Оглавление.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15К читателю………………………………………………….. 5
Введение……………………………………………………. .9
1. Взгляд на историю. ……………………………………….. 13
2. Что такое информационное общество…………………….44
3. Информация, информатика, информационная
технология……………………………………………………….... 68
4. Естественный и искусственный интеллекты…………….. 96
5. Сердце автоматики………………………………………… 116
6. Информатизированный труд. ……………………………. 143
7. Демократизация и информатизация………………………168
Информатизация науки……………………………………205
Образование в век информатики………………………….234
10. Культура информационного мира………………………. 270
11. Информатизация и глобализация………………………...323
Заключение: процветание или апокалипсис?………………..365
«…отчетливый образ будущего может повлиять на наше истолкование сегодняшнего дня». А.Тоффлер.
К читателю.
На пороге третьего тысячелетия в обществе происходят коренные изменения. Материальное производство оснащается автоматами, роботами, мехатронными устройствами. Тоталитарные режимы сменяются демократическими. Наука получает огромный объем знаний о микро-, макро- и мегамире. Образование все в большей степени приобретает диалоговую форму. Формируется новая, компьютерная культура. Происходят процессы глобализации жизни человечества.
Эти изменения весьма сложны, противоречивы, как и их воздействие на образ жизни людей. Они - источник общественного богатства и социальной нищеты; счастливой спокойно и интересной жизни и кровавых военных столкновений, от которых не застрахован ни один человек на нашей планете; расцвета культуры, широкого приобщения к культурным ценностям все большего числа людей и культурной деградации отдельных индивидов, движения хакеров и компьютерной преступности; все большего сплочения людей в единое человеческое общество и подавления национальных культур и традиций, национального порабощения и превращения отсталых стран в сырьевой придаток так называемых «развитых стран».
В основе сложных, диалектически противоречивых реалий современности в огромной степени лежат информация и технология её использования в жизнедеятельности общества. Безусловно, знание всегда играло огромную роль во всех сферах деятельности людей, в том числе в процессе активного отношения людей к природе при помощи технических средств. « В техническом прогрессе, - писал известный физик Дж. Томсон, - участвуют три основных элемента: знание, энергия и материал. От этих трех элементов зависит, насколько цивилизация может господствовать над природой. Знание, безусловно, является главным из них; без него два остальные элемента бесполезны». Однако роль знания небывало возрастает в современных условиях и на это есть ряд причин. К их числу можно отнести то, что увеличивается наукоемкость, «информационная насыщенность» нынешней техники; информационная технология оказывает все возрастающее воздействие на все сферы деятельности людей, в силу чего происходят сложные и противоречивые процессы информатизации общества; информатизация общества все в большей степени становится не просто техническим, а социотехническим процессом, следствием чего является переход от индустриального общества, где главным общественным богатством является товар, к информационному обществу,
Не удивительно, что информация, информатика, информатизация стали объектом внимания многих ученых и политиков, философов и социологов. Однако при анализе информатизации обычно речь идет о технико-технологической стороне этого процесса – о поколения компьютеров, развитии мультимедиа, совершенствовании интерфейса, новых компьютерных языках и программах, формировании и функционировании сетей Интернет и т.д. Менее разработана социальная сторона процесса информатизации.
В содержании представляемой книги, кроме разделов, посвященных характеристики информационного общества и его места в историческом процессе, можно выделить две части. Первая из них посвящена демонстрации технико-технологического содержания информатизации, вторая – характеристике информации как социального процесса. В итоге, в отличие от многих работ по информатизации общества, последняя представлена во всей её полноте как социотехнический процесс. Такое понимание информатизации общества обнаруживает несостоятельность однобокого подхода к этой проблеме, когда, в одном случае, появляется технократизм мышления и процесс информатизации сводится лишь к развитию её технико-технологических компонентов ( чем грешит инженерная среда), а, в другом, речь идет о той роли, которую играет информационная наука и техника в жизнедеятельности человеческого общества (что присуще гуманитариям). Не в этом ли кроятся истоки утверждений известного английского ученого Ч.П.Сноу о двух культурах в обществе или, по его выражению, двух галактик - мира научно-технического и мира гуманитарного? В действительности, как существует единая Галактика, так существует единая культура - этот материально-духовный хребет цивилизации, вмещающий в себя все достижения человеческой деятельности и человеческого интеллекта. Нельзя назвать культурным современного инженера не знакомого с достижениями всемирной и отечественной литературы, музыки, живописи или веяния, не воспринимающим шедевры мирового искусства, не понимающем их облагораживающего значения. Мир техники без красоты, любви и настроений –скучный мир и не дай нам бог жить в нём ! Но нельзя назвать культурным и гуманитария – философа или экономиста, историка или археолога - не знакомого с современными величайшими достижениями научно- технической мысли и не умеющим ими облегчить и украсить свою жизнь, не могущего работать с компьютером, не знающем, что такое сети Интернет, как эффективно и не во вред себе и обществу использовать современные технические средства коммуникации, как усилить мощь, своего, созданного природой и социальной эволюцией, естественного интеллекта, интеллектом искусственным.
Нам представляется, что книга будет полезна как представителям технической интеллигенции, так и гуманитариям. Она поможет разобраться в тех сложных процессах, которыми характеризуется современная эпоха - переходная в истории человечества. Рождается новый мир с новыми ценностями и идеалами, новой культурой и политикой, новым мировоззрением и образом жизни. Люди должны быть готовы жить в этом мире.
Заслуженный деятель
науки и техники РФ,
доктор технических наук,
профессор Рыжкин А.А.
«Европейская цивилизация - это прямая наследница античной цивилизации,
прежде всего цивилизации древних греков»
Н.Моисеев
К читателю………………………………………………….. 5
Введение……………………………………………………. .9
1. Взгляд на историю. ……………………………………….. 13
2. Что такое информационное общество…………………….44
3. Информация, информатика, информационная
технология……………………………………………………….... 68
4. Естественный и искусственный интеллекты…………….. 96
5. Сердце автоматики………………………………………… 116
6. Информатизированный труд. ……………………………. 143
7. Демократизация и информатизация………………………168
Информатизация науки……………………………………205
Образование в век информатики………………………….234
10. Культура информационного мира………………………. 270
11. Информатизация и глобализация………………………...323
Заключение: процветание или апокалипсис?………………..365
«…отчетливый образ будущего может повлиять на наше истолкование сегодняшнего дня». А.Тоффлер.
К читателю.
На пороге третьего тысячелетия в обществе происходят коренные изменения. Материальное производство оснащается автоматами, роботами, мехатронными устройствами. Тоталитарные режимы сменяются демократическими. Наука получает огромный объем знаний о микро-, макро- и мегамире. Образование все в большей степени приобретает диалоговую форму. Формируется новая, компьютерная культура. Происходят процессы глобализации жизни человечества.
Эти изменения весьма сложны, противоречивы, как и их воздействие на образ жизни людей. Они - источник общественного богатства и социальной нищеты; счастливой спокойно и интересной жизни и кровавых военных столкновений, от которых не застрахован ни один человек на нашей планете; расцвета культуры, широкого приобщения к культурным ценностям все большего числа людей и культурной деградации отдельных индивидов, движения хакеров и компьютерной преступности; все большего сплочения людей в единое человеческое общество и подавления национальных культур и традиций, национального порабощения и превращения отсталых стран в сырьевой придаток так называемых «развитых стран».
В основе сложных, диалектически противоречивых реалий современности в огромной степени лежат информация и технология её использования в жизнедеятельности общества. Безусловно, знание всегда играло огромную роль во всех сферах деятельности людей, в том числе в процессе активного отношения людей к природе при помощи технических средств. « В техническом прогрессе, - писал известный физик Дж. Томсон, - участвуют три основных элемента: знание, энергия и материал. От этих трех элементов зависит, насколько цивилизация может господствовать над природой. Знание, безусловно, является главным из них; без него два остальные элемента бесполезны». Однако роль знания небывало возрастает в современных условиях и на это есть ряд причин. К их числу можно отнести то, что увеличивается наукоемкость, «информационная насыщенность» нынешней техники; информационная технология оказывает все возрастающее воздействие на все сферы деятельности людей, в силу чего происходят сложные и противоречивые процессы информатизации общества; информатизация общества все в большей степени становится не просто техническим, а социотехническим процессом, следствием чего является переход от индустриального общества, где главным общественным богатством является товар, к информационному обществу,
Не удивительно, что информация, информатика, информатизация стали объектом внимания многих ученых и политиков, философов и социологов. Однако при анализе информатизации обычно речь идет о технико-технологической стороне этого процесса – о поколения компьютеров, развитии мультимедиа, совершенствовании интерфейса, новых компьютерных языках и программах, формировании и функционировании сетей Интернет и т.д. Менее разработана социальная сторона процесса информатизации.
В содержании представляемой книги, кроме разделов, посвященных характеристики информационного общества и его места в историческом процессе, можно выделить две части. Первая из них посвящена демонстрации технико-технологического содержания информатизации, вторая – характеристике информации как социального процесса. В итоге, в отличие от многих работ по информатизации общества, последняя представлена во всей её полноте как социотехнический процесс. Такое понимание информатизации общества обнаруживает несостоятельность однобокого подхода к этой проблеме, когда, в одном случае, появляется технократизм мышления и процесс информатизации сводится лишь к развитию её технико-технологических компонентов ( чем грешит инженерная среда), а, в другом, речь идет о той роли, которую играет информационная наука и техника в жизнедеятельности человеческого общества (что присуще гуманитариям). Не в этом ли кроятся истоки утверждений известного английского ученого Ч.П.Сноу о двух культурах в обществе или, по его выражению, двух галактик - мира научно-технического и мира гуманитарного? В действительности, как существует единая Галактика, так существует единая культура - этот материально-духовный хребет цивилизации, вмещающий в себя все достижения человеческой деятельности и человеческого интеллекта. Нельзя назвать культурным современного инженера не знакомого с достижениями всемирной и отечественной литературы, музыки, живописи или веяния, не воспринимающим шедевры мирового искусства, не понимающем их облагораживающего значения. Мир техники без красоты, любви и настроений –скучный мир и не дай нам бог жить в нём ! Но нельзя назвать культурным и гуманитария – философа или экономиста, историка или археолога - не знакомого с современными величайшими достижениями научно- технической мысли и не умеющим ими облегчить и украсить свою жизнь, не могущего работать с компьютером, не знающем, что такое сети Интернет, как эффективно и не во вред себе и обществу использовать современные технические средства коммуникации, как усилить мощь, своего, созданного природой и социальной эволюцией, естественного интеллекта, интеллектом искусственным.
Нам представляется, что книга будет полезна как представителям технической интеллигенции, так и гуманитариям. Она поможет разобраться в тех сложных процессах, которыми характеризуется современная эпоха - переходная в истории человечества. Рождается новый мир с новыми ценностями и идеалами, новой культурой и политикой, новым мировоззрением и образом жизни. Люди должны быть готовы жить в этом мире.
Заслуженный деятель
науки и техники РФ,
доктор технических наук,
профессор Рыжкин А.А.
«Европейская цивилизация - это прямая наследница античной цивилизации,
прежде всего цивилизации древних греков»
Н.Моисеев