6. Информатизированный труд.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15Труд, как процесс целесообразной деятельности людей по освоению природных и социальных сил с целью удовлетворения своих потребностей, всегда был информатизированным, т.е. основывался на знаниях. Более того, знания как элемент сознания, как способ его существования возникли и функционируют в процессе трудовой деятельности человека. Таким образом, труд с одной стороны выступает в качестве источника знания, а с другой - в качестве его «потребителя». Другими словами, знание и труд органически взаимосвязаны друг с другом.
Насыщение, если так можно выразиться, трудового процесса знаниями идет по двум линиям. Первая - это применение знаний для производства и функционирования средств трудового процесса, материализация знаний в технике и технологии. По мере их совершенствования человек от реализации эмпирических знаний при ручных орудиях труда перешел к материализации научных знаний (механических, физических, химических, математических) в создаваемой технике и технологии крупного машинного производства. Бионическая техника требует использования биологических законов. Что касается автоматизированного производства и его информатизации, то потребовалось не только использование более сложных, но и новых областей научного знаний и даже создание и применение новых наук и научных направлений (теории автоматов, компьютерной лингвистики, информатики, синергетики и др.).
Вторая линия «онаучивания» труда реализуется через усвоение все более глубоких знаний субъектом производства. Здесь прямую линию возрастания роли знаний обнаружить труднее. Совершенно ясно, что средневековому ремесленнику, создающему уникальные вещи, потребовалось больше знаний, чем человеку античного общества с его рабским трудом. Но рабочему крупного машинного производства, ставшему придатком машины, или работнику автоматизированного производства, не включенному непосредственно в технологический процесс, как будто не нужно обладать более совершенными знаниями. Новейшая технология как раз нацелена на экономию труда. Так, пилоту современного реактивного лайнера, при всей его сложности, требуется меньше умения, чем летчикам первых простейших аэропланов, а рабочему на современной полуавтоматической линии требуется гораздо низшая квалификация, чем его предшественникам. Однако если брать совокупного работника крупного машинного или автоматизированного производств, куда включаются не только рабочие, перемещающие заготовки или нажимающие кнопки, но и деятельность наладчиков, контролеров, инженеров - конструкторов и технологов, то станет ясно, что в этом случае труд будет более информатизированным.
Следует иметь ввиду, что взаимосвязь труда и знания исторически обусловлена, что определяется не только существованием различных видов трудовой деятельности, изменчивым характером содержания знаний, прогрессивным развитием орудий человеческой деятельности но и изменением тех отношений, которые возникают между людьми в процессе этой деятельности. В целом значимость знаний и информации для реализации трудовой деятельности человека в истории общества неуклонно возрастала. Труд становился, если так можно выразится, все более «информатизированным», что вело к изменению, как его содержания, так и характера. Эта историческая тенденция особенно ярко проявляется ныне.
Обычно под содержанием труда понимают совокупность трудовых функций работника, их количественную и качественную характеристики, обусловленные техникой и технологией производства, организацией труда и квалифицированностью работника. Трудовые функции работника – это те действия, которые он выполняет в процессе своего труда. В действительности это лишь одна из составляющих содержания труда. В полном объеме содержание труда представляет собой совокупность технико-организационных функций и социально-экономических отношений. Если технико-организационное содержание труда характеризует производительные силы процесса труда и технологические отношения, то социально-экономическое содержание труда выражает те производственно-экономические отношения при которых совершается труд, отношения между трудом индивида и трудом всего общества. Изменение содержания труда предполагает изменения всех этих составляющих.
Изменения содержания труда происходило на всех этапах общественного развития. Человек осваивал новые образцы технических устройств, находил новые, более рациональные способы их применения, делая свой труд более эффективным и богатым по своему содержанию. В ходе технического прогресса нетворческие стороны трудовых функций человека все в большей степени замещались техническими устройствами, что вело к изменению содержания труда рабочих различных профессий.
Качественные и довольно быстрые изменения произошли в содержании труда в процессе автоматизации и информатизации общественного производства в связи со спецификой трудовой деятельности в условиях повышения степени свободы человека от технологического процесса. «Эта новая свобода приходит не вопреки новой технологии, но вследствие ее, - пишет А. Тоффлер - . Если ранняя технология индустриализма требует безмозглых роботизированных людей, способных заучено повторять одни и те же операции, технология завтрашнего дня берется только за такие задачи, которые оставляют людям возможность совершать действия, требующие принятия решений, внутренних умений и воображения. Супериндустриализм требует и создает не стандартного «массового человека», но отличающихся друг от друга людей; индивидуалов, а не роботов (Тоффлер А. Футурошок.., с. 241). Физические перемещения заменяются информационными связями, повышается требование к интеллектуальным способностям человека, к его психофизическим характеристикам, сокращается доля тяжелого физического труда во вредных и опасных для здоровья условиях, человек освобождается от машинного ритма и скорости, вытесняется малоквалифицированный и неквалифицированный труд, увеличивается доля умственного труда в совокупном труде, «онаучивается» содержания умственного труда, его «пластичность», т.е. быстро изменяется его содержание в соответствии с совершенствованием информационной технологии, изменяется соотношение традиций и новаторства в труде в пользу новаторства. Изменяются типичные для промышленного производства условия труда.
Все эти процессы оказывают неоднозначное влияние на работника производства. Облегчая его труд, делая его более производительным, уменьшая физическое напряжение, они вместе с тем таят угрозу увеличения нервной нагрузки, роста специфических профзаболеваний, потерю межличностного общения и наличия других негативных факторов. К таким факторам, к примеру, являются социально-психологические последствия работы на компьютере, когда эта работа приводит к дегуманизации мышления, формируется машинная картина мира, общение с компьютером приводит к обеднению чисто человеческих форм общения, стирается образное мышление. В результате компьютер способствует отчуждению работника от реального мира привычной ему трудовой деятельности. Эта деятельность как бы лишается своей значимости, она может быть заменена программой, которую программист может создать за сравнительно короткий период времени. Не случайно многие рассматривают компьютер как «фактор отчуждения». Все человеческое в человеке как бы сводится к машинообразным схемам. Взаимодействие «человек-машина» становится образцом для коммуникаций между людьми. В итоге сама человеческая жизнь приобретает компьютерное измерение.
Отрицательное воздействие на людей способна оказать и автоматизация сердцевиной которой являются компьютеры. При такой автоматизации люди вынуждены постоянно повторять одни и те же операции. Возникают новые виды нетворческой монотонной работы на новом уровне. Более того, автоматизация производства часто требует «узкого» специалиста, работника, ориентированного на выполнение лишь строго определенных операций, что также ведет к обеднению интеллекта работника. Последний привязывается к однажды выбранной форме трудовой деятельности, требующей определенного психического настроя и физического здоровья. В этом случае возникает опасность превращения рабочего в придаток автоматической линии. Все эти обстоятельства требует продуманного и научно-обоснованного подхода к автоматизации производственных процессов, который мог бы до минимума сократить негативные воздействия автоматизации и информатизации производственных процессов на главную производительную силу – человека. Возникает настоятельная необходимость создания в обществе определенного социально-психологического климата для формирования динамичной системы непрерывного образования, осознания членами общества реальной оценки значимости негативного воздействия компьютеризации и автоматизации на человека и общество, определения перспектив, методов и путей преодоления этих негативных явлений, что должно быть существенной частью научно-технической политики государства.
Изменение содержания труда в условиях информатизации общества является социальным процессом, оказывающим влияние на все основные стороны жизни работника, влечет за собой другие социальные сдвиги – в квалификации, структуре и масштабах занятости, в оплате труда.
Под воздействием информационной технологии изменяется профессионально - квалификационная сетка рабочей силы, появляются две объективные тенденции – дифференциации и интеграции профессий. Первая тенденция выражается в дальнейшем общественном разделении труда, в формировании новых профессий и специальностей. Вторая – в объединении профессий, росте удельного веса работников широкого профиля. Уже сегодня на наших глазах появляются такие новые профессии как, механик автоматизированных систем, мехатроник, оператор в области информатики, специалист по контролю за качеством, эргономист, эколог, системный аналитик, кодировщик и др. Массовыми профессиями становятся профессии наладчика, оператора, диспетчера, программиста, что говорит о возрастающей значимости этих видов труда. По данным Бюро трудовой статистики США к 2000 году потребуется на 251 тыс. больше системотехников и на 335 тыс. больше программистов, чем в 1986 году. При чем, по тем же данным, эта группа работников до конца столетия остается одной из наиболее растущих и высокооплачиваемых. Таким образом, возникает категория «квалифицированный рабочий» и намечается технически обусловленное расслоение рабочего класса, при котором выделяются мастер старого стиля, высококвалифицированный рабочий, рабочий средней квалификации, вспомогательный рабочий. На производстве становится все меньше так называемых «синих воротничков» (рабочих). Их место занимают «белые воротнички» (специалисты) которые являются приемниками прежних рабочих. Иногда эту группу называют «подсиненными воротничками», которые в свою очередь имеют тенденцию к замене их «стальными воротничками» (роботами). В целом, внедрение информационной технологии приводит к переструктурированию старых и образованию новых профессиональных групп – создателей информационных средств и технологий, информационного продукта и разнообразных групп обслуживающего персонала. При этом изменяется содержание профессиональной деятельности, условия этой деятельности, к квалификации работника, предъявляются новые, более жесткие требования – к его дисциплине, ответственности за технологию и результаты работы, здоровью, общественному уровню, состоянию его психологии. Усовершенствование технологий сопровождается решительными переменами всех профессиональных и личных качеств, которых требует экономика. Ситуация осложняется тем, что новая технология, рождая новые профессии, сокращают продолжительность их жизни. Между тем, любые перемены в работе влекут за собой ощутимый стресс, так как человек должен избавиться от старых привычек и манеры поведения и научиться вести себя по новому, научиться новому образу жизни.
Информационная технология, с одной стороны, рождает новые профессии и увеличивает занятость населения, а, с другой, - вытесняет рабочую силу из производственного процесса. Поскольку второй процесс происходит более динамично, чем первый формируются незанятые слои населения – частичная или полная технологическая безработица. При этом в сферу безработных попадают не только люди старшего поколения с ограниченной трудоспособностью, не могущие или не желающие переучиваться, но и полуквалифицированные и даже квалифицированные рабочие массовых профессий, молодежь с высоким уровнем образованием (например выпускаемые высшей школой инженеры - технологи или сварщики) и не получившие работу, обладатели простого и сложного нефизического труда. С ростом квалификации безработица приобретает ярко выраженный структурный характер: наряду с уменьшением спроса на неквалифицированный труд растет спрос на новые квалифицированные профессии. Компьютер на Западе приобрел печальную славу «убийцы рабочих мест». Внедрение в производство Великобритании роботов грозит потере работы пяти миллионов человек. В США только к 1990 году сокращено в текстильной промышленности 300 тысяч человек. К 2000 году роботы в развитых странах могут вытеснить до 75 % современной рабочей силы. Возникает проблема перехода на новые формы трудовых отношений, когда один человек занят одновременно на нескольких рабочих местах и одно рабочее место занято одновременно несколькими работниками.
В целом, отмечаются следующие тенденции в изменениях профессиональной структуры производственных рабочих. С одной стороны, возрастает численность работников преимущественно умственного труда – работников высококвалифицированного научно-технического труда (исследователи, конструкторы, проектировщики и т.д.), работников квалифицированного умственного труда (технологи, операторы и т.д.), работников нефизического труда средней квалификации (контролеры, браковщики, сборщики информации и т.д.). Распространение новейших технологий связи обещает появление не менее 1,3 млн. новых рабочих мест в странах Европейского союза к 2005 году. С другой, - сокращается численность работников преимущественно физического труда – работников неквалифицированного физического труда, квалифицированного физического труда ( ручного и при машинах, механизмах), высококвалифицированного труда, но устаревшей техники и технологии производства. Сокращается численность работников, занятых на основных операциях, с параллельным увеличением их численности на вспомогательных и ремонтных работах. Одновременно сокращается численность всех производственных рабочих и увеличивается число инженерно-технического и административно-управленческого персонала, увеличение численности работников в сфере нематериального производства. В связи с изменениями в содержании труда А.Тоффлер, в своей книге «Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХ1 века» отмечает, что привычное деление труда на сельскохозяйственный, промышленный и сервисный теряет смысл. Ныне можно говорить об умственном труде как труде в высшем секторе – работе по сбору и передачи информации, труде в среднем секторе, соединяющий физическую работу с использованием информации на компьютере и сервисом, и расположенном на нижнем уровне ручном труде, который постепенно исчезнет.
Если содержание труда определяется совокупностью технико-организационных функций людей в процессе их труда, то характер труда является показателем степени свободы трудящегося человека, показателем его отношения к труду. Характер труда представляет собой связи и отношения, отражающие степень развития общественной природы труда – отношение трудящегося к средствами производства, отношение людей к обществу и к цели во имя которой осуществляется труд индивида. Характер труда может быть осознанным или чисто механическим, однообразным или разнообразным, рутинным или творческим.
В процессе информатизации общества происходят существенные изменения не только в содержании, но и в характере труда. Возрастает доля умственного труда по сравнению с трудом физическим. Неквалифицированный труд все в большей степени заменяется квалифицированным. Распространяются формы индивидуального труда. Труд все в большей степени осуществляется на основе реализации научных знаний. В целом, происходит «интеллектуализация» труда и возрастает его творческий характер.
Информационная техника все в большей степени освобождает человека от тяжелого и порой бессодержательного физического труда, все более значимым делает труд умственный. Труд, как процесс преобразования природных и социальных сил для удовлетворения человеческих потребностей, теперь уже характеризуется возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом труда. Если раньше орудия труда являлись как бы продолжением и усилением естественных физических органов человека, то теперь информационные устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга. Уходят в прошлое многие формы неквалифицированного труда, заменяясь трудом квалифицированным. Развитие информационной технологии приводит к повышению образовательного и квалификационного уровня трудящихся, к возрастанию числа высококвалифицированных специалистов и к уменьшению числа малоквалифицированных профессий на производстве. Эффективность труда достигается не тем, что труд делается более тяжелым, физически изматывающим работника, а тем, что эти работники работают более рационально, более умело. «Драматизируя различия мы должны сказать, - пишет А. Тоффлер, - что в старом массовом промышленном производстве главным были мускулы. В развитых разукрупненных отраслях главными является информация и творчество. И это изменяет все » ( Новая технологическая волна на Западе.., с. 254). Процесс труда превращается в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации личности. Производство материальных благ заменяется производством человека, основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей, труд приобретает гуманный характер.
Информатизация и автоматизация производства, предъявляя к работникам все более разнообразные и более содержательные требования, выводят работника из непосредственного производственного процесса и превращают его в субъект, стоящего рядом с этим технологическим процессом. Создаются условия для проявления своеобразия человеческой личности и тем самым возможности развития социальной свободы. Преодолевается «профессиональный кретинизм» и формируются дополнительные возможности перехода от одной профессиональной деятельности к другой. Труд приобретает динамичный, изменяющейся по мере общественной или личной необходимости характер, что имеет исключительно большое значение при переходе от массового стандартизированного производства к гибкому, то есть часто изменяющемуся, производству малыми сериями рассчитанному на индивидуальные запросы потребителей. Следовательно, параллельно тому как потребители все в большей степени требуют индивидуализации товаров, труд субъектов производства становится все более разнообразным, все более свободным. «Характерной чертой позитивной культуры будущего, - пишет З. Бжезинский, - должна стать свободная деятельность личности вместе с коренными изменениями в самом характере труда» (Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998, с.122).
Рабочие информационного общества уже не являются придатком машины. Они более независимы, более изобретательны, обладают мастерством и знаниями, предпочитают самостоятельность в работе. Открывая эру автоматизации труда, информатика освобождает человека от однообразной, трудоемкой, утомительной умственной работы, усиливает его интеллект. Информатика позволяет резко увеличить эффективность многих видов труда, вводит человека в круг новых событий, в новые области знания. Тем самым труд человека наполняется все более интеллектуальным содержанием. Интеллектуализация труда –одна из характерных черт труда информационного общества.
Интеллектуализация труда проявляется если так можно выразиться в его «онаучивании». Оно проявляется в том, что в составе знаний, используемых в производстве, возрастает доля научных знаний. Безусловно, обыденные знания играют и всегда будут играть практически-производственную роль, люди, работающие на компьютере или в силу незнания либо в силу лени, как мне кажется, всегда будут пользоваться методом «тыка». Но роль обыденного знания по мере усложнения информационной техники и технологии безусловно будет сокращаться в пользу научных знаний как теоретической базы функционирования информатизированного и автоматизированного производства.
Использование в процессе труда научных знаний, интеллектуализация труда, увеличение степени свободы работника от непосредственного технологического процесса и возрастание степени его свободы, создают возможности для проявления творческих способностей личности и придают его труду творческий характер. Преодолеваются шаблонные компоненты труда, улучшаются его условия как поле для проявления творчества работников. Более того, само творчество работника совершенствуется по мере развития информатизации и автоматизации производства. Так, при функционировании роботов с жесткими и трудно перенастраевыемыми программами управления, человек еще не был свободен от своего рабочего места и его творчество было весьма ограниченным. Очувствительные роботы с адаптивным управлением обеспечили быструю настройку рабочих систем и освободили время у рабочего для реализации своего творческого потенциала. Создание роботов со средствами технической имитации интеллектуальных функций создает условия для проявления творческих способностей работников по совершенствованию и изобретению новых технологий и техники, для оптимизации производственного процесса.
Информатизация и автоматизация производства ведет не только к увеличению доли инженерной деятельности в совокупном труде работников производства, но и качественно изменяет самой характер инженерной деятельности. Проектно-конструкторская деятельность инженеров автоматизируется системой автоматического проектирования (САПР). Формируется человеко-машинная система где человек определяет основную задачу, выбирает критерии оптимальности, производит анализ и отбор представленных вариантов и выполняет другие творческие функции, а компьютер разрабатывает ряд моделей с заданными параметрами. Рутинная сторона этого труда – стандартные расчеты, проектная документация, чертежи – передаются машине. Таким образом, удельный вес творческого начала в труде инженера-конструктора и инженера-проектировщика повышается.
Информационная технология стала надежным и порой даже незаменимым помощником инженера в процессе его конструкторской и проектировочной деятельности. Существующая система автоматического проектирования удовлетворяет запросы современного динамично развивающегося производства в быстрым ростом сложности выпускаемой продукции и частой сменой его образцов. Все увеличивающаяся комбинация встающих научно-технических решений, появление все новых и новых идей быстро сменяющих друг друга, делает необходимым автоматизацию систем обработки и выдачи информации и быструю их реализацию. Уже сейчас методы компьютерной графики наделили компьютер способностью создавать изображения и оказали на мир не меньшее влияние, чем появление самих компьютеров. Стало возможным создавать плоские чертежи, вести объемное твердотельное моделирование, проектировать сложные поверхности, многокомпонентные сборки, рассчитать прочность. Быстрой реализации технических идей будет способствовать появление в недалеком будущем трехмерной графики, развитие которой приведет к непосредственному воплощению конструкторской мысли в техническое устройство.
В основе компьютерной графики лежат два фундаментальных принципа: представление на экране монитора в виде сетки пронумерованных точек и представление всей изображенной на экране информации, - будь то форма, цвет, отражение или тень, - числами, определенной последовательностью знаков. Сейчас компьютерная графика широко используется в инженерно-конструкторской деятельности. Системы автоматического проектирования (САПР) сократили цикл конструирования, позволив заменить дорогостоящий опытный образец его моделью на экране монитора. Путем модулирования можно подвергнуть новые конструкции углубленному анализу и таким испытаниям, которые для реального образца или невозможны, или слишком дороги. В автоматизированных системах управления технологическими процессами компьютерная графика применяется для управления автоматическими линиями, выпускающими готовые изделия.
Методы компьютерной графики широко применяются в ряде отраслей промышленного производства, в том числе в автомобильной промышленности. Создание нового автомобиля традиционно начинается с того, что дизайнеры лепят из больших глиняных шаров копию предлагаемой модели в натуральную величину. После этого глиняная модель превращалась в гипсовый слепок, облепляемый многочисленными картонными шаблонами на основании которых изготовлялись алюминиевые шаблоны а по ним – деревянная модель. Теперь, благодаря компьютерной графике, отпала необходимость в изготовлении шаблонов. Вместо этого электронный прибор сканирует глиняную модель, переводя все искривления поверхности в набор чисел. Эти числа вводятся в компьютер, где специальные программы превращают их в изображения, копирующие внешние очертания модели под любым углом зрения. Подобным образом создаются модели остальных элементов автомобиля. Меняя форму общей модели автомобиля, дизайнеры сразу фиксируют результаты этого, добиваясь желаемого результата. На стадии испытания компьютерных моделей конструкции оцениваются альтернативные варианты конструкции с выбором желательного решения. Рассчитывается также конфигурация интерьера автомобиля. Выполненный, первоначально в виде «проволочной», а сейчас в виде «твердой» модели, киберман, сидя в компьютерной копии водительского кресла и двигая своими гибкими суставами, проверяет удобство интерьера, подавая соответствующие сигналы в компьютер.
Однако компьютеризация деятельности инженера не приведет к вытеснению человека из сферы проектно-конструкторской деятельности, который будет продолжать выполнять все новые, встающие в процессе этой деятельности, творческие задачи. Более того, деятельность инженера расширяет свои рамки. Уходит в прошлое, когда инженер ограничивал поле своей деятельности решением чисто технико-технологических задач. Ныне от инженера требуется учет качеств человека и социально-экономических факторов не только при выпуске определенной продукции, но и в процессе проектно-конструкторской деятельности
Наряду с классической инженерной деятельностью, связанной с применением научных знаний и производственного опыта в технической практике, возникают другие виды инженерной деятельности. Они связаны с учетом человеческого фактора и социально-экономической среды. Такой инженерной деятельностью является, к примеру, системотехническая деятельность инженера и социотехническое проектирование. Инженеры – системотехники используют информационную технологию для создания сложных технических систем, которые расчленяются на подсистемы. Последние являются объектом деятельности групп инженеров - системотехников. Связь между ними реализуется при помощи общего плана работы и деятельности инженеров широкого профиля. При этом, системное проектирование нацелено не просто на создание технических систем, а с учетом качеств человека ориентировано на формирование систем «человек-техника». Поэтому оно требует от инженера знания психофизических качеств человека, гуманитарной и общекультурной подготовки. Эти требования имеют все возрастающую значимость по мере рационализации производства, перехода его к более сложным технико-организационным формам, к его комплексной автоматизации.
При комплексной автоматизацией производства создается комплексная электронная система управления предприятием в целом. С общем виде процесс управления может быть представлен следующим образом. Субъект управления формирует цель управления и с помощью набора операций определяет характер управляющих воздействий на объект управления. При воздействии посредством прямой связи субъекта на объект, система управления изменяется таким образом, что достигает определенного результата. В силу наличия помех, влияющих на работу системы управления, этот результат обычно полностью не совпадает с поставленной субъектом управления целью. По каналам обратной связи объект управления выдает информацию о полученных результатах в управляющий орган, который в ответ выдает команды, изменяющие режим работы системы управления в соответствии с новыми условиями. Следует отметить, что современные управленческие системы используют новейшие средства и методы – системный подход и анализ, математические методы, моделирование, прогнозирование. С помощью информационно-кибернетической техники реализуется автоматизация управленческих процессов, внедряются АСУ – автоматизированные системы управления.
На практике автоматизированная система управления, как правило, содержит определенные функциональный набор: финансовый модуль, производственный модуль, маркетинговый модуль и модуль управления проектом. Эти модули должны взаимодействовать таким образом, чтобы каждый сотрудник любого подразделения мог получить информацию в то время и в той форме, которые ему необходимы. Для этого нужна единая интегрированная база данных, которая поддерживает весь комплекс информации о предприятии. Это – конструкторская и технологическая документация, сведения о заказах и ходе их выполнения, о составе и состоянии оборудования, о финансовых ресурсах и сбыте.
На разных уровнях производственной иерархии при автоматизации управления решаются различные задачи. Первый круг задач связан с предприятием в целом. Это управление финансовыми ресурсами, запасами, планирование, отслеживание заказов на выпуск и поставку готовой продукции. На этом уровне также решаются проектировочные, конструкторские и технологические задачи для подготовки производства к выпуску определенной продукции. Второй круг задач относится к производственным подразделениям, цехам и участкам. Задачи планирования и учета хода производства здесь соседствуют с управлением технологическим оборудованием и производственным транспортом. Для этого используются контроллеры, датчики, анализаторы, устройства сопряжения с объектами, устройства программного управления, считыватели цифровых и магнитных кодов. Все эти устройства собирают информацию и, передавая ее системам управления более высокого уровня, принимают от нее определенные команды.
В качестве конкретного примера можно привести формирование автоматизированной системы управления ОАО «Красный Аксай» г. Ростова-на-Дону. Создавая такую систему, ее разработчики исходили из сложности принятия решений в быстро меняющихся экономических условиях и важностью иметь оперативную информацию о состоянии дел на предприятии. Информатизация управления на этом предприятии предполагала отсутствие промежуточных звеньев в цепи передачи информации, ввод информации в компьютеры подразделений, оснащение подразделений вычислительной техникой, разработку и внедрение программного обеспечения. Решение этих проблем происходило поэтапно. Вначале была организована машинная обработка информации в рамках локальной компьютерной сети. Был создан отдел информационного обеспечения, который занялся разработкой системы представления информации, конвертированием имеющейся информации к новому представлению, разработкой схем информационного обмена между подразделениями и программного обеспечения. После решения этих задач возникла новая, более сложная – создание локальной вычислительной сети, включающей все подразделения и отделы, бухгалтерию, юридический отдел, бюро материально-технического обеспечения, бюро внешнеэкономических связей. Была разработано программное обеспечение для поддержания информационного обмена. В локальную сеть было включено 16 компьютеров, установленных на рабочих местах специалистов и используемых для индивидуальной работы и отладки информации в сети. Функционируют также информационные системы «Консультант» и «Консультант – бухгалтер». Все эти средства дают полную, своевременную объективную картину положения дел на предприятии и позволяют быстро реагировать на сбой в работе одного из его звеньев.
Труду в условиях информационного общества присуща не только его коллективность, но и его индивидуализация. Индивидуальный характер имеет уже сегодня работа программиста и вообще работа на компьютере. Но индивидуализация труда возрастает по мере увеличения числа надомников, развития надомного труда, работы в «электронных коттеджах».
Безусловно, поскольку бизнес зависит в большой степени от личных отношений, коммуникации лицом к лицу, офисы в сфере бизнеса еще долгое время будут существовать. Что же касается сферы производства, то в развитых обществах уже сейчас четко обозначается тенденция переноса центра тяжести в труде и творчестве в жилище, оснащенные компьютерными системами – в «электронные коттеджи». В связи с этим на новом уровне формируется такая форма труда, как надомничество. При этом часто встречаются ситуации, когда менее денежная работа на дому, не требующая ежедневных поездок, предпочитается более доходной, но требующей ежедневных поездок через весь город. И все же работа на дому способствует повышению производительности труда, Так, в США повышение производительности за счет перевода сотрудников на надомный –режим работы составляет в среднем 15%, а по отдельным отраслям до 40%. Достигается это за счет увеличения рабочего времени, снижения расходов на освещение, отопление, аренду помещений, экономии труда, вовлечения в трудовую деятельность женщин и обучающейся молодежи, резком сокращении и почти ликвидации времени на поездки. Свободное и рабочее место становятся фактически неразделимыми. Происходит размывание границ между производительным и непроизводительным трудом, между трудом по производству материальных благ и услуг и, в конечном итоге, между производством и потреблением. Таким образом, возникает переход от «чистого» производства к процессу, в котором важную роль играет потребление и от «чистого» потребления к производственной деятельности, расцениваемой как разновидность досуга. Возникающую ситуацию западные социологи понимают как становление прозьюмпера ( prosumer - производное от англ. «производитель»- producer и «потребитель -consumer), соединяющий в себе как производственную деятельность, так и активное потребление благ и услуг. Надомничество в США приобрело массовый характер. Достаточно сказать, что только к 1995 году здесь было создано около 20,7 миллиона рабочих мест на дому.
Надо отметить тот факт, что процесс роста надомничества стимулируется тем фактом, что именно мелкие фирмы и даже отдельные небольшие группы работников подчас «выбиваются в люди», зачастую проявляя энтузиазм, идя на такой риск, на которой не могу пойти крупные индустриальные монстры. Масштабы деятельности таких предприятий охватывают огромные анклавы и средства, Убытки от возможных просчетов поэтому достигают огромных размеров. Мелкие компании имеют большую возможность идти на риск по введению новой технологии и выработке новых продуктов, они часто являются «точками роста» промышленного развития, зачатками крупных производстввенных объединений. Среди 20 наиболее богатых и влиятельных американских компаний 15 представляют империи, возникшие в последние десятилетия из мелких компаний – Mikrosoft, Metromedia, Intel и др.
Однако возможность работы на дому далеко не всегда осуществима. На любом предприятии имеется ряд рабочих мест, перенос которых к сотруднику на дом либо нецелесообразен, либо вовсе невозможен – дежурный специалист службы поддержки пользователей, уборщик, курьер, электрик и др. Существует немало проблем психологического и социального порядка – отсутствие коллективной защищенности, контроля за работой, ее морального стимулирования, общения с коллегами. Строго индивидуальный характер труда вольно или невольно вырабатывает у трудящегося субъекта соответствующую психологию и социальную отчужденность. Возникает проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд, что способно понизить творческий потенциал общества. Все это сдерживает темпы роста надомничества, работы в «электронных коттеджах». Однако форма этой работы все же растет в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере услуг.
Одной из отличительных особенностей информационного общества является перемещение рабочей силы из сферы производства в сферу услуг. Считается, что процент населения, занятого в сфере услуг является одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития: если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным. В этой связи в ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. (Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Социальная информатика. М., 1996, стр. 1).
Развитие компьютеризации сферы услуг, с одной стороны, повышает количество работников, обслуживающих эту сферу. С 1980 по 1994 годы занятость в обрабатывающей промышленности США сократилась на 11%, в добывающей – на 41%. За эти же годы занятость в сфере услуг повысилась на 78%. С другой стороны, повышение компьютерной оснащенности транспорта, торговли, связи, домашнего хозяйства и других услуг приводит к увеличению свободного времени. Возникла своеобразная «индустрия развлечений», которая создает новые рабочие места. Появились игорные автоматы и другие развлекательные информационные средства. Эти средства делятся на воспроизводящие и обеспечивающие участие. Так, в Японии создана игрушка «чудное маленькое яйцо», которая представляет собой электронную шкатулку в форме яйца размером с брелок для ключей. После ее включения на маленьком дисплее появляется изображение яйца из которого вылупливается цыпленок. С помощью кнопочек на игрушке можно кормить цыпленка, играть с ним, убирать за ним и т.д. Основной фокус заключается в том, что игрушка не выключается и если не кормить цыпленка, то он вначале издает жалобный писк, затем вырастает злобным и слабым и наконец может досрочно умереть. На международном рынке продается сотни различных видеоигр, которые непрерывно совершенствуются. За одно десятилетие было создано четыре поколения интерактивных игр. Первые три из них постоянно усложняли видеоигры. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. Появившиеся компактные оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения.
Увлечение видеоиграми и вообще увеличение свободного времени не всегда есть благо. Общеизвестно, к примеру, что игрушка с цыпленком в Японии вызвала психическое расстройство у многих детей в связи со «смертью» цыпленка. Увеличение свободного времени является необходимой предпосылкой повышения качества жизни, развития индивидов, но лишь при условии наличия необходимой инфраструктуры, высокого уровня культуры эффективного времяпровождения. Свободное время не должно быть временем «ничегонеделания», временем царства для лени. Оно, как главное общественное богатство, должно быть рационально использовано, истрачено для всестороннего развития личности, выявления всего интеллектуального потенциала личности. Должно произойти качественное изменение отношения людей к свободному времени как к свободе от труда. Со временем все в большей и большей степени формируется социальная проблема рационального использования свободного времени. Решение этой проблемы состоит в превращении свободного времени не в досуг, а в сферу непроизводительного труда для полного выявления большего потенциала возможностей индивида.
Поскольку в процессе информатизации общества происходит передача информационной технике логических трудовых функций человека, вполне естественно, что использование этой техники предполагает трудящегося, обладающего определенными научными знаниями (информатики, математики, языка и др.) и умением их творческого применения. Именно поэтому информатизация общества изменяет характер труда в сторону повышения его интеллектуального и творческого потенциала. Развитие творческого потенциала и должно стимулировать рациональное использование свободного времени. С появлением полностью автоматизированных производств рабочие становятся более изобретательными, более похожими на независимого ремесленника, чем на взаимозаменяемых рабочих конвейерного производства. В представлении А.Тоффлера эти рабочие моложе, более образованы, ненавидят рутину, предпочитают работать бесконтрольно, хотят иметь право своего мнения, привыкли к изменениям, неясности ситуаций, гибкой организации.
Таким образом, происходят изменения как в профессиональном и квалификационном составе всего трудового населения, так и в структуре занятых по отраслям, в соотношении занятых в производственной и непроизводственной сфере и, в конечном итоге, в социльной структуре общества. Информатизированный труд выступает революционизирующим началом социальных и, как следствие, политических изменений в обществе.
«Необходимые нам решения выходят далеко за пределы технической и экономической проблематики. В конечном итоге главные проблемы – политические».
У. Драйзард.
Труд, как процесс целесообразной деятельности людей по освоению природных и социальных сил с целью удовлетворения своих потребностей, всегда был информатизированным, т.е. основывался на знаниях. Более того, знания как элемент сознания, как способ его существования возникли и функционируют в процессе трудовой деятельности человека. Таким образом, труд с одной стороны выступает в качестве источника знания, а с другой - в качестве его «потребителя». Другими словами, знание и труд органически взаимосвязаны друг с другом.
Насыщение, если так можно выразиться, трудового процесса знаниями идет по двум линиям. Первая - это применение знаний для производства и функционирования средств трудового процесса, материализация знаний в технике и технологии. По мере их совершенствования человек от реализации эмпирических знаний при ручных орудиях труда перешел к материализации научных знаний (механических, физических, химических, математических) в создаваемой технике и технологии крупного машинного производства. Бионическая техника требует использования биологических законов. Что касается автоматизированного производства и его информатизации, то потребовалось не только использование более сложных, но и новых областей научного знаний и даже создание и применение новых наук и научных направлений (теории автоматов, компьютерной лингвистики, информатики, синергетики и др.).
Вторая линия «онаучивания» труда реализуется через усвоение все более глубоких знаний субъектом производства. Здесь прямую линию возрастания роли знаний обнаружить труднее. Совершенно ясно, что средневековому ремесленнику, создающему уникальные вещи, потребовалось больше знаний, чем человеку античного общества с его рабским трудом. Но рабочему крупного машинного производства, ставшему придатком машины, или работнику автоматизированного производства, не включенному непосредственно в технологический процесс, как будто не нужно обладать более совершенными знаниями. Новейшая технология как раз нацелена на экономию труда. Так, пилоту современного реактивного лайнера, при всей его сложности, требуется меньше умения, чем летчикам первых простейших аэропланов, а рабочему на современной полуавтоматической линии требуется гораздо низшая квалификация, чем его предшественникам. Однако если брать совокупного работника крупного машинного или автоматизированного производств, куда включаются не только рабочие, перемещающие заготовки или нажимающие кнопки, но и деятельность наладчиков, контролеров, инженеров - конструкторов и технологов, то станет ясно, что в этом случае труд будет более информатизированным.
Следует иметь ввиду, что взаимосвязь труда и знания исторически обусловлена, что определяется не только существованием различных видов трудовой деятельности, изменчивым характером содержания знаний, прогрессивным развитием орудий человеческой деятельности но и изменением тех отношений, которые возникают между людьми в процессе этой деятельности. В целом значимость знаний и информации для реализации трудовой деятельности человека в истории общества неуклонно возрастала. Труд становился, если так можно выразится, все более «информатизированным», что вело к изменению, как его содержания, так и характера. Эта историческая тенденция особенно ярко проявляется ныне.
Обычно под содержанием труда понимают совокупность трудовых функций работника, их количественную и качественную характеристики, обусловленные техникой и технологией производства, организацией труда и квалифицированностью работника. Трудовые функции работника – это те действия, которые он выполняет в процессе своего труда. В действительности это лишь одна из составляющих содержания труда. В полном объеме содержание труда представляет собой совокупность технико-организационных функций и социально-экономических отношений. Если технико-организационное содержание труда характеризует производительные силы процесса труда и технологические отношения, то социально-экономическое содержание труда выражает те производственно-экономические отношения при которых совершается труд, отношения между трудом индивида и трудом всего общества. Изменение содержания труда предполагает изменения всех этих составляющих.
Изменения содержания труда происходило на всех этапах общественного развития. Человек осваивал новые образцы технических устройств, находил новые, более рациональные способы их применения, делая свой труд более эффективным и богатым по своему содержанию. В ходе технического прогресса нетворческие стороны трудовых функций человека все в большей степени замещались техническими устройствами, что вело к изменению содержания труда рабочих различных профессий.
Качественные и довольно быстрые изменения произошли в содержании труда в процессе автоматизации и информатизации общественного производства в связи со спецификой трудовой деятельности в условиях повышения степени свободы человека от технологического процесса. «Эта новая свобода приходит не вопреки новой технологии, но вследствие ее, - пишет А. Тоффлер - . Если ранняя технология индустриализма требует безмозглых роботизированных людей, способных заучено повторять одни и те же операции, технология завтрашнего дня берется только за такие задачи, которые оставляют людям возможность совершать действия, требующие принятия решений, внутренних умений и воображения. Супериндустриализм требует и создает не стандартного «массового человека», но отличающихся друг от друга людей; индивидуалов, а не роботов (Тоффлер А. Футурошок.., с. 241). Физические перемещения заменяются информационными связями, повышается требование к интеллектуальным способностям человека, к его психофизическим характеристикам, сокращается доля тяжелого физического труда во вредных и опасных для здоровья условиях, человек освобождается от машинного ритма и скорости, вытесняется малоквалифицированный и неквалифицированный труд, увеличивается доля умственного труда в совокупном труде, «онаучивается» содержания умственного труда, его «пластичность», т.е. быстро изменяется его содержание в соответствии с совершенствованием информационной технологии, изменяется соотношение традиций и новаторства в труде в пользу новаторства. Изменяются типичные для промышленного производства условия труда.
Все эти процессы оказывают неоднозначное влияние на работника производства. Облегчая его труд, делая его более производительным, уменьшая физическое напряжение, они вместе с тем таят угрозу увеличения нервной нагрузки, роста специфических профзаболеваний, потерю межличностного общения и наличия других негативных факторов. К таким факторам, к примеру, являются социально-психологические последствия работы на компьютере, когда эта работа приводит к дегуманизации мышления, формируется машинная картина мира, общение с компьютером приводит к обеднению чисто человеческих форм общения, стирается образное мышление. В результате компьютер способствует отчуждению работника от реального мира привычной ему трудовой деятельности. Эта деятельность как бы лишается своей значимости, она может быть заменена программой, которую программист может создать за сравнительно короткий период времени. Не случайно многие рассматривают компьютер как «фактор отчуждения». Все человеческое в человеке как бы сводится к машинообразным схемам. Взаимодействие «человек-машина» становится образцом для коммуникаций между людьми. В итоге сама человеческая жизнь приобретает компьютерное измерение.
Отрицательное воздействие на людей способна оказать и автоматизация сердцевиной которой являются компьютеры. При такой автоматизации люди вынуждены постоянно повторять одни и те же операции. Возникают новые виды нетворческой монотонной работы на новом уровне. Более того, автоматизация производства часто требует «узкого» специалиста, работника, ориентированного на выполнение лишь строго определенных операций, что также ведет к обеднению интеллекта работника. Последний привязывается к однажды выбранной форме трудовой деятельности, требующей определенного психического настроя и физического здоровья. В этом случае возникает опасность превращения рабочего в придаток автоматической линии. Все эти обстоятельства требует продуманного и научно-обоснованного подхода к автоматизации производственных процессов, который мог бы до минимума сократить негативные воздействия автоматизации и информатизации производственных процессов на главную производительную силу – человека. Возникает настоятельная необходимость создания в обществе определенного социально-психологического климата для формирования динамичной системы непрерывного образования, осознания членами общества реальной оценки значимости негативного воздействия компьютеризации и автоматизации на человека и общество, определения перспектив, методов и путей преодоления этих негативных явлений, что должно быть существенной частью научно-технической политики государства.
Изменение содержания труда в условиях информатизации общества является социальным процессом, оказывающим влияние на все основные стороны жизни работника, влечет за собой другие социальные сдвиги – в квалификации, структуре и масштабах занятости, в оплате труда.
Под воздействием информационной технологии изменяется профессионально - квалификационная сетка рабочей силы, появляются две объективные тенденции – дифференциации и интеграции профессий. Первая тенденция выражается в дальнейшем общественном разделении труда, в формировании новых профессий и специальностей. Вторая – в объединении профессий, росте удельного веса работников широкого профиля. Уже сегодня на наших глазах появляются такие новые профессии как, механик автоматизированных систем, мехатроник, оператор в области информатики, специалист по контролю за качеством, эргономист, эколог, системный аналитик, кодировщик и др. Массовыми профессиями становятся профессии наладчика, оператора, диспетчера, программиста, что говорит о возрастающей значимости этих видов труда. По данным Бюро трудовой статистики США к 2000 году потребуется на 251 тыс. больше системотехников и на 335 тыс. больше программистов, чем в 1986 году. При чем, по тем же данным, эта группа работников до конца столетия остается одной из наиболее растущих и высокооплачиваемых. Таким образом, возникает категория «квалифицированный рабочий» и намечается технически обусловленное расслоение рабочего класса, при котором выделяются мастер старого стиля, высококвалифицированный рабочий, рабочий средней квалификации, вспомогательный рабочий. На производстве становится все меньше так называемых «синих воротничков» (рабочих). Их место занимают «белые воротнички» (специалисты) которые являются приемниками прежних рабочих. Иногда эту группу называют «подсиненными воротничками», которые в свою очередь имеют тенденцию к замене их «стальными воротничками» (роботами). В целом, внедрение информационной технологии приводит к переструктурированию старых и образованию новых профессиональных групп – создателей информационных средств и технологий, информационного продукта и разнообразных групп обслуживающего персонала. При этом изменяется содержание профессиональной деятельности, условия этой деятельности, к квалификации работника, предъявляются новые, более жесткие требования – к его дисциплине, ответственности за технологию и результаты работы, здоровью, общественному уровню, состоянию его психологии. Усовершенствование технологий сопровождается решительными переменами всех профессиональных и личных качеств, которых требует экономика. Ситуация осложняется тем, что новая технология, рождая новые профессии, сокращают продолжительность их жизни. Между тем, любые перемены в работе влекут за собой ощутимый стресс, так как человек должен избавиться от старых привычек и манеры поведения и научиться вести себя по новому, научиться новому образу жизни.
Информационная технология, с одной стороны, рождает новые профессии и увеличивает занятость населения, а, с другой, - вытесняет рабочую силу из производственного процесса. Поскольку второй процесс происходит более динамично, чем первый формируются незанятые слои населения – частичная или полная технологическая безработица. При этом в сферу безработных попадают не только люди старшего поколения с ограниченной трудоспособностью, не могущие или не желающие переучиваться, но и полуквалифицированные и даже квалифицированные рабочие массовых профессий, молодежь с высоким уровнем образованием (например выпускаемые высшей школой инженеры - технологи или сварщики) и не получившие работу, обладатели простого и сложного нефизического труда. С ростом квалификации безработица приобретает ярко выраженный структурный характер: наряду с уменьшением спроса на неквалифицированный труд растет спрос на новые квалифицированные профессии. Компьютер на Западе приобрел печальную славу «убийцы рабочих мест». Внедрение в производство Великобритании роботов грозит потере работы пяти миллионов человек. В США только к 1990 году сокращено в текстильной промышленности 300 тысяч человек. К 2000 году роботы в развитых странах могут вытеснить до 75 % современной рабочей силы. Возникает проблема перехода на новые формы трудовых отношений, когда один человек занят одновременно на нескольких рабочих местах и одно рабочее место занято одновременно несколькими работниками.
В целом, отмечаются следующие тенденции в изменениях профессиональной структуры производственных рабочих. С одной стороны, возрастает численность работников преимущественно умственного труда – работников высококвалифицированного научно-технического труда (исследователи, конструкторы, проектировщики и т.д.), работников квалифицированного умственного труда (технологи, операторы и т.д.), работников нефизического труда средней квалификации (контролеры, браковщики, сборщики информации и т.д.). Распространение новейших технологий связи обещает появление не менее 1,3 млн. новых рабочих мест в странах Европейского союза к 2005 году. С другой, - сокращается численность работников преимущественно физического труда – работников неквалифицированного физического труда, квалифицированного физического труда ( ручного и при машинах, механизмах), высококвалифицированного труда, но устаревшей техники и технологии производства. Сокращается численность работников, занятых на основных операциях, с параллельным увеличением их численности на вспомогательных и ремонтных работах. Одновременно сокращается численность всех производственных рабочих и увеличивается число инженерно-технического и административно-управленческого персонала, увеличение численности работников в сфере нематериального производства. В связи с изменениями в содержании труда А.Тоффлер, в своей книге «Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХ1 века» отмечает, что привычное деление труда на сельскохозяйственный, промышленный и сервисный теряет смысл. Ныне можно говорить об умственном труде как труде в высшем секторе – работе по сбору и передачи информации, труде в среднем секторе, соединяющий физическую работу с использованием информации на компьютере и сервисом, и расположенном на нижнем уровне ручном труде, который постепенно исчезнет.
Если содержание труда определяется совокупностью технико-организационных функций людей в процессе их труда, то характер труда является показателем степени свободы трудящегося человека, показателем его отношения к труду. Характер труда представляет собой связи и отношения, отражающие степень развития общественной природы труда – отношение трудящегося к средствами производства, отношение людей к обществу и к цели во имя которой осуществляется труд индивида. Характер труда может быть осознанным или чисто механическим, однообразным или разнообразным, рутинным или творческим.
В процессе информатизации общества происходят существенные изменения не только в содержании, но и в характере труда. Возрастает доля умственного труда по сравнению с трудом физическим. Неквалифицированный труд все в большей степени заменяется квалифицированным. Распространяются формы индивидуального труда. Труд все в большей степени осуществляется на основе реализации научных знаний. В целом, происходит «интеллектуализация» труда и возрастает его творческий характер.
Информационная техника все в большей степени освобождает человека от тяжелого и порой бессодержательного физического труда, все более значимым делает труд умственный. Труд, как процесс преобразования природных и социальных сил для удовлетворения человеческих потребностей, теперь уже характеризуется возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом труда. Если раньше орудия труда являлись как бы продолжением и усилением естественных физических органов человека, то теперь информационные устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга. Уходят в прошлое многие формы неквалифицированного труда, заменяясь трудом квалифицированным. Развитие информационной технологии приводит к повышению образовательного и квалификационного уровня трудящихся, к возрастанию числа высококвалифицированных специалистов и к уменьшению числа малоквалифицированных профессий на производстве. Эффективность труда достигается не тем, что труд делается более тяжелым, физически изматывающим работника, а тем, что эти работники работают более рационально, более умело. «Драматизируя различия мы должны сказать, - пишет А. Тоффлер, - что в старом массовом промышленном производстве главным были мускулы. В развитых разукрупненных отраслях главными является информация и творчество. И это изменяет все » ( Новая технологическая волна на Западе.., с. 254). Процесс труда превращается в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации личности. Производство материальных благ заменяется производством человека, основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей, труд приобретает гуманный характер.
Информатизация и автоматизация производства, предъявляя к работникам все более разнообразные и более содержательные требования, выводят работника из непосредственного производственного процесса и превращают его в субъект, стоящего рядом с этим технологическим процессом. Создаются условия для проявления своеобразия человеческой личности и тем самым возможности развития социальной свободы. Преодолевается «профессиональный кретинизм» и формируются дополнительные возможности перехода от одной профессиональной деятельности к другой. Труд приобретает динамичный, изменяющейся по мере общественной или личной необходимости характер, что имеет исключительно большое значение при переходе от массового стандартизированного производства к гибкому, то есть часто изменяющемуся, производству малыми сериями рассчитанному на индивидуальные запросы потребителей. Следовательно, параллельно тому как потребители все в большей степени требуют индивидуализации товаров, труд субъектов производства становится все более разнообразным, все более свободным. «Характерной чертой позитивной культуры будущего, - пишет З. Бжезинский, - должна стать свободная деятельность личности вместе с коренными изменениями в самом характере труда» (Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998, с.122).
Рабочие информационного общества уже не являются придатком машины. Они более независимы, более изобретательны, обладают мастерством и знаниями, предпочитают самостоятельность в работе. Открывая эру автоматизации труда, информатика освобождает человека от однообразной, трудоемкой, утомительной умственной работы, усиливает его интеллект. Информатика позволяет резко увеличить эффективность многих видов труда, вводит человека в круг новых событий, в новые области знания. Тем самым труд человека наполняется все более интеллектуальным содержанием. Интеллектуализация труда –одна из характерных черт труда информационного общества.
Интеллектуализация труда проявляется если так можно выразиться в его «онаучивании». Оно проявляется в том, что в составе знаний, используемых в производстве, возрастает доля научных знаний. Безусловно, обыденные знания играют и всегда будут играть практически-производственную роль, люди, работающие на компьютере или в силу незнания либо в силу лени, как мне кажется, всегда будут пользоваться методом «тыка». Но роль обыденного знания по мере усложнения информационной техники и технологии безусловно будет сокращаться в пользу научных знаний как теоретической базы функционирования информатизированного и автоматизированного производства.
Использование в процессе труда научных знаний, интеллектуализация труда, увеличение степени свободы работника от непосредственного технологического процесса и возрастание степени его свободы, создают возможности для проявления творческих способностей личности и придают его труду творческий характер. Преодолеваются шаблонные компоненты труда, улучшаются его условия как поле для проявления творчества работников. Более того, само творчество работника совершенствуется по мере развития информатизации и автоматизации производства. Так, при функционировании роботов с жесткими и трудно перенастраевыемыми программами управления, человек еще не был свободен от своего рабочего места и его творчество было весьма ограниченным. Очувствительные роботы с адаптивным управлением обеспечили быструю настройку рабочих систем и освободили время у рабочего для реализации своего творческого потенциала. Создание роботов со средствами технической имитации интеллектуальных функций создает условия для проявления творческих способностей работников по совершенствованию и изобретению новых технологий и техники, для оптимизации производственного процесса.
Информатизация и автоматизация производства ведет не только к увеличению доли инженерной деятельности в совокупном труде работников производства, но и качественно изменяет самой характер инженерной деятельности. Проектно-конструкторская деятельность инженеров автоматизируется системой автоматического проектирования (САПР). Формируется человеко-машинная система где человек определяет основную задачу, выбирает критерии оптимальности, производит анализ и отбор представленных вариантов и выполняет другие творческие функции, а компьютер разрабатывает ряд моделей с заданными параметрами. Рутинная сторона этого труда – стандартные расчеты, проектная документация, чертежи – передаются машине. Таким образом, удельный вес творческого начала в труде инженера-конструктора и инженера-проектировщика повышается.
Информационная технология стала надежным и порой даже незаменимым помощником инженера в процессе его конструкторской и проектировочной деятельности. Существующая система автоматического проектирования удовлетворяет запросы современного динамично развивающегося производства в быстрым ростом сложности выпускаемой продукции и частой сменой его образцов. Все увеличивающаяся комбинация встающих научно-технических решений, появление все новых и новых идей быстро сменяющих друг друга, делает необходимым автоматизацию систем обработки и выдачи информации и быструю их реализацию. Уже сейчас методы компьютерной графики наделили компьютер способностью создавать изображения и оказали на мир не меньшее влияние, чем появление самих компьютеров. Стало возможным создавать плоские чертежи, вести объемное твердотельное моделирование, проектировать сложные поверхности, многокомпонентные сборки, рассчитать прочность. Быстрой реализации технических идей будет способствовать появление в недалеком будущем трехмерной графики, развитие которой приведет к непосредственному воплощению конструкторской мысли в техническое устройство.
В основе компьютерной графики лежат два фундаментальных принципа: представление на экране монитора в виде сетки пронумерованных точек и представление всей изображенной на экране информации, - будь то форма, цвет, отражение или тень, - числами, определенной последовательностью знаков. Сейчас компьютерная графика широко используется в инженерно-конструкторской деятельности. Системы автоматического проектирования (САПР) сократили цикл конструирования, позволив заменить дорогостоящий опытный образец его моделью на экране монитора. Путем модулирования можно подвергнуть новые конструкции углубленному анализу и таким испытаниям, которые для реального образца или невозможны, или слишком дороги. В автоматизированных системах управления технологическими процессами компьютерная графика применяется для управления автоматическими линиями, выпускающими готовые изделия.
Методы компьютерной графики широко применяются в ряде отраслей промышленного производства, в том числе в автомобильной промышленности. Создание нового автомобиля традиционно начинается с того, что дизайнеры лепят из больших глиняных шаров копию предлагаемой модели в натуральную величину. После этого глиняная модель превращалась в гипсовый слепок, облепляемый многочисленными картонными шаблонами на основании которых изготовлялись алюминиевые шаблоны а по ним – деревянная модель. Теперь, благодаря компьютерной графике, отпала необходимость в изготовлении шаблонов. Вместо этого электронный прибор сканирует глиняную модель, переводя все искривления поверхности в набор чисел. Эти числа вводятся в компьютер, где специальные программы превращают их в изображения, копирующие внешние очертания модели под любым углом зрения. Подобным образом создаются модели остальных элементов автомобиля. Меняя форму общей модели автомобиля, дизайнеры сразу фиксируют результаты этого, добиваясь желаемого результата. На стадии испытания компьютерных моделей конструкции оцениваются альтернативные варианты конструкции с выбором желательного решения. Рассчитывается также конфигурация интерьера автомобиля. Выполненный, первоначально в виде «проволочной», а сейчас в виде «твердой» модели, киберман, сидя в компьютерной копии водительского кресла и двигая своими гибкими суставами, проверяет удобство интерьера, подавая соответствующие сигналы в компьютер.
Однако компьютеризация деятельности инженера не приведет к вытеснению человека из сферы проектно-конструкторской деятельности, который будет продолжать выполнять все новые, встающие в процессе этой деятельности, творческие задачи. Более того, деятельность инженера расширяет свои рамки. Уходит в прошлое, когда инженер ограничивал поле своей деятельности решением чисто технико-технологических задач. Ныне от инженера требуется учет качеств человека и социально-экономических факторов не только при выпуске определенной продукции, но и в процессе проектно-конструкторской деятельности
Наряду с классической инженерной деятельностью, связанной с применением научных знаний и производственного опыта в технической практике, возникают другие виды инженерной деятельности. Они связаны с учетом человеческого фактора и социально-экономической среды. Такой инженерной деятельностью является, к примеру, системотехническая деятельность инженера и социотехническое проектирование. Инженеры – системотехники используют информационную технологию для создания сложных технических систем, которые расчленяются на подсистемы. Последние являются объектом деятельности групп инженеров - системотехников. Связь между ними реализуется при помощи общего плана работы и деятельности инженеров широкого профиля. При этом, системное проектирование нацелено не просто на создание технических систем, а с учетом качеств человека ориентировано на формирование систем «человек-техника». Поэтому оно требует от инженера знания психофизических качеств человека, гуманитарной и общекультурной подготовки. Эти требования имеют все возрастающую значимость по мере рационализации производства, перехода его к более сложным технико-организационным формам, к его комплексной автоматизации.
При комплексной автоматизацией производства создается комплексная электронная система управления предприятием в целом. С общем виде процесс управления может быть представлен следующим образом. Субъект управления формирует цель управления и с помощью набора операций определяет характер управляющих воздействий на объект управления. При воздействии посредством прямой связи субъекта на объект, система управления изменяется таким образом, что достигает определенного результата. В силу наличия помех, влияющих на работу системы управления, этот результат обычно полностью не совпадает с поставленной субъектом управления целью. По каналам обратной связи объект управления выдает информацию о полученных результатах в управляющий орган, который в ответ выдает команды, изменяющие режим работы системы управления в соответствии с новыми условиями. Следует отметить, что современные управленческие системы используют новейшие средства и методы – системный подход и анализ, математические методы, моделирование, прогнозирование. С помощью информационно-кибернетической техники реализуется автоматизация управленческих процессов, внедряются АСУ – автоматизированные системы управления.
На практике автоматизированная система управления, как правило, содержит определенные функциональный набор: финансовый модуль, производственный модуль, маркетинговый модуль и модуль управления проектом. Эти модули должны взаимодействовать таким образом, чтобы каждый сотрудник любого подразделения мог получить информацию в то время и в той форме, которые ему необходимы. Для этого нужна единая интегрированная база данных, которая поддерживает весь комплекс информации о предприятии. Это – конструкторская и технологическая документация, сведения о заказах и ходе их выполнения, о составе и состоянии оборудования, о финансовых ресурсах и сбыте.
На разных уровнях производственной иерархии при автоматизации управления решаются различные задачи. Первый круг задач связан с предприятием в целом. Это управление финансовыми ресурсами, запасами, планирование, отслеживание заказов на выпуск и поставку готовой продукции. На этом уровне также решаются проектировочные, конструкторские и технологические задачи для подготовки производства к выпуску определенной продукции. Второй круг задач относится к производственным подразделениям, цехам и участкам. Задачи планирования и учета хода производства здесь соседствуют с управлением технологическим оборудованием и производственным транспортом. Для этого используются контроллеры, датчики, анализаторы, устройства сопряжения с объектами, устройства программного управления, считыватели цифровых и магнитных кодов. Все эти устройства собирают информацию и, передавая ее системам управления более высокого уровня, принимают от нее определенные команды.
В качестве конкретного примера можно привести формирование автоматизированной системы управления ОАО «Красный Аксай» г. Ростова-на-Дону. Создавая такую систему, ее разработчики исходили из сложности принятия решений в быстро меняющихся экономических условиях и важностью иметь оперативную информацию о состоянии дел на предприятии. Информатизация управления на этом предприятии предполагала отсутствие промежуточных звеньев в цепи передачи информации, ввод информации в компьютеры подразделений, оснащение подразделений вычислительной техникой, разработку и внедрение программного обеспечения. Решение этих проблем происходило поэтапно. Вначале была организована машинная обработка информации в рамках локальной компьютерной сети. Был создан отдел информационного обеспечения, который занялся разработкой системы представления информации, конвертированием имеющейся информации к новому представлению, разработкой схем информационного обмена между подразделениями и программного обеспечения. После решения этих задач возникла новая, более сложная – создание локальной вычислительной сети, включающей все подразделения и отделы, бухгалтерию, юридический отдел, бюро материально-технического обеспечения, бюро внешнеэкономических связей. Была разработано программное обеспечение для поддержания информационного обмена. В локальную сеть было включено 16 компьютеров, установленных на рабочих местах специалистов и используемых для индивидуальной работы и отладки информации в сети. Функционируют также информационные системы «Консультант» и «Консультант – бухгалтер». Все эти средства дают полную, своевременную объективную картину положения дел на предприятии и позволяют быстро реагировать на сбой в работе одного из его звеньев.
Труду в условиях информационного общества присуща не только его коллективность, но и его индивидуализация. Индивидуальный характер имеет уже сегодня работа программиста и вообще работа на компьютере. Но индивидуализация труда возрастает по мере увеличения числа надомников, развития надомного труда, работы в «электронных коттеджах».
Безусловно, поскольку бизнес зависит в большой степени от личных отношений, коммуникации лицом к лицу, офисы в сфере бизнеса еще долгое время будут существовать. Что же касается сферы производства, то в развитых обществах уже сейчас четко обозначается тенденция переноса центра тяжести в труде и творчестве в жилище, оснащенные компьютерными системами – в «электронные коттеджи». В связи с этим на новом уровне формируется такая форма труда, как надомничество. При этом часто встречаются ситуации, когда менее денежная работа на дому, не требующая ежедневных поездок, предпочитается более доходной, но требующей ежедневных поездок через весь город. И все же работа на дому способствует повышению производительности труда, Так, в США повышение производительности за счет перевода сотрудников на надомный –режим работы составляет в среднем 15%, а по отдельным отраслям до 40%. Достигается это за счет увеличения рабочего времени, снижения расходов на освещение, отопление, аренду помещений, экономии труда, вовлечения в трудовую деятельность женщин и обучающейся молодежи, резком сокращении и почти ликвидации времени на поездки. Свободное и рабочее место становятся фактически неразделимыми. Происходит размывание границ между производительным и непроизводительным трудом, между трудом по производству материальных благ и услуг и, в конечном итоге, между производством и потреблением. Таким образом, возникает переход от «чистого» производства к процессу, в котором важную роль играет потребление и от «чистого» потребления к производственной деятельности, расцениваемой как разновидность досуга. Возникающую ситуацию западные социологи понимают как становление прозьюмпера ( prosumer - производное от англ. «производитель»- producer и «потребитель -consumer), соединяющий в себе как производственную деятельность, так и активное потребление благ и услуг. Надомничество в США приобрело массовый характер. Достаточно сказать, что только к 1995 году здесь было создано около 20,7 миллиона рабочих мест на дому.
Надо отметить тот факт, что процесс роста надомничества стимулируется тем фактом, что именно мелкие фирмы и даже отдельные небольшие группы работников подчас «выбиваются в люди», зачастую проявляя энтузиазм, идя на такой риск, на которой не могу пойти крупные индустриальные монстры. Масштабы деятельности таких предприятий охватывают огромные анклавы и средства, Убытки от возможных просчетов поэтому достигают огромных размеров. Мелкие компании имеют большую возможность идти на риск по введению новой технологии и выработке новых продуктов, они часто являются «точками роста» промышленного развития, зачатками крупных производстввенных объединений. Среди 20 наиболее богатых и влиятельных американских компаний 15 представляют империи, возникшие в последние десятилетия из мелких компаний – Mikrosoft, Metromedia, Intel и др.
Однако возможность работы на дому далеко не всегда осуществима. На любом предприятии имеется ряд рабочих мест, перенос которых к сотруднику на дом либо нецелесообразен, либо вовсе невозможен – дежурный специалист службы поддержки пользователей, уборщик, курьер, электрик и др. Существует немало проблем психологического и социального порядка – отсутствие коллективной защищенности, контроля за работой, ее морального стимулирования, общения с коллегами. Строго индивидуальный характер труда вольно или невольно вырабатывает у трудящегося субъекта соответствующую психологию и социальную отчужденность. Возникает проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд, что способно понизить творческий потенциал общества. Все это сдерживает темпы роста надомничества, работы в «электронных коттеджах». Однако форма этой работы все же растет в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере услуг.
Одной из отличительных особенностей информационного общества является перемещение рабочей силы из сферы производства в сферу услуг. Считается, что процент населения, занятого в сфере услуг является одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития: если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным. В этой связи в ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. (Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Социальная информатика. М., 1996, стр. 1).
Развитие компьютеризации сферы услуг, с одной стороны, повышает количество работников, обслуживающих эту сферу. С 1980 по 1994 годы занятость в обрабатывающей промышленности США сократилась на 11%, в добывающей – на 41%. За эти же годы занятость в сфере услуг повысилась на 78%. С другой стороны, повышение компьютерной оснащенности транспорта, торговли, связи, домашнего хозяйства и других услуг приводит к увеличению свободного времени. Возникла своеобразная «индустрия развлечений», которая создает новые рабочие места. Появились игорные автоматы и другие развлекательные информационные средства. Эти средства делятся на воспроизводящие и обеспечивающие участие. Так, в Японии создана игрушка «чудное маленькое яйцо», которая представляет собой электронную шкатулку в форме яйца размером с брелок для ключей. После ее включения на маленьком дисплее появляется изображение яйца из которого вылупливается цыпленок. С помощью кнопочек на игрушке можно кормить цыпленка, играть с ним, убирать за ним и т.д. Основной фокус заключается в том, что игрушка не выключается и если не кормить цыпленка, то он вначале издает жалобный писк, затем вырастает злобным и слабым и наконец может досрочно умереть. На международном рынке продается сотни различных видеоигр, которые непрерывно совершенствуются. За одно десятилетие было создано четыре поколения интерактивных игр. Первые три из них постоянно усложняли видеоигры. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. Появившиеся компактные оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения.
Увлечение видеоиграми и вообще увеличение свободного времени не всегда есть благо. Общеизвестно, к примеру, что игрушка с цыпленком в Японии вызвала психическое расстройство у многих детей в связи со «смертью» цыпленка. Увеличение свободного времени является необходимой предпосылкой повышения качества жизни, развития индивидов, но лишь при условии наличия необходимой инфраструктуры, высокого уровня культуры эффективного времяпровождения. Свободное время не должно быть временем «ничегонеделания», временем царства для лени. Оно, как главное общественное богатство, должно быть рационально использовано, истрачено для всестороннего развития личности, выявления всего интеллектуального потенциала личности. Должно произойти качественное изменение отношения людей к свободному времени как к свободе от труда. Со временем все в большей и большей степени формируется социальная проблема рационального использования свободного времени. Решение этой проблемы состоит в превращении свободного времени не в досуг, а в сферу непроизводительного труда для полного выявления большего потенциала возможностей индивида.
Поскольку в процессе информатизации общества происходит передача информационной технике логических трудовых функций человека, вполне естественно, что использование этой техники предполагает трудящегося, обладающего определенными научными знаниями (информатики, математики, языка и др.) и умением их творческого применения. Именно поэтому информатизация общества изменяет характер труда в сторону повышения его интеллектуального и творческого потенциала. Развитие творческого потенциала и должно стимулировать рациональное использование свободного времени. С появлением полностью автоматизированных производств рабочие становятся более изобретательными, более похожими на независимого ремесленника, чем на взаимозаменяемых рабочих конвейерного производства. В представлении А.Тоффлера эти рабочие моложе, более образованы, ненавидят рутину, предпочитают работать бесконтрольно, хотят иметь право своего мнения, привыкли к изменениям, неясности ситуаций, гибкой организации.
Таким образом, происходят изменения как в профессиональном и квалификационном составе всего трудового населения, так и в структуре занятых по отраслям, в соотношении занятых в производственной и непроизводственной сфере и, в конечном итоге, в социльной структуре общества. Информатизированный труд выступает революционизирующим началом социальных и, как следствие, политических изменений в обществе.
«Необходимые нам решения выходят далеко за пределы технической и экономической проблематики. В конечном итоге главные проблемы – политические».
У. Драйзард.