Оглавление.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

     К читателю………………………………………………….. 5

     Введение……………………………………………………. .9

1.  Взгляд на историю. ……………………………………….. 13

2.  Что такое информационное общество…………………….44

     3.  Информация, информатика, информационная 

технология……………………………………………………….... 68

          4. Естественный и искусственный интеллекты……………..  96

     5. Сердце автоматики………………………………………… 116

6.  Информатизированный труд. ……………………………. 143

7.  Демократизация и информатизация………………………168

Информатизация науки……………………………………205 

Образование в век информатики………………………….234

10. Культура информационного мира………………………. 270

11. Информатизация и глобализация………………………...323

Заключение: процветание или апокалипсис?………………..365

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

 

«…отчетливый образ будущего может                                                        повлиять на наше истолкование сегодняшнего дня».                                                                      А.Тоффлер.

 

                                         К читателю.

            На пороге третьего тысячелетия в обществе происходят коренные изменения. Материальное производство оснащается автоматами, роботами, мехатронными устройствами. Тоталитарные режимы сменяются демократическими. Наука получает огромный объем знаний о микро-, макро- и мегамире. Образование все в большей степени приобретает диалоговую форму. Формируется новая, компьютерная культура. Происходят процессы глобализации жизни человечества.

          Эти изменения весьма сложны, противоречивы, как и их воздействие на образ жизни людей. Они -  источник общественного богатства и социальной нищеты; счастливой спокойно и интересной жизни и кровавых военных столкновений, от которых не застрахован ни  один человек на нашей планете; расцвета культуры, широкого приобщения к культурным ценностям все большего числа людей и культурной деградации отдельных индивидов, движения хакеров и компьютерной преступности; все большего сплочения людей в единое человеческое общество и подавления национальных культур и традиций, национального порабощения и превращения отсталых стран в сырьевой придаток так называемых «развитых стран».

В основе сложных, диалектически противоречивых реалий современности в огромной степени лежат информация и технология её использования в жизнедеятельности общества. Безусловно, знание всегда играло огромную роль во всех сферах деятельности людей, в том числе в процессе  активного отношения людей к природе при помощи технических средств. « В техническом прогрессе, -  писал известный физик Дж. Томсон, - участвуют три основных элемента: знание, энергия и материал. От этих трех элементов зависит, насколько цивилизация может господствовать над природой. Знание, безусловно, является главным из них; без него два остальные   элемента бесполезны». Однако роль знания  небывало возрастает в современных условиях и на это есть ряд причин. К их числу можно отнести то, что увеличивается наукоемкость,  «информационная насыщенность» нынешней техники;  информационная технология оказывает все возрастающее воздействие на все сферы деятельности людей, в силу чего происходят сложные и противоречивые процессы информатизации общества; информатизация общества все в большей степени становится не просто техническим, а социотехническим процессом, следствием чего является переход от индустриального общества, где главным общественным богатством является товар,  к информационному обществу,

 Не удивительно, что информация, информатика, информатизация стали объектом внимания многих ученых и политиков, философов и социологов. Однако при анализе информатизации обычно речь идет о технико-технологической стороне этого процесса – о поколения компьютеров, развитии мультимедиа, совершенствовании интерфейса, новых компьютерных языках и программах, формировании и функционировании сетей Интернет и т.д. Менее разработана социальная сторона процесса информатизации.

В содержании представляемой  книги, кроме разделов, посвященных характеристики информационного общества и его места в историческом процессе, можно выделить две части. Первая из них посвящена демонстрации технико-технологического содержания информатизации, вторая – характеристике информации как социального процесса. В итоге, в отличие от  многих работ по информатизации общества, последняя представлена во всей её полноте как социотехнический процесс. Такое понимание информатизации общества обнаруживает несостоятельность однобокого подхода к этой проблеме, когда, в одном случае, появляется технократизм мышления и процесс информатизации сводится лишь к развитию её технико-технологических компонентов ( чем грешит инженерная среда), а, в другом,  речь идет о той роли, которую играет информационная наука и техника в жизнедеятельности человеческого общества (что присуще гуманитариям). Не в этом ли кроятся истоки утверждений известного английского ученого Ч.П.Сноу о двух культурах в обществе или, по его выражению, двух галактик  - мира научно-технического и мира гуманитарного? В действительности, как существует единая Галактика, так существует единая культура -  этот материально-духовный хребет цивилизации, вмещающий в себя все достижения человеческой деятельности и человеческого интеллекта. Нельзя назвать культурным современного инженера не знакомого с достижениями всемирной и отечественной литературы, музыки, живописи или веяния, не воспринимающим  шедевры мирового искусства, не понимающем их облагораживающего значения. Мир техники без красоты, любви и настроений –скучный мир и не дай нам бог жить в нём ! Но нельзя назвать культурным и гуманитария – философа или экономиста, историка или археолога -  не знакомого с современными величайшими достижениями научно- технической мысли и не умеющим ими облегчить и украсить свою жизнь, не могущего работать с компьютером, не знающем, что такое сети Интернет, как эффективно и не во вред себе и обществу использовать современные технические средства коммуникации, как усилить мощь, своего, созданного природой и социальной эволюцией, естественного интеллекта, интеллектом искусственным.     

Нам представляется, что книга будет полезна как представителям технической интеллигенции, так и гуманитариям. Она поможет разобраться в тех сложных процессах, которыми характеризуется современная эпоха -  переходная  в истории человечества. Рождается новый мир с новыми ценностями и идеалами, новой культурой и политикой, новым мировоззрением и образом жизни. Люди должны быть готовы жить в этом мире.                    

 

                                                         Заслуженный деятель

                                                           науки и техники РФ,

                                                        доктор технических наук,

                                                         профессор Рыжкин А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       «Европейская цивилизация -  это                                 прямая наследница античной цивилизации,   

прежде всего цивилизации древних греков»

Н.Моисеев

 

     К читателю………………………………………………….. 5

     Введение……………………………………………………. .9

1.  Взгляд на историю. ……………………………………….. 13

2.  Что такое информационное общество…………………….44

     3.  Информация, информатика, информационная 

технология……………………………………………………….... 68

          4. Естественный и искусственный интеллекты……………..  96

     5. Сердце автоматики………………………………………… 116

6.  Информатизированный труд. ……………………………. 143

7.  Демократизация и информатизация………………………168

Информатизация науки……………………………………205 

Образование в век информатики………………………….234

10. Культура информационного мира………………………. 270

11. Информатизация и глобализация………………………...323

Заключение: процветание или апокалипсис?………………..365

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

 

«…отчетливый образ будущего может                                                        повлиять на наше истолкование сегодняшнего дня».                                                                      А.Тоффлер.

 

                                         К читателю.

            На пороге третьего тысячелетия в обществе происходят коренные изменения. Материальное производство оснащается автоматами, роботами, мехатронными устройствами. Тоталитарные режимы сменяются демократическими. Наука получает огромный объем знаний о микро-, макро- и мегамире. Образование все в большей степени приобретает диалоговую форму. Формируется новая, компьютерная культура. Происходят процессы глобализации жизни человечества.

          Эти изменения весьма сложны, противоречивы, как и их воздействие на образ жизни людей. Они -  источник общественного богатства и социальной нищеты; счастливой спокойно и интересной жизни и кровавых военных столкновений, от которых не застрахован ни  один человек на нашей планете; расцвета культуры, широкого приобщения к культурным ценностям все большего числа людей и культурной деградации отдельных индивидов, движения хакеров и компьютерной преступности; все большего сплочения людей в единое человеческое общество и подавления национальных культур и традиций, национального порабощения и превращения отсталых стран в сырьевой придаток так называемых «развитых стран».

В основе сложных, диалектически противоречивых реалий современности в огромной степени лежат информация и технология её использования в жизнедеятельности общества. Безусловно, знание всегда играло огромную роль во всех сферах деятельности людей, в том числе в процессе  активного отношения людей к природе при помощи технических средств. « В техническом прогрессе, -  писал известный физик Дж. Томсон, - участвуют три основных элемента: знание, энергия и материал. От этих трех элементов зависит, насколько цивилизация может господствовать над природой. Знание, безусловно, является главным из них; без него два остальные   элемента бесполезны». Однако роль знания  небывало возрастает в современных условиях и на это есть ряд причин. К их числу можно отнести то, что увеличивается наукоемкость,  «информационная насыщенность» нынешней техники;  информационная технология оказывает все возрастающее воздействие на все сферы деятельности людей, в силу чего происходят сложные и противоречивые процессы информатизации общества; информатизация общества все в большей степени становится не просто техническим, а социотехническим процессом, следствием чего является переход от индустриального общества, где главным общественным богатством является товар,  к информационному обществу,

 Не удивительно, что информация, информатика, информатизация стали объектом внимания многих ученых и политиков, философов и социологов. Однако при анализе информатизации обычно речь идет о технико-технологической стороне этого процесса – о поколения компьютеров, развитии мультимедиа, совершенствовании интерфейса, новых компьютерных языках и программах, формировании и функционировании сетей Интернет и т.д. Менее разработана социальная сторона процесса информатизации.

В содержании представляемой  книги, кроме разделов, посвященных характеристики информационного общества и его места в историческом процессе, можно выделить две части. Первая из них посвящена демонстрации технико-технологического содержания информатизации, вторая – характеристике информации как социального процесса. В итоге, в отличие от  многих работ по информатизации общества, последняя представлена во всей её полноте как социотехнический процесс. Такое понимание информатизации общества обнаруживает несостоятельность однобокого подхода к этой проблеме, когда, в одном случае, появляется технократизм мышления и процесс информатизации сводится лишь к развитию её технико-технологических компонентов ( чем грешит инженерная среда), а, в другом,  речь идет о той роли, которую играет информационная наука и техника в жизнедеятельности человеческого общества (что присуще гуманитариям). Не в этом ли кроятся истоки утверждений известного английского ученого Ч.П.Сноу о двух культурах в обществе или, по его выражению, двух галактик  - мира научно-технического и мира гуманитарного? В действительности, как существует единая Галактика, так существует единая культура -  этот материально-духовный хребет цивилизации, вмещающий в себя все достижения человеческой деятельности и человеческого интеллекта. Нельзя назвать культурным современного инженера не знакомого с достижениями всемирной и отечественной литературы, музыки, живописи или веяния, не воспринимающим  шедевры мирового искусства, не понимающем их облагораживающего значения. Мир техники без красоты, любви и настроений –скучный мир и не дай нам бог жить в нём ! Но нельзя назвать культурным и гуманитария – философа или экономиста, историка или археолога -  не знакомого с современными величайшими достижениями научно- технической мысли и не умеющим ими облегчить и украсить свою жизнь, не могущего работать с компьютером, не знающем, что такое сети Интернет, как эффективно и не во вред себе и обществу использовать современные технические средства коммуникации, как усилить мощь, своего, созданного природой и социальной эволюцией, естественного интеллекта, интеллектом искусственным.     

Нам представляется, что книга будет полезна как представителям технической интеллигенции, так и гуманитариям. Она поможет разобраться в тех сложных процессах, которыми характеризуется современная эпоха -  переходная  в истории человечества. Рождается новый мир с новыми ценностями и идеалами, новой культурой и политикой, новым мировоззрением и образом жизни. Люди должны быть готовы жить в этом мире.                    

 

                                                         Заслуженный деятель

                                                           науки и техники РФ,

                                                        доктор технических наук,

                                                         профессор Рыжкин А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       «Европейская цивилизация -  это                                 прямая наследница античной цивилизации,   

прежде всего цивилизации древних греков»

Н.Моисеев