающаяся автоматизация.
«Суть автоматизированного производства заключается в системе, основанной на информации».
П. Друкер
Искусственный интеллект, возможности его создания и его возможности, функции и значимость человеческой деятельности в случае появления искусственного “разума” - эти вопросы являются настолько злободневными, что не сходят со страниц не только солидных научных изданий, но и публицистической и художественной литературы.
Поскольку в этом случае речь идет об автоматизации умственных способностей человека, точнее об имитации естественного интеллекта, правомочно вначале выяснить что понимается под естественным интеллектом. И здесь мы сталкиваемся с тем обстоятельством, что термин "интеллект" можно понимать в различных аспектах. Действительно, в литературе можно встретить мнение о том, что "не существует однозначного определения и понимания интеллекта естественного" ( Ракитов А. И. Философия компьютерной революции.., с. 167).
Платон определяет интеллект (нус) как то, что отличает человеческую душу от животных. В дальнейшем ранг интеллекта как бы все время ограничивался. В средневековой западноевропейской схоластике это понятие употреблялось для обозначения высшей познавательной способности ( сверхчувств, постижения духовных сущностей) в противоположность разуму . В немецкой классической философии (Кант, Гегель) термином интеллект (нем. Verstand) обозначал способность образования понятий. В дальнейшем интеллект рассматривается как врожденная или благоприобретенная способность человека к познанию, мыслительная способность человека. В прагматистской трактовке интеллект - это способность справляться с соответствующими с заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к различным обстоятельствам жизни. При этом в психологии отмечается существование трех разновидностей в понимании функции интеллекта : 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей действительности. Таким образом, интеллект нередко трактуют как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, использовать ранее приобретенный опыт, т.е. интеллект в этом случае фактически отождествляется со способностью к обучению. Самое существенное что отмечается при этом состоит в том, что человеческий интеллект отражает закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
В связи с успехами в развитии новых направлений научной мысли - кибернетики, теории систем, теории информации наметилась тенденция понимать интеллект как интегральную двуязычную систему, которая имеет своей функцией перевод с языка пространственно-временных изображений на символически-операторный язык речевых символов. В этом случае интеллект предстает как познавательная деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию.
Видимо понимание, а отсюда и определение интеллекта зависят от специфики активности индивида в той или иное сфере человеческой деятельности. Одно понимание интеллекта будет у ученого, другое у политика, третье у инженера и т.д. Если обобщить все существующие точки зрения на сущность интеллекта в аспекте философии техники, то можно заключить, что интеллект (от лат. intellektus - понимание, разум, ум) - в широком смысле вся познавательная деятельность человека, в более узком - мышление, а также способность рационального познания в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувства, воля, интуиция, воображение и т.п. Человеческий (естественный) интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, связанная с рациональным познанием и позволяющая ему анализировать и оценивать себя и окружающую реальность, определять цели деятельности, принимать решения для реализации этих целей, предвидеть некоторые события. Зачатки интеллекта есть уже у животных, но человеческий интеллект это нечто качественно новое. Он позволяет человеку не только формулировать цели своей деятельности, но отличать плохое от хорошего, изобретать, совершать открытия, устанавливать причинные связи между событиями. Однако главным свойством интеллекта, что мы и пытались отразить в его определении, это способность к абстрактному мышлению, благодаря которому у человека возникает самосознание, способность оценивать себя как бы со стороны, в ракурсе своего отношения с другими индивидами. Воплотить все это в техническом устройстве дело довольно трудное, если не безнадежное.
Однако людей уже давно волновала идея о возможности создания мыслящих машин "человеческого типа". Еще древние египтяне и римляне испытывали благоговейный ужас перед культовыми статуями, которые жестикулировали и изрекали пророчества (разумеется, не без помощи жрецов). Средневековые летописи полны рассказов об автоматах, способных говорить и двигаться так же, как их хозяева-люди. В средние века и даже позднее ходили слухи о том, что у кого-то из мудрецов есть гомункулы (маленькие искусственные человечки) - настоящие живые, способные чувствовать существа. Парацельс оставил руководство по изготовлению гомункула. Все это отражает стремление человека познать мыслительные процессы и имитировать их на специально созданных устройствах. Однако главным моментом качественно нового этапа в развитии этой проблемы явилось создание ЭВМ, выполняющей в автономном режиме, без вмешательства человека ( в соответствии с разработанной программой), ряд функций абстрактного мышления человека.
Постепенно возникло два крайних взгляда на проблему создания искусственного интеллекта - коннективизм и символизм - обогащающие друг друга в процессе своего развития.
Коннективизм вырос из разработок в области персептронов и первоначально стоял в стороне от компьютеров. Персептрон создавался как информационная модель нейронной сети в терминах кибернетики. Такие модели строятся на сетях микропроцессоров. При этом подходе искусственный интеллект понимается как процесс, возникающий при передаче информации. Методом коннективизма является численное моделирование распространения активности по сети большего числа простейших пороговых элементов со случайными связями. Это - физически активный подход к созданию искусственного интеллекта. Но чтобы получить гарантию правильного поведения такой системы нужно не только учитывать вероятность процессов внутри нее, но и структурность восприятия. Это создает сложности в работе с такими системами , необходимость воспитания и обучения самого оператора.
Символизм трактует искусственный интеллект как целенаправленную обработку информации (манипулирование символами). Методом такого подхода является логическое программирование компьютера. Его достижением считают уточнение понятия алгоритма. Символический подход позволил структурировать когнитивные процессы в сетях параллельной обработки информации.
Указанные два направления в работах по созданию теории искусственного интеллекта породили бионический и програмно-прагматический подходы к решению этой проблемы. Первое интересовалось проблемами искусственного воспроизведения тех структур и процессов, которые характерны для живого человеческого мозга и которые лежат в основе процесса решения задач человеком. Это направление имеет четко выраженный фундаментальный характер и его развитие невозможно без глубокого изучения мозга специфическими нейрофизиологическими, морфологическими и психологическими методами. В частности. определенное внимание при этом обращается на различие в работе правого полушария мозга, нацеленного на предметное восприятие, и левого - на абстрактное мышление. Что касается программно-прагматического направления, то оно занималось созданием программ, с помощью которых можно было решать интеллектуальные задачи. Проблема создания искусственного интеллекта рассматривается как часть общей теории программирования. При этом программы искусственного интеллекта ориентируются не только и не столько на решение конкретных интеллектуальных задач, сколько на создание средств, позволяющих автоматически строить программы на решения, когда в таких программах возникнет необходимость.
Таким образом, если одно направление создания искусственного интеллекта интересует в основном чистая наука и для них компьютер - лишь инструмент, обеспечивающий возможность экспериментальной проверки теорий процессов мышления, то интересы второй группы лежат в области техники: они стремятся расширить сферу применения компьютеров и облегчить пользование ими. Многие представители второй группы мало заботятся о выяснении механизма мышления - они полагают, что для их работы это едва ли более полезно, чем изучение полета птиц для изучения самолетостроения.
Заметим, что в последнее время развивается так называемый гомеостатический подход, когда мозг рассматривается как гомеостатическая система, представляющая собой совокупность противоборствующих подсистем в результате функционирования которых обеспечивается нужное равновесие всей системы в условиях постоянно меняющихся воздействий внешней среды.
Все существующие подходы к решению проблемы создания искусственного интеллекта основаны на тех знаниях о мыслительной деятельности человека, психологии и логике этой деятельности, которые выработала научная мысль на протяжении своей истории. Основы построения и описания познавательного и мыслительного процессов были заложены еще в Древней Греции. Софисты выработали приемы построения логических цепочек вопросов на основании ответов. Аристотель создал теорию силлогизмов. Как продолжение логики Аристотеля было появление в средние века герменевтики, сформулировавшей совокупность утверждений, истинность которых принималась большинством людей, и применяла к ним специальные методы. После введения Ф.Бэконом понятия индукции пришла логика Дж.Буля (булевая алгебра). Ее автор показал, что логические утверждения можно закодировать в виде единиц и нулей, где единица соответствует истинному высказыванию, а нуль - ложному, после чего этими утверждениями можно манипулировать, как обычными числами.
Развитие булевой алгебры к первой трети 20 века привело к формулировке идеи формальной системы и, таким образом, была создана платформа теории логических рассуждений. Эта теория в совокупности с идеей о строгом языке знаний стимулировала создание теории искусственного интеллекта. В 30-е годы 20 века ряд ученых - пионеров информатики, а особенно К.Шеннон поняли, что двоичные единица и нуль вполне соответствуют двум состояниям электрической цепи (включено-выключено), поэтому двоичная система идеально подходит для электронных вычислительных устройств. С. Маккалох и У. Питс предложили конструкцию сети из электронный «нейронов» и показали, что подобная сеть может выполнять практически любые вообразимые числовые или логические операции. Далее они предположили, что такая сеть в состоянии также обучаться, распознавать образы, обобщать, т.е. она обладает основными элементами интеллекта. Конечная цель виделась в создании "адаптивной цепи", "самоорганизующейся системы" или "обучающейся машины" - все эти названия разные исследователи использовали для обозначения устройств, способных следить за окружающей обстановкой и с помощью обратной связи изменять свое поведение, т.е. вести себя так же, как живые организмы.
Эти идеи в дальнейшем находят свое техническое решение. В 1958 году, молодой американский ученый Ф.Розенблат демонстрирует компьютерную модель электронного устройства, названного им персептроном и программирует один из самых мощных компьютеров того времени ИБМ-704 так, чтобы он моделировал действие электронной схемы персептрона. "Нельзя сказать, что мы точно воспроизвели работу человеческого мозга,- признавал Ф.Розенблат,- но пока персептрон ближе всего к истине" (Компьютер обретает разум. М., 1990, с. 14). Через два года была торжественно продемонстрирована его первая действующая машина "Марк-1.
Искусственный интеллект - одна из новейших наук, появившаяся во второй половине ХХ века на базе вычислительной техники, математической логики, программирования, психологии, лингвистики, нейрофизиологии и других отраслей знания. Само название новой науки возникло в конце 60-х годов, а в 1969 г. в Вашингтоне ( США) состоялась первая Всемирная конференция по искусственному интеллекту.
В то же время под искусственным интеллектом понимаются не только теория, но технические системы, компьютеры, обладающие определенными характеристиками и функциями. По мере своего совершенствования компьютеры стали принимать участие в творческих процессах: сочинять музыкальные мелодии, стихотворения и сказки, осуществлять перевод текста с одного языка на другой, распознавать образы, доказывать теоремы. Оказалось, что с помощью компьютеров и соответствующих программ можно автоматизировать интеллектуальные виды человеческой деятельности. Для этого нужно было прежде всего создать программы для решения не вычислительных задач. Об интеллекте компьютера можно было говорить, если бы он сам на основании собственных знаний сумел бы составить программу решения не вычислительных задач. Следовательно, в создании искусственного интеллекта основной задачей становится реализация машинными средствами тех метапроцедур, которые используются в интеллектуальной творческой деятельности человека.
Термин "искусственный интеллект" был введен Дж. Маккарти в 1956 году. Искусственный интеллект (ИИ) - это метафора и , по признанию специалистов, не совсем удачная, используемая для обозначения технических систем, способных к адаптивному (т.е. приспособляющемуся к данным условиях и изменяющемуся под влиянием изменения внешней среды) поведению. В основе искусственного интеллекта лежит моделирование отдельных аспектов и свойств мыслительной деятельности человека. Искусственный интеллект по содержанию представляет собой кибернетические системы и их логико-математическое обеспечение, предназначенное для решения всех тех задач, которые требуют интеллектуальных способностей человека. Искусственный интеллект ставит своей целью создание програмно-аппаратных средств компьютеров, позволяющих : 1) имитировать на компьютере отдельные элементы творческого процесса, 2) автоматизировать целенаправленное поведение роботов, 3) обеспечивать диалоговое общение с компьютером пользователей на языке их предметной области, создавать экспертные системы. В теорию искусственного интеллекта как научного направления входит теория программирования, включая теорию самих компьютеров. Обобщающую концепцию искусственного интеллекта формулируют следующим образом: «под искусственным интеллектом подразумевается набор программных и аппаратных средств, использование которых должно было бы приводить к тем же результатам, к которым при решении данного класса задач приходит интеллектуальная деятельность человека»( Ракитов А. И. Философия компьютерной революции.., с. 167). К числу этого класса задач включают игру в шахматы, доказательство теорем, общение с человеком на естественном языке, перевод с одного языка на другой, способность программ к обучению и самообучению, автоматическую коррекцию, самоконтроль, наконец, способность вырабатывать новые знания и подготавливать их для принятия ответственных решений. На первый план выдвигается организация знаний в системах искусственного интеллекта, организация диалового общения компьютера с человеком, создание систем гибридного интеллекта, объединяющих мыслительные способности людей с возможностями компьютера.
Особое значение имеет создание систем гибридного интеллекта, объединяющего мыслительные способности людей с возможностями искусственного интеллекта. Дело в том, что во всех прошлых технических устройствах связь человека с техникой была односторонней - от человека к машине. Обратная связь - от машины к человеку или отсутствовала, или была весьма незначительная. В человеко - машинных системах ( а такими являются системы “Человек-компьютер”) человек и машина - партнеры, решающие общую задачу по эргономическому принципу преимущественных возможностей: человек делает то, что он может делать лучше машины, а машина то, что она может делать лучше человека. Для этого нужно организовать диалоговое общение между человеком и машиной (компьютером) и спланировать их совместную деятельность с корректировкой ее продолжения в зависимости от полученных результатов.
Но это требует наличия языка общения, механизма перевода языковых сообщений человека на язык внутренних представлений об окружающем мире компьютера. Необходимо также умение пользователя находить в компьютере нужную в данный момент информацию, умение согласовывать движение глаз с речевыми и текстовыми сообщениями, наличие специальных механизмов для построения умозаключений и организации диалога между человеком и машиной – интерфейса.
Интерфейсом называется комплекс технических или программных средств, которые использует человек для общения с техническим устройством и для сопряжения различных аппаратных средств между собой. В интерфейсах первого уровня, использующих стандартные формы ответов, общение происходит в режиме "меню", которое требует лингвистический процессор, обеспечивающий несложный синтаксический анализ реплик человека. Второй уровень общения состоит в том, что для получения ответа надо найти в тексте соответствующе место и сформулировать ответ на вопрос, взяв из текста соответствующую фразу или ее кусок. Здесь процессор должен быть более мощным и строить содержательные связи между входящими в предложение словами. На третьем уровне общения поиск ответа связан с рассуждениями о пространстве и времени и о законах окружающей среды. Из этой системы с помощью знаний, содержащихся в тексте, получают новые знания. Четвертый уровень общения расширяет специальные механизмы для поиска релятивной информации. Что касается пятого уровня общения, то здесь привлекается не только текст, написанный или произнесенный на естественном языке, но и зрительная информация. Имеются и более высокие, например аллегорические уровни общения, но пока реализованы лишь первые три уровня общения. Для улучшения качества общения в человеко-машинных системах ближайшего будущего предполагается использовать развитые средства графики, а также речевой ввод-вывод.
Таким образом, искусственный интеллект не есть нечто, существующее независимо от естественного интеллекта. Он является техническим, инструментальным продолжением последнего, усилителем интеллектуальных человеческих способностей. В связи с этим возникает вопрос о соотношении естественного и искусственного интеллектов.
Ответ на него не однозначен. Одни, составляющие лагерь технократических оптимистов, считают что различие между этими двумя видами интеллекта не качественное, а чисто количественное, преодолеваемое в ходе стремительного развития пятого поколения компьютеров. Другие - технократические пессимисты - напротив, утверждают, что между естественным и искусственным интеллектом лежит "китайская стена" не преодолеваемая ни в каком будущем в принципе. Чтобы найти правильное решение этой довольно таки сложной проблемы, посмотрим, что общего имеется для естественного и искусственного интеллектов и в чем их различие.
Сходства естественного и искусственного интеллектов следует искать в тезисе что интеллектуальная деятельность имеет машинно-операционную природу. Такой тезис выдвинул Р. Декарт, указывая, что число есть качество (атрибут или модус) мышления. В этом тезисе берет свое начало компьютерный оптимизм. Последний считает человека просто системой для обработки информации, а его мозг- машиной для мяса. Приверженцы этого взгляда не видят никакого качественного различия между мозгом человека и компьютером. По их мнению, здесь различие чисто количественное и если создать компьютер с числом запоминающих ячеек равному числу нейронов головного мозга ( примерно 16 млрд. клеток), то качественное различие между человеком и компьютеров якобы исчезает.
Суть вопроса состоит в том, что мышление можно рассматривать как тип вычисления. Под вычислением в теории алгоритмов понимается последовательность сменяющих друг друга по определенному закону состояний алгоритмической системы ( или языка программирования). Каждое из этих состояний представляет собой две позиции - состояние программы и состояние памяти. Конечное состояние памяти называется результатом вычисления. Если говорить упрощенно, то вычисление - это определенная в соответствии с заданным алгоритмом последовательность операций, осуществляемая над входными данными, дающая в результате выходные данные - результат вычисления.
Э.Пилишин в книге "Вычисление и познание" пишет, что познавательная деятельность , осуществляемая мозгом, заключается в решении тех или иных задач через соответствующие операции и процедуры. Последние являются набором элементарных операций и состоящих из них алгоритмов. Но компьютер также реализуют программы - систему правил и алгоритмов которые могут быть представлены через соответствующие вычисления и вычислительные процедуры. Поэтому вычисление можно рассматривать как модель и даже эквивалент познания." То, что делает возможным для людей действовать на базе представлений, - пишет З.Пилишин, -это то, что они реализуют такие представления физически, как когнитивные коды, а их поведение есть причинная последовательность операций, выполняемых на основании этих кодов. Так как это то же самое, что делает компьютер, то мое заключение сводится к тому, что познание есть тип вычисления" (Цит.по: Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.., с. 178). Но поскольку познание не является простым отображением объективной реальности, З.Пилишин выдвигает тезис о функциональных архитектурах - наборе определенным образом структурированных операций, выполняемых устройством, осуществляющим познавательный , интеллектуальный процесс. Таким устройством может быть мозг или компьютер.
Приведем еще одну точку зрения на сходство естественного и искусственного интеллектов. Она основывается на понимании интеллекта как единой двуязычной системы, работа которой опирается на взаимодействие языка "симулятивных пространственно-предметных структур" и "символически-операторного языка речевых сигналов". Как отмечает Л.М.Веккер, если из этой системы исключить язык речевых сигналов, то "мы получим чисто перцептивный уровень познавательных процессов; если же из нее исключить еще и язык "симулятивных пространственно-предметных структур", то в итоге получится "общекодовая форма информационных процессов", осуществляемая в современных информационно-технических системах. И именно эта форма объединяет естественный и искусственный интеллекты "на основе единого общекибернетического принципа организации" (Интеллект человека и программа ЭВМ. М., 1971,с. 199).
Следовательно, сходство естественного и искусственного интеллектов вытекает из утверждения о принципиальной идентичности элементарных операций человеческого и машинного «мышления». Процессы познания, чувственные образы могут быть более или менее адекватно смоделированы и реализованы на дискретных электронных вычислительных системах. Такие системы по определенным параметрам вполне адекватны аналоговым устройствам. Правда, некоторые сторонники этой точки зрения сомневаются в том, что человеческий мозг работает по принципу аналогового устройства и утверждают, что мышление можно моделировать на компьютере до некоторой степени адекватности, которая со временем буде возрастать а, следовательно, будет возрастать степень приближения искусственного интеллекта к естественному.
Итак, основной тезис, определяющий сходство естественного и искусственного интеллектов, заключается в возможности трактовки мышления как определенного типа вычисления. Этому тезису противостоит ряд положений, характеризующих качественное различие этих интеллектов.
Наиболее общий и пожалуй наиболее принципиальное различие между естественным и искусственным интеллектами имеет глубоко философский смысл. (это подтверждает мысль о том, что “связь искусственного интеллекта, компьютерного моделирования и распознавания образов с традиционными философскими вопросами очевидна” (Человек в системе наук. М., 1980, с. 34). Суть этого различия вытекает из философского понимания взаимоотношения различных форм движения материи, которые не только взаимосвязаны друг с другом, но и качественно различны. С философской точки зрения поэтому нельзя более высшие формы движения материи ( в данном случае - социальной, к которой принадлежит человек с его сознанием) сводить к более низшим (механической, физической, наконец, биологической), к которым могут принадлежать процессы, протекающие в компьютере.
Различие между естественным и искусственным интеллектом усматривается и в отличии их материальных субстратов. Материальным субстратом естественного интеллекта является живое вещество, в котором происходит непрерывный обмен веществ. В процессе этого обмена субстрат естественного интеллекта, каждая его молекула, каждый атом неоднократно видоизменяются и самообновляются с сохранением структуры. Сама природа живого диалектически противоречива, включает в себя противоположные процессы - непрерывные изменения и воспроизведения. Обмен веществ - непременное условие сохранения живого. Обмен веществ в неживом приводит его к разрушению и гибели. Поэтому функционирование искусственного интеллекта как неживого не может быть основана на обмене веществ. Естественный интеллект как свойство человека принадлежит к высшим формам движения материи. Работа компьютера с его искусственным интеллектам к более низшим - механической, физической, наконец, к биологической.
В этом случае важным является различать вопрос о том, может ли машина мыслить и о том, можно ли искусственным путем создать мыслящий объект. По нашему мнению, если неразумная природа создала человеческий разум, то почему последний не может создать мыслящий объект? Но это будет уже не модель человеческого мозга, а искусственно созданный мозг. Однако искусственный интеллект не синоним искусственного разума. Модель же мозга, а именно о моделировании человеческого мозга, вернее его мыслительных способностей идет речь в случае создания искусственного интеллекта, всегда будет отличаться от естественного интеллекта как модель от модулируемого объекта.
Вполне очевидно, что естественный и искусственный интеллекты имеют различные основы своего происхождения. Интеллектуальные способности человека есть результат длительной биологической и социальной эволюции. Из этого вытекает уникальность человека, его биосоциальная природа и социальная сущность. Как живой организм человек возникает естественно, путем дифференциации единого материального зародыша и подчинен биологическим факторам. Мышление человека связано с телесностью, человек мыслит не только мозгом, на процесс интеллектуальной деятельности человека влияют все телесные свойства его организма. В этот процесс включаются эмоции и настроения, чувства и волевые акты. Все это придает интеллектуальной деятельности человека психологическую окраску. Эта психологическая окраска мышления в сочетании с его социальным характером вырабатывает у человека осознанное отношение к миру. Более того, человек как социальное существо живет и мыслит в определенном коллективе и этот коллектив не может не влиять на индивидуальную мыслительную деятельность человека, обогащая его приобретенными предшествующими и существующим поколениями знаниями и жизненным опытом, придавая естественному интеллекту индивида социальную ориентацию, нормы и правила. Возникает кооперативный эффект. Поэтому по существу мыслит не изолированный индивид, а коллективный разум.
Что касается искусственного интеллекта, то он есть результат научно-технического развития общества и возникает путем искусственного соединения человеком заранее подготовленным им же различных элементов, деталей. Поэтому он является именно искусственным, т.е. вторичным, производным по отношению к деятельности человека. Никаких чувств, эмоций, настроений , никакого осознанного отношения к миру, социальной ориентации у искусственного интеллекта нет. Компьютерное мышление представляет собой имитацию интеллектуальной деятельности человека. Создание сетей Интернет или ”Главной магистрали” является простой суммой различной информации и поэтому ни о каком кооперативном эффекте здесь речи быть не может.
Имеется различие и в содержании естественного и искусственного интеллектов. Естественный интеллект выражается в образной, формально и диалектически логической формах. Он разрешает противоречия, стоящие на его пути. Что касается искусственного интеллекта, то он находит свое выражение лишь в форме вычислений, фиксации, но не разрешении противоречий. Естественный интеллект имеет дело со знанием, искусственный - с информацией, а это (как мы уже старались показать) это далеко не одно и тоже. Знание как результат предметно-практической деятельности присуще лишь интеллекту человека и как элемент человеческого сознания органически связано с другими элементами сознания и оно социально обусловлено. Что касается информации, то она представляет собой превращенную форму знания, оторванную от человека и не имеющая поэтому многих истинно “человеческих” качеств. Бессознательная деятельность и эмоции, интуиция и воля не могут быть формализованы и представлены в виде информации. Поэтому естественный интеллект, имеющий дело со знанием как элементом человеческого сознания, намного богаче по своему содержанию, чем искусственный интеллект, функционирование которого основано на информации как той части человеческого знания, которая может быть формализована и представлена в виде компьютерных программ.
Можно отметить еще некоторые отличия естественного интеллекта от искусственного. Мозг человека - принципиально аналоговое устройство. Его психика является органически целостным процессом. Здесь нет отделенных друг от друга частей. Компьютер же - дискретно-цифровое устройство, и он может лишь отчасти моделировать более сложную по своей природе аналоговую деятельность мозга. Дело в том, что компьютерная техника и человеческое мышление основаны на принципиально различных типах взаимосвязей между их компонентами. Мышление человека функционируют на основе сознательного и бессознательного. Психика изначально включена в непрерывное и динамичное взаимодействие человека с миром, является процессом этого непрерывного, постоянно изменяющегося и развивающегося взаимодействия. Отражая непрерывную изменчивость условий жизни, психика человека является непрерывной и практической. Что касается компьютера, то он работает с перерывами, его можно включить или выключить и он не имеет собственно своего практического отношения к миру, это отношение задается пользователем или программистом. Человек способен мотивировано, т.е. целенаправленно, в зависимости от конкретных условий изменять программу своих действий, притом так, что новая программа строго логично не вытекает из старой. Главное в процессе мышления - умение ставить задачу и самостоятельно найти пути ее решения. Искусственный интеллект может ныне решать довольно сложные задачи или проблемы, но он не может ее поставить.
В силу качественного отличия естественного интеллекта от искусственного - по содержанию, происхождению, своим функциям, наконец, по своей сущности хотя множество действий традиционно связанных с человеческим интеллектом уже переданы компьютерам и ими выполняются, за человеком остается некое истинно человеческое интеллектуальное поле. По всей видимости «человеческий интеллект можно будет определить как нечто, что нельзя сделать с помощью машин» - пишет Г.Кан (Новая технократическая волна на Западе. М., 1986, с. 202). То интеллектуальное, что со временем перейдет к машине, перестает быть таковым и становится искусственным. То, что является интеллектуальным, остается вне функций компьютера. Машина не решает за нас человеческих проблем - любви и дружбы, радости и печали.
В создании искусственного интеллекта, как модели некоторых свойств и функций искусственного интеллекта, информатика достигла больших успехов. Разработаны программ - эксперты, формирующие общие правила для решения частичных задач, обучающие программы, диагностические экспертные системы, программы для перевода текстов с одного языка на другой, программы различного рода игр (шахматы, шашки, домино, различные игры в карты и др), проводятся большие работы в области «машинного зрения», т.е. распознавания образов. Однако усложнение интеллектуальных функций компьютеров имеет свои границы, связанные не только с огромной сложностью устройства человеческого мозга как продукта многомиллионной биологической эволюции, но и с социальной природой естественного интеллекта. Правда, определить эти границы довольно трудно и те, кто пытался это сделать по отношению к существующим в их время научным открытиям и техническим изобретениям часто оказались не правы. Хорошо известна ошибка открывшего радиоволны Герца, который отрицал возможность в даже отдаленном будущем их практическое применение. А. Тоффлер в своей книге «Футурошок» приводит ряд высказываний на подобную тему. Так, в 1865 году редактор одной из американских газет заявил: «хорошо информированные люди знают, что невозможно передать голос по проводам», американский ученый С. Ньюком отрицал возможность создания машины для полета по воздуху, Резерфорд утверждал, что энергия атомного ядра никогда не будет освобождена и т.д. Жизнь опровергла эти научно-технические ограничения деятельности человека. Поэтому трудно предсказать ныне будущее искусственного интеллекта. Одно лишь очевидно, что даже самая совершенная компьютерная техника всегда была и будет лишь средством деятельности человека, который определяет цель функционирования этой техники. Это предположение вытекает из той роли, которую играет информатика в развитии и функционировании современной техники, характерной чертой которой является все шире разворачивающаяся автоматизация.
«Суть автоматизированного производства заключается в системе, основанной на информации».
П. Друкер